VII. Методы языкознания. Понятия «методологии» и «метода» в языкознании Методология языкознания понятие характеристика основных методов

Прежде чем перейти к рассмотрению данного вопроса, необходимо устранить неясности, обусловленные употреблением в языкознании некоторых терминов в отличном от общепринятого значении. Так, с одной стороны, понятия метода и методологии нередко подменяют друг друга, а с другой — метод употребляется в особом, специфическом для науки о языке смысле. Поэтому необходимо с самого начала возможно точнее разграничить эти хотя и взаимосвязанные, но вместе с тем несомненно самостоятельные понятия.

Метод обычно определяется как определенный способ подхода к действительности, способ познания физических и общественных явлений. Так, «Большая советская энциклопедия» (т. 27, второе издание) следующим образом объясняет это понятие: «Метод — способ подхода к действительности, способ изучения, исследования, познания явлений природы и общественной жизни». В этом понимании марксистский метод полностью определяется диалектическим материализмом, т. е. наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Методология же есть учение о методе научного познания мира. Соответственно марксистская методология — это учение о методе научного познания мира, основывающегося на диалектическом материализме.

Но в языкознании понятие метода трактуется по-иному. Можем ли мы, например, говорить о сравнительно-историческом методе в том смысле, в каком понятие метода было объяснено выше? Очевидно, что нет. В языкознании метод — это только некоторая совокупность рабочих приемов, объединенных каким-либо общим принципом и применяемых в лингвистическом исследовании для выполнения частных исследовательских задач. Учение о методе как системе рабочих исследовательских приемов правильнее потому называть не методологией, а методикой.

Приведение используемой в языкознании общеупотребительной терминологии к общепринятому истолкованию повело бы к слишком крупным преобразованиям, и потому от этого приходится отказаться. Волей или неволей необходимо считаться с установившейся традицией и говорить, например, о сравнительно-историческом методе там, где фактически речь идет о системе исследовательских приемов. Однако важно во избежание путаницы с самого начала точно оговорить содержание терминов «метод» и «методология»: в дальнейшем изложении термин «метод» понимается только как совокупность или система исследовательских приемов, а «методология» — как совокупность философских принципов, определяющих понимание основных категорий языка.

Метод обычно занимает по отношению к методологии подчиненное положение. И это вполне понятно, так как метод как совокупность приемов для систематического, последовательного и наиболее целесообразного проведения исследовательской работы направляется в конечном счете на выполнение тех задач, которые ставит перед ним методология. Когда, например, язык понимался как явление природы (у Ф. Боппа), или как естественный организм (у А. Шлейхера), то и исследование направлялось или на вскрытие «механических» и «физических» законов языка, или на описание «жизненных» процессов языка в период его развития (становления) и в период его умирания (распада).

В.А. Звегинцев. Очерки по общему языкознанию - Москва, 1962 г.

Языковеды-марксисты исходят из того, что методо­ло­гия включает в себя три уровня: общую философскую методо­ло­гию , принципы и законы материа­ли­сти­че­ской диалектики которой определяют ориентацию, направление и принципы иссле­до­ва­ний в науке, опирающейся на эту философию; общенаучную методо­ло­гию , включа­ю­щую методы и принци­пы, применяемые в группах наук; частную методо­ло­гию , включающую методы данной науки (см. Метод в языко­зна­нии).

Методология определяет подход к объекту языко­зна­ния, взаимоотношение между субъек­том и объектом исследования, способ построения научного знания, общую ориентацию и характер лингви­сти­че­ско­го иссле­до­ва­ния. Тесно связанная с лингви­сти­че­ской теорией, она в значи­тель­ной степени обуслов­ли­ва­ет научные результаты иссле­до­ва­ния.

Различия в философских позициях исследователей привели к значительному разно­обра­зию методо­ло­ги­че­ских направлений в языко­зна­нии, которое усложняется эклектическим смеше­ни­ем в ряде концеп­ций (напри­мер, в учении Ф. де Соссюра; см. Женевская школа) различных, в т. ч. противо­по­лож­ных, философских установок. Методо­ло­ги­че­ские расхож­де­ния в языко­зна­нии, особенно в области частной методо­ло­гии, до некоторой степени зависят и от различий в структуре, уровне развития и степени изученности языков. Понимание самого термина «методо­ло­гия» в марксистском языко­зна­нии отличается от его понимания в ряде других направлений, в которых этот термин (англ. methodology , франц. méthodologie ) чаще употреб­ля­ет­ся лишь в смысле совокупности частных методов и приёмов изучения языка.

Исходным методо­ло­ги­че­ским принципом диалектико-материалистического языко­зна­ния явля­ет­ся положение о том, что язык представляет собой один из видов общественной деятель­но­сти, неразрывно связанный с общественным сознанием и с человеческим обще­ни­ем. Звуковой язык (как и его письмен­ная фиксация) имеет материальную природу, суще­ству­ет объективно, независимо от его отражения в человеческом сознании, хотя сознание играет ведущую роль в языковой деятельности и может опреде­лён­ным образом воздей­ство­вать на неё. Реальный (естественный) язык как конкретную речевую деятельность общества следует отличать от абстрактной (идеальной) системы языка , создаваемой с целью его познания и строящейся на основе фактов, которые извлекаются из текстов (результатов речевой деятельности) или (для прошедших этапов) восстанавливаются при помощи методов рекон­струк­ции . Такой подход к пониманию природы и сущности языка коренным образом отлича­ет­ся прежде всего от идеалистического понимания языка - как проявления «духа» народа (см. Гумбольдти­ан­ство), как явления в основе своей психического (теории В. Вундта, Х. Штейнталя, Н. Хомского).

