Себя убеждение. Сильные убеждения, которые стоит развить. Основополагающие направления, по которым нужно формировать свои позитивные убеждения! Какие убеждения составляют ваш Стержень

Здравствуйте дорогие читатели! Сегодня мы рассматриваем сверх важную для развития и жизни каждого человека тему “Убеждения”. Много писем я получил на свою электронную почту с вопросами о том, как правильно работать со своими убеждениями. Но вначале рассмотрим основные положения: что такое убеждения человека? каково их значение? какие они бывают? Другие вопросы.

Начнём с определений и с понимания значения убеждений.

Что такое Убеждение

Система убеждений – мировоззрение человека, знания записанные в его сознание и подсознание в виде жизненных установок (программ) и представлений (образов). Убеждения (представления о мире, о себе, др.) – информация, которая реализована и представлена в человека в виде мыслительных структур (живых и работающих установок).

Другими словами, убеждения – это знания, превращённые в представления (установки, образы и ощущения), которые являются для человека основной принятия всех его жизненных решений.

По сути, убеждения человека – это стержень его , то, во что человек верит по отношению к себе самому, по отношению к окружающему миру и к своей судьбе, то, на что он опирается по жизни, что определяет все его решения, действия и результаты по судьбе.

Сильные позитивные убеждения дают человеку сильный стержень, делая его успешным, эффективным, т.д. Слабые, неадекватные убеждения делают стержень гнилым, а человека, соответственно, слабым и немощным.

Основополагающие направления, по которым нужно формировать свои позитивные убеждения! Какие убеждения составляют ваш Стержень:

Более простым языком, убеждения – это ответы на основные жизненные вопросы, которые и составляют мировоззрение человека.

  1. Отношение к окружающему миру: мир он какой? плохой, ужасный, опасный? или, мир он разный и в нём есть всё, но он прекрасный, и он даёт человеку тысячи возможностей для познания, счастья и успеха? и каждый, раньше или позже, получает по заслугам, или Добра и Зла – нет и любое зло может сойти с рук?
  2. Восприятие себя, отношение к себе: ответы на вопросы – кто я и для чего я живу? я животное, просто тело, которым управляют инстинкты? или я божественная, светлая и сильная по своей природе Душа с огромным потенциалом?
  3. Отношение к своей жизни и судьбе: я рождён, чтобы страдать, быть козлом отпущения и от меня ничего не зависит? или я родился для великих целей и свершений, и всё зависит от моего выбора и я смогу достичь всего, что душа пожелает?
  4. Отношение к другим людям: они все гады, желают мне зла, и моя задача ударить первым? или все люди разные, есть достойные, есть негодяи, и я сам выбираю с кем общаться и связывать свою судьбу, а кого вообще не стоит к себе подпускать?
  5. Отношение к обществу: общество – это грязь, загнивание, и в нём нет ничего хорошего, поэтому – “ненавижу”? или, в обществе во все времена было, как много хорошего, так и плохого, и моя цель приумножать , Благо, делая общество более достойным и совершенным?
  6. Другие.

Из таких ответов и соответствующих обоснований выстраивается не только мировоззрение человека. Такие убеждения являются основой всех личных качеств человека и его принципов: что и определяет – он лживый или честный, ответственный или безответственный, смелый или трусливый, сильный духом и волей или бесхребетный и слабый, т.д. В се качества и жизненные принципы человека строятся на фундаментальных убеждениях (представлениях и установках).

В сознании эти убеждения так и записаны, в виде прямых программ, ответов на вопросы:

  • “Я – достойный, сильный, я всё смогу” или “я – ничтожество, чмо бесхребетное и ни на что не способное”.
  • “Я – бренное и больное тело, жующий организм” или “я – бессмертная Душа в физическом теле, и во мне заложен безграничный потенциал”.
  • “Мир – ужасен, жесток и несправедлив” или “мир – прекрасен и удивителен, и в нём есть всё для роста, счастья и успеха”.
  • “Жизнь – это сплошное наказание, это боль и страдания” или “жизнь – это дар Судьбы, уникальная возможность для развития, созидания и борьбы”.

Такие убеждения можно назвать основополагающими или стержневыми.

