Какие предметы были в афинских школах. "в афинских школах и гимнасиях". Как говорит история

ученик 5 класса А Леонов Дмитрий

Мини-проектная деятельность по подбору текстового и иллюстративного материала по теме истории Древнего мира.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Афинские школы и гимнасии.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Афинские школы и гимнасии.

Рабы-педагоги До семи лет мальчики из богатых семей, ничем кроме игр не занимались. Он гонял обруч или мяч, лепил из воска разные фигурки. В семь лет ребенка пере- давали педагогу. Он водил мальчика в школу, нёс его письменные принадлежности и музыкальные инструменты. А дома обучал хорошим манерам- не класть ногу на ногу, громко не смеяться,при появлении старших вставать.

Занятия в школе. 1.Письмо 2.Чтение 3.Счёт 4.Рисование 5.Пение 6.Игра на музыкальных инструментах В школе прививали любовь к стихам. Многие гордились тем, что выучили наизусть «Илиаду» и «Одиссею» Гомера.

Чтение Учебников тогда не было. Их заменяли стихи поэтов. На первом месте стояли, конечно, поэмы Гомера «Илиада» и «Одесея». Гомер

Игра на музыкальных инструментах Каждый мальчик учился играть на флейте и кифаре, петь. Музыка сопровождала греков в течение всей жизни. Под музыку тренировались спортсмены, шли в бой гоплиты. Музыка звучала на праздниках и в театре.

Учитель в афинской школе Учитель всегда ходил с плёткой из бычьего хвоста. Жалоба раздражённой матери учителю на прогульщика сына. «Спроси-ка его, почтеннейший, где дом его учителя, куда мне каждое тридцатое число приходится вносить за него деньги, он не скоро сумеет тебе ответить. Бедная дощечка, которую я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит её пуще смерти, а если и возьмёт в руки, то и тогда ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит. Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хорошее воспитание в надежде найти себе в нём подспорье на чёрный день… А попробуй-ка посильнее постращать его, так он взберётся на крышу и сидит там словно обезьяна. А мне не столько его жаль, сколько черепиц, которые крошатся словно сладкое печенье. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел!»

Шалунов и лентяев учитель наказывал. Для этого у него были розги и палка. Сохранился папирус с надписью: « Будь прилежен, мальчик, чтобы тебя не били.» Ниже эта запись повторена 4 раза учеником. Рассказывают, что один богач подарил своему ленивому сыну 24 маленьких раба. Их Их имена начинались на все буквы алфавита. Так отец хотел помочь сыну обучиться грамоте.

В большом ходу были деревянные дощечки, покрытые воском. Острым концом медной палочки можно было на них нацарапать несколько фраз, а потом тупым концом затереть написанное. Называлась эта палочка: «стиль». «Поворачивать стиль» означало у греков стирать написанное и отрабатывать красоту языка, чем образованные люди того времени очень любили заниматься.

Посещение палестры. С двенадцати лет мальчики начинали посещать ещё одну школу, где занимались гимнастикой – борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. Такая школа называлась пал е стра (от слова «пале» - борьба). В хорошую погоду тренировались под открытым небом в обширном прямоугольной формы дворе, а в ненастье – под крышей портиков, окружавших этот двор. Представим себе урок гимнастики в палестре. Мальчики тренируются в борьбе. Выиграть схватку может тот, кто ловок и силён. Вот один из борцов внезапно перебросил соперника через колено, того признают побеждённым, если он трижды коснётся телом земли. Строгий учитель с палкой в руке готов ударить любого нарушившего правила состязания. Ожидает своей очереди следующая пара борцов. Они обильно льют масло на ладони и до блеска растирают им кожу. Все тренируются обнажёнными. После урока веселой гурьбой побегут они смывать с тела прилипшие грязь и пот. При каждой палестре был колодец, фонтан, а иногда и баня.

Статуи в палестре В палестре стояли статуи атлетов работы великих греческих мастеров. Всемирно известна статуя метателя диска. Миронеё создатель, сумел передать в скульптуре ощущение движения. Кажется, через мгновение атлет распрямится и брошенный с огромной силой диск полетит вдаль. Не менее знаменита статуя копьеносца работы Поликлета. Скульптор показывает, каким должен быть каждый юноша: физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу гражданином своего полиса. Поликлет Мирон

Афинские гимнасии Взрослые афиняне, желавшие продолжить занятия гимнастикой и пополнить свои знания, до старости посещали один из трёх афинских гимнасиев. За городом среди зелёных деревьев и лугов располагались гимнасии. Они имели площадки для упражнений атлетов, бассейны, помещения для отдыха и бесед. В гимнасиях перед многочисленными слушателями выступали известные учёные. Они излагали свои взгляды на строение вселенной, предлагали планы создания образцового государства, управлять которым должны высокообразованные люди. В гимнасиях обучали красноречию – умению отстаивать своё мнение при выступлении в Народном собрании и судах. Руины

Проект сделал ученик 5 А класса Леонов Дмитрий.





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Форма урока: игра “Путешествие в прошлое. Афинская школа”.

Тип урока : изучение нового материала.

Цели:

Методические :

  1. способствовать развитию информационной культуры;
  2. продолжить знакомство с возможностями компьютера на уроках;
  3. развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках истории.

Обучающие :

  • сформировать представления о сущности образовательного процесса в древнегреческой школе, о её особенностях, достоинствах и недостатках;
  • выявить общие черты и отличия её от современной школы;
  • формировать умение применять полученные знания на других предметах.

Развивающие :

  • продолжить работу по формированию навыков сравнения, установления причинно-следственных связей, изложения собственного мнения, участия в дискуссии, развитие логического мышления.

Воспитательные :

  • воспитание художественного вкуса, эстетической культуры;
  • воспитание уважения к труду учителя.

Оборудование урока:

  • Истории Древнего мира 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С Свенцицкая, - 18-е изд. - М.,: Просвещение, 2011 г.;
  • презентация “В афинских школах и гимнасиях”;
  • компьютер;
  • проектор;
  • “слепая карта”;
  • таблички с географическими названиями для “слепой” карты:
  • древнегреческий алфавит.

План урока.

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово преподавателя.

3. Воспитание детей в афинских семьях.

4. На уроках в греческой школе.

5. Посещение палестры.

6. В афинских гимнасиях.

7. Закрепление полученных знаний.

8. Подведение итогов.

9. Рефлексия.

1. Организационный момент.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

2. Вступительное слово преподавателя.

Тема нашего урока “В афинских школах и гимнасиях”. Слайд 1.

План урока. Слайд 2.

Мы сегодня с вами узнаем, чему обучались в школах афинские дети, какие предметы они изучали, сравним с обучением в современных школах. Проведём урок необычно. Мысленно перенесёмся в Древние Афины и представим себя в роли древнегреческих учеников.

Постановка проблемного задания.

Древнегреческий философ Аристипп писал: “Детей надо учить тому, что пригодиться им, когда они вырастут”.