Другой аспект взаимоотношения материального и идеального в сфере языка составляет связь матери­аль­ной природы языка и его идеальной, знаковой, функции. При этом под идеальным в марксист­ском языко­зна­нии понимается отражение фактов объективной действи­тель­но­сти в сознании человека, которое тесно связано с материальными единицами языка и выражается с их помощью (см. Лексическое значение слова , Знак языковой , Знаковые теории языка). Диалектико-материа­ли­сти­че­ское понимание значения как обще­ствен­но осознаваемого отношения знака к обозначаемому отлича­ет­ся от свой­ствен­но­го ряду направлений отожде­ствле­ния значения с обозначаемым (объектом действи­тель­но­сти или его отражением в сознании) и от включения отождествляемых со значениями отраже­ний действи­тель­но­сти (понятий , представлений и т. д.) в состав самого знака в качестве его внутрен­ней сущности или одной из двух его якобы соотносительных сторон - наряду с его акустической стороной.

Определяющее значение для методо­ло­гии языко­зна­ния имеют принципы и законы материа­ли­сти­че­ской диалектики - законы перехода количественных изменений в качественные, отрица­ния отрица­ния, единства и борьбы противо­по­лож­но­стей, принципы всеобщей связи явлений, причин­но­сти, историз­ма, категории количества и качества, общего, частного и отдель­но­го, формы и содержания, причины и следствия, необходимости и свободы, необхо­ди­мо­сти и случайности, истины, практики и др. Они определяют важность изучения языка в его взаимо­от­но­ше­ни­ях с другими видами общественной деятельности, с характером и структурой общества в целом, с учетом межъязыкового взаимодействия, сложной внутрен­ней взаимосвязи различных структурных уровней и элементов языка, психо­ло­ги­че­ской и физиологической сторон речевой деятельности, роли её технизации. Исторические изменения в языке рассма­три­ва­ют­ся как результаты противоречий между достигнутым в прошлом состоянием языка и языковыми потребностями общества, а также между состоя­ни­ем, характе­ром и функциями различных уровней и элементов внутрен­ней системы языка (см. Законы развития языка , Система языковая).

Логика научного познания может выполнять роль источника методо­ло­ги­че­ских принципов языко­зна­ния, главным образом в применении к проблемам построения предмета языко­зна­ния, логического упорядочения системы лингви­сти­че­ских понятий, соотношения и условий применения в лингви­сти­че­ских исследованиях различных так называемых общенаучных методов, изучения путей и законо­мер­но­стей развития лингви­сти­че­ского знания и др. В языко­зна­нии могут применяться и методы других частных наук (социологии, психологии, матема­ти­ки, кибернетики). С другой стороны, некоторые методы, ставшие впоследствии общенаучными (сравнительно-исторические , структурные), были деталь­но разработаны вначале на почве языко­зна­ния.

С точки зрения марксистской философии роль и значение для языко­зна­ния методо­ло­ги­че­ских принципов, разраба­ты­ва­е­мых в логике научного познания на основе обобщения резуль­та­тов частных наук, могут быть определены только в рамках общей диалектико-материа­ли­сти­че­ской методо­ло­гии. Прямо противо­по­лож­ную позицию в этом отношении занимают различ­ные позитивистские направ­ле­ния в языко­зна­нии, отрицающие научное и методо­ло­ги­че­ское значе­ние философии и ограни­чи­ва­ю­щие методо­ло­гию в языко­зна­нии односторонним рассмо­тре­ни­ем конкретных вопросов совершенствования и развития предмета языко­зна­ния и приёмов лингви­сти­че­ско­го иссле­до­ва­ния. На роль общей методо­ло­гии в позитивистском языко­зна­нии на различных этапах обычно выдвигается какой-либо один из обще­на­уч­ных специальных методов (сравнительно-исторический, структурный, метод формализации и т. п.), научная значимость которых абсолютизируется.

Как аспект лингвистической теории методо­ло­гия языко­зна­ния развивается и в рамках науки о языке. При этом в методо­ло­ги­че­ских целях используются результаты теоретической разработки само­го языко­зна­ния. В частности, к сфере методо­ло­гии принадлежит основы­ва­ю­ще­е­ся на собственно лингвистических данных определение целей, перспектив и границ специальных направлений изучения языка (например, различных видов типологии языков). Методо­ло­ги­че­ское значение имеют и принципы применения к исследованию языка частно­науч­ных лингвистических методов типа глотто­хро­но­ло­ги­че­ско­го , диалекто­гра­фи­че­ско­го и др. Сами по себе такие методы, как и принципы их применения, с определёнными философ­ски­ми направлениями связаны лишь опосредованно. Сочетание методо­ло­ги­че­ских выводов, форми­ру­ю­щих­ся на основе самого языко­зна­ния, и методо­ло­ги­че­ских требований логики научного познания с общими методо­ло­ги­че­ски­ми принципами диалек­ти­че­ско­го материа­лиз­ма образует единую целостную методо­ло­гию марксистского языко­зна­ния.

  • Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18;
  • Ленинизм и теоретические проблемы языкознания, М., 1970;
  • Философия. Методология. Наука, М., 1972;
  • Общее языкознание. Методы лингвистических исследований, М., 1973;
  • Спиркин А. Г., Юдин Э. Г., Методология, БСЭ, 3 изд., т. 16, М., 1974;
  • Стёпин В. С., Елсуков А. Н., Методы научного познания, Минск, 1974;
  • Кодухов В. И., Общее языкознание, М., 1974;
  • Ильичёв Л. Ф., О соотношении философских и методологических проблем, «Вопросы философии», 1976, № 4;
  • Философские основы зарубежных направлений в языкознании, М., 1977;
  • Швырёв В. С., Теоретическое и эмпирическое в научном познании, М., 1978;
  • его же , Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы, М., 1988;
  • Федосеев П. Н., Некоторые методологические вопросы общественных наук, «Вопросы философии», 1979, № 11;
  • его же , Философия и научное познание, М., 1983;
  • Язык и идеология. Критика идеалистических концепций функционирования и развития языка, К., 1981;
  • Филин Ф. П., Очерки по теории языкознания, М., 1982;
  • Современное зарубежное языкознание. Вопросы теории и методологии, К., 1983;
  • Будагов Р. А., Язык - реальность - язык, М., 1983;
  • Общее языкознание, под ред. А. Е. Супруна, Минск, 1983;
  • Мельничук А. С., К. Маркс и развитие современного языкознания, Изв. АН СССР, сер. ЛиЯ, 1983, № 3;
  • Серебренников Б. А., О материалистическом подходе к явлениям языка, М., 1983;
  • Соотношение частнонаучных методов и методологии в филологической науке, М., 1986.

Структура предмета языкознания: основные направления и разделы науки о языке.

С точки зрения аспектов изучения языка:

1) Внутренняя лингвистика:

общее языкознание, сравнительно-историческое и сопоставительное языкознание, области языкознания, которые изучают разные уровни языковой системы: фонетика, фонология, грамматика, лексикология, фразеология

2) Внешняя лингвистика:

Соц. лингвистика (как общественное явление, выявляются связи между языком и обществом, соц. дифференциация языков, языковое строительство и язвковая политика);

Психолингвистика (взаимодействует с психологией, связь языка и чел. сознания, формирование речевых механизмов человека);

Коммуникативная лингвистика (теория речевых актов);

Нейролингвистика (сыграла большую роль в лечение, восстановлении человеческой речи, обучение глухих речи, слепо-глухо-немых);

Паралингвистика (здесь изучаются жесты общения, особенности мимики и жестикуляции в процессе общения (т. н. кинесику));

Теория перевода (комплексная филологическая дисциплина, исследует перевод);

Лингводидактика (как лучше овладеть языком, описывать язык, подавать обучаемым, взаимодействует с др. дисциплинами)

Проблема объекта в языкознании. Дайте общую характеристику основных подходов языкознания к своему объекту(генетического, психологического, структурного)

В языкознании объект вычленяется трояко: 1- язык как текст(как результат чьей либо деятельности), 2- язык как речевая деятельность(средство коммуникации между людьми) и 3- язык как ментальная структура(форма деятельности сознания человека)

В языкознании существуют два уровня вычленения объекта. Первый уровень имперический, в нем объект выделяется опытным путем. Содержит в себе речь, текст и мышление. Заимствован из филологии. Второй уровень вычленения объекта абстрактный и называется теоретический. Язык вычленяется в отрыве от условий его существования. Отсюда берет начало языковая знаковость, иначе говоря собственное определение языка. Язык это многоуровневая разнородная система характеризующаяся: разнородностью элементной базы, структурной многомерностью(отношение между звуками и морфемами), многоуровневостью языка как такового, полифункциональностью(для познания или коммуникации). Как правило за основу берется критерий элементной базы. Выделяют 5 основных критериев: фонологический(звук), морфологический(морфема), лексический(слово), словосочетание(устоявшиеся отношения между словами), предложение(целостная реализация мысли). Существуют определенные отношения между языковыми уровнями: высшие определяются низшими материально, а низшие определяются высшими функционально. Из низших определяются высшие уровни, качество единицы высшего уровня не сравнимо с качеством единиц низшего уровня, при переходе на высший уровень раскрывается новое качество в системе. Основными уровнями считаются фонетический, лексический, высший синтаксический. Морфологический и уровень словосочетания промежуточные.



Функциональная сторона языка. Основные языковые функции. Характеристика основных языковых функций и их роли в формировании структурного (внутреннего) аспекта языка.

3 подхода к языковым функциям:

1) Монофункционалистский (в языке только одна функция - коммуникативная)

2) Полифункциональный подход (не дается семиотическое обоснование этих функций, смешиваются системные и речевые, системные и социальные функции)

3) Существуют 3 языковые функции:

Познавательная (указание на объект при помощи языка, смысловое определение объекта, выражение отношения человека к этому объекту)

Коммуникативная (информативный аспект, определение личностной смысловой позиции, отношение говорящего к слушающему)

Культурно-личностная или стилистическая (культурная нормативность, языковой символизм – отношение индивидуального к информативному)

Именно стилистическая окраска венчает смысловое становление в процессе семиозиса

Первые две функции – рациональные, третья - иррациональная.

