Василий павлович воронцов. Воронцов василий павлович Василий павлович воронцов являлся представителем течения

Писатель по экономическим вопросам, более известный под псевдонимом В. В. Родился в 1847 г., происходит из дворян Екатеринославской губернии; окончив курс в медико-хирургической академии, семь лет служил земским врачом в разных губерниях.

Уже в это время В. начал работать над экономическими вопросами, и систематически посвятил себя литературе с 1879 г., помещая статьи первоначально в "Отечественных Записках", а затем в "Вестнике Европы", "Русской Мысли", "Северном Вестнике" и др. Некоторые из этих статей были собраны и изданы в виде отдельной книги, под названием "Судьбы капитализма в России" (1882). Кроме того, есть еще отдельное сочинение В. В.: "Очерки кустарной промышленности в России" (1886 г.). Почти все работы В., за небольшими исключениями, как, например, по теории ценности, - посвящены вопросам русского народного хозяйства и в частности крестьянскому земледелию, мелким кустарным промыслам и условиям развития капитализма в России.

Характер его исследований по преимуществу эмпирический, чуждый всяких предвзятых теорий.

Он принадлежит к числу представителей так называемого "народнического" направления, в смысле признания совершенно особенных условий русского народного хозяйства, к которому, по его мнению, не применимы шаблоны западноевропейских теорий хозяйственного развития.

Особенно рельефно идея эта выражена в "Судьбах капитализма в России". Горячая вера в возможность для России миновать период господства капитала выставляется здесь наиболее действительным средством противодействия этой современной силе, угнетающей на западе Европы рабочие классы.

Главная причина своеобразности экономического развития России, по мнению В., заключается в сохранившейся у нас прочной связи нашего крестьянства с землей, благодаря особенным условиям освобождения от крепостной зависимости (с обязательными наделами землей), распространенности у нас общинного землевладения и развитию, в связи с земледелием, мелкого кустарного производства и артельного начала в промышленности.

Для подтверждения своей основной мысли В. приводит ряд статистических данных о развитии у нас крупной фабричной промышленности и обращает внимание на медленное возрастание цифр, а иногда даже и на прямое уменьшение числа рабочих на фабриках и заводах.

В последнем случае автор впадает в некоторую ошибку, так как в официальных статистических сведениях о фабриках и заводах, которыми он пользовался, в начале указывались данные о всех промышленных предприятиях, а потом перестали приниматься в расчет предприятия подакцизные.

Вообще В. не сочувствует развитию у нас фабрик и заводов, предпочитая, чтобы Россия оставалась страной по преимуществу земледельческой.

Невозможность развития у нас крупной промышленности В. доказывает, кроме обеспеченности землей, еще тем, что для развития этой промышленности необходимы обширные внешние рынки для сбыта ее произведений.

По вопросу о кустарной промышленности В. является горячим защитником этой формы производства, благодаря которой сохраняется и упрочивается связь кустарей с землей и предотвращается обращение их в чисто наемных рабочих.

Кроме чисто экономических статей, В. посвятил немало труда на ознакомление читающей публики с земскими статистическими работами, делая в течение 4 лет их ежегодный обзор в "Вестнике Европы". Последние 3 года В. посвятил участию в подготовке итогов экономического исследования России, по данным земской статистики, в первый том которых (Москва, 1892) вошла работа В. В.: "Крестьянская община". В. Я. {Брокгауз} Воронцов, Василий Павлович Род. 1847, ум. 1918. Экономист, социолог, либеральный народник.

Противник русских марксистов.

(1918 )

Васи́лий Па́влович Воронцо́в ( - декабрь ) - русский экономист , социолог и публицист .

Биография

Учился в Медико-хирургической академии. Работал земским врачом и экономистом на частном железнодорожном предприятии. Писал под псевдонимом В. В. Благодаря книге В. В. «Судьбы капитализма в России» (1882) и полемике вокруг неё в русский словесный обиход вошло понятие «капитализм ».

С 1895 по 1897 сотрудничал в журнале «Новое слово » . Был представителем и теоретиком либерального народничества , видел в сельской общине альтернативу развитию капитализма в России.

Жена - врач Мария Петровна Воронцова (в девичестве Гиберман, 1862-?); её племянница - Елена Петровна Гиберман - была мачехой известного конструктора Ю. В. Кондратюка .

