Что такое гондола. Традиционные лодки: гондолы. Синонимы и происхождение слова

Это слово вы наверняка слышали не раз. У многих оно в первую очередь ассоциируется с романтической Венецией. А давайте разберем, что такое гондолы во всех смыслах? И начнем с самого традиционного.

Гондола - лодка

Гондолы в Венеции - традиционные гребные лодки, символы города и провинции. Исторически служили основным средством передвижения по венецианским каналам - как современные автобусы и трамваи. Однако сегодня гондолы в этом городе являются скорее средством развлечения туристов. Стать гондольером непросто - лицензии на ведение деятельности передаются по наследству, а человеку со стороны такой документ получить практически невозможно.

Что примечательно, конструкция и размеры лодки регламентированы еще в XVIII веке и с тех пор не изменяются. Что такое гондола? Характеристики такого плавсредства приведены ниже:

  • Лодка длиной 11,05 м, шириной 140 см, имеющая плоское дно без киля.
  • Форма закругленная, асимметричная, с поднятыми вверх носом и кормой.
  • Вес - порядка 400 кг.
  • Для изготовления применяются 9 сортов дерева.
  • Для передвижения используется одно весло.
  • Максимальное число пассажиров - 6.

Гондола в авиации

Продолжаем узнавать, что такое гондолы. Термин этот весьма распространен в авиации, где имеет несколько значений:

  • Конструкция, имеющая обтекаемую форму, куда помещаются различные агрегаты воздушного судна - кабина, двигатели, оружие, шасси и проч.
  • Мотогондола - элемент, в котором расположен двигатель самолета.
  • Гондола аэростата - вид конструкции, где находится кабина управления каким-либо воздушным судном.
  • Подвесное сооружение, где располагаются пассажиры, экипаж или механизмы дирижабля.
  • Гондола воздушного шара - корзина для пассажиров данного летательного средства.

Другие значения

Что такое гондолы еще? Представим еще ряд значений:

  1. Кабинка, предназначенная для перевозки пассажиров по канатной дороге. Аналог кресла, вагонетки.
  2. Гондола - это и вид торгового островного оборудования, один из типов стеллажей для выкладки товаров. Имеют ограниченную высоту - 1,5-2 м. Обязательно сконструирован нижний ярус, который шире, чем предшествующие полки. Навесами, кроме последних, могут быть кронштейны, зажимы, крючки и проч. Более характерны для магазинов самообслуживания - на гондолах можно размещать и обувь, и продукты, и бижутерию, и аптечные товары, и головные уборы. Внутри себя разделяются на два типа:
    • Пристенные (односторонние) - имеют ограниченную высоту, поэтому используются более в торговых пространствах, ограниченных по ширине.
    • Двусторонние - оборудованы полками с обеих сторон. Их размещают в центре торгового зала для зонирования последнего, а также направления потока посетителей.

Синонимы и происхождение слова

В зависимости от контекста термин можно заменить следующими синонимами:

  • лодка;
  • полувагон;
  • корзина;
  • мотогондола;
  • пеота.

Это слово итальянского происхождения. В Италии gonda - один из типов лодки. Некоторые исследователи предполагают связь с итал. dondolare - "качать", "раскачиваться".

Вот мы и разобрали все значения слова "гондола" в русском языке. Более всего его связывают с итальянской традиционной лодкой, конструкцией вне фюзеляжа в авиации и кабинкой для перевозки пассажиров на канатной дороге.

Гондола и гондольер - эти два слова плотно укоренились в Венеции. Именно этот вид транспорта считается легендарным символом этого города. Сама Венеция возникла из сельских селений, которые были разбросаны по лагуне небольшой реки. Со временем появилось множество каналов, и образовался огромный водный лабиринт. Шли годы, город рос, и для того чтобы перемещаться, использовались гондолы (небольшие лодки), которые были единственным возможным транспортом.

Сейчас существует много театральных постановок, легенд, повестей и даже романов, которые посвящены венецианским гребцам или где они играют не самую последнюю роль. Существует даже «Гондольеры» - фильм, который специально снял про них Стивен Кинг. Эти лодочники прочно вошли в быт, историю и культуру Венеции и Италии в целом. И по праву считаются самой известной достопримечательностью города. Нет такого туриста, посещавшего Венецию, который хоть раз не покатался бы на гондоле.

