Человечность в белый бим черное ухо. Тема милосердия в повести троепольского "белый бим черное ухо". Животные как жертвы человеческих рук

Анализ повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»

Повесть Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» рассказывает о судьбе собаки, о её верности, чести и преданности и трагической гибели. Сам писатель так определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности». А мы бы еще хотели добавить: и о милосердии, капли которого не хватило, чтобы спасти жизнь… СЛАЙД № 1

Судьба пса охотничьей породы, который родился «не того» цвета была предопределена: щенка собирались утопить. Но Иван Иван пожалел щенка и взял себе. СЛАЙД № 2

Это большой души человек, он любит природу и понимает её. Его радует в лесу всё: и подснежники, кажущиеся капелькой неба на земле, и небо, окропившее лес уже тысячами голубых капель. Благородство души – его естественное состояние. Бим стал единственным настоящим другом, помог хозяину справиться с болью утраты после смерти жены. Именно благодаря Ивану Ивановичу Бим считал всех людей добрыми и хорошими. СЛАЙД № 3

Бим твердо усвоил: поцарапайся в дверь, тебе - откроют обязательно, двери и существуют для того, чтобы каждый мог войти: попросись - тебя впустят. Только не знал Бим, не знал и не мог знать, сколько потом будет разочарований и бед от такой наивной доверчивости, не знал и не мог знать, что есть двери, которые не открываются, сколько в них ни царапайся.

В идеальный добрый мир Бима вторгаются равнодушие, корысть, жестокость, месть окружающих. Живущая по соседству свободная женщина Тётка ненавидела пса. Она мстила ему за то, что Бим не подал ей лапу в квартире Ивана Ивановича, испугавшись; за то, что он однажды лизнул ей руку – не от избытка чувств только к ней лично, а к человечеству вообще.

Отрицательные герои повести выписаны меткими точными штрихами, снижающими их образы до облика животного. Клим, избив Бима на охоте, «прошлялся до ночи. В полночь, крадучись огородами, заполз в свою хату». Серый коллекционер, снявший с Бима ошейник с гравировкой, «храпит, как заяц под борзой». Тетка, сдавая Бима собаколовам, «осклабилась» своим лягушкиным рылом. СЛАЙД № 5

Для изображения состояний и внешности пса автор использует прием «очеловечивания»: пес плачет слезами надежды, получив «письмо» от Ивана Ивановича; умеет смеяться, охнул по – человечески, когда Клим избил его. Очеловечивая страдающее животное, писатель показывает потерявших человеческое в себе людей. Не все герои произведения способны так любить, ждать, верить, быть искренними, как Бим. Серый обманывает детей,что «должность его такая - делать все по - честному, по – человеческому». А на деле он не то что поступать, говорить по-человечески не может (речевая характеристика подчеркивает его нравственную сущность). СЛАЙД № 6

Но все же есть люди с огромной душой, украшающие жизнь добротой, искренностью, милосердием. Они, по мнению Троепольского, вмещают в себя все лучшее, что есть в человеке. СЛАЙД № 7

Бим погиб, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах – сдружила Толика и Алёшу. Отец Толика изменил своё отношение к интересам сына и Биму, понял свою ошибку (писал объявления в газету, искал собаку). Молодой собаколов Иван навсегда оставил своё занятие. Ведь укор мертвых - самый страшный укор, потому что от них не дождаться ни прощения, ни сожаления, ни жалости к сотворившему зло кающемуся грешнику. А еще совесть человека, по Троепольскому, не похожа на идеально прямую хворостину, и от ее шепота никому не уйти.

И ложь бывает святой, как правда... Так мать поет безнадежно больному ребенку веселую песенку и улыбается.

Алеша и Толик не узнали, что Бим умер. Это был акт милосердия взрослых по отношению к мальчикам, желание сохранить их веру в людей и добро. Потому что жизнь идет. Идет потому, что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь. СЛАЙД № 8

Человек всегда должен оставаться Человеком: добрым, способным к состраданию, готовым всегда прийти на помощь всему живому.

Сегодняшние люди уже осознают заботу о жизни во всех ее проявлениях как нравственный долг. И прежде всего — писатели. Незаурядным явлением стала талантливая повесть Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Анализ произведения предлагается вашему вниманию.

