Как сделать самому игровой руль. Как устроены игровые рули. Процесс создания чехла для руля


Дело было летом, сидел я и думал чем же себя занять, как вдруг мне в голову пришла идея сделать себе руль...

Ну раз уж в мою голову что-то забралось, то ему уже не отвертеться, долго ли коротко ли, но мой первый прототип был готов) За основу были взяты 2 первые попавшиеся палки, между ними простоя фанера. И у меня получилась вот такая вот основа (В дырки вставлялись микрики). Конструкция получилась лёгкой и разборной по сравнению с конечной моделью.








Теперь проблема заключалась в начинке. И как раз мне пригодилась старая клавиатура компании Acer (аж 99 года выпуска). Из неё мне понадобилась только плата, на которую в последствии и паялись проводки идущие к микрикам, педалям и коробке передач.
На фотографии показаны клавиши которые я использовал, если вы захотите повторить нечто подобное, то можете использовать совершенно любые клавиши. К сожалению я думаю вам не подойдет эта бумажа с выходами... У каждой клавы хоть что-то да по другому запилено, уже проверял)


Собственно конструкция задумывалась только для того чтобы проверить удобность работы с рулём. После не 40 минутного залипания в UAZ 4x4 я понял что мне нужны педали) Ну и в раздумьях я побрёл в сарай, там мною был взят кусок фанеры и путём прикладывания обычных тапочек нанесён контур педаль. Енти самые педали были повешены на обычные петли (хз правда от чего они). Далее были приреплены микрики посредством обычных винных пробок и клея, но тут стало ясно что мне ни как не обойтись без пружин. В ход пошли обычные пружины от насоса (что добру пропадать?) Кабель я взял обычный 4х жильный от домашнего телефона. А в дальнейшем сделал штекер для быстрого отсоединения педалей от руля. На левую ногу у меня настроен тормоз, на правую газ. Единственное, сейчас ооочень уж жалею, что не поставил 3-ю педаль. Теперь не очень удобно перелючать передачи, так ак сцепление - нопка на руле...




Ах да! я уж чуть не забыл рассказать о креплении руля к столу... За основу было взято ломаное крепление от настольной лампы. Далее была подобрана алюминевая трубка которая подхадила по размеру к подшипнику. Подшипник был просто зажат в ентой трубе, путём грубой силы и молотка) В подшипник я вставил самую длинную шпильу что нашел и крепко зажал её, чтобы она свободно могла крутиться. Труба с подшипником была просверлена и зажата болтом. Вот что в итоге получилось:






А теперь о самом интересном, "как же осушествлялись повороты?", спросите вы. Но всё намного проще чем кажется) Мне очень хотелось чтобы руль поворачивал по отклонению влево, вправо. Я долго ломал голову как же мне это осуществить... Одна из моих наверное наилучших идей это бегающий железный шарик в трубе, но к сожаленю опытная модель провалилась, так как шарик уж больно плохо замыкал контакты... Спустя некое время мною была найдена коробка с неким устройством, как оказалось это было простое реле (хотя может и путаю, извиняйте) немного переделав его я полчил некое подобие акселерометра, который замыкал контакты при наклоне устройства.




И так, после построения пробной модели руля я начал подыскивать замену ентим палкам) И под руку попался старый руль (хз от какой модели машины) Проблем у меня с ним особых не возникло, как ни странно но все комплектующие входили в него идиально... С креплением тоже особо не раздумывал, так-как внутри всё было прорезинено я решил засандалить всё енто добро на саморезы, вообщем не прогодал) И стал он выглядеть вот так:






В последуещее время пользования я понял, что мне уже мало просто замыать онтакты при повороте, я решил сделать нечто на подобии колева в пропорциональном р\у (чуть повернул руль, чуть повернулись колеса) Думал я не долго благо у меня есть смартфон на андроиде.Вообщем реюшка была беспощадно выдернута, и заменена на смартфон. На ПК и смарт было установлено ПО Droid Pad (http://4pda.ru/forum/index.php?showtopic=184239) Про настройку писать не буду, так-как уж очень мало народу откликнулось на предыдущюю запись, если интересно спрашивайте в коментах. В итоге смарт определялся как обычный джойстик, первое время я подключал его по USB, а затем пеешел на WIFI. Для крипления смартфона на руле была использована коробка в которой лежал смартфон в момент покупки, а чтоб он крепко сидел была под него была подложена обычная тряпочка. Коробку чтобы не мучиться закрепил изолентой. Вообщем руль стал таким:

Но после установки автосимулятора мне уж очень захотелось коробку передач) Ну не долго дмая я пошел в сарай, там была взята доска, старый насос, болты и старая основа от какой-то коробки... Из ДВП я выпилил по рисунку пазы передач, у меня их получилось 6 + задний ход. Энту двп вставил в основу коробки, коробку закрепил на доске, а на дно коробки саморезами прилепил низ старого, ручного насоса (пришлось попотеть чтоб его распилить). Ручку от насоса брал полностью. Думаю по фотографиям будет яснее.






Далее нужно было поставить контакты на каждую из передач, думал я как бы получше это сделать, но мои самодельные контакты работали ужасно, болты остались именно от этой первой идеи -_-. Поэтому я просто взял микрики и приклеил их к деревяшке, собственно когда я включаю любую из передач (1,3 или заднюю) ручка от насоса замыкает контакт, путём нажатия на микрик и переключается передача.






И так подведём итог, чем же хороша получившаяся технология: Клавиатуру поддерживает любая игра, так что вы смжете без препятственно настроить управление под себя; любую сломавшуюся деталь можно легко заменить не потратив при этом ни рубля; можно похвастаться пред друзьями, что я смог!)), денежные затраты при постойке минимальны (всё из подручных материалов найденных мной); ну и конечно приятное время провождение, ка по мне так больше доставляет процесс постройки нежели игры.
А теперь минусы: Когда стояло реле, руль приходилось всё время быстро поворачивать, так как поворот имитировал зажатие одной кнопки, что само по себе не удобно.... Сейчас же я поставил смартфон, как акселерометр, но случались проблемы с виртуальным драйвером джойстика, что заставляло тратить лишние 5-10минут на его оживление.... (но енто баг самой программы DroidPad, ели найдете альтернативу, проблемы должны пропасть, да и + у меня W7 64bit, а поставить на неё что-то это полный =_=)
Ну наверное и всё, думайте сами, нужно ли вам это или нет, у меня на всё создание с нуля ушло около 4-х месяцев, но я не торопился и делал по настроению, с инструкцией постройка у вас займёт около недели (ну тут ещё от ваших прямых рук многое зависит). Так же помимо руля можно постоить практически любой джойстик, тут главное ваше желание и подопотная клавиатура)
PS
Вот вам видео, но оно очень старое, сделано в начале сборки, лень делать ещё одно) И как первую игру я вам порекомендую UAZ 4x4 очень доставило гонять на уазах)) И да ребята, у кого ещё есть на ПК гейм порт, не заморачивайтесь с клавой, с гейм портом постройка проще пойдет и точней работать будет.

А теперь тот способ который я откинул ввиду плохого онтакта:
Шарик свободно двигается в нутри трубки и при наклоне должен замыкать один из 2-х контактов, но на практике стало ясно что контакт слиом плохой, тут скорее всего нужно много маленьих шариков... (но ввиду того что живу в деревне и приобрести их тут негде было я забил на энтот способ). Я думаю при желании его можно довести до ума.



Ну а теперь бонус.
Самодельный джой от сеги!


