Организации осуществляющие экологический мониторинг и их функции. Отличия между экологическим мониторингом и экологическим контролем. Что будем делать с полученным материалом

Экологический контроль – это одно из важных звеньев организационно-правового механизма ООС. Его целью является проверка: исполнения требований экологического законодательства; соблюдение нормативов и нормативных документов в области ООС и обеспечения экологической безопасности.

Выполнение этих задач возложено на систему экокнтроля, состоящего из государственного, производственного, муниципального и общественного контроля.

Экоконтроль, как правовая мера выполняет ряд функций – предупредительную, информационную и карательную.

Государственный экоконтроль проводится от имени государства, это дает независимые и объективные результаты. Это наиболее влиятельный контроля, потому, что для осуществления своих функций может прибегать к поддержке правоохранительных органов.

Производственный экоконтроль проводится самим предприятием – природопользователем на своих объектах с целью обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности требований природоохранного законодательства и соблюдения установленных нормативов в области ООС, а также самопроверки рационального природопользования на своих объектах и выполнения планов и мероприятий по ограничению и уменьшению воздействия на ОС.

Муниципальный экоконтроль осуществляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями.

Общественный экоконтроль осуществляется общественными или иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами. Его задача – проверка выполнения требований природоохранного законодательства как всеми юридическими лицами от министерства до предприятия, учреждения или организации независимо от формы их собственности, так и всеми должностными лицами и гражданами.

Мониторинг – система выполняемых по заданной программе регулярных комплексных долгосрочных наблюдений за состоянием ОС, её загрязнением, происходящими природными явлениями, а также оценка и прогноз последующих изменений. Одни из главных принципов мониторинга – непрерывность слежения. Экомониторинг является начальным этапом системы обеспечения экологической безопасности.

Различают 3 уровня территориального охвата современного мониторинга: локальный (биоэкологический, санитарно-гигиенический); региональный (геосистемный, природно-хозяйственный); глобальный (биосферный, фоновый), включающий в себя наблюдения за состоянием ОС из космоса – космический мониторинг.

В основных структурных элементах ОС ведутся постоянные наблюдения за присутствием следующим наиболее опасных для природных экосистем и человека загрязняющих веществ:

в атмосферном воздухе – оксидов серы, азота, углерода, взвешенных веществ (аэрозолей), углеводородов, радионуклидов, бензапирена;


в поверхностных водах – нефтепродукты, фенолов, соединений фосфора и азота, тяжелых металлов, пестицидов, минеральных солей, а также контролируется комплексный показатель рН;

в биоте – тяжелых металлов, радионуклидов, пестицидов.

Проводится мониторинг воздействия вредных физических факторов, таких, как радиация, шум, ЭМП и ЭМИ. Контролируются прежде всего зоны влияния соответствующих крупных источников, а именно АЭС, аэропортов, крупных промышленных и транспортных центров, электростанций и ЛЭП, телерадиоцентров и ретрансляторов.

Выделяют 2 составные части мониторинга – абиотичесикую (геофизическую) и биотическую.

Государственный экомониторинг ведется в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации об истинном состоянии ОС в нашей стране, необходимой для:

Разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, целевых программ в области ООС и соответствующих мероприятий;

Предотвращения и уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния ОС.

Мониторинг окружающей среды (экологический монито­ринг).

Понятие экологического мониторинга . Экологический мониторинг как система наблюдений за со­стоянием окружающей среды Российской Федерации, в том числе в районах расположения источников загрязнения и иного негатив­ного воздействия на нее, за состоянием отдельных компонентов природной среды (атмосферы, водных объектов, земель, почв, ле­сов, животного мира и проч.), за уровнем загрязнения окружаю­щей среды и ее компонентов, включая радиоактивное загрязнение.

Своевременное выявление изменений, их оценка, предупре­ждение и устранение последствий негативных процессов как цель экологического мониторинга.

Основные задачи экологического мониторинга : а) на­блюдение за происходящими в окружающей среде физическими,
химическими, биологическими процессами; б) наблюдение за
уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объе­ктов: в) наблюдение за последствиями влияния такого загрязне­ния на растительный и животный мир; г) обеспечение заинтере­сованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде и прогнозами ее состояния.

Виды экологического мониторинга . Федеральный, реги­ональный и локальный мониторинг. Глобальный экологический мониторинг.