Вы можете сами проверить, какие установки по этим вопросам записаны в вашем подсознании, позитивные или негативные, сильные или слабенькие:

Для этого просто произнесите про себя или в слух начало установки, например: “мир это…” и слушайте себя, своё подсознание, какие мысли последуют за началом фразы. Какое определение миру даст ваше подсознание? Выпишите все ответы, которые родятся у вас внутри. И, если вы были искренние перед самим собой, вы увидите фронт предстоящей работы – сколько хорошего, а сколько негатива, и над чем нужно будет поработать.

Сознательные и подсознательные убеждения

Сознательные убеждения – те, которые живут (записаны) в голове человека (в интеллекте). Подсознательные убеждения – те, которые реализованы в жизни человека, и работают на уровне его качеств, эмоций, реакций и привычек. На много сложнее менять подсознательные убеждения. Но именно они и определяют практически всё, на 90%, что происходит в жизни человека и его судьбе.

Как это работает? Вы наверное встречали людей, которые сознательно всё знают и понимаю – как правильно жить, во что правильно верить, что нужно делать, чтобы быть счастливым, успешным, радостным, сильным, богатым, добрым, смелым и т.д. И они отлично и складно обо всё рассказывают, если их спросить. Но в своей жизни они ничего на деле реализовать не могут, оставаясь внешне бедными, внутри несчастными и слабенькими.

Почему так происходит? Потому что, в голове у таких людей записаны одни убеждения, а в подсознании реализованы совершенно другие, часто противоположные. Например , человек прекрасно понимает, что смелым быть хорошо, знает что такое смелость и говорит “да, я так хочу”, но в его подсознании живут убеждения и страха, и эти страхи его делают слабым, ненадёжным и трусливым по жизни. Так рождается множество противоречий в человеке между его и . И пока человек не поменяет свои подсознательные убеждения, пока не уберёт негативные установки и не сформирует позитивные, в жизни его и в нём самом качественно ничего не поменяется, он так и будет славить смелость и мужество, оставаясь при этом трусом и слабаком.

Или , человек знает и понимает, что обманывать не хорошо, что ни к чему хорошему враньё не ведёт, но сам по жизни всё время лжёт и прослыл лжецом. Часто бывает так, что люди с такой пагубной привычкой просто ничего не могут с собой поделать, потому что убеждения, лежащие в основе их лживости, реализованы в подсознании на уровне привычек и реакций: как говориться “сначала соврал, а только потом понял, что наговорил”.

То же касается и всех остальных качеств, убеждений, привычек. Например , такое качества, как . Ответственность – это способность человека держать данное им слово перед другими людьми и перед самим собой, принцип “сказано – сделано”. И в голове он знает что такое ответственность, и очень даже хочет быть ответственным, хочет сдержать слово, но в его подсознании записано много установок подпитывающих его : “сегодня неохота, завтра сделаю”, “та ничего страшного не случиться, если опоздаю на денёк”, “скажу, что форс мажор случился”, и другие оправдания, почему не обязательно держать данное слово.

С эмоциями дело обстоит так же. В основе эмоций тоже лежат ни что иное, как подсознательные убеждения человека. Позитивные убеждения рождают и ощущения (теплота, добродушие, радость, др.), негативные убеждения – (раздражение, гнев, обиды, т.д.).

Так, в основе эмоции “обида” лежат подсознательные убеждения её подпитывающие, обосновывающие, оправдывающие. Например объясняющие – почему другой человек такой негодяй, как он был не прав по отношению к вам, и почему вы такой весь невинный и несправедливо страдающий. Чтобы убрать негативную эмоцию и заменить её на позитивную – нужно определить те установки, которые лежат в её основе (в основе обиды) , и заменить их на позитивные установки, которые являются основной прощения и добродушия . Это называется перепрограммированием своего подсознания.

Позитивные и негативные убеждения

Позитивные или адекватные убеждения – представления (знания) и установки соответствующие Духовным Законам (Идеалам ). Такие представления дают человеку максимальные радость (состояние счастья), силу (уверенность, энергию), успех (эффективность, положительные результаты) и позитивные последствия по судьбе (благодарность и любовь других людей, награды духовные и материальные, рост светлых чувств, благоприятные возможности по судьбе, др.).

Позитивные убеждения – сильные, полные и адекватные ответы на самые важные жизненные вопросы. Ответы, которые дают Душе радость и прилив позитивных сил, снимают ограничения, страдания, боль, максимально раскрывают заложенный в ней потенциал.

