В минобрнауки рф обсудили развитие единого образовательного пространства россии. Как сохранить единое образовательное пространство? Обеспечение единства образовательного пространства

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

8. Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям и специальностям среднего профессионального образования, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим специальностям и направлениям подготовки высшего образования, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

« Реализация ФГОС начального общего образования: обеспечение единства образовательного пространства и свободы выбора участников образовательных отношений»

Формирование единого образовательного пространства рассматривается в контексте основных изменений, обозначенных в концепции модернизации школьного российского образования, федеральных государственных образовательных стандартах: обновление и жизненная направленность школьного образования, его ориентация на формирование системы универсальных действий, а также на формирование гражданской, полиэтнической, поликультурной идентичности.

В связи с этим перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены стандарты второго поколения. Одна из задач: обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации. Слайд 1.

Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие.

Что такое - образовательное пространство? Слайд 2.

В педагогической науке образовательное пространство определяется как понятие, являющееся важной характеристикой образовательного процесса и отражающее основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности; как пространство, объединяющее идеи образования и воспитания и образующее образовательную протяженность с образовательными событиями, явлениями по трансляции культуры, социального опыта, личностных смыслов новому поколению.

Понятие «образовательное пространство» отражает многоуровневое и многоаспектное явление педагогической реальности. Под образовательным пространством понимают локализацию многообразия индивидуальных форм развития и образовательных возможностей, т.е. внешнее по отношению к человеку пространство выбора. От взаимодействия составляющих образовательного пространства зависит его эффективность.

Единое образовательное пространство - это система, включающая в себя следующие структурные элементы: Слайд 3.

  • совокупность образовательных программ, применяемых технологий,
  • внеучебная и досуговая деятельность;
  • управление учебно-воспитательным процессом;
  • взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.

Наряду с понятием «образовательное пространство» используется термин « образовательная среда », т.е. система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Образовательная среда содержит элементы общего пространства и служит условием развития личности ребенка.

Тенденции развития современного общества требуют инновационного подхода и к образовательной подготовке учащихся. Основными задачами образования сегодня являются: формирование надпредметных (самообразование, способы творческой деятельности и т.д.) и социальных компетенций (коммуникативности, личной и гражданской активности и т.д.), развитие личностного неманипулируемого самосознания учащихся. Ведь для успешного обучения необходимы определенные качества личности (целеустремленность, самоорганизация и др.), формирующиеся в процессе воспитания. А для успешного воспитания и создания условий саморазвития необходимы рефлексивные и интеллектуальные навыки и умения - рассуждение, сопоставление, анализ и т.д.

Следовательно, обучение должно быть воспитывающим, а воспитание обучающим. Наиболее полно, плодотворно и эффективно такое взаимопроникновение происходит в личностно-значимой для учащихся совместной с педагогами продуктивной деятельности, опирающейся на их сотрудничество.

Методы организации целостного педагогического процесса должны отражать организационное, функциональное и информационное единство системы. Поэтому наряду с методами убеждения, упражнения, контроля и самоконтроля, стимулирования и самовоспитания учитель должен владеть методами сбора и обработки информации, проведения диагностики индивидуального развития, коррекции и др.

Несомненно, большой образовательный потенциал имеет интеграция урочной и внеурочной деятельности, на основе активных деятельностных форм. Использование педагогами в учебное и внеучебное время интерактивных методов (проектная, исследовательская деятельность, деловые, ролевые, игры, дискуссия, ИКТ и др.) способствует формированию у учащихся компетентности в решении проблем, умению работать в команде, развитию творчества и множества других свойств и качеств личности, создающих предпосылки будущей благополучной социализации.

Структура управляющей системы большинства школ представлена четырьмя уровнями управления.

Первый уровень – директор школы, назначаемый государственным органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.

Второй уровень – заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественно-полезного труда, помощник директора школы по административно-хозяйственной части.

Третий уровень – учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, кружкам в системе внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть отнесены и педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования.

Четвертый уровень – учащиеся. Выделение данного уровня подчеркивает субъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками. Ученик, являясь объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития

Основное место в управляемой системе принадлежит ученическому коллективу, в котором также можно выделить два уровня управления по вертикали: общешкольный коллектив и классные коллективы. По горизонтали управляемая система представлена ученическими общественными организациями, спортивными секциями, творческими объединениями, кружками, бригадами и т.д. Управляемая система отражает единство и многообразие видов деятельности (учебной, исследовательской, спортивной, художественно-эстетической, общественно полезной), в которых участвуют школьники.

