Храмы салоник. Храмы салоник Ротонда с момента основания

дворец императора Галерия

Ротонда была возведена к северу от и была связана с ней галереей и портиком с колоннами. Это сооружение составляло единый архитектурный ансамбль с в Салоники.

Вскоре после строительства, в первые годы Византийской империи (330-1453), Ротонда в Салониках была преобразована в храм для христианских богослужений. С восточной стороны был пристроен алтарь. Интерьер оформлен с применением уникальной технологии нанесения настенной мозаики (IV-VI вв н.э.).

Как повествуют первые византийские летописи, православный храм был посвящён Святым Архангелам. С 1524 г. по 1591 г. является Митрополией города Салоники, а впоследствии Ротонду преобразовывают османы в мечеть, которой она и оставалась до 1912 года. Затем посвящают храм Святому Георгию. Таким образом, объясняются различные фазы и дополнения в архитектуре здания.

Ротонда с момента основания

Предполагается, что фундамент под Ротондой был заложен в 300 году нашей эры, в период активного строительства дворцового комплекса императора Галерия в Салониках. Вопрос же первоначального назначения Ротонды остаётся открытым.

минарет алтарь алтарь снаружи

По мнению некоторых исследователей, сооружение строилось как мавзолей для императора Галерия, другая версия — храм, посвящённый Зевсу (Юпитеру), что, скорей всего, более реально, потому как Зевс (Юпитер) был покровителем императоров Диоклетиана и Галерия.

Кроме того, известно, что Галерий был похоронен в своём родном городе на территории современной Болгарии, а не в городе Салоники. Иные археологи объясняют, что изначально возведение величественной Ротонды задумывалось как античный храм или же должно было стать мавзолеем Константина Великого (306-337).

вид с юга
окна над арками

Монументальное круглое здание с куполом имеет высоту 29,80 метра, диаметр 24,5 м, толщина стен 6,30 метра. В архитектурном плане сравнимо с Пантеоном в Риме.

Из отверстий верхней части пропускается свет и воздух. Несмотря на то, что внешний вид здания громоздкий и тяжёлый, внутри создаётся эффект ощущения невесомости купола благодаря многочисленным отверстиям и аркам.

Имеется восемь больших ниш, которые венчают полукруглые своды и оконные проёмы.

Главный вход в здание был с южной стороны, на одной прямой (ведущей во дворец Галерия) с и . Рядом со входом были две лестницы, ведущие на крышу.

В какой именно период Ротонда была преобразована из языческого храма в христианский доподлинно неизвестно. Предполагается, что в период правления императора Феодосия Великого (379-395 гг.).

Из источников IX-го, XII-ого и XIV-го веков известно, что Ротонда была церковью Архангелов, а с 1524 по 1591 гг. служила Митрополией города Салоники, когда Агия София стала мечетью для мусульман. В этот период восточная апсида перестраивается в расширенную арку (место для алтаря).

Из-за этого преобразования, в архитектурном плане для укрепления здания во избежание разрушения и обвала купола, строятся «розетки»(две массивные подпоры).

мечеть

С 1591 года храм превращается Синаном Пашой (глава монастыря дервишей) в мечеть Сулеймана Хортаджи Эфенди. С той эпохи сохранён минарет (единственный минарет в Салониках) и во дворе фонтан для омовения. В те времена путешественники 18-19 веков называли Ротонду города Салоники Старым Собором.

В 1917 году премьер-министр Элефтериос Венизелос подписал указ об использовании здания в качестве Македонского музея. И так было до 1978 года, до известного землетрясения в Салониках, во время которого был нанесён серьёзный ущерб Ротонде.

Мозаика Ротонды

Мозаичное украшение внутреннего убранства является шедевром искусства поздней античности. Это один из старейших наборов настенной мозаики, поддерживаемой на большой площади и в хорошем состоянии.

Первоначально мозаика охватывала всё полушарие купольной сферы. На сегодняшний день сохранен лишь нижний пояс узора в куполе (в средней части почти всё разрушено, и в верхнем поясе сохранились головы трёх из четырёх по всей видимости ангелов) и в сводах ниш цокольной части Ротонды.