Проблемные задания:

Итак, путешествие начинается.

До семи лет дети воспитывались в семье.

Они беззаботно играли: катали обруч, строили из песка домики, кораблики…

Но с семи лет жизнь детей менялась. Девочек начинали обучать мамы умению вести домашнее хозяйство: шить, вышивать, ткать, играть на музыкальном инструменте, петь, танцевать, и если умела сама, то читать и писать. Главное для них – не получать образование, а стать покорными жёнами и хорошими матерями.

А вот мальчика отбирали от женщин и передавали педагогу.

Греческий педагог - не учитель. В переводе с греческого это слово означает “сопровождающий ребёнка”.

Посмотрите на Древнегреческую статуэтку и предположите, кто мог выполнять обязанности педагога?

Выслушиваются ответы учащихся.

Да, ребята, вы правы роль педагога выполнял раб.

Как выглядел раб-педагог?(Он стар, ворчлив, неопрятен, не способен выполнять другие работы). Один из знаменитых афинян, Перикл, как- то сказал о рабе, который сломал ногу: “Вот ещё одним педагогом больше”.

Раб - педагог сопровождал в школу мальчика и нес сумку с письменными принадлежностями.

Педагоги учили мальчиков правилам поведения. Эти правила соблюдаете вы в нашидни.

Как нужно вести себя за столом? (Выслушиваются мнения ребят. Не брать ничего самому. Сидеть прямо, не болтать ногами, не опираться подбородком на руки. Хлеб надо брать левой рукой, аостальную пищу - правой…)

Как надо вести себя со взрослыми?(нельзя заговаривать со взрослыми первым, если в комнату входят взрослые, то надо встать…)

Педагог суров: розга - его главный аргументы и основной метод воспитания. Да и от родителей мальчику часто попадало.

Рано утром педагог ведет мальчика в школу. Школ в Греции было много, но они были частные и за обучение надо было платить. Но, не смотря на это, в V в. до н. э. среди афинян не было неграмотных. Правда, бедняки учились недолго.

Как вы думаете почему?(детям из бедных семей надо было помогать родителям похозяйству).

А “сыновья богатых идут в школу раньше всех и позже всех перестают её посещать”.

Мы подошли к школе. Педагогов, взрослых туда не пускали. Начинаются уроки.

Тихонечко проходим и садимся.

Посмотрите, чем отличался класс в греческой школе от современного класса?(в одном помещении проводится одновременно несколько уроков, не было доски, парт, тетрадей …)

Какие предметы могли изучать в афинской школе? (письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах).

Мы попали с вам на урок письма.

Достанем письменные принадлежности.

Перечислите, пожалуйста, что вы достали из своих сумок? (дощечки, натёртые воском, тростниковое перо, стиль, чернильницу.)

Перед вами греческий алфавит.Скажите, а с какой письменностью вы уже знакомы?

(египетскими иероглифами, китайскими, алфавитом финикийцев.)

В чем была трудность прочтения финикийского письма? (нет гласных).

Скажите, что нового появилось в греческом алфавите? (гласные буквы).

Скажите, есть ли знакомые вам буквы в греческом алфавите?

Какой вывод можно из этого сделать?(Основой русского алфавита является греческий.)

Для упражнений мальчики писали прописи. В Берлинском музее есть дощечка, на котором рукой учителя написано: “Будь прилежен мальчик, чтобы тебя не драли”. И рукой ученика эта надпись четырежды повторена на той же дощечке.

Давайте и мы попробуем написать слово народ по-гречески (Демос. Обучающиеся часто пишут греческими буквами слово народ, а это неверно. ) Работа учеников оценивается, а первый, написавший правильно, пишет это слово на доске.

Учитель : А знает ли кто - нибудь из вас о том, откуда произошло его имя и что оно означает? (если ребята затрудняются ответить, учитель помогает).

С принятием на Руси христианства, у нас по христианскому обычаю стали называть детей греческими именами.

Александр-защитник людей.

Андрей - человек мужества

Кирилл - господин

Дмитрий - посвящённый Деметре.

Учитель : Урок письма закончился, а теперь урок географии.

Перед вами бюст Эратосфена, которого греки нарекли “отцом географии”. Мы сейчас проверим, как хорошо вы знаете карту Древней Греции. Подходите по очереди к доске и прикрепляйте по одной табличке на “слепую” карту.

Учитель оценивает ответы ребят.

Молодцы, вы хорошо справились с заданием, даже некого наказать плёткой из бычьего хвоста, которой наказывали непослушных учеников, лодырей. Нет у нас сведений как поощрялись ученики греческих школ. Может быть, учитель хвалил усердного ученика,а лодырю говорил: “Невежа - самое дикое из существ на земле”.

А нас уже ждут на уроке математики. Как вы думаете, зачем мне эти предметы? (камешки, ракушки…) Ребята высказывают предположения (для счёта). Молодцы, правильно. Это нам понадобиться для счета. Ученики обычно при счёте повторяли хором: “Один да один - два. Два да два - четыре”. Учитель показывает камешки, а ученики должны повторить хором.

Великим математиком в Греции был Пифагор. Он подготовил для нас задачки. Давайте решим их.Первый ученик, правильно выполнивший задание, пишет решение на доске, а остальные проверяют правильность решения.

Учитель оценивает результаты учащихся.

(Если времени достаточно, то можно решить еще одну задачку. Написать 5 одинаковых цифр, сложив которые можно в сумме получить 14. (11+1+1+1=14)

Учитель : Следующий урок - литература.

Кого из известных поэтов, писателей Греции вы знаете? Назовите их произведения. (Ученики называют известных им писателей, поэтов.)

Молодцы! Греки многие произведения заучивали наизусть: “Илиаду”, “ Одиссею” и гордились этим. Учили хором, повторяя много раз за учителем. Скажите, пожалуйста, о чём поэма Гомера “Илиада?”(Ответ: О Троянской войне.) Почему же она называется “Илиада”?(Древнее название города Троя “Илион”)

Вы назвали имена Аристофана и Софокла. Расскажите трагедию “Антигона”. Слушайте внимательно, чтобы любой мог продолжить.

Затем пересказываетсясюжет комедии Софокла “Птицы” (Если времени достаточно, то можно выразительно прочитать стихи Софокла и ответить на вопросы по учебнику стр. 181) . Ответы учащихся оцениваются.

Кто мог написать такие строки:

“Мать черная, земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы,
Рабыня раньше, а теперь свободная,
На родину в Афины, в наш прекрасный град,
Вернул я многих на чужбину проданных.
Освободил и здесь на милой родине
Рабов дрожавших перед волею господ”.
(Солон.)

(Учитель оценивает правильные ответы).

Учитель : А теперь мы отправимся в школу расположенную неподалёку - это палестра. Мальчики начинали её посещать с 12 лет. Занятия проходят на открытом воздухе, а проводит их педотриб. Что вы видите? (борьбу, один мальчик смазывает тело маслом) Зачем мальчики заниматься спортом? (чтобыучаствовать в Олимпийских играх, быть сильным, ловким, защищать Родину). Правильно. С 18 лет афинские мальчики 4 года служили в армии.

