Главные трезвучия в мажоре и миноре. Соединения главных трезвучий. Аккорды в сольфеджио: изучаем главные трезвучия лада Построить трезвучия главных ступеней

Трезвучие - это это совокупность трёх, которые являются фундаментом любого аккорда . Именно трезвучие придает первичную смысловую окраску для всего аккорда в целом. Иными словами, сначала строится трезвучие, а уже потом наращения - дополнительные ноты.

На картинке изображены шесть трезвучий и соответствующие им аккорды. Видно, что в аккордах некоторые звуки дублируются. Всё будет аналогично и для всех других видов трезвучий и аккордов.

Распечатайте таблицу интервалов, так вы легко сможете составлять аккорды, по нижеприведенным схемам.

Так мажорные аккорды строятся на мажорных трезвучиях, а минорные - на минорных. Давайте теперь поясним наши слова:

На картинке приведены трезвучия аккордов. К примеру это аккорд С-мажор, он строится на трезвучии 1-ой, 3-ей мажорной, 5-ой нот, таковыми являются ноты До, Ми, Соль. Выбрали мы их так:

1. Мы строим аккорд от ноты До, следовательно первая нота является До

2. По таблице интервалов видим, что 3-ий мажорный интервал находится от первой ноты на четрые полутона.

3. Считает 4 полутона он первой ноты До - До#, Ре, Ре#, Ми, таким образом получаем ноту Ми.

4. В качестве пятой ноты берется чистая 5-ая из таблицы интервалов, таким образом считаем от ноты До 7 полутонов До#, Ре, Ре#, Ми, Фа, Фа#, Соль - и так получили ноту Соль.

5. В итоге мы получили трезвучие для аккорда До-мажор. Теперь можно его играть

Отличие трезвучия от аккорда - в том, что играются только три звука (основных), а в аккорде же эти звуки повторяются несколько раз. Так к примеру взять аккорд ... . Ещё что стоит заметить, что самый низкий звук должен быть тоникой - первым, основным звуком аккорда. В основном в аккорде чаще всего повторяют первую ноту, хотя вы можете повторять любую из трёх, правда звук при этом может немного отличаться, так что здесь открыты двери для творчества.

Как вы уже заметили в аккорде До-мажор (и в любых других таких же аккордах) играются далеко не три ноты а больше, и если внимательно посмотреть на гриф, то видно, что это те же самые три ноты, только дублированные по высоте.

Чтобы построить минорное трезвучие, нужно брать таблицу интервалов и вместо 3-ей мажорной, брать третью минорную, остальное всё тоже самое.

Трезвучий не так много, давайте всех их перечислим в таблице, чтобы вам было легче ориентироваться

Минорные трезвучия
До, Ми_бемоль, Соль До, Ми, Соль
Ре_бемоль, Фа_бемоль, Ля_бемоль Ре_бемоль, Фа, Ля_бемоль
Ре, Фа, Ля Ре, Фа_диез, Ля
Ми_бемоль, Соль_бемоль, Си_бемоль Ми_бемоль, Соль, Си_бемоль
Ми, Соль, Си Ми, Соль_диез, Си
Фа, Ля_бемоль, До Фа, Ля, До
Фа_диез, Ля, До_диез Фа_диез, Ля_диез, До_диез
Соль, Си_бемоль, Ре Соль, Си, Ре
Ля_бемоль, До_бемоль, Ми_бемоль Ля_бемоль, До, Ми_бемоль
Ля, До, Ми Ля, До_диез, Ми
Си_бемоль, Ре_бемоль, Фа Си_бемоль, Ре, Фа
Си, Ре, Фа_диез Си, Ре_диез, Фа_диез

АККОРД, ТРЕЗВУЧИЕ, ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ. КОНСОНИРУЮЩИЕ И ДИССОНИРУЮЩИЕ ТРЕЗВУЧИЯ. ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ.

Аккордом называется одновременное сочетание трех или более звуков, которые расположены (или могут быть расположены) по терциям.

Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучием .

Аккорд (в своем исходном виде) строится от нижнего звука вверх.

От того, какие терции участвуют в образовании трезвучия и каков порядок их расположения, зависит вид трезвучия.