Это уникальное художественное произведение, ознакомление с которым в процессе изучения, оставляет глубокое и неизгладимое впечатление.

Основной иконографический сюжет, разработанный в куполе, как бы доминирует в единой круговой области здания, будто он был создан, чтобы отобразить огромный мир возвышенной красоты.

Мозаика состоит из трёх последовательных зон, сконцентрированных вокруг лика с нимбом, изображённого в центре купола.

центр купола
подпорки алтарной части

Скорей всего, это изображение Иисуса Христа, в левой руке которого скипетр, а правая поднята в молитвенном жесте. В золотом звёздном свете изображение четырёх ангелов, а между ними птица феникс – символ обновления и вечной жизни.

разрушение купола

После землетрясения Ротонда лишилась рисунка средней зоны мозаики. Можно сделать предположение, что в ней было изображено от 24 до 36 мужчин, исполняющих восхваляющий (прославляющий) танец. Но окончательно идентифицировать эту часть купола невозможно, остаются только предположения.

Нижняя, ближайшая к зрителю часть купола, содержит сложные архитектурные изображения с комбинациями арок, упирающимися на фронтоны, павильоны, портики, галереи и здания, стоящие на платформах двух уровней – всё это в комплексе напоминает театральные декорации.

Дома богато декорированы и отображают очевидные сходства с архитектурой городских ландшафтов помпейской живописи, ложных фасадов римских зданий и сакральных гробниц в Иордании.



Над арочными проёмами Ротонды в каждой панели изображены мужчины. Стоят они торжественно и благочестие проявляется в их мимике. У каждого надпись с указанием имени, атрибутов и даты почитания. Представлены три поколения мужчин: молодые, по большей части, являются военнослужащими, затем следуют врачи и пресвитеры среднего возраста, далее – пожилые епископы.

Преобладает толкование о том, что все представленные в молитве мужчины были мучениками христианской православной церкви, а роскошные палаты, ни что иное, как Небесный Иерусалим. Иисус Христос в центре купола – изображение Второго Пришествия.

нижняя зона

Существует также версия и о том, что нижняя зона украшения купола носит светский характер и евхаристическое содержание иконографических символов в христианских церквях. В этом контексте, центральной фигурой в куполе является первый Византийский император Константин Великий, и, по всей видимости, в Ротонде было место поклонения его величию. В этом случае, изображённые в нижнем ярусе купола личности – христианские епископы и пресвитеры в тандеме с языческими судебными чиновниками.

Роскошный характер мозаичного украшения дополняют сложные композиции геометрических и растительных мотивов, что создаёт ощущение оптимизма и бесконечного творчества. Некоторые темы повторяются в украшении ниш арок, охватывающих нижний пояс.

мозаика в арках алтарь вид с востока

Ротонда в Салониках является наиболее старым памятником, который был построен около 300 года. Великолепное здание, служившее в течение своей жизни трём религиям, ротонда величественна и в то же время, невзирая на размеры, изящна. До сих пор идут споры о том, для чего предназначалась Ротонда. Существует несколько версий её создания. Самые популярные – храм императора или мавзолей императора Галерия, но еще есть предположения, что ротонда в Салониках была частью дворцового комплекса, который предназначался для торжественных приемов или же храмом какого-то из божеств.

Около века спустя ротонда в Салониках была переоборудована в церковь христиан и несколько изменена внешне. Именно в это время достроили купол ротонды, высота которого составляла около 25 м. Скорее всего, как христианская церковь, ротонда посвящалась или архангелам или Христу. К ротонде пристроили алтарный выступ – апсиду, притвор на западе и окружили ее деамбулаторием. Затем храм был декорирован как христианская церковь. Различные архитектурные элементы, такие как карнизы, арки, пилястры, а также стены, выложенные цветным мрамором, существенно изменили облик ротонды. Некоторые части амвона сохранились до сих пор в стамбульском музее.

