«Южный газовый коридор»: Трамп хочет сорвать поставки газа из России в Европу. Южный газовый коридор

Проект Южного газового коридора (ЮГК), предусматривающий прокачку углеводородов из Каспийского региона в Европу, пользуется полной поддержкой США. В последний раз это подтвердила заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Бриджит Бринк во время недавнего визита в Баку. В конце марта усилия Азербайджана по реализации данного проекта всячески приветствовал госсекретарь США Джон Керри во время встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым на полях саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне. По мнению Керри, ЮГК отвечает долгосрочным стратегическим интересам Европы и диверсифицирует источники ее энергообеспечения. Алиев, в свою очередь, выразил признательность США за поддержку этого важного для Баку проекта. По его словам, работы идут по графику, и в течение 2–3 лет ЮГК станет реальностью.

Напомним, что Южный газовый коридор - это на сегодня, как минимум, три трубопровода - Южно-Кавказский, Транс-Анатолийскому (TANAP) и Транс-Адриатическому (TAP), предназначенные для транспортировки на европейский рынок азербайджанского газа, который будет добываться в рамках второй стадии разработки газоконденсатного месторождения «Шахдениз» на шельфе Каспия с подтвержденными запасами 1,2 триллиона кубометров. В начале 2020 года каспийский газ по Южному газовому коридору соединится в Италии с сетью европейских газопроводов. Предполагается, что Европа будет получать по ЮГК порядка 10 миллиардов кубометров газа в год. Кстати, сообщается, что проект строительства Южного газового коридора в последние месяцы заметно подешевел. В частности, вместо прогнозируемых 45 миллиардов долларов расходы, в связи с удешевлением материалов, оптимизации производственных процессов и других обстоятельств, составят 39 миллиардов долларов.

Итак, начиная с 2020 года, азербайджанский газ поступит в каждый европейский дом. В Баку этот факт не вызывает сомнения ни у политиков, ни у экспертов, ни у высокопоставленных чиновников Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR). Эту мысль можно считать лейтмотивом прошедшей в начале июня XXIII Международной выставки и конференции «Нефть и Газ Каспия» (Caspian Oil&Gas 2016). Говоря более конкретно, с конца 2019 года азербайджанское «голубое топливо» в первую очередь начнет поступать в балканские страны. Благо, серьезной конкуренции в связи с отказом Москвы от проектов «Южный поток» и «Турецкий поток» Азербайджан на этой территории не встретит. Кроме того, Азербайджан заявляет о разработке проектов новых месторождений, за счет которых собирается увеличить добычу природного газа с нынешних 29 миллиардов до 40 миллиардов кубометров в год. Тем самым, отпадают все сомнения в том, что Азербайджан выполнит взятые на себя обязательства не только по созданию соответствующей инфраструктуры по доставке своего газа в Европу, но и в полном объеме заполнит ее «голубым топливом». Впрочем, представители SOCAR не раз заявляли, что они не против новых поставщиков и конкуренции сырья в данном регионе: главное, чтобы не возникали препятствия азербайджанским планам по экспорту газа.

Реальное строительство Транс-Адриатического газопровода (ТАР) началось 17 мая нынешнего года. ТАР - составная часть Южного газового коридора - проходит от турецко-греческой границы через Грецию, Албанию на юг Италии. Его протяженность составляет 878 километров, включая 105-километровый участок под Адриатическим морем. Стоимость TAP оценивается примерно в 6 миллиардов евро. Отметим, что ранее газ из Азербайджана планировалось поставлять и по трубопроводу Nabucco (через Болгарию, Румынию, Венгрию до Австрии), но проект так и не был реализован из-за недостатка ресурсов и денег. Власти Евросоюза дали новому газопроводу яркий «зеленый свет»: Еврокомиссия еще в марте признала проект TAP полностью соответствующим европейскому законодательству. Акционеры ТАР следующие: по 20 процентов принадлежит SOCAR, британской ВР и итальянской Snam, 19 процентов - бельгийской Fluxus, 16 процентов - испанской Enagas и 5 процентов - швейцарской Axpo. Для Европы ТАР - это диверсификация и дополнительная балансировка рынка. По словам зампредседателя Еврокомиссии по энергетике Мароша Шефчовича, ТАР будет «главным инструментом в наборе европейской энергобезопасности».

