Упражнения с набивным мячом. Физкультурный комплекс нормативов "Кэнчээри" для ДОУ РС(Я) методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) на тему Метание набивного мяча двумя руками снизу норматив

Пояснительная записка

Одним из основных направлений политики образования в Республике Саха (Якутия) является оздоровление и укрепление здоровья детей.

Основу физического развития и оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях составляют учебные и дополнительные занятия по физической культуре. Для выполнения задач по оздоровлению и привлечению к регулярным занятиям физическими упражнениями детей дошкольного возраста разработан физкультурный комплекс «Кэнчээри».

Работа по физкультурному комплексу нормативов в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется во время занятий, а принятие зачетных нормативов организуется во время дополнительных занятий (соревнований).

Для наблюдения за динамикой результатов, показанных на контрольных и зачетных занятиях, заполняется журнал «Учет и сдача нормативов физкультурного комплекса «Кэнчээри», а для детей – индивидуальная карта физической подготовленности ребенка. Это необходимо инструктору физического воспитания, родителям и детям для отслеживания и прогнозирования физической подготовленности детей, выявления недостатков планирования учебной работы, а также для ведения точного учета детей, сдающих физкультурные нормативы «Кэнчээри».

Ответственность за организацию работы по физкультурному комплексу нормативов возлагается на заведующего (директора) дошкольного образовательного учреждения, а проведение – на инструктора физического воспитания и медицинского работника.

  1. Цель и задачи

Цель физкультурного комплекса нормативов «Кэнчээри»:

  • укрепление здоровья дошкольников, создание условий и содействие раскрытию физических способностей детей.

Основные задачи:

  1. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, контроль за уровнем физической подготовленности ребенка.
  2. Выявление реального уровня развития ребенка и степень его соответствия возрастным нормам.
  3. Содействие воспитанию морально-волевых качеств, привитие потребности физического и нравственного совершенствования детей дошкольного возраста.
  4. Привитие интереса к элементам различных видов спорта, в том числе национальных.
  5. Установление норм требований и условий их выполнения.
  1. Содержание

Физкультурный комплекс нормативов «Кэнчээри» для ДОУ Республики Саха (Якутия) состоит из одной ступени – дети 6-7 лет. На этой ступени выявляется уровень физической подготовленности ребенка при выпуске из дошкольного образовательного учреждения.

Для выполнения поставленных задач необходимо:

  1. Добиваться точного, энергичного, выразительного выполнения всех упражнений, целенаправленно развивать ловкость движений, закрепить правила и двигательные умения в спортивных играх и упражнениях.
  2. Закреплять умение анализировать движения (самоконтроль, самооценка, контроль и оценка движений других детей).
  3. Воспитывать привычку постоянно заботиться о своем здоровье и физическом развитии.
  4. Выполнять требования по установленным нормативам.
    1. Виды упражнений
  1. Бег на 30 м.
  2. Бег на 500 м и выше.
  3. Челночный бег 3´10 м.
  4. Прыжок в длину с места.
  5. Прыжок в высоту с разбега.
  6. Метание мешочка с песком правой и левой рукой (200 гр.).
  7. Метание набивного мяча (1 кг).
  8. Сгибание и разгибание рук (мальчики).

Подъем туловища из положения лежа на спине (девочки) – без учета времени.

  1. Тест на гибкость (наклон вперед из исходного положения стоя).
  2. Плавание (до 10 м).
  3. Лыжи (500 м и выше).

2.2. Условия выполнения нормативных требований

  1. Бег на 30 метров.

Дистанция бега размещается на спортивной площадке или на любой другой площадке с твердым покрытием. Старт высокий.

  1. Бег на 500 метров.

Бег проводится на спортивной площадке или на ровных дорожках парка и сквера. Условием выполнения норм на определенную дистанцию без учета времени является непрерывность бега. Остановка и ходьба во время выполнения нормативов не разрешается.

  1. Челночный бег 3х10 метров.

Челночный бег проводится на открытых или закрытых площадках с твердым покрытием. Отмеряется отрезок длиной в 10 м с поперечными линиями для старта и финиша. На линии старта кладут 2 кубика размером не менее 7´7 см. Сдающий норму принимает положение высокого старта и берет в руки один кубик. По команде «Марш» включается секундомер, сдающий бежит с кубиком на другой конец отрезка, кладет его, возвращается за следующим кубиком, и также переносит его на другой конец 10-метрового отрезка. В момент, когда второй кубик касается пола, выключается секундомер.

