Покрытие изделий золотом различными методами. Различные способы нанесения позолоты в домашних условиях Гальваника в домашних условиях золочение

Позолота - это тонкий слой золота, нанесенный на поверхность какого-либо предмета, так же этот термин часто употребляют подразумевая золочение - нанесение на поверхность золота.
Позолоченная поверхность приобретает дорогой антикварный вид и гармонично дополняет любой интерьер, поэтому наиболее часто золотят элементы мебели, карнизы, люстры и изделия из лепнины. Для таких крупных предметов как правило используется золочение сусальным золотом, но очень часто использует и его имитацию - поталь. Применение потали удешевляет стоимость золочения в несколько раз и заметно упрощает технологию позолоты предметов.

Нам часто задают вопрос: "Как произвести золочение лепнины или мебели в домашних условиях? Сложно ли это?"

Нанесение позолоты - процесс творческий, требующий внимательности и аккуратности, но в принципе доступный даже обычному человеку, не имеющему специального образования и навыков работы. Требуется только терпение и желание пробовать свои силы в новом деле.

Мы стараемся помогать всем нашим клиентам, поэтому мы описали пошаговую технологию золочения при помощи золотой потали. Это самый простой и доступный способ нанесения позолоты.

В это статье вы узнаете как позолотить элемент интерьера и какие материалы нужны для золочения мебели и лепнины в домашних условиях .

Мы рассмотрим процесс золочения изделия из натурального дерева при помощи трансферной потали и водного клея.

1. Отшлифуем древесины и нанесем грунтующий слой лака шеллака при помощи синтетической кисти. Шеллак - это натуральное финишное покрытие на спиртовой основе. Грунтовать поверхность нужно для того, чтобы заполнить поры дерева и получить гладкую ровную поверхность. Без этого поталь или сусальное золото покроет поры древесины и проявит текстуру, т.е. поверхность не будет гладкой. При необходимости шеллак нанесите несколько слоев шеллака с интервалом в 1-2 часа, убедившись, что предыдущие слои высохли.

2. Наносим водный клей на те места лепнины или мебели, которые хотим покрыть поталью. Если нужно нанести клей для потали очень тонко, то проще всего это сделать при помощи специального клеящего карандаша. Впоследствие поталь удаляется с тех мест, на которые клей не наносился. Водный клей сохнет всего 10-15 минут, после чего можно приклеивать поталь в течение 1 часа.
Вместо водного клея можно было использовать масляный мордан, он используется для золочения металла, мрамора, гипса, стекла, но сохнет значительно дольше - 12 часов.


3. Наносим поталь. Поталь бывает свободной и трансферной. Свободная поталь - это сусальное покрытие, которое полностью переносится на обрабатываемую поверхность. Т.е. вы берете лист потали при помощи лампемзеля или ножа позолотчика и переносите на поверхность, покрытую клеем. Трансферная поталь - это сусальное покрытие нанесенное на кальку, нанесение позолоты осуществляется при помощи приклеивания сусального материала к мебели или лепнины, после чего калька отрывается. В целом работать трансферной поталью проще, но она не подходит для позолоты изделий с различными рельефными элементами или глубокими вырезами. В нашем примере мы будем использовать именно трансферную поталь, так как хотим позолотить ровную поверхность.

4. Прикладываем лист трансферной потали и разглаживаем поверхность в месте нанесения клея при помощи резиновой кисти. Необходимо тщательно пригладить поталь, чтобы после удаления кальки позолота осталась на мебели или лепнине. После проглаживания потали необходимо подождать несколько минут, чтобы она приклеилась к обрабатываемой поверхности.

5. Аккуратно отрываем поталь за край листа кальки. При этом позолота остается на проклееных участках.

6. Очищаем непроклееную поверхность от остатков потали при помощи резиновой кисти или хлопчатобумажной ткани. Позолота остается только в тех местах, где мы нанесли клей. После удаления остатков потали, проявляется рисунок или надписи.

7. В результате нашей работы мы получили глянцевую поверхность, с золотой надписью и рисунком.

Как мы идим из вышеприведеного примера позолота мебели и лепнины в домашних условиях занятие совсем несложное. Залогом успеха являются правильно подобранные материалы и соблюдение технологии их применения.

Купить материалы для позолоты мебели и лепнины в домашних условиях вы можете в категории

Сегодня мы поговорим о том, как самостоятельно сделать позолоту, золочение, позолотить или провести серебрение, посеребрить различные металлические поверхности в домашних условиях. Химические и гальванические методики и технологии серебрения и золочения металлов своими руками

Золочение изделий из стали, меди и других металлов и сплавов — дело не простое! Здесь как при приготовлении реактивов, так и при подготовке изделий к золочению требуется опыт. Малейшая неточность в технологии, крошечная ошибка в рецепте способны перечеркнуть не только результаты работы, но и безвозвратно уничтожить драгоценный металл.

Поэтому для приобретения опыта, да и просто для перестраховки все предстоящие операции предварительно осмыслите и манипулируйте сначала с малыми количествами реактивов. Испорченные же растворы не выбрасывайте, а собирайте в отдельные емкости для возможной их регенерации, а также выделения золота.