Негативные убеждения – заблуждения, неадекватные представления и установки не соответствующие Духовным Законам. Неадекватные представления – ведут к потере радости в сердце (к боли и страданиям), к утрате сил (к слабости, к потере энергии), к неудачам, к негативным эмоциям и ощущениям, а в итоге, к разрушению судьбы (крах целей, страдания, болезни, смерть).

Негативные убеждения, неадекватные представления – всегда ведут к таким же неадекватным решениям и ошибочным действиям, которые в свою очередь приводят к негативным результатам и последствиям: украл – сел в тюрьму, соврал – потерял доверие и отношения, и т.д.

  • Если человек живёт в негативе – в его жизненных убеждениях много ошибок.
  • Если делает, старается, а результатов нет – в убеждениях есть ошибки.
  • Если страдает много – это результат ошибок в подсознательных убеждениях.
  • Постоянно болеет, испытывает боль – ошибки в убеждениях, причём в больших объёмах.
  • Если из нищеты выбраться не может – ошибки в убеждениях в сфере денег.
  • Если одинок и отношений никаких нет – ошибки убеждений во взаимоотношениях.
  • И т.д.

Что с этим делать? Работать над собой! Как? Подробнее читайте в следующих статьях:

С целью научиться работать со своими убеждениями вы можете обратиться к Духовному Наставнику. Для этого – .

Успехов Вам и постоянного роста Позитива!

Убеждение - элемент (качество) мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия. Высшая (абсолютная) степень убеждённости, у многих олицетворяет вера (уверенность).

Убеждение - вера в то, что выдвигаемая идея или система идей должна быть принята в силу имеющихся оснований.

Убеждение не совпадает ни с истиной, ни с верой, лишенной сколь-нибудь отчетливых оснований ("слепой верой"). Если высказывание представляет собой чье-то убеждение, это не означает, что ему что-то соответствует в действительности. В отличие от чистой веры, способной служить основанием самой себя, убеждение предполагает определенное основание. Последнее может быть совершенно фантастичным или даже внутренне противоречивым, но тем не менее оно должно существовать.

Убеждение - одна из центральных категорий человеческой жизни и деятельности. Миллионы людей можно убедить в том, что они призваны построить "новый прекрасный мир", и они, живя в нищете и принося неимоверные жертвы, будут повсюду видеть ростки этого мира. С другой стороны, есть люди, которых невозможно убедить в самых простых математических истинах. Так, А. Шопенгауэр называл доказательство теоремы Пифагора "мышеловкой" и отказывался его принять; Т. Гоббс, прочитав это доказательство, воскликнул: "Боже, но это невозможно!"; И. Ньютон, напротив, читая в студенческие годы геометрию Евклида, пропускал доказательства теорем, считая их очевидными и потому излишними.

Убеждение включают не только представления о реальности (ее описания), но и ее оценки, идеалы, символы веры, нормы, планы и т.д. Человек действует на основе имеющихся у него Убеждение, их изменение влечет за собой изменение его поведения.

Убежденность - особое качество личности, определяющее общую направленность всей ее деятельности и ориентации ценностных и выступающее регулятором ее сознания и поведения. Выражается в субъективном отношении личности к своим поступкам и убеждениям, связанном с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний, принципов и идеалов, коими она руководствуется. Осознанные на основе убежденности потребности личные, ориентации ценностные и нормы социальные органически включаются в содержание форм жизнедеятельности и определяют поведение личности. Убежденность зависит от опыта личности и ее отношений с обществом. Она основывается на знаниях, прежде всего мировоззренческого характера, кои тесно переплетены с волей, составляют содержание мотивов деятельности, формируют установки личности. Убежденность - идейно-психологическая основа развития таких волевых качеств, как мужество, решительность, стойкость, верность идеалам. Но она может принимать извращенные формы, когда личность некритически усваивает определенные представления, догматически воспринимает непререкаемость некоих принципов и авторитетов.

Прошу прощения за длинные цитаты, но ведь люди стремились наиболее точным образом раскрыть понятия, о которых я надеюсь по-умному поговорить.

Беда когда у человека нет убеждений.

Не меньшая беда, когда его убеждения - слепая вера.

