Завод «Кристалл» — творческий кластер на водочной фабрике. Красный октябрь

Впервые о ликеро-водочном заводе «Кристалл» как об очередном пространстве, откуда вывезли станки и собираются завозить культуру с малым бизнесом, заговорили, когда в нем состоялся последний летний фудмаркет Stay Hungry Backyard , который до того уже отметился в знаковых промзонах - на Даниловской мануфактуре, где располагается «Афиша», и в «Красной Розе», где базируется «Яндекс». Для всех желающих тогда проводились экскурсии по кристалловской территории с рассказом о том, что скоро здесь будет обустроена самодостаточная экосистема с лофтами, офисами творческих компаний, мастерскими, шоурумами и всеми остальными атрибутами идеальной коммуны вплоть до детских садов и прачечных.

Москва уже набила руку на проектах по возвращению индустриальных пространств народу, ближайший пример - Artplay через реку от «Кристалла». Самое существенное отличие московского переосмысления заводов и фабрик от западной джентрификации заключается в том, что у нас совсем неразвито самоуправление, небольшие компании не умеют договариваться, чтобы действовать сообща, и новая жизнь у промзон возникает исключительно по велению девелоперских компаний. А ими движет единственная мотивация - заработать. Сейчас к тому же, пока валюта растет, схлопывается малый бизнес и лихорадит арендный рынок, правила реконструкции фабрик в очередной раз поменялись. Так что людям, взявшимся за переоснащение «Кристалла», придется запастись терпением и проявить изобретательность.

Вот ролик со Stay Hungry, демонстрирующий возможности завода «Кристалл». Видео: Митя Ланглебен

Команда

Возможность перерождения у самой знаменитой водочной фабрики России появилась благодаря тому, что за него взялась компания Krays, пока что замеченная в строительстве конвенционального жилья и торговых центров в регионах. Предполагают , что инициаторами выступили структуры Аркадия Ротенберга, чьи люди занимаются управлением «Кристаллом». Покорять столицу Krays начали, перетянув в свой проект сильную маркетинговую и продюсерскую команду.

Ее руководитель - Алекс Столярик, за плечами которого Гарвард и MIT, директор образовательной программы «Новые лидеры территориального развития», занимавшийся развитием Никола-Ленивца, а еще раньше бывший генеральным директором фирмы, строившей «Афимолл». За маркетинг отвечает Анна Манюк - правая рука Олега Гончарова, бывшего руководителя дизайн-завода «Флакон», который теперь работает в «Архполисе» Максима Ноготкова и также работает с Никола-Ленивцем. «Флакон» тут ключевой ориентир: в отличие от «Винзавода», где галереи погрязли в коммунальных склоках, на «Флаконе» воплотилась идея кластера, как в Берлине, где концепция развития была прописана изначально, и арендаторы участвовали в ее реализации, а не только носили квартплату хозяевам. С «Флакона» же на «Кристалл» переманили директора по административно-экплуатационной части Тимура Болотова.

Сейчас, впрочем, перед командой стоит задача совсем иного уровня, чем наполнение квартала уютными лавочками с фалафелем и фестивалями, на которых продают китайские очки и войлочные бусы. Территория «Кристалла» - 9 гектаров, это почти четыре «Флакона» в трех минутах на машине от Садового кольца, причем на 2,5 гектара предполагается новая застройка.

Фотография: Варвара Геворгизова

Архитектурный проект и девелопмент

Пока застройка «Кристалла» на долгосрочном согласовании с властями, над его ядром - исторической частью - работает архитектурное бюро Map Architects во главе с Александром Порошкиным . Из реализованных им проектов - территория перед торговым центром Roomer на «Автозаводской» и благоустройство «Порт плаза», нового бизнес-комплекса с портом на ЗИЛе. Суть архитектурной концепции «Кристалла» - в совмещении исторической застройки с современным строительством. Тут в пример ставится «Фабрика Станиславского» на месте завода «Электропровод», где соседствуют бизнес-центр и театр «Студия театрального искусства» Сергея Женовача. При застройке планируется использовать кирпич, металл, дерево - все те материалы, которые ассоциируются с промышленной эстетикой XIX века.

«Стоит также помнить, что это водочный завод, - рассказывает Порошкин, - смысловая составляющая его достаточно сильная, плюс сохранились артефакты в виде бочек или «водкопровода» - по нему можно пройти через все здания и вернуться туда же, откуда пришел. Мы хотим сохранить эту историю и дополнить». «Наша задача, как людей, понимающих значение творческой инфраструктуры, - добавляет архитектор, - показать, что необходим баланс между коммерческой эффективностью и культурной наполненностью». Кстати, насчет водки: на территории существует и никуда отсюда не денется Музей истории водки , где помимо коллекционных бутылок и непременного чучела медведя с подносом можно посмотреть и на дореволюционное производство.

