Что такое полигамия и моногамия. Моногамия и полигамия: за или против. Причиной многоженства является затвердение сердца

Здравствуйте, дорогие читатели. В этой статье мы поговорим о том, что собой представляет моногамия и полигамия. Выясните, все ли мужчины полигамны, а женщины моногамны. Вам станет известно, можно ли представителю мужского пола привить моногамию.

Общие сведения

Полигамная личность способна одномоментно создавать отношения сразу с несколькими людьми. Такой союз будет успешным только в том случае, если все его участники знают друг о друге и удовлетворены сложившейся ситуацией. Следует понимать, что супружеские отношения, в которых один из партнеров заводит интрижку не рассматриваются, как полигамность. В таком случае имеет место измена.

Моногамия — это тип отношений, свойственный большинству людей, когда на одного мужчину приходится одна женщина. Моногамность определяет женскую натуру. В большинстве случаев женщина не задумывается о другом партнере, даже если в браке она несчастлива, так как старается сохранить верность и семейный очаг.

Известно три типа полигамных отношений:

  • полиандрия — это брак, в котором есть одна жена и несколько мужей;
  • полигиния — отношения между одним мужчиной и несколькими женами;
  • бигамия является разновидностью полигиния, когда имеет место наличие двух жен у одного мужчины. В этом случае одна жена не знает о существовании другой.

Каждый человек надеется, что его партнер будет верен только ему.

Полигамность у мужчин

Касательно мужской полигамии ведутся длительные споры. Многие уверены, что мужчины полигамны, и это обусловлено их природой. Нередко они оправдывают свою измену данным явлением. Мужчина способен одновременно испытывать сильные чувства к двум и более женщинам. Данное поведение в мужском организме заложено на генном уровне. Нужно учитывать, что в далеком прошлом земледельцы склонялись к полигамии. Связано это было не с непорядочностью или распущенностью, а со способом выживания. Стоит учитывать, что в то время, когда шли войны, погибало много мужчин, их на всех не хватало, появилась необходимость в том, чтоб один кавалер заботился о нескольких дамах, давал им возможность рождения потомства.

Полигамные отношения практикуются у мусульман. Однако, это не означает, что они могут иметь бесчисленное количество жен, данное число не превышает четырех избранниц. Несмотря на это, многие мужчины решают соединить свою судьбу только с одной женщиной, им так комфортнее. Мусульманка, когда не вышло стать 1-ой женой, соглашается быть второй, четвертой, потому как это лучше, чем остаться одинокой на всю жизнь, в такой ситуации она имеет супруга, имеет мужскую защиту.

Необходимо понимать, что у многих народов полигамность обусловлена сложными условиями, в частности, необходимостью поддержания генетического разнообразия, низкой численности популяции.

Стоит учитывать тот факт, что определенные факторы, возникшие на пути взросления будущего мужчины, могут влиять на необходимость полигамных отношений.

  1. Недостаток внимания. Ситуация, когда мужчина старается одновременно встречаться с несколькими женщинами или регулярно прибегает к изменам, обоснована нехваткой родительского внимания в детстве, в частности материнского. Будучи мальчиком, он постоянно ощущал нехватку женской заботы. Эта потребность идет с ним на протяжении всей жизни и так складывается, что внимания одной партнерши является недостаточным. Чем больше новых барышень возникает на его жизненном пути, тем лучше он себя ощущает.
  2. Излишек внимания. Это другая крайность, когда мужчина растет при постоянном внимании и заботе со стороны матери, особенно, если вместе с ней его воспитывают бабушки и тети. Тогда будущий мужчина понимает, что о нем должны заботиться несколько женщин. Так он себя чувствует увереннее, востребованным и желанным.

Необходимо понимать, что, несмотря на наличие заложенного инстинкта, мужчине под силу контролировать свои порывы. Честный и верный человек, который имеет сильную волю , никогда не предаст свою партнершу, он предпочтет моногамный образ жизни.