  1. Прыжок в длину с места.

Перед выполнением прыжка на полу стелется мат или толстый коврик. По его длине (скотчем) прикрепляется сантиметровая лента и отмечается (мелом) линия отталкивания. Из исходного положения – полуприсед, руки вниз назад (старт «пловца»), носки ног на линии старта. Махом рук вперед-вверх выполняется прыжок с приземлением на обе ноги. Результат отмечается по пятке сзади стоящей ноги. Лучшая из трех попыток идет в зачет. Измерение производится с точностью до одного сантиметра.

  1. Прыжок в длину с разбега.

После предварительной разминки ребенку предлагается 2-3 попытки для преодоления высоты (начальная высота 30 см). После того, как данная высота преодолена, планку следует поднять на 5 см. При неудаче на новой высоте ребенку засчитывается результат предыдущей попытки.

  1. Метание мешочка с песком, вес 200 гр.

Метание выполняется правой и левой рукой поочередно вдаль (на участке или в спортивном зале), бросок измеряется сантиметровой лентой от линии старта до места приземления мешочка.

  1. Метание набивного мяча (из-за головы), вес 1 кг.

Бросок выполняется из исходного положения сидя, ноги в стороны на линии старта, мяч за головой. Бросок измеряется от линии старта до линии приземления мяча. Тест проводится в спортивном зале.

  1. а) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа – мальчики.

В горизонтальном положении тело упирается на ладони и на носки ног. При сгибании рук в локтях ребенок опускает туловище вниз, не касаясь пола, держа туловище прямо (не сгибаясь, не прогибаясь).

  1. б) Поднимание и опускание туловища – девочки.

Исходное положение – лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°, руки за головой, пальцы сцеплены в замок, ступни закреплены (носки ног под перекладиной гимнастической скамейки или удерживаются партнером). По команде «Марш» энергично согнуться до касания локтями коленей. Обратным движением вернуться в исходное положения до касания лопатками мата. Разгибание и сгибание туловища выполняется без пауз для отдыха.

  1. Тест на гибкость.

Гибкость оценивается при помощи упражнения – наклона вперед, стоя на полу, ноги вместе. Тест проводится индивидуально (по три попытки на каждого ребенка). Если ребенок не дотягивается кончиками пальцев до пола, то результат оценивается как низкий. Кулак – средний, ладони – высокий уровень. При выполнении упражнения ноги в коленях не должны сгибаться.

  1. Плавание.

Выполнение норм по плаванию проводится в бассейнах или открытых водоемах (реки, озера, пруды) в специально для этого приспособленных, с соблюдением мер безопасности. Обучение неумеющих плавать начинается с простейших подготовительных упражнений. Они выполняются для того, чтобы привыкнуть к воде, научиться выполнять в ней простейшие движения, научиться смотреть в воде, отработать правильное дыхание.

Предупреждение несчастных случаев и травм. На занятиях по плаванию каждый воспитанник должен соблюдать неукоснительно следующие правила:

  • Приходить на занятия только с разрешения врача;
  • Соблюдать внутренние правила бассейна;
  • Приходить на занятия здоровым;
  • Не заплывать за границу места проведения занятия;
  • Заниматься спустя 1,5-2 часа после приема пищи;
  • Не доводить до переохлаждения и переутомления свой организм;
  • Не начинать занятия разгоряченным и потным;
  • По окончании занятий тщательно вытереться.
  1. Лыжи.

Ходьба и бег на лыжах проводится на дистанции, проложенной на ровной местности. Соревнования для сдающих нормативы проводятся в закрытых от ветра местах при температуре не ниже 15°. Для обучения и последующей тренировки должны быть выбраны и подготовлены специальные учебные площадки, учебно-тренировочные склоны. Учебные площадки предназначены для начального обучения технике передвижения с лыжными палками или без них. Подготовка площадки (прокладка лыжни) производится по разному: по прямой или по кругу. Площадка не должна быть больше 120´60 м (или в расчете на каждого ребенка не более 12´15 м). Внутри прокладывается лыжня для инструктора, на которой он демонстрирует технику обучения. Одежда должна быть теплой, водонепроницаемой, соответствовать времени года, метеорологическим условиям, а также интенсивности физических нагрузок на занятиях. Лыжи выбираются в зависимости от роста. Для детей 4-5 лет лыжи должны быть примерно на 5 см выше их роста. Детям старше 5 лет высоту лыж определяют по высоте вытянутой руки ребенка. Лыжные палки должны доходить до плеч ребенка.