Позднее, уже в 16 веке, Салоники были завоеваны турками и на долгие годы ротонда в Салониках именовалась мечетью Сулеймана. В это время к ротонде пристроили минарет и на сегодняшний день он единственный, который остался в городе после власти турков.

Мавзолей Галерия или ротонда в Салониках стала называться церковью святого Георгия, как она известна и по сей день, поскольку рядом находилась церквушка с одноименным названием, и вполне вероятно, что из нее были перенесены в ротонду иконы. Кстати, непосредственно ротондой сооружение начали называть только в 18 веке и это обусловлено необычной формой здания, которая не присуща храмам.

Кроме уникального экстерьера, ротонда в Салониках также отличается оригинальным внутренним оформлением. В церкви св. Георгия сохранились и по сегодняшний день удивительные мозаики на куполе и нишах стен. Это лучшие образцы мозаичного искусства, относящиеся к раннехристианскому периоду. Благодаря тому, что мозаики находились очень высоко на куполе и стенах, они дошли и до наших дней. Купольную мозаику реставрировали, основываясь на частично сохранившихся фрагментах – Иисус в центре с золотым крестом в руках, а также символы, изображающие Второе пришествие Христа: феникс (Воскрешение), венок, полоса звезд, которую несут ангелы, крест, пальмы, обозначающие Восток.

На стенах были изображены 24 ангела, 17 мучеников. Вероятно, святые были выбраны, основываясь на тех реликвиях, которые хранились в церкви. В цветовой гамме мозаик храма преобладают золотые и серебряные оттенки, а портреты святых созданы в лучших традициях древнегреческой и римской росписи. Сейчас ротонда превращена в лапидарий -музей – и открыта для посещения туристами. Познакомиться с уникальной достопримечательностью Греции можно в любое удобное время.

Соглашение об обработке персональных данных

Правила сайта

Текст соглашения

Настоящим я предоставляю согласие на обработку ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг» (ИНН 7705523242, ОГРН 1127747058450, юридический адрес: 115093, г. Москва, 1-ый Щипковский пер., д. 1) моих персональных данных и подтверждаю, что давая такое согласие, я действую своей волей и в своем интересе. В соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» я согласен предоставить информацию, относящуюся к моей личности: мои фамилия, имя, отчество, адрес проживания, должность, контактный телефон, электронный адрес. Либо, если я являюсь законным представителем юридического лица, я согласен предоставить информацию, относящуюся к реквизитам юридического лица: наименование, юридический адрес, виды деятельности, наименование и ФИО исполнительного органа. В случае предоставления персональных данных третьих лиц, я подтверждаю, что мною получено согласие третьих лиц, в интересах которых я действую, на обработку их персональных данных, в том числе: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление или изменение), использование, распространение (в том числе, передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, а также осуществление любых иных действий с персональными данными в соответствии с действующим законодательством.

Согласие на обработку персональных данных дается мною в целях получения услуг, оказываемых ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг».

Я выражаю свое согласие на осуществление со всеми указанными персональными данными следующих действий: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление или изменение), использование, распространение (в том числе, передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, а также осуществление любых иных действий с персональными данными в соответствии с действующим законодательством. Обработка данных может осуществляться с использованием средств автоматизации, так и без их использования (при неавтоматической обработке).

При обработке персональных данных компания ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг» не ограничена в применении способов их обработки.

Настоящим я признаю и подтверждаю, что в случае необходимости компания ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг» вправе предоставлять мои персональные данные для достижения указанных выше целей третьему лицу, в том числе и при привлечении третьих лиц к оказанию услуг в указанных целях. Такие третьи лица имеют право на обработку персональных данных на основании настоящего согласия и на оповещение меня о тарифах услуг, специальных акциях и предложениях сайта. Информирование осуществляется по средствам телефонной связи и/или по электронной почте. Я осознаю, что проставление знака «V» или «X» в поле слева и нажатие кнопки «Продолжить», либо кнопки «Согласен» ниже текста настоящего соглашения, означает мое письменное согласие с условиями, описанными ранее.