Таким образом, выделение системообразующих факторов, социально-педагогических и временных условий, структурных компонентов подчеркивает сложную внутреннюю организацию педагогического процесса и в то же время необходимость тонкой и своевременной корректировки каждого компонента в зависимости от целей деятельности образовательного учреждения. Иначе говоря, каждый фактор, условие, компоненты должны быть постоянно в поле зрения организаторов и руководителей педагогической системы.

Указанные компоненты не существуют сами по себе, они вплетены в деятельность учителя и образуют при этом функциональные компоненты педагогической системы. В основе функциональных компонентов лежат и устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагога. Функциональные компоненты: педагогический анализ, целеполагание и планирование, организация, контроль, регулирование и корригирование – отражают педагогический процесс в движении, изменении, определяя логику его развития и совершенствования.

Ключевым элементом, обеспечивающим эффективное управление, служит оценка качества образования, основывающаяся на достоверных и сопоставимых данных о достигнутых образовательных результатах, степени их соответствия нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Поэтому, оценка конечных результатов образовательного учреждения необходима, но еще недостаточна для оценки результатов системы внутришкольного управления.

Результаты образования учащихся:

  • результаты образования, в основном соответствующие требованиям действующих программ.
  • модели выпускника и уровни результатов, прогнозировавшихся на основании изучения возможностей учащихся:
  • ключевые компетентности;
  • социальная компетентность;
  • состояние физического и психического здоровья;
  • удовлетворенность потребителя образовательных услуг;
  • удовлетворенность участников образовательного процесса;
  • профессиональная компетентность

Суммарные результаты образовательного учреждения

  • сохранность контингента;
  • достижение запланированного уровня результатов образования достаточным количеством выпускников;
  • доля учащихся, продолжающих образование, соответствует прогнозам и выявленным возможностям учащихся

Социальные последствия работы

  • достойный вклад в социальное развитие города (района, села);
  • установление социального партнерства;
  • укрепление и развитие репутации образовательного учреждения в глазах общественности

Единое информационное пространство образовательного учреждения как способ управления качеством образования.

Единое информационное пространство школы – это совокупность следующих компонентов: информационных ресурсов, содержащих данные и сведения, зафиксированные на носителях информации. организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства, т.е. обеспечивающих все информационные процессы. программно-технических средств и организационно-нормативных документов.

Создание единого информационного пространства должно преследовать следующие цели: осуществление диагностики и управления учебным процессом, повышение интереса школьников к различным дисциплинам, помощь учащимся влиться в мировое информационное пространство, повышение качества знаний учащихся, внедрение информационных технологий в образовательный процесс, координация учебной, научно-методической деятельности образовательного учреждения, обеспечение эффективного использования программных средств, поставленных в школу в рамках – федеральной целевой программы, обеспечение автоматизации процессов контроля, коррекции учебной деятельности, тестирования и диагностики.

Неотъемлемую часть внеурочной деятельности составляет работа с родителями . В современной школе, связь школы и семьи не должна иметь только одно направление, когда инициативу указывает школа, приказывая родителям и ученикам. Родители должны стать активными участниками воспитательного процесса в школе. Современная школа и семья должна стать партнерами в воспитании детей. Классный руководитель и семья должны быть заинтересованы в обучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Если родители видят, что учителю не все равно, то они становятся более открытыми. Отношения между учителем и родителями становятся доверительными, уважительными по отношении друг к другу. Учитель помогает ребенку освоится в коллективе, данные о семье, которыми делятся родители, раскрывают ребенка как личность.

Широкой практикой должно стать сотрудничество школы с культурными и образовательными учреждениями города (театры, музеи, выставки, учреждения высшего и среднего образования) и интересными людьми. Данные ресурсы значительно обогащают образовательные программы и досуговую деятельность учащихся.

Задача развития личности в процессе воспитания и обучения в законе “Об образовании” является одной из социально значимых задач современного российского общества. В свете такой формулировки приобретает важность проблема создания максимально благоприятных условий в едином образовательном пространстве школы.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

« Реализация ФГОС начального общего образования: обеспечение единства образовательного пространства и свободы выбора участников образовательных отношений»

Инновационные функции стандартов: обеспечение права на полноценное образование обеспечение единства образовательного пространства страны обеспечение преемственности критериально -оценочная система повышение объективности оценивания

Образовательное пространство - это динамическое единство субъектов образовательного процесса и системы их отношений. Модель образовательного пространства - форма организации взаимодействия образовательных программ. Образовательная среда - продукт отношений субъектов образовательного пространства, активный субъект этих отношений.

Единое образовательное пространство - это система, включающая в себя следующие структурные элементы: совокупность образовательных программ, применяемых технологий, внеучебная и досуговая деятельность; управление учебно-воспитательным процессом; взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.