Гондолы

Из всего водного транспорта именно эта лодка подошла более всего. Она легкая, вместительная, маневренная и быстрая. По своему изяществу лодка не уступает небольшим яхтам высшего класса. Было принято решение строить гондолы лишь с плоским дном, так как их предназначение - перевозить людей и грузы по мелким каналам и протокам.

Гондольеры

Этими лодками нужно управлять. Гондольеры - это как раз люди, которые этим и занимаются. Изначально они стояли в центре лодки, но для размещения как можно большего количества пассажиров «рабочее место» перенесли в начало судна, на корму. Значение слова «гондольеры»: управляющие лодкой, гребцы.

Благодаря этой перестановке появились и новшества: потребовалось тяжелое длинное весло, которое делали из прочного и плотного бука. Чтобы манипулировать им, от гондольера требовалась значительная ловкость и сила. А второе новшество - положение весла, которое служило для управления. Для того чтобы оно крепко держалось, была придумана уключина (вилка). Ее изготавливали из В этой уключине был ряд пазов, в которые по очереди вставлялись весла. Можно было менять длину рычага и тем самым регулировать скорость гондолы.

После весел необходимо было изменить и нос у лодок, и его утяжелили, в противовес гондольеру, который находился на корме. Таким образом, появилось и еще одно новшество - «железо». Так называют тяжелую металлическую пластину с 6 зубцами, расположенными горизонтально и завитыми кверху. Внешне это напоминает гребень головного убора дожей Венеции.

Немного о профессии

Она требует от человека особого мастерства, причем обычно оно передается по наследству. Гондольер венецианский начинает свое обучение еще мальчишкой. Уже с 10 лет его тренируют владеть веслом и обучают истории, пению и иностранным языкам. У гондольеров даже есть свои песни, которые называются баркаролами. Слово итальянское и произошло от «лодки».

Особое внимание уделяется богатым туристам. На сегодняшний день гондольер венецианский - это особая каста красавцев, знающих несколько языков, владеющих аристократичными манерами и умеющих отпускать самые изысканные комплименты прекрасному полу. Причем возраст не имеет значения. Поэтому гондольеров часто представляют в образе альфонсов, пользующихся особым спросом.

Профессия: гондольеры - кто это?

Они неторопливы и имеют чувство собственного достоинства. Имеют собственную униформу, которая состоит из соломенной шляпы, обрамленной лентами, и полосатой футболки. Эту профессию считают очень престижной, поэтому лицензии жестко ограничены. Всего их могут выдать строго 425 - ни меньше, ни больше.

Женщины-гондольеры

Так сложилось, что гондольеры - это всегда мужчины, но в 2009 году традиция, которая соблюдалась веками, была нарушена. Босколо Джорджия, которой было всего 23 года, успешно смогла сдать экзамены и первая в мире среди представительниц прекрасного пола получила лицензию. Это вызвало большое недовольство у мужчин. Даже ее отец, хоть втайне и гордится своей дочерью, не одобряет выбранную ей профессию.

Традиции гондольеров

В Венеции есть светофоры, которые находятся на всех перекрестках для регулировки движения. Но гондольеры им все же не доверяют, и в местах пробок предпочитают громко кричать, предупреждая о своем прибытии. Традиция эта сохранилась с давних времен.

Лодки всегда красились в черный цвет. Но для привлечения туристов гондольеры начали нарушать привычные традиции и украшать свой водный транспорт неоновыми лампочками, золотыми покрывалами и подушечками. Но власти пригрозили отбирать лицензии у тех, кто будет нарушать сдержанность и изменять правила. Поэтому старинная традиция сохранилась.

Гондольеры - это известные обаятельные «мачо». Есть у них и свои собственные песни (о них мы уже упоминали), которые они исполняют, а вот современные и популярные в их фольклор не входят. Поэтому в ремесле предпочтительны венецианские традиционные мелодии.

Лицензия и наследство

Право получить членство в клубе гильдии гондольеров может передаваться лишь по наследству. Причем только к сыну от отца. А вот попасть туда постороннему человеку довольно непросто. Если гондольер умер, то его лицензия передается только прямому наследнику, и последний может ее в дальнейшем продать.

Стоимость ее очень высокая, но это оправдывается, так как зарплата у лодочников далеко не маленькая. Всего за 30 минут они зарабатывают по 100 евро. А рабочий день довольно длинный и может продолжаться до 15 часов.

