Плыли довольно. Предложения с вводными предложениями. Годовой контрольный диктант


Мы сидели в дощанике Сучка. Нам было не очень удобно, но охотники народ неразборчивый. У тупого, заднего конца лодки стоял Сучок и работал шестом. Мы с Владимиром сидели на перекладине лодки. Ермолай поместился спереди, у самого носа. Несмотря на паклю, вода скоро появилась у нас под ногами. К счастью, погода была тихая, и пруд словно заснул.

Мы плыли довольно медленно. Старик с трудом выдергивал из вязкой тины свой длинный шест, весь перепутанный зелёными нитями подводных трав. Сплошные, круглые листья болотных лилий тоже мешали ходу нашей лодки. Наконец мы добрались до тростников, и пошла потеха. Утки шумно поднимались с пруда, испуганные нашим неожиданным появлением в их владениях. Выстрелы дружно раздавались вслед за ними, и весело было видеть, как эти кургузые птицы кувыркались в воздухе, тяжко шлепались об воду. Всех подстреленных уток мы, конечно, не достали. Легко подраненные ныряли. Иные, убитые наповал, падали в такой густой тростник, что даже рысьи глазки Ермо-лая не могли отыскать их. Но все-таки к обеду лодка наша до краев наполнилась дичью.

Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично и после каждого неудачного выстрела удивлялся, осматривал и продувал ружье, недоумевал и, наконец, излагал нам причину, почему он промахнулся. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, я - довольно плохо, по обыкновению. Сучок посматривал на нас глазами человека, смолоду состоявшего на барской службе и изредка кричал: «Вон, вон еще утица!»

Погода стояла прекрасная: белые круглые облака высоко и тихо неслись над нами, ясно отражаясь в воде. Тростник шушукал кругом. Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. Мы собирались вернуться в село, как вдруг с нами случилось довольно неприятное происшествие.

Мы уже давно могли заметить, что вода понемногу все набиралась в наш дощаник. Владимиру было поручено вычерпывать ее ковшом. Дело шло как следовало, пока Владимир не забывал своей обязанности. Но к концу охоты, словно на прощанье, утки стали подниматься такими стадами, что мы едва успевали заряжать ружья. В пылу перестрелки мы не обращали внимания на состояние нашего дощаника. Вдруг от сильного движения Ермолая наше ветхое судно наклонилось, зачерпнуло воды и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте. Мы вскрикнули, но уже было поздно. Через мгновение мы стояли в воде по горло, окруженные всплывшими телами мертвых уток. Теперь я без хохота вспомнить не могу испуганных и бледных лиц моих товарищей. Но в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться. Каждый из нас держал свое ружье над головой, и Сучок, должно быть, по привычке подражать господам, поднял шест кверху.

I. 1. Он целый ездил, хлопотал по делу, казавшемуся очень простым и легким, и, как это часто бывает, решительно ни шагу не сделал вперед, несмотря на усиленное старание. (Л. Т.) 2. Человек поднял от газеты не очень довольное, лак Левчуку показалось, лицо и сквозь стекла очков строго посмотрел на него. (Бык.) 3. Летом дни долгие, как говорят в народе, от утренней зари до вечерней на хорошем коне можно полсвета объехать. (Проск.) 4. Эта осень ворвалась в родные места хотя и в положенное время, но все же, как думал Андрей, как-то внезапно и дерзко, и весь край родной наполнился запахами увядания и тлена. (Буб.) 5. Сквозь цветы, и листья, и колючие ветки, я знаю, старый дом глянет в сердце мое. (А. Блок.)

II. 1. Он почувствовал, что краснеет - что редко с ним случалось,- отвернулся от поручика и, уже больше не расспрашивая раненых и не наблюдая за ними, пошел на перевязочный пункт. (Л. Т.) 2. Зори вечерние - утренних я никогда не вижу - обливают золотом весь горизонт. 3. Алексей - читатель уже узнал его - пристально глядел на молодую крестьянку. (П.) 4. Впрочем, в дороге мы на себе испытали властную манеру Андреева - так назвался охотник,- подчинявшую ему людей и вещи. (Маг.)

III. 1. Наконец он велел запрячь себе беговые дрожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и, сам правя, выехал со двора. (П.) 2. Я слышал, как заскрипел снег под лыжами около дома (это куда-то ушли старушки), и вслед за тем я, как и мои спутники, погрузился в глубокий сон. (Арс.) 3. Солдаты (их было трое) ели, не обращая внимания на Пьера. (Л. Т.) 4. Он встал и, прихрамывая (он был на протезе), подошел к окну. (Кав.)

ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

1. Запишите предложения, вставьте вводные слова, выражающие: а) чувства говорящего; б) оценку говорящим степени достоверности сообщаемого.

Опасения наши не оправдались, работа по заготовке кормов успешно продолжается. С утра я брожу по лесу и раньше обеда не вернусь домой.

2. Запишите предложения. Укажите варианты постановки знаков пре пинания в них. Прочитайте предложения вслух по вариантам.

Бабушка может быть дома. За деревней видно ржаное поле.

3. Запишите предложение, поставив вводное слово в начале деепричастного оборота. Изменится ли от такой перестановки пунктуация в предложении?

Лошади, не найдя, видимо, более подходящего места, сами пришли к лабазам.

4. Запишите предложения, поставив между подлежащим и сказуемым вводное слово, указывающее на уверенность или источник высказывания.

Сосед наш - опытный пчеловод. Дальние озера - удобные места для гнездовья уток.

Мы плыли медленно. Наконец мы добрались до тростников. Утки шумно поднимались с пруда, испуганные нашим неожиданным появлением, выстрелы дружно раздавались за ними. Всех подстреленных уток мы, конечно, не достали.

Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично. Ермолай, как всегда, стрелял победоносно.

В пылу перестрелки мы не обратили внимания на состояние нашего дощаника. Как вдруг от сильного движения Ермолая (он старался достать убитую птицу и всем телом налег на край) наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну; к счастью, не на глубоком месте. Через мгновенье мы стояли в воде по горло.

Теперь я без хохота вспомнить не могу испуганных и бледных лиц моих товарищей (вероятно, и мое лицо не отличалось тогда румянцем), но в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться. Каждый из нас держал свое ружье над головой, и Сучок, должно быть по привычке подражать господам, поднял свой шест кверху. (По И. Тургеневу.) (150 сл.)

1. Правописание безударных гласных, приставок, причастий, наречий, частицы не.

2. Пунктуация при однородных членах, вводных словах, обособленных определениях, в сложном предложении.

БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ

«Грибной пик», кажется, достиг своего апогея. Тысячи любителей тихой охоты едут в леса с лукошками, прочесывают не только близкие от железной дороги или шоссе рощи, но и забираются в самую глухомань, где в прошлые годы, бывало, никого не встретишь. Ведь сейчас, как утверждают шутники, число грибников на один гриб невиданно возросло, так что на удачу можно рассчитывать, лишь отшагав добрый десяток километров.

У каждого грибника, наверное, есть свои «тайные» участки леса. И как бывает иной раз досадно, когда доберется он до них и не узнает знакомого пейзажа. Не то обидно, что кто-то опередил (лес - щедрый, всех урожаем одарит), а досадно, что этот некто оставил после себя осколки бутылки, целлофановые пакеты, обломанные деревья, кострища.

Каждому, наверное, известно, что для охраны природы строятся сложнейшие и, кстати, дорогие очистные сооружения, высаживаются молодые леса на больших площадях, расселяются звери, в реки выпускаются миллионы мальков. Но все эти добрые дела не достигнут максимального эффекта, если каждый не осознает, что и он - хранитель лесов, рек, полей. (По Л. Лебедеву.) (162 сл.)

