Сколько детей после войны нашли родителей. Детство, растоптанное войной. Не пошли в школу из-за отсутствия одежды

Усыновление детей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. позволило облегчить судьбу тех, кто потерял родителей, и стало своеобразным символом проявления истин­ного патриотизма и гуманности. Усыновление детей, находя­щихся в эвакуации, потерявших свою семью и родителей, при­няло массовый характер безотносительно к национальной при­надлежности усыновителя и усыновляемого. С целью усовер­шенствования действовавшего законодательства по усыновле­нию в 1943 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении». Это был еще один шаг к укреплению правовых предпосылок усыновления. Но только спустя много лет, в 1969 г. Кодекс о браке и семье РСФСР достаточно подроб­но и тщательно урегулировал отношения, связанные с усынов­лением. И чтобы было ясно, что речь идет о детях обоего пола, в тексте этого кодекса стал фигурировать помимо термина «усы­новление» термин «удочерение». Специальные правила, посвященные усыновлению без согласия родителей, изменению фа­милии, имени, отчества усыновляемого, отмене усыновления только в судебном порядке, и прочие облегчали возможность такого усыновления, которое отвечало интересам ребенка и одновременно не допускало неоправданного нарушения прав его родителей, других лиц. Усложнился ведущий лейтмотив усыновления - интересы не только усыновляемого, но и лиц, желающих обрести родительские права и обязанности, стремя­щихся к тому, чтобы их семья была полной, а под интересами усыновляемого стали понимать прежде всего благоприятные условия его воспитания,

Даже беглый обзор основных этапов развития законодатель­ства об усыновлении в России наглядно демонстрирует, как время и своеобразие того или иного отрезка истории Государст­ва Российского сказались на усыновлении, которое, казалось бы, носило частный характер. Тем не менее именно усыновле­ние во все времена как зеркало отражало особенности государ­ственного воздействия на семейные отношения.

2. Понятие усыновления.

Усыновление(удочерение)-наиболее предподчительная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление- это переход прав и обязанностей от биологи­ческих родителей (родителя) ребенка к усыновителям (усыно­вителю), при котором ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к биологическим детям усыновителя. При этом, естественно, утрачиваются все права и обязанности родных (биологических) родителей ре­бенка.

Ежегодно в России усыновля­ется около 30 тыс. детей. При этом около 18 тысяч детей усынов­ляется отчимами, мачехами и 12 тыс. - посторонними гражданами из родильных отделений больниц, роддомов, домов ребен­ка и других детских учреждений, в которых содержатся дети, остав­шиеся без попечения родителей.

Усыновление является самой предпочтительной формой устрой­ства детей, оставшихся без попе­чения родителей на воспитание в семью. Усыновители, доброволь­но принимая на себя всю полноту обязанностей, возложенных зако­ном на родителей, приравнены к ним во всех отношениях и наделе­ны теми же правами.

Условия и порядок усыновле­ния, права и обязанности, возникающие в результате усы­новления, а также отмена усы­новления регламентируется Се­мейным кодексом Российской Федерации, Законом Российс­кой Федерации от 21 августа 1996 г. № 124-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР", Положением о порядке передачи детей, явля­ющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федера­ции и иностранным гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Фе­дерации от 15 сентября 1995г. № 917, постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 3 августа 1996г. № 919 "О по­рядке организации централизо­ванного учета детей, оставших­ся без попечения родителей.", нормативно-правовыми актами Минобразования России и Минздравмедпрома России.

3.Основание усыновления.

Основанием возникновения усыновления является юриди­ческий акт компетентного государственного органа, по новому законодательству - решение суда. Волеизъявление усыновите­ля обычно рассматривается как одно из условий усыновления. Представляется, что таким образом принижается правовое зна­чение волеизъявления усыновителя. Решение об усыновлении принимается судом, и правовые последствия усыновления воз­никают лишь с момента вступления этого решения в законную силу. Однако и без волеизъявления усыновителя усыновление не может возникнуть. Усыновление нельзя рассматривать в ка­честве соглашения между усыновителем и ребенком, поэтому, основанием возникновения усыновления следу­ет считать сложный состав юридических фактов: волеизъявле­ние усыновителя и решение суда об усыновлении. Согласие на усыновление иных лиц - ребенка и его родителей - не входит в состав юридических фактов, влекущих возникновение усы­новления. В ряде случаев усыновление возможно и без такого согласия.

Усыновление имеет одновременно правоустанавливающее и правопрекращающее значение. С вступлением решения суда об усыновлении в законную силу между усыновителем и усы­новленным возникают правоотношения, аналогичные роди­тельским. В этом состоит его правоустанавливающее значение. Одновременно усыновление влечет прекращение всех правоот­ношений между усыновляемым и его родителями и родствен­никами. Усыновленные дети и их родители и родственники взаимно освобождаются от всех имущественных и личных не­имущественных прав и обязанностей.