США оказывали поддержку всем энергетическим и трубопроводным проектам Азербайджана, начиная с первой половины 90-х годов. Непосредственно для Вашингтона эти проекты не представляют особой значимости. Глава азербайджанского исследовательского центра «Атлас» Эльхан Шахиноглу считает, что «эти проекты интересны США, поскольку они нацелены на ослабление энергетической зависимости Европы от России. Если бы не поддержка американцев, то реализовать, скажем, проект строительства нефтепровода Баку - Джейхан не удалось бы».

Вместе с тем, Шахиноглу уверен, что сейчас Москва не противится строительству ЮГК. Россия в свое время была обеспокоена перспективой строительства трубопровода «Nabucco», поскольку он предусматривал доставку на европейский рынок крупных объемов газа. По поводу же ЮГК сильного давления со стороны Кремля нет, так как Азербайджан будет прокачивать по нему ограниченные собственные объемы. Другое дело, отмечает Шахиноглу, если в ЮГК будет поступать туркменский газ. Тогда Москва может начать активно противодействовать строительству трубопровода по дну Каспия.

Другие эксперты и политологи также полагают, что на реализацию проекта ЮГК у Москвы нет никакой нервной реакции. В начале нулевых годов Азербайджан, когда он был еще экономически слаб, построил нефтепровод Баку - Джейхан, газопровод Баку - Эрзурум, и Россия не препятствовала реализации этих проектов. И сейчас она не мешает строительству новых трубопроводов Азербайджана, так как с ними связаны интересы не только западных компаний и будущих покупателей газа, но и Баку как поставщика «голубого топлива».

Самое интересное, что официальные лица российского «Газпрома» никогда не считали Азербайджан своим прямым конкурентом на газовом рынке Европы. Наоборот, с прошлого года «Газпром» и азербайджанская SOCAR рассматривают возможность увеличения поставок российского газа с учетом перспективы роста потребления топлива в Азербайджане. Действительно, в настоящее время Азербайджан сам закупает определенные объемы газа у России. В сентябре прошлого года начались поставки по договору с российским газовым монополистом, согласно которому Азербайджан намерен закупать 2 миллиарда кубометров газа. А 11 мая 2016 года глава SOCAR Ровнаг Абдуллаев заявил, что Азербайджан готов закупать от 3 до 5 миллиардов кубометров газа и соответствующее предложение «Газпрому» уже направлено.

Объемы поставок газа из Азербайджана в Европу несопоставимы с теми, которые сегодня туда идут из России. Сейчас крупнейший поставщик газа на европейский континент именно российский «Газпром». В 2015 году он поставил в Европу (включая Турцию) 158,6 миллиарда кубометров, его доля рынка Старого Света - 30,9 процента. Так что 10 миллиардов кубометров азербайджанского газа в год - это гораздо меньше 10 процентов от поставок российского сырья. Конечно, когда открываются любые новые возможности, для такого амбициозного игрока энергетического рынка, как Азербайджан, право же, грех не воспользоваться благоприятной ситуацией. Но претензии Москвы к новым азербайджанским проектам означали бы вступление России в глобальное противостояние с Западом. Это ничего хорошего ни Баку, ни Москве не сулило бы. Поэтому Россия не против, она мудро занимает спокойную позицию…

В этом месяце в СМИ мы увидели много заголовков о новых трубопроводных проектах в Европе. Так, например, Oilprice.com недавно опубликовали статью о Южном газовом коридоре под названием «Действительно ли это самый важный трубопровод в мире?»

Сама статья представляет собой обыкновенный маркетинговый ход, призванный заставить вас думать, что азербайджанский газ изменит всю европейскую газовую политику. В этой теме разбиралось издание zerohedge.com .

