Строчные буквы ь ъ. Строчные буквы ь и ъ. Знакомство с буквой

Тема урока: Письмо буквы « ь »

Цели: закреплять в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ письменной буквы «ь »; учить изменять слова, анализировать слова, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавкого, нижнего); развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Чтение стихотворения

Буква р перевернулась Ь знаком обернулась (показ слайда)

Письмо Буквы « Ь» знак

Учитель читает стихотворение:

 Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится,

Почему у дома «угол»

Превратился сразу в «уголь»

Без пожара, просто так?

Это буква мягкий знак.

– Какую букву нужно добавить, чтобы «угол» превратился в «уголь»? (Мягкий знак.) слайд 1

– Сегодня на уроке будем учиться писать слова с мягким знаком.

Что вы знаете о ь знаке.(слайд 2)

Мягкий знак- хитрый знак. Не назвать его никак. Он не произносится, но в слово часто просится. Мягкий знак мы видим, но не слышим, т.к.звука не имеет.

Так что же у мягкого знака нет никаких ценностей?

(«Ь» знак указатель мягкости согласного звука) (слайд 3)

И сегодня мы еще раз будем писать ь знак, но прежде подготовим пальчики к письму

4.Работа в прописях

Подготовка пальчиков к письму

Физминутка

ПРОГУЛКА

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять.

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, на первую строчку большие пальчики как бы прыжками двигаются по столу. На вторую строчку по столу двигаются указательные. На третью – движение по столу средних пальцев в быстром темпе, на четвертую – медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола, на пятую – мизинцы, на шестую – хлопок обоими кулачками по поверхности стола.

1.Посмотрите элементы каких букв здесь затерялись?

В а.и.м л я ы о а д в б (обводят каждый элемент)

2.Запись ь знака с показом на доске.(слайд 4.)

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой.

Букву капелька смягчит –

Слово мягко прозвучит.(письмо в прописях)

Ребята про какую рыбу мы читали на уроке чтения?

Что вы знаете про карася?

Это рыба обитает в реках она пресноводная. Показ иллюстрации рыбы

Эта рыба обитает и в реках Краснодарского края (Карточка на доске)

Разбор слова (сколько слогов, сколько букв, составляем схему, определяем сколько звуков.

Вывод Почему букв 6 , звуков 5 ? Письмо слова карась с показом на доске.

На какой вопрос отвечает слово карась. К какой группе мы отнесем это слово (одушевленный предмет)

Скажите а какая это рыба? Окунь расскажите об этой рыбе

А кто такие рыбы? Это животные, тело у которых покрыто чешуйками

Разбор предложения и запись в тетрадь самостоятельно

5.Работа с дифференцированным текстом –

Ветер дул, дул все словечки он раздул

Работа с предложением

Коньки, у, Коли. Разбор и составление предложения. Запись в тетрадь с комментированием каким видом спорта занимается Коля.

Это зимний вид спорта Какое событие будет в феврале в нашем крае?

Физминутка

6.Работа с одушевленными и неодушевленными предметами. _

Игра кто? и что? (показ слайдов

Работа в тетрадях. Запись слов с предварительным объяснением

5. Закрепление материала

Запись под диктовку

Спит или купается,

Все не разувается:

День и ночь на ножках,

Красные сапожки.

Красные сапожки.

(Гусь – .)

 Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось – .)

IV. Фронтальная работа.

Самостоятельная работа по карточкам (дифференцированная по уровням)

V. Итог урока. Слайд 6

Класс: 1

Цели урока:

  1. Познакомить с буквой «ъ», её ролью в словах.
  2. Развивать фонематический слух, речь.
  3. Воспитывать любовь к родному языку, к произведениям устного народного творчества.

Ход урока

I. Организационный момент.

Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Вступительная беседа.

Какие дети учатся в нашем классе?