Главное здание, где до весны планируется проводить выставки, в дальнейшем будет нарезано на жилые лофты, в соседних помещениях заработают мастерские. Проект освоения общественных пространств - входной зоны, террас у лофтов, внутренних двориков, садов и огородов - пока не сформирован. Самое энергетически сильное место на территории фабрики, где как раз проводился Stay Hungry Backyard, - это заброшенная железнодорожная станция и заросшие быльем рельсы. Она разделяет исторические корпуса с ангарами, на месте которых вырастет новое жилье, и по ощущениям напоминает нечто среднее между пейзажем из вестерна и Хай-Лайном . «Есть идеи связать эту ветку с прилегающими территориями, - рассказывает Алекс Столярик, - построить мост через Яузу, пустить трамвай к Artplay и к «Курской». Пока это все только на уровне задумок, но этот кусок юго-восточного округа определенно требует переосмысления. Здесь же напротив Андрей Гринев собирается развивать «Арт-квартал» , тут и парк 1 Мая есть, и парк «Лефортово». В программе «Новые лидеры территориального развития» в этом году «Кристалл» рассматривают как ключевой кейс, студенты «Британки» выстроились в очередь к Столярику со своими идеями - завод явно обеспечит архитектурно-урбанистическую общественность задачами на годы вперед.


Концепция культурного кластера

«Работая над «Флаконом», мы поняли, что такое творческая территория, которая является чем-то большим, чем просто объект недвижимости, - делится впечатлениями Анна Манюк, - мы выстроили несколько смысловых уровней проекта, сделав «Флакон» лабораторией эксперимента для города, для молодых творческих бизнесов, которые способны самостоятельно создавать свои пространства для работы и отдыха. Например, журнал Seasons, у которого офис на «Флаконе», на своих «Дизайн-субботниках» озеленил территорию, а весной такой же субботник они будут проводить уже на «Кристалле». Здесь мы хотим создать полноценный прототип самообеспечивающейся экономики. Конечно, мы не будем разводить коров и сажать злаки, но предполагается, что все жизненные потребности горожан - в красивых вещах, хорошем досуге, образовании детей, спорте и культуре - будут реализованы на «Кристалле».

«Мы говорим «город Кристалл», - заявляет Столярик, - потому что будем делать здесь настоящий городской форум с внутренней системой принятия решений и обменом продукцией между людьми. Часть средств с аренды мы будем реинвестировать в территорию, думаем о налаживании импортно-экспортных отношений с «Флаконом», Artplay и «Электрозаводом». О том, чтобы создать особую экономическую зону для проживающих. Есть даже сверхидея добиться налоговых послаблений, если нам удастся создать бренд Made in Kristall.

Лофтами в промзонах как таковых уже никого не удивишь - они есть на той же Даниловской мануфактуре. Но вокруг них кроме парковки, офисов и пары сетевых кафешек только бетон и пара газонов. У служащих с этими пространствами устанавливается такая же эмоциональная связь, как с офисными центрами в самых навороченных новостройках, - это просто место работы. В «Кристалле» предполагается, что жители будущих лофтов, новых более бюджетных домов и резиденты мастерских, творческих офисов и кафешек - одни и те же люди, которые сами вкладываются в развитие своей территории. «Если сравнивать с аналогичными проектами в недвижимости, то есть такой микрогород «В лесу» , - рассказывает Манюк, - там жители квартир могут с дисконтом купить коммерческие площади на первых этажах и открыть свои булочные, йога-студии и ветеринарные клиники. Мы исповедуем похожий подход, только «В лесу» находится на 7-м километре Пятницкого шоссе, а мы - внутри Третьего кольца».


Что и когда

Производство было вывезено с «Кристалла» только в апреле 2013 года - по распоряжению городских властей вся промышленность должна переехать за МКАД, но в некоторых цехах еще остались старые цистерны и прочий реквизит. Летом на территории завода, если прислушаться, можно было уловить призрачный запах водки. Кто-то из ликеро-водочных работников перебрался в область, кто-то не захотел, но, что принципиально, всему персоналу, обслуживающему завод, сохранили рабочие места. Пока что на «Кристалле» сохраняется пропускная система, во время проведения публичных мероприятий всех пускают свободно, а в скором времени охрана перейдет в режим видеонаблюдения.

Вторым большим проектом после Stay Hungry на «Кристалле» стала выставка «MediaNovation», открытая 1 ноября. Молодые художники - Елена Рыкова, Алексей Дьяков, Владлена Громова, Грета Демарис (большинство имен вам ничего не скажет) - представляют арт-объекты с использованием новых технологий: ручное цунами, микроскопическая съемка и более абстрактные произведения вроде «Улыбки сверхсущества». Экспонаты выставки расположились прямо в одном из производственных цехов - с белым кафелем на несущих колоннах и множеством коммуникаций на потолке. В канун открытия выставки инициатива

Обычно мы пишем о Петербурге, но сегодня решили немного отойти от этого правила. Мы хотим рассказать вам об арт-кластерах. О том, как они возникают и работают. И начнём сегодня с Москвы, а продолжим в следующий раз Петербургом, чтобы сравнить два города. Нам самим интересно, что получится и какой город выиграет. Про «Красный Октябрь», «Арму», «Винзавод» и «Флакон» — в нашем новом тексте о московских арт-кластерах.

Арт-кластеры – модный нынче термин, которым определяют чуть ли не треть инициатив, связанных с городской недвижимостью. Чтобы быть максимально в тренде и не путать понятия, стоит разобраться в критериях, которые предъявляют к этим образованиям. А еще хорошо бы выяснить, работают ли эти критерии на деле.

Победоносное шествие арт-кластеров по территории нашей Родины началось, разумеется, со столицы в начале 2000-х.