Известно, что золото дает хорошее сцепление с основой из меди, латуни и серебра. А вот сплавы, содержащие никель (например, нержавеющая сталь), требуют особой подготовки, поэтому при золочении изделий из никеля на их поверхность обычно наносят подслой из меди.

Различают как гальванический, так и химический способы золочения. Но гальванику в домашних условиях осуществить очень сложно, так как для этого процесса потребуются специальное оборудование (гальваническая ванна; источник, позволяющий обеспечить ток плотностью 0,1-0,3 А/дм2, система подогрева электролита до 70-80°С), а также достаточно редкие реактивы — дорогие и ядовитые, которые в открытую продажу обычно не поступают.

Намного практичнее химические способы золочения. Правда, составы для химического золочения также включают в себя цианистые соединения, но не на основе ядовитого цианистого калия, а на основе безвредной желтой кровяной соли.

Основа всех рецептов для химического золочения — цианистое золото. Чтобы приготовить его, понадобится изготовить "царскую водку", то есть смесь концентрированных кислот: соляной HCl и азотной HNO3, взятых в соотношении 3: 1 (по объему). Готовим "царскую водку" в фарфоровом сосуде. Помните, операция эта очень опасная! Берегите глаза, кожу и органы дыхания. Смешивание кислот обязательно проводите под вытяжкой или, в крайнем случае, на открытом воздухе. Готовую "царскую водку" выдерживают под крышкой сутки.

Далее готовим золото: золотой предмет расковываем в фольгу и режем на кусочки. Загружаем эти кусочки в "царскую водку" из расчета 1 г золота на 10 мл раствора и ждем, когда они растворятся (это может занять и 2-3 ч, и 2-3 суток — все зависит от крепости кислот и толщины кусочков фольги). Получившийся раствор сливаем с осадка.

Собираем водяную баню и осторожно выпариваем раствор при 70-80 °С, помешивая его стеклянной палочкой, до получения густого "сиропа" темно-желтого цвета. Раствор нельзя перегревать, так как золото выпадет в нерастворимый осадок. Полученный "сироп", содержащий хлорное золото АuС13, и будем использовать как основу составов для предстоящего золочения.

Теперь займемся собственно раствором для химического золочения. Готовим в фарфоровой чашке емкостью 2-3 л (подойдет и 3-литровый стеклянный баллон, конечно, тщательно промытый) смесь из 2 л горячей (50-60°С) дистиллированной воды (или воды от "шубы" из морозильника холодильника), 15 г сиропа (хлорного золота), 65 г поташа (углекислого калия К2СО3), 65 г поваренной соли ("Экстра"). Предназначенный для золочения предмет тщательно очищаем от жира, прокипятив в стиральной соде или в 10-20%-ном растворе NaOH, и после промывки протравливаем в 25%-ной соляной кислоте, после чего опять промываем.

Остается в фарфоровую емкость налить нужное количество горячего (50-60°С) раствора для золочения, погрузить в раствор наше изделие и дотронуться до него цинковой палочкой. На поверхности изделия появляется слой золота. Изделие извлекаем, промываем и слегка полируем шерстяной тканью.

Существует и более простой способ золочения — натиранием, но нанесенный слой золота при этом получается тоньше.

Паста для натирания:

хлорное золото…………….10 г
желтая кровяная соль……...30 г
винный камень (кремортартар, КС4Н5О6)... .5 г
молотый мел (зубной порошок)…………….55 г

Добавим к смеси компонентов воду до образования кашицы, и шерстяной тряпочкой натираем этой кашицей предварительно обезжиренное, протравленное соляной кислотой и промытое в воде изделие.

В случае если золотое покрытие получится неровным, пятнистым, хорошо поможет делу предварительное меднение изделия.

Практичный способ химического меднения железа и стали заключается в следующем. Сначала изделие покрывают с помощью кисти раствором, состоящим из 20 г соляной кислоты, 20 г воды, 10 г хлористого цинка. Дают раствору стечь, после чего наносят второй состав (другой кистью), приготовленный из 10 г медного купороса и 160 г воды..

Когда готовят этот раствор, то выпадает осадок, и, чтобы его растворить, в состав добавляют нашатырный спирт.

Менее качественное меднение обеспечивает погружение предварительно протравленного железного (стального) изделия в раствор, содержащий 50 г медного купороса, 50 г 98%-ной концентрированной серной кислоты и 1 л воды. Не забудьте только, что необходимо кислоту лить в воду.

Как меднение, так и золочение можно производить в домашних условиях, но успех зависит от выполнения следующих требований:

Грамотное составление растворов;
применение чистых реактивов;
использование только дистиллированной воды;
тщательная подготовка поверхности изделий;
соблюдение температурного режима.

Поэтому перед тем как решиться на золочение, тщательно прикиньте свои возможности, и только найдя их достаточными, приступайте к делу.

Общеупотребительные названия и формулы примененных реактивов:

Поташ — углекислый калий К2СО3;
желтая кровяная соль, желтое синь-кали — железосинеродистый калий K4}

mob_info