Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета на малых предприятиях. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса Нормативное регулирование бухгалтерского учета на малых предприятиях

Бухгалтерский учет (англ. accountancy, accounting) -- по законодательству РФ упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Как экономико-правовая категория бухгалтерского учета в литературе обычно рассматривается в качестве сплошного, непрерывного и взаимосвязанного отражения хозяйственной деятельности организации на основании документов в различных измерителях в целях накопления и обобщения соответствующей объективной информации и осуществления контроля за хозяйственной деятельностью.

Основными задачами бухгалтерского учета в РФ являются:

Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности -- руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним -- инвесторам , кредиторам и др. пользователям бухгалтерской отчетности;

Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости (ст. 1 ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из ФЗ «О бухгалтерском учете», устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, др. федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Согласно ст. 4 ФЗ «О бухгалтерском учете» этот федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Система законодательства РФ о бухгалтерском учете призвана обеспечивать единообразное ведение учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых всеми организациями, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций , их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Общее методологическое руководство бухгалтерского учета в РФ осуществляется Правительством РФ. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ:

- планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению ;

- положения (стандарты) по бухгалтерскому учету , устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

Другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета, которые не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина РФ.

Минфин РФ с учетом возложенных на него задач рассматривает и анализирует сводную бухгалтерскую отчетность федеральных органов исполнительной власти, осуществляет методическое руководство бухгалтерского учета и отчетностью организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, принимает меры по совершенствованию бухгалтерского учета, утверждает план счетов, типовые формы учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности, осуществляет руководство работой по переоценке товарно-материальных ценностей; устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций; устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ. Для рассмотрения предложений о совершенствовании методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфином РФ могут создаваться методологические советы из специалистов, работников научных учреждений, представителей других организаций. Акты Минфина РФ имеют, как правило, межведомственное значение и служат методической основой ведомственного нормотворчества, регулирующего бухгалтерский учет.

В случае противоречий между нормами законодательства о бухгалтерском учете и ведомственными правовыми актами, регулирующими данную сферу, органы судебной власти и другие правоприменительные органы обязаны руководствоваться нормами, содержащимися в федеральных законах и др. актах законодательства, а не нормами инструкций, положений, стандартов и т. п. Кроме того, каждый ведомственный акт должен быть принят в пределах компетенции издающего его органа, установленной законодательством. Организации в РФ самостоятельно формируют свою учетную политику.

Основные требования к ведению бухгалтерского учета в РФ определяются по правилам ст. 8 ФЗ «О бухгалтерском учете», которые конкретизируются в других, главным образом подзаконных, правовых актах.

Эти требования заключаются в следующем:

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ -- в рублях;

Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества др. юридических лиц, находящегося у данной организации;

Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ;

Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов;

При этом данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;

Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;

В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Минюст России 1 декабря 2010 г. зарегистрировал приказ Минфина России от 08.11.2010 № 144н, который вносит поправки в законодательство по бухгалтерскому учету. Все новшества касаются малых предприятий и значительно упрощают ведение бухгалтерского учета. Сразу скажем, что поправки не распространяются на кредитные организации и эмитентов публично размещаемых ценных бумаг. Изменения вступают в силу начиная с годовой отчетности за 2010 год.

Понятие субъектов малого предпринимательства дано в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее -- Закон № 209-ФЗ). Критерии отнесения организаций к субъектам малого бизнеса установлены в ст. 4 Закона № 209-ФЗ:

Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале компании не свыше 25%. Кроме того, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%. Обратите внимание: в подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ приведен перечень организаций, на которые данные ограничения не распространяются;

Средняя численность работников за предшествующий календарный год -- до 100 человек;

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не свыше 400 млн. руб. (п. 1 постановления Правительства РФ от 22.07.2008 № 556).

Приказ Минфина России внес изменения в п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации». Субъекты малого предпринимательства вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей.