Согласен

Что такое персональные данные

Персональные данные - контактная информация, а также информация идентифицирующая физическое лицо, оставленная пользователем на проекте.

Для чего необходимо согласие на обработку персональных данных?

152-ФЗ «О персональных данных» в ст.9 п.4 указывает на необходимость получения «письменного согласия субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных». В том же законе разъясняется, что предоставленная информация является конфиденциальной. Деятельность организаций, осуществляющих регистрацию пользователей без получения такого согласия является незаконной.

Ознакомиться с законом на официальном сайте Президента РФ

Знаменитая Ротонда в Салониках, также известная как Ротонда Святого Георгия, - одна из самых интересных достопримечательностей города, а также важный исторический и архитектурный памятник. Ротонда была построена еще в начале 4-го века и являлась частью огромного дворцового комплекса (частью которого также была знаменитая Арка Галерия, расположенная всего в 125 м от Ротонды), возведенного по указу римского императора Галерия.

Считается, что Ротонда планировалась как мавзолей императора Галерия, но так никогда и не была использована по назначению. Правда, существует версия, что здание было частью дворцового комплекса для официальных приемов, но вполне возможно, что оно изначально планировалось как храм. К единому мнению историки так и не пришли. Предположительно еще в первой половине 4-го века сооружение было преобразовано в христианский храм и использовалось в этом качестве вплоть до 1591 года, когда Салоники оказались во власти турок, превративших Ротонду, как, впрочем, и большинство христианских святынь, в мечеть. Христиане вернули свою святыню лишь в 1912 году, после освобождения Салоник, и в ее стенах расположился Музей христианского искусства. В 1988 году вместе с другими раннехристианскими и византийскими памятниками Салоник Ротонда была внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня богослужения в Ротонде проводятся только по великим праздникам.

Оригинальное здание Ротонды представляло собой цилиндрической формы сооружение с массивными, толщиной более 6 м, стенами с арочными нишами-камерами и огромным куполом с окулусом (по образу и подобию купола Пантеона в Риме). В конце 4-го – начале 5-го века в архитектурный облик здания был внесен ряд существенных изменений. Так, например, в западной части был пристроен неф, а с юго-восточной части появилась абсида. Главный вход был перенесен в западную часть Ротонды. В этот же период внутренний интерьер здания украсили прекрасные мозаики, часть из которых сохранилась и до наших дней, а во времена турецкого господства, к зданию был пристроен минарет, который вы также сможете увидеть сегодня.

Храм трёх религий, несостоявшийся Мавзолей Галерия РОТОНДА - знаковый памятник для северной столицы Греции.

РОТОНДА обязана своим названием архитектурной форме строения, возведённого около 304 г.н.э. в северной части Императорского Квартала, которое должно было стать храмом Зевса или мавзолеем самого Галерия . Однако римляне-язычники так и не воспользовались Ротондой, и к концу 4 в. она становится Христианским храмом. В это же время храм украсили уникальные мозаики, фрагментарно сохранившиеся до сегодняшнего дня, не смотря на то, что с 1590 по 1912 гг. храм был превращён в мечеть . До сих пор рядом с Ротондой, являющейся сегодня Христианским храмом и музеем одновременно, находится минарет, сам уже ставший историческим памятником.

Полезная информация

Камара и Ротонда являются своеобразным студенческим центром Салоник . Вокруг находится множество студенческих баров, кафе, магазинов и таверн, отличающихся относительно невысокими для центра ценами и весёлой шумной студенческой атмосферой .

Как добраться

Из аэропорта Македония автобус N. 78. С автовокзала КТЕЛ Македониас автобусами Nn. 8, 12, 31, 45, 78. С ж/д вокзала – любым автобусом следующим в восточные Салоники.

По центру Салоник, из-за насыщенного движения и недостатка парковочных мест, проще всего передвигаться пешком или на велосипеде . Несколько лет назад была создана развитая сеть велодорожек, как вдоль городской набережной, так и в историческом центре города.

mob_info