Малая бронная, жилой дом госстраха - советская архитектура. Жилой дом госстраха на малой бронной

Основные сведения вкратце таковы: жилой дом Госстраха - один из первых реализованных проектов архтектора Моисея Гинзбурга. Построен он был в 1926-1927 гг. Располагается по адресу: Москва, ул. Малая Бронная, д. 21/13. Одно время здесь жил и Николай Милютин , автор книги «Соцгород» и друг Гинзбурга (потом Милютин будет жить в другом доме, построенном по проекту этого архитектора, - в доме Наркомфина).

В доме Госстраха были и квартиры, и (на пятом этаже) 12 комнат общежития, и общественные помещения - кухня и две ванных комнаты для жильцов общежития, магазин, прачечная и солярий на крыше. Впоследствии дом надстроили, и солярия не стало.


Дом Госстраха в процессе постройки.

Вид с улицы.

Солярий на крыше.

Аксонометрия.

На первом и втором этажах было по 4 квартиры, как это видно на плане.

Дома Госстраха («Строительство Москвы», №9/1927)
Из массы заканчивающихся в настоящее время сооружением жилых домов заметно выделяются, как своими внешними данными, так и внутренней отделкой и оборудованием, два здания, выстроенные Госстрахом.

Один - на углу Мал. Бронной и Мал. Спиридоновки - выстроен на собственные средства Госстраха, другой же дом - в Дурновском пер. - строился за счет отчислений в фонд улучшения быта рабочих и служащих.

Проект здания на Бронной ул. составлен арх. М. Я. Гинзбургом, дом же в Дурновском пер. проектировался арх. Б. М. Великовским. Оба автора принадлежат к новейшему течению архитекторов, провозгласивших полный отказ от старого «декоративного» стиля и выдвинувших принцип разрешения архитектурных форм исключительно в зависимости от назначения и цели строящегося здания.

До сего времени в этом новом, так называемом конструктивном, направлении строились дома только учреждений. Таковы, например, здания «Известий», Госторга, Институт Минерального Сырья и др. Дома же Госстраха яв­ляются первым и, без сомнения, удачным опытом постройки в этом новом стиле жилых зданий.

Красота домов достигнута исключительно удачным расположением окон, балконов, плоской крышей и т.д. В сравнении с окружающими их безличными зданиями, постройки 1910-1915 годов, у этих новых домов есть действительно свое лицо, свой стиль, целесообразности.

Принципы, которыми руководствовались авторы проектов при планировке зданий, заключаются в следующем. Оба дома для наилучшего освещения солнцем ориентированы на восток, юг и запад. Все квартиры имеют сквозное, в крайнем случае, угловое проветривание. Комнаты в квартирах такой величины, чтобы они не превышали установленных санитарных норм. Для одного человека комнаты от 16 до 20 кв. аршин, предназначенные для двух человек, имеют площадь в 32-35 кв. аршин. При этом все они непроходные. Учтены таким образом требования, которые предъявляются к жилым домам теперешними условиями жизни в Москве. По отделке и оборудованию квартир оба дома могут служить образцами для вновь строящихся жилых зданий. Во всех квартирах, даже двухкомнатных, - свои кухни, уборные и ванные с душами. Полы паркетные, в кухнях и ванных полы и панели из метлахских плиток. Лифты, газовые плиты, газовые колонки для ванн.

В кухнях мойки для посуды, холодные шкафы в наружных стенах для провизии, чуланы. Во всех комнатах очень большое количество стенных шкафов. Жильцы домов будут полностью освобождены от необходимости приобретения громоздких шкафов и сундуков.

Особенно хорошо отделан дом на Мал. Бронной ул. Он представляет собой корпус объемом в 8.000 куб. метров. В нем пять этажей, из них четыре распланированы под 2-х, 3-х и четырехкомнатные квартиры, а верхний пятый этаж занят общежитием из 12 комнат, с большой кухней, двумя ванными, двумя уборными. Общая полезная площадь во всех пяти этажах равна 276 кв. саж. жилой площади, считая с магазином, расположенным в 1-ом этаже, 196 кв. саж. По конструкции здание кирпичное, часть перекрытий из железобетона. Крыша двухъярусная, плоская. На ней разбит цветник, установлены железобетонные скамейки, устроен навес на случай дождя. Тающий снег и дождевая вода с крыши отводятся тремя чугунными водостоками, проходящими внутри здания, благодаря чему предупреждена возможность намерзания на краях крыши ледяных сосулек. В подвале устроены прачечная и сарайчики для каждой квартиры. На чердаке - сушилка для белья. В стене дома проведен общий для целой группы квартир желоб, по которому мусор, сбрасываемый непосредственно из кухонь, попадает в ящики, установленные на дворе. Во всех кухнях - трубы для самоваров и стенные откидные шкафы-постели, выдвигающиеся на ночь. Балконы и эркеры в каждой квартире. Окна с фрамугами. В комнатах, кроме электропроводки на потолке, штепсели в стенах.