Семнадцать глав книги охватывают всю жизнь собаки и ее взаимоотношения с человеком. В начале повести Бим совсем крохотный, месячный щенок, который, неуклюже переваливаясь на слабых лапах, скулит, ища мать. Он скоро привык к теплоте рук человека, взявшего его в свой дом, очень быстро стал отзываться на ласку хозяина. Почти все повествование о жизни пса связано с видением мира Бимом, с эволюцией его восприятия. Сначала это отрывочные сведения об окружающем: о комнате, где он живет; о хозяине Иване Иваныче, добром и ласковом человеке. Потом — начало дружбы с Иваном Иванычем, дружбы обоюдной, преданной и счастливой. Первые главы мажорные: Бим рано, с восьми месяцев, подает большие надежды как хорошая охотничья собака. Мир открывается Биму своими добрыми сторонами. Но в третьей главе появляется тревожная, настораживающая нота — Бим познакомился с беспризорной собакой Лохматкой и привел ее к Ивану Иванычу. Все, казалось бы, хорошо, но в середине главы появляется фраза о том, что горькая судьба еще сведет Бима и Лохматку.

Эта фраза — предвестник перемен в жизни пса: Ивана Иваныча увезли в больницу. Необходимо было оперировать осколок, который двадцать лет, со времен войны, носил он около сердца. Бим остался один, остался ждать. Это слово теперь вбирает для Бима все запахи и звуки, счастье и преданность — все, связанное с хозяином. Троепольский проводит Бима через несколько кругов испытаний: оказавшись один, он постепенно узнает, как неодинаковы люди, как несправедливы могут они быть. В жизни Бима появляются не только друзья, но и недруги: курносый человек с мясистыми отвислыми губами, разглядевший в Биме «живую заразу», крикливая тетка, которая готова уничтожить эту «паршивую собаку». Все эти персонажи даны сатирически, в них гротескно подчеркнуто отвратительное, бесчеловечное.

Бим, раньше готовый лизнуть руку этой самой тетке, не из любви к ней, а от благодарности и доверия ко всему человеческому, теперь начинает замечать в человеческом мире друзей и врагов. Легче ему с теми, кто не боится его, бродячего пса, кто понимает, что он ждет. Доверчивее всего он относится к детям.

Но пришло время — и Бим узнал, что среди детей тоже бывают всякие, такие, как рыжий конопатый мальчишка, который дразнил девочку Люсю за то, что она приютила Бима.

Пришло и более тяжелое время: Бима продали за деньги, увезли в деревню, дали ему другое имя — Черноух. Научился он и сомневаться в человеке и бояться людей. Его свирепо избил охотник за то, что Бим не стал душить раненого зайца. Еще более жестокими врагами оказались родители Толика, который привел Бима домой. Глава «счастливой и культурной семьи» Семен Петрович сделал вид, что согласился на просьбу сына оставить собаку, а сам ночью тайком отвез Бима на машине в лес, привязал к дереву и оставил там одного. Эта сцена как будто варьирует фольклорные мотивы и мотив сказки Пушкина: «И оставить ее там на съедение волкам».

Но повесть Троепольского — не сказочное произведение. Писатель показывает, что волки не бывают бессмысленно и беспричинно жестоки. Слово в оправдание и защиту волков — одно из самых сильных авторских отступлений в повести.

Начиная с двенадцатой главы события развиваются все стремительнее и становятся все напряженнее: ослабевший, израненный Бим возвращается из леса в город и снова ищет Ивана Иваныча.

«...О великое мужество и долготерпение собачье! Какие силы создали вас такими могучими и неистребимыми, что даже в предсмертный час вы движете тело вперед? Хоть помаленьку, но вперед. Вперед, туда, где, может быть, окажется доверие и доброта к несчастной, одинокой, забытой собаке с чистым сердцем».

И в конце повести, как почти забытые следы, снова проходят перед глазами читателя места, где был счастлив Бим: дверь дома, в котором он жил с Иваном Иванычем; высокий кирпичный забор, за которым был дом его друга Толика. Ни одна дверь не открылась перед израненной собакой. И снова появляется его давний враг — Тетка. Она совершает последнюю и самую страшную жестокость в жизни Бима — сдает его в железный фургон.

Бим погибает. Но повесть не пессимистична: Бим не забыт. Весною на поляну, где он похоронен, приходит Иван Иваныч с маленьким щенком, новым Бимом.

