Кто такой иисус и иуда. Кем на самом деле был иуда из кариота. Иуда изгонял бесов и исцелял больных

Иуда Искариот – один из самых узнаваемых религиозных антигероев. Предатель польстился на 30 сребреников, однако быстро раскаялся. Имя персонажа стало нарицательным для обозначения предательства, а сумма полученных денег превратилась в символ вознаграждения тех, кто предает друзей и близких.

История жизни

В официальных источниках жизнь Иуды лишена детальных подробностей. В Библии это один из 12 апостолов Иисуса, к тому же на него возложена миссия казначея маленькой общины. Ответственная должность досталась герою за бережливость, умение отказываться от бесполезных и необоснованных трат денег. В канонических документах описан момент, когда Иуда упрекает Марию из Вифании за то, что та умастила ноги Иисуса миром стоимостью в 300 динариев. Деньги-то серьезные, вполне хватило бы накормить множество нищих.

В следующий раз персонаж появляется во время Тайной вечери: Иуда и другие ученики Иисуса ужинают за общим столом, и учитель пророчит предательство со стороны одного из присутствующих.

Неканонические источники более щедры на подробности биографии предателя. Иуда родился 1 апреля (с тех пор день считается самым несчастливым в году). Ребенку не повезло с самого начала: перед рождением мать увидела ужасный сон, который предупреждал, что новорожденный сын погубит семью.


Поэтому родители решили сбросить младенца в ковчеге в реку. Но Иуда остался жив и невредим, попал на остров Кариоф, а когда вырос и возмужал, вернулся в родные пенаты. Страшное пророчество исполнил – убил отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью.

Затем Иуда прозрел и раскаялся. Чтобы замолить грехи, он 33 года ежедневно, набрав в рот воды, поднимался на гору и поливал высохшую палку. Чудо свершилось – мертвое растение выпустило новые листочки, а Иуда подался в ученики Иисуса.

В других апокрифах утверждается, что герой с детства жил по соседству с Иисусом. Болезненный мальчик попал на лечение к малолетнему целителю, но во время процедуры в него вселился демон, поэтому Иуда укусил Иисуса за бок. В оставшийся шрам позже попало копье римского легионера. Часть легенд и вовсе говорит о родстве Иуды и Иисуса – персонажей даже называют братьями.


По поводу значения прозвища «Искариот» нет единого мнения. Сын Симона иш Кариофа Иуда (хотя имя отца прямо не называется) получил второе имя для отличия от своего тезки, еще одного ученика Иисуса. Искариот появилось как переиначенное название родины – герой единственный из всех апостолов родился в городе Кариот (или Кариоф), остальные были уроженцами Галилеи.

Некоторые исследователи предполагают, что слово «кериййот» означает просто «пригород», деревня близ Иерусалима. Другие углядывают аналогию с греческими и арамейскими словами, что переводятся как «лживый», «убийца», «вооруженный кинжалом».


Образ Иуды сложился из описаний древних апокрифов. Персонаж представлен как невысокий и смуглый мужчина с темными волосами, крайне суетливый, любящий серебро (казначей нередко крал из денежного ящика).

В Евангелии цвет волос не указывается, этой особенностью внешности героя наделили литераторы. А позднее укоренилось мнение, что Иуда был рыжим. Например, и в своих произведениях использовали выражение «рыжий как Иуда». Апостол носил одежды из белой ткани, которые обязательно украшал кожаный передник с карманами. В исламе Иуда выглядит, как Иисус, – Аллах сделал так, чтобы его распяли вместо Мессии.


Смерть Иуды точно описана в Библии, правда, в двух вариантах. Предав своего учителя, казначей пошел и повесился. Легенда гласит, что для этих целей мужчина выбрал осину. Именно с тех пор листья деревьев стали дрожать на ветру, а само растение обрело удивительные свойства. Из древесины осины выходит отличное оружие против нечисти (вампиров), из нее нельзя возводить жилье, исключительно надворные постройки.

Вторая каноническая версия утверждает:

«…и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его».

Священники не видят здесь противоречия, считая, что веревка, на которой повесился Иуда, оборвалась, и он «низринулся». По некоторым источникам, предатель Иисуса умер в глубокой старости от непонятной неизлечимой болезни.

Предательство Иуды

Задумав предательство, Иуда отправился к первосвященникам и спросил, какую цену получит за свой поступок. Апостолу обещали за «работу» 30 сребреников. По каноническому представлению – сумма приличная: за такую стоимость продавали участки земли в городе. Удобный случай сдать Христа представился в ту же ночь. Мужчина привел в Гефсиманский сад воинов, где на учителя указал поцелуем, прежде пояснив:

«Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его».

По утверждению архиепископа Феофилакта Болгарского, Иуда поцеловал Иисуса, чтобы воины не перепутали его с апостолами, ведь на дворе стояла темная ночь.


Почему был выбран именно такой способ указания на Мессию, исследователи Нового Завета тоже объясняют – это традиционный знак приветствия, пожелание мира и добра у евреев. Со временем словосочетание «поцелуй Иуды» превратилось в идиому, которая обозначает высшую степень коварства. Как только Христа приговорили к распятию, Иуда осознает, что он сделал, и раскаивается. Возвращает тридцать сребреников со словами

«Согрешил я, предав кровь невинную»,

а в ответ слышит:

«Что нам до того? Смотри сам».

Рассуждать на тему, зачем Иуда предал Христа, брались десятки умов. Одно из самых очевидных объяснений – корыстолюбие. Евангелисты также указывают на участие Сатаны: якобы он вселился в казначея и управлял действиями.


Некоторые представители церкви утверждают неотвратимость божьего промысла, мол, события были задуманы свыше, и Иисус знал об этом. Мало того, просил апостола выдать его, а поскольку ученик не в силах ослушаться учителя, пришлось повиноваться. Таким образом, Иуда превращается в жертву, и вместо ада герой будет в раю.