Мне довелось пообщаться в тех или иных блогах с наиболее активными участниками ФШ. Видимо приглашение пообщаться на философские темы производит определенную антиселекцию, и такой концентрации носителей слепой веры, неспособных ни аргументировать свои мысли, ни сосредоточиться на теме блога в реальной жизни встречается нечасто. Объективно говоря, это - строго противоположный любви к мудрости полюс.

Может в философии что-то надо изменить?

Каждый сталкивался с тем, что все мы существуем по определенным жизненным принципам — убеждениям. Не иметь их считается дурным тоном в современном моральном мире, и поэтому часто люди гордятся своей принципиальностью и педантичностью. Рассмотрим это явление подробнее.

Определение и трактовка термина

Убеждение — это уверенность в своих взглядах и принципах, основанная на накопленных годами знаниях и опыте. Как составляющая важная мировоззрения, оно руководит теми или иными поступками в разных жизненных ситуациях, помогает принять порой непростое решение. Это наши принципы и постулаты, нарушать которые - значит, противоречить себе, не соблюдать собственные установки.

Иногда то или иное убеждение кажется со стороны совершенно бессмысленным и неразумным, не поддающимся никакому объяснению. У всех разные взгляды и принципы, различные уровни морали и знаний, но, несмотря на это, каждый человек имеет убеждения, руководствуется ими и выражает их другим людям, а порой пытается даже навязать собеседнику.

Откуда берутся убеждения человека

Так как человек имеет за спиной некое количество прожитых лет, он сталкивался с различными ситуациями и участвовал в общественной жизни, и у него складывается определенная уверенность в том, что все в этом мире должно функционировать по какому-то определенному сценарию. Это и есть наша убежденность, которая часто объяснима только прошлым опытом, а не современными реалиями. Доказательства тут лишние, потому что для того, кто уверен в чем-то на сто процентов, их просто не существует.

Определить убеждение и его природу несложно: оно зарождается в наших мыслях, миллиарды из которых задерживаются в голове на считанные секунды, иногда часы, дни и даже месяцы или годы. Но должны пройти десятилетия — и если одна из мыслей, стократно подтвержденная вашим и сторонним опытом, не выходит и головы, и вы постоянно прислушиваетесь к ней — это и есть убеждение.

Убеждение — это хорошо? Позитивные и негативные моменты

Все вещи имеют лицевую и обратную сторону. Бесспорно, нет ничего плохого в том, что вы человек, твердо убежденный в чем-либо в этой жизни, тем более не раз доказали на собственном опыте, что этот постулат верный. Но существуют случаи, когда убеждение становится бременем, который несут на себе как крест на протяжении всей жизни, даже и не подозревая, что сами себя заставляют поступать определенным образом.

Позитивные моменты этого явления:

  • убеждения помогают сориентироваться, достичь цели, напрячь все внутренние ресурсы и идти до конца;
  • они делают вас человеком принципов, который придерживается строго отведенных норм, и это заслуживает уважения;
  • хорошо, когда убеждения направлены на сохранение семейных ценностей, на творение добра и помощь страждущим.

Явные недостатки убеждений:

  • Иногда они основываются на несчастливом опыте, поэтому могут быть вне понимания общества и даже просто глупыми.
  • Строго придерживаясь убеждений, вы можете причинить вред другим и даже себе. Например, вы считаете, что любви в этом мире нет, и поэтому не воспринимаете всерьез отношения.

Следует помнить, что убеждение — это одно из жизненных правил, поэтому создавайте такие каноны, которые бы не мешали полноценной, счастливой и достойной жизни. И не критикуйте принципы других, ведь жизнь сложна и многогранна, наполнена различными ситуациями. Будьте толерантными и создавайте для себя логически объясняемые законы.

Убеждение как процесс

Убеждение — это символический процесс, в котором коммуникаторы пытаются убедить других людей изменить свое отношение или поведение относительно вопроса путем передачи сообщения. Происходит это в атмосфере свободного выбора.

Многие полагают, что убеждение, как бокс, - требует победы над конкурентом в жесточайшей битве. Но тут есть существенные различия. Это больше похоже на обучение, чем на бокс. Подумайте сами: убеждение является как будто уговорами учителя, благодаря чему люди шаг за шагом движутся к решению. Его цель - помочь понять другим, почему занятая вами позиция решает проблему лучше, чем все остальные. Убеждение предполагает также использование символов, сообщений, передаваемых с помощью языка.