Как вы думаете, зачем в палестре устанавливались статуи атлетов работы великих скульпторов? И почему атлеты изображены обнажёнными? (Скульпторы показывали, каким должен быть каждый юноша: физически сильным, прекрасным. Готовым к подвигам.)

Кто вспомнит имена победителей Олимпийских игр и расскажет об одном из них? (Милон, Полидам, Феоген. Оценивание ответов.)

Учитель : Греки считали, что без любви к музыке, танцам нельзя стать настоящим человеком.

Этому и посвящен наш следующий урок. Обучал их этому искусству кефарист. Мальчики играли на лире, кефаре, флейте, разучивали религиозные гимны.

А также учились танцам. Прошу вас выйти, встать полукругом. Учитель с ребятами разучивает несколько движений танца “Сиртаки”. (самые простые 2-3 движения). Затем ребята пробуют исполнить выученные движение под музыку.

Учитель оценивает учащихся.

К 16 годам обучение в школе заканчивалось, но юноши могли посещать 1 из 3 гимнасиев, расположенных за городом. Там они могли заняться спортом послушать лекции великих ученых, ораторов,

обучиться красноречию - умению красиво говорить, философии.

Наше путешествие подошло к концу. Возвращаемся.

Закрепление знаний полученных на уроке.

Перед вами текст. Заполните пропуски в нём.

Ответы оцениваются учителем.

Попробуйте ответить на вопросы проблемного задания.

- Чем отличается афинская школа от современной школы?

Почему образование в Греции считалось лучшим в Древнем мире?

Как знания, полученные в школе, помогали греческим гражданам в жизни?

Вывод : В школах Греции мальчиков воспитывали всесторонне образованными людьми, чтобы потом они могли управлять государством, а так же сильными, ловкими, смелыми, чтобы они могли защитить Родину.

Закрепление понятий.

Домашнее задание.

  • Напишите небольшое сочинение на тему: “Я на занятиях в палестре”.
  • Подготовь выступление оратора на тему: “Почему детей надо учить тому, что пригодиться им в жизни”.
  • Понятия – наизусть.

Выставление оценок за работу на уроке.

Слайд 27.

Слайд 28.

Молодцы!!! Спасибо за урок.

Пусть формат Единого госэкзамена древнегреческим педагогам и ученикам знаком не был, зато современники, в отношении сферы обучения разным наукам, пользуются наименованиями привычными грекам. Это из страны олив в русский, да и другие языки пришли понятия «школа», «гимназия», «лицей», «академия», «университет».

Древняя Греция и, в частности, Афины - это не только колыбель архитектуры, но и фундамент европейской цивилизации. Греческие мыслители сконцентрировали на территории своей страны знания, привезенные из разных государств. Это и Малая Азия, Египет, Византия. А в последующем греческие науки, развитые и преумноженные, стали базой знаний все для тех же соседних стран, со своеобразной культурой и традициями.

Греческие мыслители по-особенному собирали и систематизировали знания, проводили разнообразные исследования.

Греческое образование

Уже во времена Античности древние греки задумывались об образовании подрастающего поколения. Да и во все времена греки стремились дать детям не только знания, но и воспитать порядочных, интеллектуальных, здоровых, развитых физически и нравственно представителей общества. Ценились не только красота тела, но больше ум, честь и совесть.

Неграмотных людей в Греции практически не было. Об этом свидетельствуют исторические источники, датированные еще 5 веком до н.э. Впрочем, изначально обучение шло на дому, но позже были созданы школы, гимназии.

Образование греки начинали получать по достижении 7-летнего возраста. До этого времени ребенок находился на попечении мамы, была у него и кормилица. Со школьной скамьи на первый план выходил отец и раб-учитель. Именно рабы были педагогами. Дословно в переводе с греческого слово «педагог» означает «сопровождающий». Раб, приставленный к юному школьнику, не только сопровождал его в школу, но и следил за достойным воспитанием.

В самой же школе у каждого из детей было как минимум 3 педагога:

  • Грамматист.
  • Учитель-знаток церковных порядков.
  • Музыкант.

Главным являлся грамматист. В его ведении было обучение детей не только письму и грамоте, но и счету. Грамматист вместе со своими учениками изучал и скандировал разнообразные поэмы. Особенным почетом пользовались басни Эзопа, произведения Гомера.

Привычными в нашем понимании тетрадями были пара дощечек, скрепленных между собой. Диптихи раскрывали как книгу. Внутри дощечки натирали воском. Писали палочкой, вылитой из металла (стилусом). После написания текст можно было стереть прикрепленной к обратной стороне такой своеобразной тетради лопаткой. В некоторых случаях диптихи использовали в качестве конвертов, скреплялись печатями и отправлялись различным адресатам.

Счету детей учили на камешках. Если расчеты были сложными, применяли абак. Кстати, этот способ используют и поныне, причем в разных странах.

Религиоведение в нашем понимании, а в Греции обучение церковным ремеслам и песнопениям велось не менее интенсивно, чем грамматике. В Греции было много религиозных праздников, на которые всегда собиралось много народу. Повсеместно исполнялись на таких празднествах церковные песни.

Мальчики пели обрядовые песни. Хором или соло. В репертуаре были и гимны для торжественных случаев. Учителей, которые занимались с детьми разучиванием песен, называли «кифаристами». Они же обучали игре на разнообразных инструментах. Чаще это были кифара и лира.

Интенсивное физическое развитие начиналось с 12 лет. Обязательными были занятия гимнастикой. Учителя физкультуры именовали «педотриб», что в переводе с греческого значит «тренер ребенка».

В греческих полисах было очень престижно расти ловким, сильным, гибким, выносливым, физически крепким, умным, начитанным, просвещенным. Мальчиков готовили и к военной службе. Педотрибу по силам было научить подрастающее поколение метанию копья, диска, бегу, плаванию, борьбе, прыжкам в длину и высоту, езде верхом. Дети выступали на различных гимнастических соревнованиях.

Занятия спортом шли в специально предназначенных для этого местах. Помещения, больше похожие на гимнастические залы или манежи, называли «палестры». Уроки сопровождали звуки флейты. В Греции с самых древних времен было принято устраивать музыкальное сопровождение при занятиях любым спортом.

По достижении 16, в некоторых полисах 18 лет, мальчики продолжали свое образование в гимназиях. Это был более высокий уровень, нежели школа. Не менее популярны для детей этого возраста были школы риторов или философов.

Обучение представительниц прекрасной половины

Что же касается девочек, то и их обучали грамоте. Только делалось это под присмотром мам. Юная женская половина не только постигала азы разнообразных наук, но и приобщалась к домашнему труду. С малых лет девочек учили рукоделию, ткацкому делу, они пряли. Обязательными в программе обучения были танцы и пение. Это становилось необходимым при участии в обрядах и ритуальных праздниках.

