Пальчиковые гимнастики методическая разработка на тему. Пальчиковые игры материал на тему Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Структурное подразделение ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония»

г. о. Отрадный Самарской области

«Детский сад № 13»

«Пальчиковые гимнастики»

Воспитатель: Гладышева Ю.Н.

Пальчиковая гимнастика.

Что же такое пальчиковые игры? Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

Озорные стихи и считалочки помогут разбудить детскую фантазию, творческую инициативу. Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.

Тема: «Овощи»

Цель:

Пальчиковая гимнастика «Капуста

Мы капусту рубим, Ритмичные удары ребром ладоней по столу.
Мы морковку трем,
Трут ладони друг об друга.
Мы капусту солим,

большой.
Мы капусту жмем. Хватательные движения обеими руками.
Мы капусту нарубили,
Ритмичные удары ребром ладоней по
столу.
Перетерли, Трут ладони друг об друга.
Посолили, Указательный и средний палец трутся о
большой.
И набили плотно в кадку Удары обеими руками по столу .
Все теперь у нас в порядке.
Отряхивают руками.

Пальчиковая гимнастика «Овощи»

Хозяйка однажды с базара Сжимают и разжимают пальцы.
Пришла,
Хозяйка с базара домой
принесла:
Картошку,
Загибают поочерёдно пальцы.
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Ю. Тувин

Пальчиковая гимнастика « Морковка »

Не морковка - загляденье,

Выросла на удивленье,

Сочная да вкусная,

Для детей полезная.

Методические указания.

Пальцы левой руки сжаты в щепоть и направлены вверх, ладонь правой руки с расставленными пальцами приставлена к щепоти левой.

Пальчиковая гимнастика « Свекла »

Хотя и сахарной зовусь

От дождя я не размокла.

Кругла, крупна, сладка на вкус.

Узнавали вы? Я ….(свекла)

Методические указания.

Кисти стряхивают воду. Показывают круг, большой щепоть поднести ко рту, развести руками.

Тема: «Фрукты»

Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.

Игра с массажными мячиками «Слива»

Сливу я держу в руке, Кладут мячик на правую ладошку.
Зажимаю в кулаке,
Крепко сжимают его .
Отпускаю, разжимаю
Раскрывают ладонь .
И ладошками катаю.
Катают мячик между ладонями .
Н. Нищева

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Мы делили апельсин, Идут по кругу, взявшись за руки.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа.
Останавливаются лицом в круг.
Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.
руках, начиная с больших, на каждое
Эта долька – для котят.
название животного.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура.
Изображают пасть волка двумя
руками.
Он сердит на нас – Беда!!! Приседают. Закрывают голову руками.
Разбегайтесь, кто куда!
Разбегаются.

Пальчиковая гимнастика «Компот»

Будем мы варить компот - Левую ладонь держат «ковшиком»,
Фруктов нужно много. Вот.
указательным пальцем правой руки
«мешают».
Будем яблоки крошить,
Загибают пальцы по одному, начиная

Грушу будем мы рубить, с большого.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Опять «варят» и «мешают».
Угостим честной народ.
Н. Нищева


Пальчиковая гимнастика «Фрукты»

Знают взрослые и дети: Сжимают и разжимают пальцы.
Много фруктов есть на свете!
Яблоки и апельсины,
Загибают по одному пальцу, начиная
Абрикосы, мандарины,
с мизинца.
И бананы, и гранаты
Витаминами богаты.

Тема: «Осень»

Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.

Пальчиковая гимнастика «Листопад»

Листопад, листопад! Руки поднять вверх.

Листья по ветру летят: Покачивая кистями из стороны в сторону,

Медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый, Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый, Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый, Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый. Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад Хлопки в ладоши.

То-то радость для ребят!

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики на обеих руках,
начиная с больших.

Будем листья собирать.
Ритмично сжимают и разжимают
кулачки.
Листья берёзы, Вновь загибают пальчики, начиная с
Листья рябины,
больших.
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
«Шагают» по столу средним и
Маме осенний букет отнесём.
указательным пальцами обеих рук.
Н. Нищева

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Топ – топ – пять шагов, «Шагают» пальчиками по столу.
В туесочке пять грибов.
Переплели пальцы – сделали туесочек,
Мухомор красный – гриб опасный.
большие пальцы – ручка .
А второй – лисичка,
Загибают по одному пальцу на обеих
Рыжая косичка.
руках на каждое название гриба,
Третий гриб – волнушка,
начиная с мизинцев.
Розовое ушко.
А четвёртый гриб – сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб – белый,
Ешь его смело!

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, ягода».

Здравствуй, полянка большая!

Здравствуй, трава-мурава!

Здравствуй, ягода лесная!

Ты поспела и вкусна

Мы лукошко несем

Всю тебя мы соберем.

Мет. укз. . Пальцы правой руки здороваются с пальцами левой руки, похлопывая друг друга подушечками.

Пальчиковая гимнастика «Осенью»

Ветры яблони качают. Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Листья с веток облетают. Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями

Тема: «Профессии»

Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.

Пальчиковая гимнастика «Строим дом»

Туки – туки молотком, Стучат кулаками одним по другому .
Строю, строю новый дом.
Ладони располагаются под углом,
Будет он большой, как ель,
кончики пальцев соприкасаются.
Будут окна, будет дверь.
Делают из пальцев «окно» и «дверь».
Всех в него я поселю:
Хлопают в ладоши.
Мышку, зайчика, лису.

Пальчиковая гимнастика «Повар»

Повар готовил обед, Ребром ладони дети стучат по столу.

А тут отключили свет.

Повар леща берет Загибают пальцы на левой руке.

И опускает в компот

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье.

Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон.

И очень доволен он! Разводят руками.

Тема: «Сезонная одежда».

Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.

Упражнение с массажными мячиками «Новые кросовки»

В кроссовках нарядных Катят мяч вперёд.
Весёлые ножки
Вприпрыжку бегут
Катят мяч назад.
По песчаной дорожке.
Н. Нищева

Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки»

Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев.

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так, вот так,

Новые кроссовки.

«Шагать» указательным и средним пальчиками по столу.

Упражнение с пробками

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

И пошли по переулку

На весёлую прогулку.

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

Пальчиковая гимнастика «Варежка»
Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела?
Сжать пальцы в кулачок.

Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал». Все пальцы разжать, кроме одного.
Маша варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла!
Разогнуть оставшийся согнутым палец.
Ищешь, ищешь и найдешь, здравствуй, пальчик,
Сжать пальцы в кулачок.
как живешь?

Пальчиковая гимнастика «Ботики»

Всюду, всюду мы вдвоем Средний и указательный пальчики

Неразлучные идем . «шагают» по столу.