Как только специлисты начинают рассуждать о так называемой креативной недвижимости Москвы, звучат «Винзавод», «Красный Октябрь», «Арма», Artplay, Flacon. Все это бывшие заводы, расположенные, как правило, в центре города. Отличаются они не столько внешней и внутренней эстетикой (хотя и ей тоже), сколько набором арендаторов, которые преимущственно связаны с архитектурой, искусством, дизайном и новыми медиа.

Сегодня арт-кластеры считаются чуть ли не самыми живыми местами Москвы: здесь проходят лучшие лекции и семинары, работают самые модные рестораны и клубы. Иметь офис в креативном центре сегодня - значит, быть в тренде.

Развитие креативной недвижимости – тренд мировой, мы здесь не первооткрыватели. Так называемая ревитализация промышленных зон – второе основное направление в мировой урбанистике. Таких зон в Москве чуть ли не четверть территории.

Концепции столичных кластеров разнообразны: от наполнения офисными пространствами до выставочных площадей и сложных центров с элементами торговли. Зачем владельцы или управляющие компании так усложняют бизнес? Быстрее и легче было бы сдать помещения в аренду под офисы или же, если местоположение позволяет, превратить фабрики в элитное жилье.

Всё сложнее. За красивым названием «кластер» скрываются сложные объекты, где по тем или иным причинам по легкому пути не пойти: существуют ограничения по градостроительным регламентам, невозможно изменить целевое назначение или есть ограничения из-за охранного статуса.

«Красный Октябрь»: все на личных связях

В 2003 году на карте Москвы появился Золотой остров, где в планах должны были возвести корпуса элитного жилого комплекса. Золотой или в реальности Болотный остров – место зарождения одного из самых интересных кластеров столицы – «Красный Октябрь».

Дело в том, что застройщику проекта, компании «Гута Девелопмент», стройку на этом месте не разрешили. Одна из версий: Лужкову справедливо не понравилось, что в центре города, напротив Кремля, создается не общественное пространство, а закрытая территория.

По официальной версии, арт-кластер на месте бывшей шоколадной фабрики появился согласно концепции застройщика. Однако есть и другая версия. Из-за запрета на строительство простаивали порядка 90 % площадей фабрики, и тогда, чтобы получить хоть какую-то отдачу “Гута Девелопмент” стала сдавать их в аренду. При этом контроля или отбора заявок не было.

Концепция заселения площадей творческими людьми родилась абсолютно случайно и исключительно благодаря личным связям генерального директора компании Антона Чернова. Он предложил друзьям низкую ставку и арендные каникулы на четыре-пять месяцев, чтобы компенсировать затраты на отделку заводских помещений.


Место быстро стало очень популярным, и за счет сарафанного радио основными арендаторами стали люди из мира культуры и искусства. Именно они оценили необычную архитектуру фабрики, ее прекрасное местоположение и, по словам представителей компании, были готовы к тому, что через несколько лет их попросят освободить помещения.

«Гута Девелопмент» никогда не скрывала, что приютила дизайнеров и художников лишь до старта реконструкции. Все договоры заключались не более чем на два-три года. Срок действия самых последних заканчивался в начале 2013-го.


Кондитерская фабрика полностью сменила имидж, став модным местом для столичной богемы, что позволит застройщику серьезно снизить вложения в раскрутку бренда, начать продажи жилья на более ранних этапах и по более высоким ценам. Однако выставки и творческие инициативы по-прежнему занимают значительную часть Золотого острова и пока уходить не собираются.

«Арма»: без концепции ставки не повышать

По похожему пути пошла компания «Большой город», в чьей собственности находится территория завода «Арма».

Газгольдерный завод «Арма» был построен в 1861 году, после приватизации он в разное время принадлежал нескольким банкам, после чего отошел компании.

В середине 2000-х на «Арме» планировалось провести масштабную реконструкцию. В новой концепции развития этой территории ставка делалась на офисы. Запланированы были также помещения под стрит-ритейл, гостиницу. Разработанный проект предусматривал снос большинства зданий, расположенных на территории завода.


Однако подобная концепция привлекла внимание общественных организаций, борющихся за сохранение исторического наследия. Владельцам ничего не оставалось, кроме как сдавать помещения по низким ставкам. Заселение опять же проходило хаотично. Но особенно низкую ставку оценили, разумеется, творческие люди.


Топ-менеджеры «Большого города» не оставили первоначальных планов. Была проведена реконструкция одной из башен-газгольдеров. После этого арендная ставка поднялась. Это привело к резкому сокращению спроса на площади: ставка соответствовала классу А, а окружение башни не дотягивало и до класса В. В результате получилось так, что новых арендаторов «Большой город» не нашел, а часть старых потерял.


Сейчас на сайте кластера довольно короткий список арендаторов, а их качество намного уступает компаниям, осевшим на «Красном Октябре».

Artplay: управление и четкий отбор

А вот концепция компании Artplay имеет куда более видимые границы. Компания была образована в 2003 году и с первых дней существования базировалась на трех направлениях: мебельный шоурум, архитектурное бюро и выставочная деятельность. Первые два приносили доход. Выставки формировали имидж и были магнитом, привлекающим новых клиентов. Получался синергетический эффект, который позволял создавать модное место и одновременно бойко торговать дорогими предметами интерьера. По этой же схеме был организован и первый центр Artplay.

