Сколько жили рабы на галерах. Гребцы военных флотов позднего средневековья. Какие виды галер существовали в старину

Рабы на галерах или обученные солдаты?

Жизнь гребцов на галерах стала синонимом каторжной жизни. Но никто всерьез не задумывается: а были ли гребцы на галерах подневольными? Или мифы о галерных рабах были лишь военной дезинформацией? Еще Гомер описывал суда, имевшие 20, 50, 118 весел. Вероятно, имеются в виду биремы, гребцы на которых располагались в два ряда.

В египетских папирусах есть упоминание о том, что при правителях Птолемее II (285-246 годы до нашей эры) и Птолемее IV (222-203 годы до нашей эры) строились суда с 4 тысячами гребцов, то есть с населением среднего античного города. Реальность существования таких военных судов с рабами-гребцами очень невелика.

Самый распространенный тип военных судов в греческую и римскую эпохи - это триремы, или, как их называли греки, триеры, с тремя рядами гребцов. Обычно экипаж на триере состоял из 150-170 гребцов, 18-50 солдат и около 12-16 матросов. Нетрудно подсчитать, сколько воинов может уместиться на судне с 4 тысячами гребцов, если таковые действительно существовали.

Рабы-гребцы могли запросто подавить солдат и матросов судна. Особенно такая возможность предоставлялась при штурме неприятельского берега. Ведь тогда получается, что древние египтяне, греки и римляне, оставляя корабли на рабов, лишали себя путей к отступлению и в любой момент могли получить удар с тыла.


Можно, конечно, списать все это на фанатизм, жестокость и безжалостность к своим подчиненным полководцев древности. Хотя, скорее всего, гребцы на галерах вовсе не были бессловесными рабами, а отлично подготовленными десантниками.

Морпехи древности

Судоходство в античную эпоху осуществлялось главным образом двумя видами судов: военными, у которых были удлиненные пропорции, съемная мачта и весла как основное средство передвижения, и торговыми - более короткими и широкими, движущимися при помощи парусов.

На галерах перевозился своеобразный античный спецназ, который первым высаживался на чужой территории, а уже за ним на торговых судах подвозились остальные войска. Наступающим выгодно было, чтобы неприятель считал гребцов рабами и измерял количество войск только «штатными» воинами, а значит, и выставлял при отражении удара соответственное количество своих, находясь в обороне.


Неожиданное появление сильных, атлетически сложенных, в силу своего основного занятия, да еще обученных правилам рукопашного боя гребцов приводило противников к панике, а часто - и к беспорядочному отступлению.

Описание атаки гребцов в военной экспедиции финикийцев на остров Сицилия можно встретить в трудах греческого историка Диодора Сицилийского (примерно 90-30 годы до нашей эры): «...вышли гребцы из моря, и берег залился кровью поверженных, воинов, оборонявших свою землю...»

Есть также упоминания о том, что Юлий Цезарь напал на 4 галерах, имевших примерно 500 воинов на борту, на пиратов острова Фармакуссы и разгромил их. Если бы гребцы на галерах Цезаря были рабами, то неужели отъявленные головорезы, которым терять было нечего, не справились бы с горсткой римских воинов с 4 галер?


В более поздний период появилось немало описаний страданий гребцов на галерах, в частности, пленных запорожских казаков, которых турки заковывали в кандалы, били нагайками, почти не кормили и не давали воды.

Можно ли до конца верить всем этим ужасам?

Невозможно представить, чтобы экипаж современного военного судна только и делал, что повреждал двигатель собственного корабля. А ведь гребцы и были своеобразным двигателем на галере, а галера, напомним, была военным судном. Использовать ее в торговом флоте было просто нерентабельно - слишком много места занимали гребцы, и товар, перевозимый на галерах, был бы поистине золотым.

Если гребцам не давать вдоволь воды, плохо кормить и держать в кандалах, от которых образуются раны, порой смертельные вследствие заражения крови, это значит лишать свой корабль дополнительной мощности.

