Замок amboise во франции. Замок Амбуаз, Франция: описание, интересные факты, отзывы и экскурсии. Время работы и билеты

Расположенный в 20 км вверх по течению реки от Тура, Амбуаз — это изысканный туристический городок, отличное место для поездок с детьми: если их не заинтересует кровавая история замка, их можно свозить в расположенный рядом аквариум и парк «мини-шато».

Погода в Амбуазе:

Путеводитель по Амбуазу:

Дорога из Тура вдоль главного шоссе N152 вдоль северной стороны Луары довольно людная, но очень зрелищная: дорога проходит по мосту через расположенный по центру остров Ile d’Or открывает великолепный вид на фасад , обрамленного башнями. Дорога D751 по левому берегу реки — спокойнее и имеет преимущество в виде платановой аллеи на въезде в город.

Получить информацию об Амбуазе и апеласьоне Touraine-Amboise можно в туристическом офисе, на набережной quai du Général-de-Gaulle (июнь и сент пн-пт 9.30–13.00 / 14–18.30, вск 10–13 / 15–18; июль и авг. пн–сб 9–20, вск 10 — 18, окт- май пн — сб 10 — 13 / 14 — 18, wwww.amboise-valdeloire.com).

Добраться в Амбуаз:

Железнодорожный вокзал Амбуаза — gare SNCF — расположен на северном берегу , в конце rue Jules Ferry, примерно в 1 км от замка. Отсюда ходят многочисленные поезда в и .

На машине в Амбуаз:

  • Платное шоссе A10, съезд - , 15 км по D31, затем по N152
  • Платное шоссе A28, съезд в направлении A85.
  • Платное шоссе A85, съезд Bléré Amboise , направление по D31

На поезде в Амбуаз:

  • Вокзал высокоскоростных поездов (TGV) , находится в 20 км от замка,
  • Региональные поезда - до вокзала Амбуаза ().

Раписание поездов в Абуаз:

Расписание приведено по состоянию на 2016 год, для будних дней. В выходные число рейсов может быть меньше.

Из

  • Прямой поезд с , примерно 1:50 в пути, билет 15 - 33€ (в зависимости от тарифа).
  • Отправление из Парижа в Амбуаз : 7:37, 12:59, 17:37, 18:37.
  • Отправление из Амбуаза в Париж : 6:40, 11:40, 15:34, 17:30.

Из

  • Прямой поезд, примерно 17 - 23 минуты в пути, билет 5,70 € .
  • Отправление из Тура в Амбуаз : 4:52, 6:03, 6:20, 6:28, 7:03, 7:50, 11:18, 12:39, 14:03, 15:14, 15:24, 16:27, 16:56, 16:56, 7:10, 17:28, 18:03, 18:28, 19:06, 21:03, 22:13.
  • Отправление из Амбуаза в Тур : 6:58, 7:47, 8:15, 8:37, 9:36, 9:56, 12:33, 13:47, 14:01, 15:07, 15:43, 16:37, 17:45, 18:45, 19:28, 19:51, 20:27, 20:44, 21:46, 22:48.

Из

  • Прямой поезд, примерно 1 час в пути, билет 16,50 € .
  • Отправление из Орлеана в Амбуаз : 6:42, 6:55, 7:07, 7:35, 8:37, 11:24, 12:42, 14:15, 14:42, 16:43, 16:54, 17:42, 18:36, 18:42, 19:36, 19:42, 20:42, 21:43.
  • Отправление из Амбуаза в Орлеан : 5:10, 6:21, 6:40, 7:22, 8:08, 9:08, 11:40, 13:09, 15:34, 15:42, 17:13, 17:30, 18:22, 19:27, 20:09, 21:21, 22:31.

Отели в Амбуазе:

Отели в Амбуазе довольно дорогие, а в высокий сезон (июль — август) все букируются сильно заранее.

Город Амбуаз:

В Амбуазе проходят две главные улицы, соперничающие по отсутствию шарма: оживленная главная дорога, идущая вдоль реки, quai du Général de Gaulle/quai Charles-Guinot, и длинная пешеходная улица, идущая параллельно ей, rue Nationale, обрамленная дешевыми сувенирными лавками и crêperies . Город покажется красивее, когда вы приблизитесь к замку, с его воротами Porte de l’Horloge 15-го века, охраняющими вход на place Michel Debré, которая занимает драматичное положение у вздымающихся стен замка. Линии тяжелых защитных контрфорсов постепенно переходят в орнаментированные окна, поднимаясь выше к часовне — chapelle de St-Hubert, по иронии судьбы расположенной выше.

Замок Амбуаз:

Возвышающийся над Луарой как скульптурная украшенная скала, château d’Amboise доминирует над городом, расположенным у подножия замка. Вход в замок осуществляется через башню Tour Heurtault, на верхней стороне place Michel Debré.

В июле и августе около 22 часов проводят свето-звуковые шоу (билет — от 12€; wwww.renaissance-amboise.com), с проекцией изображения Леонардо на стены замка и костюмированными актерами, играющими музыку в стиле Ренессанс. Как и во многих других , рассказывается история замка.

Chapelle de St-Hubert

У основания замка расположена миниатюрная часовня св. Губерта, с южной стороны террасы. Здесь наиболее примечательна резьба над взодом с изображением св. Губерта напротив мистического видения оленя с крестом между его рогами, которое превратило Губерта из праздного охотника в одного из религиозных созерцателей. Эта модель поведения мало сказалась на французских монархах, которые приезжали в Амбуаз для охоты. Внутри можно полюбоваться современными витражами работы Макса Играна. Табличка отмечает место захоронения вероятных останков Леонардо да Винчи, которые были обнаружены в основании замка в 19 веке, на месте коллегиальной церкви, и перенесены в эту часовню.

Но стоит изучить подножие города немного дальше. Идите мимо замка в направлении восточных ворот, средневековой постройки, бывшей некогда главным входом в замок. Слева, вдоль террасы с видом на Луару, расположен известный сад, созданный Неаполитаном Пачелло да Мекроглиано по указу короля Карла VIII. Сад, который вы видите теперь, не сделан по подобию первоначального, но сделан в стиле Ренессансных парков, с характерными аккуратными рядами круглых кустов, обрамленных экзотичными кипарисами.

Лучший вид на замок открывается с небольшого холма на восточном углу сада, где также можно увидеть неожиданное кладбище, которое служит напоминанием об обном из самых нежеланных гостей замка. Абд эль-Кадер, лидер алжирской армии, который боролся против французской колониальной армии в 1830-х гг, после своего поражение провел в рабстве в замке Амбуаз 4 года, а 26 каменных надгробия стоят над могилами различных членов его семьи и окружения, которые умерли в период его рабства. Большой монумент в центре кладбища был сделан на деньги жителей города Амбуаз в 1853 году, которые преодолели свое первое смущение от непривычного вида и поведения алжирцев, и испытывали к их лидеру большую симпатию к тому времени, как он умер.

Clos-Lucé

Вслед за своими кампаниями в Ломбардии, Франциск I решил, что наилучший способ импортировать идеи Ренессанса во Францию — это привезти лучшие образцы нового искусства. В 1516 году совершил опасное путешествие через Альпы в ответ на королевское приглашение, и все три года до своей смерти он жил в Clos-Lucé, в конце rue Victor-Hugo (5 минут пешком от центра города).