Юлия Сергеева

Сохранение и укрепление единства образовательного пространства России является одной из основных задач в сфере образования. Об этом в пятницу, 23 октября, заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов на круглом столе по теме «Правовое обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации». За круглым столом для обсуждения проблемы собрались депутаты Государственной думы, члены Совета Федерации, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители органов исполнительной власти, руководители образовательных организаций, представители общественных организаций. Сегодня нет единства в подходах к образованию, с точки зрения лидеров мнений. Поэтому за столом собрались опытные эксперты, каждый из которых представил позицию — даже не свою собственную, а целого сообщества. Прямая трансляция круглого стола шла в сети Интернет на сайте Государственной думы Российской Федерации, потому что число заинтересованных слушателей и зрителей гораздо больше, чем могла вместить небольшая аудитория.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» действует на протяжении трёх лет. Наша страна огромна — 85 регионов, абсолютно разные школы: сельские и городские, гимназии и лицеи, — не учитывать эти особенности нельзя. Именно поэтому закон во многом рамочный, и надо найти объединяющие принципы, чтобы сохранить единое образовательное пространство страны. Главные вопросы, на которые пытались ответить парламентарии: зачем учить? Второй: чему учить? И третий: как учить?

«Укрепление единства образовательного пространства страны является ключевым вопросом в обеспечении как такового единства России, и на решение этой задачи должны быть направлены все необходимые силы и ресурсы. К сожалению, сейчас пока мы этого не видим, и недоработки в этой сфере со стороны того же Министерства образования и науки РФ очень серьёзные и очевидные. У нас есть масса претензий к профильному ведомству по этому направлению работы», — заявил Владимир Бурматов, первый заместитель главы комитета по образованию.

Комитет по образованию Государственной думы системно занимается этой проблемой. Ещё в феврале 2013 года на заседании комитета был рассмотрен вопрос о нормативном, правовом обеспечении, формировании и содержании общего образования. Были проведены парламентские слушания по этой тематике и создана межфракционная рабочая группа, которая занимается этой проблематикой в постоянном режиме. Бурматов отметил, что в обеспечении единства образовательного пространства Российской Федерации ключевую роль играют федеральные государственные образовательные стандарты, к качеству которых неоднократно предъявлялись претензии как со стороны экспертного сообщества, так и со стороны школьной общественности.

Немаловажными для обеспечения единства образовательного пространства России, помимо ФГОСов, являются контрольно-измерительные материалы, с помощью которых проводится аттестация школьников, и концепции преподавания учебных предметов. Понимание решения проблемы есть, но, тем не менее, по словам депутата, ситуация в этой сфере весьма далека от идеальной. Депутат подчеркнул, что существуют серьёзные проблемы с обеспечением школ качественными учебниками — это один из базовых факторов формирования единого образовательного пространства.

«Я считаю, что нужно реализовывать концепцию единых учебников по основным предметам и добиваться того, чтобы они были качественными и общедоступными. К сожалению, мы не видим адекватных усилий в этом направлении со стороны Министерства образования. Наоборот: единого учебника по истории, который уже должен был стоять на полках школьных библиотек, так и не появилось, а по другим предметам ситуация ещё хуже, этим вопросом в Минобре никто не занимается. Пока те, кто отвечает за обеспечение школ учебной литературой, в первую очередь думают о своих прибылях и в последнюю — о детях, а не наоборот, ситуация не нормализуется», — отметил Бурматов. Парламентарии пришли к выводу, что учебно-методический комплект должен включать, помимо учебника, учебные пособия, рабочие тетради для учащихся и электронную форму учебника. Безусловно, нужно предоставить учителю возможность использования и иных дополнительных учебных пособий, таких материалов, как первоисточники, хрестоматии, документы, периодическая печать, научные статьи и так далее.

Выступление продолжила руководитель межфракционной рабочей группы Ирина Викторовна Мануйлова, заместитель председателя комитета по образованию. Она предложила «установить порядок разработки учебников для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учебников для углублённого и расширенного изучения обязательных предметов с условием, что их содержание также будет включать в себя содержание основных или базовых учебников». Такой подход, считает она, позволит избавиться от ненужного многообразия, сохраняя единое образовательное пространство, но вместе с тем даст ту вариативность, которая позволит каждому обучающемуся в зависимости от выбранной программы найти свой, оптимальный для него учебник.