Организации могут использовать кассовый метод при соблюдении нескольких условий:

Организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

Сумма выручки может быть определена;

Расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены. Что касается учета расходов, в п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации» и сейчас предусмотрена возможность признавать расходы после погашения задолженности. Такой вариант может использоваться, когда в разрешенных случаях выручка признается по мере оплаты. Внесенные изменения заменили слова «в разрешенных случаях» на слова «субъектом малого предпринимательства». Теперь нормы ПБУ 10/99 согласуются с положениями ПБУ 9/99.

Важный момент: комментируемые нововведения дают право, но не обязывают компании определять выручку по мере поступления денежных средств и списывать расходы по их оплате. Начать применять новшество можно с этого года, прописав в учетной политике выбранный метод признания выручки и расходов. Но следует помнить: если в налоговом учете компания использует метод начисления, в бухгалтерском неизбежно возникнут разницы по ПБУ 18/02.

В настоящее время ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» должны применять все коммерческие организации, за исключением кредитных. Комментируемый приказ Минфина России разрешает организациям малого бизнеса не применять ПБУ 16/02. Такое нововведение позволит значительно упростить работу бухгалтеров организаций малого бизнеса.

Также малые предприятия могут не использовать ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», но опять-таки с одной оговоркой.

Поправки коснулись и ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». По общему правилу первоначальная стоимость финансовых вложений, по которым они приняты к бухгалтерскому учету, может изменяться в случаях, установленных законодательством или ПБУ 19/02 (п. 18 ПБУ 19/02). При этом для целей последующей оценки финансовые вложения подразделяются на две группы. Первая -- финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную цену. Вторая -- финансовые вложения, по которым текущая рыночная стоимость не определяется.

Новшества позволяют субъектам малого бизнеса осуществлять последующую оценку финансовых вложений в порядке, предусмотренном для второй группы. Тогда финансовые вложения отражаются в бухгалтерском учете и отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости (п. 21 ПБУ 19/02).

Поправки, внесенные в ПБУ 1/2008, позволят малым компаниям отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменений учетной политики перспективно, то есть с начала внесения корректировок (п. 15.1 ПБУ 1/2008). Такой порядок предусмотрен для изменений, которые оказали или способны оказать существенное влияние на финансовое положение компаний, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств. Это правило не распространяется на случаи, когда законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухучету установлен иной порядок.

Изменения внесены и в ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам». В настоящее время расходы по займам признаются прочими расходами, кроме той их части, которая включается в стоимость инвестиционного актива. В этом случае проценты, причитающиеся заимодавцу и непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива, учитываются в стоимости основных средств (нематериальных активов, иных внеоборотных активов).

Новация позволит субъектам малого предпринимательства признавать все затраты по займам прочими расходами, в том числе те, которые относятся к стоимости инвестиционного актива.

И последнее положение по бухгалтерскому учету, которое претерпело изменения, -- ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете». Малым предприятиям разрешено исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года без ретроспективного пересчета. Это новшество существенно упростит составление отчетности.

В сфере экономики СМП функционируют наряду с крупными и средними хозяйствующими субъектами. Малое предпринимательство предоставляет до 70% рабочих мест, а доля его участия в ВВП оценивается в 30 – 50%. Согласно ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся организации, удовлетворяющие всем следующим критериям: 1. Доля участия в уставном капитале РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%. 2. Доля участия в уставном капитале одного или нескольких юр. лиц не превышает 25%. 3. Средняя численность работников за отчетный период не превышает: а) в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 чел. б) в с/х, научно-технической сфере – 60 чел. в) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 чел. В остальных отраслях и при осуществлении иных видов деятельности – 50 чел. Субъектами малого предпринимательства признаются также физические лица – индивидуальные предприниматели. Если малое предприятие осуществляет несколько видов деятельности, то средняя численность работников определяется по тому виду деятельности, который занимает наибольший удельный вес в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