Ну рассказывать тут особо и нечего, всё ужастно просто.
За основу опять таки была вята клава, только уже нового образца (2009 год). И к моему огромному сожалению, контакты плени клавиатуры просто плотно прижимались к плате, и были порыты графитом. Пришлось счищать графит, напаивать кусочки проволоки и заливать их канифолью (так как дорожки на плате совсем никакие и при малейшем движении отрывались) вообщем после всех манипуляций плата стала вот такой:


Кабель я брал помоему от LTP порта (вообщем раньше по нему принтер подлючали, он на 28 жил). Плату оставил родную от старого джоя сеги, только пришлось пообрезать дорожи (что удалось очень тяжело, плата оказалась высокого качества, дорожки даже ножом не резались) Далее я просверлил дырки на плате и напаял проводки к кнопкам.




Саму конструцию джоя не менял. Да и строил то просто ради удовольствия. Если кому нужен джой я думаю не заморачивайтесь за 200р его без б, можно купить.


PS
Так же пробывал этот способ http://www.hwp.ru/articles/Podklyuchenie_dzhoystikov_ot_SEGA_k_kompyuteru_i_ih_modding_svoimi_rukami/ c небольшой переделкой LTP штекера, но джой у меня не заработал, возможно из-за того что стоит W 7 64bit, и дрова на PPjoy так ровно и не встали.... Ах да, для проверки я использовалвиртуальную клавиатуру с отображением нажатых клавишь Comfort On-Screen Keyboard Pro. Надеюсь тапками не заидаете...

Старый как мир. Но считаю, что вам будет интересно его почитать - тем более, если хоть раз, играя на компьютере в гонки, у вас мелькала мысль о покупке руля.

Все, что вы хотели знать, но боялись спрость) Доступным языком, подробно и наглядно. Трафик.

На самом деле, в начале должно быть небольшое введение про разновидности игр, в которых может понадобиться указанные выше манипуляторы. Я не являюсь матерым игроком (не знаю, к счастью или к сожалению… просто нет на это времени, хотя поиграть иногда хочется), но думаю, не ошибусь, если назову две разновидности гонок – аркады и симуляторы.
Первые – поэффектней, но попроще в плане управления. Разработчики не прикладывают огромных усилий для создания реалистичной физической модели поведения игрового автомобиля, а просто дают возможность вдоволь погонять. Ввиду своей зрелищности и геймплея, как правило, такие игры пользуются большим спросом у многих категорий игроков. Типичный пример - серия NFS , Race Driver: Grid .

Симуляторы – дело посерьезней, потому и менее распространенное. Главный козырь в таких играх – реалистичное управление и множество настроек, которые действительно так или иначе влияют на игровой процесс. Примеры - NFS Shift , Colin McRae Rally , Live For Speed , GTR и GTR2 , rFactor , Richard Burns Rally .


Даже если моя классификация не верна, сути это особо не меняет – очевидно, что руль в гонках позволяет добиться большего погружения в игру, нежели пара кнопок на клавиатуре.

Как известно, основная задача руля – точно измерять угол отклонения оси от «начала координат», после чего передавать эти значения в игру. Т.е. если физически баранка была повернута на 15 градусов, это же значение (ни больше, ни меньше!) должно передаться в игру, чтобы авто повернул в нужную сторону.


То же и с педалями – чем больше тапка в пол, тем быстрей взлетим;) Но вот тут-то и начинается самое интересное...


Думаю, ни для кого не секрет, что каждый производитель игровой периферии старается выдумать что-то свое – тогда есть вероятность, что товар купят. Поэтому, на данный момент, существует несколько технологий, которые применяются в подобных устройства. Если быть точным, решения проблемы три (если кто-то еще что-то знает на этот счет – добавляйте!) – механическое, оптическое и магнитное. Давайте разберемся, что к чему и где какие подводные камни.

Переменный резистор (потенциометр)

Самое простое и дешевое решение – вы могли многократно видеть его в огромном количестве устройств, даже в бородатые года.


Принцип действия прост - на оси руля (под корпусом, мы этого не видим) крепится небольшая шестеренка, которая своими зубцами соединена с другой шестеренкой, установленной на оси потенциометра. Поворачивая руль, механизм приходит в действие – контакты потенциометра передают значения угла поворота руля к контроллеру, а тот – в игру. Бывает и такое, что оси педалей связаны с потенциометрами напрямую, но это не делает погоды – эти «часы» устроены таким образом, что в любом случае будут люфты.


Они в свою очередь являются причиной «мертвых зон» руля, когда игра не видит незначительных поворотов руля. А механический износ деталей этому только поспособствует.

Но не люфтами едиными сыт обладатель подобного устройства. Основной проблемой является разрушение движков и стирание резистивной дорожки потенциометра. Один движок скользит по ротору, второй – по резистивной дорожке. Ничто не вечно - все эти элементы стираются. Для более наглядного представления, внизу приведен рисунок.


В итоге через некоторое время потенциометр начинает давать не правильные данные (те, кто застал советские телевизоры и радиоприемники, на которых громкость регулировалась как раз потенциометрами, должны помнить, как при вращении регулятора звук начинал «хрипеть» – именно так и проявляется внутреннее разрушение потенциометра). Именно поэтому потенциометр не может проработать очень долго - против законов природы не попрешь… и все, что трется, рано или поздно выйдет из строя. И чем энергичнее трешь – тем быстрее это случится.


Результат - дорогое устройство через непродолжительное время станет всего лишь «визуальным» дополнением к игре, но никак не средством для получения удовольствия;)

Плюсы
- Простота и дешевизна изготовления.
Минусы
- Недолговечность к механическому износу;
- «Мертвые зоны» руля и педалей.

Оптический датчик (энкодер)

Другим, более надежным вариантом решения проблемы, является использование оптического датчика.
Принцип действия так же может быть многим знаком еще из школьного курса физики. На специальной подставке закреплен вращающийся диск с прорезями, показания поворота с которого считывает закрепленный фотоэлемент. Благодаря тому, что нет механического контакта между «колесом» и фотоэлементом, механический износ сведен к минимуму. НО… из-за того, что этот диск не имеет «центра» (начала отсчета), его приходится калибровать при каждом включении.


Именно поэтому, некоторые рули, при включении компьютера или его перезагрузке, встроенным приводом сперва поворачивают руль до конца в одну сторону, потом в другую. Деля полученное значения пополам, устройство узнает, от какого положения диска с прорезями надо производить отчеты.

Несмотря на то, что дешевизна самого датчика имеет место быть, рули на оптике стоят значительно больше рулей на потенциометрах. Именно из-за необходимости калибровки разработчик руля на оптике и попадает в засаду. Датчик-то дешевый, но как при включении узнать, в центральном ли положении находится баранка? Повсеместно применяемое решение – поставить электромотор, который будет крутить баранку, чтобы найти центр. Но чтобы электромотор мог крутить баранку, надо ставить редуктор, который переведет скоростное вращение вала мотора в плавное движение баранки. В итоге дешевый датчик влечет за собой дорогую механику – электромотор и редуктор.


Мертвых зон, как правило, нет, но они могут возникнут по мере износа шестерен редуктора, которые с помощью мощной обратной связи (Force Feedback) могут убиться еще быстрее.
Далее по списку – достаточно большие размеры датчика и редуктора, благодаря чему оптику вставляют только в рули. Поэтому все рули, работающие на оптических датчиках, комплектуются педалями на… переменных резисторах, о которых говорилось выше)

Результат – похожая песня, но за бОльшие тысячи. «Подсластить» эмоции от дополнительных затрат может Force Feedback (силовая обратная связь), которую реализуют за счет упомянутого выше двигателя. Не простаивать же ему просто так) Но проблемы с педалями-то это не решает!...

Плюсы
- Бесконтактный, нет трения;
- Дешевизна самого энкодера;

Минусы
- Требуется принудительная калибровка;
- Большие габариты редуктора, сложно установить в педали;
- Дороговизна изготовления редуктора и электропривода для калибровки.