В период военных походов это непозволительная роскошь, так как найти замену выбывшему гребцу не так-то просто - ведь гребля требует опыта и умения. А опасность бунта рабов-гребцов могла поставить на карту успех даже хорошо спланированной военной операции.

Они объедали господ!

Однако опыт морской победы Цезаря римляне потом забыли. Чаще всего на римских военных галерах гребцами были рабы. Тяжелые медленные корабли имели несколько матросов и подразделение «морской пехоты».


Интересно, что бесправных гребцов кормили лучше, чем экипаж из свободных римлян. Физические нагрузки на веслах были неимоверные, и рабам требовалось высококалорийное питание. При максимальной скорости могучие гребцы нередко умирали от перенапряжения.

Впрочем, догнать быстроходные пиратские корабли все равно удавалось нечасто. У них и вес был поменьше, и весел побольше, а главное - гребцы тоже входили в команду. Поэтому при абордажной схватке команда пиратов всегда имела численный перевес.

Поэтому целые столетия пиратские республики Средиземноморья терроризировали купеческие суда. Пока вместо гребцов не стали использовать воинов.

Марк РАППОРТ

http://oursociety.ru/publ/istorija_vesh hej_i_javlenij/raby_na_galerakh_ili_obuc hennye_soldaty/13-1-0-58

Навались!


Грести устали мы, причалили,
И вышли на песок.
Федор Сологуб. Не позднее 1921 года


В нескольких последних постах мы достаточно подробно рассмотрели ход галеры под парусами. Еще раньше нами были описаны различные системы гребли в их историческом развитии. Однако мы практически не касались пока режимов хода галер на веслах. Конечно же эти режимы не ограничивались лишь сменой темпа гребли, как это обычно показывают в фильмах про галеры, когда свирепого вида барабанщик бьет в громадный барабан, увеличивая темп ударов, и бедные гребцы, следуя этим ударам, выжимают из себя последние силы, чтобы придать галере необходимое ускорение. На самом деле, организация гребли была значительно сложнее.



Возвращение галеры в порт. Анонимный художник. Масло. 1694. Национальный морской музей Франции.


Прежде, как обычно, несколько слов о терминах.

Во французском галерном языке ход галеры на веслах обозначался словом vogue . Любители гламура сразу же определят, что этим же словом называется известный журнал мод. Но семантические связи между этими терминами проследить довольно сложно.

В русском языке нет прямого аналога этого термина. Обычно ход галеры на веслах в старых документах морского ведомства обозначался словами идти греблею :


«По полуночи в половине 4 часа снялись с якоря и пошли греблею
Экстракт из журнала плавания ея императорскаго величества [Екатерины II] на галерах по реке Волге, от Твери до Симбирска, в 1767 году.


Существительное vogue естественным образом произошло от глагола voguer , обозначавшего «идти с помощью весел», «грести». Глагол этот имеет и другие значения в галерном языке французов, но мы пока их касаться не будем.

Судя по печатным и рукописным работам известных капитанов галер, опубликованным в XVI-XVII веках, различали четыре режима гребли. (На самом деле, режимов было, конечно, больше, но об этом мы поговорим ниже).

Когда галеры выходили из порта и нужно было произвести впечатление на зрителей или на высокого гостя, присутствующего при этом действе, капитан флагманской галеры отавал приказ перейти к режиму гребли piqu"a banc (Команда к началу гребли в этом режиме звучала "pique à banc !"). Это был самый красивый, даже величественный, но и самый утомительный для гребцов режим. Загребной (vogue-avant) и соседний с ним гребец (apostis), занося весло по направлению к корме как можно медленнее, должны были поставить ногу на банку впереди сидящего гребца, ударив одновременно концом своего весла по этой банке. Этот удар позволял синхронизировать движения всех гребцов галеры, заставляя их доставлять весло в определенную точку в строго определенный момент. После этого гребцы откидывались назад на свою банку, со всей возможной силой увлекая за собой весла. Здесь никому нельзя было «сачковать», ибо гребцы, промедлившие с возвращением на свою банку не только подвергались проклятиям и ударам плетью со стороны комита, но и могли схлопотать сильнейший удар по голове веслом от впереди расположенных гребцов. Затем вновь раздавался свисток комита и звучала его команда «Leve rem e vogue sem » (levez les rames et voguez ensemble – Поднять весла и грести вместе!), означавшие начала нового цикла гребли.