Место современного языкознания в системе гуманитарных наук. Взаимодействие языкознания с другими гуманитарными науками

Языкознание – гуманитарная дисциплина, имеющая биологические и физиологические основания. Языкознание является наукой второго уровня. Языкознание связано со многими точными, естественными и гуманитарными науками. (Указаны науки и лингвистические дисциплины, которые соответствуют им)



История: История языка - наука об историческом развитии языков и языковых единиц.
Этимология (гр. etimon) - наука о происхождении слов.

География : Ареальная лингвистика - наука об изучении распределения языков и диалектов. Диалектология - наука о говорах и диалектах определенного языка.

Этнография: Этнолингвистика - наука, изучающая особенности функционирования языка у разных народов.

Социология: Социолингвистика - наука о языке как средстве общения, использование языка в различных культурах и социальных группах.

Философия, логика, психология: Психолингвистика - наука, изучающая соотношение языка и мышления, законы мышления в языке, психические процессы при образовании речи у детей и взрослых, болезненные нарушения речи у людей (афазии ).

Филология, литературоведение: Лингвостилистика - наука, изучающая речевые стили, стилистические особенности языка литературы.

Педагогика : Методика обучения иностранным языкам

3. Связь языкознания и филологии. Место языкознания в контексте современного филологического знания, связь с другими филологическими дисциплинами.

Языкознание имеет тесные связи с филологией, так как берет начало именно из этой науки. В середине XIX века, устанавливается основной объект филологии, который объединяет в филологические науки литературоведение и языкознание.

Филологические дисциплины, связанные с языкознанием:

Литературоведение (вне языка не может быть литературы, каждый литературовед обязан быть лингвистом)

Риторика

Поэтика

Изучение исторических текстовых памятников (первичная обработка текста принадлежит лингвисту, затем интересы литературоведа и лингвиста расходятся)

Стилистика художественной речи

4 . Связь языкознания с философией. Использование философских категорий в предмете языкознания.

Языкознание, как и другие науки, связано с философскими науками - диалектикой и логикой. Философия вооружает конкретные науки методологией, способствует выработке принципов и методов анализа, характерных для частной науки, например языкознания.

Языкознание - одна из древних наук, прошедшая длительный путь развития.

Вопросы языкознания рассматривались и рассматриваются во всех философских концепциях. Так, древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.) уделил много внимания логическому вниманию языка, создал поэтику. Значительную роль в разработке общих вопросов языкознания принадлежит французскому мыслителю Р. Декарту (1586-1650) и немецким ученым Г.В. Лейбницу (1646-1716) и В. фон Гумбольдту (1767-1835). Гумбольдт заложил основы философии языка - общей теории языка и речи.

Наряду с написанием грамматик и составлением словарей конкретных языков разрабатываются принципы и методы грамматической теории, позволяющие научно изучать историю языков и их строение. Во второй половине XIX в. сформировались два основных лингвистических направления: логическое - в России его крупнейшим представителем был Ф.И. Буслаев, автор «Исторической грамматики русского языка», и психологическое - в России было основано А.А.Потебней, автором книги «Мысль и язык» и «Из записок по русской грамматике».

Представители логического и психологического направлений изучали и изучают язык как средство выражения содержания; при исследовании языка и речи они идут от содержания к форме. В начале ХХ в. разрабатываются теория и методы формального направления, которое главное внимания сосредоточивают на строении форм слова и форм словосочетания. В России формальное направления было представлено двумя грамматическими школами: Московской - ее основателем является Ф.Ф. Фортунатов и Казанской - ее основателем И.А. Болуэн де Куртенэ.

Для развития теории советского языкознания особое значение имела деятельность И.И. Мещанинова (1883-1967), Л.В. Щербы (1880-1944) и В.В. Виноградова (1895-1969).

И.И. Мещанинов, автор работ «Новое учение о языке. Стадиальная типология» (1936), «Члены предложения и части речи» (1945), подчеркивал важность таких принципов «нового учения о языке», как связь языка и общества, языка и мышления, единство языкотворческого процесса, стадиальность (прерывистость) и развитии языков, типологическое единство и разнообразие языков, их частей речи и членов предложения. Разработанные И.И. Мещаниновым теория понятийных категорий, морфолого-синтаксическая типология и функционально-семантическая методика оказали огромное влияние на развитие языкознания.

Языкознание , или лингвистика – наука о языке как системно-структурном образовании и его проявлении в речи. Языкознание составляет основу филологии, которая представляет собой целый комплекс гуманитарных наук, связанных с изучением языка, речи и текстов. Основным предметом изучения в языкознании является естественный человеческий язык как особое явление, а также и все языки мира как индивидуальные его проявления.

Язык представляет собой систему вербальных знаков, являющихся основным средством общения людей и одной из основных форм мышления. Поэтому языкознание, являясь одной из основных гуманитарных дисциплин, входит в круг наук, исследующих человека и человеческое общество. В числе наук, с которыми языкознание связано наиболее тесным образом, находятся этнография, социология, психология, культурология, филология, герменевтика, палеография, грамматология, история. Эту связь необходимо пояснить более глубоко, используя конкретные примеры. Так, этнография , являясь наукой об обществах разных типов, в особенности о первобытных архаичных типах сознания, связана с языкознанием теснейшим образом, так как в языке представлены и табу, и наименования, отражающие религиозное сознание, социальную структуру архаичного общества. Выполняя коммуникативную функцию, то есть помогая людям общаться друг с другом, язык тесно связан с социологией , которая изучает социальную дифференциацию общества; ведь любой язык отражает не только форму существования человеческого общества, но и степень его социальной дифференциации, поведенческие особенности представителей различных социальных типов. Многообразие функций языка в обществе и тесный характер его связи с мышлением и психической деятельностью человека делает весьма гибким и тесным взаимодействие языкознания с психологией . Считавшиеся ранее общими для языкознания и психологии вопросы соотнесения языка и мышления интенсивно изучаются современной логикой и философией языка. Разные виды коммуникации в обществе исследуются не только языкознанием, но и теорией коммуникации, культурологией, семиотикой – наукой о знаковых системах. Естественный язык – наиболее важная и лучше всего изученная знаковая система, поэтому языкознание считается одним из важнейших разделов семиотики.