1. Правописание приставок, личных окончаний глагола.

2. Пунктуация при однородных членах, вводных словах и в сложном предложении.

СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ

В ЛЕСНОЙ ЗЕМЛЯНКЕ

В старой землянке нашли временное убежище пятеро наших солдат, возвращавшихся в свою часть из медсанбата. Здесь они укрылись от яростной бомбежки.

Вдруг входной проем чем-то закрыло. Солдаты вгляделись, к удивлению, увидели лису, которая в пасти держала лисенка, поджавшего от страха уши. Пышнохвостой красавице, судя по всему, была знакома эта землянка, и она собралась укрыться в ней со своим малышом. Лисица стояла в нерешительности и, видимо, не знала, как поступить.

Перепугалась, рыжая? - ласково сказал пожилой солдат.- Давай к нам, мама, не съедим!

Бойцы как по команде потеснились. Лиса словно ждала приглашения и тут же юркнула в проход и забилась в угол. Положив лисенка на пол, она выбежала за вторым, потом принесла и третьего. Все семейство было в сборе, и лисица, свернувшись комочком, возле своих детенышей, обняла их лапами и принялась вылизывать.

Над лесом налегке, освободившись от бомбового груза, пронесся последний-«стервятник».

Солдаты вылезли из землянки, расселись на траве, закурили. Вслед за людьми покинула убежище и рыжая, унося в пасти одного лисенка, затем второго. А когда убегала с последним, то на какое-то мгновение приостановилась около сидящих солдат, внимательно на них посмотрела. Может, так она благодарила воинов в серых шинелях за приют и ласку. (По В. Перову.) (195 сл.)

1. Правописание существительных, прилагательных, причастий, местоимений.

2. Пунктуация при вводных словах, обращениях, причастиях и деепричастных оборотах, и сложном предложении, в предложениях с прямой речью.

6.5. Глагол


Упражнение 282. В отрывке из рассказа И.С. Тургенева «Льгов» определите эстетическую функцию различных частей речи в процессе образной конкретизации. Анализируя содержание текста, покажите, как нарастание динамизма действия отражается на частности употребления именных и глагольных форм. Назовите глаголы, которые передают динамику борьбы, охоты, и глаголы, которые изображают жест, поведение человека; укажите их грамматические особенности (вид, наклонение, время и др.). Дайте оценку стилистическому использованию глаголов.

Через четверть часа мы уже сидели в дощанике Сучка… У тупого, заднего конца стоял Сучок и «пихался»; мы с Владимиром сидели на перекладине лодки; Ермолай поместился спереди, у самого носа. Несмотря на паклю, вода скоро появилась у нас под ногами. К счастью, погода была тихая, и пруд словно заснул.

Мы плыли довольно медленно. Старик с трудом выдергивал из вязкой тины свой длинный шест, весь перепутанный зелеными нитями подводных трав; сплошные, круглые листья болотных лилий тоже мешали ходу нашей лодки. Наконец мы добрались до тростников, и пошла потеха. Утки шумно поднимались, «срывались» с пруда, испуганные нашим неожиданным появлением в их владениях, выстрелы дружно раздавались вслед за ними, и весело было видеть, как эти кургузые птицы кувыркались в воздухе и тяжко шлепались об воду. Всех подстреленных уток мы, конечно, не достали: легко подраненные ныряли; иные, убитые наповал, падали в такой густой майер, что даже рысьи глазки Ермолая не могли открыть их; но все-таки к обеду лодка наша через край наполнилась дичью.

Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично и после каждого неудачного выстрела удивлялся, осматривал и продувал ружье, недоумевал и, наконец, излагал нам причину, почему он промахнулся. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, я - довольно плохо, по обыкновению. Сучок посматривал на нас… изредка кричал: «Вон, вон еще утица!» - и то и дело почесывал спину - не руками, а приведенными в движение плечами. Погода стояла прекрасная: белые круглые облака высоко и тихо неслись над нами, ясно отражаясь в воде; тростник шушукал кругом; пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. Мы собирались вернуться в село, как вдруг с нами случилось довольно неприятное происшествие.


Упражнение 283. В отрывке из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» определите экспрессивную функцию глаголов. Укажите, в каком временном плане ведется повествование, обратите внимание на смену форм настоящего и прошедшего времени в речи автора и участников диалога, на употребление глаголов в изъявительном и повелительном наклонении. Выделите те предложения, в которых усиливается выразительное значение глаголов. Дайте оценку художественному использованию писателем стилистических ресурсов морфологии.

Вы так разочарованы? - спросил Базаров.

Нет, - промолвила с расстановкой Одинцова, - но я не удовлетворена. Кажется, если б я могла сильно привязаться к чему-нибудь… ‹…›

«Ты кокетничаешь, - подумал он, - ты скучаешь и дразнишь меня от нечего делать, а мне…» Сердце у него действительно так и рвалось. ‹…›

Что это Катя так поздно играет, - заметила Одинцова. Базаров поднялся.

Да, теперь точно поздно, вам пора почивать.

Погодите, куда же вы спешите… мне нужно сказать вам одно слово.

Погодите, - шепнула Одинцова. Ее глаза остановились на Базарове; казалось, она внимательно его рассматривала.

Он прошелся по комнате, потом вдруг приблизился к ней, торопливо сказал «прощайте», стиснул ей руку так, что она чуть не вскрикнула, и вышел вон. Она поднесла свои склеившиеся пальцы к губам, подула на них и внезапно, порывисто поднявшись с кресла, направилась быстрыми шагами к двери, как бы желая вернуть Базарова… Горничная вошла в комнату с графином на серебряном подносе. Одинцова остановилась, велела ей уйти и села опять, и опять задумалась. Коса ее развилась и темной змеей упала к ней на плечо. Лампа еще долго горела в комнате Анны Сергеевны, и долго она оставалась неподвижною, лишь изредка проводя пальцами по своим рукам, которые слегка покусывал ночной холод.


Упражнение 284. В отрывке из романа А.И. Герцена «Былое и думы» покажите особенности использования глагольных форм в разных частях текста, разграничивая описание, повествование, рассуждение; монологическую и диалогическую речь. Проанализируйте выбор форм вида, наклонения, времени, лица, числа; оцените их выразительные возможности.

Раз, длинным зимним вечером в конце 1838, сидели мы, как всегда, одни, читали и не читали, говорили и молчали и молча продолжали говорить. На дворе сильно морозило, и в кабинете было не совсем тепло. Наташа чувствовала себя нездоровой и лежала на диване, покрывшись мантильей, я сидел возле на полу; чтение не налаживалось, она была рассеянна, думала о другом, ее что-то занимало, она менялась в лице.

Александр, - сказала она, - у меня есть тайна, поди сюда поближе, я тебе скажу на ухо, или нет - отгадай. ‹…›

Как человеческая грудь богата на ощущения счастья, лишь бы люди умели им отдаваться, не развлекаясь пустяками. …Мы тратим, пропускаем сквозь пальцы лучшие минуты, как будто их невесть сколько в запасе. Мы обыкновенно думаем о завтрашнем дне, о будущем годе, в то время как надобно обеими руками уцепиться за чашу, налитую через край, которую протягивает сама жизнь, непрошеная, с обычной щедростью своей, - и пить и пить, пока чаша не перешла в другие руки. Природа долго потчевать и предлагать не любит.