2.Система нормативного регулирования деятельности малых предприятий

Субъекты МП обязаны соблюдать ведение кассовых операций, порядок учета ОС и НМА. Деятельность МП регулируется со стороны налогового законодательства, которое включает НК и принятые в его развитие ФЗ о налогах и сборах. При этом на ряду с ФЗ могут устанавливаться региональные и местные налоги и сборы. Совокупность налогов и сборов устанавливается НК и подлежит к уплате организациями всех форм собственности и физ. лицам. В соответствии со ст.18 НК специальным налоговым режимом, отличным от обычной системы н/о, признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов течении определенного периода. Спец. режимы: УСН; система н/о в свободных экономических зонах; система н/о при выполнении соглашения о разделении продукции; система н/о для сельхоз. товаропроизводителей; система н/о в виде ЕНВД. К специальным налоговым режимам отнесена УСОН, ориентированная на развитие МП-ва в России, а также снижение налогового бремени для данной категории налогоплательщиков. Деятельность субъектов МП во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие МП не возможно. У гос. поддержки существует широкая нормативная база, основой которой явл. ФЗ 209. в соответствии с 209-ФЗ приняты постановления правительства о поддержки малого предпринимательства.

3.Принципы построения рабочего плана счетов малого предприятия;

Компании самостоятельно, исходя из потребностей и разнообразия хозяйственных операций и событий, осуществляют построение плана счетов. При этом необходимо учитывать, что существуют 2 подхода к тому, как д.б. организован РПС относительно форм БО. 1 подход: РПС должен непосредственно формировать данные БО. 2 подход: Показатели БО должны формироваться путем определенной перегруппировки данных РПС. Выбор конкретного способа организации РПС производится на основании профессионального суждения главного бухгалтера. СМП при разработке РПС необходимо стремиться к снижению количества перегруппировок бухгалтерских данных, отражённых на счетах, которые могут происходить при подготовке БО. При построении рабочего плана счетов применяются основные принципы построения Концептуально плана счетов: 1. план счетов должен обеспечить простое построение основных финансовых отчетов; 2. план счетов должен быть гибким, для возможности его расширения в будущем в связи с изменением структуры или бизнеса компании; 3. план счетов должен обеспечить достаточную детализацию для построения основных финансовых и управленческих отчетов. План счетов строится таким образом, что позволяет упорядочить счета по определенному принципу, что позволяет легко составлять финансовую отчетность. Принцип составления и предоставления финансовых отчетов сохраняется и в рабочем плане счетов.

4.Специфика организации бухгалтерского учета у хозяйствующих субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения и не ведущих бухгалтерский учет. Применение УСН предполагает замену уплаты налога на прибыль, на имущество, НДС и ЕСН уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хоз. деятельности за налоговый период. П/п, работающие по УСН обязаны вести книгу учета доходов и расходов. В ней все операции отражаются в хронологической последовательности. Эта книга содержит 3 раздела:1) Доходы и расходы;2) Расчет расходов на приобретение ОС, принимаемых при расчете налоговой базы по единому налогу;3) Расчет налоговой базы по единому налогу. Порядок заполнения книги зависит от объекта н/о. Если объект – доходы, то не заполняются графы связанные с расходами и второй раздел. Если объект – доходы минус расходы, то заполняются все графы и разделы этой книги. На основании этой книги заполняется налоговая декларация. Организациям, отказавшимся от ведения БУ следует составлять учетную политику по следующим причинам: 1. Указанные организации обязаны вести БУ ОС и НМА; 2. Состав и оценка ОС и НМА определяются в соответствии с нормативными актами по БУ. Учетная политика организации, не ведущей БУ, может содержать следующие элементы:1. Положение о том, что БУ в организации не ведется, за исключением БУ ОС и НМА.2. Сроки полезного использования ОС и НМА.3. Способ начисления амортизации по ОС и НМА.4. Лимит стоимости ОС, в пределах которого организация единовременно относит стоимость на затраты.