Женщины на инстинктивном уровне отдают предпочтение самцам, которые в их глазах выглядят более сильными, смелыми. Подобное явление является результатом человеческой эволюции и обусловлено желанием получить хорошее потомство. Женщины по этой причине стремятся избегать слабых партнеров. В связи с этим у сильных мужчин появлялась возможность одновременно иметь близкие отношения с несколькими женщинами, тогда как слабые оставались одинокими.

Полигамные отношения у женщин

Полигамия у женщин также имеет место, такие случаи известны истории. Кроме того, женскому проявлению данного явления дано определенное название, а именно полиандрия. На сегодняшний день в мире существует несколько десятков народов, данное число приближается к 50, у которых считается нормальным наличие нескольких супругов у одной женщины. Например, такое практикуется у эскимосов и у индийского населения. Если рассматривать Индию, то возникновение полиандрии объясняется в большинстве случаев гендерными соображениями. Немало семей против рождения дочери, они решаются на аборты, причиной тому невозможность или нежелание подготавливать приданое. Вследствие этого, на сегодняшний день в Индии женщин в разы меньше, чем мужчин. На самом деле, подобное явление характерно не для всей страны, а для глубинок.

В Полинезии или Нигерии полигамные отношения, в которых женщина имеет право на несколько партнеров, узаконены официально. В Тибете ситуация с полиандрией связана с тем, что многие семьи не хотят расставаться со своим хозяйством. Например, с землей, которая их кормит, поэтому взрослые сыновья женятся на одной девушке и остаются в своем доме. Ранее полиандрия также имела место в Венесуэле. Женщине позволялось сожительствовать одновременно с двумя супругами, когда она рожала сына, не имела понятия, кто его отец. Поэтому обязательства отца ложились сразу на двух мужчин, что благоприятно отражалось на растущем ребенке.

Моногамность

У женщин моногамия заложена на внутреннем уровне. Как правило, барышням полагается воспитывать детей и хранить семейный очаг. Женщина более сдержанна, так как на нее возложены определенные обязательства, и ей некогда заниматься поисками нового партнера. Стоит учитывать, что представительницы женского пола испытывают потребность в том, чтоб проявлять заботу о своих детях, во многом это обусловливается гормональным фоном. Какая мать решится на то, чтобы заводить сразу нескольких мужчин.

Человек должен самостоятельно принимать решение о хранении верности одному партнеру. Он должен быть ответственным за свои решения. Нет необходимости ссылаться на общество, инстинкты.

Если обратиться к царству животных, то придет осознание того, что им присуща полигамность. Как правило, звери не придают значения тому, кто станет их партнером для спаривания. Однако, есть и представители моногамности.

  1. Лебеди. Создают пары, которые являются неразрывными до смерти одного из партнеров.
  2. Волки. Преданные своей второй половинке. В ситуации, когда самец погибает, его партнерша продолжает оставаться одинокой до самой смерти. Волк защищает свою волчицу и потомства, вступая в схватку даже неравноправным противником.
  3. Бобры. Самец оберегает свою партнершу, заботиться о ней, когда она готовится дать потомство, вместе они воспитывают малыша до двухлетнего возраста, после чего отпускают его во взрослую жизнь, а сами продолжают хранить верность друг другу.
  4. Пингвины. Эти животные многие годы живут в паре. Когда приходит пора возвращаться в колонию, каждые несколько месяцев, они отыскивают друг друга.
  5. Степные полевки. Выбрав себе партнера, у полевки вырабатываются особые гормоны, вследствие чего самец продолжает хранить верность своей партнерше, не обращает внимания на других самок.

Можно ли изменить полигамного мужчину

Когда женщины выявляют, что их партнер склонен к полигамии, они, как правило, чувствуют себя растерянно. Некоторые решают, что необходимо смириться с данной участью, исправить такого мужчину не получится. На самом деле, эту проблему можно решить.