Соотношение экологического мониторинга с социально-ги­гиеническим мониторингом, мониторингом социально-трудовой сферы, мониторингом объектов градостроительной деятельно­сти, мониторингом безопасности гидротехнических сооружений, предприятий, организаций, подконтрольных Госгортехнадзору России, мониторингом факторов, определяющих возникновение угроз экологической безопасности России.



Нормирование качества окружающей среды (экологиче­ское нормирование). Понятие экологического нормирования. Государственное регулирование воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующее сохранение благоприятной окружающей среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, обеспе­чение экологической безопасности населения, как цели экологи­ческого нормирования. Порядок разработки и утверждения нормативов в области охраны окружающей среды. Государственные органы, осуществ­ляющие экологическое нормирование.

Виды экологического нормирования.

§ Нормативы качества окружающей среды. Нормативы
предельно допустимых концентраций химических, радиоактивных,
микробиологических веществ, предельно допустимых уровней
вредных физических воздействий (тепла, шума, радиации и проч.)

§ Нормативы допустимого воздействия на окружающую
среду, устанавливаемые для природопользователей (юридических
и физических лиц). Нормативы допустимых выбросов и сбросов
веществ и микроорганизмов. Лимиты на выбросы и сбросы
загрязняющих веществ, порядок и условия их установления.
Нормативы образования отходов производства и потребления и
лимиты на их размещение. Нормативы допустимых физических
воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизи­рующего излучения, напряженности электромагнитных полей и
иных физических воздействий).

§ Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды.

§ Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

§ Технологические нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Технические нормативы выбросов автотранспортных средств.

§ Нормативы иного допустимого воздействия на окру­жающую среду.

§ Нормативы применения агрохимикатов и пестицидов в сельском хозяйстве. Нормативы предельно допустимого остаточ­ного количества химических веществ в продуктах питания.

§ Экологические требования к продукции в стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую про­дукцию, способную оказать вредное воздействие на окружаю­щую среду (экологические требования к продукции).

§ Государственные стандарты и иные нормативные доку­менты в области охраны окружающей среды. Нормативы санитарных, защитных зон, санитарно-защитных зон, пригородных зеленых зон.

Соотношение экологических нормативов между собой и с международными стандартами.

§ Соотношение нормирования качества окружающей среды с нормированием качества морской среды внутренних морских вод и территориального моря, нормированием в области охраны ат­мосферного воздуха, государственным нормированием в области обеспечения радиационной безопасности, нормированием в об­ласти обращения с отходами.

§ Соотношение нормирования качества окружающей среды с государственным санитарно-эпидемиологическим нормировани­ем.

§ Соотношение нормирования качества окружающей среды с государственным нормированием плодородия земель сельскохо­зяйственного назначения, нормированием в области использова­ния и охраны животного мира и среды его обитания, иными ви­дами нормирования в сфере использования и охраны природных ресурсов.

Юридические последствия нарушения требований эко­логических нормативов.

Экологический контроль и надзор.

§ Понятие экологического контроля и надзора как: а) функ­ции экологического управления; б) правового института (межот­раслевого и института экологического права); в) гарантии исполне­ния экологических законов, соблюдения экологических требова­ний, выполнения экологических программ, планов и мероприятий; г) правовой формы деятельности в этой сфере.

§ Обеспечение достижения и поддержания качества (состоя­ния) окружающей среды как места и условия жизни и деятель­ности живущего и будущих поколений как цель экологического контроля и надзора.

§ Принципы экологического контроля и надзора: а) прин­цип независимости органов и должностных лиц экологического контроля и надзора при осуществлении ими контрольной дея­тельности; б) принцип минимизации (преодоления множествен­ности) органов экологического контроля и надзора; в) принцип разграничения функций нормативно-правового регулирования, контрольно-надзорной функции и функций по оказанию госу­дарственных услуг и по управлению государственным имущест­вом.

§ Собственные функции экологического контроля и надзора: а) информационная; б) предупредительная; в) пресечения эко­логических правонарушений.

§ Виды экологического контроля и надзора: а) государст­венный, в том числе федеральный экологический надзор; б) об­щественный экологический контроль; в) муниципальный эколо­гический контроль; г) ведомственный экологический контроль; д) производственный экологический контроль. Предупредительный, текущий и последующий экологиче­ский контроль и надзор.