Сейчас самое время сделать небольшое лирическое отступление, ведь постепенно мы подкрались к самому интересному;) Если рассмотреть более глобальную сферу деятельности, хотя бы такую, как автомобилестроение, то можно обратить внимание на то, что все ведущие компании в большинстве случаев давно отказались от переменных резисторов и оптических датчиков в своих автомобилях. Повсеместно используется магнитные датчики, крупнейшим поставщиком которых является небезызвестная компания Philips, точнее ее дочерняя компания Philips NXP Semiconductors .

Такие датчики могут применяться где угодно – в отклоняющихся спинках автокресел, напичканных электроникой; в педалях и в руле, в дворниках, в элементах двигателя… да много где!


Вряд ли производители выбирали бы ненадежные решения… так почему бы не применить эту технологию в геймерских продуктах? Ведь в таком случае руль будет как в хороших иномарках;)

Магнитный датчик

Принцип работы в следующем – берется диаметрально намагниченный магнит, который надежно устанавливается в подвижной части корпуса, в нашем случае это сама баранка.


В неподвижном корпусе крепят непосредственно сам датчик, который обрабатывает значения углов поворота магнита.


Благодаря тому, что вумная электроника способна работать с магнитом на некотором расстоянии от него, то механического износа нет как такового. Ломаться тоже нечему – мелкие хрупкие детали просто отсутствуют.


Второй бочкой меда в ложке дегтя является высочайшая точность, которая получается при таком подходе – электроника способна регистрировать повороты в сотые доли градуса!
Ну и третий не менее приятный бонус – небольшие размеры магнита и датчика, что делает возможным их установку хоть в руль, хоть в педали. Собственно, так и делают.


Плюсы
- Бесконтактная работа, отсутствует трение и механический износ;
- Высокая точность и регистрация малейших отклонений руля или педалей;
- Небольшие размеры.

Минусы
- Дороже чем резисторы и оптические энкодеры.

Дописывая текст про третий вид датчиков, невольно возникает чувство гордости за «наших» - до недавнего времени никто, кроме отечественной компании Gametrix эту технологию в доступных игровых устройствах вроде не применял.


У них датчики имеют имя MaRS (Ma gnetic R esistive S ensor, Ма гнитный Р езистивный С енсор).

Теория vs практика

Народная пословица намекает, что лучше один раз увидеть, нежели сто раз услышать;) Что же, давайте подкрепим сказанное практическим испытанием.

Для эксперимента понадобится:

- Три руля (на трех видах датчиков – резисторный, оптический и магнитный)
- Программа JoyTester (для наглядно отображения данных, полученных от контроллера руля и педалей)
- Чемпион мира 2006-ого года по игре в NFS - Алан Енилеев :)


Итак, сначала были взяты три руля, которые были последовательно подключены к компьютеру. Играть пока не будем – просто небольшие полевые испытания в программе JoyTester. Эта программа в координатной плоскости рисует линии, соответствующие углам поворота руля или степени нажатия педалей.

Датчик на потенциометре

Начнем с того, что руль совершенно не обрабатывает небольшие отклонения руля вправо и влево, которые совершаются непосредственно вблизи «центра координат». Те самые мертвые зоны, о которых я говорил. Т.е. если вы несетесь в игре по прямой, то можно не делать вид матерого водилы, который небольшими поворотами держит полный контроль над дорогой) Говоря проще, игра не заметит ваших стараний) Мало того, без внимания остаются движения, которые совершаются в максимальных углах поворота. Из-за этого у многих людей складывается впечатление, что все рули и игры с рулями – фигня. Мол крутишь баранку, а машине хоть бы хны. Это сильно бьет по самолюбию действительно опытных автомобилистов;)

Производитель гордится углом поворота руля в 270 градусов (а бывает и 900!), мол можно крутеть-вертеть-неперевертеть. Что же… учитывая, что почти везде используется 8-битный контроллер, который выдает 256 отсчетов, минимальный угол восприятия - 270/256 = 1,056 градуса. Этот самый градус, точнее «лестницу», которую получает игра, мы можем видеть в программе, значительно отклоняя руль.

Еще один всплывший недостаток – нелинейность. Т.е. разница между реальным углом отклонения игрового устройства и данными, переданными игре.


Педали – это тоже что-то. Все начинается с того, что педали не обрабатывают мертвую зону в самом начале, а она составляет ни много, ни мало – примерно 30% от всего диапазона (15-30 градусов). Те же 30% составляет мертвая зона в конце того диапазона, который предлагает комплект. Итого в нашем распоряжении есть всего 40 процентов от полного хода педалей.


Результат – мы жмем тапку в пол, а игра смотрит на это и откровенно ржот) Соответственно, вы не сможете точно «дозировать» газ и тормоз – нажимая педаль на 70%, игра будет принимать их за все 100. Куда это годится?)

Оптический датчик

Тут уже все лучше. Во-первых, нет мертвых зон, во-вторых, точность намного выше. Данные поступают плавно, «ступенек» нет. Немного напрягают ясно ощущающиеся при вращении руля зубчики шестеренок редуктора, но к ним быстро привыкаешь.


Но… рули на оптических датчиках комплектуются педалями на резисторах)
Педали из комплекта:


Данные поступают рывками (явно видны ступеньки), в начале и в конце большие мертвые зоны. Что, впрочем, не удивительно.

Магнитный датчик

В руле Gametrix Viper три магнитных датчика – один в руле и два в каждой педали (позволяют обрабатывать повороты и нажатия от 0.06 градуса).

Для более очевидной разницы поведения, был собран макет, в котором для одной баранки применяются сразу два датчика – магнитный и резисторный.



Запускаем программу и… думаю, комментарии излишни.



Но если вы ничего не поняли – магнитный датчик регистрирует даже самые незначительные отклонения руля от центра, полностью отрабатывает весь диапазон, который предоставляет руль… и то же самое касается педалей. Думаю, это именно то, на что рассчитывают разработчики игр, выпуская свои шедевры.

3... 2... 1... GO!

Ну и самая, пожалуй, интересная часть теста. Алану Енилееву, лучшему виртуальному автогонщику мира 2006-ого года, было предложено прокатиться в игре под наблюдением программ, таких как JoyLogger и WheelTester .

Анализируя запись игры Алана, было выяснено, что самыми востребованными углами поворота в игре находятся в диапазоне от -20 до +20 градусов от центра. Именно те градусы, которые в рулях на потенциометрах находятся в мертвой зоне;)


Так же выяснилось, что в среднем игрок совершает одно движение рулем в секунду. А учитывая, что ресурс бюджетного потенциометра всего 800 000 циклов (800 000 секунд), то игровое время, на которое рассчитан руль – всего 250 игровых часов! Ну или чуть больше 10 суток непрерывной игры… мда.


Если играть 2-4 часа в день, то удовольствие будет длиться всего 4-6 месяцев (собственно, тут можно обратить внимание на срок гарантии, которую предоставляют большинство производители). Даже если по истечении этого времени руль останется жив, то показания, передаваемые им в игру, будут далеки от настоящих.
А ведь это всего лишь кроха внутри устройства, которую мы даже не видим… про остальные артефакты, которые вылезут на дешевых устройствах, я даже не говорю.

Итого

Если Вы действительно неравнодушны к автомобильным симуляторам на компьютере, то без руля и педалей «радость будет неполной». Ассортимент игровых устройств на рынке сейчас очень широк, но по сути, все они одинаковые – меняется лишь «кожура». Поэтому первый совет – не введитесь на россыпи кнопок, кучи педалей, всякие рюшечки и прочие закосы под знаменитых брендов типа Ferrari (ой, случайно возникла ассоциация с черкизовскими мажорами в куртках «Харли Дэвидсон»). Да, все эти модные отделочки могут быть красивыми, но… 15 килобайт текста выше подтверждены практикой и многочисленными темами форумов.