Главное здесь то, что убеждение представляет собой осознанную попытку влиять на другую сторону. Вместе с тем его сопровождает осознание того, что увещеваемый имеет психическое состояние, которое является чувствительным к изменениям. Убеждение - тип социального влияния, то есть широкий процесс, в котором поведение одного человека изменяет мысли или действия другого.

Убеждения человека

18.03.2015

Снежана Иванова

Убеждения человека – это своего рода условные рефлексы нашего ума, установки и правила, которые помогают отвечать на те или иные жизненные ситуации...

Убеждения человека – это своего рода условные рефлексы нашего ума, установки и правила, которые помогают отвечать на те или иные жизненные ситуации. Мы реагируем и поступаем так, как подсказывают нам наши убеждения.

Казалось бы, нет ничего лучше, чем иметь таких подсказчиков. Внутренние убеждения человека как путеводные звезды, по которым он направляет движение своей жизненной шхуны. Он плывет туда, куда зовут его внутренние установки. Иногда направление совпадает с общими для всех указателями, но порой убеждения зовут его плыть против течения, бороться со стихиями и непогодой. Убеждения могут выбросить человека за борт или на необитаемый остров. Могут сделать его странствующим рыцарем без страха и упрека или отшельником, замкнутым в сизую ловушку одиночества.

Отчего человек постоянно испытывает дискомфорт существования, болезненный конфликт столкновения с самим собой, миром и окружающими людьми? Нам кажется, виной тому его убеждения.

  • Во-первых , потому, что они расходятся с убеждениями других людей.
  • Во-вторых , убеждения порой вступают в конфликт с его внутренними потребностями или естественными желаниями.
  • В-третьих , внутренние убеждения человека превращаются в барьеры и ограничения для его свободного развития и движения вперед и навстречу людям. Конечно, каждому из нас хотелось бы этого избежать. Научиться жить в гармонии с собой и миром, понимать смысл своего существования, любить и быть счастливым. Как это сделать?

На первый взгляд, это кажется непосильной задачей, ведь человек находится в постоянном движении, развитии, меняются его взгляды, убеждения, возможности, желания. «И вечный бой, покой нам только снится!» - эта бессмертная строка А. Блока будто обрекает человечество на вечный конфликт с самим собой и бесконечное болезненное обретение истины, которая неуловима как время.

И все же есть та волшебная нить Ариадны, которая поможет человеку найти себя и свое счастье. Она заключается в осмыслении собственных ошибочных, статичных, тормозящих, опасных, роковых и негативных убеждений, которые мешают нам жить и радоваться каждому мгновению.

Формирование убеждений

Чтобы понять себя и свои заблуждения-убеждения, нужно разобраться, с чего все начиналось. Как я стал таким занудой (перфекционистом, задавалой, неудачником, конфликтером, маргиналом и т.д.)?

Внутренние убеждения человека формируются под влиянием множества факторов:

  • Влияние семьи. Традиции, особенности взаимоотношений между родителями и родственниками, собственные убеждения родителей. Семейные модели поведения, ритуалы, словесные программы.
  • Влияние этноса, социума, исторические традиции, культура, атмосфера и дух того окружения, в котором формируется человек.
  • Влияние литературы, науки, искусства и т.п.
  • Влияние кино, интернета, СМИ.
  • Влияние авторитетов (учителей, кумиров, психологов, идеологов и т.д.)

Ценности и убеждения человека формируются задолго до его рождения.
Как это ни странно, уже в одном факте зачатия и отношения будущих родителей к появлению на свет ребенка заложено первое зерно его будущих убеждений. Желанен ли он или появится незапланированным? Уже любим или видится как будущая проблема и обуза? Уважают ли друг друга его родители? Как они относятся к себе, миру, людям? Все это, так или иначе, проявится в дальнейшем. В той тонкой сети самых разнообразных мелочей, которые окутают новорожденного.

Младенец, которого любят, не оставляют подолгу в одиночестве, оберегают, о котором заботятся, примет мир как прекрасное место, где можно быть счастливым и любимым. Это будущий оптимист, счастливчик, весельчак. Будущий смелый и открытый борец за свое и всеобщее счастье. Но это может быть и будущий самовлюбленный эгоист, занятый исключительно собственным благополучием.