Из этого правила могут быть предусмотрены исключения. Если ребенок усыновляется только одним лицом, возможно сохранение правовой связи между ним и родителем противоположнного усыновителю пола. Так, возможно сохранение право­вых отношений с матерью, если усыновитель мужчина, или с отцом, если усыновитель - женщина. Наиболее распростра­ненный случай - это усыновление ребенка новым супругом его отца или матери. Для сохранения правовой связи необходимо согласие того из родителей ребенка, который желает ее сохра­нения. Относительно того, должен ли усыновитель также выра­зить согласие на сохранение отношений ребенка с одним из родителей, указания в законе нет. Представляется, что сохране­ние правовой связи между ребенком и его родителем может быть условием согласия этого родителя на усыновление ребен­ка. В этом случае усыновитель возражать не может. Если же согласие на усыновление дано без всяких условий, вопрос о сохранении правоотношений с одним из родителей должен ре­шаться судом исходя из интересов ребенка, с учетом мнения усыновителя и самого ребенка. Если один из родителей ребенка умер, то по просьбе родителей умершего (бабушки и дедушки ребенка) возможно сохранение правовой связи между ребен­ком и родственниками умершего родителя. Решение этого во­проса отнесено на усмотрение суда и поставлено в зависимость от того, что в наибольшей степени отвечает интересам ребенка.

В годы Отечественной войны количество детских домом увеличилось. Новые детские дома открывались для детей - сирот, вывезенных из фронтовых областей, детей потерявших родителей, детей фронтовиков.

В сентябре 1942г. было принято постановление СНК СССР «об устройстве детей, оставшихся без родителей», где государственным ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям вменялось проявление заботы о детях-сиротах.

В первые годы войны сотни детских домов перебрасывались из прифронтовых районов в тыл Российской Федерации. Для эвакуации детей создавались новые детские дома. Для сирот, детей фронтовиков открывались «специальные» детские дома.

Огромную роль в судьбе детей сыграли общественные организации: профсоюзные, комсомольские, органы внутренних дел, система трудовых резервов. Общественники снимали детей с поездов и через приемники-распределители устраивали детей в детские дома. Подростки определялись на работу.

В 1942г. ЦК ВЛКСМ принимает постановление « О мерах комсомольских организаций с детской беспризорностью, по предупреждению детской беспризорности», что активировало работу комсомольских организаций по выявлению беспризорных детей и определению их в детские дома. «Комсомольская правда» опубликовала счет специального денежного фонда, куда поступали средства на содержание детских здравниц, детских домов, детских садов в освобожденных от немцев районах, на стипендии студентам не имеющих родителей.

Постановление правительства « О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» (август, 1943г.) предусматривало устройство детей - сирот: для этого создавалось 458 суворовских училищ по 500 человек каждое, 23 ремесленных училища по 400 человек, специальные детские дома на 16300 мест, дома ребенка на 1750 мест, 29 детских приемников- распределителей на 2 тыс. человек. В них направлялись дети фронтовиков и партизан, партийных и советских работников, погибших во время войны.

В 1944г. в детских домах было 534 тыс. детей (в 1943г-308 тыс.), в большинстве домов были открыты учебно-производственные мастерские.

Широкий размах, во время войны усыновление детей. Так, Александра Аврамовна Деревская из г. Ромны, Сумской области усыновила 48 ребят.

К концу 1945г. только для детей погибших фронтовиков было открыто 120 детских домов, в них воспитывались 17тыс. детей. Получило широкое распространение создание детских домов при колхозах, промышленных предприятиях за счет профсоюзов и комсомольских организаций, милиции.

Комсомольскими организациями было создано 126 детских домов, 4 тыс. детских домов содержалось за счет колхозов.

В эти годы была возрождена практика передачи детей-сирот в семьи. Так, за 1941-1945 гг. было взято под опеку и патронирование 270тыс. детей-сирот. В 1950г. в стране было 6543 детских дома, где жили 635,9тыс. человек. В 1958-4034 детских дома с 375,1 тыс. детей. В 1956г. по решению правительства для детей - сирот стали создаваться школы-интернаты. В 1959-1965гг. детские дома были преобразованы в школы-интернаты.

В 50-е годы в стране открылись несколько детских домов для одаренных детей - сирот (Москва, Киев), куда отбирали талантливых ребят, которые поступали в музыкальные, художественные училища и балетные школы. Это были «специальные» детские дома, где создавались условия для индивидуальных занятий таких ребят; в них находились до окончания училищ. Выпускники музыкальных училищ чаще всего определялись в музыкальный взвод военных оркестров, что решало их дальнейшую судьбу.

Таким образом, огромную помощь в годы Великой Отечественной войны государство, оказывало детям. В период тяжелейших лишений страна не забывала о самых маленьких своих гражданах. Дети войны, они наравне со взрослыми перенесли все тяготы этой войны, сотни тысяч из них остались сиротами. Взрослые пытались облегчить судьбу детей как могли. Открывались детские дома, создавались суворовские училища. В эти годы положительными моментами нужно считать широкомасшабность усыновления детей. Под опеку и патронат было взято 270 тысяч детей.

Большую роль в деле призрения детей-сирот сыграли комсомольские организации. Им пришлось активизировать работу с новой волной беспризорности. А ведь этих ребятишек нужно было не только одеть, обуть и накормить, но и залечить душевные раны, полученные войной.

В после военные годы число детских домов постепенно сокращалось. А к середине шестидесятых, когда правительство приняло решение преобразовать детские дома в школы-интернаты, детские дома потеряли ту свою первоначальную неповторимость, которую пронесли через года.