Первый кластер находился в здании фабрики «Красная роза». Порядка 1000 кв. м Artplay использовала для собственных нужд - для организации выставок и продажи мебели, а 90% площадей было сдано в субаренду. Под крышей Artplay удалось собрать около 20 ведущих архитектурных бюро Москвы.


Все находились в постоянном взаимодействии. Архитекторы генерировали торговым компаниям поток клиентов, а управляющая компания постоянно повышала интерес к проекту, организуя различные мероприятия.

В 2008 году Artplay пришлось поменять дислокацию.

Сегодня в построенном на месте фабрики «Красная роза» бизнес-центре снимают площади респектабельные арендаторы: банк «Открытие», «Яндекс», агентство недвижимости Knight Frank, французская компания Lafarge и другие.

А Artplay стала осваивать новую индустриальную площадку - территорию завода «Манометр», который принадлежит компании «Аллтек». Поменяв место жительства, менеджеры Artplay решили, что зарабатывать деньги по схеме «аренда - капитальный ремонт - сдача площадей в субаренду» - слишком рискованный и затратный бизнес. На «Манометре» компания выступила оператором проекта. Все здания завода, общая площадь которых составляет порядка 75 тыс. кв. м, были переданы в управление Artplay, которая решила реконструировать всю территорию завода в рамках общей концепции «Центр дизайна Artplay».


Первые этажи зданий отданы торговым операторам и заведениям общепита, верхние - под офисы.

Artplay отличается от большинства многофункциональных комплексов фейс-контролем арендаторов. Потенциальные обитатели центра должны соответствовать концепции места, в которой основополагающим является слово «дизайн». Различные дизайнерские школы и курсы могут рассчитывать на льготную арендную плату.

Конкуренции со стороны соседей в Artplay не боятся, так как все играют на разных полях. У «Армы» нет четкой концепции, а «Винзавод» - это в первую очередь галерейный бизнес. У Artplay под выставки отдано всего 10 процентов. При этом основная цель проектов не заработать деньги, а сохранить имидж объекта.

«Флакон»: творите, что хотите!

Территория завода находится в собственности компании Николая Матушевского. Это основное отличие от предыдущей истории. Остальное – как по накатанному: низкие арендные ставки, творческие арендаторы, повышение ставок (территория завода полностью реконструирована и приведена в порядок, поэтому соседство разного класса площадей не пугает).

У проекта сильный акцент на бизнес-составляющую. Под офисы и торговлю отдано по 40% площадей. Оставшиеся 20% - это общественное питание, спорт, развлечения и выставочные площади.


«Флакон» поддерживает креативную атмосферу за счет многочисленных мероприятий: выставок, семинаров, воркшопов. Но все это без ограничений, как на Artplay. На сайте компании есть очаровательный лозунг: «Дизайн-завод «Флакон» – первый креативный кластер столицы с единственным законом – творите что хотите!”

Винзавод: модный подарок

Проект «Винзавод» принадлежит известному предпринимателю Роману Троценко. Территория, на которой расположился кластер, имела проблемы с юридическим статусом земли и строений, а также ряд градостроительных ограничений: схема «все снести и застроить» не сработала, и тогда завод был отдан под искусство.

Центром современного искусства “Визнзавод” руководит жена бизнесмена Софья Троценко. Бизнесом данную ининциативу назвать довольно сложно, поскольку «Винзавод» тратит все, что зарабатывает. Впрочем, Роман Троценко на возврат инвестиций, надо полагать, особо не рассчитывал. Скорее, это дорогой и модный подарок жене.


Однако в плане культурной жизни столицы проект позиций не сдает: на его территории по-прежнему располагаются ведущие российские галереи. Что крайне удобно – срез актуального и модного искусства можно посмотреть буквально за день.

В следующей части мы посмотрим, как возникают и работают арт-кластеры в Петербурге.

Мария Туркина

Фото: из пабликов кластеров «ВКонтакте», а также из ЖЖ nickned.livejournal.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Преобразование фабричных и индустриальных территорий в арт-кластеры в Москве приобретает характер модного тренда. В столице промзоны составляют около четверти городской территории и часто занимают очень выгодное расположение практически в центре. Например, рядом с метро «Курская» находятся сразу три кластера, созданные на месте индустриальных объектов: ARTPLAY, «Винзавод», «Арма», «Кристалл. Точка сборки».

В столице развитие арт-площадок идет планомерно и не представляет собой стихийные захваты богемой тех или иных кварталов, как это часто бывает в европейских городах. Хотя попытки пойти по западному пути Москва переживала совсем небольшой период времени в 90-е годы, когда отдельные арт-коммуны стихийно захватывали здания и формировали вокруг них целые кварталы со своей самобытной жизнью. Но на сегодняшний день такой практики в столице нет. Все больше входит в моду индустриальная недвижимость.

Станки и мольберты

Как же производственные цеха превращаются в творческие пространства?

Первый этап — это освобождение или частичное освобождение от производства. Фабрика либо полностью закрывается, и недвижимость освобождается для непроизводственных целей, либо арт-кластер существует параллельно с рабочими цехами. После того как производство покидает площадку, недвижимость сдается представителям арт-сообщества. Помещения полностью оборудуются и приводятся в порядок силами арендаторов, владельцы зданий предпочитают не вкладываться в ремонт.