  1. Создание доверительных отношений. Любая женщина может повлиять на то, чтобы муж не прибегал к изменам в ситуации, если ее партнер осознает свою полигамность, но все же хочет быть моногамным. Особенно, если партнерша, с которой он сейчас, имеет все черты, которые ему так необходимы. Женщина должна стараться быть для своего партнера самой лучшей, поддерживать его во всех начинаниях, прислушиваться к его мнению. Это позволит избавиться от многих проблем.
  2. Работа над собой. Для того, чтобы мужчина не хотел искать кого-то на стороне, он должен дома находить все, что ему нужно. Женщина должна быть хорошей хозяйкой, отличной любовницей, идеальной женой и матерью. Необходимо, чтоб барышня не расслаблялась после того, как выйдет замуж, а продолжала следить за собой, своим телом, была ухоженной, красиво выглядела не только на людях, но и дома. Также желательно, чтобы она была раскрепощенной и постоянно удивляла своего супруга какими-то незначительными изменениями в себе.

Желание большинства взрослых женщин ограничивается механизмами морали, а также установками психологического характера. Барышни понимают, что неправильно и неприлично даже думать о том, чтоб одновременно иметь близкие отношения с несколькими мужчинами. Тогда как мужикам кажется правильным заводить сразу нескольких партнерш, они чувствуют свою востребованность, успешность, считают, что таким образом становятся более привлекательными.

Теперь Вам известно, что такое моногамия в отношениях, а что такое полигамия. Как видите, в современном мире имеет место, как моногамность, так и полигамность, причем, как у женщин, так и у мужчин. Каждый человек должен сам определять для себя, что ему действительно важно, иметь много партнеров или хранить верность одному человеку.

Многие привыкли жонглировать псевдонаучными доводами а-ля «мужчина по природе своей полигамен», оправдывая тем самым обычное блядство. Часто можно встретить то или иное утверждение в пользу полигамности или моногамности человеческой природы, а точнее человеческой сексуальной природы. Я попытаюсь пролить свет на эту тему.

На самом деле (хотя и на самом деле нет никакого «самого дела») человеческая природа и полигамна и моногамна одновременно .

Матушка-природа бесконечно пластична, чем обеспечивает себе выживание даже в искусственно-созданных человеком условиях. Да-да, если копнуть поглубже в историю даже самых порядочных внешне семей можно нарыть инфы на десяток женских романов с интригами, изменами и прочим. Да только кто же об этом знает? Да никто. Никому это не нужно. Всех устраивает приторно-лживая внешняя оболочка.

Так вот. Что женщины, что мужчины в своей животной сексуальности и моногамны и полигамны одновременно. Когда самец инстинктивно понимает, что самка максимально подходит для продолжения его рода он останавливается на ней и успешно ее осеменяет не отвлекаясь на других самок. В этом проявляется его моногамность. Если же все так же инстинктивно самец понимает, что самка не подходит или подходит не полностью он начинает искать других претенденток на осемененеие. В этом проявляется его полигамность. Думаете у самок по-другому? Да фиг там.

Женщина, а точнее ее животно-сексуальное начало, подаренное матушкой-природой, точно так же и полигамна и моногамна одновременно. Если самка встречает самца-осеменителя максимально подходящего по ряду параметров, она сосредотачивает свое внимание на нем и благополучно в нем себя реализовывает. В этом проявляется ее моногамная природа. Если же самка инстинктивно ощущает, что самец не подходит или подходит только частично, она начинает обращать внимание на других самцов. В этом проявляется ее полигамность, которая часто приводит к рукоприкладству не довольного таким раскладом предыдущего самца. Почему нельзя быть девушек? Это отдельная тема. Пока что постараемся ответить на другой вопрос.

Почему все это не очевидно каждому?

Инстинкты имеют над нами огромную скрытую власть, хотя соразмерно этому и человеческое невежество, неосознающее эту власть.

На этом нужно остановиться, потому что предчувствую обвинения в опошлении и примитивизации человеческих отношений. То, что я описал выше – механизмы нашей инстинктивной природы. Инстинкты имеют над многими из нас огромную власть, но не меньшую власть имеет и социальное. То есть даже самый простейший человек – это как минимум животное начало и социальное. На том, как может искажать естественное поведение социальные и правила нет смысла лишний раз останавливаться.