Мы считаем, что преобразование детских домов дало отрицательный результат. Сами подумайте, детский лом на 100-150 детей, где все друг друга знают и живут единой семьей, и школы-интернат на 350-500 мест. Да каким же нужно быть педагогом, чтобы увидеть изюминку в душе каждого из этих детей. Даже сам А.С. Макаренко утверждал, что в группе должно быть 10-15 человек, а тут группы по 30-40 детей. Это же абсурд.

Еще одной положительной четой того времени можно назвать открытие специальных детских домов для одаренных детей.

Таким образом, накопленный опыт работы с детьми того времени стоит пристального внимания и изучения.

Балеу Дарья Игоревна

Руководитель проекта:

Киреева Елена Владимировна

Учреждение:

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №2" г. Горячий Ключ

В исследовательской работе по истории "Сироты военного времени 1941-1945 г.г. " отражены данные о сиротах военного и послевоенного времени. Исследование проведено после прочтения дневника Тани Савичевой, девочки которая увидела самые страшные дни блокадного Ленинграда.

Своей исследовательской работой по истории я напомнила себе и моим сверстникам о детском подвиге, об истинных ценностях. Материал о сиротстве в военные и послевоенные годы я находила в музее, из статей, в сети Интернет.

Введение
1. Дети войны
2. Послевоенный период
3. Дети в Горячем Ключе
Итог
Источники информации

Введение

Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг белела мгла.
Там были женщины и дети
И эта девочка была.

Сперва велели всем раздеться,
Потом ко рву всем стать спиной,
Но вдруг раздался голос детский.
Наивный, тихий и живой:
«Чулочки тоже снять мне дядя? » -
Не упрекая, не грозя
Смотрели, словно в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.

«Чулочки тоже! »
Но смятением на миг эсэсовец объят.
Рука сама собой в мгновенье
Вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом синим,
Проснулась в ужасе душа.
Нет! Он застрелить ее не может,
Но дал он очередь спеша.
Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат! Что если б дочка
Твоя вот так же здесь легла?
И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей!
Ты – Человек, не просто немец!
Но ты ведь зверь среди людей!
… Шагал эсэсовец угрюмо
К заре, не поднимая глаз.
Впервые может эта дума
В мозгу отравленном зажглась.
И всюду взгляд светился синий,
И всюду слышалось опять
И не забудется поныне:
«Чулочки, дядя, тоже снять? »

Э. Асадов



Дети войны – жертвы войны. Жертвы, на мой взгляд, самые не защищённые. За годы великой отечественной войны, по разным оценкам, погибло более 28 миллионов наших соотечественников, в том числе, 13 миллионов детей.

Тринадцать миллионов маленьких человечков, которые верили в чудеса, которые, как и мы, учились в школе, которые мечтали стать врачами и первооткрывателями, которые только-только появились на свет и были растерзаны войной познав лишь улыбку мамы.

Данное исследование проведено мною под впечатлением от прочтения дневника Тани Савичевой , девочки которой довелось увидеть самые страшные дни блокадного Ленинграда, увидеть смерти самых близких ей людей и самой умереть от истощения.

Задумываясь о том, что судьба Тани Савичевой находит отражение в миллионах таких же детских судеб становится жутко, становится страшно и непонятно как и зачем столько взрослых убили столько детей.

На хрупкие плечи тех детей, кому удалось выжить легли самые страшные испытания, и преодоление этих испытаний есть самый настоящий подвиг, помнить и рассказывать о котором – наш долг .

Цель моего исследования – освещение вопроса сиротства в военные и послевоенные годы, напоминание себе и моим сверстникам о детском подвиге тех лет и о истинных ценностях.

Сегодня страшное слово «сиротство » носит единичный характер и многие из нас даже представить себе не могут, с чем сталкиваются дети, лишившиеся родительской опеки.

Дети, оставшиеся без родителей в период войны, были навсегда лишены детства. То жестокое и беспощадное время заставило их в один миг повзрослеть.

Сотни тысяч мальчишек и девчонок для того, чтобы попасть на фронт прибавляли к своему возрасту год или два. Ребята в возрасте 8 – 10 лет наравне со взрослыми работали на заводах, многие оказывали существенную помощь партизанам.

Дети участвовали в разведке, в подрывах железнодорожных путей, помогали пленным бежать из концлагерей. По рассказам очевидцев тех событий написано немало повестей о недетском подвиге.

Наиболее известными героями того времени стали Володя Казьмин, Юра Жданко, Лёня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Таня Морозова, Витя Коробков, Зина Портнова. Многие ребята были удостоены звания Героя Советского Союза.

Послевоенный период

Но, к счастью, в 1945 году война над фашистскими захватчиками закончилась, и для обескровленных, осиротевших детишек начались новые испытания, связанные с поиском выживших родных, поиском нового дома.

После Великой Отечественной войны в Центральном адресно-справочном детском столе, находившемся в Бугуруслане Чкаловской области, было поставлено на учет около двух с половиной миллионов детей, которые разыскивали своих родителей или родственников. Но даже эта цифра не полностью отражала масштабы детского сиротства послевоенных лет .