Ничто не вечно – любой продукт, а тем более, подверженный активному механическому воздействию, рано или поздно выйдет из строя. Но сроки жизни у этих устройств сильно разнятся. Поэтому, я считаю, лучше не иметь отдельную статью расходов, покупая раз в год новый комплект рулей и педалей, а купить один раз, но долговечный и более функциональный продукт.
После покупки в долгу останутся разработчики игр – действительно качественные автосимуляторы сейчас можно посчитать по пальцам.

* UPD: Программы

Еще с тех пор, когда я первый раз гонял в ралли (NeedForSpeed 1), я подумал: "А почему бы мне не сделать руль?". И действительно, ведь это совсем несложно! Долго не доходили до этого руки - играть все равно некогда - других дел хватает, но вот моему сыну - страстному фанату автомобилей в свои четыре с небольшим года управлять клавишами не очень удобно. То ли дело руль. Вот для этого юного автогонщика я в первую очередь и старался. Сама идея очень проста. В принципе руль - это тот же джойстик. Только немного другая механика и форма. Самое сложное - сам руль. Лучше всего взять готовый от детского автомобиля или даже от настоящего (хотя это наверное и круто, но он все же великоват). Я просто выпилил из фанеры и обмотал кожзаменителем. Затем надо придумать крепление (в зависимости от конструкции вашего руля). Руль должен свободно вращаться и на его оси необходимо установить переменный резистор на 100 кОм. Обязательно надо сделать ограничители (и по прочнее), не то на первом же повороте свернете резистору голову. К столу я креплю руль маленькими тисочками - очень удобно и надежно. Теперь педали - газ и тормоз. Можно сделать действительно педали и давить на них ногами (внутрь например поставить микрики), но я поступил проще - поставил переключатель на три положения (газ-нейтралка-тормоз) и закрепил возле руля, так как мой сынуля, сидя за компьютером, ногами до пола все равно не достает по причине своего малого возраста.

Распайка порта MIDI звуковой карточки:

N кон. Назначение N кон. Назначение
1 +5v для XY1 9 +5v для XY2
2 кнопка 1 10 кнопка 3
3 X1 11 X2
4 Ground 12 Ground
5 Ground 13 Y2
6 Y1 14 Кнопка 4
7 Кнопка 2 15 N.C.
8 N.C.

Кнопки для газа и тормоза. Сопротивление переменного резистора от 100 до 220 кОм - обязательно с линейной характеристикой типа "А" У меня стоит 100 кОм. RY - можно тоже использовать для управления газ-тормоз, хотя он нужен в любом случае при калибровке. В "Настройках" в "Панели управления" в "Игровых устройствах" в Windows"е добавить устройство "Джойстик 2 оси и 2 кнопки". Там же можно провести калибровку. В игрушке выбираешь пункт управление джойстиком. В любом случае в каждой игрушке есть калибровка джойстика (в частности в NeedForSpeed 1 она есть). Единственная проблема которая у меня возникла - это когда включаешь управление в игрушке на джойстик - переключение по пунктам тоже осуществляется этим джойстиком, поэтому стоит чуть-чуть повернуть руль от среднего положения и курсор сразу начинает летать по всем пунктам. И вообще при калибровке заметны колебания курсора, которые впрочем во время игры абсолютно ни на что не влияют. Причем я так думаю, что проблема именно в моей звуковой карточке, так как она сама по себе очень сильно шумит (самая дешевая, что поделаешь). Думаю, что при хорошей карточке таких проблем не будет вообще.

Купил я наконец-то себе новую звуковую карточку SB Live. Как я и ожидал - все проблемы с дрожанием курсора исчезли. Перестал летать курсор по меню и вообще работает все отлично. Я доволен. Как я говорил руль у меня выпилен из фанеры - я туго обмотал его толстым поролоном и уже поверх черным кожзаменителем. Получилось очень эстетично и просто классно. Вот думаю переделать крепление руля (поставить на подшипники что ли, чтоб не болтался). Купил небольшую аккуратную струбцину, чтобы крепить к столу. Осталось резистор RY закрепить где-нибудь, чтоб не висел на проводах и получится очень даже приличная конструкция. И играть приятно и другим показать не стыдно. Моему сыну уже пять и он гоняет как заправский гонщик.

Поставил себе NeedForSpeed III. Все очень здорово! Он сам обнаружил джойстик (т.е. руль) и встал на него. Я не глядя в настройки весь в нетерпении запускаю, ревут двигатели, переключаю тумблер на "газ". "3, 2, 1 GO!" все рванули вперед, а я поехал назад. Нормально. Захожу в настройки - все правильно: "вперед-назад" задано управление самим джойстиком (т.е. резистором RY), а у меня он не используется (но подключен! просто висит на проводах). Ставлю в настройках управление кнопками джойстика. Запускаю, газ на полную, поехали. Начало меня мотать по дороге как новичка-водителя упившегося в "зюзю". Очнь большая чувствительность руля - чуть повернул руль и уже скоблишь стены. Что-то не то. Начал разбираться, вошел в настройки джойстика. Есть там режим "мертвой зоны" центрального положения - уменьшил почти до нуля, стало гораздо лучше. Потом заметил, что у меня руль имеет небольшой люфт (болтается говоря по-русски), затянул потуже. И самое главное поворот руля у меня был градусов 120 (я так поставил ограничители), раньше это не мешало, а теперь пришлось их переставить - угол увеличился почти до 270 градусов. Больше резистор не позволит (хотя больше по-моему и не надо).

Машина перестала "рыскать" и больше не мотает со стороны в сторону. Небольшой поворот руля и машина делает плавный поворот по трассе, красиво, аж душа поет. Вот теперь ехать одно удовольствие и я теперь твердо знаю, что рулить курсорными клавишами с клавиатуры - это большое извращение. Единственный недостаток сейчас в моей конструкции - нет плавной регулировки скорости - резистор болтается на проводах - надо закрепить и рычажок приделать, чтоб цивильно было "газ" регулировать (или все же педали сделать), но это как время выберу.

А теперь вот подумываю, может еще и штурвал сделать. Я тут запустил Descent III. Он джойстик (т.е. мой руль) определил, я даже порулил немного вправо-влево и отдельным резистором RY вверх-вниз, а вперед-назад надо нажимать на клавиатуре, что очень неудобно, вот если бы было четыре кнопки, тогда вперед-назад можно перевести на них. Попробую как-нибудь задействовать кнопки от другого джойстика (выводы на разъеме МИДИ-порта 10, 14) может получится.

Добавь статью в закладки
Похожие материалы

Представьте, что вы решили модернизировать салон своего автомобиля. Заказали чехлы на сиденья из натуральной кожи, перетянули переднюю панель, потолок, двери и даже ручку коробки переключения передач. Но ваш новый интерьер будет выглядеть незаконченным, пока вы не измените внешний вид руля. Самый простой и быстрый способ сделать это - одеть рулевую оплётку.

Для чего нужна рулевая оплётка

Наверняка вы не раз задавались вопросом: а для чего вообще нужна оплётка, если руль можно просто покрасить в желаемый цвет? Для начала, она выполняет декоративную функцию. Вы можете выбрать подходящий материал и цветовую гамму и освежить тем самым салон автомобиля. Есть у оплётки и другие полезные функции. Например, она увеличивает толщину рулевого колеса, делая хват более удобным. Материал под вашими руками будет мягким, а в холодную погоду более тёплым, чем оригинальный пластик руля.