Мы гуляем по лугам, Дети загибают по одному

По зеленым берегам, пальчику, начиная с большого .

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать. Укладывают ладони на стол.

Тема: «Мебель»

Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.

Пальчиковая гимнастика «Мебель»

(Хлопки.
Будем мебель мы считать: Сжимать и разжимать пальцы.
Кресло, стул, диван, табуретка,
Загибать пальцы на правой руке,
начиная с мизинца.
Полка, шкаф, кровать, этажерка. Загибать пальцы на левой руке,
начиная с мизинца.

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре, Ритмично сжимают и разжимают
Много мебели в квартире. кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку,
Загибают пальчики, начиная с
А в буфет поставим чашку.
больших, на каждое название мебели .
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть – чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили.
Попеременно хлопают в ладоши и
Много мебели в квартире. стучат кулачками.

Пальчиковая гимнастика «Стул»

Ножки, спинка и сиденье – Левая ладонь – вертикально вверх. К её нижней части приставляется

Кулачок (большим пальцем к себе)

Вот вам стул на удивленье.

Пальчиковая гимнастика «Наша квартира»

В нашей комнате - столовой - На каждое название предмета

Есть отличный СТОЛ ДУБОВЫЙ, мебели дети загибают

СТУЛЬЯ - спинки все резные, по одному пальчику.)

Ножки гнутые, витые.

И ореховый БУФЕТ

Для варенья и конфет.

В комнате доя взрослых - спальне -

Есть для платьев ШКАФ ЗЕРКАЛЬНЫЙ,

Две ШИРОКИЕ КРОВАТИ

С одеялами на вате

И березовый КОМОД,

Мама там белье берет.

А в гостиной КРЕСЛА есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,

В СТЕНКЕ - центр музыкальный.

Тема: «Наша Родина»

Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики Соединять пальцы в «замок».

С вами мы подружим маленькие пальчики. Касание кончиков пальцев обеих рук.

Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять. Парное касание пальцев от мизинцев.

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать. Руки вниз, встряхнуть кистями.

Пальчиковая гимнастика «Все родное»

Вдруг мы видим у куста

Выпал птенчик из гнезда

Тихо птенчика берем

И назад в гнездо кладем.

Мет. указ. Скользящие хлопки ладонями.

Пальчиковая речевая игра «Здравствуй» (по стихотворению Т.Сикачёвой)
- Я здороваюсь везде- дома и на улице,
Даже «Здравствуй» говорю я соседской … (
курице). Дети показывают «крылышки».
Здравствуй, солнце золотое!
Показывают солнце.
Здравствуй, небо голубое!
Показывают небо.
Здравствуй, вольный ветерок!
Показывают «ветерок».
Здравствуй, маленький дубок! Показывают «дубок»
Здравствуй, Утро! Жест вправо.
Здравствуй, День! Жест влево.
Нам здороваться не лень! Разводят обе руки в стороны.

Тема: «Зима»

Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи

Пальчиковая гимнастика «Снегири»

Вот на ветках, посмотри, Четыре хлопка руками.

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки. Изображают «крылышки»

Греются на солнышке.

Головой вертят, Повороты головой.

Улетать хотят.

Кыш! Кыш! Улетели! Вращательные движения кистями рук.

За метелью, за метелью!

Пальчиковая гимнастика « Снежинки»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла. Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить

В форме шара (туча).

Вдруг из тучи над землёй Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны.

Полетел снежинок рой. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

Ветер дунул, загудел – Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Рой снежинок вверх взлетел. Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх,

Вращать ими (снежинки летят).

Ветер с ними кружится, Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

Может быть подружится.

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять.
«Идут» по столу указательным и
средним пальчиками.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили,
«Крошат хлебушек» всеми пальцами.
С горки мы потом катались,
Ведут указательным пальцем правой
руки по ладони левой руки.
А ещё в снегу валялись. Кладут ладошки на стол то одной, то
другой стороной
.
Все в снегу домой пришли.
Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли.
Движения воображаемой ложкой;
руки под щёку.

Пальчиковая гимнастика «Зимой»

Снег пушистый лег на ветки. Изображаем руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их. Пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева

И гулять бегут все детки. Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки

Лепят бабу под окном,

Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим

Дружно катят снежный ком. Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»

Лыжи, Скользить по столу ладонями вперед-назад

Санки Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад

И коньки Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе

Мчатся наперегонки.

Тема: «Новый год»
Цель:

Пальчиковая гимнастика «Подарки»

Дед Мороз принёс подарки: Дети «шагают» пальчиками по столу.
Буквари, альбомы, марки,
На каждое название подарка
Кукол, мишек и машины,
загибают по одному пальцу: сначала
Попугая и пингвина,
на правой, потом на левой руке.
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка.
Н. Нищева


Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»

Утром дети удивились, Разводят руки в стороны, подняв плечи.
Что за чудеса случились
Этой ночью новогодней.
Ожидали что угодно,
Сжимают и разжимают пальцы .
А увидели парад:
В ряд снеговики стоят,
Руками рисуют в воздухе три круга.
Глазки весело горят, Закрывают и открывают ладонями
глаза.
А перед ними ёлочка Хлопают в ладоши.
Пушистая, в иголочках.
Г. Утробин

Пальчиковая гимнастика «На елке»
Мы на елке веселились,
Ритмичные хлопки в ладоши.
И плясали, и резвились, Ритмичные удары кулачками.
После добрый Дед Мороз «Шагают» по столу средним и указательным
Нам подарки преподнес.
пальцами обеих рук.
Дал большущие пакеты,
«Рисуют» руками большой круг.
В них же - вкусные предметы:
Ритмичные хлопки в ладоши.
Конфеты в бумажках синих,
Загибают пальчики на руках, начиная с больших.
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.

Пальчиковая гимнастика «Новый год»
Наступает Новый год!
Хлопаем в ладоши
Дети водят хоровод.
Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу
Висят на елке шарики, Поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар
Светятся фонарики. фонарики
Вот сверкают льдинки,
Сжимать и резко разжимать кулаки по очереди
Кружатся снежинки. Легко и плавно двигать кистями
В гости дед Мороз идет, Пальцы шагают по коленям или по полу
Всем подарки он несет. Трем друг об друга ладони
Чтоб подарки посчитать,
Будем пальцы загибать:
Хлопаем по коленям или по полу, одна рука - ладонью, другая - кулаком, а затем меняем

Тема: «Домашние животные».

Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи

Пальчиковая гимнастика «Повстречались»

На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».

Два щенка: «Ав – ав».

Два жеребёнка: «И-го-го»

Два телёнка, два быка:

«Му-у». Смотри, какие рога!

Пальчиковая гимнастика «Кот на печку пошёл»

Кот на печку пошёл, Пальчики «шагают».