Сегодня индустриальная недвижимость все чаще преобразовывается в необычные офисные и выставочные центры, где собраны компании, связанные искусством, медиа, архитектурой и дизайном, наукой. В обиходе даже появился новый термин «креативная недвижимость». Самые известные на сегодня московские креативные пространства: «Винзавод», «Красный Октябрь», «Арма», ARTPLAY, FLACON. Здесь проходят лучшие лекции и семинары, работают самые модные рестораны и клубы. Если компания снимает офис в арт-кластере, значит, она находится в тренде.

Московские креативные кластеры разнообразны. Некоторые состоят из выставочных пространств, другие — из офисов, третьи пытаются сделать сложный центр с элементами торговли. Создав имидж арт-объекта и инвестировав средства в ремонт, девелопер не несет убытки, а, наоборот, получает доход, пусть и меньший, чем при создании традиционного бизнес-парка или офисного центра. Часто, как это, например, было в «Красном Октябре», девелоперы предоставляют льготные условия для арендаторов: льготные ставки и арендные каникулы на четыре-пять месяцев, чтобы компенсировать их затраты на отделку заводских помещений. Место быстро становится популярным и за счет сарафанного радио привлекает к себе арендаторов из мира культуры и искусства. Именно они больше других ценят необычную архитектуру и высокие потолки фабрик.

Серийные арт-девелоперы

В качестве примера успешной синергии торговли и искусства можно привести компанию ARTPLAY, которая с 2003 года создает в Москве креативные кластеры. За девять лет команда ARTPLAY обустроила два одноименных арт-центра. Бизнес компании с первых дней ее существования включал в себя три направления: мебельный шоу-рум, архитектурное бюро и выставочную деятельность. Первые два приносили доход. Выставки формировали имидж и были магнитом для привлечения новых клиентов. Получался синергетический эффект, который позволял создавать модное место и одновременно бойко торговать дорогими предметами интерьера.

По этой же схеме и был организован первый центр ARTPLAY. Галерея площадью всего 600 кв. м находилась в 2003 году в районе улицы Александра Невского. Однако уже в 2004-м компания сформировала полноценный креативный кластер: арендовала 10 000 квадратов площадей в здании фабрики «Красная Роза». Порядка 10% из них ARTPLAY использовала для собственных нужд — организации выставок и продажи мебели, а 90% сдавалось в субаренду. Под крышей ARTPLAY удалось собрать около 20 ведущих архитектурных бюро Москвы. Архитекторы были своеобразными якорями, офисы им сдавались с существенным дисконтом. Основной доход компания получала от сдачи площадей под бутики, которые торговали мебелью, керамической плиткой и сантехникой.

В 2008 году ARTPLAY пришлось вновь поменять дислокацию. Владелец фабрики (компания KR Properties) не стал продлевать договор аренды. Это, к сожалению, типичная ситуация на рынке. Художники приходят, открывают вторую жизнь для того или иного обычного промышленного места, и цены на здешнюю недвижимость начинают расти. В результате художникам место становится не по карману, они уходят осваивать новые пространства. А в их обжитые офисы переезжают банкиры и бизнесмены. Сегодня в построенном на месте фабрики «Красная Роза» бизнес-центре снимают площади респектабельные арендаторы: банк «Открытие», «Яндекс», агентство недвижимости Knight Frank, французская компания Lafarge и другие.

ARTPLAY освоила новую индустриальную площадку — территорию завода «Манометр», который принадлежит компании «Аллтек». Поменяв место жительства, менеджеры ARTPLAY решили, что зарабатывать деньги по схеме «аренда — капитальный ремонт — сдача площадей в субаренду» — слишком рискованный и затратный бизнес. На «Манометре» компания выступила оператором проекта. Все здания завода, общая площадь которых составляет порядка 75 000 кв. м, были переданы в управление ARTPLAY, которая решила реконструировать всю территорию завода в рамках общей концепции «Центр дизайна ARTPLAY». За прошедшие три года освоена лишь половина бывших заводских пространств. Все реконструированные площади уже сданы в аренду: на 35 000 кв. м разместились почти 500 компаний. Окончание реконструкции всей территории планируется к 2015 году.

ARTPLAY отличается от большинства многофункциональных комплексов «фейсконтролем» арендаторов. Потенциальные обитатели центра должны соответствовать концепции места, в которой основополагающее слово — «дизайн». Различные дизайнерские школы и курсы могут рассчитывать на льготную арендную плату. Сегодня один из якорных арендаторов ARTPLAY — Британская школа дизайна, занимающая офис площадью 5000 кв. м. Молодые дизайнеры, с одной стороны, генерируют поток клиентов для шоу-румов, с другой — сами являются потенциальными арендаторами центра. В будущем для привлечения начинающих специалистов планируется открыть пространство для совместной работы — коворкинг-центр. У такой инициативы может быть светлое будущее. Главные факторы успеха: хорошее местоположение и удачная концепция. Особенно ценно, что в районе метро «Курская» обосновались также арт-центры «Винзавод» и «Арма». Получился крупный кластер, в результате синергии выиграют все.