Эта сцена утверждает, что неодолим кругооборот жизни, что рождение и смерть постоянно рядом, что вечно обновление в природе. Но заключительные эпизоды повести не располагают к умилению при виде всеобщего весеннего ликования: раздался выстрел, за ним еще два. Кто стрелял? В кого?

«Может быть, злой человек ранил того красавца дятла и добивал его двумя зарядами... А может быть, кто-то из охотников зарыл собаку и ей было три года...»

Для Троепольского, писателя-гуманиста, природа не храм, располагающий к спокойствию и умиротворению. В ней идет постоянная борьба жизни и смерти. И первая задача человека — помочь жизни утвердиться и победить.

Материал подготовлен Заслуженным учителем РФ Захарчук Аллой Ивановной Литературные аргументы к сочинению-рассуждению, часть С ЕГЭ по русскому языку 1)Г.Троепольский. «Белый Бим Чёрное Ухо» Бим встречает разных людей – добрых, злых, равнодушных. Такие, как Толик, Матрёна, Даша помогают собаке. Есть среди людей и такие, которые предают, травят, убивают. Из-за людской злобы страдает Бим. Иван Иванович воспитал в Биме доброту и веру в человека. Когда хозяина забрали в больницу, собака верно ждала его. Эти двое чувствовали ответственность друг за друга, потому что были «приручены». Помня отношение к себе хозяина, Бим доверчиво идёт к людям, когда Ивана Ивановича забирают в больницу. 2) В.Железников. «Чучело». Нравственные уроки повести: не быть жестокими к людям, к животным и растениям – ко всему живому на земле; защищать своё человеческое достоинство, не позволять его топтать никому и никогда; нужно учиться разбираться в людях, потому что разочарование больно ранит душу. Лена Бессольцева в нелёгких испытаниях, выпавших на её отроческие годы, всё время рядом с собой видела деда, чувствовала силу его характера, опиралась на его плечо. Николай Николаевич помог ей выстоять и не сломаться. Лена оценила это. Да, стариков нужно беречь, прислушиваться к их советам, ценить их опыт и готовность разделить беду близкого человека. В этом урок всем нам. Тема жестокости подростков по отношению к своему ровеснику, не похожему на всех остальных. Лена Бессольцева стала объектом насмешек в классе. Ей одноклассники устроили бойкот, а затем совершили страшное деяние: сожгли на костре чучело, изображавшее девочку. Железная Кнопка, Рыжий, Лохматый и другие ровесники Лены, устроившие трудные испытания девочке, думаю, получили урок на всю жизнь. Героиня повести говорит своим одноклассникам: «Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди». Что имела в виду Лена Бессольцева и права ли она? Да, права: её ровесники бедны не только по образу жизни (отсутствие интересов, пустое времяпрепровождение, примитивные развлечения), но и по душевным своим качествам (грубые, равнодушные к чужой беде, завистливые, жестокие). 3) А.Платонов. «Неизвестный цветок». Этот рассказ о цветке, который вырос среди камней и глины. Он много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым огнём. Цветок очень хотел жить. Нужна была большая сила воли, неустанное упрямство, чтобы выжить. А.Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть, чтобы светить ярким огнём другим и звать к себе безмолвным голосом радости жизни. 4)А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц». «Право же, взрослые – очень странные люди», - вслед за Маленьким принцем можем повторить мы. Часто взрослые совсем не понимают своих детей,. Неужели они сами не были маленькими? Почему они не всегда отвечают на детские вопросы, не выслушивают своего ребёнка? Маленький принц жил одни на очень маленькой планете, на которой были только вулканы. Каждое утро герой чистил свои вулканы, пропалывал землю, чтобы не росли баобабы. А люди вместо того, чтобы поддерживать порядок на своей планете, возделывать свой сад, украшать свой дом, ведут войны, оскорбляют своей алчностью красоту жизни. Маленький принц утверждает, что необходимо наводить порядок на своей планете и трудиться каждый день. Маленький принц отправляется странствовать. Он оказывается на планетах, где живут король и честолюбец, пьяница и деловой человек, фонарщик и географ. Герой не задерживается ни на одной из них, потому что видит пороки, но не понимает и не принимает их. Властолюбие и честолюбие, пьянство и жадность, фатализм и невежество – всё это мешает жить людям. Только на Земле, встретив змею, цветок и лиса, Маленький принц, познаёт мудрость: «Зорко одно лишь сердце». Герой возвращается на свою планету, к Розе, которую уже успел приручить. Сказка эта учит нас быть « в ответе за тех, кого приручили», что лишь сердцем можно почувствовать любовь, что человеку грозит одиночество среди толпы, что тот, кто не имеет корней, обречён на одиночество. 5) Саша Чёрный. Рассказ «В лунную ночь». Этот рассказ о доме, об одиночестве и о счастье. Все герои, кроме детей., бездомные и безродные. Им не хватает счастья. А оно так нужно всем, потому что жизнь даётся человеку для счастья. Садовник мечтает о том, как выкупит дом, в котором он родился. Лидия Павловна, сидя у моря, вспоминает, когда она была в последний раз безумно и просто счастлива. Но ведь счастье всегда рядом, нужно просто уметь найти его. К такому выводу подводит читателей автор. .Идея рассказа – стремление к счастью, умение быть счастливым в мире под солнцем и луной с другими людьми, природой. 6)К.Паустовский. «Телеграмма». «Будь человеком, - говорит Паустовский. – За добро плати добром!» Нельзя забывать о самых близких, самых родных людях, которые нуждаются в вашем внимании, заботе, тепле, добром слове, а то может быть поздно. Так произошло с главной героиней рассказа Настей, которая из-за вечной суеты, отсутствия времени написать и приехать в течение трёх лет не видела матери. А Катерина Петровна ждала свою единственную дочь, но так и не дождалась. Проводили в последний путь односельчане старушку, а дочь на похороны опоздала, проплакала всю ночь и уехала рано из деревни (стыдно было перед людьми). Не успела Настя попросить прощения у матери. 7)А.Грин. «Зелёная лампа». Рассказ о том, что человек должен свою судьбу строить сам, преодолевая трудности, а не пассивно ждать удачи, не превращаться в «игрушку» другого человека. Джон Ив в конце рассказа становится врачом. Он сумел сохранить своё достоинство и исполнил свою мечту. Да, человек не игрушка судьбы, а творец её, если у него есть желание и воля чего-то добиться, если он трудится и верит в себя и свои силы.