Для большинства наблюдателей, кривого социального налета уже достаточно, чтобы исказить в своем восприятии инстинктивную природу человека. Но и это еще не все. Даже самый простейший человек имеет какую-никакую личность, в формировании которой он принимал какое-то участие. Это отражает уже искаженную картину еще через одно кривое . Если мы будем говорить о людях, обладающих характером, волей, мышлением, разумом и даже сознанием или хотя бы его зачатками, а так же, что часто встречается о людях, которые находятся в какой-либо из форм внутреннего конфликта, то можете себе представить каким сложным может показаться этот простой вопрос – полигамен или моногамен человек?

Так как же оно есть на самом деле?

Итак, резюмируем. В основе «романтических» отношений между мужчиной и женщиной лежит, как ни крути инстинктивное стремление к продолжению рода . Если вычленить это начало из многоплоскостной природы человеческой психики, можно сказать о нем, что оно намного проще, чем о нем принято думать. Инстинкт можно сравнить с программой. Там все происходит точно так же. Если a=(параметр), то задействовать то-то и то.

Не все сводится к инстинктам. Примитивизировать настолько человеческие отношения было бы глупо.

Однако инстинктивное начало хотя и оказывает сильное влияние на психику все же в большинстве случаев не владеет человеком полностью , а скорее оказывает определенное влияние проявляясь в психическом. В этом самом психическом оно встречается со многими другими человеческими субличностями, где на своеобразном "консилиуме" принимается окончательно решение как же все-таки человеку поступить. Конечно же эти процессы большинство людей не осознает, по ряду причин.

Вот почему на первый взгляд трудно определить, что и как. Ошибка многих в том, что человека принято воспринимать монолитно. То есть по сути человек, а точное его психика конечно и есть единое, но одновременно это единое состоит из нескольких составляющих.

Инстинктивная природа и полигамна и моногамна одновременно (возвращаясь к теме). Социальная природа имеет ряд догматов, которые впитываются с детства (в частности и о полигамности и о моногамности), одновременно человек имеет свои убеждения, одновременно человек может думать и что-то осознавать. В каждом конкретном случае решение «изменить» или нет, напоминает вращение рулетки. Настолько же случайным в конце-концов окажется результат.

Тьма индивидуальных вариаций получается из комбинаций взаимодействий основных начал мужчины и женщины и имя им легион. Каждая отдельная ситуация благодаря такой многофакторности и вправду уникальна, а потому нельзя сказать определенно полигамен или моногамен человек. Определенно можно говорить только о простейшем (и часто сильнейшем) инстинктивном начале, но и оно и полигамно и моногамно одновременно, в зависимости от ситуации.

Поделись статьей с друзьями!

    Полигамен или моногамен человек?

    Многие привыкли жонглировать псевдонаучными доводами а-ля «мужчина по природе своей полигамен», оправдывая тем самым обычное блядство. Часто можно встретить то или иное утверждение в пользу полигамности или моногамности человеческой природы, а точнее человеческой сексуальной природы. Я попытаюсь пролить свет на эту тему. На самом деле (хотя и на самом деле нет никакого «самого дела») человеческая...

Важнейшая часть сексуального просвещения касается эволюции и репродуктивного поведения человека. Каковы биологические предпосылки мастурбации? На чем основан принцип действия противозачаточных таблеток? Можно ли сократить заболеваемость раком груди? Существуют ли сезонные всплески рождаемости? На множество подобных вопросов в своей книге «Как мы делаем это» отвечает биолог Роберт Мартин. T&P публикуют отрывок из ее русской версии, которая вышла в издательстве «Альпина Нон-фикшн» при поддержке фонда «Династия», о мифах о моногамных женщинах и полигамных мужчинах.

Роберт Мартин (Robert Martin)

специалист по эволюционной биологии, антрополог

Из социального устройства человекообразных обезьян, наших ближайших родственников среди животных, можно сделать два важных вывода. Во-первых, разным группам человекообразных обезьян свойственны принципиально разные системы спаривания: гиббонам - моногамия, орангутанам и гориллам - гаремы (хотя у орангутанов гарем разбросан, а у горилл живет сплоченной группой), а шимпанзе - промискуитет в рамках объединений многих самцов и самок. Во-вторых, социальные системы могут существенно различаться даже в пределах такой группы сравнительно близкородственных приматов, как человекообразные обезьяны. Разным приматам свойственны разные формы социального устройства, но их все можно разделить на три основные разновидности, проиллюстрированные выше на четырех примерах: моногамия, полигиния (гаремы) и промискуитет. В принципе возможна и четвертая разновидность - полиандрия, то есть объединение в группы, включающие одну взрослую самку, несколько взрослых самцов и молодняк. Но эта разновидность социального устройства встречается среди приматов исключительно редко.