Из-за большого количества детей, все приюты были переполнены . Спальных мест не хватало, дети спали по несколько человек в одной кровати, одежда и еда также доставалась не всем.

От голода детские дома спасались подсобными хозяйствами, где всю работу выполняли сами воспитанники. В последующем, детские дома стали работать как школы-интернаты , дающие воспитанникам военное или профессиональное образование.

Следует отметить, что в послевоенные годы количество детей-сирот увеличивалось . Этот факт объясняется тем, что в 1946 году ряд регионов страны охватил голод, и родители зачастую были не в состоянии прокормить своих детей.

С целью спасения от голодной смерти, дети отдавались в детские дома. Многие родители не забирали своих детей обратно, так как сами умерли либо от голода, либо от болезней.

История / 2. Общая история

К.ист.н., доцент Г.И. Александрова,

к.ист.н., доцент В.Н. Александров

Мелитопольский государственный педагогический университет

имени Богдана Хмельницкого, Украина

ВСЕНАРОДНАЯ ЗАБОТА О ДЕТЯХ-СИРОТАХ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В современных условиях, когда сняты идеологические ограничения и расширилась источниковедческая база в изучении исторических проблем, сложилась возможность по-новому взглянуть на проблему патриотизма, социального единства общества и дружбы народов в годы Великой Отечественной войны. К необходимости глубокого осмысления этой темы подталкивает нас жестокая реальность сегодняшней жизни и нарастание социальных и национальных конфликтов. Часть политиков призывают сограждан к единству, дружбе народов, прикрывая этим понятием националистические, а порой и шовинистические цели.

Минувшая война провела линию раздела между демократией и фашизмом, гуманизмом и бесчеловечностью, сблизила многие народы, заставила их подняться над существенными разногласиями во имя достижения общечеловеческих ценностей. Это имеет непреходящее значение и на современном этапе. Убедительным свидетельством социального единства советского народа, дружбы народов разных национальностей, подлинного гуманизма и патриотизма явилась всенародная забота о детях, оставшихся без родителей в годы войны.

Многие проблемы Великой Отечественной войны уже глубоко и всесторонне исследованы. Однако такая проблема как защита подрастающего поколения в годы минувшей войны изучена еще недостаточно. Исследование и обобщение опыта борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы минувшей войны необходимы и для правильного анализа современной проблемы детской беспризорности, работы детских учреждений и проблем воспитания нынешнего подрастающего поколения.

В научных работах Гриценко Т.Т., Севрюк В.И., Заднепровской Л.Д., Наумовой А.Г., Симонцевой E.H., Синицина A.M. раскрыты отдельные аспекты этой проблемы. В современной историографии Великой Отечественной войны еще не создано обобщающего труда, в котором бы в масштабах многонациональной страны в комплексе была бы проанализирована сложная картина эвакуации, устройства, обеспечения детей, развитие сети детских учреждений, обучение, воспитание и трудоустройство эвакуированных и осиротевших детей. Автор ставит своей целью расширить сведения о процессе эвакуации детского населения в тыловые районы и создании сети детских учреждений в годы войны.

С первых дней Великой Отечественной войны проблема охраны жизни подрастающего поколения приобрела особое значение. В стране была разработана широкая программа спасения детей, оставшихся без родителей, которая стала частью хозяйственно-организаторской работы правительства. Важной составной частью этой программы была эвакуация детских учреждений и организованных групп детей в тыловые районы страны. В числе первых эвакуировались детдома, интернаты и детсады. Процесс эвакуации проходил в сложных условиях военной обстановки и хаотичного передвижения миллионов беженцев. Ради спасения детей люди не считались с трудностями и опасностями, работали дни и ночи, чтобы в сжатые сроки эвакуировать детей в безопасные районы страны. Советские, партийные и военные органы фронтовых и прифронтовых районов в соответствии с Постановлением Совнаркома СССР от 5 июля 1941 г. «О порядке эвакуации населения в военное время» делали все возможное для отправки детей, женщин и стариков в глубокий тыл.

Для более оперативного решения задач по эвакуации гражданского населения действовали специальные органы. Из зоны военных действий эвакуация проводилась по указанию военного командования, а из прифронтовых и угрожаемых районов с разрешения Совета по эвакуации. В начале войны работу по эвакуации гражданского населения осуществляло Переселенческое Управление, а с конца сентября 1941 г. этими вопросами стало заниматься Управление по эвакуации населения. Созданное управление разрабатывало планы эвакуации людей из фронтовой и прифронтовой полосы с указанием пунктом расселения, сроков, порядка и очередности эвакуации.

Из за быстрого продвижения фашистской армии массовой эвакуации из Литвы осуществить не удалось. С начала августа 1941 г. эвакуация населения из Эстонии проходила в сложной военной обстановке и только морским путем. Немало кораблей с людьми погибло от ударов фашистской авиации. Экипаж парохода «Казахстан» под шквальным огнем врага вывез из Таллинна 3600 раненых, детей и женщин. В целом из Эстонской и Латвийской республик железнодорожным транспортом удалось эвакуировать около 120 тысяч женщин, детей и стариков. В первые недели войны из Одессы и Харькова было вывезено 150 тысяч женщин и детей. Все они были размещены в Сталинградской, Саратовской областях и Казахской ССР . В июне-августе 1941 г. из Киева железнодорожным транспортом было эвакуировано 335 тысяч человек. В общей сложности с Украины по неполным данным в районы тыла было вывезено более 4 млн. человек, из них половину составляли дети и подростки .