Не обходили стороной и литературу. По свидетельству разных источников, уже в 7 в. до н.э. практически во всех областях Греции повсеместно строились школы для девочек. Там они занимались поэзией, танцами, пением, обучались игре на разных инструментах. Наиболее известным таким учебным заведением была школа Сапфо. Известная поэтесса руководила ей довольно долгое время. Кстати, в источниках можно найти стихи Сапфо, посвященные ее воспитанницам. По этим строкам легко понять, что образование юные дамы получали в атмосфере непревзойденной красоты и изящества.

Спарта

Обучение детей Спарты проходило совсем по-другому, нежели в других греческих полисах. Тут воспитание сводилось исключительно к целям физического развития и создания воинствующего гражданина. Что касается женщин, в них воспитывали дух матери воина.

С семи до 20 лет мальчиков воспитывали в лагерях. Были эти заведения государственными. Молодые люди постоянно тренировали свою выносливость, наращивали силу. Без физической подготовки не проходило ни дня. Условия в таких заведениях были что называется «спартанскими». Это значит - довольно жесткими. Спали мальчишки чуть ли не на голых досках. Самым сообразительным доводилось собирать солому на подстилку. Одежды, кроме набедренных повязок, у воспитанников лагерей не было. Ею доводилось обзаводиться в возрасте примерно 12 лет. Считалось, если ребенок дожил до таких лет, он будет воином, достойным жителем и защитником Греции.

Девочки Спарты не меньшее внимание уделяли занятиям спортом. Доводилось им даже состязаться с мальчишками на различных соревнованиях. А вот музыкой и различными другими искусствами, спартанцы, даже девочки, занимались в разы меньше.

Кстати, главными методами воспитания в Спарте были жестокость и суровость, практиковались разнообразные наказания. Во всем учителя Спарты проявляли твердость характера, выдержку. При этом имело место чрезмерное увлечение военным делом, что считалось нормой для Спарты, но не для остальной Греции. Конечно, невосполним был урон, который наносился умственному и творческому развитию детей-спартанцев. За это современники спартанцев афиняне и жители других полисов критиковали их воспитание, поскольку во всей остальной Греции больше почиталась так называемая «калокагатия» - идеалы красоты, добра, мудрости, креативности, если говорить современным языком.

Афины

В древней Греции, в отличие от спартанцев, широко была известна и афинская школа. Она ведет свое летоисчисление с 5 в. до н.э. Позже практически все города-полисы придерживались принципов афинского воспитания или приближенных к ним основ.

Огромное внимание уделялось умственному развитию, но и о физических данных юных греков не забывали. Кстати, гражданин этого государства должен был вырасти нравственно и разносторонне развитым.

Афиняне шли в школы в возрасте 7 лет. Обучение могло проходить и индивидуально, если достаток семьи позволял. Но чаще дети занимались в группах. Как только были преодолены первые пороги обучения азбуке, счету, письму, детям давали более сложные задания. Первые из них и, пожалуй, единственные - учение стихов наизусть. Все, больше, школярам ничего не задавали. Дальше - высшая школа.

Давать образование в гимназиях, лицеях и тем более в университетах, по силу было не каждой греческой семье. Слишком дорого стоило обучение. А уж после реформ Солона, и в школы детей отдавали не все родители. Стало принято образовывать чад неформально, а именно, давать им простейшие навыки письма и счета, а также чтения. Грамоте, как могли, обучали родители. Некоторые нанимали учителей, но большинство использовало труд рабов.

Те, кто мог заплатить за обучение, после школы отдавал своих отпрысков в гимназии («гимнасий».) Отроков готовили и к воинской службе. В Афинах действовала учебное заведение, по современным меркам напоминающее военное училище. Мальчики шли в него с 18 лет. В последующем их ждала служба в армии.

Впрочем, гимназии после 5 в. до н.э. модифицировались. В Афинах они стали центрами педагогики и науки. На этих площадках процветали свободные искусства

Цели урока:

1.Выяснить и описать виды древнегреческих афинских школ. Разобрать древнегреческие науки. Охарактеризовать научную деятельность древнегреческих учёных. Расширить представления учащихся о жизни в Афинах. Углубить знания учащихся по истории Древней Греции.

2.Развивать внимание, память, мышление, умение выявлять причинно-следственные связи, совершенствовать навыки работы с исторической картой. Формировать умения проектной деятельности, выступать с сообщениями и докладами перед классной аудиторией.

3.Воспитывать любовь к наукам, уважение к учёным и образованным людям.

Костюмы: Учащиеся и учитель «одеваются» на греческий манер, используя для этого белые простыни и лавровые венки, сделанные из бумаги.

На уроке присутствуют «архонты», которые будут подводить итоги (можно пригласить работников школы, родителей, которые тоже будут одеты на греческий манер)

Выставка книг: школьная энциклопедия « Руссика». История Древнего мира.- М.: ОЛМА- ПРЕСС. Образование,2003. Я познаю мир: Детская энциклопедия.: История-М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

Оборудование урока:

1. Портреты древнегреческих учёных Аристотеля, Демокрита, Геродота, Гиппократа.

2.Рабочие тетради на печатной основе по истории древнего мира.

3. Иллюстрации древнегреческих школ, палестр, гимнасий, мультимедийный проектор.

5. Масло оливковое, полотенце, для борьбы рук.

План урока

1. Состав учащихся древнегреческой школы.

2. Рабы-педагоги.

3. Занятия в школе, изучаемые предметы.

4. Посещение палестры.

5. В афинских гимнасиях.

Основные понятия: педагог, стиль, палестра, гимнасий.

Важнейшие персоналии: Геродот, Гиппократ, Аристотель,.

Форма урока: урок- путешествие

Проблемное задание -Сходства и различия обучение в афинской школе и в современной?

Эпиграф урока :

Благодаря образованию человек становится самым прекрасным и божественным из существ.

Платон древнегреческий философ.

Ход урока.

Вступительное слово учителя:

  1. Организационный момент
  2. Добрый день, ребята, добрый день всем присутствующим.
Сегодня мы немного необычно начнем урок, поздороваемся локтями.

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство

Численность – весь класс.

Время – 3 мин

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только три минуты. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Примечание : Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

Все люди, наверное, любят путешествовать. И мы сегодня побываем в полюбившейся вам и мне Древней Греции. Мы посетим афинскую школу, палестру и побываем на уроках, послушаем умные речи ученых в Гимнасиях и и побываем в палестре.

Мне очень приятно, что мы сегодня все так необычны в греческих хитонах, так называется у греков накидка. На нашем уроке присутствуют архонты, которые будут наблюдать за происходящем на уроке и записывать вам баллы, по итогам которых вы получите баллы, переведенную в оценку, я надеюсь на плодотворную работу и взаимопонимание на сегодняшнем уроке.

В начале урока проведем небольшую игру, где проверим ваши знания по истории Древней Греции. . Начнем мы с вами с « Историческая разминка».