Горшок каши нашёл. «Горшок из ладошек».

На печи калачи, Ладошки «лепят калачи»

Как огонь горячи. Подуть на ладошки.

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются. Погрозить пальчиком.

Пальчиковая гимнастика «Собака»

У собаки острый носик,

Есть и шейка,

Есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)

Пальчиковая гимнастика «Поросята»

(Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков).

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, (Мизинцы).

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. (Безымянные).

("Фонарики").

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, (Средние).

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. (Указательные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, (Большие).

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. (Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

Тема: «Животные наших лесов».

Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.

Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

Дети загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, травы

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом, Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно .

Всем тепло уютно в нём.

Пальчиковая гимнастика «Белочка»

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.

Прыгает по веточкам

Невеличка белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

Пальчиковая гимнастика «Волк»

Волк раскроет свою пасть,

Хочет зайчика украсть:

Щелк да Щелк, и снова щелк!

Не поймает зайца волк.

Указательный, средний, безымянный и мизинец на обеих руках прижимаем друг к другу, а подушечку большого пальца то прижимает к сомкнутым четырем пальцам, то опускаем, изображая волчью пасть.

Пастью щелкает напрасно –

Заяц бегает прекрасно!

Расслабляем пальцы на обеих руках и «бежим» ими по столу.

Пальчиковая гимнастика « Топ топ»

Топ-топ! Топотушки!

Скачет зайчик на опушке.

Слегка ударяем по столу подушечками пальцев одновременно обеих рук.

Ежик спрятался под елкой,

У него торчат иголки.

Сжимаем кисти рук в кулаки и катаем их по столу.

Тема: «Домашние птицы».

Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»

Есть у курицы цыплёнок, Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши, Показать все пальчики, «играя» ими.

Все красивы хороши!

Пальчиковая гимнастика «Петушок»

Наш красивый петушок Обе руки сжаты в кулачки.

Кверху поднял гребешок. Разжать ладони.

Крылышками машет. Кистями помахать в воздухе.

На лужайке пляшет.

Крошки хлебные клюёт. Указательными пальцами постучать по столу.

Пёстрых курочек зовёт. Кистями рук сделать манящие движения.

Пальчиковая гимнастика «Уточка»

Уточка-вертихвостка

Ныряла да выныривала,

Выныривала да ныряла.

Мет. указ. Ладонь согнуть под прямым углом, пальцы прижать друг к другу; вращение кистями от себя и к себе.

Пальчиковая гимнастика «Гусь»

Гусь гнездо свое чинил

Гусь считалку сочинил:

И гогочет, и гогочет

Заучить считалку хочет.

Мет. укз. . Больш. и указ. пальцы соединены в клюв.

Тема: «Животные севера».

Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи

Пальчиковая гимнастика «На севере белый мишутка живет…»

На севере белый мишутка живёт,

Но только, как бурый, он мёд не сосёт.

Наш Умка пытается рыбку ловить,

Чтоб вкусно покушать, и жить – не тужить.

(Загибать пальчики, начиная с мизинца к большому, на каждый ударный слог)

Речевая подвижная игра «Пингвины на льдинах»

Черно – белые пингвины

Далеко видны на льдинах.

Как они шагают дружно?

Показать вам это нужно.

Оттопырили ладошки

И попрыгали немножко.

А моржа вдруг увидали,

Руки вверх чуть приподняли

И быстрей на льдину зашагали.

(Выполнять движения в соответствии с текстом)

Тема: «Профессии».

Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи

Пальчиковая гимнастика «Продавец»

Продавец ребятам рад.

В магазине для ребят:

Есть матрешки расписные,

Есть машины заводные.

Мет. указ. Ритмично хлопать в ладони, бить кулачек о кулачек, заводить ключом машину.

Пальчиковая гимнастика «Почтальон»

Что принес нам почтальон?

С толстой сумкой ходит он.

Перевод, журнал, газету,

В бандероли 2 кассеты.

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

Мет. указ. Сжимать и разжимать кулаки, шагать пальчиками по столу, загибать пальцы, начиная с большого.

Пальчиковая гимнастика «Гномики –прачки»

Жили были в домике

маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики,

1,2,3,4,5. Стали гномики стирать.

Токи – рубашки, Пики - платочки,

Лики – штанишки, Чики – носочки,

Мики умницей был,

Всем водичку носил.

Мет. указ. Сжимать и разжимать кулачки, загибать пальчики, начиная с большого, трут кулачками друг о друга, загибают пальчики.

Тема: «Транспорт».

Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Будем пальчики сгибать- Сжимать и разжимать пальчики.

Будем транспорт называть:

Машина, вертолёт, Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.

Трамвай, автобус, самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали, Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Пять видов транспорта назвали.

Пальчиковая гимнастика «Пароходик»

Пароходик в море был. Ладони соединить в форме чаши.

Вот он к пристани приплыл. Сделать волнообразные движения в воздухе.

Загудел в свою трубу: «У – у – у!» Одновременно пошевелить большими пальцами

Пальчиковая гимнастика «Лодочка»
Две ладошки прижму
Ладони лодочкой, волнообразные движения рук.
И по морю поплыву.
Две ладошки – друзья –
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Поднять выпрямленные ладони вверх.
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Имитация движений волн и рыбок.
Плывут рыбки тут и там.

Тема: «Перелетные птицы».

Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.

Пальчиковая гимнастика «Птички прилетали»

Птички прилетали, Пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз.

Сжать пальцы в кулачок.

Крыльями махали.

Сели. Посидели

Пальчиковая гимнастика «Дятел»

Вдруг в лесу раздался стук. Постукивать по столу подушечкой

Указательного пальца правой руки.

Это дятел долбит сук.

Он деревья не калечит,

Он деревья лечит.

Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы»

Тили- тели, тили- тели- Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка- Поочередно сгибать пальцы на обеих руках,

Начиная с мизинца левой руки.

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж- Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами сделать

« клюв» - « птицы поют».

Тема: «Наши мамы».

Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.

«Цветочек для мамочки»

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке. Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.

От ветерка качается, Движения руками вправо-влево.

И мне улыбается! Мимика, жесты.

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

«Наши мамы»

Много мам на белом свете, Разводят руки в разные стороны,

затем крепко обхватывают себя за плечи.

Всех их очень любят дети!

Журналист и инженер, Поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца,

сначала на одной, затем на другой руке.

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель

– Мамы разные нужны, Сжимают обе ладошки в «замочек».

Мамы разные важны! Разводят руки, поднимают ладошками вверх.

Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник»

Мамочка хорошая, Воздушный поцелуй над ладонью.

Мамочка любимая! Поцелуй над другой ладонью.

Очень я её люблю, Сдуваем с ладони поцелуй.