По указанию партийных органов Белоруссии в числе первых были эвакуированы ПО детдомов, 25 детсадов, 28 пионерских лагерей, 3 спецшколы и 3 санатория общей численностью 14 тысяч детей. За весь период эвакуации из Белорусской ССР в тыловые районы страны было эвакуировано 1,5 млн. человек, одна треть из которых дети .

До начала блокады из Ленинграда было эвакуировано 311 тысяч детей , а из Москвы к октябрю 1941 г. - 500 тысяч ребят [ 4 ]. К концу 1942 г. на восток страны удалось вывезти 976 детдомов с более чем 107 тыс. воспитанников. Основной поток эвакуированных детей был направлен в Ярославскую, Костромскую, Ивановскую, Пермскую, Омскую и Новосибирскую области, Башкирскую и Татарскую АССР, Узбекскую и Казахскую ССР и Алтайский край. Так, в Омской области разместили 23 детдома и 79 интернатов, в Пермской - 105 детдомов с 5 тысячами воспитанников. В Татарской АССР - около 100 детских учреждений, в Узбекской ССР было принято и размещено более 200 тыс. детей, оставшихся без родителей .

По данным справочного бюро, работавшего при Совете по эвакуации, до февраля 1942 г. из фронтовых и прифронтовых районов страны было эвакуировано в глубокий тыл разными видами транспорта около 17 млн. человек, в том числе несколько миллионов детей . Перемещение за короткие сроки и в крайне тяжелых условиях военного времени таких огромных масс населения является не только уникальным явлением в истории страны, но и свидетельством неоспоримого преимущества планового хозяйства и истинной дружбы народов СССР.

С отеческой заботой и материнской лаской встретили жители Казахстана эвакуированных детей с Украины и Белоруссии. Более 140 тыс. детей из Прибалтики и Украины были размещены в детских учреждениях Костромской, Калининской и Ярославской областей. Массовая эвакуация в тыл страны потребовала срочной организации дополнительных детских учреждений и изыскания средств ни их содержание, а также поиск, новых форм помощи осиротевшим детям.

В феврале 1942 г. газета «Правда» подчеркнула государственную важность и значимость всенародной помощи детям. На страницах газеты отмечалось, что разрушенные города можно отстроить заново, можно восстановить фабрики и заводы, но трудно будет вернуть к нормальной жизни искалеченные беспризорностью и сиротством детские сердца. Трудно залечить душевные раны ребенка, на глазах у которого фашисты повесили отца или замучили мать. Важную роль в системе мер по мобилизации государственных органов и средств, сил общественности на борьбу с детской беспризорностью и безнадзорностью сыграло Постановление правительства СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», принятое в январе 1942 г. В соответствии с требованиями данного постановления были изданы приказы всеми народными комиссариатами союзных и автономных республик, на местах созданы специализированные комиссии по устройству детей, потерявших родителей. В состав комиссий входили руководители отделов народного образования, здравоохранения, милиции, председатели советских, партийных и комсомольских организаций. Советское государство в суровых условиях войны нашло возможным выделить сотни миллионов рублей на устройство и воспитание осиротевших детей. За годы войны более миллиона детей, оставшихся без родителей, нуждались в такой государственной помощи.

За первые два года войны резко увеличилось в тыловых областях количество созданных государственных детдомов и интернатов, колхозных и межколхозных детдомов, домов, созданных на средства рабочих фабрик и заводов и комсомольских организаций. Так, к сентябрю 1943 г. сеть интернатов и детдомов Ярославской области выросла в 12 раз, составив 302 детских учреждения, в Ивановской области - в пять раз (104 детдома). Более чем в два раза выросла сеть детских учреждений в Калининской, Саратовской, Пермской областях, в Туркмении, Грузии, Азербайджане, Узбекистане и Казахстане.

После освобождения Украины от фашистов в республике была проведена большая работа по оказанию помощи беспризорным и безнадзорным детям. В УССР в конце 1944 г. возобновили работу 69 домов ребенка, 515 детсадов, 1477 яслей на 881 тыс. детей. К середине 1945 г. в республике было выявлено и поставлено на учет 162 тыс. сирот и 1166 тыс. полусирот. К концу войны на территории Украины действовал 191 детский дом . Воспитатели детских учреждений заботились о сохранении морального и физического здоровья детей. Решением правительства страны нормы снабжения детей детдомов были приравнены к нормам продуктов, выдаваемых рабочих и служащим.

В целом, к концу войны на территории СССР работало 6 тыс. детдомов, что на 4340 больше, чем в довоенный период. Поистине отеческую заботу о детях, оставшихся без родителей, проявили советские граждане. Их личная инициатива привела к развитию таких эффективных форм общественной помощи детям, как создание инициативных детдомов, патронат, опека, усыновление, шефство над детскими учреждениями, создание продовольственных фондов, сбор вещей. Эти формы общественной помощи носили массовый характер. К 1945 г. общественность страны шефствовала над 2919 детдомами. А около 350 тыс. детей были взяты на воспитание в семьи трудящихся .