(На доске буквы а, б, в, д, з, к, л, с, т, у, ч. Учитель показывает на букву, дети называют слова на эту букву.)

А – аккуратные.
Б – бодрые.
В – весёлые.
Д – добрые.
З – здоровые.
К – красивые.
Л – любознательные.
С – сильные.
Т – трудолюбивые.
У – умные.
Ч – честные.

Давайте покажем гостям, что мы действительно такие: и аккуратные, и трудолюбивые, и умные.

В народе говорят: «Ум точить – пословицы и поговорки учить», а ещё говорят «Пословица – всем углам помощница». Сегодня пословицы и поговорки помогут вам понять, чем же мы будем заниматься на уроке. А урок наш состоит из трёх частей. Но все по порядку. Потому, что «Терпенье и труд всё перетрут».

2. Повторение.

- «Повторенье – мать ученья» так называется первая часть урока.

Объясните смысл этой пословицы. (Повторяем пройденный материал, чтобы не растерять свои знания, а закрепить их.)

1) Индивидуально.

Давайте вернёмся к буквам, с помощью которых вы называли слова, характеризующие детей нашего класса. Вспомните эти слова, как они называются? (Признаки.) (Ответивший получает карточку.)

На какие вопросы отвечают слова – признаки? (Ответившему – карточку.)

На какой вопрос отвечают слова – признаки ж. р.? м. р.? с. р.? мн. ч.? (Ответившему – карточку.)

На какой вопрос отвечают слова – предметы? (Ответившему – карточку.)

В чем разница между предметами, отвечающими на вопрос кто? и что? (Ответившему – карточку.)

С «познавательной минуткой» работает...

2) Фронтально.

Всем остальным предлагаю показать свои знания по пройденному материалу, ответив на вопросы теста. (Слайды 1-18)

3) Проверка индивидуальной работы (частично: какую тему повторяли, правила по этой теме).

Мы повторили все, что необходимо для дальнейшей работы и можем отдохнуть, недаром говорят «Сделал дело – гуляй смело».

Физкультурная минутка «Лечебные звуки».

В нашем языке есть буквы, звуки которых помогают нам сохранить здоровье. О некоторых я вам расскажу. Покажите букву В. (Дети показывают). Оказывается, если долго произносить звук [в], можно избавиться от насморка. Покажите Ж, если долго произносить звук – от кашля. Р – снимает усталость. С – помогает расслабиться.

III. Новый материал.

1. Вступительная беседа.

Переходим ко второй части нашего урока. Прочитайте её название. («Без ученья нет уменья».)

Объясните смысл поговорки. (Мы всегда должны чему-то учиться, чтобы что-то уметь.)

Сейчас мы учимся грамоте. Урок так и называется «Обучение грамоте». Все ли буквы мы изучили? (Нет.)

С какой буквой познакомимся сегодня узнаете, если правильно расшифруете запись (читаем слова по первым буквам). (Слайд 19)

Назовите тему урока. (ъ) (Слайд 20)

Сегодня мы познакомимся с буквой «ъ». Узнаем в каких случаях пишется эта буква в словах.

2. Знакомство с буквой.

Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам.
Его учить придётся вам:
Хотите – не хотите
Стоит он в алфавите!

Это буква «ъ» (показать на плакате).

На что похож ъ? (Ответы детей.)

  • Въезд.
  • Подъезд.
  • Отъезд.
  • Объезд.

Прочитайте слова.

Как называются эти слова? (Однокоренные.)

Докажите. (Общее значение и одинаковый корень.)

Какой корень?

Как называется часть слова перед корнем? (Приставка.)

Назовите приставку в 1-ом слове; во 2-ом; в 3-ем; в 4-ом.

Сделайте вывод почему «ъ» называется разделительным? (Разделяет приставку и корень.)

Но! На слайде появляется 2-ой столбик слов:

  • Выезд.
  • Переезд.
  • Проезд.
  • Приезд.