Поцелуи ей дарю! Сдуваем поцелуй с другой ладони.

Тема: «Посуда»
Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.

Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Раз, два, три, четыре, пять - Хлопки.
Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку
Загибают пальчики по одному на
И большую поварёшку.
каждое название посуды.
Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили,
Снова загибают пальчики.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть – чуть сломали.
Так мы маме помогали.
Ритмичные удары кулачками и в
ладоши попеременно.

Пальчиковая гимнастика «Чайник»

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела».
(Сжать руку в кулак, большой палец оттопырен, - это «носик чайника». Наклонить кулак так, чтобы «носик чайника» оказывался над «чашкой». «Наливая» чай, произносить «с-с-с», имитируя звук льющейся из чайника воды).

Тема: «Русская игрушки».

Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.

Пальчиковая гимнастика «Небылицы»

У Матрешиной сестрицы Ритмичные удары пальцами правой руки ,
начиная с указательного, по левой ладони .
По деревне небылиц
Ритмичные удары пальцами левой руки, на-
чиная с указательного, по правой ладони.
Ходит утка в юбке, На каждое название животного загибают
В теплом полушубке,
пальцы на руках, начиная с больших.
Курочка - в жилете,
Петушок - в берете,
Коза - в сарафане,
Заинька - в кафтане,
А всех их пригоже
Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и
Корова в рогоже.
удары кулачками.

Пальчиковая гимнастика « Петушок »

Петушок, петушок, - Соединить на руке указательный и большой палец.
Золотой гребешок, -
Сделать «замок» из пальцев .
Масляна головушка, –
Погладить рукой по голове.
Шелкова бородушка, -
Погладить рукой по подбородку.
Что ты рано встаешь,
Что ты звонко поешь,
Деткам спать не даешь? –
Закрыть глаза и сложить ладони под щеку.
Солнышко-вёдрышко

Пальчиковая гимнастика «Лошадка».
- Одной рукой я травку рву,
Выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками
- Другой рукой я тоже рву.
- Я травкой накормлю коня.
вытянуть руки вперед
- Вот сколько пальцев у меня!
и повернуть ладонями вверх

Тема: «Животные морей и океанов».

Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.

Пальчиковая гимнастика «Акула»

Приплывали две севрюги, Двумя ладонями дети изображают,

Как плывут севрюги.

У них спины словно дуги. Выгибают ладони тыльной стороной вверх.

Налетали с двух сторон. Изображают, как севрюги плывут навстречу друг другу.

Ты, акула, выйди вон. Делают толчок ладонями от груди.

Пальчиковая гимнастика «Какие бывают рыбы?»

Мы в подводном мире, друг, Выполняют движения руками, как будто плывут «брасом», одновременно сжимая и разжимая ладошки обеих рук.

Рыбы плавают вокруг: Делают поочерёдные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой.

Рыба-меч, рыба-пила, Поочерёдно соединяют пальцы обеих рук с большим, начиная с мизинца.

Рыба-удильщик и рыба-игла.

Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг! Делают ладошку у лба «козырьком».

Что ты видишь, милый друг? Приставляют пальцы колечками у глаз.

Здесь прозрачная вода. Разводят ладони в стороны.

Плывёт морской конёк сюда. Волнообразные движении ладонями вперёд.

Вот медуза, вот кальмар. Опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки двигают навстречу друг другу; скрестить ладони рук, широко расставив пальцы в стороны.

А вот это – рыба шар. Соединить пальцы обеих рук в форме шара.

А вот, расправив восемь ног, Показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук.

Гостей встречает осьминог.

Тема: «Царство цветов».

Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи

«Комнатные растения»

На окно скорее глянь: Показывают обе ладошки.

Здесь у нас цветёт герань. Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония

– Мы все названья помним! Раскрывают ладошку.

Мы взрыхлим цветы, польём, Пошевеливают опущенными вниз пальцами.

Пусть подрастают день за днём! Обе ладошки соединяют «бутончиком», поднимают над головой и раскрывают «цветком».

Пальчиковая гимнастика «Тюльпанчик»

Тюльпанчик в бутончик собрал лепестки. Собрать пальцы руки в горсть.

Солнце свои посылает лучи. Пальцы разжать.

Утром под солнцем цветы раскрываются. Сделать «фонарики».

Солнышко село, и сумрак сгустился,

Идо утра мой тюльпанчик закрылся. Пальцы собрать в щепоть.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне, Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их.

Утром весенним раскрыл лепестки. На вторую строчку развести пальчики.

Всем лепесткам красоту и питанье Ритмичное движение пальцами вместе-врозь.

Дружно дают корешкам лепестки. Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

Подвижная игра «На лужайке по утру»

На лужайке по утру

Мы затеяли игру.

Я – подснежник, ты – вьюнок

Становитесь в наш венок

(Дети становятся в круг, берутся за руки)

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире

(Делают 4 шага назад, расширяя круг)

А теперь мы ручейки,

Побежим вперегонки

(Бегут по кругу)

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим

(Раздвигают круг)

Становитесь в круг опять

(Смыкают круг)

Буде в солнышко играть

(Бегут по кругу)

Мы веселые лучи

(Тянутся на носочках, руки вверх)

Мы – резвы и горячи.

(Прыгают на носочках, руки на поясе)

Тема: «Насекомые».

Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи

Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Дружно пальчики считаем- Сжимать и разжимать кулачки.

Насекомых называем:

Бабочка, кузнечик, муха, Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это жук с зелёным брюхом.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит! Вращать мизинцем.

Прячьтесь! Спрятать руки за спину.

Пальчиковая гимнастика «Бабочка»

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

Тема: «Времена года. Весна»

Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи

Пальчиковая гимнастика «Сосульки»

Шаловливые сосульки Собрать пальчики вместе (щепоткой)

Сели на карниз. Положить руки на колени.

Шаловливые сосульки Покрутить кистями рук.

Посмотрели вниз. Опустить голову вниз.

Посмотрели, чем заняться? Пожать плечами.

Стали каплями кидаться. Руками соответствующие движения.

Две сосульки вниз смотрели

И на солнышке звенели:

Кап-кап, дзинь-дзинь, В такт наклонять голову вправо – влево.

Кап-кап, дзинь – дзинь.

Ю. Клюшников

Пальчиковая гимнастика «Капели»

Вот уж две недели Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.

Капают капели.

Снег на солнце тает Руки ладонями вниз разведены в стороны.

И ручьём стекает. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.

