Знак не символ, но символ это знак. Различия между символом и знаком Основные характеристики знака

Искусство как универсальный способ общения ИСКУССТВО - ПРОВОДНИК ДУХОВНОЙ ЭНЕРГИИ Особая сила искусства состоит не только в том, что оно доводит до нас информацию, но и о том, что может быть, еще важнее: оно является проводником духовной энергии. Искусство благотворно воздействует на эмоции человека: вдохновляет, вселяет надежду, заставляет сопереживать. Виктор Попков «Шинель отца» Своеобразный автопортрет художника. На картине художник изобразил себя в старой шинели, оставшейся от погибшего на войне отца. На дальнем плане витают бесплотные тени вдов, выполненные в скорбно-малиновом цвете. Полотно передает личные переживания художника, но еще оно восстанавливает духовное родство поколений, преемственность героических традиций, отдает благодарную дань военному прошлому. Сама шинель - символ всех скорбящих по погибшим на войне. Василий Суриков «Утро стрелецкой казни», 1881 Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Художник сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни. сознание и свои чувства. На картине два главных героя — молодой Пётр, сидящий на коне возле кремлёвских стен, и рыжий стрелец, гневно смотрящий на царя. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Он полон сознания своей правоты. Между фигурами стрельца и Петра можно провести диагональную линию, которая зрительно демонстрирует противостояние этих персонажей. Зрители сопереживают стрельцам, проникаются их душевным состоянием. Ведь каждый из них по-своему переживает последние минуты жизни: одни - в состоянии страха и отчаяния, другие - в бессильной злобе, непокорности судьбе, третьи в слезах и молитвах. ИСКУССТВО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБЩЕНИЯ ЗНАКИ И СИМВОЛЫ ИСКУССТВА С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом. ЗНАК И СИМВОЛ Как вы понимаете эти термины? В каких выражениях мы используем эти слова? Чем отличается знак от символа? Знаки — это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы — SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п. Знак всеми понимается одинаково Символ — это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ — это синтез знака и образа. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности. Понимание символа зависит от эрудиции человека и его интуиции. Символ может быть обозначен числом, свойством, формой. Например, число 7 — символ совершенства и завершённости (семь дней в каждой фазе луны, семь цветов радуги, семь нот, семь дней недели, семь добродетелей, семь смертных грехов, семь таинств Семь смертных грехов, способных погубить душу: гнев, гордыня, сладострастие(похоть), лень, чревоугодие, алчность(жадность) и зависть. Иероним Босх (ок. 1460 -1516) Семь смертных грехов В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб — символы таинства причащения; цветы лилии или ириса — символ Богоматери. Симон Ушаков икона «Тайная вечеря» С. Боттичелли «Благовещение» Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный — цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; зеленый — цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни. Троица. Андрей Рублев. С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом — религиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная символика Средневековья. Адриан ван Утрехт. Натюрморт с букетом и черепом. Карло Кривелли «Мадонна» В бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жизни человека. Многие произведения ХVII в. носят символический характер, который зачастую передается представленными в них предметами: бокалами с вином, хлебом, рыбой, увядшими цветами, часами и др. Питер Клас. Натюрморт с крабом Симон-Ренар де Сен-Андре. Натюрморт ванитас (vanitas — суета сует), напоминающий человеку о бренности его существования. Натюрморт ванитас (vanitas) На этих натюрмортах изображены: черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и музыкальные инструменты (звук отзвучал-значит, умер) Юриан ван Стрек. Суета сует Само название картины говорит о бренности земной суеты - погони за богатством, властью, удовольствиями. В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Его отношение к миру. Шлем с плюмажем, охотничий рог и шпага символизируют воинскую доблесть и земные развлечения. Череп, обвитый колосом, рисунок, изображающий голову мальчика, обозначают юность, смерть и будущее воскресение. Издание «Электры» Софокла в голландском переводе поэта Иоста ван Вондела намекает на бессмертие искусства перед бренностью земной славы. . Череп — напоминание о неизбежности смерти. . Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь». . Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. . Песочные и механические часы — быстротечность времени. . Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств. . Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу. . Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. . Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. . Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений. . Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук. . Глобус, как земли, так и звездного неба. . Портреты, анатомические рисунки, письма символизируют человеческие отношения.

Беляевой Марины, 2 к., 3 гр.

