А фет заря прощается с землей. Афанасий Фет — Заря прощается с землею: Стих. Учись у них - у дуба, у березы

Анализ стихотворения А. А. Фета «Заря прощается с землёю…».

Стихотворение «Заря прощается с землёю…» на первый взгляд совсем простое, неяркое, спокойное. Написано стихотворение в 1858 году. Здесь всё так же, как и в других поэтических творениях Фета, согрето пристальным вниманием автора. Фет снова помогает читателю увидеть «абсолютную красоту» даже в самом обыденном.
Мы видим «кусочек вечера» глазами повествователя:
Заря прощается с землёю,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
Вместе с лирическим героем видим в высоком чистом небе яркий алый отблеск заходящего солнца, переводим взгляд вниз – там темнота земли скрадывается светлой мягкой вуалью туманной дымки пара. И снова излюбленный приём Фета – игра оттенков, полутонов, контраст света и тьмы, цвета и пространства, яркости и приглушённости: «заря прощается с землёю» .

Лес… Лес, конечно, лиственный: там липы, клёны, рябины, берёзы, осины – все те деревья, листва которых по осени становится яркой. Потому и бросаются в глаза «огни его вершин» : желтые, алые, коричнево-багряные, светящиеся и пылающие в лучах заката. Значит, это осенний, сентябрьский вечер. Ещё тепло, но прохлада где-то совсем близко, хочется зябко передёрнуть плечами. Лес уже погрузился во тьму, птиц не слышно, таинственные шорохи и запахи заставляют настораживаться, и…
Как незаметно потухают
Лучи – и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!

Деревья у Фета – всегда живые, думающие, чувствующие существа, они прощаются со светом дня, с теплом лета, с мягкостью и тяжестью листвы. Как приятно: быть молодым, стройным и сильным, ласкать каждый свой листок упругими волнами ветра, и «с такою негой» , с удовольствием, с наслаждением купать в лучах вечерней зари «пышный свой венец» ! Но деревьям известно, что скоро, очень скоро это окончится, и надо успеть насладиться жизнью: пышностью кроны, пением лесных пичуг, рассветами, закатами, солнышком и дождями…
И всё таинственней, безмерней
Их тень растёт, растёт как сон:
Как тонко на заре вечерней
Их лёгкий очерк вознесён!

Фет рисует объёмные зримые картины. Вначале взгляд читателя скользит вверх-вниз: «небо-земля» , но затем появляется ещё и ощущение глубины и пространства, «тень растёт» , и картина становится цельной, живой. А как красивы, очаровательны и неповторимы нежные, лёгкие, кружевные очертания куп деревьев на светлом палево-голубом экране небес! Они будто шагнули с картин И. Левитана.

Фетовские картины мимолётны. И вот уже лучи погасли, лес потемнел, цветная картинка исчезла, и теперь фотография из цветной превратилась в чёрно-белую. На земле вытянутыми карикатурными линиями повторяется узор, искажённый, но узнаваемый и прекрасный по-своему. Тончайшие колебания и настроения человеческой души улавливает и передаёт эта простая привычная картина такими же простыми и привычными словами.
Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, -
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.
В стихотворении «Заря прощается с землёю…» ни слова не сказано ни о времени года, ни о звуках, цветах, запахах, ни о погоде или температуре, но всё это видишь, слышишь, ощущаешь так, будто лично находишься на месте повествователя.

Язык настолько прост, понятен и приближен к обыденной речи, что кажется: «Да я и сам запросто мог бы так рассказать» . Да, оно просто, как всё гениальное. Стихотворение не открыло ничего нового или неизвестного для читателя; оно просто стремилось приковать внимание и воображение его к тому, что он часто видит, но не замечает, чувствует, но не отдаёт себе отчёта в этих чувствах. Стихотворение Фета – это слепок с натуры, запечатлевший неповторимый образ.

Т.Ф. Нешумова,
школа-лаборатория № 875,
г. Москва

Урок по стихотворению А.А. Фета
«Заря прощается с землею...»

6 класс

Занятие, посвященное размышлениям над стихотворением Фета, следует после цикла уроков, знакомящих шестиклассников с одним из важнейших мировых мифологических символов – образом мирового древа. Все занятие построено в форме эвристической беседы.