  1. Документация, учет и отчетность

Ведение учета и отчетности по комплексу нормативов «Кэнчээри» в соответствии с утвержденными формами возлагается на инструктора физического воспитания.

  1. Результаты выполнения дошкольниками нормативов физкультурного комплекса «Кэнчээри» вносятся в журнал «Учета сдачи нормативов физкультурного комплекса» и выносятся на стенд «Уголок для родителей» для ознакомления.
  2. Копии результатов сдачи физкультурного комплекса «Кэнчээри» отправляются в улусное (городское) управление образования.
  3. На основании результатов сдачи дошкольниками нормативов физкультурного комплекса «Кэнчээри» заполняется «Индивидуальная карта физической подготовленности ребенка».

В конце учебного года «Индивидуальная карта» выдается детям с последующим предъявлением его в школу.

  1. Показатели физической подготовленности детей 6-7 лет

Наименование показателя

Пол

Стандарт

Низкий

Средний

Высокий

1

Бег на 30 м (сек.)

Маль.

Дев.

2

Челночный бег 3 ´10 (сек.)

Маль.

11,9-11,1

11,0-10,1

10,0 (-)

Дев.

12,5-12,1

12,0-11,1

11,0 (-)

3

Прав.

Маль.

Лев.

Прав.

Дев.

Лев.

4

Метание набивного мяча

(1 кг) из-за головы (м)

Маль.

Дев.

5

Прыжок в длину с места (см)

Маль.

Дев.

6

Прыжок в высоту с разбега (см)

Маль.

Дев.

7

Бег на выносливость 500м (без учета времени)

Зачет/незачет

8

Плавание до 10 м

(без учета времени)

Зачет/незачет

9

Лыжи (без учета времени)

1000 м

Маль.

Дев.

Зачет/незачет

1500 м

Зачет/

незачет

2000 м

Зачет/

незачет

10

Гибкость

Пальцы

Кулак

Ладонь

11

Сгибание/разгибание рук (количество)

Маль.

3

3

6

10

12

Подъем туловища

из положения лежа на спине (количество)

Дев.

3

3

5

8

Индивидуальная карта

физической подготовленности ребенка (6-7 лет)

Дата и год рождения

Поступил в детский сад

наименование детского учреждения

Город/село улус

Показатели физической подготовленности

Месяц

Дата

Основные движения

Бег 30 м (сек.)

Бег 500 м (зачет/незачет)

Челночный бег 3 ´ 10 м (сек.)

Прыжок с места в длину (см)

Прыжок с разбега в высоту (см)

Метание мешочка с песком 200 гр. (м)

Метание набивного мяча 1 кг (м)

Сгибание/ разгибание рук (мал.)

Подъем туловища (дев.)

Гибкость (пкл)

прав.

Заведующая ДОУ «Колокольчик»_______________________/ _________________/

Инструктор физического воспитания ___________________/ __________________/

Учет сдачи нормативов

физкультурного комплекса «Кэнчээри» (6 – 7 лет)

год проведения инструктор физического воспитания (Ф.И.О.)

Ф.И. ребенка

Дата тестирования

Основные движения

Бег 30 м (сек.)

Бег 500 м (зачет/незачет)

Испытание проводится на ровной площадке длиной не менее 10 м. Ребенок встает у контрольной линии разметки и бросает мяч из-за головы двумя руками вперед из исход­ного положения стоя - одна нога впереди, другая сзади или ноги врозь. При броске ступни должны сохранять кон­такт с землей. Допускается движение корпуса вперед, со­провождающее произведенный бросок. Делается три по­пытки. Засчитывается лучший результат.

Прыжок в длину с места

Ребенок прыгает, отталкиваясь двумя ногами с интенсив­ным взмахом руками от размеченной линии отталкивания на максимальное для него расстояние, и приземляется на обе ноги. Для приземления можно использовать тонкий матрасик или резиновую дорожку. При приземлении нель­зя опираться сзади руками.