"Начало статьи самое показательное: «Европа хочет стать менее зависимой от российского газа и использовать более чистую энергию...». Это, конечно же, ложь.

Сама Европа как раз наоборот этого не хочет, ведь ей это просто-напросто не выгодно. Однако этого хотят европейские политики, которые находятся в сговоре с Вашингтоном, и которым выгодно считать Россию врагом ЕС.

Большая часть Европы хочет, чтобы Россия поставляла им , потому что российский газ дешев и потому что его много. Конечно же, США делают все, чтобы не допустить роста экономики и влияния России. Технократия ЕС согласна с тем, что сильная Россия с долей более чем 40% европейских продаж газа, - это Россия, которую нельзя будет дестабилизировать посредством валютных и прокси-войн.

Южный газовый коридор - это проект газопровода протяженностью около 4000 км для доставки природного газа Каспийского моря в южную Европу. По предварительным оценкам, около 16 миллиардов кубометров газа в год будет переправляться по трубопроводу, начиная с 2019 года.

Ориентировочная стоимость Южного газового коридора на момент начала переговоров составила более 45 миллиардов долларов. Сам проект, по сути, является решением проблемы, которую еще предстоит найти. Это не что иное, как взятка в размере 45 миллиардов долларов, которую США дают угодному им режиму в Азербайджане.

США не в первый раз используют страны ЕС, враждебно настроенные к России (как, например, Польшу или Прибалтику), чтобы подорвать новые российские газовые проекты в Европе.

В 2014 году политическое давление на Болгарию со стороны Евросоюза и США сорвало газовый проект «Южный поток». Трубопровод должен был доставлять газ из южных месторождений России в Болгарию через Черное море. Болгария могла бы ежегодно получать огромную прибыль от транзитных сборов.

Государственная газовая компания «Газпром» быстро нашла новое решение, заменив несостоявшийся «Южный поток» «Турецким потоком». Новый трубопровод будет проходить через Турцию и заканчиваться в Греции. Прошлым летом Венгрия уже провела переговоры с «Газпромом» по «Турецкому потоку». Все задействованные страны хотят получать транзитные сборы.

Как вы думаете, какова стоимость этого проекта? Всего 12 миллиардов долларов. При том, что трубопровод будет проходить по дну Черного моря.

Другой трубопровод, «Северный поток 2», позволит удвоить пропускную способность существующего газопровода «Северный поток», и дешевый российский газ начнет напрямую поступать из Санкт-Петербурга в Германию. Проект строительства будет завершен к следующему году.

А какова же стоимость этого проекта? Менее 10 миллиардов долларов.

ЕС сделал всё возможное, чтобы сорвать проект «Северный поток 2», разве что, не написав закон, просто-напросто запрещающий строительство, чего он, конечно, сделать не может. Наконец, все попытки были прекращены в начале этого месяца.

Важнейший вывод, который можно сделать из ситуации: интересы европейских политиков, очевидно, стоят выше интересов простых людей. Европейские лидеры при принятии решений не берут во внимание интересы тех людей, которым они должны служить.

По сути, лидеры ЕС готовы продать энергетическую безопасность Европы. Будущее Европы выглядит намного более безопасным с «Турецким потоком» и «Северным потоком 2».

В конце июня в ходе азербайджано-польского бизнес-форума в Варшаве Президент Азербайджана Ильхам Алиев европейских и американских партнёров о том, что так называемый «Южный газовый коридор» (ЮГК) будет сооружен максимум через три года. Напомним, старт добычи на месторождении «Шах-Дениз-2» (основная ресурсная база ЮГК) запланирован на конец 2018 года, а поставка топлива в Европу начнется предположительно в конце 2020 года. Первоначально планируется экспортировать 16 млрд. кубометров газа в год, 6 млрд. из которых в Турцию и 10 млрд. – в Европу. В нынешнем варианте максимальная пропускная мощность газопровода должна составить к 2026 году немногим более 30 млрд. кубометров газа в год .