Преданность собак (Г. Троепольский — Белый Бим Черное Ухо)

«Белый Бим Чёрное ухо» — это произведение не только о верном и до конца своих собачьих дней преданном сеттере по имени Бим, но и о самых разных – добрых и злых – людях, а также о взаимном понимании «двух противоположных миров»: человека и природы.
Главным героем этой интересного произведения стала охотничья собака по имени Бим. Она начинал свою земную жизнь не особенно весело. Ещё будучи щенком, в возрасте одного месяца, Бим был отдан незнакомому и чужому человеку – новому хозяину Иван Иванычу. По причине необычного в его породе окраса Бим становится изгоем среди своих сородичей – охотничьих сеттеров. Однако расположенный к жизни пёс не стал унывать, так как главным для него стало то, что он находится рядом с верным другом и хозяином. Однако жизнь как таковая не очень легка, и никогда точно нельзя узнать, в каком направлении она может повернуться сама и повернуть других людей и животных, что наступит завтра, что ещё доведется пережить на этом непредсказуемом жизненном пути. О своём будущем никак не мог знать Бим, он даже подумать не желал о ближайшем дне, потому что он так весело и увлекательно на протяжении трех лет с ласковым Иван Иванычем. Однако пошатнувшееся за годы войны здоровье немолодого хозяина затребовало быстрого лечения, и очень скоро любезному другу Бима приходится расстаться со своим верным питомцем. Как же жаль, что эта собака не могла осознать смысла прощальных слов человека. Пёс не подозревал, куда же уехал его верный друг, ему остается только ждать и надеяться… Скука прощания оказалась для Бима несносной, и он решается на очень храбрый шаг – пойти в одиночку и искать любимого хозяина. И непосредственно в этом опасном и нелегком путешествии пёс узнает горькую правду жизни, согласно которой на свете попадаются не только хорошие люди, но и, к великому сожалению, плохие и очень злые, к которым относятся Серый, Тётка, Клим и некоторые другие. Однако эта планета не без добрых людей. Люся, Степановна, Хрисан Андреевич, Петровна, Толик, Даша, Алёша – именно те добрые и сострадательные люди, которые каким-то образом помогают Биму в его трудной и нелегкой дороге к любимому другу, правда, они так и не смогли отыскать хозяина собака, а Бим до своего последнего вздоха продолжает поиски Иван Иваныча… Во время своих последних минут жизни пёс продолжает царапаться в дверь железного фургона, притом очень долго в последнюю из этих дверей. Царапается до последнего дыхания. И как же мало ему нужно! Свободы и доверия – и более ничего. Бим погибает… Ни за что и абсолютно безнаказанно…