Некоторые пытаются оправдать поступок тем, что Иуда устал ждать, когда Иисус, наконец, обнародует свою славу и миссию, при этом все же надеялся на чудесное спасение учителя. Другие пошли дальше, обвиняя Иуду в том, что тот разочаровался в Иисусе, приняв его за лже-Мессию, и действовал во имя торжества правды.

В культуре

Десятки писателей пытались на свой лад интерпретировать образ библейского Иуды. Итальянский журналист Фердинандо Гаттина в середине 19 века выпустил книгу «Мемуары Иуды», которая возмутила религиозное сообщество, – предатель выставлен борцом за свободу еврейского народа.


Переосмысливали жизнь героя Алексей Ремизов, Роман Редлих. Интересным взглядом на деяния Иуды Искариота поделился в одноименной книге. Представитель Серебряного века показал предателя, который в душе бесконечно любил Христа. Российским читателям персонаж также знаком по книге «Мастер и Маргарита», где Иуда идет на отвратительный поступок ради возлюбленной.

Живопись неизменно связывает Иуду с «темными» силами. На картинах, фресках и гравюрах мужчина то сидит на коленях у Сатаны, то изображен с черным нимбом над головой или же в профиль – так рисовали бесов. Самые знаменитые творения изобразительного искусства принадлежат перу художников Джотто ди Бондоне, Фра Беато Анджелико, ювелира Жана Дюве.

Персонаж стал героем музыкальных произведений. В нашумевшей рок-опере и Тима Райса «Иисус Христос – суперзвезда» нашлось место арии Иуды.

Поговаривают даже, что этому предателю, как первому революционеру, в конце лета 1918 года устанавливал памятник в центре города Свияжск. Впрочем, эта история так и осталась мифом.

Экранизации

На заре кинематографа первым примерил образ Иуды американец Фрэнк Гейлор в фильме «Игра страсти Обераммергау». Затем последовала череда экранизаций на тему жизни Христа, в которой ярким пятном стала картина «Царь Царей» (1961) режиссера Николаса Рэя. Роль апостола под номером 12 досталась Рипу Торну.


Критики по достоинству оценили киноинтерпретацию мюзикла «Иисус Христос - суперзвезда». Канадец Норман Джуисон снял одноименный фильм в форме спектакля, где предателя сыграл Карл Андерсон.Юрий Кара снял фильм по мотивам произведения Михаила Булгакова, однако он дошел до зрителя только в 2011 году. На роль Иуды режиссер пригласил .


В 2005 году на телевидении состоялась премьера «Мастера и Маргариты» от . В этой ленте зрители наслаждались игрой , который убедительно изобразил евангелистского предателя.

Цитаты

«Христос – один на все эпохи. Иуд же в каждой – сотни».
«Было бы хорошо для всего мира, особенно для детей Божьих, чтобы Иуда оставался одиноким в своем преступлении, чтобы не было больше предателей, кроме него».

Януш Рось, польский сатирик:

«Всего лишь один Иуда на двенадцать апостолов? Трудно поверить!»

Василий Ключевский, историк:

«Христы редко являются, как кометы, но Иуды не переводятся, как комары».

Поль Валери, французский поэт:

«Никогда не судите о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны».

Веслав Брудзиньский, польский сатирик:

«Начинающий Иуда вкладывает в свой поцелуй много искреннего чувства».

Оскар Уайльд, английский писатель:

«Сегодня у каждого великого человека есть ученики, а его биографию обычно пишет Иуда».

Ссылаясь на географическое расположение города Кериоф (Крайот), большинство исследователей сходится во мнении, что Искариот был единственным представителем колена Иудина среди апостолов.

По другой теории, поскольку слово «крайот» имеет значение пригород, то «Иш-Крайот» дословно переводится как «житель пригорода», что весьма вероятно, поскольку Иерусалим в те времена был довольно большим городом, и возле него было много маленьких селений, которые и назывались «крайот».

Библейская история

После того как Иисус Христос был приговорён к распятию , Иуда, предавший его, раскаялся и возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же сказали ему: «Что нам до того?» И, бросив сребреники в Храме, Иуда пошёл и удавился.

Иуда, возвращающий первосвященникам деньги.

По одной из легенд, Иуда повесился на осине , которая с тех пор стала дрожать от ужаса при малейшем ветерке, вспоминая Иуду-предателя, и приобрела свойства магического оружия, способного поразить вампиров .

После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды . Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия » и помолившись Богу, чтобы он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий. Жребий выпал Матфию, и он был сопричислен Апостолам.

Имя Иуды стало нарицательным для обозначения предательства . По легенде за предательство Иуде заплатили 30 сребреников (30 серебряных шекелей , это цена раба того времени), которые так же часто используются как символ награды предателя. Иудин поцелуй стал идиомой, обозначающей высшую степень коварства.

Противоречие о «земле крови»

Со смертью Иуды связано известное противоречие. Согласно Евангелию от Матфея, Иуда вернул деньги первосвященникам, и они купили на них землю у горшечника. Эта земля называется «землёй крови», или Акелдама . Согласно Деяниям Апостолов, сам Иуда приобрёл «землю крови» «неправедною мздою» .

Согласно фонду «Лютеранское наследие», это противоречие объясняется следующим образом. Землю купили первосвященники, но поскольку они это сделали на деньги Иуды (и, возможно, от его имени), покупка приписывается самому Иуде .

Неканоническое восприятие Иуды Искариота

История Иуды привлекала целый ряд писателей Нового времени , в произведениях которых поступок этого библейского персонажа подвергался различным толкованиям и интерпретациям в попытке уйти от воспринимаемой как нелепой мотивации. Например, получило распространение объяснение, что Иуда был должен предать своего учителя, чтобы Иисус смог выполнить свою миссию, и Иуда это осознавал. В таком понимании (и в нескольких других близких) Иуда тоже, как и Христос, приносит себя в жертву. В частности, так трактует поступок Иуды Искариота в своем романе Никос Казантзакис сценарную адаптацию которого осуществил режиссёр Мартин Скорсезе в своём фильме Последнее искушение Христа .

Сложный и противоречивый образ Иуды, любящего, но предающего Христа, был создан в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот».