Систематическое изучение знаков в попытке придумать единую науку известно как семиотика, и она появилась из таких дисциплин, как философия и лингвистика, равно как и из психологии. Эти термины имеют тж добавочное и более специализированное значение в мед. практике — семиотика является изучением симптомов. В этом случае в мед. диагнозах симптомы являются знаками, к-рые имеются в наличии для интерпретации.

Знак — это стимул, к-рый направляет организм к чему-либо большему, нежели он сам, в том смысле, что мы обычно говорим об ударе грома как о знаке дождя — гром обозначает дождь. Т. о., знаки, естественно, встречаются в окружающей среде или внутри организма (нейрофизиологическая передача), или могут быть придуманы в лабораторных экспериментах (вспыхивающая лампочка или звучащий гудок, означающие пищу).

Эти примеры знаков, изучаемых учеными-бихевиористами, являются довербальными и доречевыми. Тем не менее, именно изучение знаков как составной части челов. языка, исслед. слов как письменных и устных знаков породило науку семиотику. Семиотика предлагает представление о челов. существе как о животном, использующем знаки.

Швейцарский лингвист Ф. де Соссюр рассматривал язык как звено между мыслью и звуком. С одной стороны, языку необходимы идеи, к-рые являются невербальными и чисто психол., а с др. стороны — осмысленные звуки, к-рые выражают идеи. Союз между идеей и выражением, между «означаемым» и «означающим» является скорее функцией, нежели предметом. Эта функция состоит в связи означающего с означаемым, и возникающую в итоге сущность Соссюр назвал лингвистическим знаком.

Важное различие между знаком и символом ясно выразил Уолкер Перси. «Знак — это нечто, что направляет наше внимание к чему-либо другому. Символ не направляет наше внимание к чему-либо др., как это делает знак. Он не направляет совсем. Он «подразумевает» что-то др.». Узнавание символического содержания было и остается важным в создании и понимании иск-ва, поэзии и музыки с XIX в., но до сих пор символизация недостаточно признана в наших попытках понимания языка чел. А. Куальяно

Знак всегда меньше, нежели понятие, которое он представляет, в то время как символ всегда больше, чем его непосредственный очевидный смысл. Символы к тому же имеют естественное и спонтанное происхождение. Ни один гений не садился с пером или кистью в руке, приговаривая: <Вот сейчас я изобрету символ>. Невозможно рационализировать мысль, достигая ее логически или намеренно, и лишь затем придавать ей <символическую> форму. Неважно, какую фантастическую оснастку можно нацепить на идею, она все равно остается знаком, связанным с сознательной мыслью, стоящей за ним, но не символом, намекающим на нечто еще неизвестное. В снах символы возникают спонтанно, поскольку сны случаются, а не изобретаются; следовательно, они являются главным источником нашего знания о символизме. Но следует отметить, что символы проявляются не только в снах. Они возникают в самых разнообразных психических проявлениях. Существуют символические мысли и чувства, символические поступки и ситуации. Порой кажется, что даже неодушевленные предметы сотрудничают с бессознательным по части образования символических образов. Таковы многочисленные, хорошо засвидетельствованные случаи остановки часов в момент смерти их владельца. В качестве примера можно указать на случай маятниковых часов Фридриха Великого в Сан - Суси, которые остановились, когда император умер. Другие распространенные случаи - зеркала, дающие трещину, картины, падающие в момент смерти, или маленькие необъяснимые поломки в доме, в котором у кого - то наступил эмоциональный шок или кризис. Даже если скептики отказываются верить таким сообщениям, истории подобного рода все равно возникают и множатся, и уже одно это должно послужить доказательством их психологической значимости. (с) Густав Юнг

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ «Бурятский государственный университет»

Факультет иностранных языков

Кафедра перевода и межкультурной коммуникации

Иванкина Елена Олеговна

Отличия понятий «символ» и «знак»

/реферат/

Проверила:

Каленых Е.В.

Улан-Удэ, 2013

Введение 3

Глава 1. Отличие символа от знака 4

    1. Определение понятия «знак», его основные

характеристики, классификация знаков 4

    1. Символ как разновидность знака, отличие знака

от символа 9

Заключение 13 Список использованных источников и литературы 14

Введение

Актуальность данной работы объясняется личным интересом ее авторов к проблеме различения понятий «знак» и «символ», поскольку символы в поэтическом произведении являются предметом исследования авторов.

