[Русский]  [English]

Живописный симпозиум «Атомный ренессанс»

   31 мая 2011 года в Центральной публичной библиотеке Новоуральска открылась выставка «Атомный ренессанс». На ней представлены картины, созданные в ходе Живописного симпозиума 2010 года именитыми художниками — представителями Московского Государственного Академического Художественного Института имени Сурикова, Международного художественного фонда и галереи "Арт-Яр". 

   Симпозиум по живописиУчаствовали в этом проекте 16 московских художников, которые на сегодняшний день представляют высокую плеяду как российского, так и мирового искусства. В каждом из четырех городов — Зеленогорск (Красноярский край), Новоуральск (Свердловская область), Заречный (Пензенская область) и Саров (Нижегородская область) симпозиум открывался выставкой, презентующей художников. Со следующего дня шла работа на пленэре, свидетелями которой могут стать все горожане. За десять дней пребывания в закрытых городах художники создавали живописный образ атомного города.

   В симпозиуме также принимали участие местные художники, которые в течение десяти дней работали бок о бок с московскими коллегами. Работы живописцев городов системы ЗАТО заняли достойное место на представленной выставке.

  Организаторам симпозиума были интересны образы, с которыми ассоциируется у приехавших всего на десять дней закрытый город, и как видят свой город местные живописцы. Запечатленный на холсте образ подчас может быть красноречивее слов. Город «изнутри» и «снаружи» глазами художников — вод цель этого проекта.

  Представляя вашему вниманию виртуальную картинную галерею, хотелось описать те чувства, мысли, эмоции, которые навевает картина. Но, к сожалению, не хватает слов и культурологического, искусствоведческого образования. Поэтому, рассказывая о выставленных картинах, предоставим слово известным искусствоведам, художникам, которые высказали своё мнение о живописных мастерах и их работах на страницах Каталога к выставке «Живописный симпозиум».

  «Безусловно, значение симпозиума трудно переоценить. Для грядущих поколений останутся в веках образы нашего времени, спроецированные на холст через призму творческого восприятия современников. Созданные творения легли в основу передвижной выставки, которая посетит все атомные города нашей необъятной Родины. Есть основания верить, что положительная энергетика души, вложенная в создание произведений искусства, отзовётся резонансом в душах энергетиков», - Дина Гурарий, искусствовед, Директор галереи «Арт-Яр».

  Город Зеленогорск принимал выпускников знаменитого Суриковского института: Ольгу Давыдову, Олега Иващенко, Родиона Кузнецова, Александра Цирюту. «При всей непохожести творческих устремлений, к объединяющим признакам можно отнести интеллектуализм их работ, строгую, порой рациональную выверенность формы даже при обращении к неуловимости человеческих переживаний. Проверка „гармонии алгеброй“ знакова для современной классической живописи», - Сергей Гавриляченко, народный художник России, секретарь Союза Художников России, профессор МГАХИ им.В.И.Сурикова.

  Взгляды зрителей останавливала работа Ольги Давыдовой. «На метровом холсте она создала композицию с мощной индустриальной темой, на котором цеха и трубы электро-химического комбината закрывают всё небо, а на переднем плане сушится маленький коврик с вытканным природным пейзажем. Маленький кусочек живой природы на колористическом контрасте с монохромным», - Журнал «Русское искусство».

  Симпозиум по живописи«Зеленогорскими участниками живописного симпозиума стали Наталья Милованова, Елена Саломатова, Татьяна Федорова и Полина Алексеева. Сюжеты на картинах просты и по-сибирски немногословны. Но в них всё то, что составляет нашу жизнь во всём её многообразии и делает мир таким прекрасным, неожиданным и всегда новым. На ум невольно приходят строки Людмилы Татьяничевой: „Учитель радоваться жизни, её обыденным дарам!“. В этих картинах тишина морозного дня и красочное буйство лета, внутренняя сосредоточенность и философское размышление, радость бытия и признание в любви людям, миру, жизни! Рассматривая эти работы, невольно понимаешь предназначение художников уметь в обыкновенных вещах увидеть и показать необыкновенное. Поэтому, замерев перед картиной, вдруг ощущаешь всю полноту бытия! И как важно, что художники живут не только в столичных городах, но и рядом с нами, делая нашу жизнь ярче, интереснее и осмысленней», - Ирина Троянова, заведующая отделом «Художественный музей» Музейно-выставочного центра г. Зеленогорск.

  «Реалистическое искусство неустанно доказывает свою жизнеспособность, рождая на свет всё новые и новые произведения, в которых главное место занимает эмоциональная составляющая, призыв к добру и любви, несущий свет надежды, понятный каждому. В Новоуральске участниками живописного симпозиума стали художники — члены Московского объединения художников Международного художественного фонда - Ольга Бородай, Александр Бродский, Дмитрий Самодранов, Надежда Северина. Творчество этой четверки художников демонстрирует зрелый характер изобразительной манеры письма и способность наполнить её новыми формами самовыражения, обеспечить реализацию процесса поиска через создание живописных образов.

  Если в строгой классической манере живописи Дмитрия Самодранова видна неразрывная связь с традициями русской пейзажной школы живописи и в его произведениях патриархальный уклад жизни передается в лирической и сдержанно-спокойной манере, то в работах Надежды Севериной прослеживается увлечение французским импрессионизмом, где доминирующим становится восприятие мира через впечатление, выплёскивающееся на полотно импровизационно-свободным мазком. У творчества Ольги Бородай наблюдается особое цветовое решение, способное наполнить картину декоративно-живописными элементами с тонкими отношениями тонов и полутонов», - Лариса Комарова, заслуженный работник культуры РФ, директор МОХ МХФ.