Упражнение 285. В отрывке из рассказа М. Горького «Калинин» выделите глаголы, отмечая особенности использования их видо-временных форм. Определите функционально-смысловой тип речи и покажите экспрессивную функцию глаголов в контексте.

Осень, осень - свистит ветер с моря и бешено гонит на берег вспененные волны, - в белых гривах мелькают, точно змеи, черные ленты водорослей, и воздух насыщен влажной, соленой пылью.

Сердито гудят прибрежные камни; сухой шорох деревьев тревожен, они качают вершинами, сгибаются, точно хотят вырвать корни из земли и бежать в горы, одетые тяжелой шубой темных облаков.

Над морем облака изорваны в клочья и мчатся к земле, обнажая бездонные синие пропасти, где беспокойно горит осеннее солнце. Тени скользят по изрытому морю; на земле ветер прижимает тучи к бокам гор, тучи устало ползут вверх и вниз, забились в ущелья и дымно курятся там.

Все вокруг нахмурено, спорит друг с другом, сердито отемняется и холодно блестит, ослепляя глаза; по узкой дороге, прикрытой с моря грядою заласканных волнами камней, бегут, гонясь друг за другом, листья платанов, черноклена, дуба, алычи. Плеск, шорох, свист - все скипелось в один непрерывный звук, его слушаешь, как песню, равномерные удары волн о камни звучат, точно рифмы.


Упражнение 286. Определите экспрессивную функцию глаголов, отмечая особенности использования форм вида, времени, наклонения.

Зеленая «Антилопа», скрипя всеми своими частями, промчалась по внешнему проезду Бульвара Молодых Дарований и вылетела на рыночную площадь. Там взору экипажа «Антилопы» представилась странная картина. С площади, по направлению к шоссе, согнувшись, бежал человек с белым гусем под мышкой. Левой рукой он придерживал на голове твердую соломенную шляпу. За ним с криком бежала большая толпа. Убегавший часто оглядывался назад, и на его благообразном актерском лице можно было разглядеть выражение ужаса.

Паниковский бежит! - закричал Балаганов.

Вторая стадия кражи гуся, - холодно заметил Остап. - Третья стадия начнется после поимки виновного. Она сопровождается чувствительными побоями.

О приближении третьей стадии Паниковский, вероятно, догадывался, потому что бежал во всю прыть. От страха он не выпускал гуся, и это вызывало в преследователях сильное раздражение.

Сто шестнадцатая статья, - наизусть сказал Козлевич. - Тайное, а равно открытое похищение крупного скота у трудового земледельческого и скотоводческого населения.

Балаганов захохотал. Его тешила мысль, что нарушитель конвенции получит законное возмездие.

Машина выбралась на шоссе, прорезав галдящую толпу.

Спасите! - закричал Паниковский, когда «Антилопа» с ним поравнялась.

Бог подаст, - ответил Балаганов, свешиваясь за борт. Машина обдала Паниковского клубами малиновой пыли.

Возьмите меня! - вопил Паниковский из последних сил, держась рядом с машиной. - Я хороший.

Может, возьмем гада? - спросил Остап.

Не надо, - жестко ответил Балаганов, - пусть в другой раз знает, как нарушать конвенции.

Но Остап уже принял решение.

Паниковский немедленно повиновался. Гусь недовольно поднялся с земли, почесался и как ни в чем не бывало пошел обратно в город.

Влезайте, - предложил Остап, - черт с вами! Но больше не грешите, а то вырву руки с корнем.

Паниковский, перебирая ногами, ухватился за кузов, потом налег на борт животом, перевалился в машину, как купающийся в лодку, и, стуча манжетами, упал на дно.

Полный ход, - скомандовал Остап.

Заседание продолжается.

(Ильф И. и Петров Е.)


Упражнение 287. Выделите глаголы; укажите их грамматические признаки (вид, время, наклонение, лицо, число, залоговые значения); отметьте особенности использования в контексте глагольных форм. Оцените выразительные возможности глагола как части речи и сложившиеся в русской литературе традиции его стилистического использования в экспрессивных целях.

1. Вся изба затряслась, затрепетала, а кочеток в сенцах как крикнет дурным голосом, как взовьется да головой трах об стреху (Пауст.). 2. Та, бывало, прибежит: «Дядя Миша, поймайте выхухоля, очень нужно!» Сейчас беру сачок, норы все мне в известности, подведешь сачок к выходу, пугнешь - готово (Сол.). 3. А что… и верно, создадим-ка мы с тобой такую вот комплексную бригаду, чтобы без бюрократизма (Полев.). 4. Иди сюда, Глоба!.. Вот такое дело. Пойдешь на ту сторону, найдешь Василия, передашь ему, что взрыв моста отставить (Сим.). 5. Свет пройди, - нигде не сыщешь дружбы той святей и чище, что бывает на войне (Твард.). 6. Что же мне, словно камню, на месте лежать, по-вашему? Я вот здоров, как бык, ни разу в жизни не хварывал (Кар.). 7. Мальчик… изо всей силы крутанул колесо (Н. Евдокимов). 8. …И доктора, имеющие свое мнение… про-мол-чали. Шестнадцатилетний же юноша умер, взял да и умер! (Герм.) 9. На Лесогорском заводе нам с Юлей вначале было трудно… Тут и появись вот эта Сонечка Челищева! (Кар.) 10. Нет, так на тебе - кисет! Запропастился куда-то, хвать-похвать, пропал и след (Твард.). 11. Я вообще соскучилась. По работе, по школе, по людям. А вы возьми и приди. - Значит, все-таки соскучились? - уже менее уверенно спросил он (Герм.). 12. - Ляжем спать, пока солнце, - предложил новый товарищ. - Сейчас хоть выспимся, а то ночью из-за холода глаз не сомкнуть (Гайд.). 13. У Кирилла они [глаза] быстро менялись: то вдруг тяжело блеснут матовым отливом старой меди, то посветлеют, как табак (Фед.). 14. Среди горьких дум и сожалений Катя внезапно вспомнила песчаную мокрую дорожку… По дорожке идет она сама - Катя - в коричневом платье и черном фартучке. Под туфельками хрустит песок. Катя чувствует, какая она вся легкая, тоненькая, волосы треплет ветерок… (А. Т.)


Упражнение 288. Дайте оценку употреблению спрягаемых форм глагола. Отметьте немотивированное использование глаголов настоящего времени в значении прошедшего и наоборот; укажите разнобой временных, видовых, видо-временных форм. Отредактируйте текст.

1. После окончания школы Ковалев поступает работать на завод, где за короткое время приобрел квалификацию токаря. 2. Московские голубеводы ежегодно проводят различные состязания, во время которых пернатые преодолевали расстояние от 300 до 1500 км. 3. Покойный писатель выступает с заявлением протеста против фальсификации. 4. Он мечтает посвятить себя литературной деятельности, но задуманная им пьеса так и осталась неоконченной, и он бросил занятия литературой. 5. Неправильную позицию занимает облбытуправление. Оно не только спокойно отнеслось к нарушениям в работе «Рембыттехники», но и само устанавливало такие задания, в которых нуждам земледельцев отведена второстепенная роль.


Упражнение 289. Проанализируйте употребление глаголов. Укажите смешение субъектно-объектных отношений и возникающие при этом неясность, двусмысленность высказывания в результате неправильного использования возвратных глаголов.

Укажите речевые ошибки в употреблении глагольных форм (использование просторечных вариантов, употребление непереходных глаголов в значении переходных, немотивированное обращение к возвратным формам, ошибки в выборе видо-временных форм глагола и пр.). Устраните замеченные ошибки, предложив варианты стилистической правки.

