Знаки препинания при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения I. Подготовительный этап

Упражнение 1.

Выпишите определение с главным словом, отмечая однородность постановкой запятой.

1) После сентябрьских грозовых дождей наступила холодная, ясная погода. 2) Над прибрежными пахучими травами вились несметные бледно-зелёные мотыльки. 3) Во мне эта песня будила странное, большое и жуткое чувство. 4) Концы накидки она мяла длинными смуглыми пальцами маленьких красивых рук. 5) Надвигался знойный, тяжёлый день.


Упражнение 2.

Найдите в предложениях однородные и неоднородные определения. Перепишите, подчеркивая их, и вставьте, где нужно, запятые.

1) Солнце низвергало на землю золотые сияющие потоки света (Шолохов). 2) Вдали виднелась небольшая березовая роща (Тургенев). 3) На огромном расстоянии разлегся город и тихо пламенел и сверкал синими белыми желтыми огнями (Короленко). 4) Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 5) Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 6) Молодая осина дрожала над головой лимонными нежными листьями (Паустовский). 7) Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной коркой (Чехов).


Упражнение 3.

Выпишите сначала предложения с однородными, а затем – с неоднородными определениями.

1) Нивы печальные, снегом покрытые. 2) Её желание – видеть жизнь свободной, разумной, красивой. 3) У девушки была длинная чёрная коса. 4) Река уходила в золотые, синие от осени леса. 5) На ней было платье цвета золотистой луковой шелухи. 6) Вот передо мной широкая прямая дорога вдаль.


Упражнение 4.

Спишите предложения, определите, однородные или неоднородные в них определения.

1) Глубокая, дремучая старина окружала мое детство на слободке. (С. Маршак.) 2) Прошел серый пассажирский теплоход. (К. Паустовский.) 3) Шёл надоедливый октябрьский дождь. (К.Г. Паустовский.) 4) Снова потянулись длинные однообразные дни. (С. Щипачев.) 5) Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку. (К. Паустовский.) 6) Радостное, праздничное, лучезарное настроение распирало и мундир, казалось, становился тесен. (С. Серафимович.) 7) Было как-то по-хорошему грустно в этом маленьком уже тронутом поздней осенью саду. (Б. Горбатов.) 8) Алеша подал ему маленькое складное кругле зеркальце. (Ф. Достоевский.) 9) Я буду тогда обладать истиной вечной, несомненной... (И. Тургенев.)


Упражнение 5.

Запишите предложения. Найдите определения. Какие их них будут неоднородные? Обоснуйте свое мнение.

1) Молодые плодовые деревья росли очень тесно... 2) для гимназиста Поползухина наступили светлые безоблачные дни. 3) Сбежал к реке, попил из ладошек студёной енисейской водицы. 4) На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики. 5) Навстречу мне плыл свежий студеный воздух... 6) В приотворенную дверь из соседней комнаты доносилось тихое ровное дыхание. 7) Осенью бабушка вернулась из лесу с большой круглой корзиной.


Упражнение 6.

Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить запятые.

1) Он родился в бедной крестьянской семье. 2) Ясная светлая задумчивая улыбка лежит на облаках. 3) Солнечные лучи играют на густой сочной росистой траве. 4) Любви невольной бескорыстной невольно предалась она. 5) Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах гор. 6) Я видел женщину молодую прекрасную добрую интеллигентную. 7) В сундуке я нашел пожелтевшую написанную по-латыни грамоту. 8) Сквозь маленькое затянутое льдом оконце пробивался свет. 9) Алеша подал ему маленькое складное круглое зеркальце. 10) У него были большие рыбьи глаза. 11) Вокруг тянулась плоская унылая степь. 12) Послышался звонкий детский смех. 13.) Темные неосвещенные окна домов смотрели неприветливо. 14) Все уснуло крепким здоровым сном. 15) Был холодный осенний вечер. 16) На ветках висели крупные тяжелые капли. 17) Воспоминания - это живой трепещущий полный поэзии мир. 18) Огурцы занимали лучшую солнечную часть огорода. 19) Дул сухой горячий ветер. 20) Крепкий предрассветный сон сморил его. 21) В полях лежал влажный рыхлый и ослепительный снег. 22) Мы шли по тихой озаренной звездами тайге. 23) Одуряюще пахла омытая дождем молодая трава. 24) Толстой не мог писать, если перед ним не лежала хорошая чистая бумага. 25) Теплым летним утром отправился я в Львов. 26) Красные голубые желтые поднимаются к небу скалистые вершины. 27) Сильный порывистый ветер раскачивал деревья и гудел в лесу. 28.) В старом загородном парке тихо. 29) Медленно падает на землю желтый убитый осенью кленовый лист. 30.) Все путешественники были одеты в одинаковые полярные костюмы.