Заметим, азербайджанский лидер предусмотрительно не уточнил, какой конкретно объем газа будет поставляться по этой артерии. И такая предусмотрительность вовсе небезосновательна, особенно если мы вспомним слова заместителя министра энергетики Натига Аббасова, прокомментировавшего в октябре 2015 гола возможность увеличения поставок азербайджанского газа (вместо российского) в Турцию следующим образом: «Запасы, которые мы будем добывать, уже проданы до 2040 года. Если бы был лишний газ, мы бы брали его себе». «Доказанные запасы природного газа в Азербайджане равны 2,6 триллиона кубометров, и эти запасы позволят обеспечить газом как страны региона, так и Европы в ближайшие десятилетия», – заявил президент Азербайджана несколько дней назад в ходе XXII Всемирного нефтяного конгресса в Стамбуле.

Источник: caspianbarrel.org

Недавно из ЮГК вышли французская Total и норвежская Statoil , что вряд ли свидетельствует о блестящих перспективах этого изначально политизированного проекта. Напомним, газопровод общей протяжённостью более 3 тыс. км (Азербайджан – Грузия – Турция – Балканы с выходом на Италию), поддерживаемый Евросоюзом, США и разработанный их компаниями на рубеже 1990-х 2000-х годов, по-прежнему сооружается со значительным отставанием от графика. По данным энергетических ведомств Турции, Грузии и Греции, в полной готовности – не более 15% всей этой трассы. Задержки в строительстве обусловлены, прежде всего, высокими политическими и смежными рисками в регионе прохождения газопровода (например, курдские повстанцы в Восточной Турции; албанско-греческие пограничные споры, в т.ч. по морской границе; сейсмологическая нестабильность на большей части трассы ЮГК). Изначально заложенная в проект политизированная установка на обход России и на включение (хотя и условное) Украины не способствует повышению безопасности и усиливает противоречия. Односторонний подход Еврокомиссии де-факто дискриминирует одних поставщиков в пользу других, искажая основные принципы общего европейского права .

При этих обстоятельствах рассчитывать на растущие зарубежные инвестиции в реализацию проекта трудно (не считая, конечно, чисто «политических»). Напомним, в этой связи, что доля «западного» инвестирования в общей сумме капвложений по созданию ЮГК составляет свыше 65 %. Общая же инвестиционная стоимость проекта была оценена И. Алиевым примерно в 40 млрд. долларов (по ранее публиковавшимся данным Минэнерго Азербайджана – около 23 млрд.). Таким образом, речь идёт о самом капиталоёмком газопроводном проекте в Евразии за последние 30 лет.

Далее, максимальный объем поставок по ЮГК, по оценкам «Бритиш петролеум», Европейской комиссии и Экономической Комиссии ООН для Западной Азии (2016-2017 гг.), не превысит 10 млрд. кубометров в год. В то же время, мощность ЮГК первоначально планировалась минимум в 14 млрд. кубометров в год. Иными словами, реальная конкуренция ЮГК, например, с «Турецким потоком» годовой мощностью более чем в 20 млрд. кубометров газа, более чем сомнительна. Это, кстати, признают и азербайджанские авторы, обращающие внимание на неравнозначность предполагаемых поставок газа по ЮГК в сравнении с «Турецким Потоком», вследствие чего « …сам по себе азербайджанский газ не составит сильную конкуренцию российскому. Поэтому Евросоюз заинтересован в привлечении других поставщиков из Каспийского региона, в частности Туркменистана и Ирана, в проект «Южный газовый коридор»» . О Туркменистане речь впереди, а здесь обратим внимание на то, что последовательно антииранская позиция американской администрации делает перспективы вовлечения Тегерана в проект ЮКГ более чем призрачными. Равно как и , объемы некоторых месторождений которого переоцениваются в сторону уменьшения.

