Свято симеоновский кафедральный собор. Кафедральный собор праведного симеона верхотурского. Работы в храме и облагораживание территории


На протяжении вот уже 123 лет в Свято-Симеоновском кафедральном соборе не прекращается служение Господу. Это храм счастливой судьбы: он уцелел в годы гражданской войны при артобстрелах «белых» и «красных»; при советской власти не был ни разрушен, как большинство челябинских храмов, ни осквернен. За это время храм не только не погиб, но расширился и из небольшой кладбищенской церкви превратился в главный храм Челябинской епархии.
Ко времени возведения Свято-Симеоновской церкви Челябинск уже был довольно большим губернским городом. В 1862 году его приходы вошли в состав Оренбургской епархии, которая за три года до этого получила самостоятельность и своего управляющего. В Челябинске уже были построены Христорождественский собор, Свято-Троицкая, Казанская церкви, монастырские Одигитриевская и Николаевская, Покровский храм при духовном училище. Причиной постройки еще одной церкви стала большая любовь горожан к праведному Симеону Верхотурскому.
«Новый и предивный» чудотворец праведный Симеон, нетленные мощи которого покоились в Свято-Никольском монастыре города Верхотурье, стал пользоваться большим почитанием среди жителей Урала и Сибири. Множество паломников, а среди них, конечно, и челябинский люд, притекали к его мощам, так как по молитвам святого подавалась невиданная доселе в этих краях благодатная помощь и исцеления. И челябинцам, конечно, очень хотелось иметь у себя храм в честь нового угодника Божия. По решению Консистории от 24 января 1873 года с утверждения Его Преосвященства было разрешено строительство каменной Симеоновской церкви на городском кладбище. Из документов, хранящихся в Челябинском областном краеведческом музее, узнаем, что через десять лет, в 1883 году, на пожертвования «разных лиц» на упраздненном кладбище была построена и освящена церковь с престолом во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца.
Это было небольшое белое прямоугольное здание с полукруглой апсидой (алтарным выступом), увенчанное крупной главой на граненом световом барабане. Главный вход располагался с западной стороны, над притвором возвышался ярус звона шатровой колокольни, завершавшейся небольшой главкой.
Через шесть лет храм постигло несчастье: в 1889 году во время сильнейшей бури колокольня рухнула, а ее обломками была значительно повреждена церковная крыша. Работы по исправлению, каменные и частью деревянные, поручаются мещанину Павлу Михайловичу Кутыреву. К 14 мая 1890 года восстановление было завершено. Прибывший для осмотра епархиальный архитектор Ф. Маркелов засвидетельствовал, что «капитальный ремонт купола и колокольни Симеоновской церкви в г. Челябинске… произведен прочно, правильно, из материалов должного качества». Благодетелем в строительстве выступил Петр Иванович Ильиных, о котором известно, что он помогал при возведении и других храмов Челябинска. Участие в ремонте крыши и колокольни Симеоновской церкви - его последнее благодеяние. В1896 году Петр Иванович скончался и был с почетом похоронен во дворе храма, напротив его алтаря.
Послереволюионный период стал великим испытанием для всей русской православной Церкви; череда закрытий и осквернений не обошла и челябинские приходы. Храмы Челябинска стали закрываться один за другим, их либо разрушали, либо перестраивали под общественные здания. В апреле 1922 года Свято-Симеоновская церковь была передана в аренду общине обновленческого направления. К 1930 году из семнадцати челябинских церквей уцелел только Свято-Симеоновский храм. А в августе 1930 и над ним нависла угроза: президиум горсовета принял решение об его закрытии, само здание предполагалось использовать «в связи с острым жилищным кризисом под государственные нужды».
Но по молитвам святого Симеона Верхотурского, Божией Матери и всех святых храм был спасен от поругания: сразу же после принятия решения о закрытии последнего челябинского храма в «органы» неожиданно приходит секретная инструкция к постановлению ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях». В ней предписывалось «не допускать изъятия молитвенных зданий из пользования религиозных объединений, если таковые изъятия приводят к невозможности в данном месте отправления культа (если данное здание является единственным для того или иного культа)». Церковь не только не была разрушена: вскоре в ней возобновилось православное богослужение.