§ Полномочия органов экологического контроля и надзо­ра: а) предупредительного характера: б) по пресечению экологи­ческих правонарушений; в) по привлечению к юридической от­ветственности.

§ Порядок проведения государственного экологического кон­троля и надзора. Особенности проведения государственного эко­логического контроля и надзора в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил РФ. Порядок проведения государственного экологического контроля и надзора на объектах хозяйственной и иной деятель­ности, находящихся в ведении РФ, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и (или) оказывающих негативное воздействие на окружающую сре­ду в пределах территорий двух и более субъектов РФ (федерального контроля).

§ Органы государственного экологического контроля и над­зора.

§ Соотношение экологического контроля и надзора с эко­логическим мониторингом, экологической экспертизой, экологи­ческим аудитом и другими функциями экологического управле­ния.

§ Права юридических лиц и индивидуальных предприни­мателей при проведении государственного экологического конт­роля и надзора и способы их защиты.

Аудит в сфере охраны окружающей среды (экологиче­ский аудит). Понятие экологического аудита как: а) функции экологического управления; б) предпринимательской деятельно­сти. Цель и задачи экологического аудита.

Аудиторы. Юридические требования к аудиторам. Кодекс профессиональной этики аудиторов. Соотношение экологического аудита с независимой ау­диторской деятельностью в области предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций, страхования ответственности за причинение вреда в случае аварии на опасном производственном объекте. Соотношение экологического аудита с аудитом недрополь­зования и другими видами аудита в сфере использования при­родных ресурсов.

Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды (экологическое лицензирование).

§ Понятие, цели и зада­чи экологического лицензирования.

§ Виды экологического лицензирования. Лицензирова­ние деятельности по обращению с отходами производства и по­требления, включая опасные отходы. Лицензирование в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. Иные виды экологического лицензирования.

§ Соотношение лицензирования в сфере охраны окру­жающей среды с лицензированием в области использования и охраны земель (включая мелиорированные), лицензированием в области использования и охраны недр, лицензированием в области использования и охраны водных объектов, лицензиро­ванием деятельности по использованию лесного фонда, лицен­зированием в области охраны и использования животного мира, лицензированием промышленного рыболовства и рыбоводства, лицензированием деятельности по сбору и реализации сырья из дикорастущих лекарственных растений и другими видами ли­цензирования в сфере использования и охраны природных ре­сурсов.

Сертификация в сфере охраны окружающей среды .

Понятие экологической сертификации: а) как функции эко­логического управления; б) как вида работ (услуг) природоохран­ного назначения. Обязательная и добровольная экологическая сертификация.

Обеспечение безопасности продукции для окружающей сре­ды, обеспечение экологической безопасности человека, рацио­нального использования природных ресурсов как цели экологи­ческой сертификации. Виды сертификации, направленные на достижение экологических целей. Сертификация безопасности опасных промышленных и иных объектов. Сертификация питьевой во­ды, материалов, технологических процессов и оборудования, применяемых в хозяйственно-питьевом водоснабжении. Обязательная сертификация лесных ресурсов, включая обязательную сертификацию древесины, отпускаемой на корню, и второсте­пенных лесных ресурсов и другие виды сертификации.

Порядок проведения экологической сертификации.

Практическое занятие (6 часов)

Вопросы и задания

1.Государственный экологический мониторинг.

2.Экологический контроль: понятие, виды. Система орга­нов государственного экологического контроля, их полномочия.

3.Экологический аудит и деятельность в области экологического менеджмента.

3.Экологическое нормирование. Виды экологических нормативов и их правовое значение. Техническое нормирование качества продукции, процессов производства и охрана окружающей среды.

4.Экологическое лицензирование.

5.Экологическая сертификация.