Второй режим гребли уже не предусматривал удара веслом по банке. Это был режим обычного хода. Опытные комиты предпочитали его использование, так как он был безопасен для галеры (удары веслом не проходили бесследно для корпуса корабля) и более приемлем для шиурмы, так как являлся не таким утомительным.



Третий режим, позволявший галере развивать максимальную скорость, использовался при преследовании кораблей противника, или, наоборот, при уходе от преследования. Назывался он passe-vogue (иногда его называли еще vogue vitt ). Комиты сопровождали греблю в этом режиме своебразным счетом, как об этом пишет анонимный автор трактата «Traité de la palamente des galères», хранящегося в библиотеке муниципалитета Марселя: "casqua, intra, monté ". В русском языке команда для перехода на форсированную греблю звучит «НАВАЛИСЬ!», иногда «ДАЙ ХОД!» (Самойлов К. И. Морской словарь). Об этом пишет и В.И.Даль («Навались дружнее, поощряют гребцов»). Опытные капитаны галер неохотно прибегали к этому режиму, так как гребцы очень быстро уставали и фактически выходили из строя, что снижало боеспособность галеры. Комит королевской галеры Масс (Masse), оставивший после себя подробные наставления по управлению галерой (1729 г.), считал, что при таком режиме гребли нельзя пройти расстояние более одного льё. После такого режима необходимо, как считал Масс, сразу же переходить к режиму vogue à quartier , который является четвертым режимом по нашей классификации. Неуместным считал использование этого режима и генерал-интендант Н.Арнуль, которого уж никак не заподозришь в сочувствии к гребцам. Он писал в 1666 году, что комиты, которые злоупотребляли режимом хода галер passe-vogue , «подобны самым никчемным парижским извозчикам, которые готовы загнать своих лошадей, лишь бы прийти первыми».

Касаясь характеристики третьего режима, следует еще добавить, что на галерах Мальтийского ордена он назывался «форсированный ход » (vogue forcée ). Только при таком режиме гребли гребцы на мальтийских галерах получали вино.

Четвертый режим – это экономный ход, когда галере предстояло пройти на веслах длинный маршрут по спокойному морю. В таких случаях капитан выбирал либо неспешную размеренную греблю (она производилась по команде «vogue largue e ben intrade », т.е широкая гребля с большим заносом весла к корме), либо vogue à quartier . Суть последнего режима в следующем. Все гребцы разделялись на две части, каждая из которых называлась «картье» (quartier ). Была носовая картье и кормовая картье. Может возникнуть вопрос, почему именно картье. Ведь ясно, что слово это во французском языке обозначает четвертую часть, а не половину. Это название сложилось исторически. Сначала картье обозначало вахту на корабле (следует иметь в виду, что в прежние времена вахта продолжалась не четыре часа, как сейчас, а шесть, отсюда и картье – четвертая часть суток). Потом по аналогии стали называть картье каждую смену в корабельной работе, уже не привязывая ее к четверти. Поэтому одна смена гребцов также стала называться картье. При этом режиме гребла только одна смена, одна картье: носовая или кормовая.