«Для обеспечения единства нам нужно рассмотреть весь комплекс таких инструментов, и туда, на наш взгляд, входит система формирования содержания образования, включающая и ФГОСы, и примерные основные образовательные программы, и программы образовательных организаций. Вторым компонентом будут средства обучения и воспитания, включая учебники и учебные пособия. И, наконец, третьим компонентом будет система комплексной оценки качества образования, включая промежуточную итоговую аттестацию учащихся и разработку контрольно-измерительных материалов. Безусловно, все три составляющие взаимосвязаны между собой. Но ещё раз напомню, что, согласно концепции закона, основополагающим инструментом для формирования содержания образования являются ФГОСы», — подчеркнула она.

Ирина Викторовна обратила внимание присутствующих на то, что «ФГОСы должны обеспечить и преемственность основных образовательных программ, вариативность их содержания, возможность формирования различных программ по сложности и направленности, чтобы учесть образовательные потребности и способности обучающихся, а также обеспечить государственные гарантии уровня и качества образования на основе единых требований к условиям реализации и результатам освоения этих программ». По мнению зампреда комитета по образованию, в самом законе «Об образовании в Российской Федерации» в его сегодняшней редакции допущена избыточная свобода формирования обязательной для всех школ части их образовательной программы, что и создаёт потенциальную угрозу целостности образовательного пространства страны.

Подобную оценку высказывали и депутаты Государственной думы, это звучало в выступлениях известных педагогов. И на сегодня в портфеле комитета есть уже два законопроекта, по сути, имеющие одинаковую концепцию и общую цель — гарантированно обеспечить единство образовательного пространства страны.

«Мы предлагаем включить в стандарт не требования к результатам, как это сегодня звучит, а сами результаты освоения образовательной программы. В этом случае содержание во ФГОСах будет представлено в форме результатов обучения для всей образовательной программы. Сразу хочу оговориться, что межпредметные и личностные результаты есть в действующих стандартах, но сегодня мы больше внимания будем уделять предметным результатам. Потому что именно предметные должны быть сформулированы в форме обязательных (ученик должен научиться) и возможных (ученик получит возможность научиться). И включены, соответственно, во ФГОСы», — подвела итог депутат.

Депутат перечислила группу изменений, которые войдут в стандарты уже в ближайшее время. Во-первых, выделение предметов «Русский язык» и «Литература» в отдельную предметную область — это исполнение поручений президента Российской Федерации. Ещё одно изменение: впервые в Российской Федерации вводится специальное требование для детей с ограниченными возможностями здоровья на уровне подростковой школы, в том числе и предметные результаты обучения. И последняя группа изменений: меняется требование к структуре рабочей программы учебных предметов — она содержательно уменьшается практически в 3,5 раза, а значит, и объём административной нагрузки на учителей уменьшится. Ещё один важный шаг в укреплении единого образовательного пространства: зарождается новый формат документа, который также косвенно будет определять содержание образования в стране, — это предметные концепции. В 2016 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования предусмотрена реализация проекта, который ответит на два главных вопроса: а) определит место предметной концепции в нормативном поле среди регуляторов содержания общего образования и б) даст примерную структуру этой предметной концепции. Те концепции, которые на сегодня разработаны, разноформатные; в 2016 появится национальная рамка для предметной концепции.

СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ И ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Что такое - образовательное пространство?

В педагогической науке образовательное пространство определяется как понятие, являющееся важной характеристикой образовательного процесса и отражающее основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности; как пространство, объединяющее идеи образования и воспитания и образующее образовательную протяженность с образовательными событиями, явлениями по трансляции культуры, социального опыта, личностных смыслов новому поколению.

Понятие «образовательное пространство» отражает многоуровневое и многоаспектное явление педагогической реальности. В зависимости от уровня и аспекта его рассмотрения возникают различные определения - как совокупности образовательных учреждений, образовательных стандартов и программ, различных видов деятельности и т.д. Под образовательным пространством понимают локализацию многообразия индивидуальных форм развития и образовательных возможностей, т.е. внешнее по отношению к человеку пространство выбора. От взаимодействия составляющих образовательного пространства зависит его эффективность.

Единое образовательное пространство - это система, включающая в себя следующие структурные элементы:

  • совокупность образовательных программ, применяемых технологий,
  • внеучебная и досуговая деятельность;
  • управление учебно-воспитательным процессом;
  • взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.

Наряду с понятием «образовательное пространство» используется термин « образовательная среда », т.е. система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Образовательная среда содержит элементы общего пространства и служит условием развития личности ребенка.

В последнее десятилетие в России произошли существенные социальные и экономические перемены. В этих условиях проводимая модернизация экономики и общественных институтов потребовала новых подходов к подготовке активного, думающего человека, способного творчески подходить к решению задач, обладающего установкой на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, способного на сотрудничество в условиях глобализации. Интеллект и творческий потенциал человека превращаются в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности.

