Уроки доброты (по рассказу «Конь с розовой гривой» Виктора Астафьева) (ЕГЭ по литературе). Уроки доброты (по рассказу «Конь с розовой гривой», Астафьев) Несколько интересных сочинений


Рассказ «Конь с розовой гривой» ведется от первого лица, автор воссоздает из памяти и описывает эпизоды из своего детства. Мальчишка отправляется в лес с другими ребятами, чтобы насобирать ягод для продажи. Бабушка обещала ему, что как только он продаст ягоды, то на вырученную сумму денег она купит пряник «конем». Этот пряник был в цене – и на улицу его можно взять, похвастать, показать другим, а главное – он очень вкусный и просто все мальчишки в округе хотят его заполучить.

Но мальчик не смог сохранить собранные ягоды, и, послушав других ребят, наложил в туесок траву, а сверху укрыл ягодами. И с этого времени начались его страдания. Сначала он думал, что сразу же будет раскрыт, потом он попал под шантаж соседской детворы, которые обещали, что все расскажут его бабушке. Пришлось даже пойти на воровство калачей, чтобы этого не случилось. Вечером он не мог уснуть, по не сказал себе, что утром, наконец, во всем признается.

Но утром бабушку он не застал, она уже уехала в город и мальчишку вновь стали посещать муки совести.

К вечеру бабушка вернулась, она все-таки купила внуку этот заветный пряник, хоть тот и соврал ей. Но нашему герою крепко досталось. Бабушка долго ругала мальчика, а он плакал в ответ.

В конце концов, после всех этих мучений и страданий мальчик сидит, опустив голову, и ни слова не говорит, и даже молока не просит, чтобы запить краюху хлеба. Когда же он поднимает голову, не верит своим глазам – перед ним лежит тот самый пряник в виде коня с розовой гривой.

Мальчик запомнит этот момент навсегда – добро, несмотря на проступок.

Обновлено: 2018-03-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Тема урока: Уроки доброты по рассказу Виктора Петровича Астафьева

(1924 -2001) «Конь с розовой гривой».

Цели урока: 1) познакомить с биографией писателя и его рассказом «Конь с розовой гривой».

2) показать добрый и светлый мир народной жизни.

3) выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее.

Оборудование: комп. презентация, портрет В. Астафьева, выставка его книг.

Использ. технологии: ИКТ, частично- поисковый.

Методы: слово учителя, беседа, словарная работа, выразительное чтение.

Эпиграф к уроку: Добро спешите делать друг для друга!

Нет ничего прекраснее добра!

Ход урока.

    Вступительное слово учителя. Определение цели урока.

Чтение эпиграфа урока.

Как понимаете слова эпиграфа?

Сегодня мы начинаем знакомство с творчеством и биографией В.П.Астафьева.

(Слайд № 1). Произведения Астафьева проникнуты добротой, любовью кчеловеку,природе.Виктор Петрович Астафьев - известный талантливый писатель, наш современник. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине -Сибири, о далеком деревенском детстве. Рассказ «Конь с розовой гривой» автобиографичен тем, что сам Астафьев в 8 лет остался без мамы, она утонула в реке Енисей. В детстве пришлось беспризорничать, жил у бабушки, затем попал в детский дом.

(Слайд №2). Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами. Действия в рассказе происходит в первые годы после Гражданской войны. Это были голодные, тяжелые годы. Роскошью являлся кусочек сахара, а уж пряник или конфета- заветная мечта каждого ребенка. Наша с вами задача сегодня: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие уроки он несет.

Наш урок так и называется «Уроки доброты».

Прежде чем приступить к анализу текста, проверим, внимательно ли вы прочитали рассказ.

ПЗ № 1 Перед вами листы с тестами, ответьте, пожалуйста, на вопросы, выбрав один вариант ответа.

К.В. (Слайд № 3). Проверьте правильность выполнения, выставите себе оценки.

Тест по рассказу В.П.Астафьева “Конь с розовой гривой”

1. Как зовут бабушку героя?

а) Полина Михайловна; б) Елена Николаевна; в) Катерина Петровна.

2. О чем мечтали все деревенские мальчишки?

а) о прянике; б) об игрушечном коне; в) о настоящем коне.

3. За что бабушка обещала купить герою рассказа пряник?

а) уборка в доме; б) работа в огороде; в) собранные в лесу ягоды.

4. Из-за чего произошла ссора между левонтьевскими ребятишками в лесу?

а) из-за съеденных ими ягод; б) из-за героя рассказа; в) просто так.

5. Что просил шантажом у главного героя его лучший друг?

а) калач; б) булку; в) шаньгу.

6. С каким предметом не ходят в лес по ягоды. Подчеркнуть?

а) корзинка; б) ведерко; в) туесок; г) сумка.

7. Где происходит действие рассказа?

а) Енисей; б) Киренга; в) Ангара.