Упражнение 7.

Спишите текст, расставляя недостающие запятые.

Между тем солнце ещё немножко поднялось над горизонтом. Теперь море сияло уже не сплошь а лишь в двух местах. На самом горизонте горела длинная сияющая полоса а в медленно набегающих волнах вспыхивали десятки ярких режущих глаза звёзд. На всём же остальном своём громадном пространстве море светилось нежной грустной голубизной августовского штиля. Петя залюбовался морем. Сколько бы ни смотреть на море, оно никогда не надоест. Оно всегда разное новое невиданное. Оно меняется каждый час на глазах. То оно тихое светло-голубое в нескольких местах покрытое серебристыми почти белыми полосками штиля. То оно ярко-синее пламенное сверкающее. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым шерстяным, точно его гладят против ворса.


Упражнение 8.

Найдите в предложениях однородные или неоднородные определения. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) После праздника он обречёт себя на долгую будничную жизнь (Гончаров). 2) Но и вечером, в этом душном томлении воздуха, в этом лунном пронзительном луче есть что-то тревожное (Гончаров). 3) В Чуди мы увидели длинные загороженные каменными массивными заборами улицы с густыми прекрасными деревьями (Гончаров). 4) Отважные рыбачьи лодки тоже скрылись по бухтам (Гончаров). 5) Омытый дождями молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба (Шолохов). 6) И дождь поспешный молодой закапал невпопад (Твардовский). 7) Ему совестно было высказывать все свои новые масонские мысли (Л. Толстой). 8) Над степью, заслонив солнце, в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча (Шолохов). 9) Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой (Гоголь). 10) Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце (Достоевский). 11) Усталые измокшие под дождём вахтенные матросы мечтали о смене (Станюкович). 12) У нас в доме являлся иногда старичок, запачканный мешковатый неловкий странный донельзя (Достоевский). 13) Летом немногие из китайцев ходят в остроконечных соломенных шапках, похожих на крышку от суповой миски (Гончаров). 14) Холодный металлический свет мелькнул на тысячах мокрых листьев (Гранин). 15) Всё-таки в этом тоне звучала боязливая рабская нота (М. Горький). 16) Старуха закрыла свинцовые погасшие глаза (М. Горький).


Упражнение 9.

Распространите предложения, используя данные в скобках определения. Подумайте, нужна ли запятая между определениями. Прокомментируйте свое решение.

1) Под одним из кленов стояла ветхая скамья на заржавленных ____________________ лапах (чугунных).
2) Запущенный ____________________ парк с непролазной гущей орешника вызывал уныние (липовый).
3) Осенью часто налетают порывистые __________________ ветры (холодные).
4) Ксендз носил черное ____________________ пальто (длиннополое).
5) Сутулый человек был одет в серый _______________ костюм (тонкий).
6) Он поднялся по витой _____________________ лестнице (железной).
7) Мы напились холодной __________________________ воды (вкусной).
8) Книга обладает колоссальной ____________________________ силой (притягательной).
9) Большая _______________________ тень виднелась рядом с домом (черная).
10) Этот человек ходил все лето в желтоватом ______________________ кафтане немецкого покроя (полотняном).


Упражнение 10.

Спишите текст, вставьте на месте пропусков однородные или неоднородные определения. Подчеркните волнистой линией однородные определения.

УЛЕТАЮТ ГУСИ
Идет дождь. С ветром. То моросящий, то _______, _______, _______. В мокром _______ небе кричат улетающие на юг гуси, кричат ночью и днем, иногда так высоко, что их в дожде и не видно, а то совсем низко, над самым лесом. И тогда кажется, что их вместе с облаками несет к югу порывистый _______ ветер. Кланяются вслед осины и березы, машут ветками. С веток срываются красные и _______ листья и летят за гусями. Вместе с листьями летит стайка зябликов. Начинаешь путать, где зяблики и где листья. Но вот зяблики улетели, а листья, обессилев, падают на _______ _______ от тяжелых дождей траву, на грязную и _______ дорогу, на рябые _______ лужи. За березняком снова слышатся крики гусей. Ветер уносит к югу еще одну гусиную стаю. (А.Зимин)
(Авторские определения: крупный, хлесткий, холодный, серый, северный, желтый, рыжий.)