Патриотическое движение за оказание помощи детям, потерявших родителей, носила в годы войны поистине всенародный характер. Военное лихолетье оставило без родителей более миллиона детей. Однако на их спасение встали советское государство, простые граждане разных национальностей и не допустили разгула массовой беспризорности и безнадзорности детей. Социальная политика советского государства способствовала сохранению и воспитанию подрастающего поколения, оставшегося без родителей в годы войны. Опыт, накопленный в военные годы по преодолению детской беспризорности и безнадзорности, формы и методы шефской помощи, вклад общественности в решение этой сложной социальной проблемы может быть интересным в решении современной проблемы роста детской беспризорности и безнадзорности.

Литература :

1. ЛихомановМ.И.,ПозинаЛ.Т.ПартийноеруководствоэвакуациейвпервыйпериодВеликой Отечественной войны. – Л., 1985, С. 14-16.

2. Очерки истории Коммунистической партии Белоруссии. – Минск, 4.2. 1967, С. 307.

3. Уродков С.А. Эвакуация населения Ленинграда в 1941-1942 гг. – Л., 1958, С. 36.

4. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945 гг. В 6 тт., Т.2. – М. : Воениздат, С. 546.

5. Севрюк В.А. Всенародная забота трудящихся Узбекистана об эвакуированных детях в годы Великой Отечественной войны. – Самарканд, 1968, С.116.

6. Военно-исторический журнал. – 1963. – № 2, С. 115.

7. Галаган В.Я., Кочерга Л.К. Деятельность женщин Украины по укреплению единства фронта и тыла в годы второй мировой войны // Победа, достигнутая единством народа. – С.-Петербург, 1994, С. 92.

8. Синицин A.M. Всенародная помощь фронту. – М., Воениздат. 1975, С. 323.

По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито нерождёнными…

Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.

Вот имена некоторых из них: Володя Казьмин, Юра Жданко, Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Таня Морозова, Витя Коробков, Зина Портнова. Многие из них так воевали, что заслужили боевые ордена и медали, а четверо: Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков, стали Героями Советского Союза. С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начали действовать на свой страх и риск, который действительно был смертельным.

Ребята собирали оставшиеся от боёв винтовки, патроны, пулемёты, гранаты, а затем передавали всё это партизанам, конечно, они серьёзно рисковали. Многие школьники, опять же на свой страх и риск, вели разведку, были связными в партизанских отрядах. Спасали раненных красноармейцев, помогали устраивать подпольщикам побеги наших военнопленных из немецких концлагерей. Поджигали немецкие склады с продовольствием, техникой, обмундированием, фуражом, взрывали железнодорожные вагоны и паровозы. На "детском фронте" воевали как мальчики, так и девочки. Особенно массовым он был в Белоруссии.

В частях и подразделениях на фронте вместе с бойцами и командирами нередко воевали подростки 13-15 лет. В основном это были дети, лишившиеся своих родителей, в большинстве случаев убитых или угнанных немцами в Германию. Дети, оставшиеся в разрушенных городах и сёлах становились беспризорными, обречёнными на голодную смерть. Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов, сделать донорами для немецких солдат и т.д.

Кроме этого, немцы в тылу совсем не стеснялись, и со всей жестокостью расправлялись с детьми. "...Часто из-за развлечений группа немцев на отдыхе устраивала себе разрядку: бросали кусок хлеба, дети бежали к нему, а вслед им автоматные очереди. Сколько детей погибло из-за таких забав немцев по всей стране! Опухшие от голода дети могли что-то взять, не смысля, съестное у немца, и тут же очередь из автомата. И наелся ребенок навек!" (Солохина Н.Я., Калужская область, г. Людиново, из статьи «Мы родом не из детства», «Мир новостей», №27, 2010, с. 26).
Поэтому, проходящие по этим местам части Красной Армии чутко относились к таким ребятам и часто забирали их с собой. Сыны полков – дети военных лет воевали против немецких оккупантов наравне со взрослыми. Маршал Баграмян вспоминал, что смелость, отвага подростков, их изобретательность в выполнении заданий поражали даже старых и опытных солдат.

"Федя Самодуров. Феде 14 лет, он воспитанник мотострелковой части, которой командует гвардии капитан А. Чернавин. Подобран был Федя на своей родине, в разрушенном селе Воронежской области. Вместе с частью участвовал в боях за Тернополь, с пулемётным расчётом вышибал немцев из города. Когда почти весь расчёт погиб, подросток вместе с уцелевшим бойцом взялся за пулемёт, долго и упорно отстреливаясь, задержал врага. Федя был награждён медалью «За отвагу».
Ваня Козлов. Ване 13 лет, он остался без родных и уже второй год находится в мотострелковой части. На фронте он доставляет пищу, газеты и письма бойцам в самых сложных условиях.
Петя Зуб. Не менее трудную специальность избрал себе Петя Зуб. Он давно решил стать разведчиком. Родители его убиты, и он знает, как можно рассчитаться с проклятым немцем. Вместе с опытными разведчиками добирается до врага, сообщает по радио его местонахождение, и артиллерия по их указке даёт огонь, сокрушая фашистов". («Аргументы и факты», №25, 2010, с. 42).