Так как язык лежит в основе построения текстов, языкознание считается одним из основных разделов филологии – науки о текстах, цели и методы языковедческих исследований пересекаются с герменевтикой – дисциплиной, занимающейся проблемой понимания текстов. Письмо является одной из форм речевой деятельности, которая протекает всегда на каком-либо языке, поэтому языкознание тесно связано и с дисциплинами, изучающими становление и развитие письма – грамматологией , занимающимися анализом и дешифровкой древнейших текстов – палеографией . Ключевая роль языкознания для смежных наук делает особо значимыми достижения и выводы этой науки для многих отраслей гуманитарного знания, в том числе и для истории, исследующей изменения во времени различных социальных структур, развитие которых во многих случаях определяет и пути языковой эволюции, и развитие культуры, литературы искусства.

Связи языкознания не только с социальными, но и естественными науками наметились еще в ХIХ в. Контакт языкознания с биологией осуществляется при изучении глоттогенеза – становления и развития речи, формирования языковой способности у человека. Более четко определяется статус нейролингвистики , изучающей на основании лингвистических данных функции и зоны центральной нервной системы, связанные в норме и патологии с языком. Для понимания особенностей физиологии человека именно язык играет особо важную роль, что постепенно начинает учитываться и в медицине . Звуки языка, поток речи изучается в экспериментальной фонетике с помощью сложнейших приборов, главным образом электроакустических, которые регистрируют качества звука и их артикуляцию. Поэтому языкознание тесно связано и с физикой, а точнее с акустикой, и с физиологией. Технические задачи, связанные с увеличением эффективного использования каналов передачи речевой информации и с устным общением с машинами и роботами, представляют собой наиболее важные задачи прикладной лингвистики, в рамках которой проводится исследование речи и вычисление ее статистических характеристик методами математической теории информации.

Во второй половине ХХ в. возникла особая область математики – математическая лингвистика, включающая и математическую теорию грамматик, и статистическую теорию языка. Методы математической логики применяются для формального описания категорий естественных языков. Языкознание, продолжая оставаться гуманитарной наукой, первой решительно стало использовать инструментальные методы изучения (в фонетике), экспериментальные приемы (в психолингвистике), стало систематически применять математические способы для записи выводов.

Как видим, связь языкознания с различными научными дисциплинами зачастую приводит к появлению новых направлений исследования, новых разделов в рамках данных наук, а также и в рамках самого языкознания. Так, в ХХ в. обособляются особые языковедческие дисциплины, такие как, социолингвистика, психолингвистика, этнолингвистика, прагматика.

Психолингвистика – это научная дисциплина, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи, становление языковой способности (онтогенез речи). Психолингвистика возникла в связи с необходимостью теоретического осмысления ряда задач, для решения которых собственно лингвистический подход, связанный с анализом текста, а не говорящего человека, оказался недостаточным (обучение родному и неродному языку, речевое воспитание дошкольников и вопросы логопедии, проблемы речевого воздействия и ряд других). Психолингвистика исследует проблемы становления и развития речевой способности человека, разрабатывает модели речевой деятельности и психофизиологической организации человека. Проверка гипотез в психолингвистике осуществляется путем психологических экспериментом. Таким образом, будучи по предмету исследования близка к лингвистике, по методам исследования она ближе к психологии.

Социолингвистика – это научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии; она изучает широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую язык играет в жизни общества. Одной из основных проблем социолингвистики является проблема социальной дифференциации языка на всех уровнях его структуры, и в частности характер взаимосвязей между языковыми и социальными структурами, которые многоаспектны и носят опосредованный характер. С этой проблемой тесно связаны проблемы «язык и нация», «язык и общество», изучая которые исследуются закономерности формирования национального языка, языковые ситуации, языковой политики. Особое внимание уделяется в современной социолингвистике вопросам связи языка и культуры. Связи между языком и другими компонентами культуры носят двусторонний характер, так как процессы соприкосновения разных культур находят отражение в лексических заимствованиях. Одной из важнейших проблем социолингвистики является проблема социальных аспектов билингвизма (двуязычия) и многоязычия. Методы социолингвистики представляют собой синтез лингвистических и социологических процедур; они подразделяются на методы полевого исследования (анкетирование, опрос, интервьюирование) и методы социолингвистического анализа языкового материала.

Этнолингвистика – направление в языкознании, изучающее язык в его отношении к культуре, взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и эволюции языка. В более широком понимании этнолингвистика рассматривается как комплексная дисциплина, изучающая с помощью лингвистических методов содержание культуры народа, его психологии и мифологии независимо от способов и форм их представления (слово, текст, обряд и под.).