Система упражнений по теме

«Однородные и неоднородные определения»

Наибольшую трудность в предложениях с однородными членами вызывает пунктуация при однородных и неоднородных определениях. Чтобы решить, ставить или не ставить запятую между двумя определениями, следует прежде всего установить, однородные они или нет. Казалось бы, всё просто: между однородными определениями запятая ставится, между неоднородными – не ставится. Сложность заключается в то, что учащиеся часто не могут определить, какие определения однородные, какие неоднородные. Несколько определений, зависящих от одного и того же члена предложения и отвечающих на один и тот же вопрос, могут быть неоднородными.
Сравним: Огромный небесный свод висит над широкой, тёмной лощиной. – Огромный небесный свод висит над широкой тёмной лощиной. Это определения-синонимы, различающиеся тем, что в первом из них определения широкой и тёмной самостоятельно характеризуют слово лощина , а во втором предложении определение широкой характеризует словосочетание тёмной лощиной . Грамматическим средством различения тонкости смысла данных предложений служит только интонация: постановка логических ударений на каждом определении или только на одном.

Предлагаю систему упражнений для закрепления этой трудной темы.

УПРАЖНЕНИЕ 1.

Почему в данных предложениях постановка запятых между однородными членами обязательна?

Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего. Мы запили прозрачный, тёплый мёд ключевой водой и заснули. Что-то необыкновенно широкое, размашистое, богатырское тянулось по степи вместо дороги. Мой брат умный, честный, смелый. После грозовых дождей наступила холодная, ясная погода. Короткие сумерки быстро сменились чудной, ласковой тропической ночью.

Обращаем внимание учащихся на то, что если определения характеризуют предмет с одной стороны (цвет, форма, величина и др.), не зависят друг от друга грамматически, но в одинаковой степени подчинены определяемому слову, то они однородные.

УПРАЖНЕНИЕ 2.

Найти однородные определения и установить, что они обозначают.

1.Тут были яркая гвоздика и красные, оранжевые и жёлтые лилии. 2.Производство хлопчатобумажных, льняных, шерстяных тканей значительно возросло. 3.В поленнице были сложены берёзовые, сосновые, осиновые дрова. 4.Гневно взметнув свои тысячи жилистых, корявых, мозолистых рук, вышел на улицу новый хозяин. 5.Она полулежала в красивой, изящной позе.

(1 – цвет, 2,3 – материал, 4,5 – качество)

Примечание.

Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон (в разных отношениях), то есть выражают признаки, относящиеся к разным родовым понятиям. Неоднородные определения – это определения, первое из которых относится ко всему последующему сочетанию, а не непосредственно к существительному:
мельхиоровые чайные ложки (материал и назначение), маленькие золотые огоньки (цвет и назначение), маленькие карие глазки (размер и цвет).

УПРАЖНЕНИЕ 3.

Найти в данных предложениях определения и доказать, что они неоднородные.

На подоконнике колючий кактус цвёл жёлтыми красивыми цветами (цвет и качество). Большие страдальческие глаза его блестели нестерпимо (величина, качество). Белые пуховые облака таяли в ярких лучах весёлого солнца (цвет и материал). В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей (величина и высота, качество и материал). У порога дома Егорушка увидел новую роскошную коляску и пару чёрных лошадей (возраст и качество). Судно шло в цветущих узких берегах (вид и размер). Он выкуривал в день не менее фунта крепчайшего чёрного табаку (качество и цвет).

Примечание.

Иногда определения кажутся неоднородными, между ними нельзя вставить союз –и-; признаки, обозначаемые определениями, как будто различные. При этом одно из слов употреблено в переносном смысле – в качестве эпитета, чтобы ярче подчеркнуть выраженную им мысль. В подобных случаях и встречаются затруднения в пунктуации.

Сравним: Бледно-голубая стеклянная ваза украшала маленький столик.

Его бледно-голубые, стеклянные глаза разбегались.

В первом предложении определения характеризуют предмет с разных сторон, указывают на цвет и материал, следовательно, они неоднородны. Во втором предложении – разнородные определения, но они объединены общим понятием – ничего не выражающие глаза. Это делает их однозначными. Объединяющим признаком может служить сходство производимого впечатления, внешний вид, причинная связь.
Например:
Горькую, незаслуженную обиду простить трудно. (Незаслуженная обида всегда горька – слова горькая и незаслуженная показывают, почему трудно простить. – Связь причинная.)

УПРАЖНЕНИЕ 4.

Найти однородные и неоднородные определения. Объяснить их значения и расстановку знаков препинания.