Также в произведении Аркадия и Бориса Стругацких «Отягощённые злом, или сорок лет спустя», Иуда представляется как нищий олигофрен, прибившийся к компании Христа и полюбивший последнего. Христос, попав в Иерусалим, чуть не затерялся среди лжепророков и разных «учителей», и единственным вариантом выделиться и привлечь к себе людей для него была мученическая смерть. Христос дает чёткие инструкции дурачку Иуде, куда идти и что говорить, который делает это, не понимая значения своих действий.

Иуда из Кириафа в романе «Мастер и Маргарита» в интерпретации Михаила Афанасьевича Булгакова красивый молодой человек, ловелас, лишённый моральных принципов и готовый из-за денег пойти на любое преступление.

В православных толкованиях и в литургических (богослужебных) текстах подчёркивается, что Христос, зная о том, что Иуда часто ворует из тех денег, которые предназначались для раздачи нищим, не прогонял его от Себя и не лишал его благодатных даров , с помощью которых Иуда, как и все остальные апостолы , исцелял больных и изгонял бесов . И даже во время предательского поцелуя Христос не злится на предателя, обращаясь к нему: «друг», ожидая покаяния Иуды.

Примечания

Ссылки

  • Judas dans la littérature, des origines du christianisme au 20 siècle (Jacqueline SAYERLE) (фр.)
  • Et si Judas n’avait pas trahi Jésus ? 17 siècles après … la vérité sur la vraie personnalité de Judas(фр.)
  • Иуда Искариот и «Евангелия от Иуды». Паасо В. Т.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Иуда" в других словарях:

    ИУДА - (Иуда Искариот – апостол из двенадцати, предавший Иисуса Христа; тж в знач. нариц.; см. тж ИСКАРИОТ) А я, ничтожный смертный прах, У ног твоих смятенно буду Искать в глубоких небесах Христа, учителя Иуды. АБ899 (I,424.1); И было знаменье и чудо:… … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    Ы, муж. Стар. редк.Отч.: Иудич, Иудична.Производные: Иудка; Юда.Происхождение: (Др. евр. имя Iehuda он восхваляет бога. От hoda восхвалять.)Именины: 2 июля, 13 июля Словарь личных имён. Иуда Хвала Бога (евр.) и имя одного из колен Израилевых. 2… … Словарь личных имен

    См … Словарь синонимов

    - (Иуда), (И прописное), Иуды, муж. (бран.). Предатель, изменник. « Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе?» Пушкин. (От имени апостола Иуды, предавшего, по евангельскому рассказу, Иисуса Христа.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ИУДА, обратилось в бранное: предатель, изменник. Иудино лобзанье, лукавый, облыжный привет. Иудино дерево, осина. Иудою свет пройдешь, да удавишься. Иуде верить, не беда поплатиться. Чем Иудою быть, лучше на свет не нарожаться. Наш Иуда ест и без … Толковый словарь Даля

Истории из Библии являются наиболее известными и исследованными в церковной литературе, однако несмотря на это Библейские истории все равно порождают дискуссии и живой интерес. Наша статья посвящена апостолу Иуде Искариоту, тот кто предал своего учителя Иисуса. Это имя с давних времен стали использовать в качестве обозначения лжи и вероломства и в народе имя Иуда окрасилось в негативный окрас, однако насколько верное такое суждение? Можно задать вопрос любому православному верующему: «Кто такой Иуда?» И вы получите ответ: «Это предатель своего Учителя, и он же виноват в распятии Иисуса».

Имя – не приговор

То, что Иуда был предателем, все давно знают. Сам облик Апостола Иуды стал несомненно ненавистным. Но само имя Иуда является самым популярным именем в Израиле, в наше время довольно часто это имя дают сыновьям, оно переводится с еврейского как «слава Всевышнему». В числе приспешников Иисуса встречаются пару человек с именем Иуда, а значит подразумевать всех носителей этого имени в лицемерии, в крайнем случае безосновательно.

История Иуды в Новом Завете

В Библии о предательстве Иуды рассказывается довольно ясно. Ночью в Масличном саду Иуда выдал Иисуса приспешникам понтифексов, они же отдали ему обещанные тридцать серебряников, однако Иуда вдруг понял, что совершил непоправимое, не смог вытерпеть душевные мучения и повесился. Христианская Церковь об истории мирского пути Иисуса избрали лишь четыре повествования,которые были созданы Лукой, Матфеем, Иоаннам и Марком. Начальным повествованием в Священном писании является Евангелие, авторство которого предположительно принадлежит одному из дюжины послушников Иисуса, которым являлся мытарь Матфей. Марка относят к числу 70-ти ангелов, и его повествование было написано в середине первого столетия. Лука не был учеником Иисуса, однако, по мнению некоторых ученых, проживал с Христом в одно время. Повествование Луки было написано второй половине первого столетия. И заключительным повествованием о земной жизни Спасителя является Евангелие Иоанна. Это Евангелие было создано намного позже иных, однако в нем есть данные, которых нет в ранее представленных повествований. В Евангелие Иоанна содержится наибольше сведений о персонаже нашей статье, об ученике Иуде. Это Евангелие, как другие три, было выбрано Православной Церковью из тридцати иных повествований. Оставшиеся сочинения получили название апокрифы. Эти выбранные Евангелие считаются преданиям, или заметками неустановленных создателей, потому что абсолютно точно неизвестно: кто их создал, и когда они были написанные. Тот факт, что эти повествования были написанные Марком, Матфеем, Иоанном и Лукой историки подвергают сомнениям. Установленным фактом считается лишь то, что Священных Писаний существовало больше тридцати, однако все они не были включены в Библию. Считают, что некоторые сочинения были утеряны в годы зарождения христианской веры, а иные хранят в абсолютной тайне. В повествованиях монахов православной религии есть заметки о них, к примеру Ириней Лионский и Епифаний Кипрский, которые жили во втором-третьем столетиях, упоминается о Священном писании Иуды.