Перед тем как человек получает лицензию, необходимо сдать два экзамена: сначала теоретическую часть, а потом уже практику. Вообще существуют даже специальные курсы продолжительностью в девять месяцев. Здесь немаловажно уметь правильно управлять гондолой.

Рабочие нюансы

Гондольеры - это люди, которые должны хорошо знать город и все каналы, иметь ораторские способности и отличный голос, так как им приходится петь множество песен. Но некоторые, например баркаролу, лодочники исполняют лишь за дополнительную оплату. Цена договорная. Нередко бывает, что на борт гондолы приглашают артистов и певцов с аккомпанементом.

Форма специальная - обязательна соломенная к которой прикреплены ленты, полосатая футболка, и поверх нее можно надеть простую белую рубашку. Дресс-код прописан в правилах, и соблюдать его необходимо неукоснительно.

Техника гребли

Благодаря тому что форма гондолы асимметрична, гребец может управлять ею только при помощи одного весла. При этом он находится сбоку от разделяющей линии, которая делит лодку пополам. Управляет гондольер с носовой части веслом (оно же является рулем).

Техника больше толчковая, чем гребковая. Гондольер сначала раскачивает лодку и совершает веслом движения по определенной траектории.

Соревнования

Гондольеры - это профессионалы, которые оттачивают свое мастерство не только на работе, но и на спортивных состязаниях. В каждое первое сентябрьское воскресенье в Венеции проводят Историческую регату. Изначально, перед соревнованиями, устраивается парад из гондол, а уже после соревнуются гребцы, показывая свое мастерство и искусство. Дистанция - семь километров. Причем существуют соревнования и внутреннего масштаба - они проводятся между определенными районами и островами или даже гондольерскими кланами-семействами.

Кто-то мечтает ознакомиться с прекрасной архитектурой города на воде, кто-то – связать здесь себя узами брака, а кто-то отправляется в Венецию чтобы окунуться в культуру этого места и узнать как можно больше о его традициях и особенностях. Помимо выдающейся архитектуры и пейзажей удивительной красоты, разумеется, Венеция знаменита тем, что расположена на островах в чудесной и живописной лагуне, окруженная со всех сторон водой. Венецианские гондолы, рассекающие по волнам лагуны, часто называют самыми красивыми лодками в мире и считают «визитной карточкой» – одной из главных . О них сегодня и пойдет речь.

На протяжении многих столетий внешний вид популярного речного транспорта Венеции несколько раз видоизменялся. Нынешняя гондола – это результат длительного процесса «лодочной эволюции» и адаптации к потребностям горожан и непостоянному качеству воды. История города и история этого вида суден тесно переплелись.

Первые упоминания о гондоле датируются 1094 годом, когда дож Венеции Витале Фальера (Vitale Falier) пожаловал некоторым жителям города хартию на право строить гондолы. Несмотря на то что источники, в которых задокументировано появление венецианских суден, весьма старые, они все же в полной мере описывают, как выглядели необычные лодки в далекие времена. К слову, они разительно отличались от современных гондол, так как были раскрашены в разные цвета. Однако после 1562 года цвет корпуса стал черным, каким и остается по сей день. Историки полагают, что именно этот цвет использовался венецианцами в качестве траурного элемента, напоминавшего им о жертвах ужасной чумы, напавшей на город. Болезнь отступила, а вот жители Венеции так привыкли к темным лодкам, что не стали менять их цвет.

В конце 1400-х гондолы очень напоминали другие виды водного транспорта, использовавшиеся на тот момент в Венецианской лагуне. Лишь в начале 1500-х годов внешний вид этого вида лодок начал меняться из-за того, что они обычно использовались для перевозки местных бедняков. К концу 1600-х гондолы приняли почти такую же форму, как мы видим сейчас. В 1800-х в их корпус добавились некоторые технические новинки, асимметричный дизайн, к примеру, позволяет гондольерам с легкостью управлять судном, ловко маневрируя между другими лодками.