Кроме того, оплётка защищает сам руль от механических повреждений: царапин, сколов, потёртостей. Если материал испортился за время эксплуатации, оплётку легко снять и установить новую, в то время как сам руль придётся долго и тщательно реставрировать. Если же вам достался подержанный автомобиль, чей руль уже не может похвастаться заводским видом, такой чехол поможет скрыть все недостатки.

Ещё одна важная особенность: оплётка обеспечит надёжное сцепление между поверхностью руля и вашими руками. Ваши ладони не соскользнут в момент управления автомобилем, а значит, поездки будут более безопасными.

Внешний вид руля стал значительно дороже, выглядит теперь, как на автомобилях классом выше. Также хотелось бы особенно отметить, что руль стал толще, не таким скользким, как раньше, а самое главное - теперь он приятный на ощупь. Одним словом, доволен тем, что получилось, включая ценник и простоту установки.

Арсений https://www.drive2.ru/l/3031715/

Виды

Выбирая оплётку на руль, вы столкнётесь с большим разнообразием материалов. Среди самых популярных видов можно выделить следующие:

  • оплётки из натуральной и искусственной кожи;
  • меховые оплётки;
  • оплётки из проволоки;
  • накладки из силикона;
  • поролоновые чехлы.

В качестве отдельной категории можно выделить полезные оплётки: помимо своих основных функций, они обладают рядом дополнительных преимуществ. К ним, например, относятся чехлы на руль с подогревом и массажные накладки. Рассмотрим каждый из видов подробнее.

Кожаные оплётки

Как мы уже отмечали, кожа для изготовления оплёток используется как натуральная, так и искусственная. Разумеется, натуральная кожа будет более прочной, мягкой и приятной на ощупь, чем искусственная. Однако её цена может быть выше в 3–4 раза, что делает её недоступной для множества автомобилистов. Как искусственная (её ещё называют экокожей), так и натуральная кожа имеют хорошие эксплуатационные характеристики. Такой материал не выгорит на солнце и не вспучится от попадания внутрь влаги. Ему не страшны перепады температур.

Обычно чехлы из кожи выбирают представители мужского пола. Этот материал выглядит солидно и дорого, вписывается в интерьер любого автомобиля. Кожаный чехол может стать хорошим подарком на праздник.

Выбирая такую оплётку, отдайте предпочтение перфорированной коже. Она мягче на ощупь и лучше пропускает воздух, создавая дышащий эффект.

Меховые

Мех, используемый для рулевых оплёток, также может быть искусственным и натуральным. Натуральный мех лучше сохраняет тепло в холодную погоду. Хотя, если вы не катаетесь по городам заполярья, то искусственный материал справится ничуть не хуже. Часто при изготовлении чехлов используется овчина.

Искусственный мех с длинным ворсом часто окрашивают в яркие цвета, дополняют забавными элементами. Использование такого чехла будет выдавать во владельце автомобиля весёлую и беззаботную личность. Такие оплётки чаще всего выбирают молодые женщины.

Плетёные чехлы

Плетённые из проволоки чехлы ещё называют ретро-оплётками, потому что они были очень популярны в середине прошлого века. Сейчас такие оплётки используют те, кто хотят стилизовать своего железного коня под классический автомобиль времён Советского Союза.

Плетёные чехлы сохраняют свои основные функции: защиту руля от повреждений и от соскальзывания рук. В то же время их цена гораздо ниже, чем у кожаных и меховых аналогов. Самым популярным материалом для изготовления плетёных чехлов является обычная проволока с изоляцией, которая найдётся в гараже практически у каждого. Некоторые умельцы делают оплётки из жёстких и тонких бельевых верёвок.

Оплётку из проволоки можно заказать в специальных мастерских, а можно сделать самому, воспользовавшись схемами плетения. Используя разные цвета, можно создать собственный неповторимый дизайн руля.

Силиконовые и поролоновые чехлы

Часто для изготовления рулевых оплёток используется силикон или поролон. Технология изготовления помогает сделать чехлы из этих материалов недорогими, но отлично справляющимися со всем задачами. Цветовая гамма таких оплёток очень разнообразна: вы можете встретить как спокойные пастельные оттенки, так и яркие неоновые тона. На накладки из поролона часто наносят цветной узор, а прозрачный силикон защити ваш руль, но откроет его оригинальный внешний вид.

Полезные оплётки

К полезным чехлам, как уже было сказано ранее, можно отнести оплётки с подогревом. Материал при их изготовлении может использоваться любой, но чаще всего это натуральная или экокожа. Достаточно подключить провод от чехла к прикуривателю, и вы обеспечены дополнительным подогревом ладоней.

Массажные вставки на оплётках обычно изготавливаются из резины. Особый рельеф воздействует на определённые точки на ладонях, улучшает циркуляцию крови, тем самым предотвращая усталость и затекание рук.

Как правильно подобрать оплётку на руль

Приобретая оплётку, недостаточно выбрать только цвет и материал. Очень важно определить правильный размер и форму детали.

По размерам

Чехол обязательно должен подходить к рулю по размерам. Если вы выберете слишком маленький, то не сможете натянуть его, а слишком большой будет некрасиво болтаться и образовывать складки. Чтобы узнать диаметр рулевого колеса, воспользуйтесь метровой лентой.

Размерный ряд рулевых чехлов представлен следующими видами:

  • S - самый маленький размер, подходит для рулей диаметром от 35 до 36 см, обычно используется на небольших машинах, как Ока или Таврия;
  • M - средний размер для рулей 37–38 см, встречается на большинстве современных иностранных и отечественных легковых автомобилей с типом кузова седан, хетчбэк или лифтбэк;
  • L - большой размер, рассчитан на рули, чей диаметр составляет 39–40 см;
  • XL - диаметр руля 41–43 см, обычно встречается на автомобилях УАЗ и ГАЗель
  • 2XL - такой размер встречается у некоторых импортных грузовиков, диаметр руля которых составляет 47–48 см.
  • 3XL - для рулей диаметром 49 см, встречается у отечественных КАМАЗов.

Будет надёжнее, если вы изготовите чехол самостоятельно или закажете его в специальной мастерской. Профессионалы точно измерят диаметр вашего рулевого колеса и подготовят оплётку, идеально подходящую по размерам.

По марке и модели автомобиля

Чтобы узнать диаметр своего руля, загляните в руководство по эксплуатации. У разных моделей диаметр может незначительно отличаться. Если не хотите рисковать с подбором чехла по размеру руля, воспользуйтесь готовым решением: в продаже можно найти специальные оплётки, сделанные по лекалу для большинства популярных автомобилей. Вбейте в поисковой строке запрос с указанием вашей модели и выбирайте из множества предложенных вариантов.

Приобретая чехол таким образом, вы можете быть уверены, что он подойдёт не только по диаметру руля, но и по толщине обода, а также расположению спиц и кнопок.

По виду

Тут всё просто: определили размер и модель, следом можно приступать и к визуальному отбору. В первую очередь определитесь с материалом. Кожа, мех или современные синтетические материалы создадут кардинально разный имидж вам и вашему автомобилю. Продумайте цветовую гамму салона: если он полностью обшит кожей чёрного цвета, то ярко-розовый длинный мех будет выглядеть нелепо. Если в обшивке встречаются вставки красного, бежевого, синего или других контрастных оттенков, руль в подобной гамме поддержит цветовое решение.

Как сделать своими руками - инструкция

Если вы не хотите тратиться на уже готовые оплётки, то вполне можете сделать её своими руками. Для этого вам понадобится стандартный набор швейных принадлежностей, сам материал для оплётки, выкройка, а также немного времени и терпения.