Ребенка может встретить в этом мире совсем иное: равнодушие, жестокость, отсутствие тепла и заботы, грубость, холод, резкая смена и множество разных трудностей, которые заставят его защищаться. Искать замены, симулировать, хитрить, обманывать. И все для того, чтобы вернуть себе каплю тепла и света, на которую вправе рассчитывать каждый новорожденный. Такой человек всю жизнь будет бороться с миром, доказывать свою ценность. Он будет вечно искать любовь и не сумеет разглядеть её там, где она обитает. А все потому, что он не знал её в детстве.

Наиболее устойчивыми являются убеждения, заложенные в человеке в период формирования его личности. То есть те, которые сложились в семье и школе под воздействием близких и родных, учителей и воспитателей, целенаправленно занимающихся формированием личности ребенка. При всей плановости и осознанности такого воздействия, некоторые влияния оказываются пагубными для человеческой психики и формируют убеждения, которые впоследствии станут препятствием для нормального существования человека в социуме.
Неосторожные и не осознаваемые родителями определения, которые они дают собственному ребенку (неряха, зануда, замарашка, тупица, бездарь и т.п.), формируют негативные программы будущей жизни малыша. В детстве коренятся все те ошибочные модели поведения, убеждения, ментальные проекции, которые впоследствии станут причиной проблем, кризисов и конфликтов, с которыми человек сталкивается во взрослой жизни.

Наиболее стойкие и яркие убеждения человека закладываются на высоком эмоциональном уровне и связаны:

  • либо с особенностями детского восприятия, способного удивляться даже самым незначительным событиям
  • либо - с острыми критическими моментами жизни, эмоционально насыщенными и оказывающими шокирующее воздействие на психику. Например, во время конфликта, войны, столкновения, преодоления препятствий, озарения, открытия. Иногда это связано с важными вехами в жизни: женитьба, развод, рождение, смерть, болезнь, карьерные успехи и неудачи.

Яркое переживание (негативное или положительное) отпечатывается в сознании, запоминается, остается в подсознании, связывая последующие события и их оценку с тем опытом, который был получен в результате. На основании этого опыта у человека вырабатывается определенный набор реакций на события. В любом случае эти реакции выражают стремление к комфорту, к лучшему. Человек либо снова стремиться пережить ощущение удовольствия и душевного подъема, состояние счастье. Либо пытается избежать негатива, который принесла ему та или иная жизненная ситуация. Чтобы плохое не повторялось, ему необходимо выработать защитные меры, придумать механизм избегания или уменьшения негатива. Такое стремление формирует в нем определенные жизненные убеждения. Таким образом, жизненные убеждения формируются под воздействием двух главных факторов:

  • стремление к счастью;
  • избегание несчастья.

Так формируются убеждения оптимиста и пессимиста. С этой точки зрения можно рассмотреть два противоположных убеждения. «Мир прекрасен и добр ко мне!» и «Я могу достичь любой цели, если только захочу!» - такое убеждение рождается у человека, который когда-то испытал счастье триумфа, одержал победу. Состояние победителя окрыляет, и делает человека счастливым от сознания собственной силы, веры в себя. Не случайно, поэтому школьные психологи советуют, почаще создавать для детей моменты побед. Пусть даже незначительных, но ощутимых с точки зрения ценностной идентичности личности. Каждый из нас для веры в свои силы нуждается даже в самом незначительном одобрении.

С другой стороны, синдром неудачника формируют такие негативно воздействующие факторы, как постоянная критика, приклеивание отрицательных ярлыков, физические наказания, грубость. Подсознательно стремясь избежать негатива, человек постепенно вырабатывает такие убеждения: «Мир отвратителен и жесток ко мне!» и «Все равно ничего не получится, моя хата с краю!»

Можно ли с уверенностью сказать, что стремление к счастью лучше, чем избегание несчастья? Однозначный ответ дать трудно. Порой убеждения, связанные с защитой от негативного воздействия внешней среды, помогают человеку избежать ошибок, предохраняют его от необдуманных и опасных шагов, которые могут стоить ему очень дорого.

Напротив, преобладание убежденности в своем всесилии и правоте часто проявляется в таких неприятных качествах, как , властолюбие, высокомерие или безбашенность, шапкозакидательство. В конечном итоге, изначально положительное убеждение незаметно отторгает человека от социума, над которым он триумфально возвышается, делает его маргиналом, одиноким и несчастным человеком.