Прочитайте слова. Можно ли назвать их родственными с первым столбиком слов?

Назовите корень.

Есть ли приставки? Какие?

Что же получается: есть приставка, есть корень, а «ъ» нет? Проблема?

Чтобы её решить, сравните приставки первого и второго столбика. Что заметили?

Сделайте вывод.

Послушайте, что рассказал о себе «ъ». (Слайд 24)

Это же правило есть в учебнике. Найдите. Оно не закончено. Закончите. (Дети раскрашивают «звуковичка» в синий цвет.)

Найдите в учебнике и прочитайте слова, в которых «ъ» отделяет приставку от буквы Ё.

Слова, в которых «ъ» отделяет приставку от буквы Я.

Слова, в которых «ъ» отделяет приставку от буквы Е.

Есть ли слова с корнем, начинающимся на букву Ю?

Это будет вашим домашним заданием: подумать вместе с родителями встречаются ли в русском языке такие слова.

Давайте вернёмся к названию этой части урока (учитель показывает на название второй части урока, которое написано на доске). Попробуйте объяснить поговорку, применив её к теме нашего урока. (Не узнали бы букву «ъ», не умели бы писать с ней слова.)

Верно говорят «Грамоте учиться всегда пригодиться».

Физкультурная минутка для глаз.

IV. Закрепление.

Переходим к третьей части урока. Прочитайте её название. («Уменье – везде найдёт примененье».)

Объясните смысл пословицы.

1. Работа со скороговоркой.

На доске:

У пригорка Егорка
Об.егорил волка. (Написана на доске).

Прочитайте. Какая буква пропущена? Почему?

Почему слово Егорка с заглавной буквы написано?

Какое незнакомое слово увидели?

Предположите, что оно означает?

Давайте проверим предположения. («Познавательные минутки» – ученик рассказывает.)

Что такое «объегорить»?

Во время крепостного права (крепостное право – это период истории, когда помещик, владевший землей, также имел в собственности крестьян, проживавших на этой земле – так называемых «крепостных», которыми мог распоряжаться по собственному усмотрению: наказывать, продавать, покупать, менять на что-либо, крепостной крестьянин под страхом наказания не мог никуда уехать или уйти от своего помещика) был один день в году, когда крепостной мог перейти от одного помещика к другому. Это был день Юрия (Егория). Переманивая к себе крепостных, помещики обещали им всякие блага, а потом нарушали свои обещания. Обмануть лживыми обещаниями и значит «объегорить».

Читаем медленно и четко. Затем быстрее, увеличиваем темп. (Спросить отдельных учеников.)

2. Самостоятельная работа.

Давайте посмотрим, как вы поняли для чего в словах нужен «ъ». Положите перед собой карточки со стихотворением (у каждого ребёнка).

Все кругом объято страхом.
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.

В сверхъестественной тревоге
Все зверье уносит ноги
Даже несъедобный ежик
Съежился от страха тоже.

Разъяренный людоед
Мигом съел мешок конфет.
Закусил печеньем плотно.
Он отъявленный злодей.

Но совсем не ест людей.
И не трогает животных.

(С. Бондаренко)

Прочитайте стихотворение. Найдите слова с разделительным «ъ». Письменно объясните, почему написан ъ. Как будете действовать? (Выделяем приставку, подчеркиваем согласную, на которую заканчивается приставка и подчеркиваем первую букву корня.)

Проверка с разбором значений слов.

Выразительное чтение стихотворения.

Какое вызывает настроение?

Можно ли назвать стихотворение шуточным?

3. Лингвистическая разминка.