Актуализация знаний:

И так, мы начинаем!

На первый тур, вот шутка

Дана одна минутка

Поспеши-ка, не зевай

Правильный ответ давай.

(Задание требует от учеников краткого ответа)

Как древние греки называли свою Родину? (Эллада)

Кто прятался на острове Крит в царском дворце. (Минотавр)

Главный бог в греческой мифологии? (Зевс)

Объясните полис – это…? (Город-государство)

Как назывался греческий военный корабль? (Триера)

Назовите высший орган власти в Афинах? (Ареопаг)

Сколько длина Марафонского бега? Почему? (42 км, ровно столько, сколько от Афин до Марафона.)

Объясните илоты – это…? (Рабы в Спарте.)

Как назывался боевой строй афинских воинов в Марафонской битве? (Фаланга)

Объясните демократия – это…? (Власть народа)

Как называлось главная площадь Афин? (Агора)

Назовите главный порт Афин? (Пирей)

Объясните колония-это?.. (Греческое поселение)

Как назывался главный храм в Афинах? (Парфенон)

Назовите имя полководца греческих войск в Марафонской битве? (Мильтиад)

Сколько дней проходили Олимпийские игры? (5 дней)

Назовите афинский район, где жили гончары? (Керамик)

Назовите имя спартанского полководца в битве у Фермопил? (Леонид)

Итак, мы переходим к изучению новой темы:

Проблемное задание -Сходства и различия обучения в афинской школе и в современной?

III. Изучение новой темы.

Чтоб ребята не скучали.

Знанья в классе получали.

Путешествие совершим.

Всех рассказом удивим.

На экране мультимедийного проекта изображение древнегреческой школы. Вопрос к классу:

-« Что, вы видите на картине?»

Правильно, это образовательное учреждение города Афин. В греческих школах учеников учили ясно и красиво говорить. Ученики заучивали стихи Гомера и других поэтов. Греки считали также, что образованный человек тот, кто умеет петь и танцевать.

Вопрос к классу:

Чем афинское воспитание отличалось от спартанского?

Предполагаемый ответ: Спартанцы, больше воспитывали в детях физическую силу, а не заботились об интеллектуальном развитии.

Задание классу. Работа в парах 3 мин:

Прочитайте пункт 1 параграфа 38 и ответьте на вопросы.

1 пара: -С какого возраста начиналось обучение детей в Древней Греции?

2 пара:- Кого в Греции называли «педагогами» и какие обязанности были у них?

Предполагаемый ответ: Обучение детей начиналось с семилетнего возраста. «Педагогами» в Греции называли раба, который сопровождал мальчика в школу и следил за его поведением и успехами в школе.

3 пара -Греческие педагоги нередко плохо говорили по - гречески. Почему?»

(Педагоги -рабы -это военнопленные из других стран.)

4 пара: - Афинский стратег Перикл узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул:

«Вот ещё одним педагогом стало больше!» - Что, он имел в виду?

(Педагогами становились рабы, которые получали увечья и не были годны к работе в других местах.)

Работа с иллюстрациями: Учитель предлагает рассмотреть и описать на мультимедийном экране статуэтку педагога.

(

5 пара :- В Афинах все мужчины были грамотными. Образование было недоступно девочкам и детям из бедных семей. Греки в 8 веке до.н. э. изобрели алфавит. Они позаимствовали алфавит у финикийцев, но он им не понравился. Вопрос: – Почему? (У финикийцев в алфавите не было гласных букв, поэтому это вызывало определённые трудности.)

Всем остальным учащимся Учитель предлагает рассмотреть и описать на мультимедийном экране или в учебнике стр 173 статуэтку педагога.

( дети должны обратить внимание на одежду и фигуру педагога).

Учитель: - Греки первыми стали обозначать буквами гласные звуки. В алфавите у греков было 24 буквы, ими греки передавали все многообразие звуковой речи при письме. Многие народы, создавшие своё письмо, использовали греческий алфавит.

В греческих школах были разные ученики, не всем легко давалось грамота.

Рассказывали про одного богача, который подарил своему ленивому сыну 24 раба, имена их начинались с первых букв алфавита.

Ответы учащихся- 3 мин.

Заглянем в одну из греческих школ:

II. Урок греческого языка. Сценка:

Действующие лица: учитель, ученики, раздраженная мать. Наглядность: дощечки, стиль..

Учитель : «Начинаем урок греческого языка Взяли в руки ручки- стили и записываем под мою диктовку: «Невежда - самое дикое из существ на земле».

О ком это ребята идет речь в предложении?

(Стук в двери, в класс вбегает раздраженная мать с о своим учеником)

Мать жалуется;: «Спроси-ка его, почтеннейший, где дом его учителя, куда мне каждое тридцатое число приходится вносить за него деньги, он не скоро сумеет тебе ответить. Бедная дощечка, которую я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит ее пуще смерти, а если и возьмет в руки, то и тогда ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит. Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хорошее воспитание в надежде найти себе в нем подспорье на черный день... А попробуй-ка посильнее постращать его, так он взберется на крышу и сидит там словно обезьяна. А мне не столько его жаль, сколько черепиц, которые крошатся словно сладкое печенье. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел!»

Учитель . Ребята, почему мама ученика так взволнована? (ответы уч-ся) «Вот и выяснили, кто такой невежда». Вопрос к классу. – Что нового о древнегреческой школе, вы узнали из этого сообщения?

Предполагаемый ответ. Обучение было платным. В школе для письма, использовали специальные дощечки, покрытые воском. Не все дети, добросовестно относились к учёбе в школе.)

Вот мы и узнали чему учились греки в школе.

В Греции нередко можно было услышать слово «Палестра» давайте послушаем сообщение,что такое палестра и чем она известна

Сообщение ученика.

« Палестра находилась в небольшом дворике, окружённом колоннами. С 12 лет мальчики начинали посещать эту школу. В палестре занимались гимнастикой, бегом, прыжками, метанием копья и диска, борьбой.

Рукопашная борьба называлась - «панкратий». В ней разрешено использовать приёмы кулачного боя, можно сбивать противника с ног, лягать, душить. Однако нельзя калечить, кусаться и бить по глазам. Мальчики тренируются в борьбе. Перед игрой они обильно льют масло на ладони и до блеска растирают им кожу. Выигрывает тот, кто ловок и силен. Если один из борцов внезапно перебросил соперника через колено, его и признают побежденным. Строгий учитель с палкой в руке готов ударить любого нарушителя правила состязания. После урока они бегут смывать с тела прилипшие грязь и пот.

Учитель: Палестра –это спортивная школа.

