Илиада гомера как героическая эпическая поэма. Урок на тему: "Гомер. Краткий рассказ о Гомере. "Илиада" и "Одиссея" как эпические поэмы. изображение героев и героические подвиги в поэме "Илиада". описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни". Особен

До эпоса были созданы мифы, а также поэтические формы, связанные с религиозной и бытовой практикой – тренос, энкомий, трудовая песня и др.

Историческая основа поэмы «Илиада»

Троянская война отдалена от нас не менее чем 3-мя тысячелетиями, но это признанный исторический факт. Союз ахейских царей во главе с правителем Микен Агамемноном выступил против троянского племенного (видимо, фракийско-анатолийского объединения).

В поэме два лагеря: материковые греки зовутся ахейцы, данаи, аргивяне (Аргос). Троянцы – илионцы, дарданцы : Ил – правнук Дардана (троянские эолийцы).

Место великого побоища – самый стык Европы и Азии. Тема какой-либо войны безрадостна, но войны наполняют обозримую историю человечества. (Древняя игра в войну и любовь). Одна из первых – Троянская, наиболее известная в европейской литературной традиции. Она – главнейшая тема самых ранних песен, исполнявшихся в Древней Греции народными певцами –аэдами. Созданные по воспоминаниям о ней поэмы Гомера положили начало всей европейской художественной культуры.

О раскопках, произведенных Шлиманом, см. в книге: Штоль Генрих Александр. Генрих Шлиман: Мечта о Трое. - М.: Мол.гвардия, 1991. - 432 с. ГЕНРИХ ШЛИМАН(1822-1890). Раскопки вел в 70-80-е гг. 19 столетия.

«… Шлиман навсегда останется человеком, который нашел Трою и подарил нам целое тысячелетие греческой истории, или, точнее говоря, истории человечества. Шлиман открыл тысячелетие греческой истории и заставил заговорить даже камни. Он вырвал из недр земли то, что она с незапамятных времен хранила и прятала».

«Ночь забвения опустилась над этим холмом, и только лягушки квакали в болотах Скамандра, да изредка доносился издали скрип турецкой арбы. И вот теперь, через три с лишним тысячи лет после гибели Трои, стоит здесь худой пятидесятилетний человек, у которого нет никакого иного оружия, кроме любимого им Гомера и слепой веры в него, стоит и смотрит на холм Гиссарлык. Глаза его сверлят землю, как глаза скульптора – глыбу мрамора. Как тот видит скрытую в камне фигуру, которая только и ждет, чтобы резец вызволил ее на свободу, так и Шлиман видит глубоко в недрах холма стены Трои, которые дожидались его три тысячи лет» (с.227).

«Гиссарлык всегда был местом, где возводились постройки; после разрушения Трои на протяжении полутора тысяч лет один город за другим строился на развалинах предыдущего».(Г.Штоль).

Шлиман открыл Трою(1876) и культуру более древнюю, чем культура гомеровской Греции. Гомер пишет о прошлом – это микенская культура, пришедшая на смену критской. Открытие Шлимана – культура Греции началась не с Гомера, а со 2 тыс. до н.э. Ранний период греческой истории – микенская эпоха 15-12 вв. до н.э.


Н.Флоренсов: «Особое отношение к поэмам Гомера еще и в том, что они имеют огромное значение для исторической науки, т.к. относятся к переходной эпохе между высокоразвитым общинно-родовым и зародившимся в его недрах рабовладельческим строем. Читая поэмы, мы оказываемся как бы свидетелями великого рубежа в истории материальной культуры человечества – вплотную надвинувшейся смены бронзового века железным».

Мир Гомера соткан из нескольких веков. Война под Троей – 13 век; песнь о ней – 8 век. «Илиада» - не историческая летопись, а легендарно-мифологическая поэма.

Мифологическая основа . Сюжеты «Илиады» и «Одиссеи» взяты из Троянского цикла мифов. Сборы греческого войска для похода на Трою подтверждают сепаратизм и панэллинизм как тенденции греческой жизни. Межполисное общение направлено на поддержку общегреческих традиций (спортивные игры, оракулы и др.)

Троянский цикл . Пелей, сын Эака, берет в жены Фетиду, морскую богиню. Свадьба. Эрида. Яблоко раздора. Суд Париса (Александра). Возвращение Париса в Трою. Его поездка в Спарту. Похищение Елены, жены Менелая (Он и его брат Агамемнон – Атриды, дети Атрея, - Тиест – Пелопс – Тантал). Сборы войска греков. Плавание. Гавань в Авлиде – змей поедает 9 птиц, Калхас разъясняет – 10 лет войны предстоит. Одиссей спрыгивает на щит – Протесилай гибнет. Осада. Троянский конь.

Троянская война была основной канвой для самой ранней, еще дописьменной народной поэзии, сыгравшей немалую роль в сохранении и распространении мифологии. Аэд – певец, исполнитель героических сказаний, импровизатор. Рапсод – сшиватель песен.