Еще несколько десятков лет назад гондолы были оснащены деревянными кабинами, которые назывались «felze» и прикреплялись к центру корпуса. Такое сооружение воздвигалось на лодки в плохую погоду чтобы укрыть пассажиров от дождя, однако вскоре было признано ненужным: кабина мешала гондольерам видеть дорогу. Кстати говоря, сегодня гондолами пользуются исключительно туристы. Согласно некоторым подсчетам, на сегодняшний день волны великолепной Венецианской лагуны рассекают около полусотни гондол, что вдвое меньше, чем в 1580.

Символы и детали

Каждая деталь гондолы что-то символизирует. Особое значение декораторы Средневековья придали кованым и металлическим частям, соединив элегантность и практичность. Так, например, железный нос судна, «ferro da prora’», обычно выполненный в s-образной форме, что напоминает изгибы Гранд Канала (Canal Grande), был создан для того, чтобы гондольер смог использовать свой вес при балансировке лодки. Также на гондолах установлен противовес-штандарт с шестью зубьями, которые символизируют шесть районов Венеции.

Гондольеры

Туристы, приехавшие в Венецию, могут ошибочно предполагать, что все гондолы очень и очень похожи или и вовсе одинаковы. Однако это не так. На самом деле эти удивительные «черные лебеди» делаются по некоторым параметрам, официально утвержденным властями города, а все остальное производится исключительно под конкретного гребца.

Гондольеры всегда работают на собственных лодках, стоимость которых, к слову говоря, достаточно высока: от 25 до 75 тысяч евро. Уникальная профессия гребца гондол передается от поколения к поколению. Но кровных уз не хватит, чтобы подвозить туристов на красивой лодке. Чтобы получить специальную лицензию необходимо пройти 9-месячное обучение на курсах гондольеров, а по их окончании сдать серьезный и сложный экзамен. Более того, претенденты на управление гондолами также обязаны подтвердить свое знание английского языка. И лишь тогда представители мэрии согласятся рассмотреть заявку на получение лицензии. Стоит отметить и тот факт, что гондола – это дело мужское. Однако истории известны случаи, когда на корму венецианских «лебедей» становились представительницы прекрасного пола.

  • Современные гондолы одновременно похожи и не похожи. Как упоминалось выше, мэрия Венеции определила стандарты, по которым изготавливаются лодки. Все они весят 700 килограмм и состоят из 280 частей, вырезанных из восьми разных видов дерева: дуба, вяза, лайма, лиственницы, пихты, вишни, ореха и красного дерева.
  • Существует несколько версий, объясняющих черный цвет современных гондол. По одной из них, мэрия подписала указ, запрещающий красить лодки в черный цвет, чтобы положить конец нешуточной борьбе, которая развязалась между представителями венецианской элиты. Все дело в том, что состоятельные владельцы гондол ранее старались украсить свои лодки тем или иным способом, чтобы продемонстрировать всем и каждому свою состоятельность. Согласно второй версии, черный цвет гондол обозначает скорбь венецианцев, переживших ужасную чуму, унесшую тысячи людей.
  • Известные писатели и поэты регулярно сравнивали «черных лебедей» Венеции с гробами. И некоторые исследования подтверждают, что гондолы у венецианцев ассоциируются со смертью.
  • Первая женщина-гондольер получила лицензию на управление этим видом транспорта в 2010 году. Джорджия Босколо (Giorgia Boscolo), 24-летняя дочь 40-летнего «ветерана»-гондольера продолжила путь отца. Получить необычную профессию намеревалась и немка Алекс Хай (Alex Hai), однако девушке не удалось сдать экзамен по управлению судном.
  • Одна венецианская компания предлагает туристам научить их вести гондолы. Row Venice соглашается выделить профессионального гондольера, который за полтора часа расскажет вам азы его работы, а также поможет закрепить услышанное на практике. В ваше распоряжение выдадут не гондолу, а другую лодку, которая, впрочем, является почти точным аналогом «визитной карточки» Венеции. Сайт Row Venice: www.rowvenice.com
  • Вместо катания на гондоле туристы также могут отправиться в верфь Скверо Сант-Тровазо (Squero San Trovaso), где строятся новые лодки и обслуживаются старые. На изготовление одной гондолы может уйти порядка 500 часов, поэтому в год в Венеции становится лишь на 20 «черных лебедей» больше.
  • Если же вы хотите посмотреть на гондолы не в процессе изготовления, а во всем их величии, вам однозначно стоит наведаться в Венецию в первую субботу сентября. В этот день в Гранд Канале проходит парад украшенных гондол и их гребцов. Более того, здесь устраивается и историческая регата «Регата Сторика» (Regata Storica), а также соревнование между венецианскими лодками.