В годы Великой Отечественной войны Свято-Симеоновский храм становится центром патриотической работы православного духовенства и верующих. Прихожане храма за годы войны собрали 80 тысяч рублей в Фонд обороны, приобрели облигаций различных займов более чем на 100 тысяч рублей, сдали серебра в изделиях 6500 граммов и золота 269 граммов. Настоятель церкви протоиерей Сергий Ашихмин за свою патриотическую, проповедническую и организиторскую деятельность получил две благодарности от Сталина и был представлен к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Во второй половине XX века Симеоновский храм несколько раз реконструировался. В 1947 - 1960 годах появились Казанский «приделец», небольшие хозяйственные постройки и кирпичный забор. В 1976 - 1977 годах был выстроен большой притвор и расширена алтарная часть, а боковые пристрои к храму несколько увеличили его площадь. Наконец, поскольку это был единственный в то время в Челябинске действующий храм, в 1986 - 1990 годах произвели его третью, капитальную реконструкцию. В результате этого небольшая церковь превратилась в трехпрестольный кафедральный собор. Статус кафедрального Симеоновский храм получил в 1989 году, когда постановлением Священного Синода от 10 апреля этого же года была воссоздана Челябинская епархия.
Третья реконструкция, произведенная в 1988 году, стала для служащих храма и прихожан нелегким испытанием, но и временем небывалого духовного подъема.* В ней участвовали небольшая бригада строителей-профессионалов и около 50 прихожан-добровольцев, которые в течение длительного времени несли тяжелые послушания на стройке. Работа шла очень быстрыми темпами, строили даже ночью. Семь человек из прихода по полгода отработали на кирпичном заводе, чтобы получить дефицитный по тем временам кирпич для строительства храма в счет зарплаты.
В 80-е годы многие стройматериалы были дефицитом. Поэтому немало пришлось хлопотать по различным инстанциям, а порою просто вымаливать у Господа необходимое, и надеяться на чудесную помощь. Да и весь труд освящался общей и личной молитвой верующих участников строительства. По сути, Симеоновский храм после реконструкции - это воплощенная молитва служащих и прихожан, поминаемых ныне за здравие и за упокой.
В эти годы были возведены два придела: южный в честь Казанской иконы Божией Матери и северный в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших. Старая церковь оказалась встроенной в новое здание, в первозданном виде сохранились массивная глава храма и колокольня. Храм и приделы завершаются теперь трехгранными апсидами с собственными небольшими главками. В плане строение приобретает форму креста. Двускатную кровлю «ветвей» креста также увенчали небольшие главки. На всех главах установлены ажурные, покрытые сусальным золотом кресты.
В ходе реконструкции преобразился и церковный двор. Были снесены загромождающие его ветхие строения, а все службы разместились в длинном двухэтажном административном здании с просторным крестильным помещением в центре. Авторы проекта реконструкции - архитекторы института «Челябинскгражданпроект» А.Г. Буров и В.И. Токарев.
Фасад украсили порталы, филенчатые с изразцовыми вставками лопатки, которыми декорированы углы здания, арочные окна с наличниками и опоясывающий изразцовый фриз. Ростовые живописные и мозаичные образы Спасителя, Пресвятой Девы, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Амвросия Оптинского и многих других особо чтимых российских святых обрамляют церковь по всему фасаду. Работы выполнялись художницами Е. Числовой, Ю. Кадомцевой, Е. Ходаевой под руководством Н.В. Чекотиной в 1995-1996 годах. В последние два года фасадная живопись была значительно обновлена.
В 1990 году интерьер храма был расписан группой московских художников. Взору молящихся предстали монументальные картины и сцены из Нового Завета, великие и двунадесятые праздники, чудотворные иконы Богородицы, события из истории Православия на Святой Руси, образы многих почитаемых русских святых.
В 2002-2005 годах были обновлены иконостасы северного и южного приделов. Центральный иконостас, одетый в ризу из металла, уже более века сохраняет свой первоначальный вид: при реконструкции был заменен только его каркас.
Теперь в храме снова идут строительные работы. Убираются загромождающие стены наружные батареи, вместо них делается «теплый пол». Планируется сменить центральный иконостас, но что самое главное, храм будет заново расписан.
Теперь уже трудно узнать в этом развернувшем крылья-приделы соборе небольшую белую церковь. Да и кто мог еще 30 лет назад предугадать, какую участь готовит ей судьба? В дни больших праздников здесь собираются на молитву до трех тысяч верующих. Вместе с праведным Симеоном возносят к Господу молитвы весь сонм святых российских и Матерь Божия, которая дала храму Свой благодатный покров.