Психологическая составляющая (психология воинской доблести). Н.Флоренсов: «Жизнь в наилучших природных условиях Средиземноморья при обилии даров земли и моря, полнокровность, здоровье духа и тела сделали древних греков страстными потребителями жизненных благ, и наивысшего из них – обладания прекрасными женщинами, чего они не могли не отнести также к блаженству своих богов». Битва за женщину – центральный мотив и древнеиндийского эпоса «Махабхарата». Древняя игра в войну и любовь, причем ярко выраженный эротический характер действа требовал кровавой неистовости. Согласно Н.Флоренсову, выявлена чувственная подоплека воинской доблести, будоражащий выход за пределы собственного эгоизма, в тревожную атмосферу риска для жизни; глубокое сочувствие при виде доблести боевого товарища, упоение, черпаемое в верности и самоотверженности. Это переживание, устремляющееся к благородному образу человеческого совершенства, родственного греческой калокагатии, напряженного чаяния прекрасной жизни, столь сильно воодушевлявшего последующие столетия. Но вместе с тем и маска, за которой – мир корыстолюбия и насилия.

Трансформация мифа. Мифы о Троянской войне, обработанные в форме эпоса, являются мифологизированными историческими преданиями. На стыке мифа и исторического предания (историческое предание соперничает с мифом) складывается и священная история типа библейских повествований. Гомер – своего рода библия древних греков, в его поэмах исторические воспоминания мифологизируются и сакрализуются. Предания воспроизводят мифологические схемы, прикрепляя их к историческим событиям. Легенды более сакрализованы, склонны к изображению «чудес» и «фантастики». Эпический фон заполнен богами. Но при этом у Гомера – классическая стадия в истории эпоса – воинские сила и храбрость, неистовый героический характер полностью заслоняют колдовство и магию. Мифическое раннее время преобразуется в славную эпоху ранней могучей государственности.

Гомер соединил в одном целом пласты мифологического и исторического бытия.

Сюжет «Илиады»: события 10-го года осады Трои (51 день), изложение не охватывает последних событий войны и оканчивается смертью и погребением главного троянского героя Гектора.

Содержание сосредоточено вокруг гнева Ахилла. (Буало: «Не накопичуйте без ладу різних дій,/ сам тільки Ахиллес та гнев його страшний /гомерів архитвір виповнюють до краю») Иногда встречаются отступления, как перечисление сил ахейцев и троянцев (песнь 2-я – «список кораблей» . Гомер: «Всех же бойцов рядовых не могу ни назвать, ни исчислить/ Если бы десять имел языков я и десять гортаней/ Если б имел не слабеющий голос и медные перси». Осип Мандельштам: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел наполовину»); как характеристика главных героев ахейского войска, вложенная в уста Елены - «смотр со стены» (песнь 3-я). Преобладают батальные сцены с участием отдельных героев и военные советы. Экспозиция – мор в ахейском лагере. Завязка – ссора Ахилла и Агамемнона, кульминация – гибель Патрокла (песнь 16-я); развязка – месть Ахилла и погребение героев (22 – гибель Гектора; 23-24- похороны). Тип героя. Эпос – об аристократии (родоплеменная аристократия – басилевсы); с этим высоким статусом связан максимум самореализации, который пленяет слушателей, сублимирует их собственные чаяния). Главный герой – Ахилл – цельная и благородная натура, олицетворение той военной доблести, которая служит идеологической основой всей поэмы. Ахилл и Гектор – «сверкающие светила «Илиады» (А.Боннар). Нестор – вечный тип мудрого старца, вспоминающего годы юности и дающего наставления. Престарелый троянский царь Приам – тип патриарха, окруженного многочисленной семьей.

Сюжет «Одиссеи» (сказочно-бытовая поэма) – последние 40 дней 10-летнего странствия Одиссея на обратном пути из Трои в Итаку. (Война и путешествие – архетипические сюжеты). С «Илиадой» соединена хронологически (в мифологическом времени и времени создания). Песнь 1-4-я связана с сыном Одиссея Телемахом – тип идеального юноши, эфеба. 5-я песнь – собрание богов (повтор начальной сцены 1-й песни ) . Рассказ Одиссея на пиру у царя феаков Алкиноя (9-12 песни) дает представление обо всех предыдущих злоключениях героя (Киконы – лотофаги – циклопы – Эол – лестригоны – Кирка-Цирцея – царство Аида – Кирка – Сирены – Сцилла и Харибда – быки Гелиоса (о.Тринакрия) – Калипсо – феаки – Итака). Песнь 24-я - свидание Одиссея с отцом Лаэртом и восстание родичей убитых женихов.

(VIII в. до н.э.)

Гомеровский вопрос: личность Гомера и происхождение его поэм.