Предметом данной работы является отличие символа от других видов знака.

Целью данной работы является выявление отличий символа от других знаков. В соответствии с поставленной целью нами были поставлены следующие задачи:

    • изучить теоретический материал, касающийся понятий «знак» и «символ»,
    • рассмотреть основные характеристики понятий «знак» и «символ», выявить отличия между символом и знаком вообще.

При написании данной работы мы использовали труды таких исследователей, как С.С. Аверинцев, В.И. Иванов, А.Ф. Лосев и др.

Работа состоит из введения, одной главы, включающей два параграфа, и заключения.

Во введении обоснована актуальность темы реферата, определены цели и задачи работы, использованные материалы, указана структура реферата.

В первом параграфе раскрывается понятие знака, приводится классификация знаков.

Во втором параграфе дается понятие символа, его основные характеристики с точки зрения разных авторов, таких, как С.С. Аверинцев, Ю. Лотман, А. Лосев, М. Гиршман, В. Иванов, а также рассматриваются различия между понятиями «знак» и «символ».

В заключении приведены обобщенные выводы, касающиеся различий между понятиями «знак» и «символ».

Список использованной литературы содержит источников.

Глава 1. Отличие символа от знака

1.1. Определение понятия «знак», его основные характеристики, классификация знаков

Понятие знака изучается не только в лингвистике, но и во всех других областях науки.

Любой предмет, его свойство или признак могут являться знаком чего-либо, поэтому знаков может быть бесконечное множество, и они могут настолько различаться между собой, что их невозможно объединить в одну общую классификацию, насколько бы подробной она не была.

Определение знака как части некоего сообщения можно представить следующим образом: адресату предъявляют не сам предмет сообщения, а некого представителя, позволяющего распознать этот предмет. Такой представитель предмета и будет являться знаком. При этом Ю.С. Маслов отмечает разницу между синдромом, который получатель может трактовать по-своему, и знаком, который дается получателю преднамеренно, с целью сообщения какой-либо конкретной информации.

Таким образом, можно сказать, что любые системы средств, используемые человеком с целью обмена какой-либо информацией, являются знаковыми или семиотическими системами, и они подчиняются определенным правилам.

Адресант должен понимать используемый им знак, а знак должен быть воспринимаем каким-либо образом, то есть должен являться материальным объектом. Значение же, приобретаемое знаком при определенных условиях, может быть как реальным предметом, явлением, так и вымышленной вещью, абстрактным понятием.

Ф. де Соссюр в своих трудах знаком называет не только «означающее», но и «означаемое», говоря о двусторонней сущности знака. В этом случае «означающим» будет форма или «план выражения», а «означаемым» – «план содержания», содержание, значение и смысл. К знакам можно отнести слова, награды, дорожные знаки, деньги, сигналы, жесты и т.д.

Структура знака тесно связана с такими понятиями, как денотат и концепт. Денотат – это план содержания, совокупность всех обозначаемых знаком объектов. Что касается концепта или плана выражения, он представляет собой совокупность сведений об объекте, обозначаемом определенным знаком, и его связях с другими объектами. Это и информация, которую несет знак, и совокупность знаний об обозначаемом данным знаком объекте и явлении.

Обычно одному знаку соответствует один смысл, а одному смыслу – один денотат. Однако существуют знаки, которые совпадают по форме, но обозначают разные объекты или явления. Такое явление носит название «омонимия» – совпадение знаков, обозначающих разные сущности. Наряду с омонимией существует и синонимия знаков – явление, при котором, наоборот, одному денотату соответствует несколько знаков. Эти явления характерны не только для естественных языков, но и для любых других знаковых систем.

Согласно А.А. Реформатскому, если сопоставлять знак и вещь, знак обладает следующими признаками:

  1. знак должен быть материальным, то есть, как любая вещь, он должен быть доступен чувственному восприятию;
  2. знак не имеет значения, однако он направлен на значение, для чего он и существует, поэтому знак принадлежит ко второй сигнальной системе;
  3. в отличие от содержания вещи, содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой;
  4. содержание знака определяется его различительными признаками, выделяемыми и отделяемыми аналитически от неразличительных;
  5. знак и его содержание определяются местом и ролью данного знака в данной системе аналогичного порядка знаков.