5.Организация бухгалтерского учета у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, выбравших в качестве объекта обложения доходы . Применение УСН предполагает замену уплаты налога на прибыль, на имущество, НДС и ЕСН уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хоз. деятельности за налоговый период. П/п, работающие по УСН обязаны вести книгу учета доходов и расходов. Порядок заполнения книги зависит от объекта н/о. Если объект – доходы, то не заполняются графы связанные с расходами и второй раздел. Если объект – доходы минус расходы, то заполняются все графы и разделы этой книги.Порядок определения доходов. Все доходы организации, применяющей упрощенную систему н/о, определяются с использованием кассового метода, т.е. фактической датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу налогоплательщиков. При определении налоговой базы не учитываются доходы.Организации при определении объекта обложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, а также внереализационные доходы. Например, доходы от реализации могут состоять из корреспонденций: 1. Д 50,51,52 К 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». 2. Прочие доходы признаются: Д-т 51,52 «Расчетный счет» К-т 91 «Прочие доходы и расходы». При объекты н/о-ния доходы сумму налога можно уменьшить на выплаченные пособия по больничному листу и на страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию в размере не более 50% от величины налога.

  • Семенова Светлана Солтановна , бакалавр, студент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • МАЛЫЙ БИЗНЕС
  • БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
  • НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Проблемы такого сектора экономики, как малое предпринимательство в Российской Федерации, по-прежнему остаются одним из дискуссионных вопросов экономико-правовой сферы. В данной статье авторами рассмотрены проблемы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса.

  • Информационные технологии: их роль и значение в бухгалтерском учете
  • Информационные технологии в бухгалтерском учете предприятия
  • Пути решения проблем налога на прибыль для иностранных организаций

Малое предпринимательство является важной частью рыночной экономики, без которой невозможно эффективное развитие экономики страны.

Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства были определены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209- ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Малыми предприятиями считаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие следующим требованиям:

  • суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в устав- ном капитале не должна превышать 25 %;
  • доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;
  • средняя численность работников за пред- шествующий календарный год не должна превышать 100 чел. включительно (для микропредприятий - 15 чел.);
  • выручка от реализации товаров (работ, ус- луг) без НДС за
  • предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн руб. (для микропредприятий - 60 млн руб.).

Примером развития малого бизнеса, а вместе с ним и роста экономики в целом, могут служить США, страны ЕС, Япония, в которых существует настоящий «культ» малого предпринимательства. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости населения в этих странах превышает 50-60 %.

В России доля малого и среднего бизнеса по сравнению с экономически развитыми странами довольно мала, но за последние несколько лет наметились тенденции к ее повышению.

Основная проблема бухгалтерского учета для предприятий малого предпринимательства - несовершенство отчетности, налогообложения и нормативно- правового регулирования учета. Наиболее близко субъекты малого бизнеса столкнулись с ней в 2013 г., когда вступил в силу новый Федеральный закон № 402 «О бухгалтерском учете», который обязал вести бухгалтерский учет все экономические субъекты. Исключение составили индивидуальные предприниматели, лица, занимающееся частной практикой, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.

Управленческий учет является одним из главных компонентов системы управления предприятием. Благодаря которому руководство компании обеспечено полной, своевременной и достоверной информацией для проведения дальнейшего ее анализа и принятия на его основании правильного делового решения В настоящий момент роль автоматизированного управления компанией нельзя недооценивать.

Программное обеспечение, которое предназначено ля решения задач ведения управленческого учета в малых предприятиях должно соответствовать следующим требованиям:

  • не требовать серьезных технических навыков для настройки системы;
  • не иметь высоких системных требований;
  • должна быть возможность установить программное обеспечение на локальный компьютер;
  • иметь возможность экспорта и импорта данных;
  • цена владения программным продуктом должна быть невысокой.

На основе вышеперечисленного, можно сделать вывод о необходимости разработки упрощенных правил бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, действующие сейчас, распространяются только на субъекты малого предпринимательства и на микропредприятия и социально ориентированные некоммерческие.

Глобальной проблемой современного российского бухгалтерского учета является низкий уровень информативности бухгалтерской отчетности.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что сейчас в России, нормативно-правовое регулирование ведения бухгалтерского учета пока еще не может предоставить объектам малого бизнеса тех условий функционирования, которые нужны для развития этого сектора предпринимательства в России. Многие положения, предусматривающие особые правила ведения бухгалтерского учета и отчетности в отношении субъектов малого предпринимательства либо устарели, либо недостаточно четко прописаны законодательно, либо идут в разрез с потребностями малых предприятий. Поэтому для реального упрощения ведения бухгалтерского учета на таких предприятиях существует необходимость объединения всех правил и альтернативных возможностей ведения бухгалтерского учета в одном нормативном документе.