Социально-историческая основа героического эпоса: связь гомеровских поэм с эпохой, их породившей (эпохой перехода от общинно - родовой формации к рабовладельческой). "Эпос есть первый зрелый плод в сфере поэзии только что пробудившегося сознания народа. Эпопея может явиться только во времена младенчества народа, когда его жизнь еще не распалась на две противоположные стороны – поэзию и прозу, когда его история есть еще только предание, когда его понятия о мире суть еще религиозные представления, когда его сила, мощь и свежая деятельность проявляется только в героических подвигах" (В.Г. Белинский).

Мифологическая основа гомеровского эпоса - цикл сказаний о Троянской войне.

Переводы Гомера.

Гомеровский эпос: содержание и композиция. Художественное единство гомеровского эпоса.

Жанровая специфика гомеровского эпоса.

Понятие о героическом эпосе-эпопее (В.Г.Белинский "Разделение поэзии на роды и виды").

Поэмы Гомера как героический эпос :

1. универсальность и грандиозность образа мира (мир как Космос, Универсум, огромные народные массы, люди и боги – действующие лица эпопеи);

3. предмет изображения - событие общенародного, общенационального характера , которое "пробуждает, вызывает наружу и напрягает все внутренние силы народа", - Троянская война ("Гомер, не бывши современником Троянской войны... был полон гулом падения священного Илиона");

4. "абсолютная эпическая дистанция ", определяющая объективированный принцип изображения и особенности авторской позиции в эпопее, когда личностное, субъективное начало отступает на второй план ("все внутреннее глубоко уходит… во внешнее"), автор как бы "растворяется" в событии ("В эпопее господствует событие..."; "сам поэт еще смотрит на событие глазами своего народа, не отделяя от этого события своей личности").



5. тема героического подвига - основная в эпопее ("Во времена младенчества народа жизнь его преимущественно выражается в удальстве, храбрости и героизме");

6. герои эпопеи - "полные представители национального духа " ("герой преимущественно должен выражать своею личностью всю полноту сил народа, всю поэзию его субстанциального духа"); «завершенность » человека в эпосе (М.М. Бахтин: «…сплошь завершен и закончен. Он завершен на высоком героическом уровне… он весь здесь, от начала и до конца, он абсолютно равен себе самому»).

" Стилевое своеобразие гомеровского эпоса.

Принципы эпического стиля (по А.Ф.Лосеву) и их преломление в гомеровском эпосе.

1. Объективность повествования: картина мира предстает в героическом эпосе как объективная, существующая как бы вне и независимо от личного сознания художника. Отступления Гомера от принципа объективности повествования - непрямое, косвенное вмешательство автора в изображаемое (описание щита Ахиллеса, место этого эпизода в XVIII п. "Илиады").

2. Обстоятельная деловитость эпоса: любовное внимание ко всякого рода подробностям (в эпосе нет мелочей - все важно и значительно, всякая деталь несет на себе печать великого события, является принадлежностью героического быта).

У Гомера обстоятельная деловитость обусловливает частое обращение к приему ретардации (нарочитая задержка действия): прощание Гектора с Андромахой ("Илиада", VI п.), рассказ о том, как Одиссей получил шрам на ноге ("Одиссея", XIX п.) и др.

3. Отсутствие психологизма :

Внешнее изображение внутренних переживаний (плач Пенелопы в кладовой над луком Одиссея - "Одиссея", XXI п.);

Внешняя мотивировка поступков и чувств - всякое переживание, настроение, определяющее поведение человека, мыслится как вложенное в него богами (примирение Ахиллеса и Приама изображается как происшедшее по воле и при участии богов - "Илиада", XXIV п.).

Зарождение психологического анализа (сцена в палатке Ахиллеса – «Илиада», XXIV п.).

4. Традиционность и стандартность : только традиционное – предмет изображения в героическом эпосе (чем традиционнее, тем ценнее, эстетически значимее).

Гомер немыслим без стандартов: гекзаметр ("шестимерник" - древнейший античный размер, который художественно оформляется у Гомера, использовался главным образом в героическом эпосе), повторы, постоянные эпитеты.

Но и растущая индивидуализация изображения, связанная со стремлением Гомера передать свое отношение к происходящему: эпитеты, развернутые сравнения, выражающие отношение автора к войне; способы изображения героев поэм (в свете традиционного представления о героизме эпохи "младенчества народа" и в то же время наделены индивидуальными чертами и особенностями).

5. Монументальность изображения : "...надобно было, чтоб герои события представлялись в отдаленной перспективе, в тумане прошедшего, которые увеличили бы их естественный рост до колоссальных размеров, поставили бы их на котурны, облили бы их с головы до ног сиянием славы..." (В.Г.Белинский).

Гипербола как важнейший прием изображения в гомеровском эпосе (нарочитое преувеличение силы, размера, значения изображаемого). В то же время и снижение монументальности (ссоры героев и богов, история с Терситом).

6. Уравновешенное эпическое спокойствие как результат приобщения личности к общим закономерностям и высшим началам бытия («Илиада», XXIV п.: последствия гнева Ахиллеса исчерпаны, мертвые погребены, душа после бурь и катастроф очищается от всего мелкого, эгоистического).