Наконец, в целях восполнения собственного внутреннего дефицита уже не первый год Азербайджан закупает «голубое топливо»… у России. По данным международного агентства нефтегазовой информации RСС (17 мая 2016 г.), госкомпания SOCAR заявила о планах примерно двукратного увеличения не позже 2018 года поставок российского газа. Речь идет о закупках 3-5 млрд куб. метров газа в год, в то время как действующий договор (2015 года) предусматривает импорт в 2 млрд куб. метров в год. Многие эксперты считают, что высокие объемы поставок азербайджанского газа в Грузию, Турцию и с использованием будущего ЮГК способны затруднить обеспечение растущего внутреннего спроса. Поэтому азербайджанская сторона и вынуждена запасаться газом из России в хранилищах для внутренних нужд.

По оценкам Европейской комиссии и Экономической Комиссии ООН для Европы (2017 г.), в газовом балансе ЕС объемы Южного газового коридора составят не более 2 % против «российских» 40-45 % с учетом «Турецкого потока» (его строительство началось, и трубы уже уходят под воду) и трансбалтийского «Северного потока-2». Какая уж тут конкуренция?..

Напомним, в конце 90-х ходов на авансцену вышел наделавший много шума «прозападный» газопроводный проект НАБУККО, трасса которого почти на 90% совпадала с современным проектом ЮГК. Сегодня уже не все помнят, что по дну Черного моря (из грузинских терминалов Кулеви или Супса) планировалось ответвление в Украину, далее в Молдову и Румынию (с возможным продлением в Венгрию и Австрию) – так называемый «Белый поток». Однако, вследствие сверхвысокой капиталоёмкости проекта и проблем с газонаполнением через несколько лет от него фактически отказались.


Источник: bgnews.bulgar-rus.ru

Дело ещё и в том, что НАБУККО планировали наполнять также газом из Туркменистана, но Ашхабад в тот период (как и сегодня) оспаривал в Баку принадлежность ряда нефтегазоносных участков Каспия. Поэтому прокладка морского сегмента трубы через каспийскую азербайджано-туркменскую границу стала, по крайней мере, проблематичной.

Кроме того, уже в тот период КНР законтрактовала более чем на 10 лет свыше 25 млрд. кубометров туркменского газа в год, причём это сопровождалось строительством газопроводной системы Туркменистан – Узбекистан – Казахстан – КНР с более чем 90-процентным китайским (государственным и коммерческим) финансированием. Преобладающая часть этой системы создана к 2011 году, и она продолжает расширяться (за счет новых ниток через Таджикистан и Киргизию). Так что проблемы с НАБУККО, в том числе с привлечением в проект газа с восточного берега Каспия, не могут не перейти к ЮГК, что называется, «по наследству»…


Проекты в «Южном газовом коридоре» Источник: Трубопроводный транспорт: теория и практика. 2012. № 5. С. 49.

Тем временем, в Азербайджане растущий объем газодобычи закачивается в пласты для поддержания высокого уровня нефтедобычи, требуемого в первую очередь для заполнения нефтепроводов из Азербайджана к портам Грузии и Турции. То есть, и по этой причине ЮГК рискует оказаться недозагруженным, включая его конечный – трансбалканский (греческо-албанский) сектор. В начале июня об этом напомнил заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев: «Это не шуточный вопрос, это не вопрос выбора - вопрос необходимости. Нефть является основным бюджетным источником для экономики Азербайджана… И если в этой ситуации мощности TAP окажутся пустыми, это опять же выбор участников TAP, держать их пустыми или попробовать найти какое-то взаимопонимание. Например, с нами. Теория теорией, а практика практикой. Мы открыты для любых вариантов развития бизнеса в Европе и считаем, что сотрудничество было бы идеальным. Но никого заставлять мы не собираемся».