Из больших и малых терций образуются четыре вида трезвучий:

1. Мажорное или большое трезвучие состоит из большой терции внизу и малой - вверху, между крайними звуками образуется интервал чистой квинты.
2. Минорное или малое трезвучие состоит из малой терции внизу и большой - вверху, между крайними звуками также чистая квинта.
3. Увеличенное трезвучие состоит из двух больших терций, поэтому между крайними звуками образуется интервал увеличенной квинты.
4. Уменьшенное трезвучие состоит из двух малых терций, между крайними звуками образуется уменьшенная квинта.

Все интервалы, составляющие мажорное и минорное трезвучия, являются консонирующими (благозвучными) интервалами. В число интервалов, составляющих увеличенное и уменьшенное трезвучия, входят диссонирующие (неблагозвучные) интервалы (ув.5 и ум.5).

Поскольку присутствие хотя бы одного диссонанса в аккорде оказывает влияние на его окраску в целом, мажорное и минорное трезвучия являются консонирующими, а увеличенное и уменьшенное - диссонирующими.

Основной вид трезвучия подразумевает, что его звуки расположены по терциям, как показано на рисунке выше.

Звуки аккорда имеют названия в его контексте. Эти названия образуются из интервалов между каждой нотой аккорда и его основным тоном. А именно: основной тон (звук), от которого Вы начинали построение аккорда, называется примой этого аккорда; второй звук, терцией выше примы - терция этого аккорда, и так далее. Эти названия, пока речь идет о данном аккорде, присущи нотам независимо от их взаимного расположения. Например, если некое трезвучие в исходном виде оказалось состоящим из нот "фа", "ля" и "до", то в контексте этого аккорда можно (и нужно) заменять названия нот: "фа" называть "примой" данного аккорда, "ля" - терцией, и "до" - квинтой. Эти названия остаются законными для каждой из трех нот, независимо от того, как эти ноты будут взяты на инструменте. Мы можем, например, взять "фа" нижним звуком аккорда, затем, выше него - "до", и на самом верху - "ля" в другой октаве. Несмотря на изменение порядка звуков в аккорде, их имена остаются прежними: "фа" - прима, "ля" - терция, и "до" - квинта:

Следует понимать, что ни эмоциональная окраска, ни гармоническая функция аккорда никак не изменяется при таких перестановках, поэтому такой аккорд продолжает оставаться трезвучием, и имена его отдельных звуков сохраняются. И это действует до тех пор, пока звучит данный аккорд. Разумеется, окажись нота "фа" в составе такого терзвучия:

она должна будет называться уже не "примой", а "терцией". Эти названия отражают не столько высоту ноты, сколько ее смысловую роль в аккорде. В дальнейших занятиях Вы убедитесь, что это сделано разумно.

Обращения

Если взять аккорд в его основном виде и переместить его нижний звук на октаву вверх, то получившееся созвучие будет обращением исходного - так же, как мы это делали с интервалами. Если снова взять нижний звук нового аккорда (это будет уже его терция) и тоже переместить на октаву вверх, - еще одно обращение . Если проделать это еще раз (теперь двигаться будет квинтовый тон), то в итоге получится снова исходное трезвучие, но октавой выше. И разумеется, чем больше нот в составе исходного созвучия, тем больше обращений оно может иметь. Иными словами, "обращение" - это способ расположения звуков аккорда по высоте таким образом, что в роли его нижнего звука выступает какой-либо другой звук, кроме примы. Здесь имеет значение именно нижний звук - от расположения остальных звуков обращение не зависит. Обращения трезвучий тоже имеют собственные имена: первое обращение называется секстаккордом и обозначается добавлением цифры 6 к имени трезвучия, второе - квартсекстаккордом - обозначается двумя цифрами 6 и 4 (или 4 и 6).
Просьба не путать с буквенно-цифровыми обозначениями для гитары.

Ниже на рисунке приведены обращения в До-мажоре .

Цифры около нотных головок напоминают Вам имена этих нот в аккорде.