Напишите отзыв о статье "Воронцов, Василий Павлович"

Примечания

Литература

Список произведений

  • Судьбы капитализма в России (СПб, 1882);
  • Очерки кустарной промышленности в России (СПб, 1886);
  • Прогрессивные течения в крестьянском хозяйстве. (СПб, 1892);
  • Артельные начинания русского общества (СПб, 1895);
  • Очерки теоретической экономии (СПб, 1895);
  • К истории общины в России (СПб, 1902);
  • Экономические основания крестьянского вопроса. (СПб. 1905);
  • Судьба капиталистической России (СПб, 1907);
  • От семидесятых годов к девятисотым (СПб, 1907);
  • Производство и потребление в капиталистическом обществе (СПб, 1907).
  • Экономика и капитализм. Избранные сочинения. М.: Астрель, 2008.

Библиография

  • Люксембург Р. // . - 5-е изд. - М .-Л. : Соцэкгиз , 1934. - С. 189-194. - XLIV, 463 с.
  • К-н [Кауфман А.А.] В. П. Воронцов. - Вестник литературы, 1919. N 1-2.
  • Гловели Г.Д. Геополитическая экономия в России: от дискуссий о «самобытности» к глобальным моделям. СПб., «Алетейя», 2008. Часть 1. Глава 5.

Отрывок, характеризующий Воронцов, Василий Павлович

На другой день Анатоль уехал в Петербург.

Пьер поехал к Марье Дмитриевне, чтобы сообщить об исполнении ее желанья – об изгнании Курагина из Москвы. Весь дом был в страхе и волнении. Наташа была очень больна, и, как Марья Дмитриевна под секретом сказала ему, она в ту же ночь, как ей было объявлено, что Анатоль женат, отравилась мышьяком, который она тихонько достала. Проглотив его немного, она так испугалась, что разбудила Соню и объявила ей то, что она сделала. Во время были приняты нужные меры против яда, и теперь она была вне опасности; но всё таки слаба так, что нельзя было думать везти ее в деревню и послано было за графиней. Пьер видел растерянного графа и заплаканную Соню, но не мог видеть Наташи.
Пьер в этот день обедал в клубе и со всех сторон слышал разговоры о попытке похищения Ростовой и с упорством опровергал эти разговоры, уверяя всех, что больше ничего не было, как только то, что его шурин сделал предложение Ростовой и получил отказ. Пьеру казалось, что на его обязанности лежит скрыть всё дело и восстановить репутацию Ростовой.
Он со страхом ожидал возвращения князя Андрея и каждый день заезжал наведываться о нем к старому князю.
Князь Николай Андреич знал через m lle Bourienne все слухи, ходившие по городу, и прочел ту записку к княжне Марье, в которой Наташа отказывала своему жениху. Он казался веселее обыкновенного и с большим нетерпением ожидал сына.
Чрез несколько дней после отъезда Анатоля, Пьер получил записку от князя Андрея, извещавшего его о своем приезде и просившего Пьера заехать к нему.
Князь Андрей, приехав в Москву, в первую же минуту своего приезда получил от отца записку Наташи к княжне Марье, в которой она отказывала жениху (записку эту похитила у княжны Марьи и передала князю m lle Вourienne) и услышал от отца с прибавлениями рассказы о похищении Наташи.
Князь Андрей приехал вечером накануне. Пьер приехал к нему на другое утро. Пьер ожидал найти князя Андрея почти в том же положении, в котором была и Наташа, и потому он был удивлен, когда, войдя в гостиную, услыхал из кабинета громкий голос князя Андрея, оживленно говорившего что то о какой то петербургской интриге. Старый князь и другой чей то голос изредка перебивали его. Княжна Марья вышла навстречу к Пьеру. Она вздохнула, указывая глазами на дверь, где был князь Андрей, видимо желая выразить свое сочувствие к его горю; но Пьер видел по лицу княжны Марьи, что она была рада и тому, что случилось, и тому, как ее брат принял известие об измене невесты.
– Он сказал, что ожидал этого, – сказала она. – Я знаю, что гордость его не позволит ему выразить своего чувства, но всё таки лучше, гораздо лучше он перенес это, чем я ожидала. Видно, так должно было быть…
– Но неужели совершенно всё кончено? – сказал Пьер.
Княжна Марья с удивлением посмотрела на него. Она не понимала даже, как можно было об этом спрашивать. Пьер вошел в кабинет. Князь Андрей, весьма изменившийся, очевидно поздоровевший, но с новой, поперечной морщиной между бровей, в штатском платье, стоял против отца и князя Мещерского и горячо спорил, делая энергические жесты. Речь шла о Сперанском, известие о внезапной ссылке и мнимой измене которого только что дошло до Москвы.
– Теперь судят и обвиняют его (Сперанского) все те, которые месяц тому назад восхищались им, – говорил князь Андрей, – и те, которые не в состоянии были понимать его целей. Судить человека в немилости очень легко и взваливать на него все ошибки другого; а я скажу, что ежели что нибудь сделано хорошего в нынешнее царствованье, то всё хорошее сделано им – им одним. – Он остановился, увидав Пьера. Лицо его дрогнуло и тотчас же приняло злое выражение. – И потомство отдаст ему справедливость, – договорил он, и тотчас же обратился к Пьеру.