1. Машина за машиной подходили и нагружались овощами. 2. Продолжали вестись капитальные исследования в области теории животноводства. 3. Магнитогорский металлургический комбинат ежегодно заносился на Доску почета… 4. 250 га, которые занимались кукурузой, после глубокой вспашки обрабатывали дисковыми боронами. 5. Теперь наш участок занялся жильем. 6. Циклон грозился наводнением. 7. Небо охватывается заревом, и становится жутко. 8. Работы выполняются с высоким качеством. 9. В последнее время ослабла связь между коллективом цеха и учащимися профтехучилища. 10. Семена помещают в банку, которую закупоривают и залипают сургучом или парафином. 11. Скипятите 1/4 литра молока и разведите в нем 10 грамм размоченной желатины. 12. Дерево развешало густые ветви, так что под ним могли удобно примоститься наши машины. 13. Ханов бросил на ходу: «Я спешу, машина сломалась». Но товарищам он отказать не смог, и машина вдруг исправилась. 14. Я добился, чего хотел. Пусть другие подерзят! 15. Спектакль давался на сцене 18 лет подряд. За это время старились актеры и зрители, но, мне кажется, настроение в зале не изменилось. 16. Первицкого обхаживала шумная слава и отходила к другим. 17. Писатель выводит героя, который сам не умеет одеть чулки и целыми днями пролеживает на диване.


Упражнение 290. Сравните неотредактированный и отредактированный варианты предложений; объясните, какие ошибки устранены, внесите свои коррективы в стилистическую правку.


1. Анна Федоровна организовывает экскурсию в библиотеку, знакомит ребят с ее фондами и персоналом.

1. Анна Федоровна организует экскурсию в библиотеку, знакомит ребят с ее фондами и персоналом.

2. Хорошая оценка, даже поставленная авансом, приободрила бы девочку, вдохнула желание учиться, рассеяла туман равнодушия.

2. Хорошая оценка, даже поставленная авансом, подбодрила бы девочку, заставила бы поверить в свои силы, вызвала бы желание учиться.

3. В течение года план неоднократно корректировался, некоторые темы разнообразились.

3. В течение года мы неоднократно корректировали план, в некоторые темы вносили изменения.

4. Чтобы смолоду работать над собственной идеей, нужно быть гением, уметь не побояться трудностей, которые сразу же возникают, захоти студент или даже аспирант заняться темой, не работающей на теории своего научного руководителя.

4. Чтобы смолоду работать над собственной идеей, нужно быть талантом, не бояться трудностей, которые сразу же возникнут, если студент или даже аспирант захочет заняться темой, не связанной с теорией своего научного руководителя.

5. При замерах освещенности следует избегать случайных затемнений, однако тени, имеющиеся на рабочей поверхности, не должны специально устраняться в момент обследования.

5. При измерении освещенности необходимо избегать случайных затемнений, в то же время тени на рабочей поверхности в момент измерения устранять не следует.

6. Мы изготавливаем изделия из железобетона, которые идут для строительства фабрик, заводов.

6. Мы изготовляем изделия из железобетона, которые используются для строительства фабрик, заводов.

7. Формулы упрощаются и будут иметь следующий вид…

7. Формулы упрощаются и получают такой вид…

8. Измученный, он забылся коротким сном, но вдруг просыпался от резкого толчка вагона.

8. Измученный, он забывался коротким сном, но временами просыпался от резкого толчка вагона.

9. Он мечтает посвятить себя литературной деятельности, но задуманные им произведения так и остались незаконченными.

9. Он мечтал посвятить себя литературной деятельности, но задуманные им произведения так и остались незаконченными.

10. Лучше всего он чувствовал себя в кругу учеников, которым постоянно бескорыстно помогает.

10. Лучше всего он чувствовал себя в кругу учеников, которым постоянно бескорыстно помогал.

11. Может быть, эта глобальность солдатского подвига написалась у меня слишком громко.

11. Может быть, величие солдатского подвига описано мною чересчур патетично.

Осень - пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.

Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в стоячих водах неширокой речонки. Тишина. Ни звука, ни ветерка. Даже легкое облачко застыло в небе.

Такой изобразил природу художник-пейзажист Левитан на своей картине «Золотая осень». Она привлекает нас гармонией красок, и в то же время легкой грустью овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы. Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает. Вот-вот задует холодный ветер-озорник, и уронят тогда деревья свой последний праздничный наряд.

Всматриваясь в полотно, написанное рукой большого мастера, мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника. Ведь наблюдая и изучая природу, истинный мастер кисти старается уловить в ее жизни наиболее близкое и дорогое его сердцу мгновение и отразить в своем произведении. (132 слова)

(По О. Туберовской)

Контрольные диктанты 8 класс

Итак, Петя сдал вступительный экзамен в гимназии. Однако тетя упорно утверждала: «Никакого экзамена, конечно, не было, а было легкое приемное испытание». Но Петя повторял со слезами: «А вот был экзамен!» Тетя решила покривить душой: «Впрочем, я, вероятно, ошиблась. Кажется, был экзамен». Петю однако, грызло сомнение, потому что все прошло как-то чересчур быстро и гладко.
Вначале все шло превосходно. Мальчика огорчало только то, что его еще ни разу не вызывали к доске. Каждую субботу он с грустью приносил дневник, обернутый в роскошную бумагу, оклеенную серебряными звездами.
Однажды Петя, не раздеваясь, вбежал в комнату. Размахивая дневником, он радостно кричал: «Мне отметки поставили!» Торжественно швырнув дневник на стол, мальчик гордо отошел в сторону, как бы не желая мешать созерцанию отметок.



Раскрыв дневник, тетя ахнула: «Сплошные двойки!» «Я так и знал! - чуть не плача от обиды закричал Петя. - Важно, что это отметки!» И, сердито выхватив дневник, мальчик помчался во двор показывать его приятелям. (149 слов) (По В. Катаеву)

Журавли.

В далёком детстве с особенным радостным чувством встречали мы весною журавлей, возвращавшихся на свою родину. Услышав их голоса, доносившиеся с высокого неба, мы оставляли наши игры и, подняв головы, глядели в голубую небесную высь.

«Журавли! Журавли!» - громко кричали мы, радуясь прилёту весенних гостей.

Журавли летели стройными косяками. Они возвращались из далёких тёплых стран. Покружив над болотом или над берегом реки, они иногда садились, чтобы отдохнуть и подкрепить силы свои после далёкого пути.

Некогда мне довелось близко наблюдать журавлей. Я охотился на глухарином току возле большого, почти непроходимого болота. Ночуя в лесу, знаете ли, много раз на рассвете я слышал, как водят хороводы журавли. Пробравшись к болоту, спрятавшись в глухих густых кустах, я наблюдал в бинокль за этими чудными птицами. Собравшись в широкий круг, размахивая сильными крыльями, журавли трубили и плясали. Это, конечно же, был весенний свадебный журавлиный праздник.

Грамматические задания.

Вариант 1.

2. Выписать из предложения Покружив над болотами,…

Вариант 2.

1. Синтаксический разбор предложения

Пробравшись к болоту, спрятавшись в глухих густых кустах,…

2. Выписать из предложения Услышав их голоса, доносившиеся с высокого неба,… все словосочетания, составить их схемы, указать виды связи слов.

Итоговый контрольный диктант в 8 классе

На охоте

К счастью, погода была тихая, пруд словно заснул. Мы пошли с Ермолаем вдоль пруда, но, во-первых, у самого берега утка, птица осторожная, не держится; во-вторых, если даже какой-нибудь чирок и подвергался нашим выстрелам, то достать его наши собаки были не в состоянии.