Креативный тренд

Арт-кластеры крайне важны для современного города, именно в них бурлит творческая жизнь. Москва включилась в мировой тренд ревитализации индустриальных пространств менее десяти лет назад, и потому полдюжины креативных пространств нового типа — это не так уж и плохо.

В ближайшее время к процессу хочет подключиться и столичное правительство: творческий кластер будет создан на территории ЗИЛа. Творческие территории существуют не только в Москве, но и, например, в Санкт Петербурге, где подобным примером может служить «Фабрика ткачей». Тенденция превращения промышленных зон в креативную недвижимость в ближайшее время станет еще более популярной.

Марина Кирилина , куратор выставочной программы и работы с художниками проекта

0+

На территории одного из самых креативных кластеров Москвы открылся кинотеатр Lumiere Hall - место, которому суждено стать знаковым для деловых и творческих людей. Здесь достаточно места и возможностей, чтобы продуктивно работать и хорошо отдыхать.

Берсеневская наб., д. 8

D.E.V.E. Gallery Moscow

Эта молодая галерея не привязана к строгим форматам или актуальной критике. Европейская свобода мысли и слова.

ул. Болотная набережная, д.11-1

Креативное пространство «Люмьер-Холл» 18+

В креативном пространстве «Люмьер-Холл», благодаря мультимедийным выставкам оживают полотна великих мастеров, ценители кинематографа получают удовольствие от тематических кинопоказов, а на концертах и фестивалях кипит яркая, современная, полная впечатлений жизнь.

ул. Большая Новодмитровская, д. 36, стр. 24

Ресторан «Река»

Ресторан «Река» - один из молодых ресторанов столицы, который уже успел получить неоспоримое признание столичных гурманов.

Берсеневская набережная, 6, стр. 2

18+

Институт развития города и нового образования. Институт обмена идеями и создания смыслов. Институт архитектуры комфортной среды и новых возможностей. Институт разумных действий.
Это всё - институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».

Берсеневская наб., д. 14, стр. 5а

Клуб RED

На территории знаменитой кондитерской фабрики «Красный Октябрь» располагается заведение, в котором творится новейшая музыкальная история столицы, - многоформатный концертный зал RED.

Болотная набережная 9, стр. 1

Антикинотеатр «Кино Хауз» 6+

Созданный по принципу антикафе, этот антикинотеатр идеально подойдёт для романтического свидания или просмотра любимого фильма в компании друзей. В «Кино Хаузе» всего 2 изолированных зала - для двух человек и для компании до 15 человек. В зале не будет незнакомых лиц и постороннего шума, во время просмотра вас никто не побеспокоит - комнаты запираются изнутри. Примечательно, что как такового репертуара в кинотеатре нет - вы можете принести фильм с собой или выбрать из предоставляемого каталога. Кинопросмотр разнообразят компьютерные приставки, караоке и электрогитары, на которых также можно сыграть. Приносить еду и напитки - разрешено.

Болотная наб., д. 7, стр. 4, ул. Русаковская, д. 1

Центр фотографии имени братьев Люмьер 6+

Центр фотографии имени братьев Люмьер является, пожалуй, ключевым местом столицы, посвящённым фотографии. Организуя новые выставки приблизительно раз в полтора–два месяца, он знакомит зрителей с шедеврами мирового фотоискусства.

наб. Болотная, д. 3, стр. 1

Joys Bar 18+

Место объединило под одной крышей ресторан в интерьерах американского стейк-хауса, клубное пространство с топовыми диджеями и музыкальными группами столицы, бар с напитками со всех континентов и веранду с отличным видом.

Берсеневский пер, д. 3/10, стр. 8

Центр Digital October 16+

Центр Digital October, деятельность которого сосредоточена в области новых технологий и технологического предпринимательства, - одна из немногих площадок Москвы, где встречаются лучшие профессионалы и эксперты технологического сообщества.

наб. Берсеневская, д. 6, стр.3

Клуб Gipsy 18+

Что такое арт-кластер и чем он отличается от любого другого объекта коммерческой недвижимости? Знаковые проекты в России, их основные характеристики. Как приставка "арт" отражается на концепции, внешнем виде, интерьерах и пр.?

Кластер вообще – это объединение в рамках одной территориально-географической зоны производственных бизнес-проектов в одной технологической области, а также их фундаментальных разработок и новых систем создания продуктов и подготовки их производства.

Цель объединения в рамках единой системы управления циклов обмена знаниями и технологиями – выстраивание опорных институциональных структур, опоры будущего кластера, который в дальнейшем будет являться базой для развития принципиально новых, несуществующих сегодня отраслей.

Что еще важно понять в отношении понятие «кластер» в России? По замыслу, это привнесение новых технологических решений, которые в перспективе должны потеснить уже существующие технологии на массивах старых российских промышленных производств. Однако по факту кластеры возникают как новые производства, «садящиеся» в индустриальных парках по принципу «производитель-якорь и производства его поставщиков», собирающиеся по нескольку в рамках одной зоны.

В случае с арт-кластером подобная отсылка, как ни странно, приобретает особый смысл: ведь сегодня в России арт-кластеры, уже существующие на рынке, возникли на базе старых, пришедших в упадок промышленных зон, или вокруг них, на территориях складских зон. В данном случае промышленные технологии на базе существующей инфраструктуры (цехов, сетей, складов и т.д.) замещаются не-производственными и «не совсем» технологиями: офисами дизайнерских и архитектурных бюро, шоурумами, выставочными залами и галереями, магазинами для художников, ресторанами и кафе, театрами и т.д.