Задачи

Задача 1 . У руководителя хозяйственного общества возникло наме­рение осуществлять следующие виды деятельности в целях получения прибыли:

Деятельность по обращению с отходами, организация работ по обращению с отходами производства и потребления;

Деятельность по сбору, транспортированию, обезвреживанию, захоронению осадков очистных сооружений локальных водосточных сетей, очистных сооружений абонентов городской водосточной сети и моек автотранспорта, производственных объектов;

Проведение работ по рекультивации свалок и полигонов для захоронения отходов производства и потребления;

Деятельность по сбору, утилизации, складированию, переме­щению, захоронению, уничтожению материалов и веществ, в том числе опасных (кроме радиоактивных);

Экологическая паспортизация производственных, хозяйствен­ных и иных объектов;

Экологическая сертификация производств, технологических процессов, оборудования, продукции, отходов производства;

Экологическое аудирование производственных, хозяйственных и иных объектов, технологического оборудования, условий ведения деятельности, подлежащей лицензированию;

Экологическое обучение, повышение квалификации и профес­сиональная переподготовка специалистов предприятий, организаций, предпринимателей и частных лиц в области экологических знаний;

Разработка раздела «Охрана окружающей среды» в составе про­ектной документации на строительство, расширение, реконструкцию хозяйственных и промышленных объектов, градостроительной доку­ментации;

Разработка проектов нормативов предельно допустимых и вре­менно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосфер­ный воздух (включая радиоактивные) и сбросов в водные объекты; нормативов вибрационного, шумового и иных видов физического воз­действия на окружающую среду; лимитов размещения отходов произ­водства и потребления;

Проведение оценки воздействия на окружающую среду при раз­работке проектной документации производственных, хозяйственных и иных объектов и комплексов;

Разработка экологических обоснований на ведение (расшире­ние, изменение) хозяйственной и иной деятельности;

Оценка экологической безопасности материалов, веществ, тех­нологий, оборудования;

Работы и услуги по ликвидации экологических последствий, вызванных чрезвычайными ситуациями техногенного и природного характера;

Проведение работ по восстановлению плодородия рекультивируемых земель, осуществлению противоэрозионных мероприятий;

Проведение работ по озеленению территорий;

Проведение работ по благоустройству и реконструкции водных объектов, проведение дноуглубительных и иных работ на водных объек­тах, извлечение затонувшей древесины и других предметов;

Установка приборов, средств измерений, устройств природо­охранного назначения;

Установка и эксплуатация приборов и средств измерений для контроля за состоянием окружающей среды;

Экологический консалтинг.

При обсуждении этих видов деятельности на совещании возник вопрос, необходимо ли получение лицензии для осуществления этих видов деятельности. Юрисконсульт общества считал, что поскольку эти виды деятельности не перечислены в ст. 17 Федерального закона «О ли­цензировании отдельных видов деятельности», они не подлежат ли­цензированию. Вместе с тем было решено обратиться для разъяснения в Москомприроду.

В Москомприроде был получен ответ, что перечисленные виды деятельности входят в перечень видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, который содер­жится в Порядке лицензирования отдельных видов деятельности в об­ласти охраны окружающей среды в г. Москве, утвержденном приказом Москомприроды от 27 января 2000 г. №24, следовательно, они лицен­зируемые.

Является ли разъяснение Москомприроды законным и обоснованным?

Задача 2. В одном из районов Крайнего Севера районная рыбохозяйственная инспекция обнаружила на поверхности водоема крупное нефтяное пятно. Проверка показала, что оно образовалось в ре­зультате течи одной из цистерн склада горюче-смазочных материа­лов. Территориальный комитет по водным ресурсам предъявил иск о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде. Ответчик иска не признал, ссылаясь на то, что технология хране­ния топлива не нарушалась. Экспертиза, назначенная арбитражным судом, установила, что течь в цистерне возникла вследствие непри­годности материала, из которого она была изготовлена, для эксп­луатации в условиях Крайнего Севера. Однако цистерны были изготовлены и установлены на складе согласно проекту.

Какие иные предусмотренные законом меры могут принять органы государственного экологического контроля?

Кто должен понести ответственность в данном случае?

Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспе­чения рационального природопользования и охраны окружаю­щей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права. Основы­ваясь на роли экологического контроля в механизме охраны ок­ружающей среды, его можно оценивать как важнейшую право­вую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъек­тов права окружающей среды к исполнению экологических тре­бований. Весьма часто меры юридической ответственности за эко­логические правонарушения применяются в процессе экологического контроля или по его результатам.

Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды - экологического нормирования, экологической эксперти­зы, экологического лицензирования, экологической сертифика­ции. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологичес­кий контроль, т.е. обеспечение исполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представля­ет собой самостоятельную, целенаправленную деятельность специ­ально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной процедуры, на основе специальных право­вых норм и направленную на решение своих задач.