Леонардо, похоже, наслаждался своим наполовину выходом на пенсию в замке Амбуаз, посвятив себя реализации различных гениальных и непрактичных идей и наслаждаясь беседами со своим королевским покровителем. Его дом — интересный кирпичный особняк с итальянскими деталями, добавленными неаполитанскими мастерами Карла VIII — теперь превращен в музей Леонардо да Винчи. Если вы сможете проигнорировать навязчивую ренессансную музыку, реконструированный интерьер с его подозрительно новыми балками и гигантскими каменными каминами, все равно музей будет интересен. Ораторий Анны Бретонской (oratoire d’Anne de Bretagne), построенный Карлом VIII для его новой жены, — одно из самых оживленных мест. Эта крохотная часовня со сводчатыми потолками возможно украшена фресками работы последнего ученика Леонардо, Франческо де Мельци. Если это действительно его, то это только показывает, как мало он успел перенять от своего гениального учителя.

Внизу здания расположено 40 восхитительных моделей механических изобретений Леонардо; от подвесного моста до катамарана и турбины, все тщательно сделано по планам изобретателя, в соответствии с его набросками. Они особенно понравятся детям и подросткам.

Вот эти камни, эти стены
Прикосновение руки,
Наверно помнят, ведь нетленны,
Как океаны глубоки
Его дела, картины, мысли;
Здесь по ступеням он ходил,
Чуть слышно повторяя числа.
Порыв в его расчетах был.
Как будто Леонардо гений
Витает здесь средь древних стен,
И люди новых поколений
Тут учатся покинуть плен
Ничтожных мелочных желаний
И каждодневной суеты,
Избегнуть лжи, войны, страданий,
Лелеять гордые мечты.
Кирсанов С. В.

В том месте, где Луара делится на два рукава, образуя большой остров Сен-Жан, с середины 10 в. во всем своем великолепии возвышается Амбуаз - старинная резиденция французских королей. Амбуаз стоит на месте военного лагеря древних римлян. У его стен в 503 г. прославленный Кловис, предводитель франков, заключил мир и союз с вождем вестготов Аларихом. Так начиналась Франция.

Массивная крепость, возведенная прямо на скалистом плато как естественное продолжение утеса, стала одной из самых укрепленных в долине Луары. Внутрь замка сквозь толщу огромной круглой башни Тур де Миниме вели единственные ворота. Цитадель была устроена таким образом, что представляла собой скорее улицу, заключенную в стену: вместо лестницы, ведущей наверх, в Амбуазе был пологий спиральный пандус, по которому легко поднимались всадники и повозки, запряженные лошадьми.

На протяжении двух столетий замок являлся собственностью графов Анжуйских, а в 12 в. перешел во владение герцогов Амбуазских. Герцог Луи д,Амбуаз, последний владелец замка, в 1431 г. по навету всесильного фоворита Карла VII Тремуйля был уличен в измене и осужден на смерть (позже король заменил казнь конфискацией имущества), в 1434 г. Амбуаз перешел в собственность французской короны.
Каждый новый властитель считал своим долгом заново украсить замок сообразно личным вкусам и желаниям. С началом эпохи Возрождения Амбуаз превратился в первую резиденцию французских королей, разительно изменившую облик согласно классическим канонам итальянского Ренессанса.
Сын Карла VII, Людовик XI испытывал особо нежное расположение к Амбуазу. Он подолгу жил там и фактически превратил его в неофициальную столицу Франции.

Сын Людовика XI, Карл VIII также управлял страной из Амбуаза. Он и его супруга Анна Брестонская желали видеть двор утопающим в роскоши, изяществе и поэзии. Истинный поклонник итальянского Возрождения, Карл VIII сделал все, чтобы рыцарский замок приобрел облик сицилийских дворцов.

Из похода в Италию король вернулся на родину с десятками архитекторов и инженеров, художников и декораторов, краснодеревщиков и органных мастеров. Итальянский мастер садов Пачелло да Меркольяно разбивает на верхней террасе изумительный сад в память о самом первом саде, где были столь счастливы безгрешные Адам и Ева. Он даже привез специалиста по инкубаторам и разведению попугаев. В качестве трофеев Карл VIII доставил более 87 000 фунтов драгоценных камней, 130 гобеленов, тюки дамасских тканей и бархата, картины и скульптуры, а также рукописные книги. Лучшие архитекторы того времени руководили преображением Амбуаза.

До наших дней сохранились построенные два королевских корпуса. Фасады украшены большими окнами, балконами; аркады в позднеготическом стиле соседствуют с коваными решетками, узорными парапетами на крыше.

Правление Карла VIII было недолгим. В 28 лет жизнь его оборвал нелепейший случай. Торопясь посмотреть игру в мяч, он решил перебежать галерею, в которой располагалось отхожее место. Поскользнулся, ударился головой о низкую притолоку и скончался прямо на сырой соломенной подстилке.
Преемник Карла VIII, Людовик XII любил Блуа, поэтому работы в Амбуазе были заброшены. Только через 13 лет, при Франциске I, замок вновь ожил. Здесь прошло детство Франциска, и неудивительно, что, взойдя на престол, он с трепетной нежностью относился к месту, где видел самые светлые сны. Возобновились поэтические вечера, устраивались пышные королевские охоты с их нескончаемым весельем. Возможно, именно поэтому Франциск при всей своей безудержной страсти к строительству почти ничего не изменил в Амбуазе. Он лишь наполнил его размахом подлинно королевской жизни. Балы, приемы, турниры составляли основное содержание амбуазского быта.

Меценат, покровитель искусства и науки, более чем кто-либо другой "зараженный" духом итальянского Ренессанса, он сумел пригласить и обласкать многих, и среди них Леонардо и Бенвенуто Челлини.
Король Франциск I мечтал, чтобы во Франции тоже «зацвели» искусства. Он стал последним покровителем Леонардо да Винчи.

Монарх приглашал ко двору и Микеланджело, и Рафаэля, но получил отказ. Престарелый же Леонардо принял приглашение и с несколькими любимыми учениками оправился в свое последнее путешествие.
Леонардо получил в подарок усадьбу Клу, расположенную в километре от Амбуаза и соединенной с ним подземным ходом.

Король часто навещал мастера, чтобы поговорить об искусстве. Юный монарх называл 64-летнего гения «топ рёге» («отец») и окружил его высочайшим почетом. «Я убежден, что нет на свете человека, более сведущего в науке и искусстве», — заявлял король Франции.
Впервые в жизни Леонардо получил в безраздельное пользование целый замок, благоустроенный и великолепно обставленный... Здесь на огромном столе Большого зала он раскладывал свои эскизы костюмов, фейерверков, чертежи театральной машинерии. Леонардо получал от Франциска I твердое жалованье в размере 700 золотых экю в год, а расплачивался с ним произведениями, которые он создавал.

Во Франции Леонардо почти не рисовал. У мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Третий год жизни в Амбуазе 68-летний Леонардо провел в постели.
23 апреля 1519 года Леонардо да Винчи составил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо из Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства». Франциск оплакивал своего "отца".