Значение гомеровского эпоса в истории мировой культуры: "...Илиада" и "Одиссея", будучи национально греческими созданиями, в то же время принадлежат всему человечеству, равно доступны всем векам и всем народам... Греки эпохою своего младенчества выразили младенчество всего человечества, как полные и достойные его представители..." (В.Г.Белинский).

Литература

Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т.5 М, 1954. С. 16-18, 32-39. Или: Белинский В.Г. Собр. соч.: В 3 т. Т.2. М., 1948. С. 14-16, 30-38.

Лосев А.Ф. Гомер. М.,1960.

Дополнительная литература

Сахарный Н. Гомеровский эпос. М., 1976 (ч.1. гл. V, IX, XI, ч. П, гл. IV).

Маркиш С. Гомер и его поэмы. М., 1962.

История всемирной литературы. Т. 1. С. 316-327.

Голинкевич Н.П. Читаем Гомера: Одиссея. М.,1996.

Гордезиани Р.В. "Илиада" и "Одиссея" - памятники письменности // Античность как тип культуры. М.,1988. С.146-166.

Полонская К.П. Поэмы Гомера. М., 1961.

Флоренсов Н.А. Троянская война и поэмы Гомера. М, 1991.

Шталь И.В. Гомеровский эпос: Опыт текстологического анализа "Илиады". М., 1975.

Шталь И.В. "Одиссея" героическая поэма странствий М.,1978.

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М.,1983.

Тема 4.

Дидактический эпос. Поэма Гесиода «Труды и дни»
(к. VIII - н. VII вв. до н.э.)

Социально-историческая основа дидактического эпоса : время распада общинно-родового строя, зарождение классового общества - рост социальных противоречий. Стремление приспособить старые идеалы (периода первобытнообщинного строя - героической эпохи) к потребностям нового времени. Превращение героических идеалов в поучения, наставления, мораль. Дидактизм, вызванный потребностями новой эпохи.

Гесиод - первый исторически реальный поэт Греции, представитель дидактического эпоса.

Поэма "Труды и дни " – первый памятник дидактического эпоса. Кодекс нравственных правил и хозяйственных наставлений. Попытка художественного осмысления мира и жизни с позиции свободного крестьянина-земледельца. Суровый характер миросозерцания, отличный от характера гомеровского мировосприятия (Сказание о пяти веках). Первая часть поэмы: автор увлечен этической задачей, его голос поднимается до высокой ноты обличения "царей-дароядцев" (Притча о соловье и ястребе). Вторая часть: звучит голос влюбленного в свою землю и природу крестьянина (описание летнего зноя - "В пору, когда артишоки цветут..."; описание зимы в Беотии).

Образ крестьянина в поэме: сметливый, дальновидный, расчетливый хозяин, весь жизненный уклад которого подчинен земледельческому труду, и поэт, философ-созерцатель ("Глядя в прозрачный источник с бегущею вечно водою...").

Стилевое своеобразие дидактического эпоса (в сравнении со стилем гомеровского героического эпоса):

Сухость и краткость (вместо эпического раздолья поэм Гомера, их многословия и обстоятельной деловитости);

Афористичность как следствие стремления автора к назидательности, моралистике;

Поэтическая зоркость и наблюдательность, мастерство в использовании гекзаметра (эпический стих, предназначенный для воспевания героев и сражений, приспособлен Гесиодом для передачи нового содержания, противоположного по своим идейным установкам содержанию гомеровского эпоса);

Простонародные элементы в языке (крестьянская ориентация автора).

Традиции дидактического эпоса Гесиода в "ученой" греческой поэзии александрийского периода и "Георгиках" Вергилия.

Литература

История всемирной литературы. T.I. C. 329-332.

Тренчени-Вальдапфель И. Гомер и Гесиод. М., 1956.

Эпос означает не что иное, как слово о подвигах (по-гречески «эпос» – «слово»), песни, которые исполняли странствующие певцы. Под аккомпанемент лиры их пел или аэд – сочинитель песен, или рапсод – исполнитель и собиратель героических сказаний.

Гомер. "Илиада" и "Одиссея" - великие древнегреческие поэмы

Предание считает создателем древнегреческого эпоса Гомера , слепого бродячего аэда, нищего певца. Уже в древней Греции имя его было окружено легендами. Многие впоследствии считали это имя нарицательным. «Гомер» на одном из греческих диалектов значит «слепой». Многие ученые, не понимая, как один человек мог создать устно и держать в памяти тысячи стихов «Илиады» и «Одиссеи», ставили под сомнение существование самого Гомера (см. Гомеровский вопрос).

Для нас же главное не личность Гомера, а те величайшие поэмы, которые связаны с его именем . Поэмы эти сложились в IX – VII вв. до н. э. Записаны они были, как принято считать, в VI в. до н. э. Мифы, на основе которых созданы эти поэмы, уходят в седую древность и, несомненно, являются творением народа. Однако завершение поэм и их художественная отделка свидетельствуют о том, что свой окончательный вид они приняли накануне возникновения рабовладельческой формации, в то время, когда погибал общинно-родовой строй.