Воронцов, Василий Павлович (псевдоним В. В .) - один из наиболее видных представителей народнического направления в русской экономической литературе. Главные труды: "Судьба капитализма в России", "Крестьянская община", "Наши направления", "Очерки крестьянского хозяйства".

ВОРОНЦОВ Василий Павлович(1847 - дек. 1918), русский ученый, экономист, социолог, по профессии врач. Выступал против развития народного хозяйства России на западных началах. Доказывал пагубность насаждения западных форм хозяйствования для народного благосостояния. В своих трудах неоднократно подчеркивал, что народное производство в России в силу определенных особенностей не подчиняется сформулированным на Западе законам политической экономии, ибо производитель стремится получить лишь массу продуктов, удовлетворяющую его потребности. Это было своеобразное обоснование принципа нестяжательства.

Воронцов показывал пагубность капитализации народного хозяйства России, ведущей к растрате производительных сил общества и к разорению значительной части тружеников. В противовес капитализации хозяйства он предлагал развитие традиционно русских форм хозяйствования - общины , артели, кустарных промыслов народного производства. Особое внимание уделял созданию системы менового хозяйства, основанной на единении земледельческой и обрабатывающей промышленности.

Воронцов отвергал неизбежность капитализма для России. Основываясь на факте, что русский народ не только сохранил вплоть до к. XIX в. многие черты общинного быта, давно утраченные другими народами, но еще и развил их дальше, он верил, что это развитие будет продолжаться и в будущем, что воспитание и дисциплинирование русского народа для общественной формы труда происходит и без руководства капитала, силою общины, и выработанный ею артельный дух приведет к той же организации производства, какая была достигнута на Западе при помощи капитала.

Воронцов Василий Павлович (1847 - 9.12,1918, Петроград) - экономист, социолог; публицист, теоретик народничества. Выступал со статьями в газете и журнале «Вперед», издаваемом Лавровым в 1873-1876 годы. В научно-литературных кругах его имя приобретает известность с начала 80-х годов, когда Воронцов, публиковавшийся под инициалами В. В. , формулирует и обосновывает собственный вариант либерально-народнической концепции, активно пропагандируя его в «Отечественных записках», «Русском богатстве», «Русской мысли», «Наблюдателе», «Северном вестнике», «Новом слове» и других изданиях. Наиболее полно свои взгляды он изложил в трудах: «Судьбы капитализма в России» (1882), «Очерки крестьянского хозяйства. Статьи 1882-1886 годов», «Прогрессивные течения в крестьянском хозяйстве» (1892), «Крестьянская община» (Итоги экономического исследования России. 1892. Т. 1 ) и др.

В трудах Воронцова выделяются три основные круга проблем: социально-философские основания либерально-народнической доктрины; развитие капитализма в России; вопросы крестьянского землевладения и хозяйства. В своих социологических представлениях Воронцов был сторонником субъективного метода, ориентированного на признание роли психологических качеств личности в определении судеб общественного прогресса. Задачей социологии должно быть не воспроизведение объективных характеристик социальных объектов самих по себе, а исследование того, как они существуют для человека, насколько сопоставимы с целеполагающими и этическими факторами субъектов истории. Чтобы избежать произвола мнений, необходимо, однако, опираться на интересы большинства членов общества, на народные массы. Воронцов констатировал, что русский народ в политических движениях был низведен до положения статиста. Его подменяли дворянство и сословная интеллигенция, которые не способны выразить действительные цели и идеалы преобладающей части общества, Прогресс может быть достигнут лишь как результат коллективного творчества большинства, а проводником его идей призвана стать народная интеллигенция, готовая к самопожертвованию. Задачей новой интеллигенции Воронцов считал вычленение «народной философии», концептуальное оформление идеалов, отражающих настроения массы, перевод их в практическую плоскость. Перспективные формы общественного быта в России могут быть разработаны только на основе анализа народной психологии. При этом социальные отношения складываются бессознательно, стихийно, представляя собой результат столкновения единичных волевых актов. Однако в конечном счете из стихийного процесса проистекают сознательные формы организации общества (см.: Наши направления. Спб., 1893. С 54 ).