Материалы и инструменты

В первую очередь подготовьте все необходимые материалы и инструменты. К ним относятся:

  • выбранный материал для нового чехла;
  • старый чехол (если есть);
  • пищевая плёнка;
  • малярный скотч;
  • маркер;
  • портняжный мел;
  • острые портняжные ножницы и канцелярский нож;
  • специальные нити для работы с кожей;
  • швейная машинка, подходящая для работы с кожей (или для выбранного вами материала);
  • клей.

Процесс создания чехла для руля

Процесс создания рулевой оплётки будет различаться в зависимости от того, собираетесь ли вы закрывать чехлом спицы. Если нет, то сделать его будет гораздо проще.

  1. Метровой лентой измерьте два главных параметра: длину окружности руля (будущая длина изделия), а также окружность самого обода (будущая ширина изделия).
  2. Основываясь на этих цифрах, вырежьте полоску кожи соответствующей длины и ширины. Если вы используете кожу, которая отличается высокой эластичностью, отступите около 1 мм внутрь детали. Это позволит лучше и плотнее натянуть получившийся чехол на руль.
  3. Прострочите деталь швейной машинкой на расстоянии около 3 мм от края с обеих сторон.

Если же вы хотите, чтобы чехол закрывал спицы, вам обязательно нужно сделать лекала для будущей выкройки. Делается это следующим образом.

  1. Плотно обмотайте руль пищевой плёнкой.
  2. Поверх плёнки наклейте малярный скотч в несколько слоёв. Он должен покрывать всю поверхность рулевого колеса, без зазоров. Уделяйте особое внимание спицам.
  3. Маркером проведите линию по центру внутренней части обода руля. Сейчас вы обозначаете место будущего шва. Разделите руль на секции от спицы до спицы. При желании вы можете сделать только один шов - центральный, но в этом случае вам придётся очень постараться при шнуровке.
  4. Канцелярским ножом разрежьте малярный скотч по обозначенным линиям и снимите его с руля. У вас получились своеобразные лекала.
  5. Приложите получившиеся лекала к изнаночной стороне материала, из которого будет изготовлен чехол. Мелом аккуратно перенесите контуры, соблюдая все изгибы.
  6. Вырежьте получившуюся деталь. Если вы используете кожу, которая отличается высокой эластичностью, отступите около 1 мм внутрь детали. Это позволит лучше и плотнее натянуть получившийся чехол на руль.
  7. Прострочите деталь швейной машинкой на расстоянии около 3 мм от края с обеих сторон. При желании вы можете сшить детали между собой.
  8. Края деталей промажьте тонким слоем клея и зафиксируйте на руле. Если вы не сшивали их ранее, следите, чтобы стыки были незаметны.

Изготовление выкройки для рулевой оплётки

Сшить оплётку своими руками будет гораздо легче, если у вас уже есть старый чехол. Всё, что вам нужно, это распороть его по швам и перенести контуры на новый материал, а затем вырезать, прострочить и надеть на руль.

Как правильно одеть и зашнуровать оплётку

Теперь вам предстоит правильно надеть и зашнуровать получившуюся оплётку. Этот процесс будет различаться, хоть и не кардинально, в зависимости от того, предполагает ли чехол закрывание спиц руля.

Способы установки на руль со спицами и без них

Главное отличие - это необходимость демонтажа руля. Если оплётка не рассчитана на спицы, вы можете закрепить её, оставив руль на своём месте. А вот для установки чехла с материалом для спиц, вам придётся снять рулевое колесо штатным способом.

Перед демонтажем руля не забудьте отключить аккумулятор. Если в его корпусе содержится подушка безопасности, то выждите не менее 5 минут перед тем, как начать разбирать руль.

В продаже встречаются цельные чехлы, которые не нужно зашнуровывать. Они надеваются на верхнюю часть руля, а затем с усилием натягиваются на всё колесо. Желательно, чтобы при этом кто-то помогал, фиксируя накладку в верхней части. Иначе она может соскользнуть. Края такого чехла сомкнутся, и вам не придётся тратить драгоценное время на шнуровку.

Если вы изготовили оплётку своими руками, или купили вариант, предполагающий шнуровку, вам придётся закрепить её самостоятельно. Это довольно долгий, но совершенно несложный процесс. Вам не нужно уметь шить и делать красивые стежки, ведь всё необходимое уже готово.

  1. Если ваш чехол изготовлен из натуральной кожи, замочите его в тёплой воде на 15–20 минут. Это повысит эластичность материала
  2. Вооружитесь швейной иглой. Она не должна быть особенно толстой, так как вам придётся пропускать её под нитками.
  3. Вам не нужно будет прокалывать материал иглой. Обратите внимание на строчку, которую вы (или завод-изготовитель) сделали в пунктах № 3 и 7 инструкций по изготовлению выкройки. Пропускайте иглу под стежками и стягивайте материал.
  4. Начните с нижней части руля и двигайтесь против часовой стрелки. Удобнее всего делать первую стяжку в начале одной из нижних спиц.
  5. Тщательно расправляйте и слегка натягивайте материал. Старайтесь избежать складок и перекосов.
  6. Обработайте весь шов подобным образом. На спицах вам придётся закреплять и обрывать нить. Можете заранее прикинуть необходимую длину и количество нитей, замерив расстояние между спицами.
  7. Когда оплётка будет полностью закреплена, ещё раз разровняйте её и просушите. После этого материал будет плотно облегать руль.

Если в каких-то местах не получается идеально натянуть кожу, прогрейте её обычным феном. При повышении температуры, её эластичность увеличивается.

Надел на руль, выставил шов по центру, начал разбираться с ниткой. Решил шить через одну, просто посмотрел как обшиты кожаные рули на машинах с завода. В итоге часа полтора-два работы и руль готов. Нитки ещё метр точно остался. Сейчас он смотрится вообще как родной, по рулю всё село. Результатом очень доволен, руль стал удобнее и приятен на ощупь.

Тёма Воробьёв https://www.drive2.ru/l/422671/

Видео: установка оплётки на руль

Виды шнуровки рулевой оплётки

Шнуровать оплётку ненамного сложнее, чем шнуровать ботинки. Вы можете использовать нити в тон материалу. В этом случае нет большой разницы, каким именно методом вы будете шнуровать оплётку. Но если вы хотите придать своему рулю необычный вид, воспользуйтесь нитями одного или более контрастных цветов. Яркие нити можно использовать ещё на этапе, когда деталь прострачивается.

Стяжка оплётки может производиться несколькими способами. Кому какой удобнее и милее. Я использовал самый простой, когда нить продевается в каждый шов, окаймляющий оплётку по контуру и стягивающий её на подобие обувного шнурка. Нить была того же цвета, решение - временное - так что я не стал выпендриваться. На будущее были планы использовать красную нить для стяжки. Но, для этого как минимум нужна нормальная кожа + дополнительная обшивка как минимум рычага АКПП. Чтобы отделка ключевых элементов не отличалась друг от друга.

maa http://mysku.ru/blog/aliexpress/17827.html

Некоторые виды шнуровки предполагают одновременное использование двух иголок с нитками. Внимательно изучите и выберите схему, которая подходит вам больше всего.

Шнуровка макраме выглядит довольно необычно, поэтому часто применяется при фиксации рулевой оплётки. Нить продевается под стежком, протягивается к противоположной стороне, а затем проходит под стежком, расположенным на один выше. Таким образом, получается диагональная шнуровка через каждый второй стежок с обеих сторон. Нить плотно затягивается и формируется шов.

Видео: шов макраме

Для того чтобы сделать шнуровку, называющуюся спортивной, необходимо начать плетение предыдущим методом, а перед окончательной стяжкой пустить вторую нить, которая таким же образом пройдёт под всеми пропущенными стежками. Такое двойное макраме и считается спортивной шнуровкой.