Пальчиковая гимнастика «Весна»

К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед

В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу

И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз

Маленький подснежник Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)


Пальчиковые игры:

Заяц:

1. Зайчишка

Встал зайчишка рано
(кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши)
Вышел на поляну.
По опушке к лесу шел (идем пальцами по столу)
И большой кочан нашел (кулак другой руки)
Стал зайчишка с хрустом
Грызть кочан капусты:
Хруст-хруст, хруст-хруст… (несколькими пальцами делаем кусающие движения)
Съел, свалился под куст
И уснул. Проснулся…
Сладко потянулся (c усилием растопыриваем все пальцы)
А домой добрался –

долго отдувался! (двумя пальцами показываем, как заяц движется по столу)

2. Заяц и олень

У оленя (руки с растопыренными пальцами приставить к голове – рога)
Дом (руками изобразить крышу над головой)
Большой.(раздвинуть руки в стороны, показывая, насколько большой)
Он глядит в свое окно.
(одна рука на уровне груди горизонтально, локоть второй на этой руке, подпираем голову ладонью)
Зайка по лесу бежит (имитировать бег пальцами)
В дверь к нему стучит:
“Тук-тук, дверь открой, (имитируем стук в дверь)
Там в лесу (кулаком с отогнутым большим пальцем машем через плечо, указывая назад)
Охотник (имитировать прицеливание из ружья)
Злой (скорчить страшную морду)
- Поскорее забегай, (имитировать открывание двери)
Лапку мне давай. (протягиваем руку для рукопожатия)

3. Домик для зайчат

Стук, стук, постук,
раздается где-то стук.
Молоточки стучат,
строят домик для зайчат.
(стучать кулачками друг о друга)
Вот с такою крышей (ладошки над головой)
Вот с такими стенами (ладошки около щечек)
Вот с такими окнами (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком (сцепили ручки)

4. Зайчишка

Наш зайчишка потянулся
Раз -два, раз-два,
Вправо, влево потянулся,
Раз – два, раз-два.
Лапки в стороны развел,
Раз – два, раз-два.
И цветочек вдруг нашел
Раз – два, раз-два.

5. Зайчик

Вариант 1.

Исходное положение. Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
Удерживать пальцы в таком положении на счёт до 5-10. Упражнение выполнять сначала каждой рукой по очереди, затем - двумя руками одновременно.

Кто там скачет на лужайке?
Это длинноухий зайка!

Вариант 2.

Исходное положение (см. вариант 1). Сгибать и разгибать указательный и средний пальцы (вниз-вверх) на счёт «раз-два».

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!

6. Зайка прячется под сосной.

Исходное положение. Левая рука - «зайчик». Правая рука - выпрямленная ладонь накрывает сверху «зайку» - это «сосна». Потом поменять положение рук. Правая рука - «зайчик», левая рука - «сосна». Менять положение рук 3-4 раза.

Этот зайчик - под сосной
Этот зайчик - под другой.

7. Зайчик и барабан.

Исходное положение. Указательный и средний пальцы подняты вверх.
Большой пальчик стучит по безымянному и мизинцу.

Дали зайцу барабан.
Он ударил: там-там-там!

Лошадь:

1. Едем – едем на лошадке

Родители, напевая песенку, подбрасывают малышей на коленях (едем на лошадке) и помогают ритмично стучать ложками (цокают копытца). На припев «но-но-но», родители помогают малышам троекратно ударить ложками по ножкам, побуждают «подогнать» лошадку.

Едем – едем на лошадке,
Но, но, но!
Рады-рады все ребятки,
Но, но, но!
Рады-рады прокатиться,
Но, но, но!
Звонко цокают копытца:
Но, но, но!

Перед песенкой покажите малышам игрушку – лошадку. Рассмотрите внимательно, какая у лошадки грива, какие копыта, хвост. «Прорепетируйте» слог для подпевания: «но». Скажите малышам: «Сейчас мы поедем кататься на лошадке», раздайте им деревянные ложки.

2. Скакала лошадка.

Посадите кроху перед собой, прикоснитесь ладонями к его раскрытым ладошкам (если вы погладите их, пальчики крохи раскроются), начинайте слегка похлапывать по ним, приговаривая:
Скакала лошадка
По полю, по полю.
Скакала лошадка
На воле, на воле.
Скакала лошадка,
И ветер летел,
За быстрой лошадкой
Угнаться хотел!

Затем возьмите в свои руки по маленькому мизинчику и разминайте пальчики от кончиков к ладошке:
Скакала лошадка
Вдоль маленькой речки.
Переходим к разминке безымянных пальчиков:
Бежали за нею
Толпою овечки.
На очереди – средние пальчики:
По мостику стала
Лошадка бежать
Следом за ними переходим к разминке указательных:
За ней лягушата
Решили скакать!
В самом конце игры очередь доходит и до больших пальчиков:
Лошадка, лошадка,
Довольно скакать,
Всем вместе приходит
Пора отдыхать!

Кошка:

Вариант 1.

Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3-5 раз.

Кулачок - ладошка.
Я иду, как кошка.

Вариант 2 (усложнённый).

При выполнении упражнения руки располагаются на столе.
Попеременная смена положений на счёт «раз-два».

«Раз»: левая рука - кулачок, правая рука - ладошка.
«Два»: левая рука -ладошка, правая рука - кулачок.

Повторить несколько раз.

Коза:

Исходное положение. Указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный - прижать большим пальцем к ладони. Сначала упражнение выполнять каждой рукой по очереди.

Вижу у козочки острые рожки.
Я убегу от неё по дорожке.

Потом можно выполнять упражнение двумя руками, изображая козу и козла:

Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая.
Навстречу ей козёл спешит.
Дорогу уступить велит.

Бычок:

Шел бычок (показать рожки - для этого прижать к голове кулачки с выставленными из них указательными пальцами).

Вдоль забора -

Увидал мочало (расслабить ладони так, чтобы они бессильно повисли),

Начни сказочку сначала. Развести руки в стороны.

Петушок:

Идет, идет петушок -

Указательный и средний пальцы «идут» по столу, как ножки.

Набок гребешок,

Указательный палец касается большого - получается «клюв». Остальные пальцы слегка округлены и веером подняты вверх - это «гребешок» .

Красная бородка,

Костяная головка.

Два козлика:

На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.
Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик,

Держим кисти горизонтально, сближаем руки.

А навстречу шёл другой,

Возвращался он домой.

На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами - бух!

На слово "бух" - хлопаем в ладоши.

И с моста в водичку - плюх!

Роняем руки на колени.


Конспект НОД в средней группе учителя-логопеда на тему "Лошади" с использованием метода иппотерапии

Столетова Светлана Владимировна, учитель-логопед, ГКУ ПК Межведомственный центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Кунгур
Конспект непосредственной образовательной деятельности учителя-логопеда
На тему «Лошади» для детей среднего возраста с использованием метода иппотерапии.
Описание работы: В данном материале предлагается использовать иппотерапию, как одну из форм реабилитации детей. Лечебно-верховая езда способствует развитию памяти, внимания, мышления, оказывает комплексное позитивное воздействие на физический статус, эмоциональную сферу, усиливает стремление к достижению положительных результатов, способствует социализации.