Прагматика – область исследований в языкознании и семиотике, в которой изучаются функционирование языковых знаков в речи. Лингвистическая прагматика исследует комплекс вопросов, связанных с говорящим субъектом, слушающим, их взаимодействием в ситуации общения. Так, в прагматике изучаются явные и скрытые цели высказывания, речевая тактика и типы речевого поведения, правила разговора, подчиненные принципу сотрудничества, рекомендующему строить речевое общение в соответствии с принятой целью и направлением разговора; отношение говорящего к предмету разговора и к собеседнику; оценка содержания высказывания; типы речевых реакций. Прагматика охватывает множество вопросов, которые ранее изучались в рамках риторики и стилистики, социо- и психолингвистики.

Структура языкознания как научной дисциплины также неоднородна. Так, следует различать общее и частное языкознание. Общее языкознание занимается изучением общих проблем, связанных с устройством и функционированием любого языка в обществе, с функциями языка. Общее языкознание устанавливает общие или преобладающие черты всех языков, закономерности их использования человеком. Частное языкознание выделяется по предмету исследования – один или несколько языков. Так, исследования по русскому языку составляют область исследований такой дисциплины, как русистика , изучение славянских языков составляют предмет исследования славистики , исследования в области германских языков объединяются в германистику . Языки могут изучаться и на основании географической или типологической близости. Так, языки балканского полуострова изучаются в рамках балканистики , языки Кавказа – в рамках кавказоведения . Помимо этого внутри общего языкознания следует выделить теоретическое языкознание, которое занимается общими проблемами устройства языка. Отдельные разделы общего и частного языкознания занимаются изучением уровней языка – фонетического, лексического, грамматического. Так, фонетика как раздел науки о языке занимается изучением звуков речи; отдельные разделы фонетики выделяются либо на основании особого предмета исследования, либо на основе методов исследования. Предметом изучения фонетики могут быть:

Способ образования и свойства отдельных звуков – сегментная фонетика ;

Звучание более крупных отрезков речи – слога, слова, синтагмы, фразы – суперсегментная фонетика, или просодика ;

Звуки как единицы, различающие слова и морфемы – фонология .

Специфические методы исследования – использование акустических приборов, проведение экспериментов – отличают экспериментальную фонетику.

Помимо фонетики выделяются еще грамматика и лексикология, которые изучают двусторонние лингвистические единицы, обладающие не только материальной формой, но и значением. Грамматика – раздел науки о языке, который изучает регулярные и общие черты устройства языка, его знаков. Обобщающий характер грамматики позволяет ей выявлять самые существенные черты структуры языка, поэтому она считается центральным объектом языкознания. В грамматике выделяются два основных раздела: морфология и синтаксис . Объектом изучения морфологии являются морфемы, слова и словоформы, объектом изучения синтаксиса являются связи слов в предложении и словосочетании, а также способы их выражения.

Лексикология изучает лексику языка, его словарный состав, связи слов. Объектом изучения лексикологии являются слова и их значения, процессы изменения значения слов, процессы появления слов в языке, происхождение слов; различия в словарном составе различных языков.

Методы языкознания

    Описательный метод , применяемый для однородного материала, например, одного языка;

    Сравнительно-исторический метод , применяемый для изучения родственных языков, их общности и различий, их исторического развития;

    Сопоставительный (типологический) метод , применяемый для сравнения неродственных языков;

    Статистический метод , применяемый в прикладном языкознании, для составления словарей, для машинного перевода;

    Экспериментальный метод , используемый для изучения образования и восприятия речи.

Методы лингвистических исследований

Метод – система исследовательских приемов и процедур, способствующих целенаправленному изучению чего-либо с определенной точки зрения. Невозможно все объекты действительности изучить с помощью одного какого-то метода. Поэтому стоит вопрос о том, сколько методов существует и каким образом их классифицировать.

Метод – система, с присущей ей структурой. Метод как система состоит из его теорий, совокупности научно-исследовательских приемов, содержание которых определяется лингвистическими основами метода и комплекса технических приемов и процедур.

Теоретическая база метода должна основываться на познании действительных, а не вымышленных свойствах объекта. Применение любого метода начинается с приема.

Прием – определенное действие, операция, оперирование языковым материалом. Научные приемы – сравнение, выявление дифференциальных признаков. Технические приемы – конспектирование изученной литературы, занесение на карточки, создание анкет.

Любые приемы используются не хаотично. Они подчиняются определенной методике (последовательности приемов). В современной науке методы классифицируются в зависимости от того, какую цель преследуют (описание языка, определение языка среди других в мире и т. д.).

Поэтому выделяются методы: описательный, таксономический, лингвогенетический, типологический и ряд других методов.

1. Описательный метод. Цель: установление фактов и явлений, включение их в обиход научного исследования. Приемы: наблюдение с интуитивным выделением языковых единиц и сведением их в совокупности. Первые грамматики пользовались этим методом.

Описательный метод находит применение в полиевой лингвистике – она описывает языки, которые не имеют своей письменности. Известные исследователи: Уорф, Блумфилд, Бодуэн де Куртенэ.

Очень близок к описательному – метод лингвистического эксперимента (эксперименталных исследований). Эксперимент – форма научного опыта, представляющая собой систематизированное и многократно воспроизводимое наблюдение объекта. Отдельные стороны и связи этого объекта с другими выявляются в процессе контролируемых пробных действий наблюдателя. Одним из первых предложил использовать эксперимент Щерба. В своей работе он выделяет 3 типа эксперимента:

а) эксперимент как способ проверки адекватности теоретических построений фактов языка;

б) можно произвольно сочетать слова и систематически заменяя одно другим, меняя порядок и интонацию, наблюдать получающиеся при этом различия;

в) анализировать отрицательный языковой материал (неправильное употребление слов), чтобы увидеть сдвиги.