Российское административное право выделяет два вида кон­трольной деятельности - контроль и надзор. Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологическо­го законодательства. Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, об­щественных формирований и граждан.



Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций -- предупредительную, информационную и каратель­ную.

Роль предупредительной функции заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке исполнения ими правовых экологических требований, самостоя­тельно проявляют активность в исполнении требований законода­тельства и предупреждении нарушений. Информационная функ­ция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природо­охранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется в применении к на­рушителям правовых экологических требований предусмотрен­ных законодательством санкций.

В природоохранительной практике России выделяются сле­дующие виды экологического контроля: государственный, ведом­ственный, производственный, муниципальный, общественный. Критериями такой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

Мониторинг окружающей среды - это система долгосрочных наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогно­за изменений ее состояния под воздействием природных и антро­погенных факторов. В соответствии с законодательством прово­дится мониторинг как окружающей среды в целом, так и ее отдельных компонентов - земли, вод, атмосферного воздуха и других природных объектов.

Организация и проведение мониторинга окружающей среды регулируется многими актами экологического законодательства на уровне Российской Федерации и ее субъектов, включая Зако­ны об охране окружающей среды (ст. 63), о гидрометеослужбе, о недрах (ст. 36.1), об охране атмосферного воздуха (ст. 23), о жи­вотном мире (ст. 15), о внутренних морских водах, территориаль­ном море и прилежащей зоне Российской Федерации (ст. 36), Зе­мельный кодекс РФ (ст. 67), Водный кодекс РФ (ст. 78), Лесной кодекс РФ (ст. 69). Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения предусматривается проведение социаль­но-гигиенического мониторинга (ст. 45), содержащего элементы мониторинга окружающей среды.

Законодательство устанавливает обязательность проведения государственного и негосударственного мониторинга окружаю­щей среды. Так, Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Рос­сийской Федерации обязывает юридические лица и граждан-предпринимателей разрабатывать предложения по программе экологического мониторинга на всех этапах реализации намечае­мой хозяйственной и иной деятельности.

Некоторые общие и основные положения о мониторинге окру­жающей среды сформулированы в Законе об охране окружающей среды. Согласно ст. 63 государственный мониторинг окружаю­щей среды осуществляется в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружаю­щей среды, а также обеспечения потребностей государства, юри­дических и физических лиц в достоверной информации, необхо­димой для предотвращения и (или) уменьшения неблагопри­ятных последствий изменения состояния окружающей среды. Порядок организации и осуществления государственного монито­ринга окружающей среды устанавливается Правительством РФ. Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, по­лученная при осуществлении государственного мониторинга ок­ружающей среды, используется органами государственной влас­ти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и при­нятия соответствующих решений, разработки федеральных про­грамм в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприя­тий по охране окружающей среды.

С целью повышения эффективности работ по сохранению и улучшению состояния окружающей среды постановлением Пра­вительства РФ от 24 ноября 1993 г. создана Единая государствен­ная система экологического мониторинга. В ней участвуют все специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и использования природных ре­сурсов.

Наиболее солидной базой мониторинга обладает Росгидромет, являющийся специально уполномоченным государственным ор­ганом в данной сфере. Так, в 1998 г. наблюдения за состоянием атмосферы проводились регулярно на 602 стационарных постах в 238 городах и поселках России. В большинстве городов измеря­ются концентрации от 5 до 25 веществ.

Отбор проб почвы производился в 176 хозяйствах, располо­женных на территории 36 субъектов РФ. В отобранных пробах определяется 21 наименование пестицидов.

Наблюдениями за загрязнением поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям охвачено более 120 водных объек­тов, на которых расположено 156 пунктов контроля. Программа наблюдений включает от 2 до 6 показателей 1 .

Получает развитие производственный экологический монито­ринг, т.е. мониторинг, осуществляемый предприятиями. К при­меру, с октября 1995 г. создана система мониторинга в АО «Газпром». При ее проектировании предусматривается мониторинг источников загрязнения, объемов выбросов загрязняющих ве­ществ в атмосферу и сброса сточных вод; информационное взаи­модействие с территориальными службами Росгидромета, МПР России и другими органами.