Поскольку именно чувства человека, его самосознание, по убеждению Воронцова, представляются важнейшими средствами для выработки справедливых общественных отношений, то истинная задача социальной философии в том, чтобы объяснить сложные общественные отношения из более простых психологических. С этим связано и представление о двух взаимодействующих сторонах социального развития: его источнике - психических свойствах человека (чувствах и настроениях) и его средстве - просвещении, способствующем умственному развитию народных масс. Отсюда проистекает, по Воронцову, и роль народничества как общественной силы: «...интересы народа, как цель, формы, вырабатываемые его коллективной мыслью, и другие, соответствующие его желаниям, как средство, и самодеятельность населения, как рычаг общественной эволюции, - таковы три положения, характеризующие народничество, каким оно определилось в пореформенную эпоху нашей истории» (Наши направления. С. 7 ).

Рассматривая проблемы капиталистического развития России, Воронцов усматривает его отличие от западного в том, что в странах Запада, раньше России вступивших на путь буржуазного развития, капитализм был двигателем политической свободы, выполняя созидательную функцию, русский же капитализм, не имея возможности опереться на захваченные иностранные рынки, не в состоянии положительно воздействовать на «организацию производства» и совершенствование сельского хозяйства в «желательном направлении». В этих условиях правительству, полагал Воронцов, нужно не поддерживать капитализм, а контролировать производство, постепенно проводить обобществление труда, сосредоточив развитие мелкой промышленности в руках артелей. Артельные формы организации он считал истинно народным детищем, способным противостоять капитализации России.

Воронцов был убежден в естественности происхождения и развития русской общины, видя в ней основу справедливого общественного устройства, обладающую исторической перспективой, но при обязательной поддержке сверху. Распространенность общинного землевладения, сохранение прочной связи крестьянина с землей и развитие мелкого кустарного производства он считал главными причинами русского своеобразия. Вместе с тем в своих работах В. часто приводил фактический материал, противоречащий его выводам о жизнеспособности традиционных форм организации хозяйства. Воронцов высказывал убеждение, что прогрессивное развитие России возможно в том случае, если государство возьмет под свой контроль развитие крупной промышленности и одновременно будет покровительствовать истинно русским укладам общественной жизни - общине, артели и кустарным промыслам.

В. М. Фирсов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 110-111.

Воронцов Василий Павлович (лит. псевдоним - В. В.) (1847 - дек. 1918) - русский экономист, социолог, публицист, либеральный народник. Окончил петерб. Медико-хирургическую академию. В 70-х гг. был близок к чайковцам; сотрудничал в журн. "Вперед!" (1876). На рубеже 70-х и 80-х гг. начал выступать в легальных журналах ("Отечественные записки", "Русская мысль", "Вестник Европы", "Русское богатство" и т. д.). В статьях и книгах стремился доказать невозможность развития в России капитализма. Наряду с идеализацией общины и мелкого производства в сельском хозяйстве, кустарных промыслов и артели, утверждал, что Россия не может приобрести внешние рынки. Противопоставляя политические реформы экономическим, высказываясь против "конституционализма", якобы угрожавшего экономической "самобытности" России, возлагал надежды на поддержку правительством "народного производства". Имелись при этом в виду административно-хозяйственные мероприятия, которые фактически могли бы служить в первую очередь зажиточному крестьянству. Большое значение придавал также культуртрегерской деятельности интеллигенции. Реакционный аполитизм Воронцова и некоторые крайности в освещении социально-экономических проблем подвергались критике среди более левых народников. Однако основы взглядов В. на капитализм и на социальные отношения в России на деле принимались самыми широкими кругами народников. В 90-х годах Воронцов вел резкую борьбу против русских марксистов. Марксистскую оценку народнических воззрений Воронцова дал Г. В. Плеханов. Уничтожающей критике теории Воронцова были подвергнуты в работах В. И. Ленина.