Разговор начинается с выяснения понимания содержания стихотворения. Несложный на первый взгляд вопрос: Какое время суток описано в стихотворении? – вызывает поначалу у детей неоднозначные ответы, основанные на поверхностном прочтении первой строки: Заря прощается с землею . Ведь в современном языке в слове заря актуализируется значение, синонимичное значению слова восход и антонимичное слову закат . Разобраться со значением слова заря в этом стихотворении помогает поиск ответа на вопрос: С каким логическим определением употреблено это слово в третьей строфе?

Словосочетание по заре вечерней воспринимается юным, неискушенным читателем почти как оксюморонное, поэтому необходимым элементом урока становится знакомство с содержанием статьи заря толковых словарей В.И. Даля и С.И. Ожегова.

Заря – видимый свет, находящийся под небосклоном; отражательный свет до восхода и по закате от солнца; время это и сама продолжительность его.

С.Ожегов:

1. Яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца. З. занимается (утренняя). От зари до зари (целую ночь). Ни свет ни з. (очень рано). Вставать с зарей (очень рано).

2. Перен. Начало, зарождение чего-н. радостного. На з. жизни. З. свободы.

3. Утренний или вечерний военный сигнал. Бить или играть зорю .

Разъяснив, что речь в стихотворении идет о вечерней заре, прошу назвать те образы стихотворения, которые семантически связаны со словом заря : огни, мгла, потухающие и гаснущие лучи, небо . Как видно, они равномерно распределены по строфам стихотворения и создают его эмоционально-зрительный фон.

Прошу детей еще раз обратить внимание на первую строчку стихотворения и выделить слово, на которое падает логическое и интонационное ударение (прощается) , назвать вид использованного здесь тропа (олицетворение) . Прошу вспомнить, в каких уже известных произведениях мы встречались с образом зари . Дети чувствуют неслучайность этого олицетворения и сами вспоминают культурную традицию, лежащую в его основе: розовоперстую греческую богиню утренней зари Эос и соответствующую ей римскую Аврору, знакомую им по пушкинскому стихотворению «Зимнее утро». Необходимым представляется предостережение: олицетворение здесь вовсе не равно полной персонификации образа зари, характерной для мифологической традиции.

Обращаю внимание на то, что уже первая строка содержит упоминание о двух мирах, «двойная жизнь» в которых и является главной темой стихотворения Фета: на последней, такой же сильной, как и начало строки, позиции стоит слово землею , влекущее за собой соответственно земной семантический ряд: дно, долина, земля родная . (На доске появляются два схематических изображения этих рядов вместе с опорными словами, между которыми расположатся позже, в ходе обсуждения стихотворения, главные его герои – деревья и одушевивший их лирический герой.)

Скажите, от чьего имени написано стихотворение, кто увидел это прощание земли с зарею и размышляет о нем? Докажите, что в стихотворении присутствует человек.

Дети легко отыскивают глагол 1-го лица настоящего времени смотрю , три восклицательных предложения с повторяющимся как (какою) , выражающих восторженное восприятие лирическим героем удивительного пейзажного действа. К мысли о том, что заключительная строфа стихотворения – сравнение-размышление – тоже проявление почти невидимого в этом стихотворении лица, детям трудно прийти самостоятельно, и тут требуется учительская подсказка.

Можно ли сказать, что у этого стихотворения есть сюжет? Что изображаемое природное состояние проходит какие-то фазы своего развития? Ответить на этот вопрос помогает анализ времени и вида глаголов, употребленных Фетом. Все они несовершенного вида и употреблены в настоящем времени, а значит, передают не завершенность действия, а, напротив, его сиюминутное протекание. Даже соседство синонимичных глаголов потухают и гаснут не подтверждает наличия законченного микросюжета, так как следующие строки указывают на еще не исчезнувшие лучи, в которых деревья купают пышный свой венец, – этот микросюжет продолжает развиваться и не находит завершения в стихотворении. Взгляд героя скользит от одного предмета к другому, не останавливаясь, не застывая ни на чем. Но легко проследить движение этого взгляда:

вверх – 1-я строка, вниз – 2-, 3-я строки, вверх – 4-, 5-, 6-, 7-, 8-я, строки, вниз – 9-, 10-я, вверх – 11-, 12-я. Что есть заключительное четверостишие, как не попытка объяснить себе причину изменения вектора собственного взгляда? Ведь чувством «двойной жизни» прежде всего наделен лирический герой стихотворения Фета, и это чувство подарено им в заключительном сравнении-метафоре деревьям, которые увидены им отдельно – не собирательно, как лес , на который начал смотреть герой в первом четверостишии. Начал смотреть – и увидел, что рядом находятся существа, так же мятущиеся между небесным и земным существованием, как и человек. Отсюда особая роль олицетворений в стихотворении. Прошу найти место скопления олицетворений в стихотворении . Необыкновенно мощен их тройной аккорд (деревья купают, купают с негой, купают свой венец) во втором четверостишии.