Существует второй вариант спортивной шнуровки. При нём используется всего одна нить, и она продевается в каждый стежок, без пропусков. После стягивания шов выглядит очень интересно.

Видео: второй вариант спортивного шва

А также существуеют способы шнуровки, для которых не нужна начальная строчка. Отверстия для нити пробиваются с помощью специального устройства. К таким швам относятся косичка, ёлочка и некоторые другие. Схемы плетения вы можете понять, изучив следующее изображение и видео.

Видео: шов «ёлочка»

Видео: шов «крестик»

В технике шиться ничего сложного нет, цепляем иголкой сначала петлю на одной стороне оплётке, потом на другой, затем снова на первой и так далее. Я сначала просто «шнуровал» оплётку, а после того как все «зашнуровал» уже протягивал нить. Делал я это по нескольким причинам. Во-первых, с первого же участка затягивать не получится, потому что противоположный конец оплётки не закреплён, и, во-вторых, так как скотч не приклеится, края оплётки достаточно сильно гуляли по рулю.

SC0RPI0N http://mysku.ru/blog/aliexpress/34499.html

Помните, что стороны материала нужно стягивать только после того, как вы пропустите шнурующую нить под всеми необходимыми стежками . Так сформированный шов будет ровнее. Для того чтобы результат был более качественным, потренируйтесь на участке оплётки до того, как надевать её на руль. Если вас устраивает, как выглядит выбранный шов, смело устанавливайте чехол на рулевое колесо.

Сделать оплётку на руль автомобиля под силу практически любому. Если вы делаете это впервые, остановитесь на варианте чехла без спиц. Если у вас уже есть опыт перетяжки других деталей, то можете выбрать более сложные материалы и методы. Что касается процесса шнуровки, то он отнимает больше времени, чем сил. Если вы или производитель заранее побеспокоились о строчке на деталях, всё, что вам остаётся, это продевать под стежками нить так, будто вы шнуруете любимые кросовки. А разнообразие швов и плетений поможет сделать ваш руль непохожим на другие. И если сделать оплётку на руль так просто, то почему бы не сэкономить на услугах автомобильных ателье?

Чтобы поиметь себе вот такой руль, да еще и педали, достаточно купить несколько деталей, прочитать инструкции и советы и немного поработать руками. Если у тебя руки растут откуда надо, ты умеешь паять и понимаешь то, что читаешь, то все получится с первого раза. А если ты сушишь кошку в микроволновке потому, что это не запрещено мануалом, - что ж, мои соболезнования...


Как все это работает

Большинство персональных компьютеров, используемых для игр, имеет звуковую карту. На этой карте есть геймпорт, в который можно подключать джойстики, геймпады, рули и прочее. Все эти устройства используют возможности игрового порта одинаково - разница лишь в конструкции устройства, а человек выбирает такое, какое является наиболее подходящим и удобным для той игры, в которую он играет.

Геймпорт персонального компьютера поддерживает 4 переменных сопротивления (потенциометра) и 4 мгновенных кнопки-выключателя (которые включены, пока нажаты). Получается, что можно в один порт подключить 2 джойстика: по 2 сопротивления (одно - влево/вправо, другое - вверх/вниз) и по 2 кнопки на каждый.

Если посмотреть на звуковую карту, то можно без труда разглядеть геймпорт, как на этом рисунке. Синим цветом указано, каким иголкам в порту соответствуют функции джойстика: например j1 Х означает «джойстик 1 ось Х» или btn 1 - «кнопка 1». Номера иголок показаны черным цветом, считать надо справа налево, сверху вниз. при использовании геймпорта на звуковой плате нужно избегать подключений к иголкам 12 и 15. Саундкарта использует эти выходы для midi на передачу и прием соответственно.

В стандартном джойстике потенциометр оси Х отвечает за движение рукоятки влево/вправо, а сопротивление оси Y - вперед/назад. Применительно к рулю и педалям, ось Х становится управлением, а ось Y соответственно дросселем и тормозом. Ось Y должна быть разделена и подключена так, чтобы 2 отдельных сопротивления (для педалей газа и тормоза) действовали как одно сопротивление, как в стандартном джойстике.

Как только станет ясна идея геймпорта, можно начинать проектировать любую механику вокруг основных двух сопротивлений и четырех выключателей: рулевые колеса, рукоятки мотоцикла, контроль тяги самолета... насколько позволяет воображение.

В этом разделе будет рассказано, как сделать основной модуль руля: настольный кожух, содержащий почти все механические и электрические компоненты руля. электрическая схема будет пояснена в разделе «проводка», здесь же будут охвачены механические детали колеса.

  1. Рулевое колесо;
  2. Ступица колеса;
  3. Вал (болт 12мм x 180мм);
  4. Винт (держит подшипник на валу);
  5. 12мм подшипник в опорном кожухе;
  6. Центрирующий механизм;
  7. Болт-ограничитель;
  8. Шестерни;
  9. 100к линейный потенциометр;
  10. Фанерная основа;
  11. Ограничитель вращения;
  12. Скоба;
  13. Резиновый шнур;
  14. Угловой кронштейн;
  15. Механизм переключения передач.

На рисунках вверху показаны общие планы модуля (без механизма переключения передач) сбоку и в виде сверху. Для придания прочности всей конструкции модуля используется короб со скошенными углами из 12мм фанеры, к которому спереди прикреплен 25мм выступ для крепления к столу.

Рулевой вал сделан из обычного крепежного болта длиной 180мм и диаметром 12мм. Болт имеет два 5мм отверстия - одно для болта-ограничителя (7), ограничивающего вращение колеса, и одно для стального пальца механизма центрирования, описанного ниже. Используемые подшипники имеют 12мм внутренний диаметр и прикручены к валу двумя винтами (4).

Центрирующий механизм - механизм, который возвращает руль в центральное положение. Он должен работать точно, эффективно, быть простым и компактным. Есть несколько вариантов, здесь будет описан один из них.

Механизм (рис. сверху) состоит из двух алюминиевых пластин (2), толщиной 2мм, через которые проходит рулевой вал (5). Эти пластины разделены четырьмя 13мм вкладышами (3). В рулевом валу просверлено 5мм отверстие, в которое вставлен стальной стержень (4). 22мм болты (1) проходят через пластины, вкладыши и отверстия, просверленные в концах стержня, фиксируя все это вместе. Резиновый шнур накручивается между вкладышами на одной стороне, затем по вершине рулевого вала, и, наконец, между вкладышами с другой стороны. натяжение шнура можно менять, чтобы регулировать сопротивление колеса.

Чтобы избежать повреждений потенциометра, необходимо сделать ограничитель вращения колеса. Практически все промышленные рули имеют диапазон вращения 270 градусов. Однако здесь будет описан механизм поворота на 350 градусов, уменьшить который будет не проблема. Стальной г-образный кронштейн, длиной 300мм (14) прикрепляется болтами к основе модуля. Этот кронштейн служит для нескольких целей:

  • является местом крепления резинового шнура центрирующего механизма (два болта m6 по 20мм в каждом конце);
  • обеспечивает надежную точку останова вращения колеса;
  • усиливает всю конструкцию в момент натяжения шнура.

Болт-ограничитель (7) м5 длиной 25мм вкручивается в вертикальное отверстие в рулевом валу. Непосредственно под валом в кронштейн вкручивается болт 20мм m6 (11). Для уменьшения звука при ударе на болты можно одеть резиновые трубочки. Если нужен меньший угол поворота, тогда в кронштейн надо вкрутить два болта на необходимом расстоянии.