Постройка дома началась в июле 1926 г. В настоя­щее время здание уже закончено и заселено. Стоимость всех строительных работ выразилась в сумме около 270.000 рублей. Кубическая сажень обошлась, следовательно, в 325 р. <...>

Снаружи оба дома частью ошту­катурены, частью облицованы особой смесью, отделанной под гранит.

Протянувшаяся от Бульварного до Садового кольца улица Малая Бронная изначально слыла местом компактного проживания московских оружейников. Своё название слобода, а затем и улица получила именно из-за большого количества ремесленников, изготовлявших панцири и кольчугу. Вспомнить об этом сегодня не так просто, ремесленная застройка выгорела в 1812 году и фактически все окрестные здания были построены как доходные дома в первой половине XX века. Тем не менее, нескольким из них всё же удалось прославиться. АиФ.ru вспомнил историю двух самых заметных памятников-общежитий на Малой Бронной.

Романовка. Фото: wikipedia.org / NVO

Общежитие искусств. Романовка

Здание на углу Малой Бронной и Тверского бульвара появилось на карте города в первой половине 1770-х годов. Дом с двумя трёхэтажными флигелями для князей Голицыных построил зодчий Матвей Казаков, ключевой придворный архитектор своего времени. В 1880-х здание выкупил московский рантье Романов и оно приобрело современный вид: флигели надстроили четвёртым этажом и соединили между собой, главный дом остался в подворотне. На первом этаже здания открылся кабак и стоматологический кабинет, на верхних оборудовали дешёвые меблированные комнаты, которые сдавались студентам консерватории. Постояльцы прозвали голубой дом и местный трактир Романовкой, по фамилии владельца. Среди известных жильцов оказались композиторы Сергей Танеев и Василий Калинников . А занимавший первый этаж ресторан считался излюбленным местом Владимира Маяковского : по свидетельству современников, именно здесь поэт читал свои первые стихи.

Но ключевую роль в судьбе Романовки удалось сыграть их другу и соседу, оперному критику Семёну Кругликову. В 1980-х, по свидетельству москвоведа Нины Молевой, именно в его комнатах начинает складываться своеобразный музыкальный салон. В числе завсегдатаев оказываются Фёдор Шаляпин, Николай Римский-Корсаков, Сергей Рахманинов, Ольга Книппер-Чехова, Надежда Забела-Врубель со своим мужем-художником. Здесь же, в непринуждённой обстановке, проходят репетиции Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова и Художественного театра.

Сцена располагалась в бывшем клубе извозчиков, втором строении дома четыре на Малой Бронной. «Я был на репетиции без костюмов и декораций, но ушёл из Романовской залы очарованный и обрадованный до слёз. Как играют Москвин , Качалов , Ольга Леонардовна (Книппер-Чехова) , Савицкая ! Все хороши, один другого лучше… Художественный театр — это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и всё самое лучшее в Москве», — вспоминал о прошедшей репетиции «Снегурочки» Максим Горький. В 1920-х годах здание занимает Государственный еврейский театр декорации, в 1950-х — Театр сатиры, в 1960-х в здание вселяется существующий до сих пор театр на Малой Бронной.

Дом Госстраха. Фото: wikipedia.org / NVO

Первый конструктивистский. Дом Госстраха

Дом 21/13 на пересечении Малой Бронной и Спиридоньевского переулка в 1926 спроектировал архитектор-конструктивист Моисей Гинзбург . Уже к концу 1927 года постройку начали заселять. Жилой корпус можно условно можно считать страшим братом «дома Наркомфина» на Новинском бульваре. Оба здания на карте города появились по инициативе Николая Милютина , возглавлявшего в то время наркомат финансов. Революционер считается автором схем-проектов так называемого социалистического расселения, предполагавшего появление в городе своеобразным домов-коммун. Здание на Малой Бронной по плану предназначалось для работников новой государственной структуры — Госстраха. Большинство работников организации, равно как и другие, перебравшиеся из Петербурга в Москву чиновники, в 1920-х годах размещались в гостиницах, не имели собственных квартир и выглядели идеальными участниками нового жилищного эксперимента.

По своей планировке дом Госстраха куда меньше, нежели корпусы Наркомфина и напоминает общежитие. Первые четыре этажа отданы под 2-3 комнатные квартиры с отдельными кухнями, ванными и туалетами. Их отличительная черта — вариативность, планировка жилья не повторяется ни в одном из случаев. В угловых квартирах предусмотрены панорамные окна, во всех остальных добавляются балконы. Межкомнатные и входные на дореволюционный манер сделаны двухстворчатыми. Гинзбург был убеждён, что такой вариант оказывается удобнее в эксплуатации: проще внести мебель.

На пятом этаже заложено 12 отдельных комнат, жильцы которых должны были пользоваться одной большой кухней и двумя ванными. На первом этаже здания работал универсальный магазин. Половину площади подвала отдали под прачечную, а оставшуюся часть разбили на своеобразные сарайчики для каждой квартиры. Шестой этаж у здания появился лишь несколько лет спустя. Изначально на его месте располагалась галерея для сушки белья, солярий и сад на крыше.