Причина неприятия апокрифических Евангелий – гностицизм их авторов

Иринея Лионского считают самым известным апологетом-это тот человек, который был ярым заступником и был у самых истоках зарождения христианства. Именно Иреней является автором наиболее известны канонических правил в православии, таких как: Догмат о Живильной Троице, и еще облик Папы Римского в качестве наследника святого Петра. Кроме того Лионский был автором таких слов, касаемых Иуды Искариота: Искариот являлся личностью, проповедующего благочестивые взгляды верования в Всевышнего. Иуда, по мнению Ириней, опасался, что с позволением Иисуса вероисповедания и правила понтификов, подразумеваясь Учения Моисея, будут отменены, и это стало причиной его предательства. Именно Искариот из числа дюжины учеников был из Иудеи, и считалось, что Иуда придерживался веры евреев. Другие ж ученики являлись галилеянами. Компетентность ученого Иринея Лионского не подвергается сомнениям. В его повествовании существует осуждения относительно записок о Иисусе, существовавших в те года. В одном из трудов Иреней упоминает о Священном писании Иуды в качестве гностического сочинения, то которое ни коем образом не признается Церковью. Пантеизм это метод учения, который основывается на сведеньях и доказанных явлений, в тоже время вероисповедание является предметом неизученным. Вера нуждается в повиновении не основываясь на аналитическом анализе, имеется ввиду не научный подход к Церкви, к обрядам и к Всевышнему, потому как Всевышний является абсолютно непознаваемым.

Сенсационный документ

В конце семидесятых при археологической экспедиции в Египте нашли могильник, в котором кроме всего остального был пергамент, название которого было «Повествование Иуды». Оригинальность этого текста не вызвало дискуссий. Документ подвергли многочисленным анализам, которые включали в себя текстуальный и углеродный способы, которые выдали результат, что данный текст был создан в течении третьего — четвёртого столетия от Рождества Христова. Согласно выше перечисленным данным, пришли к выводу, что эта находка есть копией того Священного Писания Иуды, о котором упоминал в своем труде Лионский. Несомненно, создателем этого документа не является послушник Христа Иуда Искариот, этим автором был иной Иуда, отлично изучивший мирскую жизнь Спасителя. В данном сочинение наиболее ярко выражен персонаж Искариота. И несколько событий, которые описанные в признанных Писаниях, в данном документе описанные более подробно.


Новые факты

Согласно этому манускрипту приходим к выводу, что ученик Иуда являлся праведником, а совсем не предателем, который стал учеником Христа ради обогащения и славы. Иуда являлся любимым и преданным учеником Иисуса. Ведь непосредственно Иуде Иисус поведал все секреты Небес. В «Священном Писании Иуды», к примеру, сказано, что человечество создал не Сам Всевышний, а бестелесное существо Саклас, слуга опаленного святого духа, изображавшийся виде ужасного огненного облика, испачканного в крови. Это сочинение шло в разрез с главными догматами, которые были установлены Отцами православной Церкви. К несчастью, этот сенсационный манускрипт прошел долгий и трудный путь, перед тем как его нашли исследователи. И только малая часть этого документа осталась невредимой.

Миф об Иуде – это грубая инсинуация

Возникновение православия так и до конца неизученным явлением. Потому как в нем до сих пор присутствует жесткое противостояние с чепухой, которое не добавляет авторитета Отцам Христианской Церкви. Однако каково значение чепухи в церковном смысле? Считается, что это суждение, идущее в разрез с мнением, тех кто обладает властью и могуществом, а в те года вся власть и могущество были сосредоточенны в руках Церкви. Начальные лики Иуды были написаны по заказу религиозных служащих для росписи церквей, чиновники утверждали какой облик должен иметь Иуда Искариот. Изображения стенописи Джотто ди Бондоне и Чимабуэ, на которых запечатлён поцелуй Иуды, изображают Иуду как низкого, безобразного и ужасного человека, который вобрал в себя все самые отвратительные пороки человечества. Однако разве мог бы такой тип быть одним из любимых учеников Христа?

Иуда изгонял бесов и исцелял больных

Всем давно известен, тот факт, что Сын Божий даровал исцеления немощным, оживлял умерших, помогал избавится от нечистого. В признанных Священных Писаниях указано, что этим Иисус обучал и Своих послушников (в том числа Иуду Искариота) и наказывал своим ученикам оказывать помощь всем страждущим безвозмездно. Нечистые духи трепещали от имени Иисуса и когда он приходил сами уходили из плоти человека, в которого они вселились. Как так случилось, что бесы лжи,алчности, вероломства и иных слабостей одержали вверх над Иудой, если он всегда был возле Спасителя?


Первые сомнения

Кем же на самом деле являлся Искариот: Коварным лицемером либо ж одним из первых православных святых, который ждет восстановления своего доброго имени?» этот вопрос интересует многих православных верующих с возникновения православной религии. Однако в древние времена за этот вопрос следовала казнь, но в наше время у нас появилась возможность разобраться в этом вопросе. В начале девятнадцатого столетия в «Богословском Вестнике» был опубликован ряд заметок преподавателя Столичного религиозного заведения, христианского писателя Муретова Митрофана Дмитриевича и имели названия « Предатель Иуда». В этих статьях богослов приводил свои суждения, о том что Иуда, не мог предать Христа, веря в его Святость. Потому как в признанных Повествованиях не существует точного свидетельства о корыстолюбии ученика. Рассказ о тридцати серебряных монет выглядит неправдоподобным как со стороны суммы вознаграждение, так и со стороны алчности Иуды, не мог он так быстро и легко отдать их. Если бы Иуда обладал слабостью корыстолюбия, то иные апостолы Иисуса не сделали б его хранителем казны. Распоряжаясь средствами общины, Искариот имел возможность присвоить все деньги и скрыться. А сколько это тридцать монет, дарованных Иуде от понтификов? Большая ли это сумма? Если да, то почему алчный Искариот не исчез вместе с ними, а если ничтожная, то по какой причине Иуда принял эти монеты? Профессор утверждал, что алчность не являлось основной причиной поступка Иуды. Скорее всего, по мнению богослова, апостол смог вероломно предать своего наставника, потому что разочаровался в Его Проповеди. Философ и психолог из Австрии Франц Брентано практически одновременно с Муретовым, пришел к такому же мнению. Хорхе Луис Борхес и Анатоль Франс в поступке Искариота увидели самоотречение и повиновение наказу Всевышнего.