Взрослый при помощи рулетки или сантиметровой ленты измеряет расстояние между линией отталкивания и отпе­чатком ног (по пяткам) при приземлении (в см). Засчиты­вается лучшая из трех попыток.

Определение гибкости

Ребенок сидит на ковре, ноги врозь на ширине плеч, ко­лени выпрямлены. Взрослый прижимает рукой колени ре­бенка к полу. Между стопами ребенка расположен кубик (пятки ног и кубик находятся на одной черте).

Задание ребенку: наклониться и отодвинуть кубик руками как можно дальше. Оценивается расстояние в сан­тиметрах от линии пяток до грани кубика, в которую ребе­нок упирался пальцами. Засчитывается результат только одной попытки.

Определение функции равновесия

Ребенок стоит босиком, носок сзадистоящей ноги вплот­ную примыкает к пятке впередистоящей ноги. Руки внизу.

Задание ребенку: устоять в такой позе с открытыми глазами как можно дольше.

Оценивается время (в секундах) удержания позы с мо­мента принятия и до момента, когда ступни ног сдвинутся О места или ребенок пошатнется.

Примечание. Поверхность, на которой стоит ребенок, должна быть ровной и жесткой.

Метание мешочка с песком весом 150-200 г правой и левой рукой

После разминки взрослый предлагает ребенку произве­сти три броска мешочков каждой рукой как можно даль­ше. При броске ребенок принимает следующее исходное по­ложение: стоя одна нога впереди, другая на расстоянии шага, рука с мешочком за головой.

Взрослый осуществляет замер после каждого броска и лучший результат заносит в протокол.

Педагоги и специалисты ДОУ по своему усмотрению мо­гут дополнять вышеперечисленный необходимый минимум диагностических методик.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Существуют специальные шкалы, устанавливающие со­циальную зрелость детей, способность их к самостоятель­ному удовлетворению простейших потребностей, умению адаптироваться к разнообразным условиям окружающей среды. Достаточно известной является шкала Вайнленд, предназначенная для изучения способностей ребенка об­служивать себя и брать на себя ответственность. Она со­держит 117 пунктов, сгруппированных по разным возраст­ным уровням, и включает восемь областей поведения: общее самообслуживание, самообслуживание во время еды, при одевании, саморегуляцию, навыки общения, предпочитаемые занятия, особенности моторики, социали­зацию.

Для оценки уровня умственного развития дошкольников чаще всего используются шкала Стенфорд - Вине, тест Векслера и тест Равенна. Для этих же целей могут исполь­зоваться и методики Пиаже.

В отечественной педагогике и психологии разработано несколько диагностических пакетов, позволяющих оце­нить готовность ребенка к школе. Важнейшими показате­лями являются уровень сформированности произвольности внимания, памяти; навыки сотрудничества (кооперации),

качество речи, коммуникативные и социальные навыки, общий уровень культуры и сформированность представле­ний о конвенциональных нормах; качество социализации, представление о нормах коммуникации и справедливости, уровень моральных суждений и оценок, готовность к мо­ральному выбору. Для мониторинга достижений по про­грамме нам представляется целесообразным использовать в работе следующие методики:

Методика «Беседа о школе» (модифицированный вари­ант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)

Цель: выявление сформированности внутренней пози­ции школьника, мотивации учения.

Возраст: 6,5-8 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребен­ком, ответы на вопросы.

Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»

Цель: выявление развития познавательных интересов и инициативы.

Возраст: 6,5-8 лет.

Метод оценивания: чтение незавершенной сказки в индивидуальном обследовании.

Методика выявления характера атрибуции успеха/не­успеха (Рефлексивная оценка - каузальная атрибуция неуспеха)

Цель: выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности.

Возраст: 6,5-7 лет.

Вопрос: «Бывает так, что ты рисуешь, лепишь или складываешь конструктор и у тебя не получается?»

При утвердительном ответе задается еще один вопрос: «А как ты думаешь, почему у тебя не всегда получается?»

При отрицательном ответе можно сделать вывод о низ­кой рефлексии или некритичной самооценке.

Вопрос: «Какие задания ты любишь - трудные или легкие? »

При ответе «У меня всегда получается» опрос прекраща­ется.

Критерии оценивания:

    Собственные усилия - не старался, бросил, надо учиться, надо попросить, чтобы объяснили, помогли и т. п.