Мы плыли довольно медленно. Наконец, добрались до тростников, и пошла потеха. Всех подстреленных птиц мы, конечно, не достали, но всё-таки к обеду лодка наша наполнилась дичью. Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно.

К концу охоты утки стали подниматься такими стадами, что мы едва успевали заряжать ружья. Как вдруг от сильного движения Ермолая, здорового и крепкого мужика, наше ветхое судно зачерпнулось и быстро пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте.

Через мгновение мы стояли в воде по горло. Теперь я без хохота вспомнить не могу испуганных и бледных лиц моих товарищей. Но в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться.

(И. Тургенев)

Грамматические задания. 1 вариант.

Владимир, к великому утешению Ермолая,…

2. Выписать из предложения

Как вдруг от сильного движения Ермолая, здорового и крепкого мужика,

все словосочетания, составить их схемы, указать виды связи слов.

Вариант 2.

1. Полный синтаксический разбор предложения

Теперь я без хохота вспомнить не могу испуганных и бледных лиц моих товарищей.

2. Выписать из предложения

Всех подстреленных птиц мы, конечно, не достали, но всё-таки к обеду лодка наша наполнилась дичью.

все словосочетания, составить их схемы, указать виды связи слов.

Класс

Контрольный диктант за вторую четверть

Судьба человека

Отгремели военные грозы, и уже свыше десяти лет строил наш народ мирную жизнь, когда М.А.Шолохов снова обратился к военной теме. Читаешь его небольшой рассказ под названием "Судьба человека", и сердце сжимается от бесхитростного повествования, которое ведёт бывалый шофёр, солдат, прошедший самые страшные испытания.

Два года в немецких лагерях смерти. Побег, когда уже не было сил бороться за жизнь. Но на родной земле Андрея Соколова подстерегают новые удары. Он узнаёт, что жена и дочери убиты во время бомбёжки, а сын ушёл неизвестно куда. Незадолго до конца войны находит Андрей сына, чтобы потерять его в последний военный день.

И вот немолодой человек, который лишился всего, что составляет смысл жизни, встречает крошечное беззащитное существо. Не очерствел душой, не сделался равнодушным к чужому горю тот, кто перенёс столько своего. Ванюшка стал для Андрея всем. И живёт старый солдат для своего нового сынка, для того чтобы никогда больше не почувствовал себя сиротой шестилетний ребёнок.

Грамматическое задание:

Во втором абзаце найти все СПП, определить вид придаточных.

Контрольный диктант за первое полугодие

Лесное озеро

За придорожным кустарником поднимался смешанный лес. С левой стороны таинственно поблескивала черная вода. Мы ждали только тропинки, чтобы устремиться по ней в глубину леса и узнать, что там. И вот тропинка попалась.

Не успели мы сделать по ней двухсот шагов, как заливистое злое тявканье собачонки остановило нас. Невдалеке стояла изба лесника.

Лесник пригласил нас в дом и хотел распорядиться насчет стола. Но мы сказали, что нам ничего не нужно и что мы свернули с большой дороги единственно затем, чтобы узнать, что за вода блестит между деревьями.

Вода началась шагах в пятидесяти от порога, но гораздо ниже его, так как дом стоял на бугре. Узкая лодка, на которую мы сели, была настолько легкая, что под тяжестью четырех человек погрузилась в воду по самые края. Необыкновенной красоты озеро окружило нас. Темно-зеленые дубы и липы, которыми заросли озерные берега, четко отражались в неподвижной воде. Редкие и ясные, словно звезды, покоились на воде цветы белых лилий. Так резко оттенялся каждый цветок чернотой озерного зеркала, что мы замечали его обыкновенно за двести, за триста метров.

(По В.Солоухину) 170 слов

Годовой контрольный диктант

Михайловский парк

Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. Там было пустынно и тихо. В вышине шли облака. Под ними, по зелёным холмам, по озёрам, по дорожкам столетнего парка, проходили тени.

Михайловский парк - приют отшельника. Это парк, где трудно веселиться. Он создан для одиночества и размышлений. Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в такие же величественные, как и он сам, столетние пустынные леса. Только на окраинах парка сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой.

Главная прелесть Михайловского парка в обрыве над Соротью и в домике няни Арины Родионовны...Домик так мал и трогателен, что даже страшно подняться на его ветхое крыльцо.

А с обрыва над Соротью видны два синих озера, лесистый холм и наше вековечное скромное небо с уснувшими на нём облаками...


Сказать о написании слова.

Мы плыли довольно медленно. Старик с трудом выдергивал из вязкой тины свой длинный шест… Наконец мы добрались до тростников, и пошла потеха. Утки шумно поднимались, «срывались» с пруда, испуганные нашим неожиданным появлением в их владениях, выстрелы дружно раздавались вслед за ними… эти кургузые птицы кувыркались на воздухе, тяжело шлепались об воду… Легко подраненные ныряли; иные, убитые наповал, падали в такой густой майер, что даже рысьи глазки Ермолая не могли открыть их; но все-таки к обеду лодка наша через край наполнилась дичью.

(И.С. Тургенев)

Эти конструкции живо передают движение, развитие действия, как нельзя лучше отражая динамику событий.

Предложения с препозитивным сказуемым употребляются при описании обстановки, констатации того или иного факта, наличия предмета:

Был прекрасный июльский день… Весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков… Кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь… На всем лежит печать какой-то трогательной кротости…

(И.С. Тургенев)

Такой порядок слов характерен для эпического, спокойного тона речи; он наиболее приемлем для создания статических картин.

Не останавливаясь специально на особенностях порядка слов в иных функционально-смысловых типах речи, отметим, что и в рассуждении, и в диалогическом единстве тема-рематическое членение высказывания зависит от коммуникативной установки и характера предшествующего текста.

Устранение речевых ошибок в строе простого предложения

Стилистическая оценка порядка слов в предложении обращает наше внимание и на нарушения литературно-языковых норм в конкретных текстах. Редактор, анализируя синтаксические конструкции, может не согласиться с предложенным автором актуальным членением высказывания, затемняющим его смысл; ср.:

В подобных конструкциях подлежащее по форме не отличается от прямого дополнения, и поэтому инверсия не может быть оправдана.

В иных случаях перестановка темы и ремы в авторском тексте объясняется небрежностью или низкой речевой культурой пишущего: Полувагоны выделены из общей массы, отдельно по ним расчеты и анализ ведутся. Во второй части этого сложного предложения темой являются подлежащие, а ремой - состав сказуемого, поэтому необходима правка: Полувагоны выделены из общей массы; анализ и расчеты по ним ведутся отдельно.

Стилистически не оправданная инверсия мешает правильному пониманию текста. На этом построена шутка А.П. Чехова: Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать. Возможность по-разному объединить слова в словосочетания порождает двусмысленность: Шестилетним деревенским мальчишкой он бежал босиком по осенней распутице, чтобы увидеть вблизи севший самолет (увидеть вблизи или вблизи севший?).

Неудачный порядок слов нередко становится причиной неуместного комизма и абсурдности высказывания: Детский комбинат «Белочка» принимает детей после капитального ремонта; В универмаге проводится выставка-продажа товаров для мужчин весенне-летнего сезона, В большом выборе имеются украшения для женщин зарубежного производства; В магазины поступили коляски для детей различных расцветок. Подобные речевые ошибки чаще всего встречаются в составленных наспех объявлениях. Однако, к сожалению, такие ляпсусы иногда остаются не исправленными и в печати: Как справедливо заметил в беседе со мной поседевший Раушнинг…; Обнаружен Скриквин в момент задержания автомашины в спящем состоянии; Произвел осмотр места происшествия, где была совершена кража из магазина с участием понятых.