Кроме того, знак обладает определенными свойствами. К ним относятся:

  1. преднамеренность: знак целенаправленно используется для передачи определенного смысла;
  2. двусторонность – наличие идеальной стороны – смысла, значения, – и материальной стороны – формы, воспринимаемой какими-либо органами чувств;
  3. конвенциональность: в основе названия различных предметов разными словами, к примеру, лежит определенная договоренность;
  4. обусловленность: знак не существует изолированно, он является частью своей знаковой системы.

Что касается большого количества классификаций знаков, основанных на различиях формы, содержания, связи формы с содержанием и других параметров, то классической считается классификация, основанная на типологии соотношения формы и содержания, Чарльза Сандерса Пирса, который делит знаки на три группы: иконы, индексы и символы.

Любой знак, согласно Ч. Пирсу, обладает следующими основными характеристиками:

  1. материальная оболочка;
  2. обозначаемый объект;
  3. правила интерпретации, устанавливаемые человеком.

Таким образом, иконы (или иконические знаки) – это знаки, чьи форма и содержание сходны качественно или структурно, то есть план выражения схож с планом содержания. Например, картина, изображающая битву или план сражения являются знаками-иконами, если их содержанием считать само сражение. Также это могут быть портреты, фотографии.

Индексы (или индексальные знаки) – это знаки, чьи форма и содержание являются относительно схожими, то есть смежными в пространстве или во времени Примерами индексов могут служить дорожные знаки, а также дым, говорящий о наличии огня, симптомы какой-то болезни, предполагающие саму болезнь. В данном случае, правильнее говорить о наличии определенных причинно-следственных связей между знаком и обозначаемым объектом. Кроме того, к индексальным языковым знакам традиционно относят личные и указательные местоимения и некоторые другие местоименные слова (я, ты, это, здесь, сейчас и др.).

Символы (или символические, конвенциональные, условные знаки) – это знаки, для которых связь между формой и содержанием устанавливается произвольно, по соглашению, касающемуся именно данного знака, то есть план выражения не имеет ничего общего с планом содержания.

Что касается иконических и индексальных знаков, здесь форма знака позволяет даже не знакомому с ним адресату догадаться о его содержании. Форма же символических знаков сама по себе не дает какого-либо представления о содержании. В таких случаях, согласно Ф. де Соссюру, речь идет о немотивированности выбора означающего или отсутствии естественной связи между означаемым и означающим. Например, знак вычитания «-» никаким образом не связан с самой арифметической операцией: ни сходством, ни смежностью, ни причинно-следственными связями. Их связь произвольна, то есть определяется особым соглашением, обусловливающим использование соответствующего символа для передачи данного смысла. Большинство языковых знаков относится именно к символам, позволяет говорить о произвольности языкового знака. К примеру, между английским словом «glasses», французским «lunettes» и русским «очки» нет ничего общего, но все они обозначают один и тот же предмет.

При этом стоит учесть, что произвольность символа означает не свободу выбора формы знака, поскольку в рамках одной знаковой системы этот выбор ограничен: например, по-английски соответствующий смысл выражается только словом «glasses», произвольна сама связь между означаемым и означающим, устанавливаемая и определяемая языковой конвенцией, а не какими-то естественными причинами.

Однако, в языках имеются и слова, содержание которых похоже на их форму. Такие слова являются иконическими знаками. Этими словами являются звукоподражания, или идеофоны: «мяу-мяу», «бр-р-р», «апчхи», «cock-a-doodle-doo», «splash» и др. Иконическим знаком может быть не только одно слово. Так, по мнению Р.О. Якобсона, иконическим является порядок слов во фразе «Пришел, увидел, победил», поскольку порядок слов повторяет последовательность обозначаемых действий.

1. 2. Символ как разновидность знака, отличие знака от символа.

Являясь разновидностью знака, символ, конечно, обладает практически теми же признаками и свойствами, как и другие виды знака. Однако символ обладает и значительными отличиями от них.

Этимология этого слова восходит ко временам Древней Греции: слово «символ» произошло от греческого σύμβολα, (от греческого «знак, опознавательная примета») которое означало подходящие друг к другу по линии облома половины одной пластинки. Складывая эти половины, люди, связанные союзом наследственной дружбы, опознавали друг друга. По словам С.С. Аверинцева, в отличие от аллегории, которую способен распознать любой, символ могут расшифровать только «посвященные». Таким образом, символ не только объединяет предмет и смысл, но и людей, понимающих этот смысл. В этом состоит значение символа как центрального понятия культуры и признака культурной идентичности, поскольку совокупность символов выражает совокупность взглядов на окружающую действительность и ее концептуализацию.