Названия обращений образуются от интервалов между крайними звуками и между нижним звуком и примой аккорда. Секстаккорд обозначается цифрой "шесть", так как в нем интервал сексты образуется между нижним звуком и примой (да и между крайними звуками тоже). Квартсекстаккорд обозначается цифрами "4/6" или "6/4", так как от нижнего голоса до примы в нем интервал кварты, а между крайними звуками - сексты.

Для того, чтобы построить тонический секстаккорд или квартсекстаккорд в определенной тональности, необходимо исходить из основного вида трезвучия, и затем при помощи обращения находить требуемый аккорд.

Например, требуется построить тонический секстаккорд в Ре-мажоре или квартсекстаккорд в Си-миноре:

Для того чтобы уметь быстро строить обращения мажорного и минорного трезвучий от любого звука и определять их тональности, рекомендуется знать: 1) какие интервалы образуются между соседними звуками аккорда и 2) что в секстаккорде нижним звуком выступает терцовый тон, а в квартсекстаккорде - квинтовый.

Таблица интервального строения обращений мажорного и минорного трезвучий.

мажорный секстаккорд минорный секстаккорд мажорный квартсекстаккорд минорный квартсекстаккорд м. 3 + ч. 4 б. 3 + ч. 4 ч. 4 + б. 3 ч. 4 + м. 3

Зная интервальное строение обращений мажорного и минорного трезвучий и положение в них основного звука, легко построить заданный аккорд.

Например, требуется построить от звука ре мажорный секстаккорд

получили секстаккорд Си-бемоль мажора.

Требуется от звука ре построить минорный квартсекстаккорд:

получили квартсекстаккорд соль минора и т.п.

Другая технология, возможно, помедленнее, но основывается не на вызубривании таблицы выше, а на полном понимании происходящего. Если Вы заставите себя следовать ей с самого начала, то в последствии будете намного легче ориентироваться в сложной гармонии. Эта технология пошаговая.На этом же примере (построение мажорного секстаккорда от ноты "ре") шаги будут такие:
1. Если "ре" - нижний звук искомого секстаккорда , то "ре" - его терция;
2. Если "ре" - терция, то прима того же аккорда находится большой терцией ниже (большая - потому что требуется мажор). Следовательно, прима будущего аккорда - нота "си-бемоль";
3. Прима и терция нам уже известны, находим тон квинты: то есть, отмеряем чистую квинту вверх от примы. Получаем ноту "фа";
4. Полученные три ноты - "си-бемоль", "ре" и "фа" располагаем на линейках в любом порядке, только чтобы нота "ре" была самой нижней в аккорде. секстаккорд построен. Повторим, эта технология поначалу выполняется медленнее - сначала мы находим ноты, из которых аккорд должен состоять, а только потом эти ноты располагаем на линейках в нужном порядке. Но при этом мы полагаемся не на заученную таблицу (которую нетрудно и забыть!), а на полное понимание сути. Это надежнее, и в итоге - все равно эффективнее, поверьте!

лавные трезвучия в мажоре и миноре. Соединения главных трезвучий.

На всех ступенях мажора и минора можно построить трезвучия. Если построить эти трезвучия на всех ступенях гаммы натурального мажора и используя ТОЛЬКО ноты этой гаммы, мы видим, что три из них (на главных ступенях I, IV и V) - окажутся мажорными трезвучия. Каждое трезвучие имеет самостоятельное название (происходящее от названия ступени, на которой оно построено).

Трезвучие I ступени называется тоническим ,
трезвучие IV ступени - субдоминантовым ,
трезвучие V ступени - доминантовым .

Эти трезвучия ярче всех других выражают ладовые функции (то есть взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков), поэтому они называются главными трезвучиями и обозначаются так же, как и главные ступени, T, S, D :

Построив трезвучия на всех ступенях натурального минора, мы видим, что в противоположность мажору, главными трезвучиями минора оказываются минорные трезвучия. Они обозначаются как и главные трезвучия мажора, но малыми буквами t, s, d :

Как видим, мажорное или минорное наклонение трех главных трезвучий ладу СОВПАДАЮТ с наклонением самого лада.