В связи с этим перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены стандарты второго поколения.

Одна из задач: обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации, единых требований по формированию универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия, по сути, являются конкретизированными целями образования. При этом осуществлен переход к комплексной оценке результатов образования, включающих, кроме предметных, также метапредметные и личностные.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении образования на основе принципа метапредметности.

При этом возникает ряд вопросов:

Что такое метапредметность?

Как увязать необходимость реализации метапредметности с высокой подготовкой?

Какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов?

Метапредметность как способ формирования мышления обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый день человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.

Тенденции развития современного общества требуют инновационного подхода и к образовательной подготовке учащихся. Основными задачами образования сегодня являются: формирование надпредметных (самообразование, способы творческой деятельности и т.д.) и социальных компетенций (коммуникативности, личной и гражданской активности и т.д.), развитие личностного неманипулируемого самосознания учащихся. Ведь для успешного обучения необходимы определенные качества личности (целеустремленность, самоорганизация и др.), формирующиеся в процессе воспитания. А для успешного воспитания и создания условий саморазвития необходимы рефлексивные и интеллектуальные навыки и умения - рассуждение, сопоставление, анализ и т.д.

Следовательно, обучение должно быть воспитывающим, а воспитание обучающим. Наиболее полно, плодотворно и эффективно такое взаимопроникновение происходит в личностно-значимой для учащихся совместной с педагогами продуктивной деятельности, опирающейся на их сотрудничество.

Несомненно, большой образовательный потенциал имеет интеграция урочной и внеурочной деятельности, на основе активных деятельностных форм. Использование педагогами в учебное и внеучебное время интерактивных методов (проектная, исследовательская деятельность, деловые, ролевые, игры, дискуссия, ИКТ и др.) способствует формированию у учащихся компетентности в решении проблем, умению работать в команде, развитию творчества и множества других свойств и качеств личности, создающих предпосылки будущей благополучной социализации.

Работа по совершенствованию творческого опыта учащихся осуществляется в едином образовательном пространстве школы, которое выстраивает образовательную и воспитательную деятельность ученика как самостоятельную, разнообразную и активную деятельность, по следующим направлениям:

Образовательная деятельность (уроки, спецкурсы, элективные курсы, факультативы);

Внеурочная деятельность;

Взаимодействие семьи и школы;

Повышение квалификации педагогов школы.

Подобная ситуация нуждается в выработке особенного образовательного пространства для младшего школьника, чтобы ему легче было адаптироваться к школе, чтобы он дальше развивал свои творческие способности, сохранил свое здоровье, чтобы родители и учителя нашли общие параметры взаимодействия для благополучного развития личности младшего школьника.

Основной целью в начальной школе является развитие общеучебных навыков и общих способностей, а также создание условий для проявления, раскрытия интересов, склонностей, природных задатков ребенка.

Особенности организации образовательного процесса в начальных классах:

  • предшкольная подготовка для поступающих в 1 класс;
  • продолжительность уроков- 35 минут для первоклассников;
  • безотметочная система обучения – в 1 классе;
  • режим дня первоклассников: динамические паузы и дневной сон;
  • организация питания школьников;
  • физкультминутки и игровые паузы между уроками;
  • использование средств ИКТ на уроках – интерактивная доска, персональные ноутбуки и т.д.

Основным видом деятельности ребенка в школе является учение, оно должно быть организовано не с учетом индивидуальных особенностей учащихся, а на их основе, и поэтому образовательное пространство отвечает следующим требованиям:

  1. Предоставление обучающимся многообразия знаний и видов деятельности для опробования своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей.
  2. Предоставление возможности овладения основами наук на уровне и в темпе, соответствующем его индивидуальным особенностям обучающегося.
  3. Переход от пассивных форм обучения к деятельному обучению с преобладанием самостоятельной работы; вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность посредством разнообразных форм.
  4. Учет физиологических и психических особенностей обучающихся с целью сохранения их здоровья.

Знание личностных особенностей каждого ребенка помогает более рационально и эффективно спланировать образовательное пространство.

Начинаем свою работу с первого класса. Определив на основе тестирования, каков уровень образного мышления, логического мышления, памяти, внимания, моторики руки, насколько сформирован внутренний план действий, оптимальную работоспособность и настроение (эмоционально-волевая сфера) ребенка. Все это позволяет строить правильный (развитие ребенка) образовательный процесс.