Цель:
- Обобщение знаний детей об особенностях внешнего вида и образа жизни лошадей, социализация и формирование гармоничного отношения с окружающим миром.

Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- обогащать активный и пассивный словарь по теме
-учить внимательно слушать и понимать стихотворный текст
- уточнить и расширить знания детей о лошадях, их внешнем виде и значении
-развивать мелкую моторику, координацию движений, артикуляционное дыхание, чувство ритма, темпа.
- усиливать стремление к достижению положительных результатов

Коррекционно-развивающие:
- корригировать мышление через упражнение: «Собери картинку»
- укреплять мышцы тела.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к окружающему миру
- прививать любовь к домашним животным - лошадям и доброжелательное к ним отношение.

Оборудование:
Игрушечные лошадки, коробочка, разрезные картинки, мячи, картинки- еды, скакалка, лошадка-качалка, лошадка-палка.
Аудиозаписи, презентация «Лошади»

Ход НОД:

Содержательная часть
Начинаем занятие с объятий, рассказываем ребенку, как сильно его любим! Приглашаем поиграть: - Мы будем играть, и у тебя все получится!

Послушай звук и отгадай, кто же спрятался в коробочке?
(Звучит аудиозапись стука лошадиных копыт).
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка - серый бок!
Я копытцем постучу.
Если хочешь - прокачу!
Посмотри, как я красива.
Хороши и хвост, и грива.
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка - серый бок!

1. Знакомимся с лошадьми.
Из коробочки появляются игрушечные лошадки.
-Это игрушечная лошадка. У нее большая голова, уши, добрые глаза, красивая длинная шея. Есть грива. Сзади длинный хвост. У лошадки сильные быстрые ноги, на ногах копыта. Когда лошадка бежит, то копыта цокают. Лошадка может катать детей.
Рассматривание и называние частей игрушки «Лошадка».
-Покажи, где у лошадки голова, бок, хвост, грива, копыта.
-Назови, что я показываю

Вот лошадка мама. А это ее ребенок - жеребенок.
-Кто больше, лошадка или жеребенок? Кто маленький?
-Где же их можно встретить?
-Дом, где живут лошади, называется «конюшня», конный двор
-Какую пользу лошадь приносит людям? Что делают лошади?
Просмотр презентации «Лошади».

2. Развитие мелкой моторики и координация движений:
-Чем лошади питаются?
Перед ребенком картинки еды. Кормим лошадок-мам с жеребенком. Выбираем картинки «еду для лошади» (сено, овес, яблоки, сухари, морковка и вода). Выкладываем дорожку к еде с помощью фасоли.

3. Пальчиковая гимнастика «Скачут лошадки»
Вот помощники мои,
Их, как хочешь поверни.
(Показать ладони, повертеть ими)

По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
(Продвижение рук вперед, передвигая пальцами)

Цок-цок-цок. Цок-цок-цок.
Скачет резвый табунок.

Громко кричат лошадки: «И-го-го!»
Поскакали далеко.

4. Артикуляционная гимнастика
Во время звукоподражания-цоканья улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка. Рот при этом открыт. Показываем, как фыркают лошади - вибрация губ.

5. Дидактическая игра «Собери картинку».
Ребенку даются карточки лошадей (рыжая, черная, серая, коричневая), разрезанные на несколько частей. Ребенок складывает лошадь целиком.

6. Динамическая пауза «Лошадки-игрушки»
-Много игрушек-лошадок есть у ребят, бывают лошадки-качалки. Вот как эта. Показ лошадки-качалки. На нее садятся сверху и раскачиваются.
-Давай покачаемся на носках вперед-назад, как будто на лошадке.
Быстроногая лошадка
Утром делала зарядку.
Потянулась для начала
И копытом постучала.
Цок! Цок!
А теперь прыжки – вперёд,
Вбок, назад, наоборот.
Скок! Скок!
Бег на месте, а потом-
Махи гривой и хвостом.
Мах! Мах!
До чего же хвост и грива
Шелковисты и красивы!
Ах! Ах!
Громко фыркнула Лошадка:
- Фр-р-р! Закончена зарядка!
Не пора ли подкрепиться?
Дайте сена и водицы!
(Е. Ярышевская)
- Бывают лошадки на палочке. Вот такие. Палочку ставят между ножек и скачут. Давай поскачем на палочке-лошадке.
-А можно поиграть в лошадок вдвоем. Берем скакалку и накидываем вот так (на грудь, концы под мышками.) один играющий лошадка. Другой - всадник. Скажи «но», чтобы лошадка поехала. Скажи «тпру», чтобы лошадка остановилась.

Поиграли с лошадками, а теперь мы отправимся в гости к настоящим лошадкам.
Занятие продолжается на конном дворе.
Начинается занятие со знакомства с лошадью, приветствия, далее ребенок садится на лошадь верхом: лечебно-верховая езда.
Чтение стихотворения А. Барто «Лошадка»
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.


7. Упражнения для лечебно-верховой езды.
«Ладушки».
Занятие начинается с приветствия, осуществить его можно в этой игре. Полезно этим же упражнением и заканчивать занятие.
Задача:
- установление эмоционального контакта с ребенком.
Ребенок сидит на лошади, руками держится за гурт и, отсоединяя поочередно руки от ручек гурта, хлопает крест-накрест (самостоятельно или с помощью взрослого) по ладоням инструктора и его помощника. Произносим стихотворение «Ладушки».
8. Дыхательная гимнастика.
«Брюшное дыхание»:
Положить руку на брюшную область. Выдохнуть весь воздух короткими маленькими струйками, словно стремитесь удержать пушинку на лету. Сделать медленный глубокий вдох. Рука мягко опускается при выдохе и поднимается при вдохе. Повторить выдох, и при этом прогнуть спину, чтобы при вдохе воздух проник глубже в легкие.
«Причеши лошадку».
Задача:
- развитие мелкой моторики.
Ребенок сидит лицом к голове лошади. По команде начинает причесывать гриву лошади, перебрасывая ее со стороны на сторону.
«Игра в мяч».
Задачи:
- развитие мелкой моторики;
- развитие крупной моторики;
Ребенок сидит лицом к голове или хвосту лошади. По команде бросает мяч идущему слева от него инструктору, затем снова ловит его и бросает идущему справа помощнику.

Спешивание с лошади.

Организация окончания НОД.
-Сегодня мы разговаривали о лошадях, познакомились с ними, покатались и поиграли с лошадьми. Мы выяснили, чем они отличаются, а чем похожи, где они живут. Какую пользу они приносят людям, чем питаются.
Ребенку дается раскраска «Лошадь».