Строение главных трезвучий в гармонических видах мажора и минора отличается от натуральных видов. В мажоре от понижения VI ступени образуется минорное субдоминантовое трезвучие, придающее гармоническому мажору более мягкий характер, а в миноре от повышения VII ступени образуется мажорное доминантовое трезвучие, приносящее собою в минор некоторые черты мажорного лада:

Вследствие того, что главные трезвучия являются гармонической основой лада, они широко применяются в музыке, поэтому необходимо знать их простейшие соединения.

Соединением аккордов называется последовательность их при плавном движении голосов (голосоведении). Под "голосом" мы подразумеваем один звук аккорда. При восприятии музыки любой человек подсознательно отслеживает горизонтальные связи между этими голосами. То есть, оценивает, как соединяется верхний звук одного аккорда с верхним - другого; средний - со средним и т.д. То есть, музыка рефлекторно воспринимается как подобие некоего хора, где каждый голос исполняется живым человеком. Так вот, "голосоведением" называется манера композитора в обращении с каждым голосом в отдельности. При хорошем голосоведении ВЫ можете прямо-таки извлечь любой голос из недр аккорда и исполнить его как самостоятельную мелодию. Если голосоведение было продумано хорошо, то любой голос звучит гладко, поется легко, не содержит резких скачков.

Главные трезвучия лада – это те трезвучия, которые идентифицируют данный лад, его вид и его звучание. Как это понимать? У нас два основных лада – мажор и минор.

Так вот, именно по мажорному звучанию трезвучий мы понимаем, что имеем дело с мажором и по минорному звучанию трезвучий определяем на слух минор. Таким образом, главными трезвучиями в мажоре являются мажорные трезвучия, а в миноре – очевидно, минорные.

Трезвучия в ладу строятся на любой ступени – всего их семь штук (семь ступеней), но главными трезвучиями лада из них являются только три – те, которые построены на 1-й, 4-й и 5-й ступенях. Остальные четыре трезвучия называются побочными, они не идентифицируют данный лад.

Давайте проверим данные утверждения на практике. В тональностях до-мажор и до минор построим трезвучия на всех ступенях (читайте статью – «Как построить трезвучие?») и посмотрим, что получится.

Сначала в до мажоре:

Как видим, действительно – мажорные трезвучия образуются только на I, IV и V ступенях. На II, III и VI ступенях образуются трезвучия минорные. И единственное трезвучие на VII ступени – уменьшённое.

Теперь в до миноре:

Тут на I, IV и V ступенях – наоборот, минорные трезвучия. На III, VI и VII ступеньках – мажорные (они уже не являются показателем минорного лада), и на II ступени есть одно уменьшённое стрезвучие.

Как называются главные трезвучия лада?

Кстати, первая, четвёртая и пятая ступени имеют название «главные ступени лада» именно по той причине, что на них строятся главные трезвучия лада.

Как известно, все ступени лада имеют свои функциональные названия и 1-я, 4-я и 5-я здесь не исключение. Первая ступень лада называется , пятая и четвёртая – соответственно, «доминанта» и «субдоминанта». Трезвучия, которые строятся на этих ступенях, перенимают себе их имена: тоническое трезвучие (от 1-й ступеньки), субдоминантовое трезвучие (от 4-й ступеньки), доминантовое трезвучие (от 5-й ступеньки).

Как и любые другие трезвучия, трезвучия, которые строятся на главных ступенях, имеют по два обращения (секстаккорд и квартсекстаккорд). Для полного названия используются два элемента: первый – это определяющий функциональную принадлежность (тоническое или тонический, субдоминантовое или субдоминантовый, доминантовое или доминантовый ), и второй – тот, которым обозначается вид структуры аккорда (трезвучие это или одно из его обращений – секстаккорд, квартсекстаккорд ).

На каких ступенях строятся обращения главных трезвучий?

Тут всё довольно просто – даже нет нужды что-то дополнительно объяснять. Вы ведь помните, что любое обращение аккорда образуется тогда, когда мы перемещаем вверх на октаву его нижний звук, да? Так вот, это правило здесь тоже действует.

Чтобы каждый раз не вычислять, на какой ступени строится то или иное обращение, просто перерисуйте себе в рабочую тетрадочку представленную табличку, в которой всё это есть. Кстати, на сайте есть и другие – смотрите, может кое-что пригодится.