Ночь была нежная, тёплая. У него была добрая, широкая, мягкая улыбка. На венчиках луговых цветов покачивались смуглые дикие пчёлы. В ясное ветреное утро Берестов выехал прогуляться верхом. Она смотрела на него своим бархатным, чёрным взглядом. Мне представили этого молодого тёмноволосого юношу. Сухой, горячий ветер нёс раскалённый воздух. Все страницы тетради были исписаны резким, упрямым почерком. В хорошую, ясную ночь выволакивали на берег сухой пень, накладывали на него хворост, поджигали и на самом стремени отпускали.

Примечание.

Обычно в роли однородных определений выступают одиночное определение, выраженное именем прилагательным, и следующее за ним распространённое определение или причастный оборот.

Например: Весёлый, сложившийся без нас вечер был в разгаре.

При обратном порядке определений, то есть если распространённое определение предшествует одиночному, запятая между ними не ставится.

Сравним: Сложившийся без нас весёлый вечер был в разгаре.

ЗАДАНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1.Перестроить предложения так, чтобы между определениями ставилась запятая.

В скромно обставленном маленьком кабинете сидел человек. В это время они стали приближаться к почти повалившемуся на земле крохотному дому. Кое-где разорванный кожаный диван помещался между шкафами. В кухне стоял крытый клеёнкой деревянный стол. Плотно стоящие тёмные ели отражались в воде. Густо заросшие лесом небольшие островки как-то особенно гармонируют со спокойной гладью реки. На металлических частях машин лежала отливающая перламутром голубая изморозь. У него был хорошо отработанный быстрый шаг.

2.Распространить предложения однородными определениями.

Все реки запрудил……………………..лёд. (Мелкий, сплошной).

…………….тучи лежали на вершинах окрестных гор. (Тяжёлые, холодные)

И всё это говорилось с…………………….улыбкой. (Умной, доброй).

В шагах ста от холма зеленела………………..осока. (Густая, пышная).

Хороша была………………….берёзка. (Развесистая, белоствольная).

На станции зажглись…………. и ………….огоньки. (Белые, красные и зелёные).

3.Распространить предложения неоднородными определениями.

Под одним из клёнов стояла ветхая скамья на заржавленных………лапах (чугунных). Запущенный……парк с непролазной гущей орешника вызывал уныние (липовый). Осенью часто налетают порывистые……..ветры (холодные). Ксёндз носил чёрное………..пальто (длиннополое). Сутулый человек был одет в серый……….костюм (тонкий). Он поднялся по витой………лестнице (железной). Мы напились холодной……..воды (вкусной). Книга обладает колоссальной…………силой (притягательной). Большая…………тень виднелась рядом с домом (чёрная). Этот человек ходил всё лето в желтоватом………..кафтане немецкого покроя (полотняном).

ТЕСТ. ПРОВЕРЬ СЕБЯ.

Отметить номера предложений, где ставится запятая.

1.У всех было бодрое радостное настроение.

2.Старинные каменные стены окружали крепость.

3.Сено издавало приторный слегка возбуждающий запах.

4.Он любил сильное решительное слово.

5.Снежные сугробы подёрнулись тонкой ледяной коркой.

6.Сахарный сладкий снежок прикрыл безобразие осени.

7.Случались весёлые грустные смешные дела.

8.Получалось нечто жуткое путаное и резкое.

9.Пронзительный резкий ветер сбивает стаи птиц в тёмную сплошную массу.

10.Затяжные угрюмые дожди в этом году начались очень рано.

11.Прямые стройные кипарисы окружали дом.

12.Тут тропинка снова постепенно ползла на отлогую длинную гору.

13.С берега нависла над водой высокая пирамидальная лестница.

14.Крепость была погружена в привычный мирный сон.

15.Частые старые и свежие следы то и дело пересекали дорогу.

16.Отец мой изредка присылал мне пачки синих полинялых ассигнаций.

17.Это был человек с взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами.

18.Я видел женщину молодую прекрасную добрую обаятельную.

19.Туда вела единственная песчаная дорога.

20.Подсыхающие сиреневые листочки тополей шевелились от ветра.

21.казалось, что мускулы растаяли от жары и остались только тонкие упругие нервы.

22.На хуторском глухом подворье стояла кузница.

23.Ветвистый лиловый зигзаг молнии перерезал небо наискосок.

24.Степь дышала глубокими ровными и могучими вздохами.

25.Перед ним расстилалась пенистая морская даль.

26.Блеснул из-под ресниц лукавый женский взгляд.

27.В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.

28.Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью.

29.Это были слабые робкие попытки матери приобщить меня к музыке.

30.Он писал просто и легко, соединяя живой рисунок с чистыми сочными красками.