Внимательное отношение к порядку слов в предложении позволит избежать речевых ошибок, создающих абсурдность высказывания.

Немало речевых ошибок приходится устранять редактору при анализе построения синтаксических конструкций. Часто можно наблюдать немотивированный пропуск того или иного члена в составе предложения, нарушающий его структуру, а порой искажающий и смысл высказывания. Нельзя признать правильной такую фразу:

В редакцию пришло письмо от гражданки Логиновой, в котором сообщала о неудовлетворительной работе заведующего милятинским магазином А.Г. Тарасова.

Стилистическая правка в этом случае требует употребления подлежащего в придаточной части сложноподчиненного предложения (…она сообщала). Немотивированный пропуск одного из элементов составного сказуемого приводит к дефектности такого предложения:

В 1985 году труженики села смогли собрать зерновых 29 центнеров, других овощей 360 центнеров, довести поголовье коров до 8,5 тысяч, надоить молока 3,9 центнеров, яиц 158,5 миллиона штук.

Неуместный эллипсис не только делает конструкцию неполноценной, но и провоцирует неверное толкование текста, порождая комизм высказывания (получилось: надоить … яиц). При стилистической правке этого предложения редактор вставит опущенные инфинитивы, постарается уточнить авторскую мысль таким образом:

В 1985 году труженики села смогли собрать с каждого гектара по 29 центнеров зерновых, по 260 центнеров картофеля и по 360 центнеров других овощей, довести поголовье крупного рогатого скота до 8,5 тысячи; надоить по 3,9 центнера молока от каждой фуражной коровы, получить 158,5 миллиона штук яиц.

Дефектные синтаксические конструкции - следствие нечеткости мысли пишущего, который, конструируя фразу, порой не решил еще, что в ней должно быть темой, а что - ремой, как лучше подать информацию. Примером неудачного тема-рематического членения высказывания может быть такое предложение: Производство черных металлов требует значительного увеличения заготовки металлического лома, ибо около половины всего объема стали выплавляется из металлического лома.

Такую конструкцию необходимо преобразовать: Увеличение сбора металлического лома очень важно для производства черных металлов: ведь половина всей стали выплавляется из лома.

В отредактированном варианте в центре внимания мысль о необходимости увеличить сбор металлолома.

Грубой ошибкой в построении предложения является неправильное употребление словоформ: Постоянное увлечение Андрея, поглощающее все его свободное время, - это спортом.

В данном случае, вместо ожидаемой формы именительного падежа существительного (его увлечение - спорт), появляется творительный, уместный в иной конструкции: Он увлекается спортом. Стилисты называют такую ошибку смещением синтаксической конструкции.

Рассмотрим примеры стилистической правки предложений, в которых произошло смещение в сочетании словоформ:

Как видим, устранение этой синтаксической ошибки требует значительной переработки авторского текста: редактор может усложнить конструкцию, преобразовав простое предложение в сложное (второй пример), может заменить безличную конструкцию личной (третий пример) и т.д.

Анализируя структуру предложения, редактор сталкивается и с незавершенностью синтаксических конструкций. Например: Только за последнее время принятые законы об охране здоровья, укреплении семьи, землеустройстве, водопользовании, по усилению борьбы с преступностью.

Так, конечно, нельзя закончить предложение, но автор поставил точку и перешел к следующей фразе. Редактор должен восполнить отсутствие сказуемого в незавершенной конструкции, что можно сделать, почти не меняя авторского текста: достаточно заменить полное причастие кратким: приняты законы.

Стилистическая оценка главных членов предложения

Выражение подлежащего и сказуемого

Стилистический интерес представляют нестандартные формы выражения главных членов предложения, поскольку именно они получают в речи особую экспрессивную окраску и имеют функционально-стилевое назначение, в то время как большинство двукомпонентных предложений, строящихся по структурным схемам, с наиболее характерными для русского языка способами выражения подлежащего и сказуемого, не нуждаются в специальном стилистическом комментарии, например: Ветер разогнал тучи; Светит солнце; Достигнуто мирное урегулирование конфликта.

В зависимости от лексико-грамматических свойств главных членов можно выделить такие основные структурные схемы двусоставных предложений: 1) «имя + спрягаемая форма глагола»; 2) «имя + имя»; 3) «инфинитив + имя»; 4) «инфинитив + инфинитив». Их частотность зависит от стиля речи. В книжных стилях чаще употребляются предложения, реализующие вторую схему, а также первую, использование которой не имеет функционально-стилевых ограничений. Например: Вопрос о свободной научной мысли не ограничивается свободой поиска истины. Вопрос этот несравненно шире и глубже. Свобода научного поиска и обсуждения истины не однозначна по своему моральному содержанию со свободой выбора цели исследования. Объекты исследования безграничны, а возможности исследования ограничены. В этом отрывке из четырех простых предложений три построены по второй структурной схеме, одно - по первой. При этом «книжность» конструкции определяет тип сказуемого: составное именное сказуемое более характерно для языка науки.

Из этого, однако, не следует, что в разговорном стиле не употребляются предложения типа «имя + имя» (ср.: «Ты чудак», «Она хитрая»), но частотность их меньше, чем в книжных стилях.

Каковы же особенности выражения подлежащего в разных функциональных стилях?

Следует прежде всего отметить, что подлежащее, выраженное существительным и субстантивированным прилагательным, причастием, числительным, употребляется в речи без всяких ограничений. Приведем примеры употребления таких подлежащих в публицистическом стиле: Можно ли считать, что мы сейчас переходим к рыночным методам ведения хозяйства? Возможно, на первых порах так и получится: «богатые» будут богатеть, а «бедные» беднеть… Сейчас, когда одни предприятия работают на самофинансировании, а другие - нет, плохого работника первые гонят, вторые охотно берут, лишь бы заполнить штаты… У нас все безработные (те, кто числится в штате предприятия, но ничего не делает) получают зарплату. Должны ли мы от них освобождаться?.. Плохие никому не нужны (АиФ. - 1986. - № 50); Недавно «Правда» рассказала о случае на Шуровском цементном заводе… Происшедшее - вполне закономерный, сознательный поступок молодого инженера (Правда. - 1986. - 12 дек.).

Как видим, в публицистической речи и прилагательные, и причастия, и числительные легко становятся подлежащим. В официально-деловом и научном стилях то же самое, причем ряд терминов в них представляет собой именно субстантивированные прилагательные и причастия (пострадавший, недееспособный, трудоспособный, задержанный, совершеннолетний, обвиняемый и т.д., а также: прямая (линия), кривая, щелевой, взрывной (звуки), парнокопытные, зонтичные и под.), так что замена существительного субстантивированными, именами может даже усилить функционально-стилевую окраску текста, принадлежащего к одному из книжных стилей при употреблении соответствующей специальной лексики.

Использование же местоимений для обозначения подлежащего в научной, официально-деловой речи и отчасти в публицистической сталкивается с ограничениями: в книжных стилях употребительны двусоставные предложения с подлежащим, означающим «авторское мы», которое представлено в процитированном выше отрывке из еженедельника «Аргументы и факты». Другие личные местоимения (за исключением форм третьего лица: он, она, оно, они) в функции подлежащего используются в книжных стилях редко. Научный и официально-деловой стили, которым свойственна безличная форма изложения, отвергают подлежащие, выраженные словами я, ты, вы. В этих стилях невозможно и употребление в роли подлежащего неопределенных местоимений, поскольку это несовместимо с требованием точности и объективности в подаче материала. Словом, и в выражении подлежащего разными частями речи несомненны функционально-стилевые особенности.