Главные трезвучия в гармонических ладах

В гармонических ладах с некоторыми ступеньками кое-что происходит. Что? Если не помните, напомню: в гармонических минорах происходит повышение последней, седьмой ступени, а в гармонических мажорах – понижение шестой ступени. Эти изменения отражаются и на главных трезвучиях.

Так, в из-за изменения VI ступени субдоминантовые аккорды приобретают минорную окраску, становятся прямо-таки минорными. В из-за изменения VII ступени, напротив, одно из трезвучий – доминантовое – становится мажорным по своему составу и звучанию. Пример в ре мажоре и ре миноре:

На этом всё, спасибо за внимание! Если у вас ещё остались вопросы, задавайте их в комментариях. Если вы хотите сохранить материал на своей страничке в контакте или в одноклассниках, воспользуйтесь блоком кнопок, который есть и под статьёй и в самом верху!

Трезвучие – это аккорд из трёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

Названия звуков трезвучия : нижний - основной тон (это звук, от которого все другие можно расположить по терциям), средний - терцовый тон (это звук, расположенный на расстоянии терции от главного), верхний - квинтовый тон (это звук, расположенный на расстоянии квинты от главного)

Виды трезвучий :

мажорное – до-ми-соль(обозначается Б5 3 , имеет формулу б.3+м.3),

минорное – ля-до-ми (М5 3, состоит из м.3+б.3),

увеличенное –до-ми-соль #(Ув.5 3 , состоит из б.3+б.3),

уменьшённое – ля-до-миb(Ум.5 3 , состоит из м.3+м.3). Сыграть примеры на все виды трезвучий

Обращение трезвучий

Обращение трезвучия – это такой вид трезвучия, у которого внизу находится не основной тон, а любой другой (терцовый или квинтовый).

Каждое трезвучие имеет два обращения секстаккорд и квартсекстаккорд .

Секстаккорд строится «со второго этажа»(т.е, с терцового тона).

Мажорный секстаккорд обозначается Б 6 . Состоит из м.3+ч.4 (ми-соль-до)

Минорный секстаккорд обозначается М 6 . Состоит из б.3+ч.4 (до-ми-ля)

Квартсекстаккорд с троится с 3-го этажа (т.е., с квинтового тона)

Мажорный квартсекстаккорд обозначается Б6 4 . Состоит из ч.4+б.3(соль-до-ми)

Минорный квартсекстаккорд обозначается М6 4 . Состоит из ч.4+м.3 (ми-ля-до)

Доминантовый септаккорд (D 7)

Доминантовый септаккорд D 7 - это аккорд из четырёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

Он строится на доминанте, поэтому называется доминантовым (соль-си-ре-фа) .

Между крайними звуками септаккорда образуется септима, поэтому он называется септаккордом (соль-фа)

Формула D 7 – б.3+м.3+м.3

Названия звуков септаккорда – основной тон, терцовый, квинтовый и септимовый.

Чтобы построить D 7 , нужно от тоники дойти до V ступени и на ней построить D 7

D 7 разрешается в неполное Т53, в котором тоника повторяется 3 раза (соль-си-ре-фа разрешается в до-до-до-ми)

Обращения доминантсептаккорда



Обращение септаккордов – это такой вид септаккорда, у которого внизу находится не главный звук, а любой другой. У септаккорда три обращения – квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд .

D 65 – квинтсекстаккорд – первое обращение доминантового септаккорда (си-ре-фа-соль). Он строится на седьмой ступени лада, состоит из м.3+м.3+б.2. Разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным главным звуком(до-до-ми-соль)

D 43 - терцквартаккорд.Cтроится на второй ступени (ре-фа-соль-си). Состоит из м.3+б.2+б.3. Разрешается в развёрнутое тоническое трезвучие с удвоением главного звука в октаву(до-ми-соль-до)

D 2 - секундаккорд (фа-соль-си-ре). Строится на четвёртой ступени. Состоит из б.2+б.3+м.3. Разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной тоникой (ми-соль-до-до).

Тритоны

Это интервалы, в которых три тона. К ним относятся ум.5 и ув.4.