Похоронен Леонардо в капелле Сент-Юбер.

Дворцовая капелла Сент-Юбер в стиле "пламенеющей готики" - одно из лучших сооружений Амбуаза. Известная своими великолепными скульптурами и прекрасными витражами, она размещена на территории замка Амбуаз. Ранее часовня соединялась переходами с покоями королевы. Проходя именно этой, не сохранившейся до наших дней галереей, Карл VIII ударился головой и умер.

После смерти Франциска I, при следующем властителе Генрихе II, мало что изменилось в замке. После смерти этого короля в 1559 г. Амбуаз стал резиденцией вдовствующей королевы Екатерины Медичи, жившей здесь с детьми в пышном окружении царедворцев, среди картин и изысканной мебели.

В эпоху религиозных войн в 1560 г. в Амбуазе были истреблены полторы тысячи гугенотов. Их казнили на так называемом Балконе заговорщиков с северной стороны башни Тур де Миниме. После этого чудовищного злодеяния французский двор во главе с Екатериной Медичи, не отличавшейся ни особой добродетельностью, ни сентиментальностью, все же не смог больше обитать здесь. В последующие годы рыцарский замок постепенно утрачивает статус главной королевской резиденции.
При Людовике XIV, обосновавшемся в Версале, Амбуаз становится местом ссылки для опальных вельмож. Революция 1789 г. превратила бывшую королевскую резиденцию в казармы. В 1848 г. замок был конфискован в государственную казну, но затем вернулся уже навсегда в Орлеанское семейство.
До наших дней уцелела едва ли половина от некогда роскошного ансамбля. Впрочем, и этого достаточно, чтобы получить представление о былом величии Амбуаза. Остались два корпуса, именуемые "королевскими": Корпус Карла VIII, Корпус Людовика XII и капелла Сент-Юбер.

Великолепен северный фасад с большими окнами, аркады на первом этаже с химерами - водосливами и парадными барьерами на крыше. Сохранились райские сады Пачелло да Меркольяно, обширные дворы с оборонительными башнями и гигантскими винтовыми подъемами, по которым могли подниматься как повозки и конница в дни тревог, так и кареты с разряженными беззаботными гостями в дни государственных торжеств и просто веселых праздников. Настоящей жемчужиной Амбуазского ансамбля можно назвать капеллу Сент-Юбер, увенчанную скульптурным тимпаном - шедевром фламандских мастеров, приглашенных Карлом Восьмым.

Нижняя зона тимпана, выполненная в глубоком рельефе, изображает святого Христофора, переносящего через реку неестественно тяжелого младенца. Не ведая, что это Христос, Христофор спрашивает: «Кто ты?». Младенец отвечает: «Я - грядущий день»

Портал капеллы, построенной из белого песчаника в стиле «пламенеющей готики». На фронтоне статуи молящихся Карла VIII и Анны Бретонской. В северном и южном трансепте находятся камины, сделанные специально для удобства королевских особ.

Войдя в главное здание, попадаем в зал стражи с типичными для готики сводами, образованными арками, пересекающимися под прямым углом. Здесь стоят резные скамьи, сундук и буфет (XV — XVI век)

Один из каминов украшен лилиями и геральдическим символом Бретани - хвостом горностая.

На стенах развешаны гобелены XVII в.

Небольшой французский городок Амбуаз (Amboise) - расположен в департаменте Эндр и Луара в центральной части страны, на Население города - около тринадцати тысяч человек.

Из истории города

Впервые поселение упоминается в исторических хрониках времен франкского короля Хлодвига I, который вел переговоры в 504 году с Аларихом I (вестготским правителем) на острове С IX века небольшой населённый пункт у брода перешел во владение семейства Амбуазов. Представители рода укрепили это место, возведя здесь донжон - центральную башню с внутренними покоями.

Во второй половине XV века городок перешел в собственность короля Карла VIII, который родился в этих местах. При нём замок Амбуаз превратился в настоящий архитектурный шедевр.

Достопримечательности города

Городок Амбуаз славится не только королевским замком. По соседству с главной достопримечательностью города находится средневековый замок Кло-Люсе, известный тем, что здесь творил великий Леонардо да Винчи. Сейчас здесь находится музей всемирно известного итальянца. Кроме того, интерес туристов вызывает семиярусная пагода Шантелу (XVIII в) герцога Шуазёля, построенная на берегу искусственного водоёма полукруглой формы, позднеготические ворота с карильоном и ратуша (XVI в). В мэрии Абуаза хранятся исторические экспонаты, к примеру, пистолет, из которого на дуэли ранили Пушкина.

Замок Амбуаз: история

Белокаменный величественный замок был возведен в XVI веке. Он играл роль оборонной крепости. Его владельцы (семейство Амбуаз) лишились замка после предъявленных обвинений в предательстве короля. Замок Амбуаз перешел вначале в государственную казну, а позднее Карл VIII сделал его королевской резиденцией. В это же время началась его перестройка. Была построена капелла, украшенная узорами, напоминающими каменные кружева, появилось крыло Карла VIII, построены две башни - Францисканцев и Гюрто. Возле замка был разбит роскошный парк. Сад с фонтанами и роскошными цветочными партерами создал талантливый садовник Меркольяно.

Молодой король был поклонником итальянской культуры. Для завершения работ он пригласил итальянских архитекторов Доменико и Джокондо да Кортона. Именно они первыми привнесли во Францию культуру Возрождения. Надо признать, что замок Амбуаз в те времена был в основном оформлен в готическом стиле.

Дворец при Франциске I

Карл VIII скоропостижно скончался в замке Амбуаз в совсем молодом возрасте. Как утверждают историки, он сильно ударился головой о слишком низкую притолоку, и от полученной травмы умер. Ему было лишь двадцать восемь лет. Его преемником стал Людовик XII, который продолжил благоустраивать дворец, но настоящего расцвета замок Амбуаз достиг при его сыне - Франциске I, который был признанным покровителем науки и искусств.

Он собрал во Франции знаменитых мастеров. На его приглашение откликнулся В 1515 году сюда был приглашен Леонардо да Винчи. Он поселился в имении Кло-Люсе неподалеку от королевского замка. Мастер привёз с собой из Италии незавершенные работы, среди которых была и «Мона Лиза». В Кло-Люсе живописец заканчивал работу над шедеврами. Здесь он прожил три года, последние в его жизни.

Замок Амбуаз (Франция) с имением Мастера соединял тайный подземный ход. очень любил проводить вечера в обществе художника, беседовать с ним о жизни и об искусстве. Великий мастер умер в 1519 году. Его похоронили в Амбуазе, в храме Святого Флорентина.

Останки великого художника были потревожены в смутное время революции. Повстанцы практически разрушили храм, а могилу осквернили. В годы Французской революции основная часть замка была разграблена и разрушена. Здесь обустраивали казармы, открывали пуговичную фабрику. Безжалостно расхищались королевские сокровища. Чтобы прекратить этот беспредел, сохранившиеся части замка Третьей Республикой были переданы во владение Орлеанского дома.