Пытаясь определить, какая из выделенных для других приматов разновидностей социального устройства свойственна человеку, мы тут же сталкиваемся с затруднением. Современные человеческие общества нельзя в целом свести к какой-то одной из названных разновидностей. В них можно найти примеры едва ли не всех основных вариантов социальной организации: одни общества моногамны, другие полигамны, причем у людей встречается не только полигиния (многоженство), но в редких случаях даже полиандрия (многомужество). Однако ни в одном человеческом обществе, судя по всему, нет полного промискуитета, как у шимпанзе. Тем не менее для людей характерна исключительная гибкость социального устройства. Развитие этой гибкости (отражающей ослабление биологических ограничений) было, несомненно, одной из важных особенностей нашей эволюции.

В своем классическом труде «Модели сексуального поведения» (Patterns of Sexual Behavior), опубликованном в 1951 году, специалисты по репродуктивной биологии Клеллан Форд и Фрэнк Бич проанализировали данные о почти двух сотнях человеческих обществ и пришли к выводу о преобладании полигинии, встречающейся в 3⁄4 обществ из рассмотренной выборки. Однако мы не можем быть уверены, что общим предкам всех людей была свойственна именно полигамия, ведь даже в условно полигамных обществах брачные союзы по умолчанию часто моногамны, потому что многие мужчины по экономическим причинам не могут себе позволить иметь больше одной жены. Некоторые авторы, например Десмонд Моррис в своей книге «Голая обезьяна» (The Naked Ape), делали вывод о преобладании у людей моногамии, потому что во многих современных обществах моногамные союзы намного обычнее полигамных. Кроме того, мало что заставляет предположить, что человеческому виду свойственна врожденная склонность к моногамии либо полигамии.

Образование пар встречается среди других млекопитающих еще реже, чем среди приматов: всего у 3% видов. При этом среди птиц парами, напротив, живет большинство видов (около 90%). Про людей часто говорят, будто «мужчины полигамны, а женщины моногамны ». Про млекопитающих и птиц в целом так действительно можно сказать: млекопитающие полигамны, а птицы моногамны. Почему же большинство птиц живут парами, а большинство млекопитающих - нет? Скорее всего, это связано с заботой о потомстве. У птиц, живущих парами, самец обычно помогает самке высиживать яйца и кормить птенцов, давая ей возможность покидать гнездо и участвовать в добывании пищи. У млекопитающих нет подобных ограничений. У сумчатых и плацентарных млекопитающих детеныши развиваются в организме матери вплоть до рождения, соответствующего выходу из яйца у птиц. После родов самки млекопитающих не добывают пропитание для своих детенышей непосредственно, а кормят их молоком, образующимся из ресурсов материнского организма. Поэтому потомство млекопитающих обычно может обойтись без отцовской заботы.

Читатели T&P могут приобретать книги издательства Альпина Нон-фикшн с 15% скидкой. Для этого при заказе в интернет-магазине вам нужно ввести в соответствующее поле кодовое слово - theoryandpractice.

И действительно, у большинства млекопитающих самцы напрямую не участвуют в заботе о потомстве. Сравнение с птицами заставляет предположить, что в тех редких случаях, когда у млекопитающих в ходе эволюции возникала моногамия, это было связано именно с заботой о потомстве. Этолог Девра Клейман продемонстрировала это для нескольких видов приматов и ряда других млекопитающих, особенно представителей семейства собачьих. Примечательно, что по сравнению с детенышами других приматов человеческие младенцы особенно беспомощны и потому нуждаются в активной родительской заботе. Как я расскажу в главе 5, эта беспомощность обусловлена одним важным нововведением в эволюции человека. Так или иначе, по сравнению с другими приматами у человека новорожденные намного больше нуждаются в социальной поддержке.