Гомер

Героический эпос возник на побережье Малой Азии и близлежащих островах. Создан он в основном на особом, ионийском наречии (общегреческий язык в Греции появляется только в IV – III вв. до н. э.). «Илиада» (см. её краткое содержание и полный текст) и «Одиссея» (см. краткое содержание и полный текст) входят в так называемый Троянский мифологический цикл , который объединяет ряд мифов, отражающих борьбу греков за овладение малоазиатским городом Илионом, или Троей .

«Илиада» изображает несколько эпизодов из десятого года осады Трои; «Одиссея» – возвращение на родину одного из греческих героев, Одиссея .

Долгое время эти события считали чисто мифическими, легендарными, хотя сами греки упорно повторяли, что Троянская война была примерно (по нашему исчислению) в XII в. до н. э. В 70-х годах XIX в. немец Г. Шлиман, любитель античности и очень богатый человек, с помощью крупнейших ученых провел раскопки на территории предполагаемой Трои, на холме Гиссарлык в Малой Азии. Раскопки дали богатейшие результаты. Ученые могли с достоверностью сказать, что на этом месте действительно стоял большой и богатый город, сожженный врагами (следы нескольких пожаров хорошо сохранились). Вещи, найденные при раскопках, поражали своей роскошью, тончайшей работой по золоту и серебру и очень напоминали утварь и дорогие изделия, описанные в поэмах Гомера.

Раскопки продолжались на материке Греции, в Микенах и Тиринфе, где были найдены гробницы древнейших вождей – басилевсов, или царей, множество золотых изделий и других сокровищ. Это подтверждало гомеровское мнение о «златообильных» Микенах. Так, постепенно Троянская война и поход греков приобретали реальные черты. Сейчас считается установленным, что примерно в XII в. до н. э. племена ахейцев (к нам дошли даже из Малой Азии сведения о мощной державе Ахийава) отправились под Трою в поисках новых земель и богатств. Однако, когда ахейцы покорили Трою и вернулись на родину, их стали теснить племена пришедших с севера дорийцев , более отсталых в культурном отношении и с более низким общественным строем. Дорийцы покорили ахейцев. Однако память о великом последнем подвиге ахейского племени жила в народе, и постепенно стали складываться песни о героях Троянской войны. Дорийцы же, которые считали себя потомками Геракла , тоже однажды осаждавшего Трою , видели в эпосе о Троянской войне славное прошлое своих предков.

Когда же первенство в Греции получила Аттика и Афины, афиняне тоже связали с этой войной подвиги сыновей своего героя, Тесея . Таким образом оказалось, что все греческие племена имели в гомеровском эпосе произведение, воспевавшее их общее великое прошлое, для всех одинаково дорогое и вечное.

Греки не раз стремились в Малую Азию. Уже в VII – VI вв. до н. э. побережье ее и близлежащие острова были колонизованы греками-ионийцами, и она-то была колыбелью эпоса Гомера.

Интересно также отметить, что гомеровский эпос отразил в себе еще более древнюю культуру, а именно культуру острова Крита, процветавшую накануне распространения ахейских племен в XIII – XII вв. до н. э. У Гомера можно найти много элементов быта, жизни общества, напоминающих об этой древней культуре. При расшифровке так называемого линейного письма «В» оказалось, что в критских надписях упоминаются имена героев, известных из эпоса Гомера, а также имена богов, всегда считавшихся чисто греческими. Когда эти письмена будут полностью прочитаны, может быть, они откроют перед нами новый мир догомеровского эпоса, служившего для Гомера поэтическим образцом и собранием старинных преданий.

Билет 4. Греческий героический эпос и «Илиада»

Эпос, особенно ранний, в свом повествовании опирается на мифологические сказания. Это относится и к Гомеру, который сложил свои поэмы на основе мифов о Троянской войне. Однако Гомер не излагает нам все Троянские сказания, а выбирает отдельные события и героев и формирует на их основе цельное действие поэм. В результате «Илиада» становится поэмой о гневе Ахилла и последствиях этого гнева, а «Одиссея» -- повествованием о возвращении героя на родину. Эпический герой отличается цельностью и воплощает прежде всего мощь родоплеменного коллектива, которому беззаветно служит, проявляя силу, стойкость, отвагу. Особостью героев «Илиады» и «Одиссеи» является то, что посвящая свою жизнь служению народу, герой имеет четко выраженную индивидуальность и жизненную позицию.

Судьба, согласно представлениям Гомера, могущественна, и она даже выше богов, которые нередко предстают лишь как исполнители ее воли. Предопределенность своей судьбы ощущают Гектор, Ахилл и др. персонажи. Но судьба предопределяет человека не только к зависимости, но и к известной свободе, с которой деятельный, инициативный герой идет на встречу своей судьбе и даже вступает в борьбу о ней, уповая на то, что судьба может быть отсрочена, изменена к лучшему и т.д.