Знаковыми проектами в данном смысле можно считать Зону «Арт-Квартал» между Курским вокзалом, ТТК и Яузой, возникшую на 510 га и объединившую Art Play и Винзавод, а также Гоголь-центр, завод «Флакон», «Арт-Стрелка на месте бывшей шоколадной фабрики «Красный Октябрь» с презентационным центром Digital October, ночными клубами, галереями и шоурумами.

Хотелось бы отметить, что любой арт-кластер начинается как попытка творческой интеллигенции зарабатывать на успешности собственного творческого потенциала, а превращается (при условии успеха) в арт-бизнес, создающий особый вид продукта – арт-продукт, имеющий своего потребителя (как правило, средний класс общества); что арт-бизнес – это единственный вид бизнеса, который не претерпел заметного ущерба от кризиса 2008-2009 гг., а напротив, выиграл от него; и что при грамотном менеджменте это явление может стать весьма успешным с коммерческой точки зрения.

Это направление бизнеса, имеющее выраженную имиджевую составляющую, может стать мощным побочным стимулом и поддержкой туризма и именно поэтому поддерживается и приветствуется администрациями европейских городов, таких как Амстердам, Берлин, Париж, Вена, Стокгольм, Лондон (по сути, трудно назвать крупный европейский город без таких кластеров или хотя бы зон, занятых таким видом бизнеса).

Из каких главных составляющих обычно состоит арт-кластер? Чем он наполнен (офисы, торговля, общественные зоны еще что-то)? Как эти зоны делятся в процентном соотношении в проекте?

Главными составляющими арт-кластера являются ядро кластера (идея, ремесло) и арт-пространство, которое формируется вокруг ядра. Ядром может быть архитектурно-дизайнерская составляющая, фотография или визуальные искусства. Это ядро может быть представлено студией/студиями фото- и просто художников, офисами архитекторов и дизайнеров. Если тема, что называется, «пойдет», вокруг ядра возникают обслуживающие его магазины: шоурумы, магазины товаров для данного кластера (впоследствие ассоциируемые с ним), выставочные пространства и галереи, библиотеки, лектории, залы для занятий (например, рисованием и т.д.). Туда же подтягиваются бары, хостелы, салоны красоты, потому что засидевшимся допоздна посетителям нужно где-то отдохнуть и с утра освежить свой внешний вид. Одновременно возникают и более крупные проекты: модные ночные клубы, кинотеатры.

И если на старте, как правило, единой идеи нет и она формируется стихийно, составляя до 100% условного кластера, то по мере развития кластера и возможностей по его расширению, в дальнейшем эта тема все более коммерциализируется, рискну предположить, что она становится успешным брендом, коммерческим проектом. Применяется соотношение составляющих: ядро начинает составлять 10% и даже менее, а надстройки над ним - 80% и более (от магазинов и шоурумов до кинотеатров). И это универсальный принцип для всех примеров арт-кластеров, независимо от места их возникновения и происхождения.

Как шло развитие арт-кластеров в России и в мире? Примеры. Каковы отличия в интерпретации этой темы? Почему в качестве площадки в России выбирается бывшая промзона? Это чисто российское изобретение?

Арт-кластеры в мире возникали еще в XIX веке, например Монмартр в Париже, населенный представителями богемы и заполненный галереями, магазинами и кафе «творческой интеллигенции». В XX веке возникает новое явление – размещение арт-кластеров в промзонах, и это вовсе не российское, а общеевропейское явление.

Примеры: Институт современного искусства Kunst-Werke в Берлине, расположенный в здании бывшего маргаринового завода, арт-кластер в Лондоне на месте в прошлом промышленного района Shoreditch, Färgfabriken в Стокгольме на месте прядильной фабрики, где сейчас находится театр и различные выставочные пространства. В России это Арт-Стрелка на Красном Октябре, Artplay, Винзавод, Креативное пространство «Ткачи» в Санкт-Петербурге.

Основная причина выбора производственных площадок под размещение арт-кластеров – невозможность использования пришедшей в упадок собственности без их глубокой реконструкции и перепрофилирования иначе, как под размещение таких видов бизнеса.

Но отличия все же есть. Они заключаются в менталитете и восприятии творчестких видов бизнеса со стороны собственников, и в менталитете самой творческой интеллигенции. В дальнейшем эти трудно уловимые факторы влияют на вполне материальные – на условия аренды и использования помещений, предоставляемых резидентам арт-кластера, собственниками и поддержке со стороны администраций городов.

В европейской практике собственники упадочной промзоны приветствуют возникновение таких видов деятельности, понимая значение того, насколько они улучшат имидж территории, и готовы к предоставлению очень приемлемых условий аренды, при условии, что сообщества художников обеспечат вывоз мусора, оплату коммунальных платежей и будут гарантировать неразрушение собственности, предоставляемой в аренду, поддержание ее в надлежащем состоянии. По мере коммерциализации и успеха кластера идет постепенный пересмотр условий аренды.