Словарная работа.

Астафьев в рассказе использует понятный, деревенский язык. В тесте вам встретились такие слова как: (Слайд № 4).

Дайте лексическое значение словам.

Туесок, шаньга, зариться, яр, заимка.

(Слайд № 5 с лексическим значением)

Слышали ли вы такие слова от бабушек и дедушек?

Эти слова употребляются в Сибири, называются они диалектами.

А что такое диалекты? (Слова, употребляемые в той или иной местности).

3. Анализ.

- Кто главный герой? Что о нем можете рассказать? (бабушка, дедушка, левонтьевские ребята. Семья Левонтия добрые люди, угощают сладостями сироту, хотя бывают времена, когда сами сидят без денег).

- Для чего ребята отправились в лес?

Как расправились ребята с рыбой и стрижем? (Найдите подтверждение в тексте. (Стр. 112)

- Кто был инициатором таких поступков? Случайно или нет так получилось?

- Что можно сказать о Саньке? (обман и т.д.)

(Слайд № 7). Вспомним цитату из текста: «Вон как хорошо было жить! А теперь? Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника».

- Почему Витю не брал сон?

- Почему он поддался на уговоры Саньки обмануть?

- А как бы вы поступили?

- А вы согласны, что это преступление? (детская шалость. Можно сказать, что это плохой поступок, Витя не перекладывает вину на кого- либо, знает бабушка права).

4. Выразительное чтение.

- Найдите в тексте диалог Саньки и Вити, в котором главный герой проявил слабость. (стр.111).

Физмиинутка.

5. Анализ эпизода. Обсуждение.

Осуждаете ли вы Витю?

На протяжении всего рассказа нарастало переживание героя:

Найдите в тексте момент, когда переживания героя обострились. (стр.121).

Что чувствовал мальчик?

(Слайд № 8) Обман всегда раскроется. Вспомните пословицы: «Все тайное становится явным», «Сколько веревочке не виться, а все конец будет».

Как вы думаете, в каком положении оказалась бабушка перед покупательницей?

Кто понял Витю, почувствовал и поддержал? (дедушка). (смог понять внука).

А что значит «понять»?

(Слайд № 9). * Понять- значит «услышать» переживания, мысли другого, разделить его чувства, «приоткрыть» свое сердце и обязательно дать почувствовать другому, что он понят, «услышан».

(Слайд № 10) .- Как вы думаете, почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему пряник? Какие качества проявила? (доброту, поняла).

- Повторит Витя еще раз такой поступок?

- В чем главная мысль рассказа? (быть добрым, уметь прощать).

(Слайд № 11). Вывод: После упреков и ругани можно еще раз обмануть, после пряника – нельзя. Главному герою стыдно, ведь он не заслужил пряника, а бабушка все же подарила его.

- А почему рассказ назван «Конь с розовой гривой»? (Конь – это символ доброты).

(Конь как символ доброты).

6. Подведение итогов урока

Прочитайте заключительные строки рассказа: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника- того дивного коня с розовой гривой».

Почему такими словами Астафьев заканчивает повествование?

(Детский поступок наложил отпечаток на всю его жизнь. Стыдно до сих пор. Рассказ автобиографичен).

Обратите внимание на эпиграф, записанный на доске.

Что можете добавить по данному эпиграфу. (Нет ничего прекраснее добра!)

7. Домашнее задание. (Слайд №12).

Составить кроссворд по рассказу или 6 вопросов по рассказу.

8. Рефлексия. (слайд)

(устно)

Было трудно…

Было легко…

Я узнал…

Какое открытие сделал…

(тесты сдать)

Благодарность за работу.

Хочется пожелать, чтобы вас окружали только добрые люди. Пусть девизом вашей классной жизни будут строки эпиграфа. В память о нашем уроке хочу подарить вам символ доброты, не обижайте друг друга.

>Сочинения по произведению Конь с розовой гривой

Уроки доброты

Важное место в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» занимает тема доброты. Этот рассказ является автобиографическим и внесен в сборник «Последний поклон». В нем автор повествует об одном происшествии из детства, которое осталось в его памяти на всю жизнь. Главный герой произведения, мальчик Витя , рано оставшийся без матери и воспитанный бабушкой и дедушкой. Бабушка мальчика, Катерина Петровна, хоть и строгая женщина, но внука очень любила. Однажды она отправила его с соседскими мальчишками за ягодами. На вырученные деньги обещала купить ему пряничного коня с розовой гривой. В те годы такие сладости были редкостью, и мальчишки со всей деревни могли только мечтать о таком прянике.