Все учителя начальных классов нашей школы ведут тщательное отслеживание за развитием каждого ребенка. Учитель фиксирует результаты различных срезов, их динамику, выявляет затруднения, причину их появления и на этой основе планирует индивидуальную работу, что способствует предупреждению пробелов в знаниях, своевременному обнаружению «сбоев» в собственной деятельности.

Воспитательный процесс охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность учащихся.

Наиболее значимые черты воспитательной системы школы:

  • деятельностный подход в обучении и воспитании. Дети не просто готовятся к будущей взрослой жизни, к учебе, но ярко и насыщенно живут уже сейчас. Их школьные дни наполнены делами и событиями, связанными с учебой, творчеством, трудом, укреплением здоровья, досугом. В каждом из этих направлений ребенок пробует свои силы и в каком-то из них обязательно добьется успеха;
  • реализация принципа воспитывающего обучения, предполагающего, что обучение и воспитание - единый процесс. Важнейшие задачи воспитания решаются именно на уроке, в процессе обучения. Внеурочная воспитательная работа дополняет этот процесс своими специфическими способами, обеспечивая гармоничное развитие ребенка;
  • в основе образовательного пространства лежат многовариативные модели развивающего обучения. Результатом образования и мерилом успешности учащихся становится не только то, что они узнали по отдельным предметам, а еще и то, как именно изменились их личностные качества, способы осмысления себя и мира, каковы проявления в коммуникативной и творческих сферах;
  • интеграция базового и дополнительного образования;
  • гуманизация отношений внутри коллектива, отказ от авторитарности, назидательности по отношению к ребенку. Ведущая технология обучения – педагогика сотрудничества. Качества воспитания оценивается не по количеству проведенных мероприятий, а по качеству отношений между детьми и взрослыми.

С целью раскрытия в детях задатков, склонностей, формирования в них интересов определенной направленности были организованы занятия по интересам – кружки: «Турист-краевед», «Народные игры», «Умелые руки», «Мир Деятельности», «Юный натуралист», «Аэробика». Педагогический коллектив следит за отношением детей к ним.

Курсы по выбору становятся средством создания пространства индивидуальной познавательной деятельности и завершаются созданием образовательного продукта. Совместная творческая работа меняет стиль отношений между учителем и учеником. Учитель перестает быть носителем и транслятором, а становится консультантом, помощником, организатором самостоятельной деятельности учащихся (об этом свидетельствуют отзывы детей).

Широкой многолетней практикой стало сотрудничество школы с культурными и образовательными учреждениями района и области (театры, музеи, выставки, учреждения высшего и среднего образования) и интересными людьми. Многие учащиеся посещают занятия Воскресной школы при храме в с.Морозовы-Борки, занимаются в Доме Детского Творчества. Организуются совместные экскурсии в Сапожковский краеведческий музей, на базе школы проходила встреча с участниками ансамбля гусляров «Гудьба» из Рыбновского района, работал студенческий отряд «Звездный» и т.д. Данные ресурсы значительно обогащают образовательные программы и досуговую деятельность учащихся.

Неотъемлемую часть внеурочной деятельности составляет работа с родителями . Это совместные тематические вечера, классные часы, а также участие семьи в создании разного рода проектов – об истории своей семьи, составление генеалогического древа, об истории края и т.д.

Задача развития творческой личности в процессе воспитания и обучения в законе “Об образовании” является одной из социально значимых задач современного российского общества.

Благодаря этому:

  • активизировался образовательный процесс – каждый ребенок выступает в роли активного участника познавательной деятельности;
  • созданы условия для самостоятельного приобретения знаний обучающимися (работа с научно-популярной литературой, медиатека, интернет, компьютерные классы).

В свете такой формулировки приобретает важность проблема создания максимально благоприятных условий в едином образовательном пространстве школы.


Владимир БУРМАТОВ, первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию:

Правовое обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации в настоящее время нормативно закреплено в нескольких статьях Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: статья 3 - принцип единства образовательного пространства, статья 11 - федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Весной 2015 года решением Комитета ГД РФ по образованию была создана межфракционная рабочая группа по совершенствованию правового регулирования и формированию содержания общего образования для выработки рекомендаций по исполнению пункта 5 перечня поручений Президента РФ Владимира Путина, принятого по итогам форума «Качественное образование во имя страны» Общероссийского народного фронта. Рабочая группа сформировала перечень проблем в части отбора содержания общего образования.