Жизненные убеждения человека складываются из множества незаметных и значимых влияний, зависят от его опыта, знаний, окружения, воли. И если глубокие внутренние убеждения, которые были сформированы в младенчестве и раннем детстве, изменить чрезвычайно тяжело, так как они находятся зачастую в области бессознательного, то более поздние убеждения, которые сформировались в период взросления под воздействием книг, искусства, кино, интернета, социума и т.п., могут претерпевать значительные изменения.

В определенный период своей жизни человек осознанно может формировать свои нравственные убеждения, не дожидаясь, пока кто-то сделает из него фигурку на своей идеологической шахматной доске. Ему просто надо перестать слепо доверять привычным источникам информации, анализировать полученные знания, подвергать сомнению навязанные извне формулировки. Человек сможет научиться жить в гармонии с собой и миром, стать гибким и подвижным только тогда, когда поймет, как и под воздействием чего в нем сформировались убеждения. Найдет истоки своих ошибок и ограничений, осознает их и избавиться от них.

Сущность понятия «убеждение»

Убеждение - одна из центральных категорий человеческой жизни и деятельности. Человек действует на основе имеющихся у него убеждений, изменение убеждения является одновременно изменением его поведения. Убеждение - это не только представление о реальности, но и ее оценки, идеалы, символы веры, нормы, планы и т.д. .

В процессе убеждения психологи выделяют шесть основных этапов:

1. Предъявление сообщения адресату (целевой группе). Если объект убеждения не увидит или не услышит сообщение, оно не окажет на него влияния.

2. Обращение внимания на сообщение. Убеждаемый должен обратить внимание на сообщение, иначе цель сообщения не будет достигнута.

3. Понимание информации. Чтобы сообщение могло оказать влияние, убеждаемый должен как минимум понять его суть.

4. Принятие вывода, диктуемого сообщением. Чтобы установка изменилась, объект убеждающего воздействия должен принять продиктованный сообщением вывод.

5. Закрепление новой установки. Если новая установка забывается, сообщение теряет способность оказывать воздействие на будущее поведение объекта убеждения.

6. Перевод установки в поведение. Если целью сообщения было оказание влияния на поведение, то в релевантной ситуации поведением должна руководить новая установка .

Также на эффективность убеждающего воздействия, кроме выделенного раннее, огромное влияние оказывает среда, в которой происходит взаимодействие. Для начала мы приведем несколько характерных и ярких примеров влияния, которое можно наблюдать в трех различных средах взаимодействия: межличностной среде, специально создаваемой среде убеждения и в средствах массовой информации.

Одним из различий между подобными сферами проявления влияния является то, насколько личностными, или индивидуализированными, они являются. Второе же различие заложено в степени или широте охвата целевой аудитории, на которую направлено влияние.

Наиболее индивидуализированные ситуации влияния встречаются в межличностной среде, где число непосредственных участников невелико и общение агента влияния с его объектом происходит с глазу на глаз. Специально создаваемая среда убеждения также представляет собой достаточно распространенный вариант. Здесь коммуникатор, как правило, обращающийся к слушателям с речью, пытается убедить аудиторию согласиться с каким-либо утверждением или совершить какое-либо действие. В процессе убеждения задействован один агент влияния, пытающийся воздействовать на целевую аудиторию, состоящую одновременно из многих людей .

Специально создаваемая среда убеждения менее индивидуализирована, чем среда межличностного взаимодействия. Несмотря на это, многие коммуникаторы достигают значительного успеха, увлекая за собой аудиторию, их призывы оказываются настолько эффективными и страстными, что мы присваиваем им титул харизматических личностей.

Влияние осуществляется и в среде, характерной для средств массовой информации. Сюжеты, транслируемые телевидением, радиовещанием и в печатных изданиях, оказывают воздействие на миллионы людей по всему земному шару. По природе своей эти сообщения наименее индивидуализированы. Их объединяет не только предназначенность для широкой публики и наполненность смыслом для многих, но и то, что все они передаются опосредованно .

Конечной целью любого субъекта влияния является коррекция, изменение поведения объекта этого влияния. Изменение поведения - самое подходящее название для всех игр, связанных с влиянием .