Ключ к тесту:

1,3,4,6,7,8,9.10,11,18,21,24,29,30

Латыпова Римма Закировна, учитель русского языка и литературы
Муниципального общеобразовательного учреждения «Ижевский естественно-гуманитарный лицей «Школа 30».

Однородные и неоднородные определения

Упражнение 4

Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить запятые.

1. Он родился в бедной крестьянской семье.

2. Ясная светлая задумчивая улыбка лежит на облаках.

3. Солнечные лучи играют на густой сочной росистой траве.

4. Любви невольной бескорыстной невольно предалась она.

5. Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах гор.

6. Я видел женщину молодую прекрасную добрую интеллигентную.

7. В сундуке я нашел пожелтевшую написанную по-латыни грамоту.

8. Сквозь маленькое затянутое льдом оконце пробивался свет.

9. Алеша подал ему маленькое складное круглое зеркальце.

10. У него были большие рыбьи глаза.

11. Вокруг тянулась плоская унылая степь.

12. Послышался звонкий детский смех.

13. Темные неосвещенные окна домов смотрели неприветливо.

14. Все уснуло крепким здоровым сном.

15. Был холодный осенний вечер.

16. На ветках висели крупные тяжелые капли.

17. Воспоминания – это живой трепещущий полный поэзии мир.

18. Огурцы занимали лучшую солнечную часть огорода.

19. Дул сухой горячий ветер.

20. Крепкий предрассветный сон сморил его.

21. В полях лежал влажный рыхлый и ослепительный снег.

22. Мы шли по тихой озаренной звездами тайге.

23. Одуряюще пахла омытая дождем молодая трава.

24. Толстой не мог не писать, если перед ним лежала хорошая чистая бумага.

25. Теплым летним утром отправился я в Львов.

26. Красные голубые желтые поднимаются к небу скалистые вершины.

27. Сильный порывистый ветер раскачивал деревья и гудел в лесу.

28. В старом загородном парке тихо.

29. Медленно падает на землю желтый убитый осенью кленовый лист.

30. Все путешественники были одеты в одинаковые полярные костюмы.

Предложения с однородными членами (8 класс).

Карточка №1.

Вопрос №1.

Разобрать предложение.

Странный свет приближался и двигался над зарослями кустов и стволами спиленных осин и берёз.

Вопрос №2.

Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Подчеркнуть однородные члены предложения.

Внезапно в зар..слях что то ост..рожно звякнуло будто задел к..локольчик. И тот(час) высокая трель ударила по ч..рной воде и ра..сыпаласьсреди зар..слей сусака и кувшинок. Соловей замолчал пр..слушался потом пустил по реке стра..ные и смешные звуки будто он пол..скал себе горло ночной р..сой.

Вопрос №3.

Переделать предложения так, чтобы в них стало два ряда однородных членов.

Определить, какими членами предложения они являются, подчеркнуть их.

    В лесу и на лугу пахло мокрой травой.

    Мы каждый день сыпали на подоконник для синиц крошки хлеба и крупу.

    По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник.

Карточка №2

Вопрос №1.

Выписать предложения с однородными определениями. Расставить знаки препинания.

    Он легко справился с трудными математическими заданиями.

    Незатейливая деревянная резьба наличников привлекла его внимание.

    Собака смотрела на зловещий красный диск луны.

    Тёмные плотно стоящие ели отражались в воде.

    По каменной белой ограде разросся плющ.

Вопрос №2.

Записать предложения. Расставить знаки препинания. Найти однородные члены. Чем они связаны?

    Науки юношей питают отраду старым подают в счастливой жизни украшают в несчастный случай берегут.

    Художник чувствовал глубоко и сильно и со смелостью и тактом передавал то, что чувствовалось.

    Сухие листья и трава хрустят под ногами и предупреждают об опасности всех лесных обитателей.

Вопрос №3.

Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркнуть однородные члены предложения.

    После грозовых дождей наступила холодная ясная погода.

    Над прибрежными травами низко вились несметные бледно-зелёные мотыльки.

    Концы накидки она мяла длинными смуглыми пальцам маленьких красивых рук.

    Вот передо мной широкая прямая дорога вдоль по сторонам её неподвижно стоят старые печальные берёзы.

    Во мне эта песня будила странное большое и жуткое чувство.

Карточка №3

Вопрос №1.

Выпишите только предложения с однородными определениями. Расставить знаки препинания.

    Вечернее бледное море лежало спокойно.

    Снова потянулись длинные однообразные дни.

    Весёлые белые облака плыли над синими отрогами.

    День стоял туманный безветренный.

Вопрос №2.

Продолжить предложения так, чтобы союз и соединял однородные сказуемые и части сложного предложения. Составить схемы предложений.