Ирина МАНУЙЛОВА, заместитель председателя Комитета по образованию:

Единство образовательного пространства на территории Российской Федерации сегодня стало одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Для обеспечения единства нам нужно рассмотреть весь комплекс таких инструментов, и туда, на наш взгляд, входят система формирования содержания образования, включающая и ФГОС, и примерные основные образовательные программы, и образовательные программы образовательных организаций. Второй компонент - средства обучения и воспитания, включая учебники и учебные пособия, третий - система комплексной оценки качества образования, включая промежуточную итоговую аттестацию учащихся и разработку контрольно-измерительных материалов. Все три составляющие взаимосвязаны между собой, но согласно концепции закона основополагающий инструмент для формирования содержания образования ФГОС, которые включают требования к структуре основных образовательных программ, соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, к их объему, к условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ. При этом ФГОС должны обеспечить и преемственность основных образовательных программ, и вариативность их содержания, и возможность формирования различных программ по сложности и направленности, чтобы учесть образовательные потребности и способности наших обучающихся, а также обеспечить государственные гарантии уровня качества образования на основе единых требований к условиям реализации и результатам освоения этих программ. В законе об образовании достаточно полно определен состав примерной образовательной программы, содержание образования определяют образовательные программы, которые самостоятельно утверждают школы на основе ФГОС и с учетом примерных образовательных программ, но использование содержания примерных основных образовательных программ при формировании школьной программы не обязательно, в законе использован термин «с учетом». Таким образом, в самом законе, в его сегодняшней редакции, на мой взгляд, допущена избыточная свобода формирования обязательной для всех школ образовательной программы, что создает потенциальную угрозу целостности образовательного пространства страны, именно в этом сегодня и кроется главная опасность в его потере. Сегодня в портфеле комитета есть уже два законопроекта, которые, по сути, имеют одинаковую концепцию и единую общую цель - гарантированно обеспечить единство образовательного пространства страны. Различие этих законопроектов в том, что они предлагают разные инструменты для достижения заявленной цели, поэтому они альтернативны, но тем не менее цель одна, а механизмы, пути реализации - разные. Один из возможных путей предложил Президент РФ Владимир Путин в своем недавнем поручении о включении базового содержания образования в федеральные стандарты общего образования, задача профессионального сообщества - найти наиболее правильный алгоритм его формирования, обеспечив при этом единство наполнения обязательной части образовательной программы, но одновременно и разумную вариативность этой школьной программы, которая позволит учесть интересы школьников и их родителей. На межфракционной группе, которая была создана в комитете еще в январе 2015 года, мы неоднократно обсуждали возможные варианты включения содержания образования во ФГОС, предлагаем включить в стандарт не требования к результатам, как это сегодня звучит, а сами результаты освоения образовательной программы, в этом случае содержание в ФГОС будет представлено в форме результатов обучения для всей образовательной программы, метапредметные и личностные результаты есть в действующих стандартах, но сегодня мы больше внимания будем уделять предметным результатам, потому что именно предметные должны быть сформулированы в форме обязательных (ученик должен научиться) и возможных (ученик получит возможность научиться) и включены соответственно во ФГОС.
Содержание обязательной части основных общеобразовательных программ может быть представлено в форме дидактических единиц по всем изучаемым предметам, это следует включать в примерные основные образовательные программы. В обязательной части основных общеобразовательных программ мы предлагаем указать рекомендуемое число часов для освоения учебного курса или предметной области, причем в форме интервала - от и до. Требуемая школе свобода и самостоятельность формирования своей образовательной программы будет реализована в рамках вариативной части образовательной программы и должна быть обеспечена за счет многообразия примерных образовательных программ, которые разрабатывают с учетом их уровней направленности на основе ФГОС. К сожалению, до сих пор, несмотря на то что закон действует уже три года, никакого многообразия примерных программ пока нет, это, на наш взгляд, тоже отчасти одна из причин затруднения в практике работы школы, потому что школам не из чего выбирать, у них нет набора примерных программ, поэтому зачастую им приходится самостоятельно создавать программу.
Предлагаемая рабочей группой модель формирования содержания общего образования, и как следствие непосредственно содержания образовательной программы школы, легко позволяет учитывать и региональные, и национальные, и этнокультурные особенности, на основе такой программы можно легко конструировать предметно-тематическое содержание, отбирать преобладающие виды учебной деятельности, вести работу по индивидуализации образовательной программы, обеспечив тем самым и углубленное изучение отдельных предметов, максимально учитывая интересы обучающихся. Четко прописанные результаты в стандарте по каждому учебному предмету, которые войдут в обязательную часть программы, станут гарантией того, что во всех российских школах, всех без исключения, ученики будут изучать единое обязательное содержание.