Независимо от формы представления учета в субъектах малого бизнеса, каким бы не было его содержание, какие бы показатели не включались в отчетность, все заинтересованные пользователи нуждаются в информации, которая сформирована по принципам понятности, надежности, полноты, сопоставимости, нейтральности, существенности, и других важные принципов.

Список литературы

  1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г.
  3. Рудакова Т. А. Пользователи информации финансовой отчетности // Известия Алтайского государственного университета. 2012. № 2–1. С. 314–319.

Решение государства о поддержке малого предпринимательства было принято в 1988 году, в самом начале перехода России на путь рыночных реформ. Как результат, в начале 90-х годов появились многочисленные кооперативы, объекты торговли, общественного питания, оказания услуг населению, станции технического обслуживания автомобилей, автомойки и т. д.Как отмечает большинство авторов, 1987 г. можно считать годом возрождения предпринимательства в России: в мае был принят Закон СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности", в июне того же года - Закон СССР "О государственном предприятии (объединении)".Развитие малого бизнеса в условиях плановой экономики, до 90-х годов, началось с принятия Закона от 26.05.1988 N 8998-XI "О кооперации в СССР", в котором были заложены правовые основы для легальной деятельности в негосударственном секторе экономики и появления малых предприятий. Данный Закон создал первые реальные предпосылки для оживления предпринимательства и развертывания частной инициативы в России .В своих научных работах многие отечественные авторы (Д.А. Ендовицкий, Р.Р. Рахматуллина, Э.А. Уткин, Д.С. Шабанов и др.) представляют этапы развития малого предпринимательства в России, однако в отечественной литературе не уделено должного внимания развитию нормативно-правового регулирования деятельности малых предприятий.

Целесообразно обозначить этапы становления нормативно-правовой базы, касающиеся вопросов бухгалтерского учета, налогообложения малых предприятий, поскольку данные моменты оказали непосредственное влияние в целом на развитие малого бизнеса в России.

Условно можно выделить четыре этапа развития нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и налогообложения малых предприятий. По мнению автора, рационально выделить следующие этапы:

  • - первый этап - с 1987 по 1994 г.;
  • - второй этап - с 1995 по 1997 г.;
  • - третий этап - с 1998 по 2008 г.;
  • - четвертый этап - с 2009 г. до настоящего времени.

В настоящее время деятельность субъектов малого бизнеса в России регулируется Федеральным законом N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" , согласно которому к субъектам малого бизнеса отнесены юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие критериям, установленным ст. 4 указанного Закона. При организации бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства, которые являются юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, следует руководствоваться едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 03.11.2006) «О бухгалтерском учете» , Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации № 34н , Положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету (ПБУ), Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» .

Основные требования к ведению бухгалтерского учета состоят в следующем:

Ведение бухгалтерского учета только на основании первичных учетных документов, которые должны составляться при проведении хозяйственных операций и соответствовать унифицированным стандартным формам, утвержденным Госкомстатом РФ, о при их отсутствии - разрабатываться самой организацией с наличием обязательных реквизитов. При разработке форм документом самостоятельно образцы их должны быть приложены к Положению об учетной политике.

Использование стандартного плана счетов бухгалтерского учета (на основе которого малое предприятие может самостоятельно сформировать свой рабочий План счетов).

Обязательное проведение инвентаризации - для проверки данных бухгалтерского учета и отчетности и документального подтверждения их.

Ведение учета имущества, обязательств и хозяйственных операций организации: непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до ликвидации или реорганизации; без каких-либо пропусков и изъятий со своевременной регистрацией на счетах всех операций и результатов инвентаризации; путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета в хронологической последовательности.

Соответствие данных аналитического учета оборотам по счетам синтетического учета.

Организация раздельного учета: имущества, находящегося в собственности данной организации, и имущества других юридических лиц, находящегося у нее; текущих затрат на производство продукции и капитальных положений.