Сергей Сальников
Страшная штука стереотипы, такая же как устоявшиеся крылатые фразы и афоризмы. Они сильно отбивают у человека желание мыслить и чем сильней забита голова у отдельно взятой личности или общества в целом такими шаблонами, тем печальней картина восприятия реальности. Иногда возникает крамольная мысль, а не на уничтожение ли способности к мышлению направлена вся система гуманитарного образования?
Возьмём один из таких на мой взгляд мифов.
Раб на галере.
Что вы сразу представляете?
Правильно – палящее солнце, измученные, измождённые несчастные прикованные к огромным вёслам, растёртые в кровь руки и стоящий над ними ужасный злодей, который осыпает их градом ударов ужасной плети, что способна перебить хребет быку.
Так?
А как иначе, мы столько раз про это читали, столько раз смотрели в кино, что сомневаться нет возможности, это уже аксиома, которая не требует доказательств.
Только вот вы давно забыли, что сами вы этого не видели, а только читали про это и смотрели в кино.
Виртуальная реальность заменила вам действительность и зарубила способность мыслить.
А если чутка подумать?
Для чего нужны были гребцы на галере?
Правильно, чтобы добраться из одного морского пункта в другой и перевести товар!
Или чтобы как можно быстрей угробить людей, что обеспечивают ход вашей посудине и после этого благополучно утонуть самому?
Эти самые гребцы, даже если они рабы, являются вашей собственностью, за которую вы заплатили большие деньги, это ваш двигатель, который обеспечивает вам доход и является гарантом вашей жизни в море.
Вы можете себе представить, чтобы капитан судна дал команду механику расколошмать главную машину, засыпать в цилиндры песка, отрубить систему смазки и питания?
Нет?
А почему вы решили, что капитан галеры был настолько тупой, чтобы уничтожать свой «главный двигатель»?
На сколько дней плавания хватили бы этих людей, если бы их морили голодом и избивали постоянно?
Или в море есть возможность постоянно производить замену выбывших? Вот так рядом под рукой есть пара сотен людей, которых можно посалить взамен умерших и забитых?
Так, возможно, всё было немного не так?
А, скорей всего, далеко не так?
Чтобы двигаться нужна исправная, хорошо работающая «машина», за которой надо ухаживать и достойно её кормит, иначе труба всем.
Аналогичный вопрос возникает и по поводу изуверств крепостников.
Они все поголовно были садисты и маньяки, у которых главной заботой и работой было увлечение пороть плетьми и убивать своих крестьян?
Крепостные были их главным богатством, от которого зависела их личное благосостояние. Ну, изничтожил крестьян и что дальше?
Самому работать?
Представить себе, что помещик будет просто так убивать лошадь или корову, за которую заплачены деньги мы не можем, а вот, что они загоняли в гроб ради прихоти людей, которые, к слову, стоили куда больше, мы вполне можем, ведь нам про это так «жалистно» написали в книжках.
Так что, возможно, как и с рабами на галерах, что-то не совсем так в мире, как живописуют господа писатели и сценаристы?
А?
Как быть с тем, что гребцы были прикованы?
Извините за нескромный вопрос, а эти прикованные рабы что в свои естественные нужды справляли прямо на месте работы?
И спать им совсем не надо было, вот так и гребли и гребли день и ночь, пока не умирали?
Ох уж этот пошлый быт, об который так звонко разбиваются великолепные авторские замыслы и закрученные сюжеты. Чуть забудешь о книжной «мудрости», а посмотришь вокруг с чисто житейской точки зрения и сразу становится ясно, что не всё в этих книжках правда.
Да и есть ли она там и правда и мудрость?
А может в своём большинстве книжки эти и пишутся для того, чтобы мы реально не воспринимали окружающий мир?
Вот опять же и поэт в России больше чем поэт.
И мы этим гордимся,
А может зря гордимся?

Все книги Сергея Сальникова на его сайте.

К середине 16в. «средняя» средиземноморская галера: длина по ватерлинии-40 м., осадка-1.37 м., водоизмещение -170т., гребцов-144-150 чел., всего экипажа 225 чел.
Стандартная французская галера 1691г.: длина по ватерлинии 44.5 м., осадка- 2.36 м., водоизмещение 298 т., гребцов-260, всего экипажа- более 400 чел.

За 100 с небольшим лет галеры незначительно выросли в длине, очень сильно- в осадке и водоизмещении. Соответственно, в значительной мере утратив свое главное достоинство- проходимость по мелководью, пригодность для десантных операций и зачистке побережья от пиратов.
И таскать эти здоровые дуры с намного возросшим экипажем должны были гребцы, которых поэтому тоже требовалось все больше. Были это уже в основном рабы и осужденные, что позволяло экономить на зарплате.
Но даже рабов надо кормить, особенно на такой работе. Основой рациона был морской сухарь.