    Солнце встаёт из-за туч и …

    Шумит по-весеннему вода и …

    Вся окрестность вдруг изменяется и …

    Солнце стоит высоко над головой и …

Вопрос №3.

Списать. Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания. Подчеркнуть однородные члены предложения.

Мальчик бережно пол..жил руки на клавиши закрыл на мгновение глаза. И вот из под его пальцев полились торжестве..ные вел..чавые а..корды. Стра..но было вид..ть и слушать как этот маленький человечек извл..кал из инструмента такие мощ..ные милые полные звуки. И лицо его как (будто) бы сразу пр..образилось просв..тлело и стало почти пр..красным. Бледные губы слегка (полу)открылись а глаза ещё больше увеличились и..делались глубокими влажными и с..яющими!

Однородные и неоднородные определения (Упражнения и тест)

Упражнения по теме «Однородные и неоднородные

определения»

Упражнение 1.

Выпишите определение с главным словом, отмечая однородность постановкой

1) После сентябрьских грозовых дождей наступила холодная, ясная погода. 2) Над

прибрежными пахучими травами вились несметные бледно-зелёные мотыльки. 3) Во мне

эта песня будила странное, большое и жуткое чувство. 4) Концы накидки она мяла

длинными смуглыми пальцами маленьких красивых рук. 5) Надвигался знойный, тяжёлый день.

Упражнение 2.

Найдите в предложениях однородные и неоднородные определения.

Перепишите, подчеркивая их, и вставьте, где нужно, запятые.

1) Солнце низвергало на землю золотые сияющие потоки света (Шолохов). 2) Вдали виднелась небольшая березовая роща (Тургенев). 3) На огромном расстоянии разлегся город и тихо пламенел и сверкал синими белыми желтыми огнями (Короленко). 4) Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 5) Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев).

6) Молодая осина дрожала над головой лимонными нежными листьями (Паустовский). 7) Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной коркой (Чехов).

Упражнение 3.

1/9 Однородные и неоднородные определения (Упражнения и тест) Выпишите сначала предложения с однородными, а затем – с неоднородными определениями.



1) Нивы печальные, снегом покрытые. 2) Её желание – видеть жизнь свободной, разумной, красивой. 3) У девушки была длинная чёрная коса. 4) Река уходила в золотые, синие от осени леса. 5) На ней было платье цвета золотистой луковой шелухи. 6) Вот передо мной широкая прямая дорога вдаль.

Упражнение 4.

Спишите предложения, определите, однородные или неоднородные в них определения.

1) Глубокая, дремучая старина окружала мое детство на слободке. (С. Маршак.) 2) Прошел серый пассажирский теплоход. (К. Паустовский.) 3) Шёл надоедливый октябрьский дождь. (К.Г. Паустовский.) 4) Снова потянулись длинные однообразные дни. (С. Щипачев.) 5) Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку. (К.

Паустовский.) 6) Радостное, праздничное, лучезарное настроение распирало и мундир, казалось, становился тесен. (С. Серафимович.) 7) Было как-то по-хорошему грустно в этом маленьком уже тронутом поздней осенью саду. (Б. Горбатов.) 8) Алеша подал ему маленькое складное кругле зеркальце. (Ф. Достоевский.) 9) Я буду тогда обладать истиной вечной, несомненной... (И. Тургенев.) Упражнение 5.

Запишите предложения. Найдите определения. Какие их них будут неоднородные? Обоснуйте свое мнение.

1) Молодые плодовые деревья росли очень тесно... 2) для гимназиста Поползухина наступили светлые безоблачные дни. 3) Сбежал к реке, попил из ладошек студёной

–  –  –

енисейской водицы. 4) На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики. 5) Навстречу мне плыл свежий студеный воздух... 6) В приотворенную дверь из соседней комнаты доносилось тихое ровное дыхание. 7) Осенью бабушка вернулась из лесу с большой круглой корзиной.

Упражнение 6.

Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить запятые.

1) Он родился в бедной крестьянской семье. 2) Ясная светлая задумчивая улыбка лежит на облаках. 3) Солнечные лучи играют на густой сочной росистой траве.