Обращаю внимание на особую композиционную роль местоимений в тексте. Подобно цементному раствору, они держат структуру стихотворения. Прошу найти слова, заменяющие слово «деревья» .Дети легко находят два притяжательных местоимения их в третьей строфе и устаревшую уже в середине XIX в. форму личного местоимения множественного числа третьего лица оне .

Композиционной доминантой стихотворения является анафора. Прошу найти намеренные повторы слов . Дети легко находят лексический повтор в 3-й (глагол растет ) и 4-й (союз и ) строфах. Не бросается в глаза, но формирует особую мелодику стихотворения ассонанс. Прошу детей найти строки с повторяющимися звуками О и У. Особенно заметен ассонанс в последней строке 3-й строфы (их лЁгкий Очерк вознесЁн) и предпоследней строке 4-й строфы (и землЮ чУвствУЮт роднУЮ) .

Медленное вчитывание в текст – основа его адекватного понимания. Само стихотворение подобно замершему на вид, но внутренне полному жизни дереву: гармония, исходящая от стихотворения, предполагает наличие скрытых «конфликтов» даже на уровне слов. Прошу детей найти в тексте синонимы, попробовать дать им лексическое толкование и сравнить оттенки значений . Такое напряженное противостояние видится в соседстве – и скрытой борьбе – двух пар слов: тень и очерк , чуя и чувствуют . Слово тень , связанное с темой двойной жизни, приводит за собой ассоциации с образами теней из мира мглы, из подземного царства Аида, повторяя контур предмета, но не его сущность, недаром тень растет, как сон – указание на еще одно пограничное состояние (как и любимая Фетом заря). На первый взгляд почти синонимичный тени очерк вносит совершенно иные мотивы – оба слова лексически близки слову контур , но если тень уводит нас в тяжелый загробный мир, то очерк деревьев – их абрис не на земле, а уже на небесном фоне, недаром Фет употребляет эпитет легкий очерк , подчеркивая его небесный вектор еще и причастием вознесен.

Такой же значимости внутренний конфликт и между словами чуя и чувствуют. Чуять – «Распознавать, понимать чутьем. Чуять дичь. Чуять правду (перен.)» (С.Ожегов). «Чувствовать» – «1. Испытывать какое-либо чувство. 2. Уметь воспринимать. Понимать» (С.Ожегов). Чутье отличается от чувства, пожалуй, тем, что не может быть выражено в слове. Колебание смысла между этими синонимами – источник глубины стихотворения.

Стихотворение “Заря прощается с землею” наполнено искренними и нежными чувствами, в нем смешались чистая любовь и печаль. Фет посвятил его своей погибшей возлюбленной Марии Лазич. Краткий анализ “Заря прощается с землею” по плану, который можно использовать на уроке литературы в 6 классе, позволит школьникам лучше понять это произведение.

Краткий анализ

История создания – стих написан в 1858 году, спустя восемь лет с того момента, когда в жизни Фета произошло трагическое событие: погибла его любимая женщина Мария Лазич. Их чувства были взаимны, хотя влюбленные и расстались за несколько месяцев до ее смерти, и поэт глубоко переживал потерю до самой своей смерти.

Тема стихотворения – размышления о жизни и смерти, а также о красоте и загадочности природы.

Композиция – произведение состоит из двух частей. В первой поэт описывает состояние предчувствия чуда, но следующая за ней вторая – это унылая картинка ночного леса. В конце Фет все же говорит о надежде, что со следующим восходом придет и счастливое предвкушение.

Стихотворный размер – ямб с перекрестной рифмой, использовано чередование женской и мужской рифм.

Жанр – лирическое стихотворение.

Эпитеты – “пышный венец “, “двойная жизнь “, “родная земля “.