Сюжет «Илиады» восходит к мифам о Елене Прекрасной, дочери Леды и Зевса, похищенной у ее мужа Менелая, царя Спарты, сыном троянского владыки Приама Парисом. Первые песни «Илиады», излагающие всю прелюдию Троянской войны не сохранились. Поэма начинается с кульминации десятого года безуспешной осады Трои греками -- с гнева Ахиллеса. Трагические события войны осложняются еще и постоянным вмешательством богов в ход осады: боги -- главные действующие лица «Илиады»; они принимают активное участие в войне, поскольку у каждого и каждой из олимпийцев во враждующих лагерях находятся любимцы.

Чтобы отвести гибель от своих людей и союзников, Агамемнону приходится возвратить старцу Хрису его «милую дочь». Но предводитель греков Агамемнон совершает еще один опрометчивый проступок: он ссорится из-за другой пленницы с Ахиллом.

Ахилл -- главный герой ахейцев: по пророчеству, именно его участие в войне обеспечит победу данаям.

Гомер объясняет поступок Ахилла, который отказывается принимать участие в осаде, гневом. Но мы сегодня понимаем, что чувство это сложнее: в нем слились и обида, и гнев, и, наконец, то, что принято называть чертами эпического героя -- это особый склад характера, цельность в поступках и мыслях. В ожесточенных боях гибнут греки; троянцы с помощью богов одерживают победу за победой. Лишь гибель ближайшего друга, юного Патрокла, от руки троянского героя Гектора поднимает Ахилла на бой: мстя за Патрокла, он убивает Гектора на поединке; жестоко издевается над трупом убитого врага. Но и богоравный Ахилл подвержен человеческим чувствам. Он откликается на мольбы престарелого Приама, который просит вернуть ему тело сына для погребения. Ахилл вспоминает собственного отца Пелея: и с ним рядом нет сына, чтобы утешать старость. Гомер восхищается благородством души героя, который, отступив от мести троянцам, дает им передышку, чтобы оплакать и похоронить павших защитников Трои. «Илиада» заканчивается погребением двух героев-врагов: Патрокла и Гектора.

«Илиада» -- истинный героический эпос. Все герои поэмы -- и греки, и троянцы -- бесстрашны, наделены в полной мере мужеством и отвагой, воинским умением. Гомер изображает древних героев с любовью и почтением: ведь они не просто люди, они полубоги по происхождению и равны богам своими подвигами. В «Илиаде» поэт изображает множество образцов героизма; устойчивые эпитеты как один из признаков эпического размеренного и неспешного стиля характеризуют их наиболее выдающиеся качества. Так, например, Гомер в равной мере восхищается и многоумным Одиссеем, и могучим Аяксом Теламонидом, и мудрым старцем Нестором, пастырем гереннским, и бесстрашным конником Диомедом, страшным в битве на колесницах, и храбрым троянцем Энеем, сыном Афродиты, «предводителем троян», и многими другими.

Но идеалами являются Ахилл и Гектор. Первый -- гроза для врагов, опора и защита друзей; непоколебимый воин и нежный сын. Чувства Ахилла чисты и полны: он плачет от всего сердца по Патроклу, не забывает нанесенное ему зло, обидчив, как дитя. Но Ахилл прежде всего воин. Другое дело Гектор. Он не просто воин, он защита города и граждан, опора отцу Приаму и матери Гекубе на старости. Он любящий отец и муж. Сцена прощания Андромахи с Гектором, отправляющимся на бой, трогает до слез: маленький сын не узнает отца в шлеме и боевых доспехах, пугается и плачет. Гектор снимает шлем, и ребенок, узнав отца, смеется и тянется к нему. Андромаха задумчива и печальна: она предчувствует горестную судьбу мужа, свою и сына. Гектор -- герой, который лишен даже налета героического безумия. Он чувствует свою ответственность за народ, свой город, своих близких. Гектор не отвечает уговорам матери, отца вернуться за городские стены. Он принимает решение сражаться с Ахиллом, взвесив предварительно все возможности: он может уйти и спрятаться за вратами Трои, но это решение не для него -- ведь прежде, когда Ахилл только вступил в бой, он так не поступил и погубил безрассудством многих воинов. Идти к Ахиллу с просьбой оставить троянский берег, с обещанием вернуть Менелаю Елену и богатые дары за поруганную честь невозможно. Гектор, оставленный с помощью Аполлона, сражается до последнего вздоха: ему суждено умереть героем в поединке с величайшим героем Греции.

Люди не одиноки в огромном мире: мир населен богами, которые во всем подобны людям: они подвержены страданиям и душевным, и телесным; они ссорятся и мирятся между собой. Боги постоянно присутствуют в жизни гомеровских Героев, да и самого поэта. Недаром он постоянно обращается к покровительницам поэтов и поэзии Музам с просьбами дать слов и образов, чтобы описать грандиозные поступки великих героев.