4) Любви невольной бескорыстной невольно предалась она. 5) Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах гор. 6) Я видел женщину молодую прекрасную добрую интеллигентную. 7) В сундуке я нашел пожелтевшую написанную по-латыни грамоту. 8) Сквозь маленькое затянутое льдом оконце пробивался свет. 9) Алеша подал ему маленькое складное круглое зеркальце. 10) У него были большие рыбьи глаза. 11) Вокруг тянулась плоская унылая степь. 12) Послышался звонкий детский смех. 13.) Темные неосвещенные окна домов смотрели неприветливо. 14) Все уснуло крепким здоровым сном. 15) Был холодный осенний вечер. 16) На ветках висели крупные тяжелые капли. 17) Воспоминания - это живой трепещущий полный поэзии мир. 18) Огурцы занимали лучшую солнечную часть огорода. 19) Дул сухой горячий ветер. 20) Крепкий предрассветный сон сморил его. 21) В полях лежал влажный рыхлый и ослепительный снег. 22) Мы шли по тихой озаренной звездами тайге. 23) Одуряюще пахла омытая дождем молодая трава. 24) Толстой не мог писать, если перед ним не лежала хорошая чистая бумага. 25) Теплым летним утром отправился я в Львов. 26) Красные голубые желтые поднимаются к небу скалистые вершины. 27) Сильный порывистый ветер раскачивал деревья и гудел в лесу. 28.) В старом загородном парке тихо. 29) Медленно падает на землю желтый убитый осенью кленовый лист. 30.) Все путешественники были одеты в одинаковые полярные костюмы.

Упражнение 7.

Спишите текст, расставляя недостающие запятые.

–  –  –

Между тем солнце ещё немножко поднялось над горизонтом. Теперь море сияло уже не сплошь а лишь в двух местах. На самом горизонте горела длинная сияющая полоса а в медленно набегающих волнах вспыхивали десятки ярких режущих глаза звёзд. На всём же остальном своём громадном пространстве море светилось нежной грустной голубизной августовского штиля. Петя залюбовался морем. Сколько бы ни смотреть на море, оно никогда не надоест. Оно всегда разное новое невиданное. Оно меняется каждый час на глазах. То оно тихое светло-голубое в нескольких местах покрытое серебристыми почти белыми полосками штиля. То оно ярко-синее пламенное сверкающее. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым шерстяным, точно его гладят против ворса.

Упражнение 8.

Найдите в предложениях однородные или неоднородные определения.

Расставьте недостающие знаки препинания.

1) После праздника он обречёт себя на долгую будничную жизнь (Гончаров). 2) Но и вечером, в этом душном томлении воздуха, в этом лунном пронзительном луче есть что-то тревожное (Гончаров). 3) В Чуди мы увидели длинные загороженные каменными массивными заборами улицы с густыми прекрасными деревьями (Гончаров). 4) Отважные рыбачьи лодки тоже скрылись по бухтам (Гончаров). 5) Омытый дождями молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба (Шолохов). 6) И дождь поспешный молодой закапал невпопад (Твардовский). 7) Ему совестно было высказывать все свои новые масонские мысли (Л. Толстой). 8) Над степью, заслонив солнце, в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча (Шолохов). 9) Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой (Гоголь). 10) Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце (Достоевский). 11) Усталые измокшие под дождём вахтенные матросы мечтали о смене (Станюкович). 12) У нас в доме являлся иногда старичок, запачканный мешковатый неловкий странный донельзя (Достоевский).

13) Летом немногие из китайцев ходят в остроконечных соломенных шапках, похожих на крышку от суповой миски (Гончаров). 14) Холодный металлический свет мелькнул на тысячах мокрых листьев (Гранин). 15) Всё-таки в этом тоне звучала боязливая рабская нота (М. Горький). 16) Старуха закрыла свинцовые погасшие глаза (М. Горький).

Упражнение 9.

–  –  –

Распространите предложения, используя данные в скобках определения.

Подумайте, нужна ли запятая между определениями. Прокомментируйте свое решение.

1) Под одним из кленов стояла ветхая скамья на заржавленных ____________________

лапах (чугунных).

2) Запущенный ____________________ парк с непролазной гущей орешника вызывал уныние (липовый).

3) Осенью часто налетают порывистые __________________ ветры (холодные).

4) Ксендз носил черное ____________________ пальто (длиннополое).

5) Сутулый человек был одет в серый _______________ костюм (тонкий).

6) Он поднялся по витой _____________________ лестнице (железной).

7) Мы напились холодной __________________________ воды (вкусной).

8) Книга обладает колоссальной ____________________________ силой (притягательной).

9) Большая _______________________ тень виднелась рядом с домом (черная).

10) Этот человек ходил все лето в желтоватом ______________________ кафтане немецкого покроя (полотняном).

Упражнение 10.

Спишите текст, вставьте на месте пропусков однородные или неоднородные определения. Подчеркните волнистой линией однородные определения.