Ограничения на выражение подлежащего некоторыми субстантивированными частями речи и целыми конструкциями, обретающими при этом категориальное значение предметности, налагает и возникающая в таких случаях экспрессия, которая указывает на разговорный характер подобных высказываний. Например: Ваши «ах» и «как бы чего не вышло» всем надоели; Эти «завтра», «в другой раз», «звоните» не радуют. В художественной речи получают яркое стилистическое применение подобные нестандартные способы выражения подлежащего: Вдруг, среди чрезвычайной тишины в воздухе… ясно раздается его: «тпру, тпру» (Т.); Кое-где стучали в доску, лениво раздавалось откуда-то протяжное «Слушай!» (Гонч.); …Громкое: «Благодарствуйте, батюшка Алексей Степанович!» огласило поляну (Акс.).

Инфинитив в роли подлежащего используется без стилистических ограничений, однако частотность его невелика: Разубедить его в чем-нибудь трудно, спорить с ним невозможно (Ч.); Напраслину-то терпеть кому ж приятно! (Остр.); Участвовать в психологическом эксперименте нельзя заставить (из монографии); Отказаться от работы значило подвести всю бригаду (из газ.); Курить воспрещается! Экспрессивно окрашены, как правило, подлежащие, выраженные инфинитивом, в предложениях, построенных по четвертой структурной схеме (Верить - значит любить).

Несравненно большими стилистическими возможностями обладают разные типы сказуемого, употребление которых заслуживает внимательного изучения.

Простое глагольное сказуемое универсально, для его употребления нет стилистических преград, хотя особые случаи его использования в речи представляют стилистический интерес. В каждом из функциональных стилей простое глагольное сказуемое обретает характерные формы лексического и грамматического выражения. Так, для разговорной речи характерна прежде всего спрягаемая форма глаголов, принадлежащих общеупотребительной нейтральной лексике (Ты не знаешь, кто приходил?) или имеющих разговорно-просторечную окраску (Он не стерпел, конечно, а выдал все сполна). В книжных стилях чаще используется сказуемое, выраженное глаголами страдательного залога, что связано с частотностью пассивных конструкций. Функционально-стилевую окраску речи при этом придают специальные глаголы: Эти лечебные ванны назначаются через день; Вода фторируется; Заплывать за буйки запрещается.

Разнообразные формы выражения простого глагольного сказуемого дают основание стилистически противопоставить два способа его грамматического оформления: 1) сказуемое, формально уподобляемое подлежащему (то есть выраженное глаголом любого наклонения, времени и лица), по своей грамматической природе стилистически нейтрально; 2) простое глагольное сказуемое, формально не уподобляемое подлежащему, выраженное особыми формами глаголов, глагольных междометий, употребленными в значении изъявительного наклонения, назначение которых в усилении действенности речи. В самой природе их заложена яркая экспрессия: Поступи Иван Никифорович не таким образом, скажи он «птица», а не «гусак», еще бы можно было поправить (Г.); И новые друзья ну целоваться, ну обниматься … (Кр.); Вдруг что-то шумно упало в воду, я хвать за пояс - пистолета нет (Л.). Богатые модально-экспрессивными оттенками, такие формы простого глагольного сказуемого используются только в разговорной речи и в экспрессивных стилях, открытых для ее влияния.

Особого стилистического комментария заслуживает замена спрягаемой формы глагола, выступающей в роли простого глагольного сказуемого, сочетанием отглагольного существительного и вспомогательного глагола, имеющего ослабленное лексическое значение: Врач оказал помощь больному (вместо: Врач помог больному). При стилистической оценке этого явления следует учитывать функционально-стилевую принадлежность текста.

Обращение к глагольно-именным сочетаниям может быть вполне обоснованным в книжных стилях: Высокий гость предпринял поездку по стране… (из газ.). Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети родильных домов (Кодекс о браке и семье); В проблемной ситуации человек сначала производит ориентировку, рассматривая варианты возможного выхода… И лишь после этого осуществляет само общение (Социальная психология). При этом употребление глагольно-именных сочетаний вместо соответствующих глаголов не только подчеркивает функционально-стилевую ориентацию в отборе языковых средств, но и уточняет смысл высказывания, обращает к использованию специальных терминов и порой даже усиливает действенность речи. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить ряд глагольно-именных сочетаний с соответствующими глаголами: дать указание - указать, объявить благодарность - поблагодарить; наложить взыскание - взыскать (первые закрепились в официально-деловом стиле как специальные), оказать широкую поддержку - поддержать, проявить горячую заинтересованность - заинтересоваться, оказать неоценимую услугу - услужить (первые экспрессивны, так как отглагольное существительное дает возможность оттенить его определением, а соответствующий глагол не всегда сочетается с подобным наречием (невозможно: «неоценимо услужить»). Уточнению смысла помогает и правильный выбор вспомогательного глагола при употреблении глагольно-именного сочетания: В этом случае личность претерпевает некоторые изменения (ср.: меняется); Слушатель вступает в общение при условии… (ср.: общается).

С другой стороны, можно часто наблюдать стилистически не оправданную замену простого глагольного сказуемого глагольно-именным сочетанием, придающим речи неуместную канцелярскую окраску: Богомолов внес предложение, чтобы мы организовали восстановление бракованных дисков путем наложения дополнительного сварочного шва. В подобных случаях говорят о «расщеплении сказуемого», усматривая в этом негативное влияние официально-делового стиля. Безусловно, стилистика предостерегает против употребления подобных канцеляризмов.

Неуместное употребление глагольно-именных сочетаний вместо спрягаемых форм глагола легко устраняется при стилистической правке: Богомолов предложил нам восстанавливать бракованные диски путем наложения дополнительного сварочного шва.

Осложненное глагольное сказуемое представляет значительный стилистический интерес, так как в нем обычно заключена качественная характеристика, оценка действия. Так, повторение сказуемого, выраженного глаголом изъявительного наклонения, подчеркивает длительное, интенсивное действие: А я сидел, сидел, слушал, слушал, глядел, сердце у меня расширялось, и мне опять казалось, что я любил (Т.). Особая экспрессия отличает разговорные конструкции типа: вот сказал так сказал и подобные, которые используют писатели как характерологическое средство: Ну что же, занят так занят (Ч.); Что ж? убейте, Пантелей Еремеич: в вашей воле; а вернуться я не вернусь (Т.); Дяденька-то Любим Карпыч взял да в отместку ему и созорничал, пошел да с нищими и стал у собора (Остр.); Ни с кем не разговаривает, дичится, - знай себе по саду гуляет (Т.); Поглупеть-то я не поглупел, но чувства как-то притупились (Ч.); Я так и вскрикнула: «Умер!» Да за волосы себя схватила… (Леск.)

Такие и подобные формы осложненного сказуемого «имеют различные оттенки значения. Они указывают, например, на действие и его цель (пойду напишу); на произвольность действия (взял да и пришел); на неопределенность действия (стрелять не стреляете); на невозможность осуществления действия (ждем не дождемся); на полноту действия, избыточность (глядит не наглядится)». Они возможны в эмоционально окрашенной речи, характерны для устного поэтического творчества и стилистически близких к нему произведений: Ждет-пождет с утра до ночи. Смотрит в поле… (П.)

К осложненному глагольному сказуемому относятся и фразеологизмы, которые синтаксически неделимы: Постой же, я выведу тебя на свежую воду (Гонч.). Они используются художниками слова как средство усиления эмоциональности речи.