Сколько стоит покататься на гондоле?


Посещение Венеции почти что включает в себя обязательный пункт: «покататься на гондоле». И это неудивительно: город открывается с другой, внешней стороны, когда вы плывете по волнам Венецианского залива. Что может быть более романтичным в Венеции, если не прогулка поздним вечером на гондоле в компании своей второй половинки? Однако стоит иметь в виду, что цены на услуги гондольера не так уж и низки.

Обычно гребцы запрашивают 80 евро за 40-минутную прогулку, однако эта стоимость аренды всей лодки.

Так, например, если вы путешествуете с четырьмя друзьями, то проезд обойдется в 20 евро каждому. Однако помните, что количество мест в гондолах всегда ограничено. Более того, в вечернее время стоимость поездки увеличивается (в пределах 20 евро).

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова гондола

гондола в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

гондола

ж. венецианская шлюпка, лодка; ялбот; до 30 ф. длин., 4 шир. Гондольный, к ней относящийся. Гондольер, гондольщик м. лодочник, гребец гондолы, весельщик.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

гондола

гондолы, ж. (ит. gondola).

    Венецианская лодка особой формы, с каютой, передвигаемая посредством кормового весла.

    Корзина для пассажиров воздушного шара (авиац.).

    Подвесное помещение для экипажа, пассажиров или механизма дирижабля (авиац.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

гондола

    Венецианская длинная лодка с каютой или тентом.

    Корзина для пассажиров воздушного шара, а также помещение для людей, оборудования в аэростате. Г. дирижабля.

    прил. говдоль-ный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

гондола

    Длинная одновесельная плоскодонная венецианская лодка с поднятым фигурным носом и высокой кормой, имеющая каюту или специальный тент для пассажиров.

    Товарный вагон без крыши, с люками в полу, открывающимися для высыпания груза.

    Подвесная корзина воздушного шара, кабина аэростата, дирижабля для размещения экипажа, оборудования и балласта.

    Элемент конструкции самолета, вертолета для размещения двигателя, шасси и других устройств, имеющий обтекаемую форму.

    Часть батискафа в виде стального шара, в котором размещаются экипаж, приборы и т.п.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

гондола

ГОНДОЛА (итал. gondola)

    одновесельная плоскодонная лодка с приподнятыми фигурными оконечностями.

    Кабина аэростата.

    Элемент конструкции самолета, вертолета, имеющий обтекаемую форму, для размещения двигателя, шасси или других устройств.

    Саморазгружающийся железнодорожный полувагон с плоским горизонтальным полом.

Гондола (значения)

Гондола - неоднозначное слово, которое может означать:

  • Гондола - традиционная венецианская гребная лодка .
  • Гондола - конструкция обтекаемой формы для размещения агрегатов летательного аппарата (двигатели, шасси , кабина, вооружение).
    • Гондола самолёта - элемент конструкции самолёта для размещения двигателя, шасси и других устройств, имеющий обтекаемую форму.
    • Гондола аэростата - кабина управления воздушных судов.
  • Кабина-гондола - кабина для перевозки пассажиров по канатной дороге.

Гондола

Гондо́ла - традиционная венецианская гребная лодка . Является одним из символов Венеции.

Исторически являлась главным средством передвижения по каналам города, в настоящее время служат для развлечения многочисленных туристов. На исходе существования республики в Венеции насчитывалось несколько тысяч гондол. В конце XVII века русский путешественник писал следующее:

В Венецы есть извозничьих лодак, которые называют гундалами, немало тысяч, а все чёрные и покрыты чёрными сукнами, с окончинами великими, и во всяком гундале по одному человеку-гребцу, а на ином и по два человека. И кому куды потребно ехать морем в ближние места от Венецы или в самой Венецы по каналам, то есть по улицам, то в тех гундалах ездят, нанимая их; а плата бывает на целой день от гундала, которой с одним гребцом, дукат венецкой, а московских денег 15 алтын; и за тое плату весь день повинен возить, где изволит.