Http://www.sobor-chel.ru

Фотографии Игоря Яковлева (г. Екатеринбург)

На протяжении вот уже 123 лет в Свято-Симеоновском кафедральном соборе не прекращается служение Господу. Это храм счастливой судьбы: он уцелел в годы гражданской войны при артобстрелах «белых» и «красных»; при советской власти не был ни разрушен, как большинство челябинских храмов, ни осквернен. За это время храм не только не погиб, но расширился и из небольшой кладбищенской церкви превратился в главный храм Челябинской епархии.

Ко времени возведения Свято-Симеоновской церкви Челябинск уже был довольно большим губернским городом. В 1862 году его приходы вошли в состав Оренбургской епархии, которая за три года до этого получила самостоятельность и своего управляющего. В Челябинске уже были построены Христорождественский собор, Свято-Троицкая, Казанская церкви, монастырские Одигитриевская и Николаевская, Покровский храм при духовном училище.

Причиной постройки еще одной церкви стала большая любовь горожан к праведному Симеону Верхотурскому. «Новый и предивный» чудотворец праведный Симеон, нетленные мощи которого покоились в Свято-Никольском монастыре города Верхотурье, стал пользоваться большим почитанием среди жителей Урала и Сибири. Множество паломников, а среди них, конечно, и челябинский люд, притекали к его мощам, так как по молитвам святого подавалась невиданная доселе в этих краях благодатная помощь и исцеления. И челябинцам, конечно, очень хотелось иметь у себя храм в честь нового угодника Божия. По решению Консистории от 24 января 1873 года с утверждения Его Преосвященства было разрешено строительство каменной Симеоновской церкви на городском кладбище.

Из документов, хранящихся в Челябинском областном краеведческом музее, узнаем, что через десять лет, в 1883 году, на пожертвования «разных лиц» на упраздненном кладбище была построена и освящена церковь с престолом во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца. Это было небольшое белое прямоугольное здание с полукруглой апсидой (алтарным выступом), увенчанное крупной главой на граненом световом барабане. Главный вход располагался с западной стороны, над притвором возвышался ярус звона шатровой колокольни, завершавшейся небольшой главкой.

Через шесть лет храм постигло несчастье: в 1889 году во время сильнейшей бури колокольня рухнула, а ее обломками была значительно повреждена церковная крыша. Работы по исправлению, каменные и частью деревянные, поручаются мещанину Павлу Михайловичу Кутыреву. К 14 мая 1890 года восстановление было завершено. Прибывший для осмотра епархиальный архитектор Ф. Маркелов засвидетельствовал, что «капитальный ремонт купола и колокольни Симеоновской церкви в г. Челябинске… произведен прочно, правильно, из материалов должного качества». Благодетелем в строительстве выступил Петр Иванович Ильиных, о котором известно, что он помогал при возведении и других храмов Челябинска. Участие в ремонте крыши и колокольни Симеоновской церкви - его последнее благодеяние. В1896 году Петр Иванович скончался и был с почетом похоронен во дворе храма, напротив его алтаря.