Ведение бухгалтерского учета в рублях. Записи по валютным счетам и операциям в иностранной валюте производятся в рублях с пересчетом по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции.

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства несет руководитель этого предприятия. Он обязан создать необходимые условия для успешной постановки учета.

Малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Предприятия малого бизнеса, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в установленном гл. 26.2 НК РФ .Ответственность за организацию бухгалтерского учета на малом предприятии несет руководитель предприятия. Руководитель может в зависимости от объема учетной работы:

  • а) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • б) ввести в штат должность бухгалтера;
  • в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру - специалисту;
  • г) вести бухгалтерский учет лично.

Главный бухгалтер назначается и освобождается от должности на основании приказа руководителя предприятия и подчиняется непосредственно ему.

Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ (п. 3 ст. № 129-ФЗ (ред. от 03.11.2006) «О бухгалтерском учете» ); несет ответственность за формирование учетной политики, методологию и ведение бухгалтерского учета (п. 5 ПБУ 1/2008); своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности в контролирующие организации (п. 5 ст. 13 Федерального закона № 129-ФЗ (ред. от 03.11.2006) «О бухгалтерском учете» ). Если на малом предприятии в штате не предусмотрена должность кассира, то главный бухгалтер имеет право выполнять эти функции по совместительству. Для этого должен быть оформлен специальный приказ руководителя, копий которого следует передать в обслуживающие банки.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений в полном объеме и заданные сроки обязательны для всех работников предприятия.

Начальным этапом бухучета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации.

К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Первичные документы, данные по которым принимаются к бухгалтерскому учету, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).

Налоговый учет осуществляется малыми предприятиями в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. Для организации налогового учета они могут самостоятельно разрабатывать регистры налогового учета. Вместе с тем им предоставлено право в указанных целях использовать информацию из регистров бухгалтерского учета.

Организация бухгалтерского учета определяется как видом, так и масштабами деятельности субъекта малого бизнеса, что связано с объемом первичной документации, отражающей хозяйственные операции.

До недавнего времени получение статуса малого предприятия предоставляло весьма существенные экономические преимущества, так как и налоговые отношения субъектов малого предпринимательства с бюджетом регулировались особо.

Признаны утратившими силу статьи, регулировавшие следующие вопросы, не учтенные в Законе N 209-ФЗ :

  • 1. Порядок создания и использования фондов поддержки малого предпринимательства. В дальнейшем деятельность подобных фондов не предполагается. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства был ликвидирован Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 106.
  • 2. Особый порядок налогообложения субъектов малого предпринимательства. Для того, чтобы отмена норм ст. 9 Закона N 88-ФЗ получила практическое продолжение, необходимо было внести изменения в ряд глав НК РФ .

Вместе с тем п. 1 ст. 9 Закона N 88-ФЗ была продублирована и уточнена (применительно к конкретной ситуации) конституционная норма: "В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации". Эта норма теперь также отменена.

Минюст России 1 декабря 2010 г. зарегистрировал приказ Минфина России от 08.11.2010 № 144н , который вносит поправки в законодательство по бухгалтерскому учету. Все новшества касаются малых предприятий и значительно упрощают ведение бухгалтерского учета. Данные поправки не распространяются на кредитные организации и эмитентов публично размещаемых ценных бумаг. Изменения вступают в силу, начиная с годовой отчетности за этот год.

Приказ Минфина России внес изменения в п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации» . Субъекты малого предпринимательства вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей.

Организации могут использовать кассовый метод при соблюдении нескольких условий:- организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;- сумма выручки может быть определена;- расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены. Что касается учета расходов, в п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации» и сейчас предусмотрена возможность признавать расходы после погашения задолженности. Такой вариант может использоваться, когда в разрешенных случаях выручка признается по мере оплаты. Внесенные изменения заменили слова «в разрешенных случаях» на слова «субъектом малого предпринимательства». Теперь нормы ПБУ 10/99 согласуются с положениями ПБУ 9/99.Важный момент: данные нововведения дают право, но не обязывают компании определять выручку по мере поступления денежных средств и списывать расходы по их оплате. Начать применять новшество можно с 2011 года, прописав в учетной политике выбранный метод признания выручки и расходов.