Согласно прогнозу Минэнерго Азербайджана, в 2017 году добыча газа снизится до 28,39 млрд куб. м против 29,24 млрд куб. м годом ранее. При этом в 2016 году производство товарного газа в стране составило всего 18,71 млрд куб., поскольку увеличились объемы закачки газа в пласт для поддержания добычи на Азери-Чираг-Гюнешли. Эта группа месторождений на шельфе Каспийского моря дает более 75% всей азербайджанской нефти . По оценкам некоторых российских специалистов ещё 2015 года, пик общей добычи газа в Азербайджане достигнут в ещё 2013 году, а производства товарного газа – в 2014 году. Пик добычи SOCAR был достигнут в 2014 году. Производство товарного газа с Азери-Чираг-Гюнешли в целом снижается с 2009 года (с отдельными исключениями). Одновременно, как упоминалось выше, растёт потребление газа, при том, что составить достоверный баланс (товарный газ, потребление, экспорт) не представляется возможным. Новые, помимо «Шах-Дениза-2», проекты газодобычи в Азербайджане («Апшерон», «Умид», «Бабак», «Шафаг-Асиман», «Нахичевань» и др.) вряд ли способны изменить наметившуюся тенденцию её снижения. Неспособность выполнять многочисленные взятые на себя обязательства перед третьими игроками (в частности, перед Турцией) делают Азербайджан в газовой сфере не конкурентом, но скорее союзником России, заинтересованным в конструктивных партнерских с нею отношениях.

Похоже, упомянутые обстоятельства понимают и в администрации США, однако при этом они стараются делать политические реверансы Баку и, в целом, хорошую мину при плохой игре. А именно: пристально следят за ходом реализации «Южного газового коридора», и его поддержка Вашингтоном остается устойчивой и продолжительной. Во всяком случае, именно в этом заверил в апреле посол США в Азербайджане Роберт Секута министра энергетики Натига Алиева, который, в свою очередь, выразил обеспокоенность в связи с некоторыми трудностями с реализацией проекта TAP на территории Италии, способные повлиять на время запуска проекта.

В рамках упомянутого в начале статьи XX Всемирного нефтяного конгресса в Стамбуле 12 июля состоялась встреча азербайджанского лидера с госсекретарём США Рексом Тиллерсоном, в ходе которой американская сторона была проинформирована о ходе реализации проекта.

Ранее известный эксперт США по кавказской проблематике и энергетической политике, экс-посол в Азербайджане Мэтью Брайза бодро отрапортовал, что «проект ЮГК уже реализуется, всё идет по графику .Единственная проблема – будет ли ЮГК расширен. И сможет ли Азербайджан нарастить такой объем газа?» Тем не менее, «…в письме Трампа президенту Алиеву США выражают полную поддержку реализации Южного газового коридора». И это – отнюдь не единственное высказывание, призванное поддержать амбиции официального Баку на роль ключевого производителя и транзитёра природного газа в Турцию и далее в Европу . Впрочем, в другом месте господин Брайза заметно нервничает, обвиняя Россию в попытке «ослабить» ЮГК либо вовсе растащить проект на части.

Впрочем, все эти заявления, включая активный лоббистский пиар в отношении ЮГК – это не более чем политико-конъюнктурная «демонстрация» перед Россией во многом эфемерной способности некоторых соседей по СНГ потеснить её на энергетическом рынке Евросоюза. А заодно – попытка продвинуть очередной геополитический блеф, основанный не на коммерческой эффективности, а на искусственно раздуваемых фобиях по поводу мифического российского «энергетического империализма».

Алексей Балиев, Андрей Арешев

В период, когда Европейский союз, НАТО, США и Россия заняты украинским кризисом, в Брюсселе состоялось обсуждение проекта «Южного газового коридора».

Запад и Россия, снабжающая Европу газом на 40%, снова столкнулись друг с другом в украинском кризисе. В стремлении избавиться от зависимости от России ЕС с удвоенными силами взялся за поиск альтернативных путей.

Природный газ и нефть — 50%-ная статья доходов российского федерального бюджета. Снова заметим, что 40% природного газа ЕС импортирует из России, при этом 66% поставок российского газа в страны ЕС осуществляются через территорию Украины. Газовую потребность Швеции, Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии и Болгарии Россия обеспечивает на 100%, а такой крупнейшей экономики Европы, как Германия, — на 40%.