А сейчас давайте мы проверил силу и ловкость наших мальчиков. (Вызываются 2 желающих мальчика, натирают руки оливковым маслом и соревнуются, кто победит)

Учитель: «А теперь отправимся в один из Гимнасиев (их в Афинах было три) Ребята надо узнать, что такое гимнасии? Послушаем сообщение

Сообщение учащегося: « Гимнасии в основном посещали взрослые. Находились они за городом среди зелёных деревьев и лугов. Они имели площадки для занятий гимнастикой, бассейны, раздевалки, помещения для отдыха и дружеских бесед. В Гимнасиях перед слушателями выступали известные ученые, философы, поэты. Они излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства. Часто ученые спорили, но каждый оставался при своем мнении».

Учитель: Записываем: Гимнасии- это школы для взрослых.. А сегодня вы слышали подобное слово?

Сценка: Ребята, перед вами Аристотель и Антифонт, послушаем их..

Аристотель: «Одни орудия являются одушевленными, другие - неодушевленными. Раб есть одушевленная собственность и наиболее совершенное из всех орудий. Одни люди созданы природой быть свободньтми, другие рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами справедливо».

Антифонт: «Я не согласен с тобой, Аристотель. По природе все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом - через рот и нос, и едим мы все одинаково при помощи рук».

Аристотель: « Я уважаю твою точку зрения. Антифонт, но остаюсь при своем мнении».

Учитель : Как вы думаете чему обучали в гимнасиях? (работа с учебником стр 176)

Предполагаемый ответ: Обучали красноречию- умение отстаивать свое мнение при выступлениях.

Учитель : - В Афинах существовала третья ступень образования. Послушайте сообщение об этом.

Сообщение ученика.

« Гимнасии в основном посещали взрослые. Находились они за городом среди зелёных деревьев и лугов. Они имели площадки для занятий гимнастикой, бассейны, раздевалки, помещения для отдыха и дружеских бесед. В них перед слушателями выступали известные учёные. Здесь обучали умению хорошо говорить, выступать с речами в Народном собрании и судах. Некоторые афинские гимнасии называли академиям».

Учитель: - В гимнасии приходили и выступали такие учёные как Демокрит, Аристотель, Гиппократ, Геродот. Сегодня у нас с вами есть возможность послушать их.

(Выходят одетые в греческие хитоны ученики, которые изображают древне - греческих учёных).

Выступление детей. Демокрит: «Здравствуйте ребята, я Демокрит греческий учёный и философ, родился в 460 г. до. н. э. в небольшом приморском городе Абдер, который находится во Фракии. За заслуги перед своим городом получил название « Патриот». Мой девиз: « Ничто не возникает из ничего, и ничего не переходит в ничто ». Я первым высказал мысль что, материя состоит из мельчайших неделимых частиц атомов. Атомы принимают различные формы. Душа человека, состоит из круглых атомов, когда человек умирает, атомы рассеиваются. Религия, по- моему мнению, возникла из- за беспомощности людей перед грозными явлениями природы. Боги это воплощение человеческих чувств и природы, например, Зевс- это солнце, Афина – разум. У меня много математических работ, я рассчитал объём конуса и пирамиды. Мои философские и естественнонаучные воззрения оказали большое влияние на философов последующих времён».

Аристотель: «Меня зовут Аристотель. Я родился в 384 г. до. н. э. Мой родной город Стагира во Фракии. К моему имени часто прибавляли прозвище Стагирит. Мой отец был придворный врач при македонском царе. С 367 г до. н.э. я ученик великого Платона. Я не был согласен с его взглядами и поэтому покинул Академию Платона, сказав фразу, которая стала крылатой. – Платон мне друг, но истина дороже. Я считал, что Земля - шар и находится она в центре мира, а Солнце и звёзды вращаются вокруг неё.

Все накопленные знания, я разделил по отдельным отраслям и объединил в самостоятельные науки. Ботаника - изучает растения, физика - природу, политика – государство. Сохранилось много афоризмов, которые принадлежат мне. « Дружба – это одна душа в двух телах». « Ведите себя с друзьями так, как хотите, чтобы они вели себя с вами». Об учении. « Корни его горьки, но плоды его сладки». « Философия начинается с удивления» и многие другие».

Гиппократ: « Я Гиппократ, родился на острове Кос в 460 г. до. н. э. Я врач в семнадцатом поколении. Тысячи людей я излечил и даже делал сложные хирургические операции. По - моему мнению, нужно лечить не болезнь, а человека, потому, что одно и то же заболевание у разных людей проявляется по - разному. Я определил типы темперамента человека: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Выделил четыре принципа лечения больного: 1).Приносить пользу, а не вред. 2). Противоположное, лечить противоположным. 3). Помогать, а не мешать организму бороться с болезнью. 4). Щадить больного. Деятельность врача очень важна, я сравнивал её со свечой - Сгорая сам, свети другим».

Геродот : «Греки называли меня « отцом истории». Мой главный труд по истории посвящён греко - персидским войнам. Я родился в 485г. до. н.э. Мой родной город Галикарнас. За участие в борьбе против тирана правителя в своём городе я был вынужден покинуть родину. Много путешествовал по странам Востока. Подробно описывал обычаи Египта, которые меня поразили. Описал и другие события из жизни стран Востока. Когда я закончил своё путешествие, никто в Греции не знал меня. Из своего путешествия я привёз с собой несколько свитков папируса. Это и была собранная мною история греко - персидских войн. В те времена важным событием древних греков были Олимпийские игры. На ряду со спортсменами в Олимпии выступали музыканты, поэты, писатели. На Олимпийских играх я прочитал несколько глав своей « Истории». Олимпийские игры закончились, слушатели разъехались, по разным городам Греции и разнесли мои рассказы. Я сразу стал знаменит».

Учитель: Древние греки считали, что любовь к родине – высшая доблесть гражданина. Как вы понимаете это высказывание? Подтвердите его примерами из истории.

Предполагаемый ответ. Настоящий гражданин - это тот кто любит свою родину, кто готов не на словах, а на деле доказать свою любовь.

4. Закрепление материала Учитель: Среди принятых развлечений греков в гимнасиях, была игра в вопросы и ответы. Вот некоторые из таких вопросов на закрепление.

Найдите сходства и различия обучение в афинской школе и в современной?

- Кто, из древнегреческих учёных высказал гениальную мысль, что материя состоит из атомов?

(Демокрит).

Кто, из древнегреческих учёных рассчитал объём конуса и пирамиды? (Демокрит).

Кто, из древнегреческих учёных считал, что Земля – это шар и находится в центре мира?

(Аристотель).

Кто, из древнегреческих учёных был врачом, и определил типы характеров человека?

(Гиппократ).

Кого, древние греки называли «отцом истории»? (Геродота).

Давайте подведем итоги: помните, как в Греции голосовали? И мы сегодня подведем итоги урока с помощью голосования камешеками.

Рефлексия : Перед вами два сосуда. В одном сосуде белые камешки- мне очень понравилось, все понятно; черные- мне не все было понятно, было скучно.

Подведение итогов урока. Вот и всё, больше нет вопросов. Сосчитать архонтов баллы просим.

Кто набрал баллы,

Руки поднимайте.

И хорошие оценки

За урок вы получайте!