Составное глагольное сказуемое характеризуется ограниченными стилистическими возможностями в выражении оценочных значений и отсутствием функционально-стилевой прикрепленности. Источником его стилистической актуализации могут быть лишь входящие в его состав модальные глаголы и отдельные словоформы: Мартышка вздумала трудиться; Орел для друга сослужить большую взялся службу и вызвался сам Львенка воспитать (Кр.); Я очень хорошо знаю Ивана Никифоровича и могу сказать, что он даже не имел намерения жениться (Г.); Старик… все норовил припасть, поцеловать стремя, но Андрей, брезгливо морщась, отдергивал ногу (Шол.); …Все знали, что уж если Нагульнов взвел курок, то при необходимости он не задумается его спустить (Шол.); Дед Щукарь ухитрился-таки пробуравить шум своим по-бабьи резким голосом (Шол.).

Добавление компонентов в составное глагольное сказуемое придает ему различные смысловые оттенки: решил продолжить писать; согласился бросить курить, горел желанием продолжить заниматься; имел намерение начать работать. Однако и многокомпонентные сказуемые этого типа не обретают особой выразительной силы.

Именное сказуемое может быть использовано в любом стиле речи, но особенно часто употребляется в книжных, что обусловлено преобладанием в них именного характера изложения. При этом наиболее продуктивны формы именного составного сказуемого с отвлеченной связкой являться: Компания «Бука» является одним из официальных дистрибьютеров «Сони» на российском рынке; Из разнообразных моделей сотовых телефонов самой популярной у нас является «Би-Лайн» («Известия»); Забота о семье, в которой гармонически сочетаются общественные и личные интересы граждан, является одной из важнейших задач государства (Кодекс о браке и семье). Вторым из упомянутых выше сложных социально-психологических образований, в которых проявляются социальные аспекты групповых психических процессов, является образ жизни (Социальная психология).

Использование в качестве отвлеченной связки глагола являться стало стилеобразующей чертой в официально-деловом, научном стилях, поэтому за их пределами может оцениваться как канцеляризм, если эта форма именного составного сказуемого вносит стилевой разнобой в характер высказывания. Например: Январь является вершиной зимы, порой жгучих морозов; Весомым является участие нашего самодеятельного коллектива в этом смотре-конкурсе.

Борьба за высокую культуру речи обязывает нас более внимательно относиться и к выбору связки в именном сказуемом, и не только разнообразить состав вспомогательных глаголов, но и более точно передавать смысл высказывания. Насколько выигрывают отредактированные предложения, в которых стилистически оправдано употребление связки, можно судить по таким примерам:

В современном публицистическом стиле отмечается тенденция избегать употребления связки являться в тех случаях, когда подчеркнуто книжная окраска речи нежелательна. Например: Выборы стали настоящей школой подлинной демократии; Важнейшая задача состоит в том, чтобы ни одна полезная мысль не повисла в воздухе, не осталась без внимания.

В официально-деловом стиле целесообразно разнообразить глаголы-связки для более точной передачи информации. Проанализируем формы именного сказуемого в таких предложениях: Имущество, нажитое супругами во время брака, является их общей совместной собственностью… В случае раздела имущества… их доли признаются равными… Имущество каждого из супругов может быть признано их общей совместной собственностью… (Кодекс о браке и семье). Очевидно, что в каждом случае связка вносит нужный семантический оттенок в формулировку и наиболее популярная для этого стиля универсальная связка являться оказалась бы неточной.

Тем не менее использование ее в дефинициях всегда стилистически оправдано. Например: Одним из средств выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски синтаксических единиц является интонация (Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. - С. 10); Высшим руководящим органом агентства печати «Новости» является избираемый раз в четыре года совет учредителей (Справочник журналиста. - С. 141). Попутно заметим, что в дефинициях также употребительно в роль связки местоимение это, «нулевая связка»: Примыкание - это такой способ подчинительной связи… Интонация - одно из основных средств оформления восклицательных предложений (Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. - С. 46, 66).

Стилистическая особенность отвлеченной связки быть заключается в том, что она общеупотребительна только в формах прошедшего и будущего времени (Была без радостей любовь, Разлука будет без печали (Л.). Однако в настоящем времени употребление ее стилистически окрашено, так как нормой для современного русского языка стала в этом случае нулевая связка (Москва - столица нашей Родины). Связка есть может использоваться в книжных стилях: «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского (Добр.). Однако эта же форма связки характерна и для разговорно-просторечных конструкций (Кто ты есть?) «В людях - ангел, не жена, дома с мужем - сатана»… Истинная правда… Сатана была, сатана и есть (Ч.).

Связка есть становится экспрессивным средством, если сказуемое лексически повторяет подлежащее и автор хочет подчеркнуть его значение: Жена есть жена (Ч.); Приказ есть приказ, еду (Сим.). В случае противопоставления настоящего и прошедшего времени эта связка также является средством актуализации: Болконский был вам друг… он и есть вам друг (Л. Т.); «Шалопай ты был, шалопай и есть», - подумал я, засыпая (Леск.).

Стилистически обособлена форма множественного числа этой связки - суть, которая еще изредка употребляется в научном стиле в дефинициях (Львы, тигры и пантеры суть хищные животные) и у писателей прошлого. Современному читателю такая форма представляется несколько архаичной: Люди, житье-бытье которых составит предмет этого рассказа, суть жители Старгородской слободы (Леск.).

Закрепившееся в разговорной речи выражение «Это не суть важно» с искаженной грамматической формой связки (множественное число вместо единственного) к нашему времени нейтрализовалось: в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова оно давалось с пометкой (разг.), а в Словаре русского языка АН СССР 1984 года издания - без стилистических помет.

В сравнении с отвлеченными связками (а также с полуотвлеченными - становиться, казаться, считаться, используемыми без всяких функционально-стилевых ограничений), связки, выраженные знаменательными глаголами, чаще встречаются не в книжной речи, что обусловлено их семантикой: это глаголы, полностью сохраняющие свое лексическое значение: Мы расстались большими приятелями (П.); Он два года прослужил… приехал оттуда младшим лейтенантам (Сим.). Подобные сказуемые не могут быть популярны в научном, официально-деловом стилях в силу их отвлеченно-обобщенного характера. В газетно-публицистическом стиле они становятся средством предметно-образной конкретизации речи и потому привлекают внимание очеркистов, фельетонистов.

Именная часть сказуемого также требует стилистического изучения. Она может быть выражена всеми именами в различных грамматических формах, однако стилистическое использование их неоднозначно.

Стилистически нейтрально именное сказуемое с нулевой связкой, выраженное существительным в именительном падеже: Пушкин - поэт; Я ужасно рада, что ты мой брат (Л. Т.). Подобная форма именного сказуемого может употребляться в любом стиле. Приведем примеры из научного: Сосна - хвойное дерево; Одышка - ощущение затруднения дыхания, сопровождающееся нарушением его частоты, глубины и ритма; из публицистического: Самое главное - осознание целостности и неделимости мира как исторической реальности; Трезвость - норма жизни (из газ.). Замена именительного падежа творительным придает речи разговорную окраску: Давно ты здесь рыбаком? (Т.); Я снова посудником на пароходе «Пермь» (М. Г.). Экспрессивно окрашены сказуемые, в которых именная часть выражена тавтологическим сочетанием существительных в именительном и творительном падеже: Э! Да вы молодец молодцом, голубушка! (С.-Щ.); А он туча тучей (Леск.).

mob_info