    Объективная сложность задания - очень трудная, сложная, не для детей, для более старших и т. д.

    Способности - не умею, у меня всегда не получается.

    Везение - просто не получилось, потом (в другой раз) получится, не знаю почему, случайно.

Уровни оценивания:

1. Ребенок ссылается на способности, везение.

2. Ребенок ссылается на объективную трудность и на не­ достаточность усилий.

3. Ребенок ссылается на недостаточность усилий. Задание на учет мотивов героев в решении моральной

дилеммы (модифицированная задача Ж. Пиаже, 2006)

Цель: выявление ориентации на мотивы героев в реше­нии моральной дилеммы (уровня моральной децентрации).

Возраст: 6,5-7 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Описание задания: учитель читает текст рассказа ребенку и задает ему вопросы.

Текст рассказа

Маленький мальчик Сережа захотел помочь маме по­мыть посуду. Он вымыл чашку и хотел поставить ее на стол, но поскользнулся, упал и уронил поднос, на котором стояли чашки. Пять чашек разбилось.

Другой мальчик Петя, когда его мамы не было дома, за­хотел взять из буфета варенье. Полка, на которой стояла банка, была высоко, и он встал на стул. Пытаясь достать варенье, он зацепил чашку. Она упала и разбилась.

1. Кто из детей больше виноват?

2. Кто заслуживает наказания? Почему? Критерии оценивания: выделение мотивов поступ­ ка (ответы на вопросы 1 и 2).

Уровни оценивания К вопросу 1:

    Отсутствует ориентация на обстоятельства поступ­ка - ответа нет, оба виноваты.

    Ориентация на объективные следствия поступка - виноват больше Сережа, потому что разбил пять чашек, а Петя только одну.

    Ориентация на мотивы поступка - Сережа хотел по­мочь маме, а Петя - съесть варенье, виноват больше Петя.

К вопросу 2:

    Отсутствует ориентация на обстоятельства поступ­ка - следует наказать обоих: оба виноваты, оба поступили плохо.

    Ориентация на объективные последствия поступка - следует наказать Сережу: он виноват больше, так как раз­бил больше (много) чашек.

    Ориентация на мотивы поступка - Петя виноват боль­ше, ведь Сережа хотел помочь маме, а Петя - удовлетво­рить свои желания. Ориентация на намерения героя. Прояв­ление децентрации как учета намерений героя рассказа.

В остальных образовательных областях используются традиционно сложившиеся и оправдавшие себя в практике методики, описанные авторами в методических рекоменда-

циях к программе. В частности, вы найдете такие програм­мы обследования детей в ключевых областях формирова­ния элементарных математических представлений, основ логического мышления ребенка, подготовки к обучению грамоте 1 .

Введение 3

11ояснительная записка 5

Краткая характеристика программы -

()бязательная часть 17

I"пиний и младший дошкольный возраст (2-4 года)... 18

Первая младшая группа (2-3 года) 18

Вторая младшая группа (3-4 года) 32

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) 45

Старший дошкольный возраст (5-7 лет) 62

Старшая группа (5-6 лет) 62

Подготовительная к школе группа (6-7 лет) .... 67

Система мониторинга достижения детьми

планируемых результатов освоения программы 99

Взаимодействие с семьей 101

Приложение 103

В работе по организации мониторинга педагогам и старшим воспита­телям помогут следующие книги:

    Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста / Р. И. Бардина, А. И. Булычева, О. М. Дьяченко и др. - М., 1996.

    Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. - М., 2000.

    Забрамная С. Д. От диагностики к развитию / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. - М., 2004.

    МарцинковскаяТ. Д. Диагностика психического развития де­тей / Т. Д. Марцинковская. - М., 1997.

    Вильсон Г. Узнай интеллектуальные возможности своего ребен­ка / Г. Вильсон, Д. Гриллз. - М., 1998.

    Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе/ Н. И. Гуткина. - М., 1996.

    Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. - М., 1981.

Чтобы развить в школьников ловкость, скорость, быстроту реакции, выносливость, меткость, способность быстро приспосабливаться к различным изменениям обстановки достигается путем выполнения упражнений с набивным мячом. Это упражнение имеет достаточно давнюю историю. В той или иной степени, подобные действия характерны практически каждой культуре, где практиковались разнообразные спортивные состязания.