Для восстановления замка много сделала герцогиня Орлеанская. Она, по сути, возродила замок и восстановила почти все его угодья. Ее сын, будущий Луи-Филипп, после смерти матери приобрел в окрестностях замка 46 домов. Он планировал снести «лишние» строения и освободить территорию перед Амбуазом.

Фонд Св. Людовика

В 1974 года замок был передан в ведение этого фонда. Им руководит граф Парижский. Сразу после окончания Второй Мировой войны во дворце начались масштабные реставрационные работы, которые ведутся до сих пор. Благодаря усилиям сотрудников фонда в отличном состоянии находятся внутренние сады комплекса.

Для посетителей здесь проводятся увлекательные экскурсии, путешествия по таинственным подземельям замка. Особенно много желающих посетить ночные прогулки. Специально для них дизайнер Юкиджунг разработал восхитительное световое шоу с лазерной проекцией, видео- и аудиоэффектами.

Замок Амбуаз: описание архитектуры

Архитектурные особенности эпохи Возрождения гармонично переплетаются в этом сооружении с традициями Средневековья. По мнению специалистов, все замки Луары (Амбуаз в том числе) представляют огромный интерес для исследователей.

Зайдя в крепость и поднявшись по пандусу, туристы попадают на террасу, укреплённую стеной, с которой открывается изумительный вид на долину Луары и город. Здесь можно увидеть капеллу Сен-Юбер, которую украшают великолепные скульптурные композиции. В ней покоится прах великого Леонардо да Винчи.

Поднявшись на крышу Рыцарской башни, можно увидеть резиденцию Карла VIII. Балкон третьего этажа является тем самым «балконом повешенных», с которого Валуа смотрели на казнь заговорщиков-протестантов. В конце осмотра можно подняться по винтовой лестнице на верхний этаж башни Миним. Ее диаметр 20 метров, а высота - 40.

Внутренние помещения

Посетить великолепный замок может каждый желающий в составе экскурсионной группы, которую сопровождает профессиональный гид. Описание замка Амбуаз не дает всей полноты ощущений от посещения этого замечательного сооружения. Тем не менее предлагаем вам совершить виртуальную экскурсию по внутренним покоям дворца.

В оформление интерьеров замка внесли огромный вклад знаменитые фламандские художники. Для комнат гобелены доставлялись из Фландрии, а из Турции - ковры. Пройдя внутрь замка, туристы вначале попадают в зал Охраны, украшенный готическим сундуком, буфетом и резными скамьями. В зале дворянской охраны представлены которые украшены множеством гербов. На фронтоне расположены статуи молящихся и Карла VIII. В южном и северном трансепте расположены камины, предназначенные для удобства королевских особ.

Замок - дворец в Амбуазе имеет несколько великолепных залов. В зале барабанщиков, который предназначался для музыкантов, когда-то игравших на трибунах, можно увидеть великолепные фламандские ковры ручной работы, созданные в XVI веке.

Зал Заседаний с его готическими сводами украшают цветы лотоса и хвосты горностая - атрибуты власти Франции и Бретани. Здесь же можно увидеть портреты и короля Генриха IV.

Зал Эшансона (служителя, подававшего напитки королю) интересен изысканными гобеленами Обюссон и резной мебелью.

Спальня Генриха II оформлена стиле классического ренессанса. Здесь установлена огромная кровать, украшенная четырьмя колоннами, и искусно изготовленная мебель.

В спальне Франсуа I находится мебель разных стилей, но особенно интересен узкий столик, выполненный из красного дерева, с ящичками, а также стулья с ажурными перекладинами.

В музыкальном салоне можно увидеть рояль «Эрар», стол со стульями и секретер. На стенах развешены портреты королевской семьи.

Контакты

Историко-архитектурный комплекс находится по адресу: Mont e Abdel-Kader, 37403 Amboise, France. Телефон для справок: + 33 2 47 57 0098.

Как добраться?

Если из Парижа вы отправитесь в поездку на автомобиле, то вам следует ехать по шоссе А10 на Амброз. Проехать 15 км по трассе D31, а затем выехать на шоссе N152. Если вы предпочитаете общественный транспорт, то с вокзала Аустерлиц вам следует поездом отправиться в Амбуаз. Поезда ходят пять раз в день. Дорога отнимет у вас три часа.


Где находится : Долина Луары, Амбуаз .
Как добраться :
- на автомобиле (из Парижа): A10, съезд - Amboise, 15 км по D31, затем по N152.
- на поезде :
из Парижа: от вокзала Аустерлиц ходят поезда 5 раз в день. Время в пути 3 часа, стоимость билета 28 евро.
Из Блуа: 15 раз в день, 20 минут, 6,5 евро.
Из Тура: 15 раз в день, 20 минут, 6 евро.

Как работает : с апреля по октябрь 9.00-18.30, в июле и августе до 20.00, с ноября по март 9.00-12.00 и 14.00-17.00.
Цена вопроса : 9.70 (6.30) евро

На что посмотреть : мощные стены крепости поднимаются на южном берегу Луары. Они опоясывают высокую террасу, делая ее недоступной для врага. Замок доминирует над панорамой города, живописно раскинувшегося на берегу.
Всемирное наследие ЮНЕСКО внесло замок в свой список - объект № 933 .

С середины июня по август в ср. и сб. вечером в замке проходит костюмированное представление из жизни двора Франциска I. Сайт

Специальная часовая экскурсия по подземельям и башням Замка на французском языке для индивидуальных посетителей от 7 лет в хорошей физической форме. Формирование группы на месте (максимум 18 человек), хотя можно и предварительно заказать по телефону: 02-47-57-00-98.
Когда : с 1 апреля по 30 июня и с 1 сентября по 30 сентября (кроме Дней Культурного наследия 19 и 20 сентября) по пятницам, субботам и воскресеньям в 16.30; с 1 июля по 30 августа ежедневно в 17.00.
Цена экскурсии : 14 (10,40) евро. В стоимость включены экскурсия по подземельям и свободный осмотр замка после экскурсии.

Содержание экскурсии : посетители получают уникальную возможность проникнуть в подземелья и башни средневековой крепости, расположенной под Королевскими покоями эпохи Возрождения. Посетители пройдут через бастионы Башни Гарсонне (la Tour Garçonnet), возведенной в XV веке по приказу Людовика XI, посетят Зал Лилий (la Salle des Lys) – бывшую трапезную караула. Затем они проследуют по дозорной дорожке в ров древнего донжона и вдоль зала с собранием фрагментов архитектуры. Посетители побывают в подземных лабиринтах, ведущих в Башню Миним (la Tour des Minimes). Затем туристы могут осмотреть интерьеры замка самостоятельно.

Вечернее посещение
С 3 июля по 21 августа по пятницам, начиная с 22.30 в июле и с 22.00 в августе сады открыты для посещения вечером. Парк освещен и украшен феерическими декорациями.
Цена вопроса : 6,5 (5) евро. По предъявлении входного билета в замок на тот же день предоставляется скидка 2 евро.