Потенциометр крепится к основанию через простой уголок и соединяется с валом. Максимальный угол вращения большинства потенциометров составляет 270 градусов, и если руль разработан для вращения в 350 градусов, то необходим редуктор. Пара шестерен с поломанного принтера подойдут идеально. Нужно только правильно выбрать количество зубов на шестернях, например 26 и 35. В этом случае передаточное число будет 0.75:1 или вращение на 350 градусов руля даст 262 градуса на потенциометре. Если руль будет крутиться в диапазоне 270 градусов, то вал соединяется с потенциометром напрямую.

Основа модуля делается аналогично модулю руля из 12мм фанеры с поперечиной из твердой древесины (3) для крепления пружины возврата. Пологая форма основы служит подставкой для ног. Стойка педали (8) сделана из 12мм стальной трубки, к верхнему концу которой крепится болтами педаль. Через нижний конец стойки проходит 5мм стержень, который держит педаль в монтажных кронштейнах (6), прикрученных к основанию и сделанных из стального уголка. Поперечина (3) проходит через всю ширину педального модуля и надежно (должна выдерживать полное растяжение пружин) приклеивается и привинчивается к основанию (2). Пружина возврата (5) крепится к стальному винту с ушком (4), который проходит через поперечину прямо под педалью. Такая конструкция крепления позволяет легко регулировать натяжение пружины. Другой конец пружины цепляется к стойке педали (8).

Педальный потенциометр установлен на простом L-кронштейне (14) в задней части модуля. Тяга (11) крепится к приводу (12) на втулках (9, 13), позволяя сопротивлению вращаться в диапазоне 90 градусов.

Рычаг коробки передач представляет собой алюминиевую конструкцию, как на рисунке снизу. Стальной стержень (2) с нарезанной резьбой крепится к рычагу через втулку (1) и проходит через отверстие, просверленное в Г-образном кронштейне на основании модуля руля. С обеих сторон отверстия в кронштейне на стержень установлены две пружины (1) и затянуты гайками так, чтобы создавалось усилие при движении рычага. Две большие шайбы (4, 2) располагаются между двумя микровыключателями (3), которые прикручены один на другом к основанию. Все это хорошо видно на рисунках снизу.

Справа на рисунке показан альтернативный механизм переключения передач - на руле, как в болидах формулы 1. Здесь используется два маленьких шарнира (4), которые установлены на ступицу колеса. Рычаги (1) крепятся к шарнирам таким способом, чтобы они могли двигаться только в одном направлении, т. е. к колесу. В отверстия в рычагах вставляются два маленьких выключателя (3), так, чтобы при нажатии они упирались в резиновые подушечки (2), приклеенные к колесу и срабатывали. Если выключатель имеет недостаточно жесткое давление, то возврат рычагов можно обеспечить пружинами (5), установленными на шарнир.

Проводка

Немного о том, как работает потенциометр. Если снять с него крышку, то можно увидеть, что он состоит из изогнутой токопроводящей дорожки с контактами А и С на концах и бегунка, соединенного с центральным контактом В (рис 11). Когда вал вращается против часовой стрелки, то сопротивление между А и В увеличится на то же самое количество, на какое уменьшается между С и В.

Подключается вся система по схеме стандартного джойстика, имеющего 2 оси и две кнопки. Красный провод всегда идет на средний контакт сопротивления, а вот фиолетовый (3) может быть подключен на любой из боковых, в зависимости от того, как установлено сопротивление.

С педалями не так все просто. Поворот руля эквивалентен движению джойстика влево/вправо, а нажатие педалей газ/тормоз соответственно - вверх/вниз. И если сразу нажать на обе педали, то они взаимно исключат друг друга, и ни какого действия не последует. Это одно-осевая система подключения, которую поддерживает большинство игр. Но многие современные симуляторы, типа GP3, F1-2000, TOCA 2 и т.д., используют двух-осевую систему газ/тормоз, позволяя применять на практике методы управления, связанные с одновременным использованием газа и тормоза. Ниже показаны обе схемы.

Так как много игр не поддерживают двойную ось, то будет разумно собрать коммутатор (рис. снизу), который позволит переключаться между одно- и двух-осевой системой переключателем, установленным в педальном модуле или в «приборной панели».

Электрические компоненты

Деталей в описываемом устройстве не много, и самые главные из них - потенциометры. Во-первых, они должны быть линейными, сопротивлением в 100к, и ни в коем случае не логарифмическими (их иногда называют аудио), потому что те предназначены для аудио-устройств, типа регуляторов громкости, и имеют нелинейную трассу сопротивления. Во-вторых, дешевые потенциометры используют графитовую трассу, которая износится весьма быстро. В более дорогих используются металлокерамика и токопроводящий пластик. Такие проработают намного дольше (примерно - 100,000 циклов).

Выключатели - любые какие есть, но, как было написано выше, они должны иметь мгновенный (то есть незапирающий) тип. Такие можно достать из старой мыши.

Стандартный разъем джойстика D-типа с 15 иголками продается в любом магазине, где торгуют радиодеталями.

Провода любые, главное, чтобы их можно было легко припаять к разъему.

Подключение и калибровка

Внимание!!! Все тесты должны проводиться на отключенном от компьютера устройстве.

Сначала надо визуально проверить паяные соединения: нигде не должно быть посторонних перемычек и плохих контактов.

Затем надо откалибровать рулевой потенциометр. Так как используется сопротивление 100к, то можно измерить прибором сопротивление между двумя соседними контактами и настроить на 50к. Однако, для более точной установки, нужно замерить сопротивление потенциометра, повернув руль до упора влево, затем до упора вправо. Определить диапазон, затем разделить на 2 и прибавить нижний результат измерений. Полученное число и надо выставить, используя прибор. За неимением измерительных приборов, нужно выставить потенциометр в центральное положение, насколько это возможно. Потенциометры педалей при установке должны быть слегка включены. Если применяется одно-осевая система, то сопротивление педали газа должно быть установлено в центр (50к на приборе), а сопротивление тормоза быть выключено (0к). Если все сделано правильно, то сопротивление всего педального модуля, измеренное между иголками 6 и 9, должно уменьшиться, если нажать на газ, и увеличится - если на тормоз. Если это не случится, тогда надо поменять местами внешние контакты сопротивлении. Если применяется схема двух-осевого подключения, то оба потенциометра могут быть установлены на ноль. Если есть переключатель, то проверяется схема одно-осевой системы.

Перед соединением с компьютером, необходимо проверить электрическую цепь, чтобы не возникло короткого замыкания. Здесь потребуется измерительный прибор. Проверяем, что нет контакта с питанием +5v (иголки 1, 8, 9 и 15) и землей (4, 5 и 12). затем проверяем, чтобы был контакт между 4 и 2, если нажать кнопку 1. Тоже самое между 4 и 7, для кнопки 2. Далее проверяем руль: сопротивление между 1 и 3 уменьшается, если повернуть колесо влево, и увеличивается, если вправо. В одно-осевой системе сопротивление между иголками 9 и 6 уменьшится, когда нажата педаль газа, и увеличивается, когда нажат тормоз.

Последний этап - подключение к компьютеру. Подключив штекер к саундкарте, включаем компьютер. Заходим в «Панель управления - Игровые устройства» выбираем «добавить - особый». Ставим тип - «джойстик», осей - 2, кнопок 2, пишем имя типа «LXA4 Super F1 Driving System» и давим OK 2 раза. Если все было сделано правильно и руки растут от куда надо, то поле «состояние» должно измениться на «ОК». Щелкаем «свойства», «настройка» и следуем инструкциям на экране.

Остается запустить любимую игрушку, выбрать в списке свое устройство, если потребуется, дополнительно его настроить, и все, в добрый путь!

Алексей Ч. (lxa4 at yandex dot ru )

mob_info