Символ заключает в себе множество смысловых оттенков, и, в отличие, например, от образа, выражающего единичное явление, обладает рядом значений, иногда разнонаправленных и противоположных, но при этом являющиеся единым целым. Поэт и теоретик символизма В. Иванов считал, что символ знаменует не одну, а разные сущности, А. Белый определял символ как «соединение разнородного вместе». В этом состоит, по мнению С.С. Аверинцева, отличие символа от знака: если для знаковой системы полисемия является помехой для рационального функционирования знака, то в случае символа многозначность определяет его содержательность. Многослойность символа рассчитана на активную работу воспринимающего. Смысл в символе не предстает как данность, он задается, то есть смысл невозможно свести к определенной логической формуле, его можно пояснить с помощью дальнейших символических сцеплений, уточняя его рациональную ясность, но при этом в его трактовке невозможно прийти к чистым понятиям. По словам С.С. Аверинцева, символ – это «образ, взятый в аспекте своей знаковости и он есть знак, наделенный всей органичностью мифа и неисчерпаемой многозначностью образа».

А.Ф. Лосев связывал символ с действительностью следующим образом:

1. Символ является функцией действительности, которая может разлагаться на бесконечный ряд членов, отстоящих на различные расстояния друг от друга и способных вступить в бесконечно разнообразные структурные объединения.

2. Символ является смыслом действительности, отражением, раскрывающим смысл отражаемого, и это отражение в сознании является вполне специфическим и не сводится к тому, что отражается. Но благодаря этому свойству отражающее не только не разрывается с отражаемым, а наоборот, позволяет глубже проникнуть в отражаемое, что не доступно внешнечувственному его воспроизведению.

3. Символ есть интерпретация действительности, её специфическая переработка, то есть тем или иным пониманием действительности.

4. Символ является сигнификацией действительности: он должен обозначать действительность, то есть каким-либо образом обратно отражаться в действительность.

Понятие символа имеет большое значение в эстетике. Символ обладает свойством вызывать обычным знаком множество представлений, не переходя, подобно аллегории, в область абстрактного, действует на сознание, на чувства, то есть, воздействует эстетически. Поэтому богатые символы жизни не просто переняты искусством и, в частности, поэзией, но и еще далее расширены. Символ является дальнейшим усилением образа или метафоры; он не просто заменяет одно представление на другое, однородное ему представление, но дает представление с более богатым содержанием, чем первоначальное.

Знаки - это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы - SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п.

Символ - это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ - это синтез знака и образа.

С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.

Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.

Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков и наполнено тайнами. С поразительным разнообразием и глубиной с помощью системы знаков и символов музыка выражает богатейший мир человеческих чувств. Даже отдельный звук с учетом всех его сторон - высоты, длительности, тембра, громкости - представляет собой знак-интонацию. Он может свидетельствовать о робости или уверенности, скованности или свободе, нежности или грубости.

Можно говорить и о пластических знаках, воспроизводящих жест, движение. В человеческом характере всегда присутствует стремление творить - потребность исследовать, изобретать, строить, решать сложные, запутанные проблемы. Одной из таких проблем была научная идея создания вечного двигателя (перпетуум мобиле). Его изобретение оказало бы огромнейшее влияние на развитие мировой экономики. И только музыке как искусству временному подвластно воплощение образа «вечного движения». Его символом стали инструментальные пьесы «Pегреtuum mobile» («Вечное движение») самых разных композиторов: Н. Паганини, Ф. Мендельсона, Н. Римского-Корсакова и др.

Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы - зерно-интонацию, из которой вырастает вся Симфония №5 Л. Бетховена. И таких примеров в музыкальном искусстве множество.

Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны. В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. Примером может служить средневековое христианское искусство. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб - символы таинства причащения; цветы лилии или ириса - символ Богоматери.

Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный - цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый - цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.

С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом - религиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная символика Средневековья, в бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жизни человека.