Ради чего : это оригинальное художественное создание дизайнера Юкиджунг с видеоэффектами и аудиовизуальным сопровождением, где смешиваются голоса, свет, музыка и изображение. На искусно освещенных террасах с аудиовизуальным оборудованием еще слышны отзвуки криков игравших тут маленьких принцев и принцесс. Сады оживают от бешено несущихся гончих и любимых лошадей королевских детей. По вечерам многочисленные дневные дела сменяются мечтами и грезами молодых принцев об их королевском предназначении.

История замка

Первые укрепления возникли на месте современного замка в галло-римскую эпоху. Амбуаз был главным городом туронов, кельтского народа, давшего имя будущей провинции Турень. Постепенно прямо над скалой, нависающей над слиянием Луары и Амассы, здесь возводились укрепления.

Здесь сходились важные торговые и военно-стратегические пути. В хрониках Амбуаз упоминается в хрониках 503 г. как место встречи короля франков Хлодвига и короля вестготов Алариха. Правда, произошло это несколько ниже современного расположения замка – на острове св.Иоанна посреди Луары. Судя по выбранному месту встречи, граница между вестготами и франками, вероятно, проходила именно по этой реке. О чём велись переговоры, неизвестно, но вполне возможно, речь шла о взаимном признании владений.

Интенсивное строительство развернулась в середине Х века, тогда же сложился трапециевидный план крепости, где важнейшие углы укреплены мощными башнями. Амбуаз, неоднократно подвергавшийся набегам норманнов, со временем был присоединен к землям Анжуйских графов. Филипп II Август в 1234 году взял крепость герцогов Анжуйских штурмом и передал ее герцогам Амбуазским, став частным владением знаменитой династии Амбуаз-Шомон, в а 1422 году перешел по наследству к Людовику, виконту де Туар. Но в 1436 году он был приговорен к смерти по обвинению в заговоре против Ла Тремуя, фаворита Карла VII, и, хотя монарх позже помиловал предателя, конфискованный замок вновь стал собственностью королевского дома. Была и другая причина изъятия замка: герцоги Амбуазские жестоко соперничали между собой, что вело к драматической развязке, и король счел лучшим решением отобрать у них яблоко раздора.

В замке неоднократно останавливался Карл VII. Так, перестав быть исключительно крепостным сооружением, замок Амбуаз превратился в королевскую резиденцию, и в связи с этим городу были предоставлены значительные привилегии. Пока королевский двор находился в Бурже, здесь квартировал полк французских стрелков. Людовик XI модернизировал старую крепость, усилил ее оборонительную мощь.

Одним из главных событий в правление Людовика XI было установление в Амбуазе 1 августа 1469 года Ордена св.Михаила . В этот день король собрал в капелле св. Михаила (по другим источниками – в церкви Сен-Флорантен) 15 высокородных баронов и ознакомил их с уставом этого рыцарского ордена, основание которого имело важное политическое значение. Орден св.Михаила символизировал приверженность дворян и вассалов королевской Короне. Одетые с необычайной пышностью в длинные шелковые плащи, отороченные мехом горностая и расшитые золотым орнаментом в виде чашек эфеса, в широкополых шляпах из пунцового бархата, высокие сеньоры поклялись жить по законам Церкви и Рыцарства. В этот день Амбуаз стал местом грандиозной церемонии, которая внесена в анналы Французского королевства.

Здесь же родился в 1470 году и вырос сын Людовика XI и Шарлотты Савойской Карл VIII . Специально для наследника и королевы построили здание между караульными башнями. Так что Амбуаз стал личной резиденцией королевы, в то время как король предпочитал держать свой двор в Плесси-ле-Туре. Королева, умершая в Амбуазе в 1483 году, провела здесь жизнь, достойную ее звания. Около 150 человек составляли ее свиту и окружение. Все служило тому, чтобы сделать ее пребывание в замке приятным. Апартаменты были богато украшены, обставлены мебелью, заполнены драгоценной утварью.

Здесь, в Амбуазе юный дофин в возрасте 13 лет встретил Маргариту Австрийскую, внучку последнего герцога Бургундии Карла Смелого, которую ее отец Максимилиан Австрийский решил отдать ему в жены. Маргарита, которой было всего три года с момент торжественной помолвки, прожила в заме Амбуаз до 1492 года, когда ей пришлось с грустью возвратиться во Фландрию, чтобы уступить место невесты Анне Бретонской, на которой Карл VIII женился 6 декабря 1492 года. Так Бретань впервые объединилась с королевством на условиях личной унии.

После смерти неаполитанского короля Ферранте I Карл VIII предъявляет притязания на его королевство. Так начинается эпоха Итальянских войн, которые вели, сменяя друг друга, Карл VIII, Людовик XII и Франциск I на полях Неаполитанского королевства и Миланского герцогства. Несмотря на многочисленные победы (наиболее известная из них была одержана в битве при Мариньяно в 1515 году) и несколько периодов французской оккупации, вопрос о притязаниях французских монархов решался не в их пользу. Франциск I даже был захвачен в плен в 1525 году в битве при Павии. В 1559 году Генрих II, подписывая Като-Камбрезийский мир, подтверждает права Испании на Апеннинский полуостров. Вне всякого сомнения, Итальянские войны сформировали у суверенов вкус к итальянскому Возрождению. У них появилось желание возвести в долине Луары отдельные элементы этой блистательной культуры.

Вступив на престол, Карл VIII, первым проникся гуманистическими идеями, в том числе и идее бытового комфорта. По возвращении из итальянского похода в 1492 году он распорядился перестроить ставшую тесной резиденцию, для чего повысил налог на соль. Флорентийский посол, увидев чертежи будущего замка в 1493 году, воскликнул: "Он хочет сделать из своего замка город!".

По завершении Неаполитанской кампании в 1496 году король поселился в Амбуазе, и крепость уступила место королевскому дворцу. Увлеченный искусством, Карл VIII привез из итальянской кампании в своей свите художников, скульпторов, архитекторов, писателей-гуманистов: Фра Джиокондо, Доменико да Картона, Гвидо Маццони и других и украсил интерьеры французской и итальянской живописью. Садовник Пачелло де Меркольяно устроил на верхней террасе замка сад с цветочными партерами и фонтанами. По замыслу средневекового ландшафтного дизайнера сад должен был напоминать о "райских садах, в которых жили Адам и Ева". Пачелло открыл в своем саду перспективу и ввел новые культуры, широко распространенные в Италии: дыню, артишок и цитрусовые.

Площадь, занимаемую замком, предполагалось значительно расширить. Карл VIII хотел видеть в своей резиденции пышный дворец, сравнимый с величавыми зданиями Неаполя. средневековая крепость уступила место огромному четырехугольному монолиту в форме трапеции, разделенному на три двора: главный двор с апартаментами короля, "Обитель Добродетелей" на юге и двор, называемый "Донжоном", на западной оконечности высокого плато. Две круглые винтовые башни – Мним и Гюрто – представляли собой любопытное архитектурное новшество. Вход и въезд в замок находился в башне Миним, диаметр которой около 20 м. Лестница внутри нее заменялась пандусом, который спиралью поднимался вокруг десятиметрового пустого цилиндра. Цилиндр использовался для хранения запасов продовольствия. По пандусу легко могли подниматься всадники, повозки, запряженные конями. Спиральный коридор внутри башни перекрыт сложной системой крестовых сводов. Южная башня Гюрто была еще более мощной: ее диаметр – 24 м.