Воспитанник 63-й гвардейской танковой бригады Анатолий Якушин за спасение жизни командира бригады получил орден Красной Звезды. Примеров героического поведения детей и подростков на фронте существует достаточно много…

Таких ребят во время войны погибло и пропало без вести очень много. В повести Владимира Богомолова «Иван» можно прочитать о судьбе юного разведчика. Родом Ваня был из Гомеля. В войну погибли его отец и сестрёнка. Мальчику пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце – в лагере смерти. Массовые расстрелы, жестокое обращение с населением вызывали и у детей огромное желание мстить. Попадая в гестапо, подростки проявляли удивительные мужество и стойкость. Вот как описывает автор гибель героя повести: "...21 декабря сего года в расположении 23-го армейского корпуса, в запретной зоне близ железной дороги, чином вспомогательной полиции Ефимом Титковым был замечен и после двухчасового наблюдения задержан русский, школьник 10 – 12 лет, лежавший в снегу и наблюдавший за движением эшелонов на участке Калинковичи – Клинск... На допросах держался вызывающе: не скрывал своего враждебного отношения к немецкой армии и Германской империи. В соответствии с директивой Верховного командования вооруженными силами от 11 ноября 1942 года расстрелян 25.12.43 г. в 6.55".

Девочки тоже активно участвовали в подпольной и партизанской борьбе на оккупированной территории. Пятнадцатилетняя Зина Портнова приехала из Ленинграда к родственникам в 1941 г. на летние каникулы в деревню Зуй Витебской области. Во время войны стала активным участником Обольской антифашистской подпольную молодёжной организации «Юные мстители». Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу. Участвовала в других диверсиях, распространяла листовки среди населения, по заданию партизанского отряда вела разведку. В декабре 1943 г., возвращаясь с задания, она была арестована в деревне Мостище и опознана предателем. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена, зверски замучена и 13 января 1944 г. расстреляна в тюрьме г. Полоцка.


А шестнадцатилетняя школьница Оля Демеш со своей младшей сестрой Лидой на станции Орша в Белоруссии по заданию командира партизанской бригады С. Жулина взрывали с помощью магнитных мин цистерны с горючим. Конечно, девчонки привлекали к себе куда меньше внимания немецкой охраны и полицаев, чем мальчики-подростки или взрослые мужчины. Но ведь девочкам впору в куклы было играть, а они сражались с солдатами вермахта!

Тринадцатилетняя Лида часто брала корзину или сумку и уходила на железнодорожные пути собирать уголь, добывая разведданные о немецких военных эшелонах. Если ее останавливали часовые, она объясняла, что собирает уголь, чтобы отапливать комнату, в которой живут немцы. Маму Оли и младшую сестрёнку Лиду фашисты схватили и расстреляли, а Оля продолжала бесстрашно выполнять задания партизан. За голову юной партизанки Оли Демеш фашисты обещали щедрую награду – землю, корову и 10 тысяч марок. Копии ее фотографии были розданы и разосланы всем патрульным службам, полицаям, старостам и тайным агентам. Захватить и доставить ее живьем – таков был приказ! Но поймать девочку не удалось. Ольга уничтожила 20 немецких солдат и офицеров, пустила под откос 7 вражеских эшелонов, вела разведку, участвовала в «рельсовой войне», в уничтожении немецких карательных подразделений.

С первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: участвовали в противовоздушной обороне – дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали черный и цветной металлолом, лекарственные растения, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, работали на воскресниках.

Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин. Об одном таком концерте есть трогательное стихотворение у Е. Евтушенко:

"В палате выключили радио...
И кто-то гладил мне вихор.
В Зиминским госпитале раненым
Давал концерт наш детский хор..."

А тем временем голод, холод, болезни в два счета расправлялись с хрупкими маленькими жизнями.
Ряд объективных причин: уход учителей в армию, эвакуация населения из западных районов в восточные, включение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи, передача многих школ под госпитали и др., помешали развёртыванию в СССР во время войны всеобщего семилетного обязательного обучения, начатого в 30-е годы. В оставшихся учебных заведениях обучение велось в две-три, а иногда и четыре смены. При этом дети вынуждены были сами запасать дрова для котельных. Учебников не было, а из-за нехватки бумаги писали на старых газетах между строчками. Тем не менее, открывались и новые школы, создавались дополнительные классы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи.

В летописи Великой Отечественной войны до сих пор остаётся ещё много малоизвестных страниц, например, судьба детских садов. "Оказывается, в декабре 1941-го в осажденной Москве в бомбоубежищах работали детские сады. Когда враг был отброшен, они возобновили свою работу быстрее, чем многие вузы. К осени 1942 года в Москве открылись 258 садиков!


Более пятисот воспитателей и нянь осенью 1941-го рыли окопы на подступах к столице. Сотни работали на лесозаготовках. Воспитательницы, еще вчера водившие с детьми хоровод, сражались в московском ополчении. Под Можайском героически погибла воспитательница детскою сада Бауманского района Наташа Яновская. Воспитатели, оставшиеся с детьми, не совершали подвигов. Они просто спасали малышей, у которых отцы воевали, а матери стояли у станков. Большинство детских садов во время войны стали интернатными, дети находились там днем и ночью. И чтобы накормить детей в полуголодное время, охранить их от холода, дать им хоть капельку уюта, занять их с пользой для ума и души – для такой работы необходимы были огромная любовь к детям, глубокая порядочность и безграничное терпение". (Д. Шеваров «Мир новостей», №27, 2010, с. 27).