Все эксперименты делятся на технические и собственно лингвистические (глокая куздра, ассоциативный эксперимент).

2. Структурные или таксономические методы (таксономия – совокупность принципов и правил классификации лингвистических объектов). Методы применяются там, где нужно классифицировать объекты, которые располагаются иерархично.

Цель: описать структуру языка. Отличие от описательного метода: описательный метод имеет дело с реальными наблюдаемыми объектами, а структурные – выявляют и описывают систему языка, которая выводится из языкового материала путем сложных умозаключений.

Прием: вычленение лингвистических единиц, обобщение их в классы, классифицирование, моделирование и т.д.

1. Дистрибутивный анализ – это метод исследования языка, основанный на изучении окружения отдельных единиц в тексте и не использующий сведений о полном лексическом или грамматическом окружении этих единиц. Дистрибутивный анализ состоит из нескольких этапов. Начинается с символической записи теста (сущ. – С, гл. – Г, им. п., личная форма - л.ф, инф.). Затем мы изучаем эти записи. Составляется дистрибутивная формула.

2-я ступень после формулы – идентификация – то есть объединение множества текстовых единиц в одну единицу языка.

Особенно востребована в изучении фонем и морфем. Если 2 текстовые единицы никогда не встречаются в одном окружении, то они принадлежат одной и той же единицы языка. Если единицы языка встречаются в одних и тех же окружениях, но при этом в значении не меняется, то они принадлежат одной единице языка. Если текстовые единицы встречаются в окружении, но различаются значениями, то перед нами разные единицы языка.

3-я: объединение выделенных единиц в классы (н., кач. прилагательные).

2. Анализ по непосредственным составляющим . Предложение создается путем последовательного наслоения двучленных конструкций, которые и названы непосредственными составляющими. Мы можем разложить предложение на компоненты до того минимума, который окажется далее неделимым.

Зависимые компоненты называются спутниками.

3. Трансформационный метод (предложен Харрисом). Цель: найти элементарную синтаксическую единицу. Опирается на то, что основной единицей синтаксического уровня является некоторый тип простого предложения, который называется ядерным (нераспр., повеств., утверд., изъ.накл. и активном залоге). Из ядерного предложения путем преобразования грамматической структуры мы можем получить все остальные предложения большей или меньшей сложности. Те операции, которые производятся над ядерными называются трансформациями. А предложения, которые получаются называются трансформами. Предложения в общем сходны по структуре и значению.

Зная правила трансформации можно построить трансформационную грамматику и можем построить предложение любой степени сложности.

4. Метод компонентного анализа . С его помощью мы можем изучить устройство лексического значения. В основе лежит представление о том, что выделяются компоненты или семы (архисема – ядерная, дифференциальные – позволяют отличить значения, реальные – выражены, потенциальные – присущи и т.д.). Суть компонентного анализа в том, чтобы выявить семы в структуре ЛЗ.

Кроме того, он используется для того, чтобы сравнить ЛЗ разных слов: выявить общие и разные семы.

5. Метод шести шагов (Караулов). Цепочка, связывающая 2 любых слова в словаре, никогда в сумме не превышает шести шагов до общего элемента.

3. Лингвогенетический метод – основываются на диахронном подходе к языку и ставят целью изучение истории отдельного языка или группы языков. 2 метода:

а) исторический, б) сравнительно-исторический. База исторического – один язык, а база сравнительно-исторического – группа родственных языков.

1. Исторический – с его помощью изучается развитие одного языка. Сводится к методике сравнения одного явления, взятого на разных этапах языкового развития.

Прием внутренней реконструкции – мы берём современную форму и можем описать – сравниваем с похожей. И можем предположить как выглядел прототип.

2. Сравнительно-исторический – это совокупность приемов, направленных на решение ряда задач: 1) установить генетическое родство между различными языками определенного ареала, объяснить эту генетическую общность, объяснить причины и условия распада праязыка, а также отдельных языков; 2) объяснить закономерности эволюции группы родственных языков.

1. Прием генетического отождествления фактов.

2. Прием внешней реконструкции – мы можем реконструировать более древнее состояние сравнивания языковые факты родственных языков.

3. Прием относительной хронологии позволяет установить какое явление предшествует другому.

4. Методика глоттохронологии, которая помогает ответить на вопрос: с какой скоростью происходят изменения в языке и как постоянно.

5. Прием лингвистической географии – как в пространственном отношении разделяются факты.

4. Сопоставительный метод или типологический – сравниваются языковые структуры в их сходстве и различии не зависимо от их генетической принадлежности. Основанием для возникновения метода стало то, что все языки мира имеют сходные принципы в структурной организации. Поэтому с помощью этого метода изучаются языки в синхронии. Задача исследования – увидеть сходства языков и установить различное, присущее каждому языку в отдельности.

Необходимо соблюдение следующих условий: язык должен рассматриваться как система. Поэтому нужно опирается не на единичные факты, а исходить из системного противопоставления своего и чужого. Чтобы было сопоставление, нужно несколько разных языков.