Ш. М. Левин. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 3. ВАШИНГТОН - ВЯЧКО. 1963.

Сочинения: Судьбы капитализма в России, СПБ, 1882; Очерки кустарной пром-сти в России, СПБ, 1886; Прогрессивные течения в крест. х-ве, СПБ, 1892; Крест. община, в кн.: Итоги экономич. исследований России по данным земской статистики, т. 1, М., 1892; Наши направления, СПБ, 1893; Очерки теоретич. экономии, СПБ, 1895; Артель в кустарном промысле, СПБ, 1895; Артельные начинания рус. об-ва, СПБ, 1895; Судьба капиталистич. России, СПБ, 1907; От семидесятых годов к девятисотым, СПБ, 1907.

Литература: Ленин В. И., По поводу т. н. вопроса о рынках, Соч., 4 изд., т. 1; его же, Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, там же; его же, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же: его же, К характеристике экономич. романтизма, там же, т. 2; его же, Кустарная перепись 1894/95 года в Пермской губернии и общие вопросы "кустарной" промышленности, там же; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; его же, Еще к вопросу о теории реализации, там же, т. 4; его же, Ответ на критику нашего проекта программы, там же, т. 6; его же, Эсеровские меньшевики, там же. т. 11; Плеханов Г. В., Наши разногласия, Соч., т. 2; его же, Обоснование народничества в трудах г. Воронцова (В. В.), там же, т. 9; Михайловский Н. К., Письма постороннего в редакцию "Отечеств. записок", Соч., т. 5, СПБ, 1897; его же, О народничестве г. В. В., там же, т. 7, СПБ, 1909; Народнич. экономич. лит-ра, М., 1958; История рус. экономич. мысли, т. 2, ч. 2, М., 1960; Деятели революц. движения в России. Био-библ. словарь, т. 2, в. 1, М., 1929.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия (специальный проект ХРОНОСа)

Сочинения:

Очерки теоретической экономии. Спб., 1895;

Артельные начинания русского общества. Спб., 1895;

От семидесятых годов к девятисотым. Сб. статей. Спб., 1907.

Литература:

Плеханов Г. В. Обоснование народничества в трудах г-на Воронцова (В. В.) // Соч. М„ 1925. Т. 9;

Ленин В. И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов // Полн. собр. соч. Т. 1.

Ленин В. И., По поводу т. н. вопроса о рынках, Соч., 4 изд., т. 1;

Ленин В. И., Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же:

Ленин В. И., К характеристике экономич. романтизма, там же, т. 2;

Ленин В. И., Кустарная перепись 1894/95 года в Пермской губернии и общие вопросы "кустарной" промышленности, там же;

Ленин В. И., Развитие капитализма в России, там же, т. 3;

Ленин В. И., Еще к вопросу о теории реализации, там же, т. 4;

Ленин В. И., Ответ на критику нашего проекта программы, там же, т. 6; его же, Эсеровские меньшевики, там же. т. 11;

Плеханов Г. В., Наши разногласия, Соч., т. 2;

Плеханов Г. В., Обоснование народничества в трудах г. Воронцова (В. В.), там же, т. 9;

Михайловский Н. К., Письма постороннего в редакцию "Отечеств. записок", Соч., т. 5, СПБ, 1897;

Михайловский Н. К., О народничестве г. В. В., там же, т. 7, СПБ, 1909;

Народнич. экономич. лит-ра, М., 1958;

История рус. экономич. мысли, т. 2, ч. 2, М., 1960;

Деятели революц. движения в России. Био-библ. словарь, т. 2, в. 1, М., 1929.

псевдоним В. В.) - один из наиболее видных представителей народнического направления в русской экономической литературе.