Олицетворение – “заря прощается с землею “, “купают деревья пышный свой венец “.

Антитеза – “и землю чувствуют родную, и в небо просятся оне “.

Метафора – “потухают лучи “.

История создания

К моменту встречи с Марией Лазич молодой Фет пережил немало плохого, его лишили не только наследства, но и титула. Но то, что такая чудесная и понимающая девушка ответила на его страсть, наполняло его надеждой на лучшее. Но ей, увы, не суждено было сбыться – сначала влюбленным пришлось расстаться из-за ультиматума, который поставил перед поэтом отец девушки, а спустя всего несколько месяцев после тяжелого расставания муза Фета погибла при весьма трагических обстоятельствах: вспыхнуло кисейное платье, и Мария умерла от ожогов. Это печальное событие произошло в 1850 году и произвело на Фета самое гнетущее впечатление.

Многие годы после этого, вплоть до своей кончины, поэт сожалел, что не решился на женитьбу: возлюбленная его была небогата, он – совсем беден. Не желая заставлять девушку переносить вместе с ним тяготы жизни, он отказался от нее, но все обернулось еще большим несчастьем.

То, что стихотворение “Заря прощается в землею” создано спустя почти десять лет после этой трагедии, показывает, что Афанасий Афанасьевич не просто не смог забыть возлюбленную, он не пережил свое чувство до конца. Сам поэт включил его в один из лучших своих сборников, “Вечера и ночи”.

Тема

Основная тема – это рассуждения поэта о жизни и смерти, которые навеяны ему картиной заката: вот только лес еще был овеян лучами солнца, как они потухли и деревья скрылись во мраке. Фет рассуждает о том, как смена дня и ночи похожа на приход смерти в конце жизни. Но он также восхищается пейзажем и надеется, что скоро наступит новый день.

Композиция

Это двухчастное стихотворение: если в первых двух строфах поэт описывает закат с ощущением предвкушаемого чуда, картинка получается очень романтичной, то вторая часть рисует достаточно унылую картинку леса, погруженного в ночной сон. И все же, даже несмотря на это, в последней строфе чувствуется надежда на то, что жизнь еще продолжается. Также она завуалированно рассказывает о заветной месте Фета, который в смерти видел только полное забвение, хотели бы надеяться на загробную жизнь и встречу с возлюбленной.

Жанр

Это лирическое стихотворение, сочетающее в себе элементы пейзажной и философской лирики: поэт описывает природу, с ее помощью высказывая свои взгляды на вопросы смерти и жизни, а также рассуждает таким образом о собственной судьбе, которая оказалась столь несчастливой.

Стихотворение написано ямбом с чередованием женской и мужской перекрестной рифмы – с помощью этого приема поэт передает свое представление о двойственности жизни человека. В произведении явно прослеживаются черты импрессионизма.

Средства выразительности

Фет использует в произведении не так много выразительных средств, но все они работают на художественный замысел, это делает стихотворение поразительно емким. Поэт задействует:

  • Эпитеты – “ пышный венец “, “ двойная жизнь “, “ родная земля “.
  • Олицетворение – “ заря прощается с землею “, “ купают деревья пышный свой венец “.
  • Антитезу – “ и землю чувствуют родную, и в небо просятся оне “.
  • Метафора – “ потухают лучи “.

Кроме того, свою важную роль выполняет также возвышенная лексика, с помощью которой поэт показывает, насколько торжественным он видит момент перехода дня в ночь. Риторические восклицания помогают ему выразить восхищение перед красотой окружающего мира – “ как незаметно потухают лучи и гаснут под конец! “, “ с какою негой в них купают деревья пышный свой венец! “.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 13.

Я думаю, что начать нужно с истории написания произведения. Стихотворение "Заря прощается с землёю, было написано в 1858 году, в тот год, в который погибла его любимая, Мария Лазич. С ней, у Афанасия Афанасьевича Фета была взаимная и нежная, дающая силы пережить ему еще одну трагедию - лишение наследства. Однако свадьбы так и не состоялось, по причине нехватки средств на это мероприятие, да и родители Лазич не давали приданное за неё.

С гибелью девушки, в жизни поэта началась чёрная полоса.

С первых строк прослеживается основная антитеза - вечерняя заря над землею и темнеющие туманные долины.