В нат.виде их только 2 (одна ум.5 и одна ув.4) си-фа и фа-си

Для того, чтобы построить все 4 тритона, нужно сначала сделать мажор или минор гармоническим. Для этого в мажоре надо понизить 6 ступень , а в миноре – повысить 7 . Главный помощник в построении тритонов – тоническое трезвучие. Помни, что тритоны – рядом с трезвучием! Порядок действий:

1) Строим тоническое трезвучие (Т5/3), обозначаем его крайние звуки (до-соль)

2) Их сдвигаем на 1 ступень вниз →получаем первый тритон – ум.5 (си-фа), делаем его обращение (т.е.переворачиваем) →получаем второй тритон – ув.4 (фа-си)

3) Опять возвращаемся к Т 5/3, берём его крайние звуки, только сдвигаем их вверх – получаем ещё одну ум.5(ре-ляb), её переворачиваем – получаем ув.4 (ляb-ре).

4) При этом не забываем, что гармонический звук надо обязательно поставить!

Таким образом, ум.5 – это си-фа и ре-ляb - они строятся на VII и II ступенях.

УВ.4 – это фа-си и ляb-ре (они строятся на IV и Vib ступенях)

Если тритон необходимо разрешить, т.е перевести в устойчивые звуки, то надо помнить, что при разрешении ув.4 увеличивается (его звуки расходятся), а ум.5 – уменьшается (его звуки сближаются).

Виды мажора и минора

Натуральный мажор строится по формуле 1, 1, ½, 1, 1, 1, ½

Чтобы получить гармонический мажор, надо понизить VI ступень (ляb)

Натуральный минор строится по формуле 1, ½,1, 1, ½, 1, 1

Чтобы получить гармонический минор, надо повысить VII ступень (соль#)

Чтобы получить мелодический минор, надо при движении повысить VI и VII ступень (фа# и соль#), а вниз все повышения отменить(соль бекар и фа бекар)

Параллельные и одноимённые тональности

Параллельные тональности – это мажор и минор, у которых разные тоники, но общие звуки и знаки.

Одноимённые тональности– это мажор и минор, у которых общая тоника, но разные знаки (До мажор-до минор).

Главные ступени и главные трезвучия

Главные ступени имеют особые названия – тоника, доминанта и субдоминанта

(I, V, IV ступени).

Главные трезвучия – это трезвучия, которые строятся на главных ступенях – тоническое, доминантовое и субдоминантовое.

Тоническое трезвучие (Т53) – строится на I ступени

Там, где заканчивается тоника, начинается доминанта.

Доминантовое трезвучие (D53) – строится на V ступени (соль-си-ре)

Доминанту надо целиком понизить на 1 ступень – получим субдоминантовое трезвучие (фа-ля-до)– оно строится на IV ступени(S 53)

Вводные септаккорды

Вводные септаккорды строятся на вводном звуке (7 ступень ).В гамме есть вводные звуки . Они вводят в главный звук – тонику, т.е. окружают её снизу и сверх (си и ре).

Ниже тоники находится 7 ступень – это нижний вводный звук (си) .

На ней можно построить аккорд из 4 звуков, расположенных через одну ноту. Такой аккорд будет называться вводным септаккордом (си-ре-фа-ля).

Между его крайними звуками образуется интервал септима. Поэтому весть аккорд будет называться септаккордом.

Если по краям септима малая – это малый вводный септаккорд (обозн.М VII 7). Он строится в натуральном мажоре на 7 ступени (си-ре-фа-ля). Состоит из м.3+м.3+б.3

Если по краям септима уменьшённая – это уменьшённый вводный септаккорд (обозн.Ум VII 7). Он строится в гармоническом мажоре там же, на 7 ступени (си-ре-фа-ляb)

Ум VII 7 в натуральном миноре нет. Он строится в гармоническом миноре на VII# ступени. Состоит из м.3+м.3+м.3 (соль #-си-ре-фа)

Разрешаются в Т 5/3 оба аккорда одинаково: после них в Т 5/3 дважды повторяется средний звук (до-ми-ми-соль).

Характерные интервалы

Это интервалы, которые возможны только в гармоническом виде мажора и минора. К ним относятся ув.2, ум.7, ум.4 ув.5.