"Играйте же, дети
Растите на воле!
На то вам и красное
Детство дано"
, – писал Некрасов Н.А., но война лишила и детсадовцев «красного детства». Рано повзрослели и эти маленькие детишки, быстро разучившись шалить и капризничать. На детские утренники в садики приходили из госпиталей выздоравливающие бойцы. Раненые солдаты долго аплодировали маленьким артистам, улыбаясь сквозь слезы... Тепло детского праздника согревало израненные души фронтовиков, напоминало о доме, помогало вернуться с войны невредимыми. Ребята из детских садов и их воспитательницы тоже писали письма солдатам на фронт, посылали рисунки, подарки.

У детей изменились игры, появилась "…новая игра – в госпиталь. В больницу играли и раньше, но не так. Теперь раненые для них – реальные люди. А вот в войну играют реже, потому что никто не хочет быть фашистом. Эту роль у них выполняют деревья. В них стреляют снежками. Научились оказывать помощь пострадавшим – упавшим, ушибленным". Из письма мальчика фронтовику: "Мы раньше тоже часто играли в войну, а теперь гораздо реже – надоела война, скорее бы она кончилась, чтобы мы опять хорошо жили…" (Там же).

В связи с гибелью родителей в стране появилось много беспризорных детей. Советское государство, несмотря на тяжелое военное время, все же выполняло свои обязательства перед детьми, оставшимися без родителей. Для борьбы с безнадзорностью была организована и открыта сеть детских приемников и детских домов, организовано трудоустройство подростков. Многие семьи советских граждан стали брать к себе на воспитание детей-сирот, где они обрели себе новых родителей. К сожалению, далеко не все воспитатели и руководители детских учреждений отличались честностью и порядочностью. Вот некоторые примеры.


"Осенью 1942 г. в Починковском районе Горьковской области были пойманы одетые в лохмотья дети, воровавшие картофель и зерно с колхозных полей. Выяснилось, что «урожай собирали» воспитанники районного детского дома. И делали они это отнюдь не от хорошей жизни. При проведении дальнейшего расследования местные милиционеры раскрыли преступную группу, а, по сути, банду, состоявшую из сотрудников данного учреждения. Всего по делу были арестованы семь человек, в том числе директор детдома Новосельцев, бухгалтер Сдобнов, кладовщица Мухина и другие лица. При обысках у них были изъяты 14 детских пальто, семь костюмов, 30 метров сукна, 350 метров мануфактуры и другое незаконно присвоенное имущество, с большим трудом выделенное государством в это суровое военное время.

Следствие установило, что путем недодачи полагающейся нормы хлеба и продуктов указанные преступники только в течение 1942 г. расхитили семь тонн хлеба, полтонны мяса, 380 кг сахара, 180 кг печенья, 106 кг рыбы, 121 кг меда и т.д. Все эти дефицитные продукты работники детдома распродавали на рынке либо просто сами проедали. Только один товарищ Новосельцев ежедневно получал на себя и членов своей семьи пятнадцать порций завтраков и обедов. За счет воспитанников неплохо питался и остальной обслуживающий персонал. Детей же кормили «блюдами», приготовленными из гнилья и овощей, ссылаясь при этом на плохое снабжение. За весь 1942 г. им лишь один раз выдали по одной конфетке к 25-й годовщине Октябрьской революции… И что самое удивительное, директор детдома Новосельцев в том же 1942 г. получил от наркомата просвещения почетную грамоту за отличную воспитательную работу. Все эти фашисты заслуженно были приговорены к длительным срокам заключения". (Зефиров М.В., Дектярёв Д.М. «Всё для фронта? Как на самом деле ковалась победа», с. 388-391).

"Аналогичные случаи преступлений и невыполнения педагогическими работниками своих обязанностей выявлялись и в других регионах. Так, в ноябре 1942 г. в Саратовский городской комитет обороны было направлено специальное сообщение о тяжелом материально-бытовом положении воспитанников детских домов… Интернаты отапливаются плохо или вообще находятся без топлива, теплой одеждой и обувью дети не обеспечены, в результате несоблюдения элементарных социально-гигиенических правил наблюдаются инфекционные заболевания. Воспитательная работа запущена… В интернате в селе Нестерове в некоторые дни дети вовсе не получали хлеба, словно проживали не в тыловой Саратовской области, а в блокадном Ленинграде. Учеба из-за отсутствия учителей и нехватки помещений была давно заброшена. В интернатах Ровенского района, в селе Волкове и других, дети также по нескольку дней вообще не получали хлеба". (Там же с. 391-392).

«Ах, война, что ж ты сделала, подлая...» За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети, от малышей до старших школьников, сполна испытали все её ужасы. Война каждый день, каждую секунду, каждый сон и так на протяжении почти четырёх лет. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами… И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. «Эти годы, что были когда-то, горечь детства забыть не дает…»

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

mob_info