Казалось бы, можно ожидать, что система спаривания того или иного вида будет соответствовать характерной для него социальной системе. Например, может показаться очевидным, что у видов, живущих парами, все потомство каждой самки будет потомством одного отца. Иными словами, жизнь парами и строго моногамное спаривание можно принять за две стороны одной медали. Как это ни странно, для 9 из каждых 10 исследованных видов птиц, живущих парами, было показано, что самцы отнюдь не всегда заботятся о своем собственном потомстве: около половины птенцов появляются на свет в результате спариваний самок с «чужими» самцами. Спрашивается: почему такие спаривания не удавалось увидеть в бинокль толпам орнитологов - как любителей, так и профессионалов? Ответ состоит в том, что «незаконные» спаривания совершаются быстро и тайком. Обманутый самец может знать о них не больше, чем подсматривающий орнитолог. Таким образом, социальную организацию и систему спаривания нельзя считать просто двумя сторонами одной медали: они могут меняться и независимо друг от друга, по крайней мере в некоторой степени. Это относится и к млекопитающим, в том числе к приматам.

Как это ни странно, люди склонны лелеять два несовместимых представления: о том, что человек в норме моногамен, и о том, что мужчины чаще изменяют женщинам, чем женщины мужчинам. Я уже упоминал расхожее мнение, что мужчины полигамны, а женщины моногамны. Американский журналист Генри Луис Менкен однажды саркастически заметил: «По-настоящему счастливы только замужние женщины и неженатые мужчины». Но если женщины обычно моногамны, а мужчины полигамны, то где, спрашивается, мужчины берут дополнительных партнерш? Эта загадка следует и из данных множества опросов, согласно которым у одного мужчины в среднем бывает больше половых партнерш, чем у одной женщины партнеров.

Но если, судя по сообщениям мужчин, у них бывает в среднем, скажем, десять партнерш, а у женщин, судя по их сообщениям, только четыре партнера, то кем были шесть дополнительных партнерш каждого мужчины? Одно из распространенных объяснений состоит в том, что, хотя участникам таких опросов и гарантируют анонимность, мужчины склонны из хвастовства преувеличивать число своих партнерш, а женщины - из скромности преуменьшать число партнеров. Исходя из простейших математических соображений, если то или иное общество в целом моногамно, то есть только две возможности: либо женщины и мужчины изменяют одинаково часто, либо сексуальные потребности многих неверных своим партнершам мужчин удовлетворяют немногие женщины, у каждой из которых масса партнеров. Как показало одно недавнее исследование, завышенное число партнерш, называемое мужчинами, связано с тем, что они учитывали проституток, но, очевидно, стеснялись признаться в том, что оплачивали свой дополнительный сексуальный опыт.

Это подводит нас к фундаментальному эволюционному вопросу: приспособлен ли человек по своей биологической природе к какой-то определенной форме социальной организации и какой-то определенной системе половых связей? Как показывает сравнение разных культур, как вид мы исключительно изменчивы в обоих отношениях. Сравнение человека с другими приматами тоже не дает однозначного ответа, но несмотря на всю неоднозначность ситуации, многие авторы пытаются решить эту проблему просто: рассматривают шимпанзе как «застывшего предка» и делают вывод, что изначально нашим предкам были свойственны многосамцовые группы и промискуитет. Другие ударяются в противоположную крайность, подчеркивая, что имеющихся данных недостаточно и потому невозможно сделать однозначный вывод о социальной структуре и системе половых связей наших предков. Более того, распространено мнение, что социальная организация и система половых связей у человека вообще не имеют биологических основ и всецело определяются принятыми в человеческом обществе социальными нормами. Согласно такому мнению, моногамный брак - это чисто социальный конструкт, не связанный ни с какой биологической предрасположенностью. Но и те и другие крайние взгляды не выдерживают критики.