Будущее – за обновлённым христианством


Знаменитый й русский философ Николай Фёдорович Фёдоров, основатель русского космизма, подаривший новый виток развития всех отраслей наук являлся очень праведным человеком, который утверждал, что светлое будущее людей и их спасение заключается в христианской вере. Люди не должны осуждать за прошлые греховные деяния христиан, а пытаться не делать новых и стремится к доброте и милосердию по отношению к другим людям.

Библейские истории - самая изученная часть мировой литературы, тем не менее они продолжают привлекать к себе внимание и вызывают горячие споры. Герой нашего обзора - Искариот, предавший Искариота как синоним предательства и лицемерия давно стало нарицательным, но справедливо ли данное обвинение? Спросите любого христианина: «Иуда - это кто?» Вам ответят: «Это человек, виновный в мученической смерти Христа».

Имя - не приговор

К тому, что Иуда - мы давно привыкли. Личность данного персонажа одиозна и бесспорна. Что касается имени, то Иуда - это очень распространённое еврейское имя, и в наши дни им часто нарекают сыновей. В переводе с иврита оно означает «хвала Господу». Среди последователей Христа есть несколько человек с этим именем, следовательно, ассоциировать его с вероломством, по меньшей мере, бестактно.

История Иуды в Новом Завете

В история о том, как Иуда Искариот предал Христа, представлена предельно просто. Тёмной ночью в Гефсиманском саду он указал на Него слугам первосвященников, получил за это тридцать серебряных монет, а когда осознал весь ужас содеянного, не выдержал терзаний совести и удавился.

Для повествования о периоде земной жизни Спасителя иерархи христианской церкви отобрали только четыре сочинения, авторами которых были Лука, Матфей, Иоанн и Марк.

Первым в Библии стоит Евангелие, приписываемое одному из двенадцати ближайших учеников Христа - мытарю Матфею.

Марк был одним из семидесяти апостолов, и его Евангелие относится к середине первого века. Лука не был среди учеников Христа, но, предположительно, жил в одно с Ним время. Его Евангелие относят ко второй половине первого века.

Последним идёт Евангелие Иоанна. Оно было написано позднее других, но содержит сведения, отсутствующие в первых трёх, из него же мы узнаём больше всего информации о герое нашего повествования, апостоле по имени Иуда. Это сочинение, как и предыдущие, было отобрано Отцами Церкви из более чем тридцати других Евангелий. Непризнанные тексты стали называть апокрифами.

Все четыре Книги можно назвать притчами, или воспоминаниями неизвестных авторов, так как доподлинно не установлено, ни кто их написал, ни когда это было сделано. Авторство Марка, Матфея, Иоанна и Луки исследователи ставят под сомнение. Фактом же является то, что Евангелий было не менее тридцати, но их не стали включать в каноническое Собрание Священного Писания. Предполагается, что часть их была уничтожена во времена становления христианской религии, а другие хранятся в строгой секретности. В трудах иерархов христианской церкви встречаются упоминания о них, в частности у Иринея Лионского и Епифания Кипрского, живших во втором-третьем веках, говорится о Евангелии Иуды.

Причина неприятия апокрифических Евангелий - гностицизм их авторов

Ириней Лионский - знаменитый апологет, то есть защитник и во многом основатель зарождающегося христианского вероучения. Ему принадлежит установление самых основных догматов христианства, как-то: учение о Святой Троице, а также примат Папы Римского как преемника апостола Петра.

Он высказал следующее мнение относительно личности Иуды Искариота: Иуда - это человек, придерживавшийся ортодоксальных взглядов на веру в Бога. Искариот, как считал Ириней Лионский, боялся, что с благословения Христа вера и установления отцов, то есть Законы Моисея, будет упразднены, поэтому и стал соучастником ареста Учителя. Из лишь Иуда был родом из Иудеи, по этой причине предполагается, что он исповедовал веру евреев. Остальные апостолы - галилеяне.

Авторитет личности Иринея Лионского не вызывает сомнений. В его сочинениях есть критика в адрес сочинений о Христе, бытовавших в то время. В «Опровержении ересей» (175-185 гг.) он пишет и о Евангелии Иуды как о гностическом произведении, то есть таком, которое не может быть признано Церковью. Гностицизм - это способ познания, основанный на фактах и реальных доказательствах, а вера - явление из разряда непознаваемых. Церковь требует повиновения без аналитических размышлений, то есть агностического отношения к себе, к таинствам и к Самому Богу, ибо Бог априори непознаваем.

Сенсационный документ

В 1978 году во время раскопок в Египте было обнаружено захоронение, где среди прочего находился папирусный свиток с текстом, подписанным как «Евангелие Иуды». Подлинность документа не подлежит сомнению. Все возможные исследования, в том числе текстологический и радиоуглеродный методы, выдали заключение, что документ написан в период с третьего по четвёртый век нашей эры. Исходя из приведённых выше фактов, сделан вывод, что найденный документ является списком с того Евангелия Иуды, о котором пишет Ириней Лионский. Конечно, его автор - не ученик Христа апостол Иуда Искариот, а некий другой Иуда, хорошо знавший историю Сына Господня. В этом Евангелии более ярко представлена личность Иуды Искариота. Некоторые события, присутствующие в канонических Евангелиях, в этом манускрипте дополнены подробностями.