Многие произведения XVII в. носят символический характер, который зачастую передается представленными в них предметами: бокалами с вином, хлебом, рыбой, увядшими цветами, часами и др. Иногда обычные предметы, необычно соединенные в одной композиции, представляют собой сложные для разгадывания образные коды. Особенно это характерно для распространенного в XVII в. натюрморта, называемого ванитас (vanitas - суета сует) и напоминающего человеку о бренности его существования. На них изображены черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и музыкальные инструменты (звук отзвучал – значит, умер), которые воспринимаются как зашифрованные сообщения. Художники, работающие в сюжетах ванитас, говорили о тщете земного существования, о быстротечности бытия. Само название картины «Суета сует» говорит о бренности земной суеты - погони за богатством, властью, удовольствиями.

В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Его отношение к миру отличается тем, что он видит и чувствует явную или потаенную жизнь, которая разлита во всем сущем, в природе, в самой материи. А потому другое название натюрморта - штильлебен (голланд. stillleven, нем. stilleben, анг. still life) - тихая (безмолвная) жизнь.

Для художника не существует «безгласных вещей», для него все - «выразительное и говорящее бытие» (М. Бахтин).

Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены Винсента ван Гога (1853-1890) отражают его мятежную, независимую от канонов и норм, одинокую душу. Его работы пронизаны чувством острой тревоги и смятения. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить содержание с помощью экспрессивных, психологически насыщенных цветов.

«Я попытался выразить красным и зеленым цветом ужасные страсти человека», - говорил художник. Эмоциональный накал во много раз усиливался благодаря используемому мастером приему наложения краски мелкими штриховыми линиями и волнообразному ритму их движения.

Использовал символику в своих произведениях и Пабло Пикассо (1881-1973). Персонажами его натюрмортов часто были музыкальные инструменты. Возможно, это связано с изысканностью их форм, а может быть, со стремлением синтезировать живопись и музыку.

Коллекционирование значков — популярное и прибыльное занятие. Но что коллекционируют знаки или значки? И что такое Советская фалеристика?

Рассказ о неизвестном герое

Среднего роста,
Плечистый и крепкий,
Ходит он в белой
Футболке и кепке.
Знак «ГТО»
На груди у него.
Больше не знают
О нём ничего.

С.Я. Маршак

Что такое Совфалера? Чем отличаются Знаки от Значков?

Совфалера — серьёзный термин фалеристики постсоветского пространства, показывающий увлечение коллекционированием Советских наград и Советских значков. Совфалера — предметы фалеристики Советского периода. Совфалера — это и награды, и знаки, и значки. Совершенно отдельно в Совфалере стоят Настольные медали и Жетоны — они сами по себе.

Увлечение нагрудными знаками Советского периода, как и увлечение другими предметами Советского времени, последнее время только усиливается. Количество интересующихся антикварными и винтажными Советскими предметами растёт из года в год, и единого мнения в причине этого ещё нет. Возможно, тут и жёсткий переход от индустриальной экономики к непривычной сервисной, ну и тоска по СССР, где многие родились и осталось детство. Т.е. Советский Союз сейчас мифологизируется, и, соответственно, приятно видеть то, что окружало в прошлом: архитектура, автомобили, игрушки, открытки , календарики , этикетки, упаковка, фотографии, журналы и газеты, телепередачи, песни, посуда, флаги, награды, знаки, значки и т.д., в т.ч. символы.

Советское — значит, лучшее! Это не воспринималось тогда — это стало понятно сейчас. И разговор уже не о качестве вещей, а об их влиянии на поколения.

Ностальгия коснулась большой части поколения родившихся в СССР. Хотят ли они вернуться? А вот не все! Но сохранить память хотят многие. И для многих этой памятью становится их увлечение — коллекционирование , фалеристика. Так что такое Советская фалеристика, значки и знаки?

В СССР значками называли в том числе и знаки отличия (знаки отличников), знаки лауреатов, и значки ГТО, и торговые, и т.д. А знаками называли только знаки различия, например, на погонах, на петлицах.

С изменением технологии изготовления и началом широкого использования новых прогрессивных материалов (алюминий и пластик), среди любителей и знатоков фалеристики вошло в обиход разделение Советских значков на Знаки и Значки. При этом Знаки и Знаки делятся на тяжёлые и лёгкие (тяжи и люминь). Конечно, материал определяет принадлежность, но также важными являются статус и солидный внешний вид для тяжёлых, а большие тиражи, доступность и несложное исполнение – это лёгкие.

mob_info