УЛЕТАЮТ ГУСИ

Идет дождь. С ветром. То моросящий, то _______, _______, _______. В мокром _______ небе кричат улетающие на юг гуси, кричат ночью и днем, иногда так высоко, что их в дожде и не видно, а то совсем низко, над самым лесом. И тогда кажется, что их вместе с облаками несет к югу порывистый _______ ветер. Кланяются вслед осины и березы, машут ветками. С веток срываются красные и _______ листья и летят за гусями. Вместе с листьями летит стайка зябликов. Начинаешь путать, где зяблики и где листья. Но вот зяблики улетели, а листья, обессилев, падают на _______ _______ от тяжелых дождей траву, на грязную и _______ дорогу, на рябые _______ лужи. За березняком снова слышатся крики гусей. Ветер уносит к югу еще одну гусиную стаю. (А.Зимин) (Авторские определения: крупный, хлесткий, холодный, серый, северный, желтый, рыжий.)

–  –  –

Тест по теме «Однородные и неоднородные определения»

1. Данный признак не является характерным для однородных определений:

1) характеризуют предмет с одной стороны;

2) произносятся с перечислительной интонацией;

3) можно поставить союз и, если определения соединены бессоюзной связью;

4) характеризуют предмет с разных сторон.

2. Укажите однородные определения (знаки препинания не расставлены):

1) белые голубые шары;

2) старый дубовый пол;

3) новая шелковая блузка;

4) большой чёрный камень.

3. Укажите неоднородные определения (знаки препинания не расставлены):

1) Мрачный угрюмый взгляд;

2) Глиняные деревянные игрушки;

3) Старый господский дом;

4) Красные синие флаги.

–  –  –

4. Укажите пример с пунктуационной ошибкой:

1) Вечерний лёгкий свет алеет на полях.

2) Прошлогодняя дорожная колея заросла ромашкой.

3) Ранним майским утром на прибрежных лугах гаснут огоньки маячков.

4) В прохладный июльский день я сидел на берегу и любовался рекой.

5. В каком предложении нужно поставить запятую?

1) Мимо станции промчался длинный товарный поезд.

2) Этот маленький карманный фонарик удобен для туриста.

3) Возле поликлиники росли старые стройные берёзы.

4) На свежем снегу нетрудно было заметить заячьи беличьи следы.

6. Какое слово надо подобрать к словосочетанию фарфоровая посуда, чтобы определения стали однородными?

1) старая;

2) разбитая;

3) фаянсовая;

7. В каком предложении есть неоднородные определения (знаки препинания не расставлены)?

1) Мы выезжаем на великолепную сияющую под солнцем поляну.

2) Из деревни доносились торжествующие крики выпущенных на волю петухов.

3) В дальнем углу комнаты стояло пузатое ореховое бюро.

4) Пышно цвели холодной высокомерной красотой георгины.

–  –  –

8. В каком предложении есть неоднородные определения (знаки препинания не расставлены)?

1) Она действительно походила на молодую стройную гибкую березу.

2) Вдруг конское тревожное ржание раздалось во тьме.

3) Это был прекрасный хотя и несколько печальный город.

4) Радостное праздничное лучезарное настроение охватило меня.

9. В этом предложении между однородными определениями надо поставить запятую.

1) И вот, озаряя ухабы, взлетел раскалённый светящийся солнечный шар.

2) Давно-давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными весенними полями.

3) Меж круглых рыхлых облаков невинно небо голубеет.

4) У окошка, выходящего на восток, ветка тополя уже выбросила бледно-жёлтые клейкие листочки.

10. В этом предложении определения неоднородные, запятыми не разделяются.

1) Погода была холодная ветреная, так что сугробы намело выше окон.

2) Ласточки летали в розовеющем вечернем воздухе.

3) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого.

4) Не было ни одной тучки, вследствие чего небесный свод казался голубой хрустальной чашей.

11.Однородными определениями осложнено предложение:

1) Настали темные, тяжелые дни.

2) Щеки румяны, и полны, и смуглы.

–  –  –

3) Желтые дубовые заросли стояли в росе.

4) На рейде стоял французский линейный корабль.

12.Неоднородные определения есть в предложении:

1) Рука была морщинистая, бледная, худая.

2) Был серенький, промозглый, ветреный день.

3) Вдали просека перерезалась высокой железнодорожной насыпью.

4) В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум.

13. Укажите, где надо поставить запятые в предложении Тут были (1) яркая гвоздика (2) и красные (3) оранжевые (4) и желтые лилии. (В.

Арсеньев) 1) 3. 2) 1, 2. 3) 2, 3. 4) 2, 3, 4.

mob_info