Одним из основных результатов проведения мониторинга ок­ружающей среды является получение данных о ее состоянии. За­коном о гидрометеослужбе предусмотрено создание единого госу­дарственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении (ст. 15). Единый государственный фонд данных представляет собой упорядоченную, постоянно пополняе­мую совокупность документированной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, получаемой в ре­зультате деятельности Федеральной службы России по гидроме­теорологии и мониторингу окружающей среды, других заинтере­сованных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти субъ­ектов РФ, физических и юридических лиц (независимо от их ор­ганизационно-правовой формы) в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агромете­орологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики), монито­ринга состояния окружающей природной среды, ее загрязнения. Он формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Создание и веде­ние единого государственного фонда данных о состоянии окру­жающей природной среды, ее загрязнении регулируется поста­новлением Правительства РФ от 21 декабря 1999 г.

В соответствии с Законом о гидрометеослужбе информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении предо­ставляется пользователям (потребителям) бесплатно, а также на основе договоров (ст. 17). Положением об информационных услу­гах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения ок­ружающей природной среды, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г., конкретизированы усло­вия предоставления информации. Бесплатно информация в об­ласти гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государствен­ной власти РФ и ее субъектов, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа­ций. Другим пользователям (потребителям) информация в облас­ти гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной

среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по сетям электрической и почтовой связи.

Данные мониторинга природной среды служат основой для ве­дения государственных кадастров природных ресурсов, а также для принятия экологически значимых хозяйственных и иных ре­шений.

Страница 16 из 55


Экологический контроль и мониторинг

Экологический контроль и мониторинг являются самостоятельными институтами экологического права. Экологический контроль - это контроль за охраной окружающей среды, то есть контроль за деятельностью. Данная правовая мера направлена на соблюдение экологического законодательства и природоохранных требований субъектами хозяйственной и иной деятельности независимо от организационно-правовой формы и подчинения, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду (ст. 5 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В состав государственного экологического контроля включен контроль за охраной и использованием отдельных природных ресурсов – земель, вод, лесов, недр, объектов животного мира, атмосферного воздуха. Требования к проведению экологического контроля имеются в ЗК РФ, ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления»,
«О радиационной безопасности».

Закон г. Москвы от 12 мая 2004 г. № 32 «О государственном экологическом контроле в городе Москве» был призван регулировать указанные отношения. Для увеличения превентивной роли закона устанавливались повышенные, по сравнению с введенными КоАП РФ, размеры штрафных санкций. Государственный экологический контроль осуществляется государственными инспекто-рами, в обязанности которых входит проведение плановых и внеплановых проверок, анализ данных экологического мониторинга и экологического аудита и результаты обследования состояния объектов государственного экологического контроля.

Однако в связи с изменением федерального законодательства закон претерпел изменения. Из него исключены нормы, закрепляющие за государственными инспекторами г. Москвы по охране природы права на ограничение или приостановление деятельности хозяйствующих субъектов при нарушении ими законодательства об охране окружающей среды. Такое изменение связано с принятием ФЗ от 9 мая 2005 г. № 45 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации», которым введен новый вид административного наказания – административное приостановление деятельности, назначаемое только судом.

В целях приведения московского законодательства в соответствие с федеральным был принят Закон города Москвы от 6 июля 2005 года № 36 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 12 мая 2004 года № 32 «О государственном экологическом контроле в городе Москве».

Позже в закон вносились изменения в целях приведения его в соответствие с развивающимся федеральным законодательством в этой сфере.

В отличие от экологического контроля государственный экологический мониторинг – это контроль за состоянием окружающей среды. Согласно ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» экологический мониторинг – комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Этой процедуре посвящается глава Х ФЗ «Об охране окружающей среды».

Порядок организации и осуществления государственного экологического мониторинга установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 марта
2003 г. № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга».

В зависимости от территории наблюдения экологический мониторинг подразделяется на федеральный, региональный и локальный.

Закон города Москвы от 20 октября 2004 года № 65 «Об экологическом мониторинге в городе Москве» утвердил организационно-правовые основы и принципы экологического мониторинга, установил административную ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды в части экологического мониторинга.

Данные экологического мониторинга используются органами государственной власти в целях обеспечения экологической безопасности населения, оперативного выявления нарушений природоохранных требований, отслеживания в режиме реального времени залповых выбросов, сбросов, выявления причин или виновников повышенного загрязнения, а также для разработки прогнозов социально-экономического развития, природоохранных программ и отдельных мероприятий по охране окружающей среды.