В убранстве интерьеров вначале преобладало французское направление, затем в него внесли свою лепту фламандские художники и, безусловно, после возвращения короля из походов 1495 года появились декоративные элементы итальянского происхождения. Мебелировка была роскошной: гобелены – из Фландрии и Франции, драпировки – из Дамаска, ковры – из Турции.

Обширные строительные работы по переделке замка-крепости графов Анжуйских в резиденцию, достойную французской Короны, были неожиданно прерваны несчастным случаем, произошедшим 7 апреля 1498 года. Карл VIII не чурался модной в то время игры в мяч. Сопровождая королеву Анну Бретонскую, чтобы посмотреть матч, он ударился головой о притолоку в галерее Акльбак и спустя несколько часов скончался. Ему было 28 лет. Историки до сих пор гадают, не была ли смерть короля вызвана иной причиной? Поговаривают, что высокий силуэт Карла до сих пор появляется в замке.

Преемником Карла VIII стал герцог Орлеанский - Людовик XII . Он наслаждался привольным покоем Долины Луары, как и его отец, знаменитый поэт Шарль Орлеанский, который жил в Блуа. Именно там и обосновался новый король со своей супругой – всё той же Анной Бретонской, вдовой Карла VIII. Свадьба состоялась 8 января 1499 года. Дело в том, что после смерти Карла VIII, ее предыдущего супруга, у королевской четы не осталось наследников, и согласно брачному контракту Анна должна была выйти замуж за следующего короля Франции, приходившемуся покойному мужу кузеном.

Хотя королевская чета и переселилась в Блуа, Амбуаз не был заброшен, оставаясь королевской резиденцией – в нем поселилась Луиза Савойская и ее дети: Франциск (будущий король Франциск I) и Изабелла Ангулемские. Именно Людовик XII избрал Амбуаз для размещения своего кузена и вероятного преемника Франциска Ангулемского.

Работы по реконструкции замка были возобновлены в 1500-1501 гг., и крупные поставки камня позволили продолжить строительство. К сменившему Людовика XII Франциску I права на герцогство переходят благодаря его жене – Клод де Франс, дочери Людовика XII и Анны Бретонской. В 1532 году, когда наступает совершеннолетие "герцога-дофина" Франциска, собрание герцогства принимает решение об унии с Французским королевством.

Когда Франциск стал королем, в Амбуаз вернулась активная жизнь. С 1515 по 1518 гг. король останавливался именно здесь, когда он посещал берега Луары, именно в этом, как он называл "роскошном замке". Дворец стал местом проведения балов, пиров, турниров, маскарадов, достигших апогея после победы при Мариньи. Жизнь организовывается по строго определенным правилам, создается даже внутренняя страха – прообраз полиции. Королева Клод Французская произвела здесь на свет трех своих детей. Король, поклонник охотничьих забав, держал во дворе зверинец, устраивались битвы диких животных. В 1516 году в Амбуаз по приглашению короля прибыл и поселился в Кло-Люсе Леонардо да Винчи. Во время роскошных праздничных и официальных приемов, организованных Леонардо в качестве платы за предоставленное жилье, в залах Амбуаза размещались механические фигуры, изображающие животных, при нажатии на грудь которых изумленных госте осыпали "белоснежные лилии и ароматные розы", а над головами ошеломленной публики кружили "летающие машины".

Увлеченность Возрождением делает из Франциска I большого мецената. В частности, он покровительствует таким французским сочинителям, как Буде, Маро, де Белле, Ронсару, Рабле. Помимо Леонардо да Винчи Франциск приглашает и других итальянских художников – Андреа дель Сарто и Бенвенуто Челлини.

Амбуаз находился в самом центре европейской политической жизни. Именно здесь были подписаны важнейшие соглашения в самом начале правления Франциска I: Нуайонский мирный договор с королем Испании, Конкордат с папой Львом Х, мирное соглашение со Швейцарией, договор Камбре ("Дамский мир", названный так потому, что посредницами при его заключении были вдовствующая герцогиня Маргарита Савойская, наместница Нидерландов, и Луиза, мать Франциска I) с императором Карлом V и Лондонское соглашение с Генрихом VIII. Франциск I готовил здесь свою кандидатуру на трон Империи и принимал знатных лиц из Германии.

После его смерти король Генрих II и Екатерина Медичи избрали Амбуаз местом для воспитания своих детей. Генрих II расширил и перестроил восточное крыло на итальянский манер: передняя-спальня-кабинет-гардероб. Тогда замок был примерно в пять раз больше, чем сейчас.

После смерти мужа королева-мать много ездила по стране, пытаясь погасить разгорающуюся гражданскую религиозную войну. В Амбуазе созрел протестантский заговор.

После нелепой смерти Генриха II (на рыцарском турнире он был случайно убит) королем стал его старший сын Франциск II . В 1559 году ему было 15 лет, и он был совершенно не способен управлять государством. Власть фактически перешла в руки к дядьям его жены Марии Стюарт – герцогам де Гизам. Франсуа де Гиз возглавил армию, Карл де Гиз, епископ Лотарингский и кардинал, взял в свои руки гражданское управление. Екатерина Медичи начала разыгрывать свою партию, встав в дебюте на сторону "иностранцев" (лотарингцев) и выскочек Гизов. Вместе он оттерли от власти коннетабля Монморанси – любимца Генриха II. Хотя король считался совершеннолетним, ему необходима была опека, а законным опекуном мог быть лишь его ближайший родственник Антуан де Бурбон. В августе 1559 года возникла оппозиция Гизам: Антуан де Бурбон, его брат Конде и адмирал Колиньи. Ничего религиозного, просто борьба за власть. Однако после мира в Като-Камбрези много солдат и офицеров осталось без работы. Сначала они сошлись в Фонтенбло, требуя вознаграждения, но Франсуа де Гиз их разогнал. Теперь у заговорщиков были верные солдаты, причем большая часть из них родилась в южных, гугенотских провинциях. Планируемый заговор стал приобретать религиозную окраску. Во главе недовольных встал Конде. Он рассчитывал захватить короля, двор которого находился в Амбуазе, и от его имени созвать Генеральные Штаты. Однако Гизы, упреждая удар, вызвали ко двору Колиньи и спросили его о причинах недовольства. Адмирал объяснил его преследованием протестантов. Гизы издали эдикт о веротерпимости, и струсившие вожди заговора успокоились, но их войско самостоятельно попыталось захватить короля, двинулось на Амбуаз и было разбито Франсуа де Гизом. Заговорщиков, теперь уже четко обозначивших себя как протестантов, казнили без суда. Когда не хватило виселиц – топили в Луаре и вешали на зубцах Амбуазского замка. Всего было убито свыше полутора тысяч человек. А нервный юноша – король Франции и его жена наблюдали за всем этим с балкона. Галерея главного корпуса хранит память об этих событиях в названии "балкон повешенных".

От имени короля Гизы вызвали ко двору Антуана де Бурбона и принца Конде, арестовали их и судили. Только смерть короля спасла их от смерти. Опекуном нового малолетнего короля по закону должен был стать Антуан де Бурбон. Но тут Екатерина Медичи быстро повернула свою шахматную доску. Ловким маневром она заставила Антуана отказаться от прав на опеку и одновременно отдалила на некоторое время от власти Гизов.