На доске таблички со словами. Найти и прочитать слово, о котором я говорю:

  1. Взлохмаченный. (Взъерошенный.)
  2. Величина для измерения вместимости чего-либо. (Объём.)
  3. Удалился на каком-либо транспорте. (Отъехал.)
  4. Путь снизу вверх. (Подъём.)
  5. Продукты, которые можно есть. (Съедобные.)
  6. Процесс изготовления фильма, передачи. (Съёмка.)
  7. Передвигаясь на чем-либо, спуститься вниз. (Съехать.)
  8. Извещение о чем-либо, напечатанное в газете, журнале или вывешенное где-нибудь. (Объявление.)
  9. Кран, который поднимает различные грузы. (Подъёмный.)
  10. Переднее стекло оптического прибора, например фотоаппарата. (Объектив.)

Что общего у этих слов?

V. Домашнее задание.

Дома вы вернётесь к стихотворению Г. Сапгира. Научитесь его выразительно читать и объясните, почему оно называется «Шутка».

VI. Итог.

С какой буквой познакомились?

В чем ее особенность?

Когда пишется «ъ»?

Какая ещё буква служит для того, чтобы отделить согласную от гласной? («ъ»)

Завтра на уроке мы будем учиться отличать слова с разделительным «ъ» от слов с разделительным «ь».

Кому показалась сегодняшняя тема трудной?

Нам сегодня помогали пословицы и поговорки. Это не случайно. Скоро мы заканчиваем изучать Азбуку и на одном из первых уроков по чтению мы будем говорить об устном народном творчестве. Я надеюсь, что некоторые пословицы вы запомнили и будете употреблять в речи, так как они делают речь яркой, красивой, точной.

А сейчас «Делу время, а потехе час». Урок окончен.

ОТКРЫТЫЙ УРОК В ПЕРВОМ КЛАССЕ

Строчные буквы ь и ъ

Учитель: Магомедова А.А.

Русский язык – 1-ый класс.

Тема: « Строчные буквы ь и ъ «.

Цели: формировать у учащихся представление о том, в каких случаях пишется разделительный твёрдый знак, а в каких – разделительный мягкий знак; совершенствовать навыки чтения; развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: учебник, картинки, карточки, алфавит.

План урока:

1)Организационный момент.

2)Актуализация знаний.

3)Новая тема.

4) Физкультминутка.

5)Закрепление.

6)Итог урока.

Ход урока:

1) Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок, на нём присутствуют гости, повернитесь к ним поздоровайтесь кивком головы, улыбнитесь и садитесь.

Я желаю вам успеха!

А теперь давайте узнаем о виновнике сегодняшнего урока. Я прочту стишок, а вы догадайтесь.

Было сели, стало – съели

Догадаться вы сумели.

Почему случилось так?

Кто виновник?- (ъ).

А кто назовёт его брата? (ь).

2) Актуализация знаний.

Игра: «Какие мы». (Я покажу буквы, а вы назовите слова).

А- (аккуратные)

Б- (бодрые).

В-(весёлые).

З(здоровые).

Л-(любознательные).

У-(умные).

Ч-(честные).

Прочитайте с доски пословицу.

«Трудолюбив словно муравей».

Когда так говорят?

Проведём звуковой анализ слова «Муравьи».

Му-равь-и [ МУРАВИ].

Какие буквы в русском языке не обозначают звуков?

Для чего они нам нужны?

Сколько букв в русском языке?

Сколько из них гласных?

Какие гласные дают два звука?

Перед какими гласными пишем Ь и Ъ?

На какие группы делятся согласные?

Прочитайте стихотворение «Хвосты», страница- 76.

Какие значения имеет слово «Хвост»?

Напишите мягкий и твёрдый знаки в прописях на странице – 32.

Работа по карточкам.

3)Новая тема.

а) Что общего у этих слов?

Въезд подъезд

Съезд отъезд.

Напишите слова с ъ и ь знаками в прописях на странице-32.

Прочитайте текст « Правда - всего дороже « на странице – 77. (Азбуки).

б)Каллиграфическая минутка.

Не для школы, а для жизни мы учимся.

Ребята, а зачем мы учимся?

Зачем нам нужны знания?

Запишите пословицу в рабочих тетрадях.