Новые факты

По найденному тексту выходит, что апостол Иуда Искариот - святой человек, а отнюдь не негодяй, втёршийся в доверие к Мессии с целью обогатиться или прославиться. Он был любим Христом и предан ему едва ли не больше, чем другие ученики. Именно Иуде Христос открыл все тайны Неба. В «Евангелии Иуды», например, написано, что людей сотворил не Сам Господь Бог, а дух Саклас, помощник падшего ангела, имеющий грозный огненный облик, осквернённый кровью. Такое откровение противоречило основным доктринам, которые согласовывались с мнением Отцов христианской Церкви. К сожалению, путь уникального документа, прежде чем он попал в бережные руки учёных, был слишком длинен и тернист. Большая часть папируса оказалась разрушенной.

Миф об Иуде - это грубая инсинуация

Становление христианства - поистине тайна за семью печатями. Постоянная жесточайшая борьба с ересью не красит основателей мировой религии. Что такое ересь в понимании священников? Это мнение, противоречащее мнению тех, у кого власть и сила, а в те времена власть и сила были в руках папства.

Первые изображения Иуды были сделаны по заказу церковных чиновников для украшения храмов. Именно они диктовали, как должен выглядеть Иуда Искариот. Фотографии фресок Джотто ди Бондоне и Чимабуэ, изображающие поцелуй Иуды, представлены в статье. Иуда на них выглядит низким, ничтожным и отвратительнейшим типом, олицетворением всех самых гнусных проявлений человеческой личности. Но можно ли представить себе такого человека в числе ближайших друзей Спасителя?

Иуда изгонял бесов и исцелял больных

Мы хорошо знаем, что Иисус Христос исцелял больных, воскрешал мёртвых, изгонял бесов. В канонических Евангелиях сказано, что этому же Он научил и Своих учеников (Иуда Искариот - не исключение) и велел им помогать всем нуждающимся и не брать за это никаких подношений. Бесы боялись Христа и при Его появлении покидали тела мучимых ими людей. Как получилось, что демоны жадности, лицемерия, предательства и прочих пороков поработили Иуду, если он постоянно находился подле Учителя?

Первые сомнения

Вопрос: «Иуда - это кто: вероломный предатель или самый первый христианский святой, ожидающий реабилитации?» задают себе миллионы людей на протяжении всей истории христианства. Но если в Средние века за озвучивание этого вопроса неминуемо полагалось аутодафе, то в наши дни мы получили возможность добраться до истины.

В 1905-1908 гг. в «Богословском Вестнике» вышел цикл статей профессора Московской духовной академии, православного богослова Муретова Митрофана Дмитриевича. Назывались они «Иуда предатель».

В них профессор высказал сомнения, что Иуда, веря в божественность Иисуса, мог Его предать. Ведь даже в канонических Евангелиях нет полного согласия относительно сребролюбия апостола. История о тридцати сребрениках выглядит неубедительно как с точки зрения количества денег, так и с точки зрения сребролюбия апостола - слишком уж легко он с ними расстался. Если бы тяга к деньгам было его пороком, то другие ученики Христа вряд ли доверили бы ему распоряжаться казной. Имея в своих руках деньги общины, Иуда мог забрать их и уйти от товарищей. А что такое тридцать сребреников, полученных им от первосвященников? Это много или мало? Если много, то почему жадный Иуда не ушёл с ними, а если мало, то зачем он вообще взял их? Муретов уверен, что сребролюбие не было главным побудительным мотивом действий Иуды. Вероятнее всего, считает профессор, Иуда мог предать своего Учителя по причине разочарования в Его Учении.

Австрийский философ и психолог Франц Брентано (1838-1917 гг.), независимо от Муретова, высказал аналогичное суждение.

Хорхе Луис Борхес и в действиях Иуды видели самопожертвование и подчинение воле Бога.

Приход Мессии по Ветхому Завету

В Ветхом Завете есть пророчества, рассказывающие о том, каким будет пришествие Мессии - Он будет отвергнут священничеством, предан за тридцать монет, распят, воскрешён, а потом Его именем возникнет новая Церковь.

Кто-то должен был передать Сына Бога в руки фарисеев за тридцать монет. Этим человеком стал Иуда Искариот. Он знал Писания и не мог не понимать, что делает. Совершив заповеданное Богом и запечатлённое пророками в книгах Ветхого Завета, Иуда совершил большой подвиг. Вполне возможно, что он заранее обсудил предстоящее с Господом, и поцелуй - это не только знак слугам первосвященников, но и прощание с Учителем.

Будучи самым близким и доверенным учеником Христа, Иуда взял на себя миссию быть тем, чьё имя будет навеки проклято. Получается, что Евангелие демонстрирует нам два жертвоприношения - Господь послал к людям Своего Сына, дабы Он принял на Себя грехи человечества и смыл их Своей кровью, а Иуда принёс себя в жертву Господу, дабы исполнилось речённое через ветхозаветных пророков. Кто-то ведь должен был выполнить эту миссию!

Любой верующий скажет, что, исповедуя веру в Триединого Бога, невозможно представить человека, почувствовавшего на себе Благодать Господа и оставшегося не преображённым. Иуда - человек, а не падший ангел или демон, поэтому он и не мог быть злосчастным исключением.

История Христа и Иуды в исламе. Основание христианской Церкви

В Коране история Иисуса Христа представлена иначе, чем в канонических Евангелиях. Там нет распятия Сына Божия. Главная книга мусульман утверждает, что облик Иисуса принял некто другой. Этот некто и был казнён вместо Господа. В средневековых изданиях сказано, что облик Иисуса принял Иуда. В одном из апокрифов есть история, в которой фигурирует будущий апостол Иуда Искариот. Биография его, если верить данному свидетельству, с детства была переплетена с жизнью Христа.

Маленький Иуда был очень болен и, когда к нему подошёл Иисус, мальчик укусил его в бок, в тот самый бок, который впоследствии пронзил копьём один из воинов, охранявших распятых на крестах.

Ислам считает Христа пророком, чьё учение было искажено. Это очень похоже на правду, но Господь Иисус предвидел такое положение вещей. Однажды Он сказал своему ученику Симону: «Ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её…» Мы знаем, что Пётр три раза отрекся от Иисуса Христа, по сути дела, три раза предал Его. Почему для основания Своей Церкви Он выбрал именно этого человека? Кто больший предатель - Иуда или Пётр, который своим словом мог спасти Исуса, но трижды отказался это сделать?