Значительная часть постояльцев дома, видных советских чиновников, в конце 1930-х оказалась расстреляна или репрессирована. О развитии проекта домов-коммун власти со временем тоже забыли. К 1940-м годам жилой комплекс Госстраха превратился в обычный многоквартирный дом: сад и галерею на крыше заменили шестым этажом, подвал закрыли, а постояльцы общежития со временем разбили в своих комнатах собственные кухни.

Расположенный по адресу Малая Бронная улица , 21/13, строение 1 в Пресненском районе Центрального административного округа Москвы .

Здание
Жилой дом Госстраха на Малой Бронной

Здание в 2015 году
55°45′46″ с. ш. 37°35′41″ в. д. H G Я O L
Страна Россия Россия
Город Москва
Архитектурный стиль Конструктивизм
Архитектор Моисей Гинзбург
Дата основания
Строительство - годы
Статус ОКН № 7735717000 № 7735717000
Жилой дом Госстраха на Малой Бронной на Викискладе

История

В 1926-1927 годах в Москве были возведены два 5-этажных жилых дома, предназначенных для сотрудников нового государственного учреждения - Госстраха СССР . Инициатором строительства выступил нарком финансов Николай Милютин , которого считали автором схем-проектов «социалистического расселения», предполагавшего создание домов-коммун . Сотрудники Госстраха, как и многие перебравшиеся из Ленинграда в Москву чиновники, не имели собственных квартир и размещались в гостиницах, и потому были идеальными участниками нового жилищного эксперимента. Один из домов, расположившийся в Барыковском переулке , был спроектирован архитектором Борисом Великовским и построен за счёт отчислений в фонд улучшения быта рабочих и служащих. Другой - на пересечении Малой Бронной и Спиридоньевского переулка - Моисеем Гинзбургом на собственные средства Госстраха. Накануне ввода зданий в эксплуатацию в 1927 году журнал «Строительство Москвы» охарактеризовал их как «первый, без сомнения, удачный опыт постройки жилых зданий в конструктивистском направлении».

Дом Госстраха на Малой Бронной стал одним из первых воплощённых проектов Гинзбурга. Здесь поселились и сам архитектор, и инициатор строительства Николай Милютин, впоследствии заказавший у Гинзбурга проект жилого здания для своего наркомата . В конце 1930-х годов большая часть жильцов дома, видных советских чиновников, была репрессирована или расстреляна, к 1940-м концепция домов-коммун отошла в прошлое, и здание превратилось в обычный многоквартирный жилой дом .

Архитектура

Жилые дома Госстраха стали первыми жилыми постройками, в которых нашли применение формальные приёмы архитектурного авангарда, и первыми жилыми домами послереволюционного периода, в которых было применено современное оборудование. Журнал «Советская архитектура» отдельно отмечал пространственно-планировочное решение дома, построенного Гинзбургом. Верхний этаж 5-этажного здания был отведён под общежитие из 12 комнат с одной общей кухней, 2 ванными комнатами и 2 санузлами. Остальные этажи занимали по четыре 2-комнатные, 3-комнатные и 4-комнатные квартиры. Часть первого этажа занимал универмаг, в подвале располагались прачечная и небольшие кладовые для каждой квартиры. На чердаке располагалась галерея для сушки белья. Крыша имела пробковую и гольцементную изоляцию, была оснащена проходящими внутри здания чугунными водостоками и предназначалась для отдыха. Там располагались солярий и навес на случай дождя, скамьи, цветник и розарий. Снаружи дом был оштукатурен, частично облицован особой смесью, имитирующей гранит .

Угловые квартиры получили угловые окна и эркеры с угловым остеклением, остальные - балконы. В планировке проекта Гинзбург позаимствовал множество элементов, свойственных архитектуре дореволюционных доходных домов. Все квартиры имели разную конфигурацию, были оборудованы отдельными ванными комнатами, кухнями и уборными. Внимание заслуживало удобство квартир. Входные и межкомнатные двери были двустворчатыми, окна были оснащены фрамугами. Полы покрывались паркетом, на кухнях и в ванных комнатах пол и стенные панели были выполнены из метлахской плитки. В квартирах были предусмотрены многочисленные стенные шкафы, включая холодные шкафы для провизии во внешних стенах здания. Во встроенном шкафу на кухне размещалась откидная кровать. В стенах были проведены трубы для самоваров и общие на несколько квартир желоба мусоропроводов. Кухни были газифицированы, ванные комнаты - оснащены водонагревателями, кроме электропроводки на потолке в комнатах были штепсели в стенах .

В здании были применены современные технологии строительства, но социально он оставался жильём старого «буржуазного» типа. Подводя итоги своим жилщным экспериментам в середине 1930-х годов, Гинзубрг отмечал, что в доме Госстраха лишь адаптировал состоявшийся тип к новому стилю: всё возможное для жизни в индивидуальной квартире уже было освоено в дореволюционных доходных домах . Позднее вместо цветника, солярия и галереи был надстроен 6-й этаж, подвал закрыли, а жители общежития оборудовали в комнатах отдельные кухни .

mob_info