Оценка деятельности учащихся. (Учитель выставляет оценки за урок)

Вот и закончился наш урок,

Книг по-больше, ребята читайте,

И Древнюю Грецию вы изучайте.

(Учитель знакомит с книжной выставкой)

На экране мультимедийного проектора домашнее задание.

Ответить на вопросы в конце параграфа.

Выписать в тетрадь термины и выучить их.

Использованная литература:

  1. Древняя Греция. Книга для чтения. Л.1978г с. 254-260
  2. Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира М. 1987г с.163-164.
  3. Учебник истории Древнего мира. А.А Вигасин
  4. Ресурсы интернета.

Урок-игра: «В Афинских школах и гимнасиях»

Цель:
-Образовательная: формирование у учащихся представления об уровне развития образования и школах Древней Греции; - Развивающая: совершенствовать аналитические навыки учащихся: умения анализировать, сравнивать, обобщать; продолжать формирование умения правильно употреблять и объяснять исторические термины и понятия. -Воспитательная: воспитание у учащихся общечеловеческих ценностей уважение к старшим и к родителям, стремление к получению образования и привитие любви к Родине. Метод обучения: репродуктивный, частично – поисковый. Тип урока: комбинированный урок Приемы деятельности учителя:объяснение, описание, рассказ, беседа, организация проверки усвоения знаний. Деятельность учащихся: учащиеся слушают, рассматривают и описывают иллюстрации, делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы и познавательные задания, участвуют в инсценировках.
Оборудование:
карта Древней Греции, таблицы с древнегреческим алфавитом, элементы одежды для ролевой игры (лавровый венок, накидка-гиматий), картонные таблички, покрытые воском, палочки (имитирующие стиль), изображения статуй (“Дискобол” и “Копьеносец”).
Понятия:
Палестра, гимнасии, педагог, стиль, красноречие.
Персоналии:
Перикл, Мирон, Поликлет, Аристотель, Аполлон. Этапы урока: 1. Организационный момент. 2. Опрос учащихся 3. Изучение нового материала. 4. Рефлексия. 5. Домашнее задание. 6. Подведение итогов урока. Выставление оценок. План изучения нового материала: Ι. Учебные заведения Древней Греции. ΙΙ. Занятия в школе. ΙΙΙ. Палестра. ΙV. В афинских гимнасиях.
Ход урока

1. Вводная часть.
Учитель: – Сегодня наш урок мы начнём с игры “Да и нет”. Я загадала государство. Вы должны задавать вопросы, которые содержат в себе особенности исторического развития изученных государств. Если заданный вопрос касается задуманного государства, то говорю “Да”, если нет, то “Нет”. Примерные вопросы учеников к учителю: – Это государство расположено на Балканском полуострове? (Да) – В этом государстве внешняя политика направлена на захват территорий? (Да) – В этом государстве могли принимать решение в управлении простые граждане? (Нет)
– В этом государстве была развита наука и искусство? (Нет) – Вы загадали Спартанское государство? (Да) Учитель: -Главное занятие в Афинах? –(ремесло и земледелие), а в Спарте (война). Мы с вами отправляемся в Древнюю Грецию, в Афинское государство. Демократия в Греции создала условия, способствующие расцвету и развитию культуры. Главная задача греческой культуры

воспитать всесторонне развитого человека. ? Как вы это понимаете, ребята? Что значит выражение «всесторонне развитая личность?» (Это личность развитая умственно, морально и физически) К воспитанию именно такого человека и стремились греки. А где воспитывают таких людей? Отвечают на вопрос Записывают тему урока и формируют цель урока.
Проблемное задание
Сходства и различия обучения в афинской школе и в современной?
Изучение нового материала:

Ι. Учебные заведения Древней Греции.
В Греции было несколько типов учебных заведений. ? А какие учебные заведения есть в нашей стране? (школы, ПТУ, институты, университет, академии). Мы посетим учебные заведения Древней Греции, узнаем какими они были и чему в них учили. (Учитель работает со схемой, которая изображена в презентации, учащиеся делают записи в тетрадях) -Чему учили в греческих школах? Задание: Прочитайте п.1 §38 стр.173. -С какого возраста начиналось обучение детей в Древней Греции? -Кого называли педагогами? - Каковы были их обязанности? - Кого называют педагогом в наши дни? – В ранний час городские и сельские мальчики спешили в школу. Заглянем в одну из них и мы.
Игровой момент:
Учашиеся и учитель переодеваются в накидки с лавровыми венками на голове. Вступительное слово учителя: – Хайрете пайдее! Калой кай агатой! (Здравствуйте, дети, прекрасные и совершенные!) Сегодня, в день ранней весны, когда оживает жизнь я ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Приходите сюда, едва поднимется солнце, а уходите с наступлением сумерек. Не шалите, розги всегда лежат перед вами.(розги лежат на столе)
-Учитель
: найдите в тексте и приведите пример, за что наказывали учеников (класс работает с книгой и документом на стр. 173, §38) . – Вы начинаете учиться и весь наш маленький гордый город – оплот Эллады с надеждой смотрит на будущих граждан, ожидая, что вы вырастите опорой Родины и приумножите ее славу и богатство. А теперь начнем урок.
Учитель
открывает таблицу с древнегреческим алфавитом, прочитывает каждую букву, учащиеся читают хором. Затем раздаются буквы из печенья (это подлинный прием в греческих школах, когда дети угадывают и называют их).
Учитель
– Дети, послушайте, как может быть прекрасна речь, составляемая из этих букв: Мэйнен аэйдэ теа Пэлэнадо Ахиллеос уломенун вэ мюри Ахайос альгэ этикэн (Гнев, богиня, воспой, Ахиллеса, Пелеева сына) Вопрос: из какого произведения взяты эти строки? (Илиада).