Послереволюионный период стал великим испытанием для всей русской православной Церкви; череда закрытий и осквернений не обошла и челябинские приходы. Храмы Челябинска стали закрываться один за другим, их либо разрушали, либо перестраивали под общественные здания. В апреле 1922 года Свято-Симеоновская церковь была передана в аренду общине обновленческого направления. К 1930 году из семнадцати челябинских церквей уцелел только Свято-Симеоновский храм. А в августе 1930 и над ним нависла угроза: президиум горсовета принял решение об его закрытии, само здание предполагалось использовать «в связи с острым жилищным кризисом под государственные нужды». Но по молитвам святого Симеона Верхотурского, Божией Матери и всех святых храм был спасен от поругания: сразу же после принятия решения о закрытии последнего челябинского храма в «органы» неожиданно приходит секретная инструкция к постановлению ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях». В ней предписывалось «не допускать изъятия молитвенных зданий из пользования религиозных объединений, если таковые изъятия приводят к невозможности в данном месте отправления культа (если данное здание является единственным для того или иного культа)». Церковь не только не была разрушена: вскоре в ней возобновилось православное богослужение.

В годы Великой Отечественной войны Свято-Симеоновский храм становится центром патриотической работы православного духовенства и верующих. Прихожане храма за годы войны собрали 80 тысяч рублей в Фонд обороны, приобрели облигаций различных займов более чем на 100 тысяч рублей, сдали серебра в изделиях 6500 граммов и золота 269 граммов. Настоятель церкви протоиерей Сергий Ашихмин за свою патриотическую, проповедническую и организиторскую деятельность получил две благодарности от Сталина и был представлен к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Во второй половине XX века Симеоновский храм несколько раз реконструировался. В 1947 - 1960 годах появились Казанский «приделец», небольшие хозяйственные постройки и кирпичный забор. В 1976 - 1977 годах был выстроен большой притвор и расширена алтарная часть, а боковые пристрои к храму несколько увеличили его площадь. Наконец, поскольку это был единственный в то время в Челябинске действующий храм, в 1986 - 1990 годах произвели его третью, капитальную реконструкцию. В результате этого небольшая церковь превратилась в трехпрестольный кафедральный собор. Статус кафедрального Симеоновский храм получил в 1989 году, когда постановлением Священного Синода от 10 апреля этого же года была воссоздана Челябинская епархия.

Третья реконструкция, произведенная в 1988 году, стала для служащих храма и прихожан нелегким испытанием, но и временем небывалого духовного подъема. В ней участвовали небольшая бригада строителей-профессионалов и около 50 прихожан-добровольцев, которые в течение длительного времени несли тяжелые послушания на стройке. Работа шла очень быстрыми темпами, строили даже ночью. Семь человек из прихода по полгода отработали на кирпичном заводе, чтобы получить дефицитный по тем временам кирпич для строительства храма в счет зарплаты. В 80-е годы многие стройматериалы были дефицитом. Поэтому немало пришлось хлопотать по различным инстанциям, а порою просто вымаливать у Господа необходимое, и надеяться на чудесную помощь. Да и весь труд освящался общей и личной молитвой верующих участников строительства.

По сути, Симеоновский храм после реконструкции - это воплощенная молитва служащих и прихожан, поминаемых ныне за здравие и за упокой. В эти годы были возведены два придела: южный в честь Казанской иконы Божией Матери и северный в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших. Старая церковь оказалась встроенной в новое здание, в первозданном виде сохранились массивная глава храма и колокольня. Храм и приделы завершаются теперь трехгранными апсидами с собственными небольшими главками. В плане строение приобретает форму креста. Двускатную кровлю «ветвей» креста также увенчали небольшие главки. На всех главах установлены ажурные, покрытые сусальным золотом кресты. В ходе реконструкции преобразился и церковный двор. Были снесены загромождающие его ветхие строения, а все службы разместились в длинном двухэтажном административном здании с просторным крестильным помещением в центре. Авторы проекта реконструкции - архитекторы института «Челябинскгражданпроект» А. Г. Буров и В. И. Токарев. Фасад украсили порталы, филенчатые с изразцовыми вставками лопатки, которыми декорированы углы здания, арочные окна с наличниками и опоясывающий изразцовый фриз.