Главные труды: "Судьба капитализма в России", "Крестьянская община", "Наши направления", "Очерки крестьянского хозяйства". Марксистскую критику его взглядов дают Волгин (Г. Плеханов) "Обоснование народничества в трудах В. В." и Ленин, Собрание сочинений, т. II, статьи против В. В. /Т. 20/

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВОРОНЦОВ Василий Павлович

1847-1918) -экономист, социолог и публицист, один из теоретиков народничества. Выступал со статьями в газ. и журн. "Вперед", издаваемом Лавровым в 1873-1876 гг. В научно-литературных кругах его имя приобретает известность с нач. 80-х гг., когда В., публиковавшийся под инициалами В. В., формулирует и обосновывает собственный вариант либерально-народнической концепции, активно пропагандируя его в "Отечественных записках", "Русском богатстве", "Русской мысли", "Наблюдателе", "Северном вестнике", "Новом слове" и др. изданиях. Наиболее полно свои взгляды он изложил в трудах: "Судьбы капитализма в России" (1882), "Очерки крестьянского хозяйства. Статьи 1882-1886 годов", "Прогрессивные течения в крестьянском хозяйстве" (1892), "Крестьянская община" (Итоги экономического исследования России. 1892. Т. 1) и др. В трудах В. выделяются три осн. круга проблем: социально-философские основания либерально-народнической доктрины; развитие капитализма в России; вопросы крестьянского землевладения и хозяйства. В своих социологических представлениях В. был сторонником субъективного метода, ориентированного на признание роли психологических качеств личности в определении судеб общественного прогресса. Задачей социологии должно быть не воспроизведение объективных характеристик социальных объектов самих по себе, а исследование того, как они существуют для человека, насколько сопоставимы с целеполагающими и этическими факторами субъектов истории. Чтобы избежать произвола мнений, необходимо, однако, опираться на интересы большинства членов об-ва, на народные массы. В. констатировал, что рус. народ в политических движениях был низведен до положения статиста. Его подменяли дворянство и сословная интеллигенция, к-рые не способны выразить действительные цели и идеалы преобладающей части об-ва. Прогресс может быть достигнут лишь как результат коллективного творчества большинства, а проводником его идей призвана стать народная интеллигенция, готовая к самопожертвованию. Задачей новой интеллигенции В. считал вычленение "народной философии", концептуальное оформление идеалов, отражающих настроения массы, перевод их в практическую плоскость. Перспективные формы общественного быта в России могут быть разработаны только на основе анализа народной психологии. При этом социальные отношения складываются бессознательно, стихийно, представляя собой результат столкновения единичных волевых актов. Однако в конечном счете из стихийного процесса проистекают сознательные формы организации об-ва (см.: Наши направления. Спб., 1893. С. 54). Поскольку именно чувства человека, его самосознание, по убеждению В., представляются важнейшими средствами для выработки справедливых общественных отношений, то истинная задача социальной философии в том, чтобы объяснить сложные общественные отношения из более простых - психологических. С этим связано и представление о двух взаимодействующих сторонах социального развития: его источнике - психических свойствах человека (чувствах и настроениях) и его средстве - просвещении, способствующем умственному развитию народных масс. Отсюда проистекает, по В., и роль народничества как общественной силы: "...интересы народа, как цель, формы, вырабатываемые его коллективной мыслью, и другие, соответствующие его желаниям, как средство, и самодеятельность населения, как рычаг общественной эволюции, - таковы три положения, характеризующие народничество, каким оно определилось в пореформенную эпоху нашей истории" (Наши направления. С. 7). Рассматривая проблемы капиталистического развития России, В. усматривает его отличие от зап. в том, что в странах Запада, раньше России вступивших на путь буржуазного развития, капитализм был двигателем политической свободы, выполняя созидательную функцию, рус. же капитализм, не имея возможности опереться на захваченные иностранные рынки, не в состоянии положительно воздействовать на "организацию производства" и совершенствование сельского хозяйства в "желательном направлении". В этих условиях правительству, полагал В., нужно не поддерживать капитализм, а контролировать производство, постепенно проводить обобществление труда, сосредоточив развитие мелкой промышленности в руках артелей. Артельные формы организации он считал истинно народным детищем, способным противостоять капитализации России. В. был убежден в естественности происхождения и развития рус. общины, видя в ней основу справедливого общественного устройства, обладающую исторической перспективой, но при обязательной поддержке сверху. Распространенность общинного землевладения, сохранение прочной связи крестьянина с землей и развитие мелкого кустарного производства он считал главными причинами рус. своеобразия. Вместе с тем в своих работах В. часто приводил фактический материал, противоречащий его выводам о жизнеспособности традиционных форм организации хозяйства. В. высказывал убеждение, что прогрессивное развитие России возможно в том случае, если государство возьмет под свой контроль развитие крупной промышленности и одновременно будет покровительствовать истинно рус. укладам общественной жизни - общине, артели и кустарным промыслам.

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

mob_info