19 мая 1563 года было заключено соглашение между королевой-матерью Екатериной Медичи и принцем Конде, положившее конец первому всплеску религиозных распрей и провозгласившее свободу вероисповедания в угоду высшей аристократии. Конфронтация на этом не закончена и достигает своего пика в кровавую ночь Святого Варфоломея 24 августа 1572 года.

После этих событий Амбуаз утратил значение королевской резиденции, хотя здесь неоднократно останавливался Людовик XIII. В 1660 году Гастон Орлеанский (брат Людовика) снес часть строений. В 1663 году здесь содержали под арестом Фуке – сюринтендата (хранителя государственных доходов), вора, взяточника, влиятельного лоббиста. Но в действительности замок находился в плачевном состоянии и был непригоден для жилья. В 1762 году герцог Шуазель приобрел замок, поместье и окрестности Амбуаза, а в 1786 году его наследники продали все это герцогу де Пентьевр. Этот принц, внук Людовика XIV, был самым богатым вельможей того времени, он владел более чем 20 замками и особняками. В годы, предшествовавшими Революции, он начал работы по реконструкции старых и строительству новых помещений в своей резиденции, которая с 1787 года стала центром герцогства-пэрства.

Во время революции замок был конфискован и пострадал от грабежей, здесь устроили казарму и даже пуговичную фабрику между "Обителью Семи Добродетелей" и капеллой Сен-Юбер. Амбуаз пришел в такое запустение, что после того как Наполеон подарил замок Роже Дюкро, тот, опасаясь, что ремонт его разорит, разрушил значительную часть Амбуаза. Именно это нанесло самый большой ущерб этому памятнику исторических эпох.

В 1821 году Луиза-Мария-Аделаида де Бурбон Пентьевр передала Амбуаз своему сыну Луи-Филиппу , будущему королю Франции. Луи-Филипп приобрел 46 домов и построек, окружавших замок со стороны улицы Миним и возле Ворот Гюрто. Его целью было разрушить эти постройки, чтобы освободить место перед башнями и крепостными стенами и таким образом обеспечить доступ в подвальные помещения, которые вытянулись по всей длине замка и его служб, то есть в погреба, которые было принято называть "старинными житницами Юлия Цезаря".

Луи-Филипп возглавлял младшую ветвь Бурбонов, берущую начало от Филиппа Орлеанского, брата короля Людовика XIV. Он разделял основные революционные идеи и отправился в ссылку в ряд европейских стран и США. В июле 1830 года король Карл Х отрекается от престола после "трех славных дней" Июльской революции. Передовые идеи и большая популярность Луи-Филиппа послужили его выдвижению на трон. Так начинается его восемнадцатилетнее правление в 1830-1848 гг., больше известное как "Июльская монархия". Он присягает на обновленной Конституционной хартии и становится Луи-Филиппом I, королем французов. Экономическое процветание в начале его правления уступает место глубокому экономическому и социальному кризису. Его отказ осуществить избирательную реформу провоцирует недовольство и приводит к отречению короля от престола 24 февраля 1848 г. он умирает в ссылке в Англии в 1850 г.

Герцог Омальский, сын Луи-Филиппа, сыграл решающую роль в колонизации Алжира, главным образом во время взятия Смалы в 1843 году. Он принял капитуляцию алжирского эмира Абд-аль-Кадира, которого перевезли в Тулон. Впоследствии ему назначили местом пребывания замок Амбуаз, куда поместили с семьей и свитой, всего около 80 человек. Эмир провел в замке четыре года, пока принц-президент Наполеон III не вернул ему свободу, явившись лично 16 октября 1582 года с радостной вестью. 16 октября 1852 г. он отправился из Франции в Турцию, а затем в Сирию. Памятник членам его свиты, умершим в Амбуазе, воздвигнут в верхней части парка при замке.

Начиная с 1974 года, с года своего основания, Фонд св.Людовика поддерживает замок в сохранности и проводит реставрационные работы, начавшиеся после Второй мировой войны. Внутренние сады, содержащиеся в прекрасном состоянии, придат замку дополнительное очарование и оправдывают название, данное Турени – "Сад Франции".

По замку

Поднявшись по пандусу , по которому в старину проходили пешие караульные, вы попадаете на террасу , укрепленную стеной.

Перед вами открывается панорамный вид долины Луары, сооружения XV и XVI веков, сады, засаженные средиземноморскими породами деревьев, и две башни внушительных размеров для проезда всадников.

Сразу можно осмотреть капеллу Сен-Юбер (Сhapelle St-Hibert) , построенную в 1496 году в честь святого покровителя охотников.

Разместили ее на фундаменте прежней молельни, воздвигнутой при Людовике XI, его сыном, королем Карлом VIII. Портал капеллы, возведенной из белого песчаника в стиле "пламенеющей готики", украшен скульптурными композициями, посвященными святым Ансельму, Кристофору и Юберу (слева направо). Произведение отличается тонкостью исполнения. Фигуры представлены на фоне стилизованного пейзажа. Это пример "северной" струи в развитии и сложении французского Возрождения. Она проявилась больше в изобразительном искусстве, в рельефе, книжной миниатюре, станковой живописи, чем в архитектуре, где сильным оказалось итальянское воздействие. Каменный тимпан капеллы подражает стилю деревянного рельефа, в изображении много деталей, излишней дробности, однако отдельные мотивы трактованы реалистически. В верхней зоне тимпана – "Поклонение Богоматери", которое создано в XIX веке, что разу же бросается в глаза из-за нарочитой сухости, непластичности форм. На фронтоне статуи молящихся Карла VIII и Анны Бретонской.

В северном и южном трансепте находятся камины, сделанные специально для удобства королевских особ.

Интерьер этой небольшой капеллы богато украшен в позднеготическом стиле. Витражи, разрушенные в 1940 году, заменены новыми, созданными Максом Энграном в абстрактном стиле, иллюстрируют эпизоды из жизни короля Людовика IX. Здесь находится могила Леонардо да Винчи, чьи останки были перенесены сюда в 1869 году из храма Сен-Флорантен. В нижней части парка место разрушенного собора св.Флорантена (постройка XII века в романском стиле) отмечено белым бюстом Леонардо да Винчи.

Раньше капелла входила в покои королевы. От нее галерея вела на юг, к замку. Проходя именно по этой, не сохранившейся до наших дней галереей, Карл VIII ударился головой и умер.

От замка осталось два крыла, расположенные под прямым углом. Они хорошо отражают переход от поздней французской готики в крыле Карла VIII , располагающегося в продолжении стены) к ренессансному стилю в крыле Людовика XII и Франциска I (четвертый этаж перпендикулярного крыла).

Войдя в главное здание, попадаем в Зал Стражи с типичными для готики сводами, образованными арками, пересекающимися под прямым углом.

Здесь стоят резные скамьи, сундук и буфет XV-XVI веков, а также рыцарские доспехи, сделанные в Милане в XVI веке.