В такой ситуации страны ЕС испытывают необходимость искать новые и альтернативные способы удовлетворения своей потребности в природном газе.

На прошлой неделе в Брюсселе в центре внимания экспертов оказался «Южный газовый коридор», предполагающий транспортировку газа азербайджанского месторождения «Шахдениз» (его резервы оцениваются в 1,2 триллиона кубометров) в Европу через Турцию.

На форуме на тему «Южный газовый коридор: возможности и проблемы» обсуждалось усиление Южного газового коридора, призванного сократить зависимость ЕС от России в энергетике, и возможности дополнения азербайджанского газа энергоресурсами из других источников Каспийского региона, а также Ирака и Восточного Средиземноморья.

На Каспийском форуме, проведенном в столице Европейского парламента Каспийским стратегическим институтом, специалисты энергетического сектора были едины во мнении о том, что последний вспыхнувший кризис в очередной раз подтвердил «роль трубопроводов, которые будут транспортировать газ в Европу через Турцию».

Южный газовый коридор придает новое измерение энергетической геополитике, формирующей энергетическую карту Евразии. В Брюсселе также были обсуждены возможности, которые данный коридор создает для Европы, а также проект Трансанатолийского газопровода (важнейшее звено Южного газового коридора) и проект Трансадриатического газопровода, призванного передавать азербайджанский газ с турецкой границы в Европу.

Генеральный секретарь Каспийского стратегического института Халдун Яваш отметил: «После возникновения кризиса на Украине ЕС сильнее осознал значение Южного газового коридора. Кризис вновь напомнил европейцам о необходимости наличия трубопровода, пролегающего через Турцию».

Представитель азербайджанской госнефтекомпании SOCAR в Брюсселе Вусал Мамедов подчеркнул, что продажу газа в Европу Азербайджан определил в качестве своей «стратегической цели», и продолжил: «Последние события на Украине еще более повысили роль поставок каспийского газа в Европу, но даже если бы этих событий не было, данный вопрос в любом случае был бы важен. Благодаря Южному газовому коридору у ЕС будет доступ к абсолютно новому газовому месторождению».

Предполагается, что в 2018 году ежегодные поставки природного газа из Азербайджана в Европу через Трансанатолийский газопровод составят 16 миллиардов кубометров; из них 6 миллиардов будет идти на потребление в Турции, 10 миллиардов — на продажу ЕС. По некоторым прогнозам, в 2025 году эта цифра возрастет до 25 миллиардов кубометров в год.

Итальянский депутат Европарламента Витторио Проди подчеркнул, что наличие единственной страны, обеспечивающей спрос на природный газ, стратегически неверно. Чтобы ЕС смог избавиться от зависимости от российского газа, необходимо обратить внимание на Южный газовый коридор. В этой связи Проди отметил: «Южный газовый коридор — очень важная часть нашей политической свободы, так как мы не желаем сталкиваться с ситуацией возможного ограничения предложения в газовой сфере в силу тех или иных политических причин». В то же время атташе постоянного представительства Греции в ЕС Теодорос Христопулос обратил внимание на то, что «диверсификация источников приобретения газа позволит ЕС обеспечить свою энергетическую безопасность».

Подчеркнув, что порядка 74% мировых запасов природного газа находится «вокруг» Турции, заместитель генерального директора турецкой компании BOTAŞ Ибрахим Саид Арынч в выступлении на форуме отметил, что Турция сыграет ключевую роль в дополнительном обеспечении спроса ЕС на природный газ и организации безопасности предложения в газовой области.

Европа выбрала новый приоритетный проект газопровода — «Южный газовый коридор» (ЮГК), по которому в должен пойти газ из Каспийского региона. Об этом заявил во вторник еврокомиссар по делам Энергетического союза Марош Шефчович в ходе заседания Совета Евросоюза, которое было посвящено проблеме « ».

«Первый газ по «Южному газовому коридору» должен поступить в Европу к 2019 году», — пообещал Шефчович.