Одним из важных свидетельств, говорящих о форме социальной организации, может служить разница в размерах тела между взрослыми представителями мужского и женского пола. У одних видов приматов самцы и самки почти не различаются по размерам (мономорфны), а у других существенно различаются (диморфны), причем самцы обычно крупнее самок. Существенно, что приматы, живущие парами, обычно мономорфны: размеры самцов и самок у них сравнимы, и разница между ними не превышает 15%. Видам, живущим гаремами и многосамцовыми группами, напротив, обычно свойствен половой диморфизм, хотя его степень сильно варьирует. В крайних случаях, таких как у африканских обезьян мандрилов, самцы могут более чем вдвое превосходить самок по массе. Человеку свойствен умеренный половой диморфизм. В среднем по планете мужчины весят лишь на 20% с лишним больше, чем женщины. При этом реальная степень полового диморфизма несколько выше, потому что у женщин на запасы жира приходится намного большая доля массы тела, чем у мужчин. В расцвете лет у женщин эта доля составляет в среднем около четверти, а у мужчин - лишь около 0,1. Из всех приматов только у человека наблюдается столь значительная разница между полами в запасах жира. К тому же мужчины и женщины сильно отличаются друг от друга внешне, что связано, в частности, с разным распределением жира. Этот половой диморфизм в размерах и форме тела заставляет предположить, что биологическая природа человека не приспособлена к тому, чтобы жить парами.

Не могу согласиться с DMITRII RIHTER по поводу обоснованности полигамии. Моногамия выработалась не просто так. Она дает массу преимуществ. Да и отделять биологический и социальный аспект, на мой взгляд, не совсем корректно.

У наших совсем уж далеких предков было 2 стратегии.

1) Самка позволяет оплодотворить свою яйцеклетку сильному брутальному самцу. Он, как настоящий мачо, не будет возиться с детенышем, он пойдет оплодотворять дальше. Так что самке придется самой добывать еду и себе, и отпрыску, следить за ним и защищать его. Зато отпрыск получает хороший набор генов от отца и, скорее всего, будет сильным и здоровым.

2) Самка позволяет оплодотворить свою яйцеклетку слабому/среднему самцу, рассчитывая на то, что он такой особо никому и не нужен. Он, как любой нормальный мужик, действительно заинтересован в дальнейшем распространении своих генов. Самка будет рожать ему детей, если он будет заботливым отцом и мужем. Таким образом, самец получает гарантию дальнейшего распространения своих генов, а самка получает поддержку во время беременности и воспитания детеныша. Все довольны, изменять никому не выгодно. Правда, детеныш получит не такой хороший набор генов.

В первом случае высока вероятность того, что детеныш умрет в раннем возрасте, ведь все хлопоты лежат на одном родителе.

Во втором случае вероятность смерти намного меньше, но и набор генов похуже.

В общем и целом человек пришел к моногамии, потому что это эффективнее. Представьте себе мать одиночку и полноценную семью. Понятно, что случаи бывают разные, но два родителя смогут дать больше, чем один. И тут уже не так важно качество генов, потому что с развитием медицины от болезни умереть сложно, да и посторонние женщины обычно не убивают детей, чтобы не допустить распространения не своих генов. Казалось бы, а чего матери-одиночке тогда париться? Можно же выкормить ребенка, не помрет.

Но если бы взращивание человеческой личинки сводилось бы только к "выкормить", мужчинам действительно стоило бы быть полигамными.

Повторюсь, что, скорее всего, два родителя(если они нормальные) дадут ребенку больше, чем один.

Так что на мой взгляд, если мужчина озабочен потомством, имеет смысл вкладываться не в количество, а в качество. Это все утилитарный подход, а вообще было бы здорово подумать о потенциальных проблемах, которые могут быть у матери и ребенка. А еще женщины обычно бывают недовольны, если использовать их как инкубатор.

В остальном мне нечего добавить к ответу DMITRII RIHTER, на всякий случай скопирую сюда кусок, не вызвавший у меня возражений:

Очень важно иметь человека, который будет любить тебя и готов помочь в трудную минуту. С постоянной, любимой женщиной можно преодолеть любые невзгоды и всегда провести хорошо время. Она поддержит и будет надежной опорой, которая будет находиться за спиной мужчины.