Цели:

Познакомить с особенностями внешнего вида и образа жизни лошади.
Обогащать активный и пассивный словарь по теме.
Продолжать учить детей различать и называть цифры 1 и 2, соотносить цифру и количество, отсчитывать заданное количество.
Учить внимательно слушать и понимать стихотворный текст.
Формировать устойчивые представления о цвете, положении в пространстве (на, за, перед, рядом), геометрических фигурах (прямоугольник, квадрат, треугольник), величине (высоко-низко, большой-маленький), скорости (быстро-медленно).
Совершенствовать навыки лепки, рисования цветными карандашами, наклеивания, конструирования.
Учить находить предмет, отличающийся от остальных.
Упражнять в звукоподражании, умении согласовывать слова и движения.
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений, артикуляционное дыхание, чувство ритма, темпа.

Оборудование:

Игрушечные лошадки, сундук, кубики, бруски из строительного материала.
Картинки с изображением табуна лошадей.
Листы бумаги с нарисованной лошадью без хвоста и гривы, коричневые карандаши, вырезанные из цветной бумаги «седла» и «солнышки», клей.
Прищепки, силуэты лошадей без ног и хвоста, вырезанные из плотного картона.
Пластиковые тарелочки, с наклеенными цифрами 1 и 2. вырезанные из картона подковы.
Плотный силуэт лошадей со вставленными в отверстия нитями (грива и хвост).
Соленое тесто, игрушечные молотки.
Вырезанные из плотной бумаги подковы с отверстиями, пластмассовые болты из конструктора.
Картинки с изображением подков с одной, отличающейся от других.
Нарисованная на белом картоне постройка из прямоугольников, квадратов и треугольника. Эти же геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона.
Аудиозаписи: «Едем-едем на лошадке», «Цок-цок», «Посмотрите на лошадку».

Ход занятия:

Приветствие «Как живешь?»

Как живешь? - Вот так!
(Большие пальцы обеих рук - вверх, остальные собраны в кулак)

А плывешь? - Вот так!
(Руками изображают движение пловца)

Как идешь? - Вот так!
(Ходьба на месте)

Как бежишь? - Вот так!
(Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища)

Вдаль глядишь? - Вот так!
(Поочередно прикладывать ладони ко лбу)

Машешь вслед? - Вот так!
(Энергичные движения кистями рук)

Как берешь? - Вот так!
(Хватательные движения ладонью)

Как даешь? - Вот так!
(Выставить раскрытую ладонь вперед)

Ночью спишь? - Вот так!
(Ладони под голову)

Как грозишь? -Вот так!
(Покачать указательным пальцем, остальные пальцы собраны в кулак)

А шалишь? - Вот так!
(Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам)

Сюрпризный момент «Кто в сундуке?»

Послушайте звук и отгадайте, кто же спрятался в сундуке?
(Звучит аудиозапись стука лошадиных копыт).
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка - серый бок!
Я копытцем постучу.
Если хочешь - прокачу!
Посмотри, как я красива.
Хороши и хвост, и грива.
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка - серый бок!

Рассматривание и называние частей игрушки «Лошадка»

Покажите, где у лошадки голова, бок, хвост, грива, копыта. Назовите, что я показываю. (Воспитатель побуждает детей самостоятельно называть рассмотренные части игрушки).
Вот лошадка мама. А это ее ребенок - жеребенок. Кто большой, лошадка или жеребенок? Кто маленький?

Конструирование «Конюшня»

Дом, где живут лошади, называется «конюшня». Постройте конюшню из разноцветных геометрических фигур. Прикладывайте цветные фигуры к их изображению.
Покажите фигуру синего цвета. Это треугольник. Сколько треугольников? Один треугольник.
Покажите фигуры желтого цвета. Это квадраты. Сколько квадратов? Два квадрата.
Покажите фигуры красного цвета. Это прямоугольники. Сколько прямоугольников? Два прямоугольника. Сделайте из пальчика указку и покажите им треугольник, квадраты, прямоугольник.

Чтение английской потешки «Кузнец» в переводе С. Я. Маршака.

Чтобы у лошади не разбивались о твердую дорогу копыта, придумали подковы. Подковы - это такая лошадиная обувь, которая прибивается гвоздями к копытам лошади. Подковать - значит прибить подкову.

Эй, кузнец,
Молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
- Отчего не подковать!
Вот гвоздь,
Вот подкова.
Раз, два -
И готово!

Дидактическое упражнение «Сколько подков?»

Сколько у вас подков? три подковы. На этой тарелочке какая цифра? Цифра 1. значит в эту тарелочку нужно положить одну подкову. А на другой тарелочке какая цифра? Цифра 2. сколько подков нужно положить на тарелочку с цифрой 2? Две подковы. Вот все три подковы мы и разложили. Одна подкова и две подковы - три подковы.

Игра «Вставь в подкову гвоздик»

Дети вставляют гвозди (пластиковые шурупы из конструктора) в силуэтное изображение подковы из плотного картона с отверстиями.

Лепка «Подкова»

Из соленого теста дети лепят прямым раскатыванием колбаску. Загибают ее в форму подковы, сверху прикладывают гвозди (пластиковые шурупы из конструктора), которые забивают игрушечным молотком.

Дидактическое упражнение «Что лишнее?»

На картинке все подковы одинаковые, кроме одной. Найдите эту подкову. Не такую как все остальные. Чем она отличается от других подков? Одна подкова другого цвета..
Далее детям предлагается другой вариант, где одна подкова перевернута.

Динамическая пауза «Лошадки-игрушки»

Много игрушек-лошадок есть у ребят, бывают лошадки-качалки. Вот как эта. Показ кукольной лошадки-качалки. На нее садятся сверху и раскачиваются.
Давайте покачаемся на носках вперед-назад, как будто на лошадке.
Бывают лошадки-скакалочки на палочке. Вот такие. Палочку ставят между ножек и скачут. Давайте поскачем на палочках-лошадках.
А можно играть в лошадок вдвоем. Берите скакалки и накидывайте вот так. (На грудь, концы под мышками.) один играющий лошадка. Другой - всадник. Скажите «но», чтобы лошадка поехала. Скажите «тпру». Чтобы лошадка остановилась.
(Под музыку «Еду-еду на лошадке»).