Учитель
:А теперь попытаемся записать несколько слов. Как звучит имя прекрасного бога- покровителя искусств? Аполлон (записывают на дощечках).
Учитель
– А как по-гречески называется наука о прошлом? История (записывают на дощечках).
Учитель
– А теперь попробуйте написать без моей помощи. Работайте прилежно, не забывая первое правило школьника: “чаще поворачивай
стиль
”. Задание: Найдите объяснение этому выражению в учебнике (это значит, что надо чаще проверять и исправлять ошибки)
Учитель
– Положите на мой стол таблички со своими именами (учащиеся рассаживаются на свои места).
Вопросы к классу:
-Чему учили в школе? Докажите, что действительно имелись различия между афинским и спартанским обучением и воспитанием.
Учитель:
прочтите об учебе в палестре и гимнасиях, расскажите, используя рисунки на стр. 174, §38.
Работа над понятиями
(запись на доске): Красноречие (умение выступать с речью, отстаивать своё мнение) Гимнасий (школа для взрослых афинян) Палестра (школа физической подготовки для юношей)
Вопрос к классу.
– Что нового о древнегреческой школе, вы узнали?
Возвращаемся к проблемному заданию
Предполагаемый ответ. Обучение было платным. В школе для письма, использовали специальные дощечки, покрытые воском. Не все дети добросовестно относились к учёбе в школе.)
Палестра
.(от слова “пале” - борьба) – мальчики посещали ее с 12 лет, это была гимнастическая школа. (Описание, беседа, задания для учащихся: определить виды спорта, которыми греческие мальчики занимались в палестре) Перед вами рисунок «В палестре». ? Посмотрите на слайд, что вы там видите опишите ее. ? Что делают мальчики в палестре? ?Кем является человек с палкой, стоящий в центре? В палестре греческие мальчики занимались гимнастикой. Занятие гимнастикой считалось важным делом. Ведь гражданин должен быть и воином. А кому нужны такие воины, которые дрожат на морозе, слабеют от холода, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы? В хорошую погоду тренировались под открытым небом в обширном прямоугольной формы дворе, а в ненастье под крышей. (Учитель показывает классу фотографии развалин древнегреческих палестр с помощью презентации) В палестрах стояли статуи знаменитых атлетов - работы великих греческих мастеров Мирона, Поликлета.
Задание классу
: рассмотрите иллюстрации и определите, каким видам спорта обучались мальчики в палестрах?(Пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание копья и диска
).(запись в

тетради)
В минуты отдыха между тренировками греки любили играть в игру
“Вопросы и

ответы”.
Представьте, что вы участники этой игры. Слушайте внимательно, отвечайте быстро!
Задание классу
: 1. Я черное дитя сверкающего отца, птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым).
2. Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз (Зеркало). 3. Гладок мой верхний конец, а нижний вовсе не гладок. Ловко руке то одной, то другой стороной я полезен. То, что создаст одна моя часть, уничтожит другая. (Стиль). Понравилась игра? А как такая игра называется у нас, в России? Загадки. Молодцы! В Афинах существовала третья ступень образования- гимнасии.
ΙV В афинских гимнасиях.
Гимнасии- школы для взрослых
(запись в тетради)

Учитель:
«А теперь отправимся в один из Гимнасиев (их в Афинах было три) Ребята надо узнать, что такое гимнасии? Послушаем сообщение
Сообщение ученика.
« Гимнасии в основном посещали взрослые. Находились они за городом среди зелёных деревьев и лугов. Они имели площадки для занятий гимнастикой, бассейны, раздевалки, помещения для отдыха и дружеских бесед. В них перед слушателями выступали известные учёные. Здесь обучали умению хорошо говорить, выступать с речами в Народном собрании и судах. Некоторые афинские гимнасии называли академиями».
Учитель:
- В гимнасии приходили и выступали такие учёные как Аристотель, Гиппократ, Геродот. Сегодня у нас с вами есть возможность послушать их. (Выходят одетые в греческие хитоны ученики, которые изображают древнегреческих учёных).
Аристотель:
«Меня зовут Аристотель. Я родился в 384 г. до. н. э. Мой родной город Стагира во Фракии. Мой отец был придворный врач при македонском царе. Я ученик великого Платона. Я не был согласен с его взглядами и поэтому покинул Академию Платона, сказав фразу, которая стала крылатой. – Платон мне друг, но истина дороже. Я считал, что Земля - шар и находится она в центре мира, а Солнце и звёзды вращаются вокруг неё.
Гиппократ:
« Я Гиппократ, родился на острове Кос в 460 г. до. н. эры. Я врач в семнадцатом поколении. Тысячи людей я излечил и даже делал сложные хирургические операции. Я определил типы темперамента человека: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Выделил четыре принципа лечения больного: 1).Приносить пользу, а не вред. 2). Противоположное, лечить противоположным. 3). Помогать, а не мешать организму бороться с болезнью. 4). Щадить больного. Деятельность врача очень важна, я сравнивал её со свечой - Сгорая сам, свети другим».
Геродот
: «Греки называли меня « отцом истории». Мой главный труд по истории посвящён греко - персидским войнам. Я родился в 485г. до. н.э. Мой родной город Галикарнас. За участие в борьбе против тирана правителя в своём городе я был вынужден покинуть родину. Много путешествовал по странам Востока. Подробно описывал обычаи Египта, которые меня поразили. Описал и другие события из жизни стран Востока. На Олимпийских играх я прочитал несколько глав своей « Истории». Олимпийские игры закончились, слушатели разъехались, по разным городам Греции и разнесли мои рассказы. Я сразу стал знаменит». Древнегреческие ученые внесли большой вклад в развитие мировой науки. (Учитель показывает слайды презентации с именами и портретами древнегреческих ученых и кратко комментирует их, а дети делают записи в тетрадях).
Учитель
:Рассмотрим статуи “Дискобол” и “Копьеносец”. Учащиеся описывают статуи: Метатель диска – ее создал Мирон, который сумел в ней передать ощущение движения. Кажется, что сейчас атлет распрямится и диск полетит. Копьеносец – статуя Поликлета, которая показывает, каким должен быть каждый юноша: физически здоровым, сильным, прекрасным, готовым к подвигу.
Работа с высказыванием
: Греческий ученый Протагор утверждал, что сыновья богатых идут в школу раньше всех и позже перестают ее посещать.
Вопрос
: почему мальчики из бедных семей учились недолго? (учащиеся высказывают свое мнение).
Вопрос
: какие качества ценились в человеке в античное время и не перестают цениться сейчас? (дети указывают на физическое совершенство, умение слушаться взрослых и родителей, быть готовыми к подвигам, быть умными, образованными и т.д.). Если не назовут, то следует
дополнить, что главной ценностью античной культуры является свободная человеческая личность.
4. Рефлексия
Игра "Лабиринт знаний" Задания: 1. Афинский стратег Перикл, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: "Вот еще одним педагогом стало больше!" Что означали эти слова? Кого греки называли педагогами? 2. Кто-то рассказывал о знаменитом афинском правителе Солоне следующее. «Будучи мальчиком, Солон очень радовался тому, что в дни побед над персами при Марафоне и Саламине занятия в школах прекращались. Отец за это сердился на него, считая его лодырем.» Насколько правдив этот рассказ? Какие ошибки он содержит?
Текст с ошибками
"Афинские мальчики начинали учебу с семи лет. Все ученики, и старшие и младшие, писали на папирусе с помощью тростинок. В школах учили только читать и писать. Каникулы были зимой. Для девочек были специальные школы, где они изучали то же самое, что и мальчики. С 12 лет мальчики посещали гимнасии, где занимались борьбой, бегом, прыжками и т.п. Афинские школы были бесплатными". Вопрос: Какие новые знания вы приобрели на уроке? Можете ли вы утверждать, что получение образование остаётся значимым в настоящее время.
Игра в красноречие
: два ученика одновременно хвалят или ругают друг друга, не оскорбляя, в течение 1 – 2 минут.
5.Домашнее задание
П.38,вопросы и задания Составьте расписание уроков: I вариант – в греческой школе II вариант – в палестре

mob_info