А у венецких прокураторей и у знатных купецких людей, также и у духовных особ, есть свои гундалы, которых есть в Венецы не одна тысяча. Те гундалы у многих есть нарядные, резной работы, золочёные, покрыты бархатами с круживами и с бахрамами золотными и иными изрядными парчами, и окончины великие; также в них посланы бывают шпалеры, или трипы цветные, или иные изрядные парчи, тому подобные.

А зделаны те гундалы особою модою: длинны да не широки, как бывают однодеревые лотки, а нос и корма острые, и на носу железные великие гребни, а на корме железом же оковано, а на средине зделан чердак с окончинами и з завесами изрядными покрытой, и в нём лавки изрядные с подушками. А гребцы - один человек на носу, а другой на корме; а в котором гундале другого гребца нет, в том бывает человек на корме, гребёт стоя, тем же веслом и правит, а кормоваго весла, как бывает правило, на тех гундалах нет, однако без него управляют изрядно.

Лицензии на данную работу могут передаваться по наследству от отца к сыну, вследствие чего попасть в число гондольеров человеку со стороны непросто.

Примеры употребления слова гондола в литературе.

Гондола дрогнула от ветра, И вдруг в лиловой полумгле Сорвалась стрелка альтиметра, И закружила по шкале.

Тогда парень забрался на забор, отделявший аэростат от публики, и в момент подъема вскочил в гондолу .

Не получится с Обсерваторией, подключим спортивные организации - запустил в небо аэростат, и те, кто готовится стать парашютистом, пусть прыгают с гондолы - без всякого расхода горючего и моторесурса.

Теперь солдаты держали аэростат только за гондолу и короткие концы, привязанные к обручу.

Баркарола Плыви, моя гондола , Озарена луной, Раздайся, баркарола, Над сонною волной.

Обычно здесь можно было встретить только туристские гондолы да яхты и вездеходки ультрабогачей на транзитных аквастрадах.

Аэростаты пришли на помощь даже такой далекой от воздухоплавания науке, как археология Американский профессор Кент Уикс, например, отправился в свои археологические розыски в гондоле воздушного шара.

А теперь ее везут в гондоле , и гондольер обменивается условными криками, меланхолическими и мрачноватыми, с другими гондольерами, перед тем как войти в какой-нибудь внутренний канал.

Вдруг незаметным движением ноги гондольер бросил Вильгельма на дно гондолы .

На набережной он увидел гондолу с двумя гребцами, которая вот-вот отправлялась в Местре, с богато разодетой молодой женщиной, которую он так страстно разглядывал, что гондольер кивнул, поняв что Казанова ищет дешевой оказии в Местре.

Ей захотелось спросить об этом гондольера, но тут она почувствовала, что гондола остановилась у каких-то ступенек, покрытых мхом.

В голубом небесном поле Светит Веспер золотой - Старый дож плывет в гондоле С догарессой молодой.

Гондолы , снабженные гребными винтами и подвешенные к аэростатам удлиненной формы, которыми пользовались Анри Жиффар в 1852 году, Дюпюи де Лом в 1872 году, братья Тиссандье в 1883 году и капитаны Кребс и Ренар в 1884 году, привели к определенным результатам, и их следовало принять во внимание.

Пошли мелькать встречные и попутные, маневрирующие и стоящие на запасных путях составы - пассажирские и товарные вагоны всех цветов и всех видов, маркированные железными дорогами всех европейских государств, цистерны, ковши шлаковозов, гондолы с углем, щебнем, рудой, платформы с зачехленными и незачехленными танками, зенитными пушками, разрисованными под пятнистых ящеров штурмовыми орудиями, А дальше, насколько было видно, разноцветно дымили бесчисленные трубы, громоздились доменные печи, окутанные облаками пара решетчатые башни градирен, газгольдеры, батареи кауперов и коксовых печей, тускло отсвечивали стеклянные крыши цехов, похожие на гигантские теплицы, мелькали спицами колеса шахтных подъемников, тянулись километры и километры трубопроводов, линий высокого напряжения, портальных кранов, подвесных канатных дорог с бегущими вереницами вагонеток.

И все же это был именно кеб, неповторимый экипаж, в котором зоркий и чужой взгляд Дизраэли увидел гондолу Лондона.

Гондола на фоне острова Сан-Джорджо Маджоре. Художник Камиль Коро.