При этом европейский чиновник отметил, что министры энергетики стран ЕС в ходе заседания рассмотрели возможности упрощения политических и бюрократических проблем при реализации этого европейского энергетического проекта, а также оказания содействия в решении этих проблем между его участниками за пределами Евросоюза.

Мера актуальная, при том что российскому «Южному потоку» Брюссель облегчить политические и бюрократические проблемы не захотел, из-за чего в итоге Москва отказалась от проекта.

«Южный поток» никогда не был реальным приоритетом , — комментирует завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. — Брюссель всегда старался снизить зависимость от « » и искал альтернативных поставщиков, так что торпедирование «Южного потока» было чисто политическим решением».

«Я считаю, что вопрос «почему «Южному потоку» не была оказана поддержка, которую Европа собирается оказать «Южному газовому коридору», должны были задать Еврокомиссии европейские стейкхолдеры (заинтересованные лица. — «Газета.Ru»), — говорит замглавы Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Однако они этого явно не сделали».

ЮГК объединяет несколько проектов газопроводов, предназначенных для поставок из Каспийского региона в Европу в обход России. Ранее в ЮГК входил даже проект Nabucco, на сегодняшний день фактически провалившийся. Сейчас можно говорить о проекте расширения Южно-Кавказского газопровода (Баку — Тбилиси — Эрзурум), по которому азербайджанский газ дойдет до Турции, и его продолжении — Трансанатолийском и Трансадриатическом газопроводах (TANAP и TAP соответственно). TAP станет последним звеном в цепи, выходя через Грецию, Албанию и Адриатическое море на юг Италии и далее в Западную Европу.

По словам Шефчовича, ЕС уже получил заверения Азербайджана и Турции в приверженности реализации проектов по ЮГК.

Также в рамках ЮГК рассматривается вариант Транскапийского газопровода, по которому в Европу должен пойти газ из Туркменистана.

«Однако реально какие-то действия проводятся только по TAP и TANAP, — комментирует Гривач. — Причем речь идет о поставках 10 млрд кубометров, и, учитывая сложность разработки азербайджанского месторождения «Шах-Дениз-2», на полную мощность труба выйдет не ранее 2022-2024 годов». Впрочем, обсуждается возможность расширения этого газопровода до 30 млрд кубометров.

«Теперь у Европы осталась одна проблема — как этот газ получить, потому что в Греции на сегодняшний день нет необходимой инфраструктуры», — разъясняет замглавы ФНЭБ.

По словам Шефчовича, ЕС намерен активизировать строительство газопроводов местного значения в Южной Европе для ее соединения с энергосистемой остальных стран ЕС. «Мы также должны изучить возможности дополнительных инвестиций в эту инфраструктуру», — сказал европейский чиновник. Российский «Южный поток» предполагал поставку 63 млрд кубометров (из них 14 млрд кубов будет получать сама Турция). Такой же должна быть мощность альтернативного российского газопровода, который после отказа от «Южного потока» Россия решила проложить через Турцию, создав там хаб для поставок в Европу. Алексей Гривач отмечает, что при таком соотношении объемов российский газ будет доминировать в турецком хабе.

Однако проблема инфраструктуры касается и российского проекта. Дело в том, что и у самой Турции нет мощностей для приема, хранения и транзита запланированных Россией объемов газа. Учитывая, что новый российский газопровод и ЮГК в Турции пересекутся, может возникнуть инфраструктурная конкуренция.

Кроме того, перед Россией может вновь встать вопрос Третьего энергопакета, от которого она, казалось, избавилась, отказавшись от «Южного потока» (Еврокомиссия тормозила проект именно из-за несоответствия «Южного потока» нормам антимонопольного законодательства, которые запрещают одной и той же компании заниматься поставками и транспортировкой газа). Дело в том, что Турция ведет переговоры о вступлении в Евросоюз, и если оно состоится, турецкие власти будут гармонизировать свое законодательство с европейским.

mob_info