[Русский]  [English]

Продолжение следует...

     Практический симпозиум по живописи «Атомный Ренессанс», проходящий в рамках программы «Территория культуры Росатома», продолжается. Семинар прошел в городе Железногорске, куда были направлены четыре московских живописца. Это Александр Бородин, Диана Воуба, Шамиль Надров и Анатолий Чечик. В числе других участников семинара следует назвать известного московского критика, писателя и журналиста Глеба Шульпякова, а также главного редактора журнала «Художественный совет» Владимира Ларионова. Выставка была организована московской галереей «Арт-Яр». P1260579.JPG
     Закрытый город Железногорск, расположенный в Красноярском крае – родине Василия Сурикова, – один из десяти атомных центров России. Градообразующим предприятием является горно-химический комбинат – единственное в мире предприятие, производящее материалы высокой технологической сложности для наработки оружейного плутония.
     Завод в горных шахтах строили заключенные 50-х годов, которые, как оказалось, получали за свой труд неплохую зарплату и уезжали домой на собственных машинах. Большой неожиданностью стало для меня воспоминание ветерана горно-химического комбината П.В. Морозова, напечатанное в историко-литературном сборнике «Город. История. Люди» и прочитанное уже в Москве. В 60-х годах Морозов, молодой физик-ядерщик, занимался комплектованием специального оборудования реактора и часто летал в командировку в город Горький к главному конструктору завода № 92. Здесь в конструкторском бюро разрабатывались и изготавливались промышленные реакторы большой мощности. На этом заводе я работал токарем после окончания школы до поступления в художественное училище. Работая в цехе №27, куда можно было пройти только по специальному пропуску, мы с наставником-«асом» точили на большом карусельном станке двухметровые изделия, предназначенные непонятно для чего. Как пишет Морозов, детали для реакторов не назывались своими именами, а были обозначены условными номерами. Я решил свериться со своей трудовой книжкой: все сходится – третий реактор был введен в действие в 1964 году, я работал в 1961-62 гг. в организации, именовавшейся п/я 52 (до этого – завод № 92, а еще раньше – завод имени И.В.Сталина). Может быть, в атомные реакторы нынешнего горно-химического комбината вложена доля и моего труда.
     Практический семинар по живописи «Атомный Ренессанс» открылся выставкой в музейно-выставочном центре города Железногорск. В рамках семинара прошел творческий вечер Глеба Шульпякова. Владимир Ларионов очень интересно представил свой журнал в детской художественной школе, в музейно-выставочном центре, расположенном в городской библиотеке. При переполненном зале прошел круглый стол на тему «Современное искусство: упадок или ренессанс». В центре города, кроме памятников Ленину и Королеву, я увидел работу моего приятеля, московского скульптора Юрия Злоти – это памятник генеральному конструктору М.Ф. Решетневу.
      Кроме московских гостей, журналистов, художников и жителей города в заседании круглого стола участвовал генеральный директор горно-химического комбината П.М. Гаврилов. Во время командировок в Москву он каждый раз посещает художественные выставки в Третьяковке, ЦДХ и на других выставочных площадках столицы. П.М. Гаврилов и глава Железногорска В.В. Медведев – искренне любящие искусство люди. Как же повезло управлению культуры города, когда есть такие руководители!
     Татьяна Борисенкова, куратор проектов по программе «Территория культуры Росатома», возглавляющая отдел по связям с общественностью, выступила с предложением создать местный печатный орган по культуре и искусству и попросила редакцию газеты «Галерея изящных искусств» о помощи в его организации. Управление культуры на данном круглом столе поддержало ее инициативу.
     В соответствии со стратегией развития культурной инфраструктуры города особенно важно сформировать имидж города, сломать негативные стереотипы о «Территории культуры Росатома». Этому во многом способствует и живописный симпозиум «Атомный Ренессанс».

Алексей ФЕДОРОВ
Газета "Галерея изящных искусств", №1, январь 2012