Гондола по праву считается символом Венеции . Это очень древний тип судна: классическая конструкция узкой плоскодонной лодки с приподнятыми оконечностями сложилась примерно тысячу лет назад и с тех пор почти не изменилась. Последние коррективы в конструкцию гондол внесли в XVIII веке — тогда все их характеристики, включая размеры, материалы и даже окраску, были законодательно регламентированы и неукоснительно соблюдаются по сей день. Пожалуй, вряд ли где ещё найдёшь столь незыблемую приверженность традициям!

Канал Сан-Марко и Дворец дожей. Художник Франческо Гуарди.

Венеция — единственный в мире город, где нет колёсного транспорта. Роль улиц и проспектов здесь играют каналы. Сухопутные же улочки настолько узки, тесны и горбаты из-за обилия дугообразных мостов, что ещё в XVI веке венецианский дож издал указ, запрещающий не только кареты и телеги, но и верховых лошадей. С тех пор жители этого удивительного города пользуются только одним видом транспорта — водным.

Гондола на Большом канале.

Форма и конструкция гондолы — яркий пример эволюции в области «малотоннажного судостроения». Объём перевозок был большим, каналы — узкими, особая мореходность не требовалась, поэтому наиболее рационально выглядела лодка с очень длинным и узким корпусом. Движение по каналам было чрезвычайно интенсивным, и обычные вёсла с уключинами мешали бы соседним и встречным судам. Поэтому техника движения на гондоле не совсем гребковая, а скорее гребково-толчковая. Гондолой обычно управляет один человек: стоя лицом вперёд, он раскачивает лодку и одновременно совершает хитроумные манипуляции веслом.

Так как гондольер работает веслом с одного борта (правого), то, чтобы компенсировать отклонение влево, корпус лодки имеет асимметричную форму: обводы её левого борта полнее, чем правого. Гондола скользит по воде не прямо, а по волнообразной траектории, и управление судном в тесных каналах требует определённых навыков. Любопытно, что усилия, которые затрачивает гондольер , практически не зависят от загрузки лодки.

Гондолы на стоянке. Хорошо видно, что корпус лодок имеет асимметричную форму.

В Венеции гондолы вытеснили все другие типы судов ещё в Средние века. Имеются сведения, что в период расцвета Венецианской республики в городе насчитывалось около 10 тысяч гондол и 14 тысяч гондольеров . В XVIII столетии появился закон, регламентирующий размеры и конструкцию лодок, а «в целях борьбы с расточительством» их предписывалось красить только в чёрный цвет. Правда, возможно, что чёрными гондолы стали гораздо раньше: по одной из версий, их повелели перекрасить в 1562 году, когда в городе свирепствовала эпидемия чумы. Тогда на гондолах перевозили тела умерших, и пёстрая окраска судов выглядела неуместной. Позже власти распорядились оставить лодки чёрными в память о постигшей город трагедии, а закон XVIII века лишь подтвердил сложившуюся традицию.

Гондолы — «чёрные лебеди» венецианских каналов.

Так или иначе, но сегодня по каналам Венеции гарцуют только чёрные гондолы . Все они одинаковых размеров: длина корпуса составляет 11,05 м, ширина — 1,4 м. Вес порожней лодки — около 400 кг. Корпус имеет асимметричную форму: на миделе относительно киля его левая часть шире правой на 24 см. Нос и корма лодки приподняты вверх, чтобы максимально уменьшить площадь контакта с водой, и, соответственно, сопротивление движению, а также повысить манёвренность. При изготовлении гондолы традиционно применяется девять сортов дерева. Сверху корпус украшается декоративной резьбой и в несколько слоёв покрывается специальным чёрным лаком.

Гондольер управляет лодкой, стоя лицом по ходу движения и работая одним веслом.

На носу гондолы устанавливается плоский железный гребень — «ферро» (ferro) . Он выполняет несколько функций: защищает нос лодки от удара, служит противовесом стоящему на корме гондольеру , по нему оценивают высоту просвета очередного моста и определяют, пройдёт под ним гондола или нет. Шесть выступов на ферро символизируют районы города, на которые Венеция была поделена в 1169 году; седьмой выступ сзади означает остров Джудекка, а закругление наверху — головной убор дожа.

Как уже говорилось, у современной гондолы всего одно весло, которое устанавливается в уключине особой формы, именуемой «форкола» (forcola) . Конструкция форколы позволяет опытному гондольеру виртуозно орудовать веслом, обеспечивая различные скоростные режимы лодки, повороты и циркуляции, экстренное торможение и аккуратную швартовку.