Но следует помнить: если в налоговом учете компания использует метод начисления, в бухгалтерском неизбежно возникнут разницы по ПБУ 18/02 .В настоящее время ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»" должны применять все коммерческие организации, за исключением кредитных. Комментируемый приказ Минфина России разрешает организациям малого бизнеса не применять ПБУ 16/02. Такое нововведение позволит значительно упростить работу бухгалтеров организаций малого бизнеса.

Также малые предприятия могут не использовать ПБУ 2/2010 «Учет договоров строительного подряда» , но с одной оговоркой.

Поправки коснулись и ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» " . По общему правилу первоначальная стоимость финансовых вложений, по которым они приняты к бухгалтерскому учету, может изменяться в случаях, установленных законодательством или ПБУ 19/02 (п. 18 ПБУ 19/02). При этом для целей последующей оценки финансовые вложения подразделяются на две группы:

Первая - финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную цену.

Вторая - финансовые вложения, по которым текущая рыночная стоимость не определяется.

Новшества позволяют субъектам малого бизнеса осуществлять последующую оценку финансовых вложений в порядке, предусмотренном для второй группы. Тогда финансовые вложения отражаются в бухгалтерском учете и отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости (п. 21 ПБУ 19/02).Поправки, внесенные в ПБУ 1/2008, позволят малым компаниям отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменений учетной политики перспективно, то есть с начала внесения корректировок (п. 15.1 ПБУ 1/2010) . Такой порядок предусмотрен для изменений, которые оказали или способны оказать существенное влияние на финансовое положение компаний, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств. Это правило не распространяется на случаи, когда законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухучету установлен иной порядок.

Изменения внесены и в ПБУ 15/2010 «Учет расходов по займам и кредитам» " . В настоящее время расходы по займам признаются прочими расходами, кроме той их части, которая включается в стоимость инвестиционного актива. В этом случае проценты, причитающиеся заимодавцу и непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива, учитываются в стоимости основных средств (нематериальных активов, иных внеоборотных активов).Новация позволит субъектам малого предпринимательства признавать все затраты по займам прочими расходами, в том числе те, которые относятся к стоимости инвестиционного актива.

И последнее положение по бухгалтерскому учету, которое претерпело изменения, - ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете» . Малым предприятиям разрешено исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года без ретроспективного пересчета. Это новшество существенно упростит составление отчетности.Таким образом, со стороны Минфина России и других соответствующих компетентных органов в последнее время осуществлен ряд мероприятий по усовершенствованию нормативно-правовой базы для субъектов малого предпринимательства, но значительных изменений в постановке бухгалтерского учета для малых предприятий они не повлекли.

Порядок формирования и представления отчетности для малого предприятия совпадает с порядком предоставления отчётности любого другого предприятия. Для отчётности малых организаций точно так же есть определённые требования по составлению, а срок её подачи не превышает 90 дней после истечения отчётного периода.

Сдача бухгалтерского и налогового отчёта малых предприятий представляет интерес для различных лиц и государственных структур. Для налоговой инспекции бухгалтерская отчётность на малом предприятии - способ исчисления налога, которым облагается предприятие, а для прочих лиц, среди которых акционеры, собственники, учредители и коммерческие партнёры - это способ получить полную, достоверную и объективную информацию о финансовом положении предприятия.

Федеральный Закон № 402-ФЗ требует, чтобы бухгалтерская (финансовая) отчетность давала достоверное представление о:

· финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату;

· финансовом результате его деятельности;

· движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Подготовка и представление годового отчета, а также сами типовые формы бухгалтерской (финансовой) отчетности регламентируются следующей нормативной базой: Федеральный Закон N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (п.6 и п.37, раздел VIII); Приказ Министерства Финансов РФ от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

С вступлением в силу нового Федерального закона «О бухгалтерском учете» состав годовой бухгалтерской отчетности не изменился. Но изменилось название отчета о прибылях и убытках: теперь он будет называться отчетом о финансовых результатах.