Длительность всех событий в поэме -- 50 дней. Однако они все, в том числе и Троянская война, оказываются лишь фоном. Конфликт произведения: гнев Ахилла. Он участвует в войне только из-за своих амбиций. Кроме того он отлично знает свою судьбу. Перелом в повествовании происходит со смертью Патрокла. Гнев Асхилла заканчивается только тогда, когда он отдаёт тело Гектора. Затем следует эпилог.

Гомер. «Илиада» («Троянский конь»). Древнегреческие мифы как сюжетная основа гомеровского эпоса.

(Урок литературы в 6 классе)

Цели:

Образовательные:

  1. закрепить знания о мифологии Древней Греции;
  2. познакомить уч-ся с поэмой Гомера «Илиада»;
  3. выявить мифологические черты в поэме;
  4. определить, что в героической поэме является мифом, а что реальностью.

Развивающие:

  1. развивать устную речь учащихся;
  2. расширять кругозор учащихся.

Воспитывающие:

  1. воспитывать интерес к культуре Древней Греции;
  2. воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование:

1. Мультимедийная презентация к уроку.

2. Кроссворд.

Ход урока

I. Проверка д/з (ответить на вопросы викторины).

1. Что такое миф?

2.Как называли в Древней Греции странствующих певцов, рассказывающих мифы?

3. Сколько подвигов совершил Геракл?

4. Почему греческому народному герою Алкиду дали прозвище «Геракл»?

5. Какой подвиг Геракл совершил еще младенцем?

6. Какую одежду носил Геракл?

7. Геракл – бог, герой или смертный человек?

8. Напишите имя богини, преследующей Геракла.

Подвиги Геракла

9. Сколько голов было у гидры? (9)

10. Как удалось Гераклу одолеть стимфалийских птиц? (С помощью трещоток)

11. Кому принадлежала керинейская лань? (Артемиде)

12. Сколько яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид? (3)

II. Изучение нового материала.

Просмотр слайдов презентации с комментарием учителя.

Слайд 1.

Ребята! Вы готовы сегодня со мной совершить виртуальное путешествие в Древнюю Грецию? Ведь тема нашего занятия связана с Троянской войной и героическими поэмами аэда Древней Греции Гомера “Илиада” и “Одиссея”.

Попытаемся выяснить, что в этих произведениях миф, а что - реальность. Итак, отправляемся в увлекательное путешествие.

Слайд 2.

Древняя Греция расположена на юго-востоке Европы: на Балканском полуострове в средиземноморье, с запада омывается Ионическим, с Востока Эгейским морями.

Слайд 3.

О Древней Греции сложено немало легенд, среди которых героические песни слепого аэда Гомера, в них тесно переплетаются действительность и вымысел.

Гомер – легендарный древнегреческий поэт-сказитель, которому приписывается создание «Илиады» и «Одиссеи». О жизни и личности Гомера ничего не известно. Место рождения Гомера неизвестно. Умер на острове Иос. Традиционно Гомер изображается слепцом.

Мифы о последнем, десятом годе Троянской войны лежат в основе поэмы «Илиада», которая была создана в VIII в. до н.э.

Итак, поэма Гомера – литературное произведение, но в ее основе – мифы Древней Греции.

Создание проблемной ситуации.

Что же это за война? Можно ли узнать о действительных причинах Троянской войны по поэмам Гомера?

Сформулируйте ваши предположения.

Проверим ваши предположения в течение нашего путешествия.

Слайд 4.

Итак, в основе поэмы Гомера “Илиада” лежит миф о последнем – десятом годе Троянской войны. Ее название происходит от второго названия города Троя – Илион. Мы уже знаем, что на полуострове - Малая Азия располагался город Троя с первоначальным названием Илион. Именно здесь происходили события, описанные в героической поэме Гомера.

Слайд 5.

Давайте совершим виртуальное путешествие по древнему городу Троя, который окружен двумя рядами крепостных стен. В первой стене находятся городские ворота, за которыми - дворцы знати. За второй же стеной на возвышении величественно расположился дворец правителя. Широкие улицы города вымощены камнем.

Слайд 6.

В 70-е годы XIX века немецкий археолог Генрих Шлиман провёл раскопки на полуострове Малая Азия и обнаружил там руины древнего города.

Слайд 7.

В героических поэмах Гомера “Одиссея” и “Илиада” боги являлись такими же действующими лицами, как и смертные люди. Поэма “Илиада” начинается с мифа о “яблоке раздора”.

Выступление 1 уч-ся

Богиня раздора, Эрида, взяла золотое яблоко Гесперид, на котором было написано «Прекраснейшей», и тихо положила его на пиршественный стол богов. Гера, Афродита и Афина стали спорить между собой. Зевс не решился их рассудить и передал яблоко для решения спора Парису, сыну царя Трои. Тот решил спор в пользу Афродиты, а та пообещала ему взамен любовь прекраснейшей смертной на земле – Елены, дочери Зевса и Леды. Парис похитил Елену, жену греческого царя Менелая, и увез ее в Трою. Менелай собрал вождей греческих племен и отправился в поход против Трои.