Нам кажется необходимым зафиксировать еще раз зону ответственности школы, определить, что школа имеет право делать самостоятельно, потому что достаточно серьезен вопрос о необходимости и обязательности самостоятельной разработки школами собственной образовательной программы. Совершенно очевидно, что не все школы готовы и не все школы хотят сегодня этим заниматься, поэтому, на наш взгляд, будет правильно закрепить право школ пользоваться примерными образовательными программами без какой-либо дополнительной доработки.
Дополнительным механизмом обеспечения единства образовательного пространства может также стать подключение региональных и муниципальных органов управления образованием к управлению формированием содержания общего образования за счет того, что их можно наделить полномочиями по согласованию образовательных программ, разработанных школами. Таким образом, мы исключаем еще одно противоречие - противоречие между Законом «Об образовании в РФ» и законом №83-ФЗ, когда школа самостоятельно утверждает программу, а муниципальное задание, госзадание школе утверждает учредитель и он же финансирует эту школу на реализацию программ.
Вторая, и чрезвычайно важная, составляющая - средства обучения и воспитания, к которым относится и учебник, роль которого, кстати, в учебно-воспитательном процессе законодательно сегодня не закреплена. Многочисленные нарекания к неоправданно большому федеральному списку рекомендованных учебников стали основанием для подготовки соответствующего законопроекта, несмотря на то что за последний период почти в три раза сократился этот перечень, но ведь главное даже не в количестве, главное в качестве этих учебников. Причина, на наш взгляд, в несовершенстве самой процедуры их экспертизы, потому что невозможно давать объективную оценку учебникам с точки зрения содержания, потому что мы соотносим учебник со стандартом, в стандарте содержания нет, а следовательно, оснований для отрицательного заключения тоже нет. Нет сегодня и правовых оснований для использования примерных образовательных программ. К сожалению, процедура формирования учебников, требований к ним пока в законе не отражена, и это тоже одна из причин распространения некачественных учебников. Весьма сомнительны и, на мой взгляд, даже коррупционны представление и возможность оплаты экспертизы учебно-методических комплексов. Сегодня предлагают законодательно закрепить определение УМК по отдельному предмету, который в учебник входит как составная часть, при этом методические материалы должны стать частью учебника. Учебно-методический комплект должен включать помимо учебника и учебные пособия, рабочие тетради для учащихся и электронную форму учебника. Безусловно, нужно предоставить учителю возможность использования и иных дополнительных учебных пособий, таких материалов, как первоисточники, хрестоматии, документы, периодическую печать, научные статьи.
Логичным представляется такая последовательность разработки обязательного содержания общего образования: Федеральный государственный образовательный стандарт, примерная основная образовательная программа, затем рабочие программы по предметам и, наконец, учебники. Вполне допустимо говорить об основных или базовых учебниках, содержание которых по обязательным учебным предметам должно полностью соответствовать не только содержанию, внесенному во ФГОС, но и содержанию обязательной части примерной образовательной программы. Мы предлагаем установить порядок разработки учебников для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учебников для углубленного и расширенного обучения обязательных предметов с условием, что их содержание также будет включать в себя содержание основных или базовых учебников. Такой подход позволит избавиться от ненужного многообразия, сохраняя единое образовательное пространство, но вместе с тем даст ту вариативность, которая позволит каждому обучающемуся в зависимости от выбранной программы найти свой наиболее оптимальный для него учебник.
Еще один важный вопрос, связанный с сохранением единого образовательного пространства, - об источниках формирования контрольно-измерительных материалов для итоговой аттестации. Закон сегодня определяет, что КИМы разрабатывают на основании стандарта, но если в стандарте содержания нет, то строить контрольно-измерительные материалы невозможно, поэтому предлагаемая схема, на наш взгляд, устраняет этот пробел и позволяет обозначить границы качества подготовки выпускников. Сегодня требуют обсуждения место и роль различных предметных концепций. Сегодня уже есть концепции филологического и математического образования, историко-культурный стандарт, все они призваны регламентировать содержание во всей нормативно-правовой базе, но место формирования содержания образования пока никак не определено, этот пробел, на наш взгляд, тоже необходимо устранять. Предметные концепции должны быть разработаны по всем предметам или предметным областям обязательной части основной образовательной программы.
Мы сегодня говорим об общем образовании, но нормы закона об образовании в отношении ФГОС, федеральных государственных требований, примерных программ и программ образовательных организаций относятся в равной мере ко всем уровням образования. В случае принятия тех наработок, которые предлагает рабочая группа, необходимо понимать, что должны существовать как минимум две правовые модели формирования содержания образования: одна соответственно для общего образования и еще одна для всех остальных уровней. Это потребует дополнительной проработки, дополнительного отдельного анализа.

Продолжение в «УГ-М» №45

mob_info