Гилмартин в «Порох и галеры» приводит такой расклад: в целом расходы на сухари в начале века составляли около 25% от общей стоимости содержания галеры, в конце века- до 50%.
При этом лучше кормить не стали-наоборот. В течение 16в. стоимость сухаря выросла более, чем в 5 раз. Размеры экипажа росли непропорционально увеличению размеров судна, соотв. места для хранения продуктов оставалось все меньше.

На испанских галерах (эскадра Сицилии) нормы питания гребцов составляли (в метрических единицах) в 1538г.:
737 гр. сухарей в день; 57 гр. «овощного рагу» 4 дня в неделю; 113 гр. мяса 3 дня в неделю.

Испанские галеры 1580г.: 737 гр. сухарей в день; 30 гр. бобов в день; 225гр. мяса 5 раз в году (!).

Особо, конечно, впечатляет ситуация с мясом. Вначале 113гр. 3 раза в неделю- это примерно 1.5 кг. в месяц. Моряки галер (oficiales) при этом получали 9.8 кг. мяса в месяц-жить можно. К 1560г. гребцы уже получали всего 225гр. 5 раз в году, но моряки еще имели 5.9 кг. в месяц. К 1580 и их норма упала до 2 кг. в месяц- почти как у гребцов в первой половине века.

Тезис «почему парусники вытеснили с морей галеры» заиграл новыми красками. Пушки и высокие борта-это само собой, но на голодный желудок тоже много не нагребешь.
Конечно, многое зависело от командования. Когда герцог Осуна в 1611г. создавал заново галерную эскадру Сицилии, он писал королю: «я слежу, чтобы гребцы получали хлеб и вино не хуже, чем то, что имеют мои домашние слуги.» (а его слуги жили очень неплохо). Перед боем и во время боя его гребцам дополнительно раздавали хлеб и вино сверх нормы. И галеры Осуны одерживали одну победу за другой-не только поэтому, конечно.

На мальтийских галерах норма хлеба была 1135 гр. в день. И не сухарей, а хлеба хорошего качества, с пекарни Ордена. Также они получали ежедневно горячую пищу с камбуза. Членам Ордена было запрещено бить гребцов под страхом суровых наказаний, включая 3 месяца в "guva" (яме). Любые претензии к гребцам решались только через капитана. Опять же- заставляет по новому взглянуть на вопрос «почему иоанниты смогли эффективно использовать галеры до самого конца 18 века".

Сравнение различных документов приводит нас к заключению, что наиболее удобное практичес­ки число гребцов на банку было два или три; в то время как увеличение их до четырех, пяти или шести вело к постепенному сокращению общего количества весел, при этом длина и тя­жесть последних должны были увеличиваться, что все больше и больше затрудняло управление ими. Документы XII-XV вв. сообщают, что слово «галера» обозначало корабль с тремя веслами на банку, слова же ligna и ligna de teriis - ко­рабли с меньшим числом гребцов. Около середины XV в. имело место важное нововведение касательно гребли на галерах: вмес­то двух, трех или четырех весел на банку, каж­дым из которых работал один гребец, появилось одно большое весло, управляемое тремя, четырь­мя, а то и семью гребцами. Такой способ рабо­ты, именуемый ступенчато-ярусной системой (или системой «скалоджио»), был принят на галерах и галеасах. Весла были настоящими бревнами, длиной в 50,8 фута (15,5 м), около 16,4 фута (5 м) составлял отрезок весла до уключины (участок, называющийся «валек»), он должен был уравно­вешивать оставшийся отрезок, длиной примерно в 36 футов (11 м). В целях достижения равно­весия, валек требовалось делать таким большим, что за него не могли схватиться гребцы. Поэто­му он был снабжен деревянной рукояткой, за которую гребцы и держали весло. Ближайший к центральному проходу гребец назывался «вогаван­то», далее шли «планширный гребец», «третий гребец», «четвертый гребец» и т. д.