Ростовые живописные и мозаичные образы Спасителя, Пресвятой Девы, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Амвросия Оптинского и многих других особо чтимых российских святых обрамляют церковь по всему фасаду. Работы выполнялись художницами Е. Числовой, Ю. Кадомцевой, Е. Ходаевой под руководством Н. В. Чекотиной в 1995-1996 годах. В последние два года фасадная живопись была значительно обновлена. В 1990 году интерьер храма был расписан группой московских художников. Взору молящихся предстали монументальные картины и сцены из Нового Завета, великие и двунадесятые праздники, чудотворные иконы Богородицы, события из истории Православия на Святой Руси, образы многих почитаемых русских святых.

В 2002-2005 годах были обновлены иконостасы северного и южного приделов. Центральный иконостас, одетый в ризу из металла, уже более века сохраняет свой первоначальный вид: при реконструкции был заменен только его каркас. Теперь в храме снова идут строительные работы. Убираются загромождающие стены наружные батареи, вместо них делается «теплый пол». Планируется сменить центральный иконостас, но что самое главное, храм будет заново расписан.

Теперь уже трудно узнать в этом развернувшем крылья-приделы соборе небольшую белую церковь. Да и кто мог еще 30 лет назад предугадать, какую участь готовит ей судьба? В дни больших праздников здесь собираются на молитву до трех тысяч верующих. Вместе с праведным Симеоном возносят к Господу молитвы весь сонм святых российских и Матерь Божия, которая дала храму Свой благодатный покров.

4 сентября 2015 года, когда Православная Церковь чтит память преподобного Симеона Столпника, а также празднует Церковное Новолетие (начало нового церковного года), в Симеоновском кафедральном соборе г. Бреста пройдут торжества, посвященные 150-летию основания собора.

Божественную литургию, которая начнется в 8.30 часов, возглавит Преосвященнейший Иоанн, Епископ Брестский и Кобринский.

После богослужения состоится церемония гашения памятной почтовой марки, посвященной 150-летию основания Симеоновского кафедрального собора в Бресте. В мероприятии примут участие Епископ Брестский и Кобринский Иоанн, председатель Брестского горисполкома Александр Степанович Рогачук, директор Брестского филиала РУП «Белпочта» Пух Валентина Николаевна.

После церемонии гашения марки состоится торжественное открытие выставки фотоматериалов, посвященных празднованию 150-летия Симеоновского кафедрального собора. На выставке будут представлены фотографии собора, датируемые концом XIX началом XX века. Фотоматериалы будут размещены с внешней стороны ограды собора (со стороны ул. Машерова) и доступны к обзору на протяжении нескольких недель.

Участников торжества ждет также праздничный концерт, подготовленный воспитанниками Воскресной школы кафедрального собора, который состоится на его территории.

Историческая справка:

Пятикупольный православный собор во имя святого Симеона Столпника, построенный в русско-византийском стиле, является украшением города и занесен в список историко-культурных ценностей Беларуси.

В начале XIX века в г. Брест-Литовске существовала единственная православная церковь Свято-Симеоновского мужского монастыря. Выстроенная из дерева, она неоднократно страдала от пожаров.

В 1815 году монастырь в очередной раз был объят пламенем, который помимо различных хозяйственных построек уничтожил и церковь св. Симеона Столпника. Пожар 1819 г. окончательно разрушил обитель, что привело к ее закрытию в 1824 г.

Строительство каменного храма было начато только в 1862 г. Возводили его по проекту брестского городского архитектора В. Поликарпова. Строительные работы производились разными мастерами. Кирпичную кладку выполняли каменщики Черниговской губернии, а столярные, кровельные, штукатурные и малярные работы - мастера города Бреста. Иконостас также изготовил местный резчик. Иконы, написанные художником Титовым, богослужебную утварь и колокол весом в 100 пудов доставили из Москвы. Чугунные решетки для солеи, хора и крылец были отлиты на заводе Эванса в Варшаве.

Среди святынь Симеоновского собора особое место занимали мощи преподобномученика Афанасия, игумена Брестского.