Из этого прохода можно было держать под контролем вход на этаж, занимаемый королем. Из открытого прохода, называемого Галерей Караульных , было легко обозревать Луару. На одной из стен висит доска с описанием того, что было разрушено в замке во времена Первой империи по приказу Роже Дюкро. Сохранившиеся до сих пор сооружения выделены оранжевым цветом.

В непосредственной близости к суверену охрану несли титулованные особы – в Зале почетного караула . Отсюда контролировался выход к лестнице на верхний этаж. Здесь интересна центральная колонна под готическим "пальмовым" сводом, составляющая композиционный центр зала. В помещении располагаются копии доспехов XVI века: слева – боевые доспехи, украшенные вертикальными накладками; справа – более легкие парадные доспехи. Из мебели представлен корабельный рундучок XVII века.

Поднявшись в Зал Барабанщиков , обратите внимание на пол, украшенный изображениями королевских лилий, и фламандские гобелены XVI века с сюжетами из жизни Александра Македонского. Достойны изучения стол в стиле Возрождения, готическая кафедра, украшенная гербом кардинала Амбуазского Георга, освятившего союз Карла VIII и герцогини Анны Бретонской, сундук эпохи Карла VIII. По своему расположению это помещение соответствует парадному залу короля, стены которого во время приемов украшали гобеленами. Двор часто перемещался, и предметы обстановки перевозились вместе с ним. В этом зале воспроизведена атмосфера празднеств и балов, столь частых в замке в эпоху Валуа.

Далее следует Зал Генеральных Штатов . В нем во времена Карла VIII была сосредоточена политическая жизнь страны, а в 1560 году здесь пытали участников амбуазского заговора. Колонны, витражи окон со стороны Луары и один из каминов украшены лилиями и геральдическим символом Бретани – хвостом горностая.

История замка

История крепости начинается в 10 веке, когда городом правили герцоги Анжуйские. В 13 в. она была отдана во владение влиятельной семье Амбуаз. Однако на заре эпохи Возрождения, в 1431 году, замок перешел к королевской семье, тогда как его прежних владельцев обвинили в заговоре против монарха.

Своим нынешним обликом комплекс обязан Карлу VIII, решившему полностью обновить королевскую резиденцию. Юный монарх славился любовью к роскоши, поэтому привлек к работе известнейших архитекторов, художников и скульпторов того времени. Особым предметом гордости короля были итальянские сады, воссоздающие средиземноморские ландшафты. К несчастью, Амбуаз отчасти стал причиной смерти Карла VIII: он ударился головой о притолоку двери и спустя несколько часов скончался.


Дальнейшая история замка была полна событий как радостных, так и трагических. В нем давались роскошные балы, проводились торжественные приемы, однако эти же стены помнят заговоры и жестокие казни. Здесь провела свои детские и юношеские годы Маргарита Австрийская, позже покинутая своим женихом. Тут воспитывался Франциск I, известный интересом к научным открытиям. Кстати, именно он пригласил в замок Амбуаз Леонардо да Винчи, а позже подарил ему усадьбу Кло-Люсе. Здесь гений эпохи Возрождения провел последние годы своей жизни, создал проекты, которые на столетия опередили свое время. Среди этих идей – планы раздвижного моста, вертолета, подводной лодки. Скончался художник в своей резиденции, и был похоронен на территории крепости Амбуаз.

После раскрытия заговора гугенотов монархи покинули резиденцию, а для замка настали не самые лучшие времена. При Людовике XIV он выполнял функции тюрьмы, а после Великой французской революции в различные годы здесь располагались казармы и пуговичная фабрика. Позже его вверили в руки члена парламента Роже Дюкро, человека, не имевшего ни малейшего понятия о том, что делать с таким достоянием. Чтобы покрыть расходы на содержание крепости, он приказал разобрать часть главного здания, а камни продать. К счастью, в 1815 году вмешалась герцогиня Орлеанская, возродившая замок Амбуаз и сохранившая его для потомков.

Общий вид на замок Амбуаз с Луары

Что посмотреть в замке Амбуаз

В первую очередь замок Амбуаз интересен тем, что он позволяет увидеть, как жили великие французские монархи. Здесь с большой тщательностью воссозданы интерьеры различных эпох, а также собрана уникальная коллекция мебели. Переходя из покоев в покои, любуясь огромными гобеленами, прекрасными скульптурами, нельзя не проникнуться духом того времени. Музыкальный салон, зал Барабанщиков и зал Заседаний, королевская спальня – все это поражает роскошью. Также можно подняться на башни, расположенные по бокам фасада здания. Во внутреннем дворе находится памятная доска, где описано, каким был замок до того, как его разрушил Роже Дюкро.

Одним из самых красивых элементов комплекса по праву считается часовня святого Губерта (15 век) с ее кружевными резными сводами. Солнечные лучи, проходящие сквозь витражи, окрашивают помещение во все цвета радуги. Также стоит обратить внимание на барельефы, созданные искусными мастерами. Здесь же находится надгробная плита, надпись на которой гласит, что здесь похоронен Леонардо да Винчи. Завершить экскурсию стоит прогулкой по королевским садам. С них открывается прекрасный вид на всю долину. По завершении экскурсии можно посетить сувенирную лавку, расположенную в замке, а также пообедать в уютном кафе.

Если есть время, можно заглянуть в стоящий неподалеку замок Кло-Люсе. Особый интерес представляет экспозиция, посвященная изобретениям Леонардо да Винчи, а именно коллекция машин, созданных на основе его чертежей. Кроме того, в саду расположены фрагменты его полотен, размещенные на огромных плакатах.

Замок Амбуаз после заката

Посещение королевского замка

Замок Амбуаз расположен в одноименном городке в 220 км от Парижа. Удобнее всего сюда добираться на поезде TGV. Он отправляется с вокзала Аустерлиц (Gare d’Austerlitz) и курсирует пять раз в день. Билет в одну сторону обойдется в примерно в 35 евро, а дорога займет около 2,5 часов. Со станции Amboise до самой крепости можно дойти пешком – расстояние всего 800 метров. Точный адрес объекта: place Michel Debre, Amboise.


Еще один вариант – добираться сюда на авто. От Парижа нужно ехать по трассе А10, после поворота на Амбуаз – 15 км по D31, а далее по N152. Возле замка есть бесплатная парковка для автомобилей и автобусов.

Замок открыт для посещения все дни недели за исключением 25 декабря и 1 января. Экскурсия включает осмотр дворца, часовни и садового комплекса. Приехав сюда в период с апреля по май, можно также можно будет спуститься в подземелья, ведущие к замку Леонардо да Винчи. С середины июня по август желательно запланировать поездку в замок Амбуаз на субботу или среду: тогда здесь проходят костюмированные представления.



Часы работы с апреля по август – с 9:00 до 19:00, в остальное время до 17:00 и 18:00. Полная стоимость билета – 11,20 евро, для студентов – 9,7 евро, для детей в возрасте от 7 до 18 лет – 7,5 евро, тогда как малышам вход бесплатный. При покупке билета турист также получает брошюру (есть русскоязычный вариант), а за отдельную плату (4 евро) можно взять аудиогид. Более подробная информация о тарифах и условиях посещения размещена на официальном сайте королевского замка Амбуаз:

mob_info