5. Методы количественного анализа. Они опираются на связь с математикой. С помощью этих методов мы можем обнаружить связь между количественными и качественными сторонами языка (н., между употребительностью слова и длинной слова).

Самая распространённая методика – статистическая. Таким образом устанавливается связь между разными явлениями. Можно определить идеостиль какого-то автора. Кроме того, используется для определения авторства того или иного текста. Результатом часто становится создание частотного словаря (Засориной). В этом словаре в определённом порядке располагаются слова, которые наиболее часто используются в определённых жанрах. С помощью него можно выявить определённые закономерности.

б) Функции языка

§ 7. В языкознании слово «функция» обычно употребляется в смысле "производимая работа", "назначение", "роль". Первейшей функцией языка является коммуникативная (от лат. communicatio "общение"), его назначение - служить орудием общения, т. е. в первую очередь обмена мыслями. Но язык не только средство передачи «готовой мысли». Он и средство самого формирования мысли. Как говорил выдающийся советский психолог Л. С. Выготский (1896- 1934), мысль не просто выражается в слове, но и совершается в слове. С коммуникативной функцией языка неразрывно связана вторая его центральная функция - мыслеформирующая. Имея в виду эту функцию, крупнейший языковед-мыслитель первой половины XIX в. Вильгельм Гумбольдт (1767-1835) называл язык «образующим органом мысли». Органическое единство двух центральных функций языка и непрерывность его существования в обществе делают язык хранителем и сокровищницей общественно-исторического опыта по­колений.

Соотношение языка и мышления мы подробнее рассмотрим ниже. Что же касается коммуникативной функции языка, то в науке выделяют ее отдельные стороны, иначе говоря, ряд более частных функций: констатирующую служить для простого «нейтрального» сообщения о факте (ср. повествовательные предложения), вопросительную служить для запроса о факте (ср. вопросительные предложения, вопросительные слова), апеллятивную (от лат. appello "обращаюсь к кому-л.") служить средством призыва, побуждения к тем или иным действиям (ср. формы повелительного наклонения, побудительные предложения), экспрессивную выражать (подбором слов или интонацией) личность говорящего, его настроения и эмоции, контактоустанавливающую функцию создания и поддержания контакта между собеседниками, когда передачи сколько-нибудь существенной информации еще (или уже) нет (ср. формулы приветствия при встрече и прощании, обмен репликами о погоде и т. п.), метаязыковую " функцию истолкования языковых фактов (например, объяснение зна­ чения слова, непонятного для собеседника), эстетическую функцию эстетического воздействия. Особое место занимает функция индикатора (показателя) принадлежности к определенной группе людей (к нации, народности, к той или иной профессии и т. д.). В случае сознательного использования этой функции она превращается в своеобразное средство самоопределения индивида в обществе.

1 Приставка мета- (от др.-греч. meta- "вслед за") обозначает здесь "нечто вторичное"всказывания о языке вторичны к высказываниям о действительност.

В конкретных высказываниях частные функции языка обычно выступают в разнообразных сочетаниях друг с другом. Высказывание, как правило, многофункционально. Яркая экспрессия может быть и в побудительном предложении, и в вопросе, и в формуле приветствия, и при констатации факта, и при объяснении слова, оказавшегося непонятным; предложение, повествовательное по форме (например, Уже поздно), может содержать скрытое побуждение, т. е. выполнять апеллятивную функцию.

5. Функции языка.

Вопрос о характере и количестве функций языка не имеет однозначного решения в современной лингвистике. Функция может пониматься:

    роль и назначение

    зависимость одних переменных от других

    синтаксическая позиция

В течение 19-20 вв развивалось учение о функциях языка. По Бюллеру:

    экспрессивная ф-я (связана с говорящим) выражается лексикой, синтаксисом и интонацией

    обращение (связана со слушающим)

    сообщение (связана с предметом или ситуацией, о чем идет речь)

Французский ученый Мартине:

    коммуникативная ф-я

    выразительная ф-я

    эстетическая ф-я

Якобсон (представитель Пражского лингвистического кружка, основа которого - функционализм) выделял 6 компонентов речевого акта:

    эмативная ф-я (говорящий)

    конативная ф-я (слушающий)

    референтивная ф-я (предмет речи)

    поэтическая ф-я (само сообщение)

    фатическая ф-я (ф-я установления контакта)

    метаязыковая ф-я (код). Метаязык - система выбора определенного средства языка, общего средства общения, служит для описания и характеристики самого языка.

Классификация по Степанову:

    номинативная ф-я

    предикативная (синтаксическая ф-я) установления связи

    локативная ф-я (определение позиции говорящего к собственной речи)

1. внутриструктурные функции (выражение языковой формой определенного смысла, содержания).

а)мыслеформирующая язык - средство формирования и выражения мысли.

6)номинативная - слово - средство наименования предметов и явлений.

2. общественные функции (роль в человеческом обществе).

а)коммуникативная: язык - универсальное средство общения.

б)когнитивная: язык - средство познания, (накопления общественного опыта, знаний, средство формирования и развития материальной и духовной культуры.)

3. частные функции

а)экспрессивная - функция выражения

настроений и эмоции говорящего

б)контактоустанавливающая (фатическая)

в)эстетическая - литература, кино, театр

г)апеллятивная - ф-я призыва, побуждения.

д)метаязыковая (терминологическая. аппарат, язык для описания

общения).

е)оценочная

ж)аккумулятивная накопительная, накопления и передачи опыта.

mob_info