В последующих строфах эта антитеза продолжает своё развитие:

"Смотрю на лес, покрытый мглою,

И на огни его вершин."

В этом стихотворение небо и земля открываются друг другу, весь мир здесь открывает свои границы, словно показывая суть мироздания.

В тоже время, природа у Фета живет своей особой жизнью, которую не каждому удастся увидеть. Только человек с высшей степенью духовного развития, сможет постичь суть этой жизни и её тайны. Как и в любом другом стихотворение Фета, здесь невозможно найти сравнений с какими-то национальными или политическими темами, потому что их нет. Основным стремлением поэта является передать красоту и неповторимость подмеченного им момента.

Стихотворение написано из строф с перекрёстной рифмой. В первой строфе мы видим общее описание природы, Фет не подмечает никаких особых деталей происходящего, мы видим только общую картину происходящего. В ней же появляется лирический герой, или же созерцатель, и те предметы к которым приковано его внимание, а именно лес и вершины.

Во второй строфе отбрасывается нейтральность описания. Поэт любуется происходящим и страстно описывает происходящее. В этой строфе происходит олицетворение некоторых предметов, путем употребления слова "купает".

В третьей строфе описывается изменения в природе, преображения деревьев описывается как нечто таинственное и мистичное, нереальное и чудесное.

Четвертая строфа вносит философские мысли в это стихотворение. Деревья представляют собой олицетворенный противников - земля и небо.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, самым распространенным в русской поэзии, и самым нейтральным. Строки чередуют мужские и женские окончания. Это чередование отображает двойственный смысл, как "двойственность жизни".

В заключении можно сказать, что это стихотворение, так как же и многие другие от этого автора, простое на первый взгляд, однако скрывает в себе глубокий смысл, философию жизни. Так же здесь очень точно переданы случайные, таинственные и красивые моменты природы, в лучших традициях Афанасия Афанасьевича Фета.

Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.

Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!

И все таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!

Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, -
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.

Анализ стихотворения Фета «Заря прощается с землёю…»

Тема смерти все чаще и чаще присутствует в творчестве Афанасия Фета, начиная со второй половины 50-х годов 19 века. Причиной столь пессимистических настроений является личная трагедия, которую пережил поэт, связанная с потерей любимой девушки. Тем не менее, некогда светлая и радостная пейзажная лирика Фета приобретает оттенок грусти, в нее вплетаются философские размышления, в которых автор все чаще и чаще затрагивает тему жизни после смерти . И в этом нет ничего удивительного, так как в потустороннем мире поэт надеется воссоединиться с возлюбленной, чего ему так и не удалось сделать на земле.

Подобные настроения характерны и для стихотворения «Заря прощается с землею…», которое было написано в 1858 году. В нем автор в присущей для себя лирической манере описывает закат, используя множество метафор, которые придают повествованию особое очарование. Восторгаясь увиденным, поэт не может сдержать своего удивления и восклицает: «Как незаметно потухают лучи и гаснут под конец!». Первая часть стихотворения, наполненная романтизмом и неким предвкушением чуда, плавно сменяется мрачной и унылой картиной погруженного во тьму леса, тень которого «растет, как сон».

Такой контраст не случаен, так как жизнь поэта фактически можно разделить на две части. В первой из них, до гибели Марии Лазич, много света, надежд и искренних чувств. В этот период Фет, уже успевший познать вкус несправедливости и лишившийся наследства, все же не падает духом и продолжает верить в то, что жизнь действительно может быть прекрасной. Тем более, если она наполнена взаимной любовью, которая дает поэту силы с честью преодолеть многие жизненные трудности. Однако отец Марии Лазич вынуждает поэта сделать непростой выбор, который заключается в том, чтобы жениться на избраннице или же оставить ее в покое. В итоге поэт, не имеющий средств на то, чтобы содержать семью, оставляет свою возлюбленную, которая через несколько месяцев трагически погибает. С этого момента начинается темная полоса в жизни автора, резко контрастирующая с относительно безмятежной и счастливой юностью.

В стихотворении Фет выражает надежду, на то, что заря прощается с землей не навсегда и, «словно чуя жизнь двойную», обещает вернуться. Нечто подобное испытывает и сам поэт, рассчитывая на встречу с любимой уже в другой жизни, хотя и понимает, что подобные надежды лишены всякого смысла.

mob_info