  Ирина Алавердова, Сергей Белов, Екатерина Ворона, Алишер Пятков — четыре художника, получившие фундаментальную профессиональную подготовку. Их объединяет любовь к пейзажу, поэтому зелёный и удивительно спокойный после суетной столицы Заречный моментально покорил гостей из Москвы.

  «Ирина Алавердова работает в разных жанрах. Но пейзажи занимают особое место в её творчестве. В них нет людей, есть очарование архитектуры — площадей, дворцов, улиц, домов, которые живут свей жизнью на стыке прошлого и настоящего. Есть самодостаточность и точная передача настроения города.

  Произведения Сергея Белова наполнены внутренним динамизмом. Художник разбивает городские пейзажи на фрагменты, на пространства, населяя их людьми, предмСимпозиум по живописиетами, временем. Звуки шагов, гул голосов, шум мегаполиса невероятным образом соединяются в картинах, создавая ощущение непридуманной истории, существующей в параллельном мире. 

  Каждая работа Екатерины Вороны пронизана тончайшими эмоциональными вибрациями, переживанием, восприятием того мира, где главным является не действие, а запечатлённое мгновение жизни.

  Пейзажи, созданные Алишером Пятковым, передают всё разнообразие городов и природы, соединяя временные и пространственные пласты. При этом искусство художника не является иллюзией, а наполнено узнаваемыми видами, фрагментами, передающими настроение, красоту окружающего мира», - Евгения Полатовская, искусствовед, г.Москва.

  О городе Заречный москвичка, член всероссийского союза художников (г. Москва) Ирина Алавердова сказала следующее: «Меня больше всего впечатлили в городе сосны, точнее, сосуществование деревьев и домов, архитектуры и жизни, а также внезапность существования сосен — они не маленькие, невзрачные, а стоят как свечи и живые. Они придают городу необыкновенный колорит» На её холсте навсегда впечатались длинноствольные корабельные сосны, убегающие в облака.

  Лейтмотивом картин Алишера Пяткова стал цветок иван-чай. Сам художник считает его не иначе как символом возрождения России, ведь именно это растение первым пробивается из земли на всех пепелищах и пожарищах. «Оно буквально затягивает раны земли, и в этом смысле оно очень символично для нашей сегодняшней выставки „Атомный ренессанс“. Даже так называемый „периметр“ — зона, где ходят часовые, где все под напряжением, там электричество, проволока; даже в таких условиях произрастает прекрасное растение иван-чай», — рассказал член всероссийского союза писателей (г. Москва) Алишер Пятков.

  Наряду с москвичами, ту же зону изобразили и зареченские художники, но уже не так романтично. «Моя работа — это реализм с некоторым сарказмом. У меня все не случайно, кошка на заборе — как нарушитель границы», — сказала художник (г. Заречный), Екатерина Арзютова.

  Город Саров посетили четверо московких художников: Гарри Гордон, Илья Даньшин, Наталья Родионовская и Бато Дугаржапов.

  «Одно из общих и, несомненно, замечательных качеств мышления представленных на выставке художников — диалогичность. Каждым из мастеров эта открытость к диалогу со зрителей достигается по-разному. У Гордона — проникновенным лиризмом, тонкими вибрациями полутонов приглушенной палитры, мягким сфумато, объединяющим на холсте все детали изображения и буквально вплавляющим обобщенные силуэты человеческих фигур и животных в пейзажный мотив. Пространство в работах Гордона часто не имеет четких границ, словно растекаясь за пределы холста, уводя взгляд во вневременные дали.

  В творчестве Даньшина поэтическая составляющая более конкретизирована, «заземлена» реальной натурностью пейзажного мотива. Что бы ни писал Даньшин — красивейшие уголки горной Швейцарии, берега Оки, — он, при всей своей живописной свободе, старается быть максимально подлинным, художественно правдивым, щедро делясь со зрителем эстетическими впечатлениями и по-мужски сдержанным восторгом перед красотой природы.

  А вот Родионовская в своём диалоге со зрителем не сдерживает ни эмоциональный порыв, ни пластический темперамент. Часто она просто отрывает зрителя от земли, демонстрируя с высоты птичьего полета восхитившую её красоту мира. Широтой своего пластического жеста, смело работая мастихином и пастозным мазком, автор акцентирует своё стремление видеть в малом большое: отдельные ветви деревьев или цветы приобретают подчас те же монументальные очертания, что и целые горные пейзажи.

  По сравнению со своими коллегами, Дугаржапов, пожалуй, самый элегичный, эстетствующий художник, живописующий, как иногда кажется, не столько цветом, сколько светом. При всей реалистичности изображения, работы Бато Дугаржапова — своего рода символы сценически выстроенной, какой-то иной жизни, незамутненной повседневностью, чистой и безмятежной», -Ольга Костина, кандидат искусствоведения, главный редактор журнала «Русское искусство».

  Жители Новоуральска, Сарова, Заречного и Зеленогорска получили уникальную возможность увидеть закрытые атомные города «изнутри» и «снаружи» глазами художников. Еще раз полюбоваться знакомыми уголками родного города, увидеть их чуть другими, чем привыкли. А художники закрытых городов получили возможность реализоваться, самовыразиться, продемонстрировать свой талант, наряду с коллегами из Москвы.

  Картины, созданные во время симпозиумов: Иващенко Олег "Художник", Алавердова Ирина "Сосны на Заречной улице", Родионовская Наталья "Молитва", Даньшин Илья "Обновление".

 

Алавердова Ирина Сосны на Заречной улице.jpgИващенко Олег.jpg                  









Родионовская Наталья Молитва.jpg

Даньшин Илья Обновление.jpg










Статья с сайта Центральной публичной библиотеки Новоуральска: http://publiclibrary.ru/readers/exhibitions/exhibitions-art-atomniy-renesans-2011.htm