в) Работа над скороговоркой.

У пригорка Егорка,

Объегорил, волка.

4) Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

5) Закрепление.

Словарно-зрительный диктант.

(Объявить, съездить, объяснить, объединить).

6) Итог урока.

Что вы узнали на уроке?

Понравился ли вам урок?

Какая часть урока вам понравилась больше?

Встаньте те, кто довольны своей работой.

Выучить стихотворение «Зима» наизусть.

(« Азбука», страница- 81).

Как говорится в пословице: « Делу – время, а потехе – час «.

Наш урок подошёл к концу.

Вы все сегодня молодцы!

Здравствуйте, меня зовут Олеся Андреевна. Сегодня урок письма у вас проведу я . Итак проверьте все ли у вас готово к уроку.

Присаживайтесь

Ребята давайте разомнём наши пальчики.
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один!
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
Ну, а волку - кожура.

Молодцы мы размяли наши пальчики, а теперь давайте вспомним правила посадки.

Как нужно правильно сидеть при письме?
А как у нас должна лежать пропись?

Молодцы мы с вами все вспомнили, а теперь откроем пропись на стр. 32 и вспомним элементы букв. Какой первый элемент? Как мы будем его писать? В каких буквах он нам встречается? Какой следующий элемент? Как мы будем его писать? В каких буквах он нам встречается?

Следующий элемент? Следующий элемент у нас повторяется, но что вы заметили? Затем какой элемент? Как мы будем его писать? Следующий элемент? После овала какой элемент? и последний? Запишите.

Соберите из этих элементов буквы, запишите. Какие буквы у вас получились?

Ребята у нас есть узор в полосе давайте посмотрим на что похож наш узор? Как расположены капельки? Как мы будем писать капельку?

Ребята, давайте немного отдохнем.

Посмотрите внимательно на страницу прописи, как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? Какие буквы нам даны? Чем они отличаются? Давайте запишем первую букву со мной, а остальные самостоятельно. Посмотрите на свои буквы и засветите солнышко над самой красивой, аккуратной буквой.

Какое слово нам дано? Прочитайте. Давайте разберем слово по схеме. Сколько слогов в слове? почему? на какую букву падает ударение? Сколько букв в слове? Сколько звуков? А почему так?

Запишите слово вьюга, какая буква нам встретилась? Для чего она написана? У нас есть еще одно слово, давайте запишем его красиво, аккуратно. Какая буква нам встретилась? Для чего она в слове? Сколько букв в слове, звуков? Почему 5 звуков ведь ь звука не дает? Молодцы

Прочитайте предложение. Запишите предложение ниже слово под словом буква под буквой аккуратно, красиво. Кто записал ручки положили, смотрим на меня. Все записали, молодцы.

Теперь давайте отдохнем.

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, а раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора

Продолжаем работать.

По предложение записаны два слова прочитайте их. Чем отличаются эти слова?

Молодцы. Запишите эти слова аккуратно, точно слово под словом.

Прочитайте следующую пару слов. Давайте сравним эти слова. Что у них общего? Чем отличаются?

Запишите эти слова.

А теперь давайте составим предложение с этими словами. Запишем предложение со слайда «Паша съел яблоко»

Прочитайте второе предложение «На семь книг столе», ребята это является предложением? Почему?

Составьте из этих слов предложение, запишите. Молодцы мы с вами хорошо поработали посмотрите внимательно на свои записи и оцените свою работу. Если у вас в прописи все записи сделаны аккуратно красиво нарисуйте внизу страницы солнышко, если есть какие то помарки тучку, а если вы не довольны свое работой вам не нравится как вы написали, нарисуйте тучку с дождем.

Что мы делали на уроке? Какие буквы научились писать?

Закрасьте мягкий знак синим цветом если вам урок понравился, и у вас не было затруднений. А если вам было сложно, и что то не получалось красным цветом

mob_info