Пальчиковая гимнастика и звукоподражание «Скачут лошадки»

Вот помощники мои,
Их, как хочешь поверни.
(Показать ладони, повертеть ими)

По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
(Продвижение рук вперед, передвигая пальцами)

Цок-цок-цок. Цок-цок-цок.
Скачет резвый табунок.
(Звукоподражание)

Громко кричат лошадки: «И-го-го!»
Поскакали далеко.
(Звукоподражание)

Во время звукоподражания-цоканья улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка. Рот при этом открыт. Язык должен быть широким. Следить. Чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Скачет резвый табунок. Что за слово такое «табунок»? Табунок или табун - это компания лошадей, которые собрались вместе. Вот на картинке табун лошадей. Сколько лошадей в табуне? Много лошадей.

Упражнение «Где лошадка?»

Поставьте перед собой кубик. Теперь возьмите в руки лошадку и поставьте ее
сверху на кубик, сзади за кубик, впереди перед кубиком, сбоку рядом с кубиком.

Вот поскакала лошадка быстро. А теперь медленно.

Под музыку и слова песни родители, а затем и дети «скачут» игрушечной пластмассовой лошадкой друг другу по спинкам, ручкам, ножкам.

Дидактическая игра «Высоко или низко прыгает лошадка»

Поставьте перед лошадкой брусок. Пусть ваша лошадка перепрыгнет через него. А теперь рядом поставьте еще брусок, а него сверху другой. Прыгай, лошадка! Вот это низкий заборчик и лошадка прыгала низко, а вот это высокий заборчик и лошадка прыгала высоко. Пусть ваша лошадка прыгнет высоко, а теперь низко. Как прыгала лошадка через этот заборчик? Низко. А как прыгала лошадка через этот заборчик? Высоко.

Изобразительная деятельность «Красивая лошадка»

Дети, посмотрите, что забыл нарисовать художник у наших лошадок? Гриву и хвостик. А вы умеете их рисовать? А хотите научиться этому? (Воспитатель показывает способ рисования). Давайте еще травку нарисуем. Чтобы наша лошадка могла покушать. Каким карандашом будем рисовать траву? Зеленым карандашом.
А теперь давайте наклеим на рисунок седло. Вот такое седло есть у лошадки на спине. Оно называется седлом, потому что на него садятся. Когда едут на лошади верхом. А еще наклеим солнышко, чтобы было нашей лошадке тепло и светло.

Чтение стихотворения А. Барто «Лошадка»

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

(Чтение сопровождается игровыми действиями: причесывается шерстка «гладко», хвостик приглаживается гребешком).

Гребешок – это вот такая расческа без ручки и немного выгнутая.
- А что значит причешу «гладко»? «Гладко» - это как? (Ответы детей.)
- Послушайте, какое трудное слово нам встретилось – «шерстка». Давайте потренируемся его произносить правильно.

Упражнение с прищепками «Лошадка»

С помощью прищепок сделайте лошадке хвост и ноги. Гриву делайте от уха до спины, а ноги - две впереди и две позади.

Упражнение на развитие мелкой моторики «Хвост и грива»

Вытягивайте нити за узелки и делайте лошадке красивые хвост и гриву.

Вот скачет наша лошадка быстро. А теперь медленно.

Дыхательное упражнение «Подуй на гриву и хвост»

Когда лошадка скачет быстро, хвост и грива у нее развеваются. Давайте подуем на хвост и гриву лошадки, чтобы они развевались. Старайтесь дуть, не надувая щеки.

Не давайте вы лошадке
Леденцов и мармеладки.
Лучше дайте ей немножко
Хлеба черного в ладошке.
Съест она неторопливо
И встряхнет пушистой гривой.

Подвижная игра «Лошадки-карусели»

Еле-еле-еле-еле закружились карусели
(медленно идем по кругу, держась за обруч)

А потом-потом-потом
(немного ускоряемся)

Все бегом-бегом-бегом
(еще ускоряемся)

А потом-потом-потом все бегом-бегом-бегом
(бежим)

Тише, тише, не спешите
(замедляемся)

Карусель остановите. Стоп!
(можно повторить в другую сторону)

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: Закрепить умение выделять и называть части тела и характерные признаки лошадки. Формировать звуковую выразительность речи, навыки звукоподражания. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования - рисование пальчиком по крупе.

Материал. Игрушка - лошадка, забор деревянный, зерна овса на подносах.

Ход занятия

Звучит классическая музыка для малышей "Малыш в деревне".

Воспитатель. Отгадайте, кто сегодня к нам в гости пришел.

"Бежит по дорожке, цокают ножки. Цок, цок, цок! Кто это?"

Дети. Лошадка.

Воспитатель рассматривает с детьми лошадку, показывают и называют части тела.

Воспитатель. Когда лошадка бегает, она высоко поднимает ноги и цокает копытами. Вот так - цокает языком. Теперь вы покажите.

Дети повторяют вслед за воспитателем.

Воспитатель. Лошадки сильные животные, они могут перевозить людей и груз. Живут лошадки в домиках - "конюшнях". Гуляют лошадки на лугу или в поле. Скажите, а что лошадки любят есть?

Дети. Травку, сено.

Воспитатель. Правильно, а еще лошадки любят, есть овес.

Воспитатель показывает поднос с зернами овса и предлагает покормить лошадку.

Воспитатель. Пока лошадка ест, давайте расскажем стихотворение.

Дети рассказывают стихотворение "Лошадка" А. Барто.

Воспитатель. Покажем лошадке, как мы умеем играть.

"Давайте-ка ребятки, будем мы лошадками.

Покружились, покружились
И в лошадок превратились!"

Воспитатель рассказывает отрывок из стихотворения "Прокати, лошадка нас!" Н. Михайловой , а дети подражают движениям лошадки, бегут прямым галопом.

"Цок-цок, цок-цок, цок-цок,
Я лошадка, серый бок,
Я копытцем постучу,
Если хочешь, прокачу!"

После игры лошадки превращаются в ребяток.

Воспитатель предлагает детям подойти к столам, где расположены подносы с зернами овса.

Воспитатель. Нарисуем заборчик для лошадки пальчиком по зернышкам овса. Но вначале разомнем наши пальчики.

Пальчиковая игра "Лошадки"

"По бумаге белой, гладкой,
Скачут пальцы как лошадки.
Цок-цок, цок-цок, скачет резвый табунок"

Дети рисуют пальчиком заборчик на зернах овса. Воспитатель с лошадкой рассматривают рисунки, спрашивает детей что рисовали, для кого, на чем рисовали. Воспитатель хвалит детей за рисунки.

Воспитатель. Лошадка говорит вам спасибо за такие красивые заборчики и принесла вам угощения - конфетки.

Дети и воспитатель благодарят лошадку и провожают ее домой.

Список литературы.

  1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство "Учитель", 2003. - 270с.
  2. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации/ Сост. С.Н. Теплюк. - М.: Мозаика Синтез, 2008. - 144 с.
  3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-синтез, 2008. - 112с.
mob_info