Евангелие Иуды не может лишить истинных верующих любви к Иисусу Христу

Верующим людям, испытавшим на себе Благодать Господа Иисуса Христа, трудно принять, что Христос не был распят. Можно ли поклоняться кресту, если открываются факты, противоречащие записанным в четырёх Евангелиях? Как относиться к таинству Евхаристии, во время которого верующие вкушают Тело и Кровь Господа, принявшего мученическую смерть на кресте во имя спасения людей, если не было мучительной смерти Спасителя на кресте?

«Блаженны невидевшие и уверовавшие», - сказал Иисус Христос.

Верующие в Господа Иисуса Христа знают, что Он реален, что Он слышит их и откликается на все молитвы. Это главное. А Бог продолжает любить и спасать людей, даже несмотря на то, что в храмах опять, как и во времена Христа, стоят лавки торговцев, предлагающих купить жертвенные свечи и прочие предметы за так называемое рекомендованное пожертвование, во много раз превышающее себестоимость продаваемых предметов. Лукаво составленные ценники вызывают ощущение близости фарисеев, предавших суду Сына Бога. Однако не стоит ждать, чтобы Христос снова пришёл на землю и погнал палкой торгашей из Дома Отца Своего, как Он это проделал две с лишним тысячи лет назад с торговцами жертвенными голубями и барашками. Лучше верить в Промысел Божий и не впадать в а принимать всё как дар Бога для спасения бессмертных людских душ. Ведь не случайно же Он заповедовал основать Свою Церковь тройному предателю.

Время перемен

Вероятно, находка артефакта, известного как Кодекс Чакоса, с Евангелием Иуды является началом конца легенды о злодее Иуде. Пришло время пересмотреть отношение христиан к этому человеку. Ведь именно ненависть к нему породила такое отвратительное явление, как антисемитизм.

Тора и Коран писались людьми, не привязанными к христианству. Для них история Иисуса из Назарета - лишь эпизод из духовной жизни человечества, причём не самый значительный. А совместима ли ненависть христиан к евреям и к мусульманам (подробности о крестовых походах заставляют ужасаться жестокости и алчности рыцарей креста) с их главной заповедью: «Да любите друг друга!»?

Тора, Коран и известные, уважаемые христианские учёные не осуждают Иуду. Не будем и мы. Ведь апостол Иуда Искариот, житие которого мы вкратце затронули, ничем не хуже других учеников Христа, того же апостола Петра, например.

Будущее - за обновлённым христианством

Великий русский философ основоположник русского космизма, давший импульс развитию всех современных наук (космонавтики, генетики, молекулярной биологии и химии, экологии и прочих) был глубоко верующим православным христианином и считал, что будущее человечества и спасение его - именно в христианском вероучении. Мы должны не осуждать прошлые грехи христиан, а стремиться не совершать новых, быть добрее и милосерднее ко всем людям.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова иуда

иуда в словаре кроссвордиста

иуда

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

иуда

обратилось в бранное: предатель, изменник. Иудино лобзанье, лукавый, облыжный привет. Иудино дерево, осина. Иудою свет пройдешь, да удавишься. Иуде верить, не беда поплатиться. Чем Иудою быть, лучше на свет не нарожаться. Наш Иуда ест и без блюда! здесь имя только для красного склада.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

иуда

(И прописное), Иуды, м. (бран.). Предатель, изменник. - Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе? Пушкин. (От имени апостола Иуды, предавшего, по евангельскому рассказу, Иисуса Христа.)

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

иуда

Ы,м, (прост, презр.). Предатель, изменник [по имени апостола Иуды Искариота, предавшего, согласно евангельскому сказанию, Иисуса Христа первосвященникам]. Презренный и.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

иуда

м. Один из двенадцати апостолов Иисуса Христа, который предал учителя за 30 сребреников.

иуда

м. и ж. Употр. как символ предателя, изменника, действующего под маской друга.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

иуда

ИУДА Угличский (ум. 1609) преподобномученик, погибший при разорении Углича поляками в Смутное время. Память в Православной церкви 23 мая (5 июня) (собор Ростово-Ярославских святых).

Иуда (Ветхий Завет)

Эта статья посвящена основателю одноимённого колена; статью о имени см. Иуда

Иу́да (, Иегуда́, Yəhuda, Yəhûḏāh, «хвала Яхве») - четвёртый сын патриарха Иакова, от Лии. Его женой была ханаанейка, дочь Шуя, которая дала ему трех сыновей.

Ему посвящается особая глава в описании его отношения к своей снохе Фамари.

Иуда (фильм, 2013)

«Иуда» - второй полнометражный художественный фильм режиссёра Андрея Богатырёва. Производством картины занималась компания «АБС», продюсер фильма - Татьяна Воронецкая.

Фильм участвовал в конкурсной программе 35-го Московского международного кинофестиваля. Алексей Шевченков, исполнивший главную роль в фильме, был награждён призом «Серебряный Святой Георгий» За лучшую мужскую роль .

Иуда (значения)

Иуда может означать:

  • Иуда - еврейское мужское имя.
  • Святой Иуда - внетропический циклон 2013 года.

Иуда (фильм)

Иуда :

  • Иуда - итальянский короткометражный фильм 1911 года.
  • Иуда - венгерский художественный фильм 1918 года.
  • Иуда - итальянский художественный фильм 1919 года.
  • Иуда - советский художественный фильм 1930 года, режиссёр Евгений Иванов-Барков.
  • Иуда - американский художественный фильм 2004 года, режиссёр Чарльз Роберт Карнер.
  • Иуда - российский художественный фильм 2013 года, режиссёр Андрей Богатырев.

Иуда (имя)

Иу́да (, Иеh уда́, «хвала Господу») - библейское мужское имя.

Впервые упоминается в Торе в Бытие 29:35:

«и зачала еще, и родила сына, и сказала: на сей раз восхвалю Господа; поэтому нарекла ему имя Йеhуда »

Тора сама объясняет происхождение этого имени.