Левонтьевские дети были хулиганистыми и невоспитанными, отчего бабушка мальчика их недолюбливала. И на этот раз они по дороге устроили драку, съели все собранные ягоды и мальчика Витю вынудили поступить также. Тогда он поделился своими ягодами, чтобы не прослыть жадиной. Возвращаться домой с пустой посудиной вовсе не хотелось, тем более, зная бабушкин характер. С ней не проходили никакие слезы или отговорки. Тогда, ребята посоветовали ему набить туесок травой, а сверху прикрыть единичными ягодами. Так и поступили. Когда вернулись, Санька , самый вредный из левонтьевских ребят, стал угрожать, что выдаст его бабушке, если тот не принесет калачи. Тогда Витя встал перед очередным нравственным выбором: красть у бабушки калачи или нет. Все-таки украл и носил до тех пор, пока Санька не насытился.

Происшествия этого дня так тревожили мальчика, что он никак не мог заснуть. Поутру решил рассказать все бабушке и просить прощения, а ее уже не было. Она отправилась в город продавать ягоды. Когда Катерина Петровна вернулась, то была очень зла на внука, а он забился в кладовку и не выходил весь день. Бабушка всем соседям рассказала, как с ней обошелся ее внук. Мальчику было ужасно стыдно. На следующий день приехал дед со своей заимки и посоветовал Вите поговорить с бабушкой и просить прощения. Он так и поступил. Бабушка сначала долго отчитывала его, а потом все-таки дала «коня с розовой гривой». Столько лет прошло с тех пор, дедушки с бабушкой давно не было, а автор и сам постарел. Однако он никогда не забывал того «урока» бабушки и пряничного коня.

Уроки доброты

Важное место в рассказе В. П. Астафьева “Конь с розовой гривой” занимает тема доброты. Этот рассказ является автобиографическим и внесен в сборник “Последний поклон”. В нем автор повествует об одном происшествии из детства, которое осталось в его памяти на всю жизнь. Главный герой произведения, мальчик Витя, рано оставшийся без матери и воспитанный Бабушкой и дедушкой. Бабушка мальчика, Катерина Петровна, хоть и строгая женщина, но внука очень любила. Однажды она отправила его с соседскими мальчишками за ягодами.

На вырученные деньги обещала купить ему пряничного коня с розовой гривой. В те годы такие сладости были редкостью, и мальчишки со всей деревни могли только мечтать о таком прянике.

Левонтьевские дети были хулиганистыми и невоспитанными, отчего бабушка мальчика их недолюбливала. И на этот раз они по дороге устроили драку, съели все собранные ягоды и мальчика Витю вынудили поступить также. Тогда он поделился своими ягодами, чтобы не прослыть жадиной. Возвращаться домой с пустой посудиной вовсе не хотелось, тем более, зная бабушкин характер. С ней не проходили никакие слезы или отговорки. Тогда, ребята посоветовали

ему набить туесок травой, а сверху прикрыть единичными ягодами. Так и поступили. Когда вернулись, Санька, самый вредный из левонтьевских ребят, стал угрожать, что выдаст его бабушке, если тот не принесет калачи. Тогда Витя встал перед очередным нравственным выбором: красть у бабушки калачи или нет. Все-таки украл и носил до тех пор, пока Санька не насытился.

Происшествия этого дня так тревожили мальчика, что он никак не мог заснуть. Поутру решил рассказать все бабушке и просить прощения, а ее уже не было. Она отправилась в город продавать ягоды. Когда Катерина Петровна вернулась, то была очень зла на внука, а он забился в кладовку и не выходил весь день. Бабушка всем соседям рассказала, как с ней обошелся ее внук. Мальчику было ужасно стыдно. На следующий день приехал дед со своей заимки и посоветовал Вите поговорить с бабушкой и просить прощения. Он так и поступил. Бабушка сначала долго отчитывала его, а потом все-таки дала “коня с розовой гривой”. Столько лет прошло с тех пор, дедушки с бабушкой давно не было, а автор и сам постарел. Однако он никогда не забывал того “урока” бабушки и пряничного коня.


Другие работы по этой теме:

  1. Рассказ Астафьева “Конь с розовой гривой” повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок,...
  2. ­Воспитание Основная тема многих рассказов В. П. Астафьева – тема взросления. Он часто возвращается к своему собственному детству, так как оно оставило неизгладимый отпечаток на...
  3. Рассказ Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой” погружает читателя в легкий и волнующий мир детства. Сюжет рассказа реалистичен от начала и до конца, однако читателя...
  4. Рассказ ведется от первого лица, автор вспоминает события своего детства. Мальчишка отправился в лес с другими ребятами, чтоб насобирать ягод на продажу. Бабушка обещала ему...
  5. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, сделать его старше, изменить его. Писатель ставит в рассказе важные нравственные...
  6. ­Весело и интересно проведенный день В своих рассказах Виктор Астафьев часто поднимает тему детства и многие из них были автобиографичны. Читая произведение “Конь с золотой...
  7. ­Мой любимый герой Рассказ “Конь с розовой гривой” можно отнести к разряду поучительных, потому что главный герой к концу произведения учится ценить и любить своих...
mob_info