Гавриил Николаевич Троепольский в своей повести не только призывает каждого человека к защите природы, но и акцентирует наше внимание на философских темах через миропонимание собаки. Например, о человеческой жадности и деньгах: «… иные люди могут продать честь, верность и сердце. Благо собаке, не знающей этого!». Жестокость человека также находит свое отражение на страницах произведения: «Трижды выстрелил… Может быть, злой человек ранил того красавца дятла и добил его двумя зарядами…». И эти слова не оставляют равнодушными никого из нас… Потому как в действительности наш современный мир буквально погряз в жестокости, от неё Иван Иваныч находит спасение на тихом лесном просторе – это то самое место, наверное, где природа ещё не испорчена человеком. А где можно найти спасение остальным людям? По всей видимости, глубоко внутри, в своем сердце. Пока мы не сможем понять значимость и важность природы для человеческой жизни, то никак не сможем отнестись ко всему живому так же, как и к самому себе, другу и родителям… с искренней любовью и преданностью.
В качестве заключения можно отметить, что «Белый Бим Чёрное Ухо» — лишь одно из многочисленных произведений о природе, которое учит человека любить, уважать и охранять окружающую среду, поскольку природа – небольшая часть самих нас, внутреннего мира, это вторая Родина, достойная того, чтобы ее любили.

Почему автор убивает Бима

Я прочитала грустную книгу Г. Троепольского "Белый Бим Черное ухо". В этой книге рассказывается о печальной судьбе собаки.
Бим – умный и симпатичный песик, но у него был нестандартный окрас. Обычно сеттеры черные, цвета вороньего крыла, с рыжеватыми пятнами. А Бим белый, с черным ухом и черной лапой, а другое ухо у него – рыжее. У Бима добрые и умные глаза.
Иван Иванович, хозяин Бима, участник войны, и ему в грудь попал осколок. Ивану Ивановичу часто было плохо, у него болело сердце. А когда Ивану Ивановичу стало очень плохо, он попал в больницу. С этого момента у Бима начались все беды.
Когда Бим скитался в поисках своего лучшего друга, хозяина Ивана Ивановича, он подвергнул свою жизнь опасностям и травмам. Во время поисков Бим стал инвалидом: ему прищемило лапу на стрелке, злой Серый, дядька, сильно ударил его по голове и развесил объявления с утверждением, что Бим – бешеный.
На своем пути Бим узнал много плохих и хороших людей. Побывал в деревне, на охоте, где получил травму от злого охотника Клима, который сильно пнул его.
В конце своих приключений у самого дома Бим встретил бескультурную тетку, которая отправила его на живодерню. Там он встретил свою смерть. Бим умер от долгих мучений и тоски по Ивану Ивановичу.
Но Бим не прожил свою жизнь бессмысленно. Его следы остались на земле. Возможно, Бим – самая добрая, терпеливая, преданная, целеустремленная, умная собака. Бим подружил ребят, которые его искали, когда он скитался в поисках друга. Он помог Ивану Ивановичу найти новых знакомых. Бим повлиял на многих людей, в том числе, на родителей Толика. Они разрешили сыну держать дома собаку.
Мне не очень нравится эта книга, потому что я люблю животных, а в этой повести мучается ни в чем не повинная собака. Но, возможно, писатель хотел рассказать о реальных событиях. Г. Троепольский убил Бима, чтобы создать серьезную литературу. Бим не мог умереть обычной смертью собаки, потому что он сам необычный. Он умнее других собак. И Бим размышляет почти как человек.
Грустные книги иногда могут помочь решить какую-то проблему. Когда люди читают такие книги, их сердца не становятся каменными.

От администрации сайта

mob_info