Женская форма имени Йеhудит упоминается в Библии раньше мужской формы в Бытие 26:34:

«когда Эйсаву было сорок лет, взял он в жены Йеhудит , дочь Беэри-хетта»

Первым носителем этого имени был четвёртый сын патриарха Иакова, Иуда.

Кроме того, имя Иуда носили:

  • апостол от Двенадцати Иуда Искариот
  • апостол от Двенадцати, Иуда Иаковлев по прозвищу Фаддей, сводный брат Иисуса Христа

В христианской традиции стало синонимом слова «предатель», так как евангельский Иуда Искариот предал Иисуса за тридцать серебреников и, поцеловав, указал на него воинам при аресте.

Вместе с тем существует русское имя Иуда, происходящее от канонического имени Иуда имени Апостола Иуды. Так, например, его носил отец знаменитого русского военачальника, командующего Юго-Западным фронтом в начале Первой мировой войны Николая Иванова.

От этого имени происходят фамилии: Юдин, Юданов , Юдасов , Юдасин, Юдов , Юдачёв , Юдинцев , Юдашкин, Юдкин , Юденич и некоторые другие.

Женский вариант этого имени - Юдифь (/ иhудит) - получил широкое распространение в европейских языках. Поскольку там букву י принято обозначать как j, то это имя приобрело форму Judith или просто Judi, что в английском звучит как Джуди. В ряде языков это имя приняло форму Эдит или Эдита .

Иуда (писатель)

Иу́да (; ; II век - начало III века) - раннехристианский писатель, хронист. Сведения о нём очень скудные. Иуда жил во времена правления императора Севера, написал Хронику до десятого года царствования императора Севера. В своём сочинении Иуда размышляя о семидесяти седьминах пророка Даниила, предсказывал близкий конец света и пришествие Антихриста. Предсказания Иуды были связаны с общими настроениями в умах верующих, ввиду непрерывных гонений на христиан. Сочинение не сохранилось.

Евсевий Кесарийский в своей книге «Церковная история» упоминает о Иуде. 52 глава книги Иеронима Стридонского «О знаменитых мужах» посвящена Иуде.

Примеры употребления слова иуда в литературе.

Смотри, Гавриил, какая цепочка выстраивается: появляется Иуда , и апостолы с Троицей устраивают Тайную Вечерю, на которой распевают антирелигиозные частушки и балуются отнюдь не амброзией или нектаром.

Он вдруг решил, что непостоянство, бесчестность и прочие пороки Иисуса все равно не оправдают предательства, совершенного им, Иудой .

Иуда Халеви имеют непосредственное отношение к тому делу, которым господарь Бранкович и мы, его слуги, занимаемся уж несколько лет.

Пророки еврейской общины Иуда Варсава и Сильван подкрепили своим авторитетом изложенное в послании и напомнили о помощи бедным.

И Закхей приял ризу белую, Авраам - цвета птичьего, Лот - серную, Иона - голубую, Фекла - пламенную, Даниил - львиную, Иоанн - триклинную, Адам - кожаную, Иуда - серебряную, цвета денег, Раав - червленую, Ева - цвета дерева добра и зла, и кто-то еще приял пестропокровную, кто-то - серединную, кто-то - ворсяную, кто-то - морского цвета, кто-то - увеселенную, кто-то - ракушечную и ржавоцветную, и черную, и гиацинтовую, и цвета огня и пламени, а Христос прохаживался в ризе голубиного цвета и, хохоча, дразнил Иуду, что тот не умеет так пошутить, чтоб было весело.

Ну, подхватились заранее, а теперь уже не то, посол нам воистину возвестил, что к Покрову прибудут к гетману татарские потуги, и он двинется сейчас с ними сюда на правый берег и купно с нами пойдет на стены гадячские, дабы вызволить нас из пленения вавилонского и низвергнуть Иуду , Ирода и Навуходоносора в образе Бруховецкого суща!

Для них позировали непрофессиональные натурщики: Христа Гауди лепил с 33-летнего рабочего, смотритель стал Иудой , пастух - Пилатом, внук знакомого - Младенцем Иисусом, уличный бродяга - царем Соломоном, римским солдатом - бармен из Таррагоны с шестью пальцами на ноге, в чем любой турист может убедиться.

И, наконец, между Петром и столом, прижатый к столу, низкорослый, с взлохмаченными волосами, погруженный в тень, повернувшись к нам в профиль, напряженно и гипнотизирующе смотрит на Христа Иуда .

Таким образом, в тело, похожее на тело апостола Левия Матвея, который занял освободившееся от Иуды Искариота двенадцатое место в 63 год в девятый день августа после побития его камнями в Иерусалиме, - в тело Джан Ши, лежащее возле голбца русской печки, прямо на полу, под горнушками, в которых торчали Гордовы и Борисовы оленьи расшитые рукавицы, вернется новый, утоленный дух Джан Ши, будущего преданного друга Емели, по воле и силе Медведко побывавший в родных местах.

Уходя от традиционного сюжета о предательстве, Джотто приблизил и обратил друг к другу два лица: прозрачный, почти античный профиль Христа и отталкивающий полуобезьяний профиль Иуды .

Выбор Рембрандтом такого сюжета, как раскаяние Иуды , показывает, насколько отошел он - как и во всех своих работах на библейские и евангельские сюжеты - от традиционной религиозной живописи, до него воплощавшей стремления церковников и феодалов.

Тогда зеленщик придержал своего осла и добродушно спросил Иуду , есть ли у каждой из его птичек свое имя и умеют ли они петь.

Но Иуда упрямо молчал, не отрывая глаз от работы, и зеленщик сердито отбросил ногой одну из его птичек и поехал дальше.

А у Папия Иерапольского читаем, что Иуда дожил до преклонных лет, а умер от таинственной болезни: тело его страшно распухло и стало издавать невыносимое зловоние, так что люди брезговали подойти к недужному.

И когда воскликнули Иудеи, Бог поразил Иеровоама и всех Израильтян пред лицем Авии и Иуды .

mob_info