Каково современное значение крылатого выражения «яблоко раздора»? («Причина ссоры, причина конфликта»)

Слайд 8.

Историки древности считают, что причиной и поводом Троянской войны был тот факт, что после прибытия дорийцев в Грецию в 1100 году до н.э., возникла проблема выживания и люди начали искать новые земли для поселения на полуострове Малая Азия.

Слайд 9.

Переселившись в Малую Азию, греки вступили в столкновение с жителями Трои, что привело, по мнению современных учёных, к войне, которая началась около 1200 г. до н.э. Греки разграбили и сожгли Трою.

Слайд 10.

Так что же послужило действительной причиной Троянской войны?

Слайд 11.

Но вернемся к поэме Гомера.

В ней поэт ярко изображает быт военного времени: битвы, подвиги героев, жестокости войны, в ней отражены события войны между греками и троянцами, вследствие чего эта война получила название “Троянская”.

Греки больше всего ценили в человеке храбрость, силу, любовь к Родине.

В “Илиаде” воспеваются военные события и подвиги героев: Ахиллеса, Агамемнона, Менелая (со стороны греков)

Слайд 12.

Гектор – предводитель троянцев, сын Приама, царя Трои.

Слайд 13.

Ахиллес (Ахилл) – самый сильный греческий юноша.

Выступление 2 уч-ся.

Главный герой “Илиады” – Ахиллес, сын морской богини Фетиды и Пелея, царя города Фитии в Фессалии, совершил под Троей множество подвигов. У Ахиллеса был самый близкий друг – Патрокл. Но военный вождь троянцев – Гектор – убил его. Ахиллесу удалось отомстить за смерть своего друга.

Слайд 14

Слайд 15.

(Продолжение выступления ) Но на десятый год войны Ахилл был убит стрелой Париса, хотя, согласно мифу, он должен быть неуязвим. Он обладал большой силой: его мать, богиня Фетида, выкупала его еще младенцем в реке, текущей в подземном “царстве мёртвых”…Но одно место осталось уязвимым – пятка.

Каково современное значение этого крылатого выражения «Ахиллесова пята»? (Уязвимое место)

Слайд 16.

Троянцы были очень отважными воинами и только хитростью греки смогли завоевать Трою, с помощью деревянного коня.

Выступление 3 уч-ся.

Когда Трою не удалось взять осадою, Одиссей (царь острова Итака, воевал на стороне греков) придумал построить деревянного коня, в котором спрятались самые храбрые греческие воины, - и он в их числе. Греки сделали вид, что уплывают, а троянцы перенесли коня внутрь города. Ночью греческие корабли незаметно возвратились, и воины бросились в ворота, открытые изнутри их товарищами. Отсюда выражение «троянский конь» - коварная ловушка. Троя пала.

Слайд 17.

До нас поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» дошли благодаря переводу известного русского романтика В.А. Жуковского.

III. Итог урока. Рефлексия.

Теперь, уже зная содержание поэмы Гомера, ее героев и их поступки, вы можете ответить: что в героических поэмах является мифом, а что реальностью.

(В них художественно переосмыслены события Троянской войны и сочетают в себе как мифические эпизоды, так и реалистические.)

IV. Работа в парах.

У каждой пары на столе лежит кроссворд. Ваша задача - быстро, а главное, правильно найти ответы на вопросы, данные к нему, и назвать ключевое слово.

Какое ключевое слово нашего путешествия у вас получилось? (Троя)

Мифы о последнем, десятом годе Троянской войны лежат в основе поэмы Гомера «Илиада», которая была создана в VIII в. до н. э. Гомер Мраморный бюст II в. до н. э.

В 70-е годы XIX в. немецкий археолог Генрих Шлиман провел раскопки на полуострове Малая Азия и обнаружил там руины древнего города. Генрих Шлиман. Фотография. XIX в.

Мифологическая причина войны – похищение троянским царевичем Парисом греческой царевны Елены Прекрасной. Что является мифологической причиной Троянской войны?

Северные племена Греки После прибытия дорийцев в Грецию в 1100 г. до н.э., возникла проблема выживания и люди начали искать новые земли для поселения.

Как началась Троянская война?

Причина Троянской войны – переселение части греков на полуостров Малая Азия

В 1200 г. до н. э. греки-ахейцы под руководством Агамемнона осадили Трою.

Гектор – предводитель троянцев, сын Приама, царя Трои

Ахиллес (Ахилл) – самый сильный греческий юноша.

Месть Ахилла. Поединок Ахиллеса с Гектором

Андромаха оплакивает Гектора

Троянский конь

Жуковский Василий Андреевич Годы жизни: 29.01.1783 - 12.04.1852

Друг Ахиллеса, убитый троянским вождем. Вождь троянцев. Герой двух поэм Гомера, который придумал хитростью захватить Трою. Из-за чего начался спор между Герой, Афиной и Афродитой.


mob_info