Бросок набивного мяча нормативы для школьников

Метание набивного мяча 1кг из положения сидя (см)

Мальчики Девочки
295 235 195 245 220 200
310 245 215 280 215 175
360 270 220 345 265 215
380 310 270 350 275 230
400 330 290 380 290 240
430 350 305 400 320 250
465 415 390 430 350 300
565 435 395 480 390 340
695 530 430 545 445 385
795 600 480 580 470 405
600 500 450
810 630 520 2 кг 11 кл

Примечание : нормативы и вес снаряда стоит уточнить преподавателя урока физкультуры вашей школы. Вес мяча может быть от 1 до 8 кг, и несколько способов бросков такого мяча.

Особенности применения в школьных программах

Изначально важно отметить, что выполнение упражнения метания набивного мяча может иметь множество интерпретаций. Все зависит от цели, поставленной педагогом и необходимости развивать определенные группы мышц. Нужно обозначить, что вес набивного мяча, с помощью которого сдаются школьные нормативы, может составлять от 1 кг до 8 кг.

Само упражнение состоит из необходимости забросить мяч как можно дальше от стартовой линии, либо же переместить его с одной руки на другую (от одного школьника к другому). Может осуществляться индивидуально, а может парами, когда ученики передают друг другу мяч с определённой скоростью (частотой) и различной дистанции (от метра до 5 метров).

Здесь, в отличие от обычных небольших мячиков, могут применяться разнообразные позиции для достижения поставленной цели. В частности, обычно мяч бросается с места. При этом делать это можно двумя руками из-за спины, одной рукой с плеча, путем броска назад себя, осуществлением бокового броска, перебрасыванием с руки на другую руку, метанием снаряда сидя и с других позиций.

Не удивительно, что выполнять такие упражнения можно в любую пору года. При этом сдача нормативов может осуществляться не только на открытых стадионах, но и в небольших внутренних школьных стадионах. Нормативы, в зависимости от веса мяча, а также сложности необходимых действий, установлены для учеников всех классов. При этом, перед началом выполнения упражнения в обязательном порядке нужно выполнить общую разминку организма с тем, чтобы случайно не потянуть мышцы во время метания мяча (в большинстве упражнений это делается резким взмахом рук или одной руки).

Дополнительно не стоит забывать и о некоторых нормах личной безопасности. В этом случае площадка для метания должна быть освобождена для посторонних. Дальность свободного пространства напрямую зависит от выполняемого упражнения и тяжести мяча для метания. Обычно достаточно от 5 до 20 метров. Выполнять упражнение следует под контролем школьного педагога по его команде. Оценивается по пятибалльной шкале. Зачетными считаются оценки «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Нормативы составлены отдельно для парней и девушек, возрастают с взрослением учеников.

О технике бросков

Учитывая, что количество возможных вариантов выполнения упражнений с набивным мячом весьма обширна, рассмотрим наиболее часто практикуемые в школах упражнения, с помощью которых задействуют максимальное количество мышц, а также поддерживается реальный интерес учеников к выполнению упражнения.

В частности, остановимся на бросках набивного мяча из-за спины, от груди, с плеча, сидя.

Бросок из-за спины

Весьма распространенное упражнение, позволяющее развивать скорость, ловкость, точность, выносливость, технику выполнения. Весь процесс выполнения состоит из последующий действий:

  • ученик становится на стартовую линию спиной к своим одноклассникам, а лицом к направлению броска мяча;
  • мяч берется двумя руками, поднимается над головой, отводится назад, а потом резким движение рук подается вперед и вверх;
  • во время начальной фазы броска тело немного подается назад, а потом одновременно с движением рук подается вперед, ускоряя бросок. Передвигаться за ограничительную линию запрещено;
  • необходимая дальность полета мяча зависит от его веса. Для нормативного выполнения дается три попытки.


Бросок от груди

Еще одно популярное упражнение, когда набивной мяч необходимо выбросить как можно дальше (либо точнее) от груди. В этом случае могут практиковаться некоторые разновидности. В частности, мяч можно подавать на максимальное зачетное расстояние, а можно отрабатывать точность и ловкость путем передачи мяча партнеру.

В случае передачи мяча вперед себя упражнение мало отличается от броска из-за спины. Правда здесь мяч подается вперед резким выбросом рук от груди вперед и немного вверх. В основном тут задействуют различные группы мышц рук.