Максимальная вместимость гондолы — шесть пассажиров. Иногда лодки оборудуются маленькой каютой-палаткой для защиты от палящего солнца или непогоды.

Гондола с каютой-палаткой и двумя гондольерами. Этот снимок, сделан почти век назад.

Ныне в Венеции осталась лишь одна верфь, занимающаяся строительством и ремонтом гондол . Все работы на ней ведутся вручную, по старинной технологии. Каждая лодка собирается из 280 отдельных деталей, на её постройку уходит примерно три года. Стоимость гондолы сопоставима со стоимостью престижного автомобиля и измеряется десятками тысяч евро. Все находящиеся в эксплуатации лодки являются собственностью гондольеров , и потому хозяин старается всячески беречь свой транспорт, являющийся источником его доходов. В среднем срок службы гондолы составляет примерно 15 лет. Высокая стоимость судна, его относительно недолгая жизнь, помноженные на повышенные требования к квалификации эксплуатирующих их хозяев, предопределяют тот факт, что водные прогулки на «венецианском такси» обходятся туристам очень недёшево.

Поперечные переборки гондол часто украшают живописные картины.

О профессии гондольера следует рассказать отдельно. Она требует большого мастерства и обычно передается по наследству от отца к сыну. Мальчика с десяти лет учат не только владеть веслом, но и обучают истории, иностранным языкам, пению (недаром у гондольеров есть особый вид песен, называемых баркарола — от итальянского слова barca , то есть «лодка» ). Особое внимание уделяется сложной науке общения с богатыми туристами. Сегодня венецианский гондольер — это представитель особой касты красавцев с аристократическими манерами, способный на разных языках отпускать изысканные комплименты в адрес представительниц прекрасного пола любого возраста… Неудивительно, что в представлении многих гондольер — это альфонс, пользующийся повышенным вниманием со стороны богатых иностранок.

Гондольеры неторопливы и преисполнены чувства собственного достоинства. У них есть своя униформа — соломенная шляпа с лентами и полосатая футболка. Их профессия считается престижной, и количество лицензий на работу гондольером в Венеции жёстко ограничено: их выдаётся 425, ни больше, ни меньше.

Гондольер у своей лодки в ожидании желающих совершить водную прогулку.

Исторически гондольерами могли стать только мужчины, но в июне 2009 года эта многовековая традиция была нарушена. 23-летняя Джорджия Босколо сдала сложные экзамены и стала первой в истории Венеции официально признанной женщиной-гондольером . Хотя она происходит из семьи потомственных гондольеров , тем не менее получение ею лицензии вызвало недовольство её коллег-мужчин. Даже отец Джорджии Данте Босколо хотя и гордится дочерью, но всё же считает, что она выбрала совсем не женскую профессию.

Гондолы на Большом канале. Художник Бернардо Белотто.

Интересно, что слово «гондола» (gondola) , впервые встречающееся в венецианском документе 1094 года, в Италии произносится с ударением на первый слог. До начала ХХ века так же говорили и в России. Однако такое звучание не нравилось русским поэтам, часто посвящавшим Венеции стихи: к слову «гОндола» очень трудно было подобрать рифму. И они дружно принялись переносить ударение на второй слог — тогда задача существенно упрощалась (например, к «гондОле» хорошо рифмовалась «баркарола» ). Постепенно такое произношение у нас стало традиционным. Лишь в последние годы вновь стало звучать слово «гОндола» — в частности, его используют работающие в Италии российские гиды.

Помимо традиционных пассажирских гондол , ныне используемых исключительно для развлечения туристов, в Венеции существуют специальные и церемониальные гондолы . Они встречаются довольно редко — как правило, по праздникам или по случаю тех или иных важных событий. Например, есть свадебные гондолы , гондолы-катафалки , гондолы-паромы (traghetto) , гоночные гондолы (gondola di regatta) . Они иногда вмещают до 15 человек и имеют несколько гребцов. Следует особо выделить гондолу Венецианского дожа , которая принимает участие в ежегодной сентябрьской Исторической регате Regatta Storica . На этом богато украшенном судне размещается рекордное для гондолы число гребцов — 12.

Церемониальная гондола-катафалк. Фото первой половины прошлого века.

mob_info