В российской практике предоставление льготных договоров аренды резидентам арт-кластеров трудно вообразить. Напротив, собственник лучше разместит склады, чем художников и выставочные галереи, хорошо понимая, с какой стихией ему предлагаю иметь дело. Поэтому и арендные ставки для таких пользователей будут не ниже, чем для прочих возможных пользователей помещений. Поддержку и льготы со стороны государственных инстанций обосновать и получить будет сложно: инстанции заняты более важными государственными миссиями.

Если сравнить инвестиции в арт-кластер, сформированный в промзоне, и вложения в обычный проект коммерческой недвижимости, реализованный с нуля, какая будет разница?

Инвестиции в арт-кластер, сформированный в промзоне, на начальной стадии будут минимальны и заключаются лишь в легкой отделке самих помещений студий с целью приспособления их под нужды пользователей. Чаще всего эта отделка ими же и будет выполнена… а инвестиции инициаторы проекта даже думать не будут.

По мере развития арт-кластера и расширения его территории встанет вопрос о привлечении средств на отделку помещений под магазины, выставочные залы (включая хранилища произведений искусства, которые имеют технические требования), фуд-корты, бары, рестораны. В этот момент у арт-кластера должен появиться менеджер, которые и возьмет на себя эти вопросы управления и редевелопмента. Чаще всего, если собственник промзоны увидит успешность предприятия, он и станет таким менеджером. Уровень инвестиций все еще будет невысоким, а сами привлеченные средства будут тратиться лишь на отделку и капитальный ремонт (замену систем здания), при этом конструкции затрагиваться не будут.

Если в дальнейшем потребуется реконструкция, включающая снос существующих, пришедших в полную негодность зданий, то инвестиции в эти части развития будут сопоставимы с новым строительством, или превысят его по стоимости, потому что редевелопмент, заключающийся в реконструкции, в любом случае дороже нового строительства.

Строительство объекта с нуля предусматривает значительные инвестиции, которых у инициаторов проекта обычно нет, как нет их и на редевелопмент в рамках существующей промзоны. Здесь всегда появляется девелопер (в 50% случаев – он же собственник), который берет на себя управление этим инвестиционным проектом, и в дальнейшем управляет им как обычным коммерческим активом.

Характеристики площадей в арт-кластерах. Основные плюсы и минусы.

Если арт-кластер образован в промзоне, созданной начиная с 60х годов прошлого велка, то основным минусом будет пришедшая в негодность, устаревшая инфраструктура (инженерные системы, сети, благоустройство) и отделка зданий и помещений в них. В зависимости от территории кластера вопросы замены инженерных систем возможно решить в течение 5-10 лет развития кластера, отделку помещений выполнить в течение 1-5 лет с момента старт-апа, благоустройство – примерно в то же время. При этом фасады зданий останутся без изменений или претерпят незначительные чисто косметические улучшения.

Если арт-кластер создан в промзоне, история которой началась с XIX века и охватывает период до сталинской эпохи, тут возможны весьма интересные сюрпризы. К тем техническим проблемам, которые уже описаны выше, прибавятся плохое, а иногда и катастрофичное, состояние конструкций, необходимость ремонта фасадов, и приблизительно в 30% - ограничения по вносимым изменениям, связанные с охраной памятников и объектов культурного наследия. И вот это уже очень существенно. Потому что даже капитальный ремонт – это внесение изменений в первоначальные технические параметры зданий, а реконструкция – это глубокое изменение этих параметров, включая элементы, являющиеся охраняемыми. И это существенный минут. Хотя с имиджевой точки зрения арт-кластер в охраняемой части города гораздо более успешен: он будет лежать на путях туристических потоков.

Арендаторы арт-клстеров – кто они? Можно на примере конкретных объектов.

На примере Artplay: это дизайнерские бюро, архитектурные бюро, шоурумы магазинов, рестораны и бары. А собственно все те, кто уже упомянут выше.

Арт-кластеры в регионах – есть ли примеры? Перспективы развития формата в городах России. Где еще могут появиться арт-кластеры? В чем трудности продвижения этой идеи?

Арт-кластеры могут появиться в любом российском городе, являющемся туристическим центром, и такой вид бизнеса обязательно будет успешен при условии развитого туристического бизнеса. Прежде всего это СПб (хотя вряд ли это региональный центр – скорее 2я столица), города Золотого кольца, города Поволжья.

Но они там уже и так есть: это магазины сувениров и рынки народных промыслов там, куда прибывают туристы, и на этих рынках в развалах товара иногда можно выцепить настоящий арт-продукт. Объем туристического потока и есть основной ограничитель продвижения таких бизнес-идей в региональных центрах.

Второй ограничитель для развития арт-кластера в региональном центре заключается в том, что его нужно развивать не в промзоне, которая отстоит далеко от исторического центра города, а в самом историческом центре, где есть свои ограничения (гигиенические, пожарные) по размещению зон арт-кластеров.

В связи с этим вспоминается Ростов Великий с пустым кремлем, вокруг которого развалины зданий XIX века, и среди них – дома художников, которых очень легко узнать: дизайнерский забор, дизайнерская калитка, вывеска. Но это лишь точечная частная инициатива, а не массовое расселение представителей творческой интеллигенции. Арт-пространство вокруг них еще не возникло, а перспективы его возникновения предсказывать не решимся.

mob_info