Указанные два закона города Москвы формируют единый блок, призванный решать комплекс экологических проблем.



Оглавление
Экология и экологическое законодательство москвы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предпосылки возникновения экологического права
Экологическое право как отрасль российского права
Связь экологического права и экологического законодательства
Общероссийские нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты Москвы
Понятие экологической безопасности
Состояние здоровья населения Москвы
Чрезвычайные экологические ситуации на территории Москвы
Понятие государственного управления в экологической сфере
Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования и охраны окружающей среды
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы
Экологический контроль и мониторинг
Нормирование и техническое регулирование хозяйственной и иной деятельности с позиций экологических интересов
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза
Правовая основа экологического страхования
Плата за загрязнение природной среды
Экологический аудит
Понятие экологических правонарушений
Виды ответственности за экологические правонарушения
Экологические преступления
Экологические функции органов внутренних дел
Природоохранная деятельность прокуратуры
Природоохранная деятельность судов
Показатели (нормативы) качества атмосферного воздуха
Современное состояние воздушного бассейна Москвы
Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы
Правовая база управления качеством атмосферного воздуха
Городской шум и правовые меры борьбы с ним
Основные понятия и термины
Законодательная база регулирования радиационного режима Москвы
Современное состояние водоемов Москвы

  • Органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды
  • Законодательство
  • Новости
  • Административные правонарушения и Ответственность в области охраны окружающей среды
  • Часто задаваемые вопросы
  • Вопросы и ответы
  • Отзывы и Благодарности
  • Полезные ссылки
  • разработка природоохранной документации,паспартов отходов,ПНООЛР

    Наши контакты:

    Наш адрес:

    194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская,

    д.10, Бизнес-центр «Технопарк Литовская 10»,

    [email protected]

    В чем различие понятий «Экологический мониторинг» и «Экологический контроль»?

    В осуществлении экологического мониторинга и экологического контроля общим функциональным элементом являются проведение наблюдений и оценка полученных данных о параметрах (характеристиках) наблюдаемого объекта. Однако в рамках этих двух понятий существенно различаются объекты, за которыми проводятся наблюдения, а также последующие функции, реализуемые на основе полученной информации.

    В экологическом контроле объектами наблюдения являются антропогенные объекты (источники выбросов и сбросов вредных веществ) или хозяйственная деятельность в целом. В ходе экологического контроля осуществляется управляющее воздействие на наблюдаемый объект, направленное на приведение его в соответствие с заранее заданными параметрами. Так, инспектор контролирующего органа, осуществляя замеры концентраций загрязняющих веществ в источнике выбросов или сбросов предприятия, выявляет превышение установленных нормативов ПДВ или НДС. По данному факту он выдает предписание руководству предприятия об устранении нарушения путем приведения параметров выбросов (сбросов) в соответствие с нормативами (совершенствование очистного оборудования, технологических процессов производства и т.д.).

    В мониторинге окружающей среды (экологическом мониторинге) объектами наблюдений являются атмосферный воздух, поверхностные воды и почвы и пр. Цель наблюдений - получение объективных данных о состоянии этих компонентов природной среды, прогнозирование возможных их изменений во времени и пространстве под воздействием природных и антропогенных факторов. Задачи наблюдении - слежение за состоянием окружающей среды, выявление ипрогнозирование негативных изменений и своевременное представление информации в установленном порядке. В данном случае выявление каких-либо отклонений в состоянии атмосферного воздуха, поверхностных вод, почвы (например, превышение ПДК загрязняющих веществ) является сигналом для принятия управляющих воздействий по минимизации последствий негативных изменений в состоянии окружающей среды для здоровья человека и состояния экосистем (особенно при аварийном загрязнении).

    Таким образом, в отличие от экологического контроля, в экологическом мониторинге на наблюдаемые объекты невозможно оказать непосредственное (прямое) управляющее воз-действие. Поэтому в мониторинге вместо этой функции реализуются задачи по прогнози-рованию изменений состояния наблюдаемых объектов.

    Несмотря на то что экологический контроль и экологический мониторинг - разные по-нятия, в конечном счёте обе системы направлены на предотвращение загрязнения окру-жаюшей среды.

    mob_info