Если рассматривать поверхностно, то вам может показаться, что брачные обычаи в разных культурах, во многом являются продуктом религиозных верований, культурных норм и традиций. Удивительно, что идеальная основа брака в доиндустриальных обществах, тесно переплетается с региональными рельефами местности, а конкретно с количеством и качеством пахотных земель. Пахотные земли, пригодные для сельского хозяйства, являются важным показателем трудовых ресурсов региона, особенно в доиндустриальных обществах.

Число взрослых и детей, которые жили в одной семье, во многом зависло от объема ресурсов и возможности их приобретения. Из-за этого, разные региональные топологии влияют на социальные нормы брака разных человеческих популяций по всему миру.

Полигиния — один муж, несколько жен

Исторически сложилось так, что подавляющее большинство человеческих обществ предпочитают полигамный брак как культурный идеал. На самом деле, данные из сотни изученных человеческих обществ показывают, что около 84% браков были полигамны, 16% были моногамны.

Многоженство существует на всех обитаемых континентах в самых разнообразных экосистемах, при условии, что было достаточно ресурсов для поддержки дополнительных жен и детей. Многоженство — это наиболее эффективный способ для мужчины чтобы зачать как можно больше детей.

Сефардские евреи (испанского происхождения) были известны по практике многоженства в конце ХIV века. В обществах с постоянной нехваткой мужчин, многоженство рассматривалось как лучшее решение. Конечно, в обществах, где соотношение полов было примерно равным, многоженство вызывало серьезные социальные проблемы и недовольство.

Моногамия — один муж и одна жена

В обществах, где пахотной земли было мало, моногамия встречалась намного чаще, как эффективная стратегия для создания следующего поколения. Например, в доиндустриальной Европе большинство людей жили в сельской местности на фермах. Крестьяне жили в условиях феодального строя, где семья работала над достаточно небольшим земельным участком.

По наследству, земля не могла быть поделена между несколькими сыновьями, потому что в последующем разделе участки были бы слишком малы, чтобы прокормить семью. Таким образом, все сельскохозяйственные угодья в семье переходили по наследству к старшему сыну, который тогда имел достаточно ресурсов, чтобы жениться на одной жене и обеспечить семью. Последующие сыновья заполнили другие позиции в обществе, например, как солдаты или священники, которые часто оставались неженатыми.

В этом обществе, из-за нехватки пахотных земель, социальное положение, будучи женой фермера, было дефицитным ресурсом. Это и вызвало жесткую конкуренцию между европейскими женщинами. Чтобы сделать своих дочерей привлекательнее для перспективы вступления в брак, семьям начали выплачивать приданое жениху.

Женщины, которые не смогли выйти замуж заполняли другие социальные ниши, например, став старыми Девами, проститутками или монашками. Таким образом, в силу необходимости, моногамия стала характеристикой доиндустриального общества, где существовал значительный дефицит земельных участков.

Полиандрия — одна жена, несколько мужей

Многомужество очень редко встречается в человеческом обществе, но, тем не менее, по-прежнему присутствует в очень незначительной степени в некоторых современных культурах, например, в Тибете, Непале и Индии, хотя во многих случаях правительство запретило эту практику.

Многомужество, как правило, встречалась в среде, где пахотная земля являлась не только дефицитной, но и чрезвычайно сложной и трудной для обработки. Ввиду того, что это была трудоемкая работа, было необходимо несколько мужчин на каждой семейной ферме, чтобы иметь возможность поддерживать семью.

Таким образом, в силу необходимости многомужество, или полиандрия, стали приемлемыми в культурном отношении репродуктивной стратегии. Как правило, мужчины, вступая в полиандрию, брали своих братьев, так что потомство производило, по крайней мере, своих племянниц и племянников.

Конечно, качество и количество пахотной земли, доступной для общества это не единственная переменная для определения того, является ли общество, полигамным или нет. По сути, современное движение за моногамию в западном мире за последние века было в значительной степени подпитано идеалами Римско-католической церкви.

Тем не менее, нельзя отрицать, что есть уникальная и интересная связь между географией региона и культурой, которая определяет брак.

mob_info