Это изменение объясняется тем, что применяемая в настоящее время форма отчета о финансовых результатах кроме чистой прибыли (убытка) предприятия содержит такие показатели, как результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода, результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода, и совокупный финансовый результат периода. То есть данная форма, по сути, уже является формой отчета о финансовых результатах.

Малые предприятия могут составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме.

Рассмотрим критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства. Они прописаны в ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».



1) Состав участников. Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, фондов в уставном капитале не должна превышать 25 процентов (за исключением активов инвестиционных фондов).

2) Численность. Средняя численность работников (в т. ч. работающих по гражданско-правовым договорам и по совместительству с учетом реально отработанного времени) в предшествующий год должна быть не более 100 человек.

3) Выручка. Выручка от реализации (по данным налогового учета) без учета НДС или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов (по данным бухгалтерского учета) в предшествующий год не может превышать 400 млн. руб.

Вновь созданные организации могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их показатели за период, прошедший со дня регистрации, не превышают вышеуказанных предельных значений. Они вправе не представлять приложения и пояснения к бухгалтерской отчетности. Например, решение вопроса о включении отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Составление бухгалтерской отчетности предприятия невозможно ез понимания си­стемы нормативного регулирования бухгалтер­ского учета, которая состоит из 4 уровней:

1) законодательный уровень - федераль­ные законы, указы Президента РФ, постановле­ния Правительства РФ;

2) нормативный уровень - положения (стан­дарты) по бухгалтерскому учету;

3) методический уровень - методические указания и рекомендации, а также письма Ми­нистерства финансов России;



4) организационно-распорядительный уро­вень - учетная политика.

Система законодательства РФ о бухгалтерском учете призвана обеспечивать единообразное ведение учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых всеми организациями, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Основные требования к ведению бухгалтерского учета в РФ определяются по правилам ст. 8 ФЗ «О бухгалтерском учете», которые конкретизируются в других, главным образом подзаконных, правовых актах:

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ - в рублях;

Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества др. юридических лиц, находящегося у данной организации;

Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ;

Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов;

При этом данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;

Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;

В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Для малых предприятий в области бухгалтерского учета обязательным является применение Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”. В статье 7 данного зако­на в отношении субъектов малого бизнеса ука­зано, что руководитель малого предприятия име­ет право самостоятельно вести бухгалтерский учет в организации. Кроме того, субъекты мало­го бизнеса имеют право вести бухгалтерский учет в упрощенной форме, а также составлять в уп­рощенной форме бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

На нормативном уровне регулирование бух­галтерского учета малых предприятий осуществ­ляется посредством положений по бухгалтерс­кому учету (в настоящее время их 24). В Феде­ральном законе “О бухгалтерском учете” исполь­зуется понятие “стандарт бухгалтерского уче­та”, под которым понимается документ, кото­рый устанавливает минимальные требования к бухгалтерскому учету и допустимые способы его ведения. Кроме того, в федеральном законе вво­дится понятие “международный стандарт”, при­менение которого является обычаем делового оборота на международной экономической аре­не.

Такие нововведения Федерального закона 402-ФЗ свидетельствуют о необходимости существенного изменения действующих поло­жений по бухгалтерскому учету применительно к специфике деятельности малых предприятий, либо они свидетельствуют о том, что решение проблем будет предпринято посредством созда­ния отдельного стандарта для субъектов мало­го предпринимательства.

Годовая бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства должна быть представлена:

· в территориальную налоговую инспекцию по месту постановки на учет, в срок до 31 марта года, следующего за отчетным (ст. 6.1, п. 1 ст. 23 НК РФ);

· в орган государственной статистики по месту регистрации в срок до 31 марта года, следующего за отчетным (ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Представлять промежуточную, квартальную бухгалтерскую отчетность, начиная с 2013 года, не нужно (п. 1 ст. 23 НК РФ в ред. закона № 97-ФЗ от 29.06.2012).

Бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем организации с указанием даты подписания. Это может сделать единолично руководитель или другое уполномоченное лицо.

mob_info