Чтобы их построить в мажоре , надо:

1. Написать гарм.мажор (в котором понизить 6 ступень – ляb)

2. Показать рукой, как обычный звук становится гармоническим (ля-ляb)

3. Под рукой находятся все уменьшённые интервалы, а над рукой – все увеличенные.

5. Итак, в мажоре ув.2 строится на 6 пониженной ступени (ляb-си), ум.7 – на 7 ступени (си-ляb), ум.4 – на третьей (ми-ляb), а ув.5 – на 6 пониженной ляb-ми. (всё сыграть в До мажоре с разрешением)

Чтобы построить характерные интервалы в миноре, надо

1. Написать гармонический минор (в котором повышается 7 ступень – соль#)

2. Показать рукой, как обычный звук становится гармоническим (соль-соль#)

3. Над рукой находятся все уменьшённые интервалы, а под рукой – все увеличенные.

5. Итак, в миноре ув.2 строится на 6 ступени (фа-соль#) , ум.7 – на 7 повышенной (соль#-фа),

ум.4 – на 7 повышенной (соль#-до), а ув.5 – на третьей ступени (до-соль#)

(Всё сыграть в ля миноре с разрешением)

Квинтовый круг

Главные трезвучия мажора и минора.

Главные трезвучия в мажоре.

На всех ступенях мажора можно построить трезвучия. Напомним, что интервалы между соседними нотами трезвучия должны составлять терцию. Строя трезвучия от ступеней лада, разрешено использовать только те звуки, которые входят в рассматриваемый лад. Например, рассматриваем C (до мажор). Строим трезвучие, от ноты E. Возможны варианты трезвучий:

Мажорное: E-G♯-H

Минорное: E-G-H

Уменьшенное: E-G-Bь

Увеличенное: E-G♯-H♯

Видим, что только в минорном трезвучии нет знаков альтерации. В остальных трёх обязательно есть диез или бемоль. Поскольку рассматриваемый нами звукоряд не содержит нот с диезами или бемолями, мы можем выбрать только минорное трезвучие (без знаков альтерации).

По такому принципу построим трезвучия от каждой ступени С (до) мажорного лада.


Глав ные трезвучия в мажоре.

На рисунке от каждой ступени построено трезвучие. Рамками выделены ступени (I, IV и V, это главные ступени ), от которых построены мажорные трезвучия. Это главные трезвучия, они имеют индивидуальные названия:
· Трезвучие, построенное от I ступени: тоническое. Обозначается: T.
· Трезвучие, построенное от IV ступени: субдоминантовое. Обозначается: S.
· Трезвучие, построенное от V ступени: доминантовое. Обозначается: D.
Обращаем ещё раз внимание: все три главных трезвучия — мажорные . Они соответствуют звучанию мажорного лада: и лад мажорный, и трезвучия мажорные.
Главные трезвучия построены от I, IV и V ступеней.

Главные трезвучия в миноре.

Аналогично строим трезвучия в миноре. На главных ступенях будут располагаться минорные трезвучия . Названия трезвучий такое же, как и в мажоре, только они обозначаются маленькими буквами: t, s, d . На рисунке ниже изображён Am (ля минор) :



Главн ые трезвучия в миноре.
В практике доминантовое трезвучие почти всегда используется с повышенной 7 ступенью минора. Таким образом, вместо ми - соль - си мы скорее всего услышим в музыке ми - соль диез - си . Такое трезвучие имеет большее тяготение в тонику, помогает музыке двигаться вперед, развиваться:

Главные трезвучия в миноре построены от I, IV и V ступеней.


Главные трезвучия являются гармонической основой лада. Именно по мажорному звучанию трезвучий мы понимаем, что имеем дело с мажором и по минорному звучанию трезвучий определяем на слух минор. Трезвучия в ладу строятся на любой ступени – всего их семь штук (семь ступеней), но главными трезвучиями лада из них являются только три – те, которые построены на 1-й, 4-й и 5-й ступенях. Остальные четыре трезвучия называются побочными, они не идентифицируют данный лад.
Как и любые другие трезвучия, трезвучия, которые строятся на главных ступенях, имеют по два обращения (секстаккорд и квартсекстаккорд).

Соединение главных трезвучий.

mob_info