Большие весла ступенчато-ярусных галер тре­бовалось изготовлять из особых древесных ство­лов, и обходились они куда дороже, чем те, ко­торые использовались на галерах зензильной системы. Пантеро Пантера говорит, что одно весло для ступенчато-ярусной галеры стоит в два раза больше, чем три для зензильной.К сожалению, ни одного подлинного галерного весла не сохранилось до нынешнего дня, а един­ственный экземпляр весла ступенчато-ярусной га­леры XVII в. находится в шведском музее. Раз уж мы коснулись весел, следует погово­рить и о гребцах. Примерно до 1350 г. гребцы на галерах были свободными людьми, которых нанимали на эту работу флотские командиры. После 1350 г. стали использоваться в качестве гребцов военнопленные и рабы, которых покупали на рынках. Людей, осужденных за обычные пре­ступления, также отправляли грести на галерах.

В Венецианской республике примерно два века спустя, в 1542 г., был издан документ « Colegi ­ eto dei Condanati » , регламентирующий положе­ние осужденных, приговоренных к галерам. Од­нако оставались еще свободные гребцы, особен­но для галер « Capi da Mar » , в то время как каторжные галеры объединялись в эскадру, воз­главляемую «Управляющим осужденными».

Около 1500 г., как свидетельствуют докумен­ты, почти все галиоты были укомплектованы осужденными, и гребцы были разделены на три категории, которые перечисляет Кресченцио в вышеназванном труде:

  1. Заключенные, приговоренные к каторжным работам, т.е. отправленные на галеры по приго­вору суда на определенный срок или пожизнен­но, были прикованы к банкам за правую ногу, если занимали банки по левому борту, и за ле­вую, если размещались по правому борту. Борода и волосы на голове у них сбривались.
  2. Рабы, или «турки», другими словами - магометане, которых захватывали в плен или покупали на рынках, использовались также для работ на берегу, связанных с пополнением запа­сов дерева и воды, и для работ на борту. Они также были прикованы за ногу к банкам, а на бритой голове оставляли пучок волос.
  3. Вольнонаемные гребцы, или свободные - это осужденные, которые, отбыв срок, остава­лись на галерах по собственному желанию, или же это были бродяги и авантюристы. Кресчен­цио говорит, что наибольшей и наилучшей их частью были испанцы и неаполитанцы. Хотя вольнонаемные и были прикованы, им платили жалованье, которое тратилось частично на пок­рытие расходов на питание и тому подобное, часть - на одежду, которая осужденным и рабам выдавалась бесплатно. Они могли быть и «раско­ванными» и свободно передвигаться по галере, нося только железное кольцо на лодыжке или кандалы. Их можно было отличить от прочих, поскольку они носили бороды. Гребцы на загребные весла рекрутировались из вольнонаемных.

После XIV в. гребцами были, большей частью, осужденные и рабы. Во время обычного плава­ния только треть гребцов работала, остальные же две трети отдыхали, дожидаясь своей очере­ди. По этой причине на одной галере было шесть загребных весел: два на кормовой скамье, два на восьмой и два на шестнадцатой, дабы воз­главлять работу в соответствующем секторе. Только во время боя, а также вхождения в порт и выхода из порта были задействованы все вес­ла, подобно тому, как на пароходах с нескольки­ми котлами при соответствующих обстоятельст­вах работают все котлы, а при нормальном дви­жении с экономичной скоростью некоторые из них остаются холодными.

Зензильные галеры не всегда были укомплек­тованы полностью. Когда Венецианской республике приходилось посылать галеры в восточную часть Средиземного моря, те обычно отплывали с двумя веслами на банку, а затем количество гребцов на банку доводилось до трех, то есть состав их пополняли в Албании или Греции, где галерных гребцов нанимали на месте. Практики этой больше не придерживались, когда начала вводиться ступенчато-ярусная система: как по­тому, что одним веслом не могло отныне орудо­вать число гребцов, меньше предусмотренного, так и потому, что вместо вольнонаемных исполь­зовались рабы и осужденные.

mob_info