Когда же осуществляется попарная передача мяча друг другу, действует немного другой алгоритм:

  • ученика становятся друг напротив друга лицом один к другому;
  • метание мяча осуществляется не в полную силу с тем, чтобы у другой стороны была возможность среагировать на приближающийся предмет и своевременно его схватить;
  • расстояние между учениками должно составлять от 3 до 5 метров (старшеклассникам можно немного больше);
  • упражнение можно выполнять сразу с несколькими учениками (здесь все зависит от количества мячей).

Бросок с плеча

Практикуется, когда в качестве предмета метания используется тяжелый набивной мяч (порядка 8 кг). Метается с места, либо с небольшого разбега. Суть упражнения состоит в необходимости забросить мяч на максимальную длину используя силу рук, туловища, ног. Обычно, если пробовать сдавать норматив без технических навыков только надеясь на силу мышц рук, результат не всегда оказывается желаемый.

Поэтому стоит учитывать, что метание тяжелых предметов с плеча лучше всего выполнять с одновременным задействованием ног (делается с удобной стойки с полусогнутыми ногами), мышц спины (помогают выполнить подталкивание мяча во время его старта), а также рук (на них ложится львиная доля работа, но без предыдущих двух позиций эффективность снижается на 20 – 30%).

Развивают силу, выносливость, ловкость, точность. Обычно такие упражнения выполняются на открытых стадионах под пристальным присмотром педагогов в целях безопасности всех учеников.

Броски сидя

Упражнения, которые практикуются со школьниками младших классов. Здесь применяются набивные мячи небольшого веса (обычно это 1 кг). Как правило, вся суть упражнений сводится к необходимости перебросить мяч на небольшое расстояние (1 – 3 метра), в сторону другого ученика, либо вдаль. Могут выполняться индивидуально, либо парами. Практикуются в закрытых спортивных залах, либо специализированных помещениях для игры.

Рис. 1 Перебрасывание набивного мяча

Упражнение 1 (Рис. 1).
Перебрасывание набивного мяча одной рукой над головой и ловля его другой рукой.
Упражнение выполняется в среднем темпе в течение 20–30 с.


Рис. 2 Бросок набивного мяча

Упражнение 2 (Рис. 2).
Бросок набивного мяча из-за головы сначала правой, а затем левой рукой на дальность.
По 5–6 бросков каждой рукой.


Рис. 3 Бросок набивного мяча из-за головы двумя руками

Упражнение 3 (Рис. 3).
Исходное положение: стоя, набивной мяч в поднятых вверх руках.
Бросок набивного мяча из-за головы двумя руками.
Повторить 6–10 раз.


Рис. 4 Бросок набивного мяча от груди

Упражнение 4 (Рис. 4).

Бросок набивного мяча от груди сначала правой, а затем левой рукой.
Повторить 5–6 раз каждой рукой.


Рис. 5 Бросок набивного мяча от груди двумя руками

Упражнение 5 (Рис. 5).
Исходное положение: стоя, набивной мяч в руках перед грудью.
Бросок от груди набивного мяча двумя руками.
Повторить 6–8 раз на дальность броска.


Рис. 6 Бросок набивного мяча двумя руками снизу

Упражнение 6 (Рис. 6).

Бросок набивного мяча двумя руками снизу.
Повторить 6–10 бросков.


Рис. 7 Бросок набивного мяча через себя

Упражнение 7 (Рис. 7).
Исходное положение: стоя, набивной мяч в опущенных руках спереди.
Необходимо прогнуться и выполнить бросок набивного мяча через себя.
Выполнять по 6–10 раз, отрабатывая технику броска.


Рис. 8 Бросок набивного мяча двумя руками вперед через себя с наклоном вперед

Упражнение 8 (Рис. 8).
Исходное положение: стоя, набивной мяч в опущенных руках за спиной.
Бросок набивного мяча двумя руками вперед через себя с наклоном вперед.
Повторить 6–10 раз.


Рис. 9 Бросок набивного мяча назад между ног с наклоном вперед

Упражнение 9 (Рис. 9).
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, набивной мяч в вытянутых вперед руках.
Бросок набивного мяча назад между ног с наклоном вперед.
Повторить 6–10 раз.

mob_info