Во время первой Мировой войны мощи преподобного мученика Афанасия были перевезены в Москву. После революции уцелевшие частицы мощей вывезли за границу. Лишь в середине 90-х гг. ХХ в. небольшую часть сохранившихся мощей вернули обратно в Брест. В правом углу храма, где до 1915 г. почивали мощи, сейчас стоит отреставрированная рака и находится частица мощей преподобномученика Афанасия.

В 1980 - 1990 годах в соборе прошла масштабная реставрация. В 1984 году настоятель собора протоиерей Петр Сорока начал роспись всего храма в живописном стиле, которая была завершена его преемником настоятелем собора протоиереем Евгением Парфенюком в 1990 году. Роспись собора производил художник – иконописец Свято-Успенской Почаевской Лавры – Василий Григорьевич Крыштальский, известный своими росписями храмов и в Киеве и в других крупных городах Украины и Беларуси. Из дюжины колоколов, которые звучат ныне с колокольни собора, лишь два старинных, остальные были похищены оккупантами в годы ВОВ.

В 1989 г. в Москве и Воронеже были приобретены 10 новых колоколов. Собор дважды посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1995 г., 2001 г.), где освятил ставротеку – ковчег для хранения великой святыни Белорусской Церкви – воздвизального Креста преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, изготовленной брестским мастером Н. Кузьмичём. Сам же Крест был освящен в соборе ранее (1997 г.) Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом.

В 1997 году все пять куполов храма заменены на позолоченные с шестиконечными крестами и покрашена крыша. В следующем 1998 году сооружена новая церковная ограда. В 2004 году наружный ремонт и покраску храма производил настоятель храма протоиерей Евгений Семенюк.

В 2005 г. по благословению Епископа Брестского и Кобринского Иоанна рядом с Симеоновским собором установили бронзовый памятник Афанасию Брестскому, приурочив к 360–летию его кончины.

B июне 2010 года к 145 – летию со времени возведения храма, компанией Джофре Лабортехник был завершен проект архитектурно-художественного освещения собора.

При храме действуют воскресная школа, библиотека, сестричество милосердия и молодежное братство в честь прмч. Афанасия игумена Брестского, а также сестричество состоящее из матерей онкологически больных детей во имя святых мучениц «Веры, Надежды, Любoви и матери их Софии». При соборе имеется центр анонимных алкоголиков «Неупиваемая чаша», которые два раза в неделю проводят собрания, а также по субботам присутствуют на молебном пении с Акафистом иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша».

Святыни кафедрального собора

В соборе имеется два мощевика с частицами мощей святых угодников Божиих, среди которых особое место в устроенной гробнице занимает частица мощей святого преподобномученика Афанасия игумена Брестского и покровителя всего западного края. В храме находятся: список с чудотворной иконы Богоматери «Холмской», Феодоровской-Костромской, копия Почаевской иконы Богоматери помещается над церковными вратами, один раз в год, в день празднования, образ опускается для поклонения, а также иконы семейства Сахаровых в киоте, подаренные в 1888 году, на иконе Спасителя помещена серебряная ножка, видимо в память об исцелении. Образ имеет название «Умножение любви». На нем изображена Матерь Божия с Богомладенцем Иисусом и Иоанном Крестителем в возрасте малого дитяти.

В 1990-х годах икона «Умножение любви» находилась на иконостасе рядом с чудотворной иконой Спасителя. Впоследствии эти образа скомпоновали по-другому: добавив к ним еще один, поместили в единый аркообразный киот, который можно увидеть на правой от главного входа стене. На обратной стороне рамки прикреплена табличка «От Григория и Марии Сахаровых, 1888 г.». Иконы были подарены собору бездетными супругами. По одной версии, после молебна у иконы излечились ноги у больного мальчика. По другой – избавился от гангрены на ноге ехавший из Польши военный. Якобы в знак благодарности он и изготовил серебряную ножку для украшения иконы.

В храме также находится особо чтимый образ святителя Николая с позолоченной ризой в киоте. С правой стороны у солеи на колонне помещается икона с частицей мощей святителя Иннокентия Московского. С левой стороны перед солеей на колоне – икона с частичкой мощей преподобной Евфросинии Полоцкой и рака с частицами мощей святых.

mob_info