Однако можно ли считать, что попытка влияния окончательно провалилась, если поведение объекта влияния никак не изменилось? В большинстве случаев - нет. Усилия, вложенные в попытку повлиять на человека, могут вызвать изменение его убеждений или установок. То, как человек оценивает свои отношения с окружающим миром, отражает его установки.

Установка имеет диспозициональный характер в том смысле, что является благоприобретенной, усвоенной путем научения тенденции думать о каком-либо предмете, человеке или проблеме каким-либо определенным образом. Изменение установки или убеждения у «мишени» приносит агенту влияния немалую выгоду, поскольку внутренние изменения зачастую создают предпосылки для дальнейших изменений в поведении. Сложившаяся позитивная установка по отношению способна сделать человека более восприимчивым в дальнейшем.

Существует четырнадцать правил, которые могут убедить собеседника :

1. Первое правило (Правило Гомера): очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные - средние - один самый сильный.

2. Второе правило (Правило Сократа): для получения положительного решения по важному для убеждающего вопросу нужно поставить его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он без затруднения ответит «да».

3. Третье правило (Правило Паскаля): не следует загонять собеседника в угол. Нужно дать ему возможность «сохранить лицо». Часто собеседник не соглашается с нами только потому, что согласие ассоциируется в его сознании с потерей своего достоинства. Например, открытая угроза воспринимается как вызов, и, чтобы не показаться трусливым, человек поступает вопреки требуемому, возможно, даже в ущерб себе. Или когда мы уличили собеседника в чем-то, порочащем его достоинство, то согласиться ему -- значит признать отрицательную оценку своей личности.

4. Четвертое правило: убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего. Одно дело, когда убеждающий - человек авторитетный, уважаемый, другое - когда незначительный, не принимаемый всерьез.

Высокое должностное или социальное положение, выдающиеся успехи в какой-либо сфере деятельности, образованность, признание заслуг окружающими, высокие личные качества поднимают статус человека, а вместе с ним - и вес его аргументов. Поддержка коллектива также повышает статус индивида, поскольку статус коллектива выше статуса любого его члена.

5. Пятое правило: человек не должен загонять себя в угол, понижать свой статус. Следует избегать извинений (без должных к этому причин), проявления признаков неуверенности.

6. Шестое правило: не нужно принижать статус собеседника. Любое проявление неуважения, пренебрежения к собеседнику принижает его статус и вызывает, как правило, негативную реакцию.

7. Седьмое правило: к аргументам приятного нам собеседника человек относится снисходительно, а к аргументам неприятного - с предубеждением. Одно из правил ведения деловой беседы гласит, что задача первой части беседы - создать атмосферу взаимного доверия.

8. Восьмое правило: при желании переубедить, нужно начинать не с разделяющих моментов, а с того, в чем согласны оппоненты. Пусть это будут даже второстепенные обстоятельства в высказывании собеседника. Если же Вы совершенно ни с чем не согласны (что бывает, конечно, крайне редко), то необходимо поблагодарить хотя бы за то, что собеседник четко изложил свою позицию, что Вам интересно было познакомиться с его точкой зрения на проблему и т.п. Затем нужно изложить свои аргументы, подводящие собеседника к Вашим выводам.

9. Девятое правило: необходимо проявить эмпатию. Эмпатией называется способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Эмпатия помогает лучше понять собеседника, представить ход его мыслей, как говорится «влезть в его шкуру».

Многие приведенные правила взаимосвязаны друг с другом. Например, не проявив эмпатии, невозможно выполнить правило первое (Гомера). Действительно, силу аргументов необходимо оценивать с точки зрения лица, принимающего решение, то есть человек должен как бы поставить себя на его место. То же касается и правил Сократа и Паскаля - нужно предвидеть реакцию собеседника на Ваши слова, то есть опять проявить к нему эмпатию. Для использования статуса в процессе убеждения (правила 4 и 6) также необходимо оценить статусы с точки зрения собеседника. Эмпатия необходима и для выполнения следующего правила.

10. Десятое правило: нужно быть хорошим слушателем. При внимательном анализе споров выясняется, что многие из них разгораются потому, что спорящие говорят зачастую о несколько разных вещах, но не понимают этого.

Поэтому внимательное слушание - залог убедительности: никогда не убедить собеседника, если не поймешь ход его мыслей. Кроме того, внимательный слушатель располагает к себе собеседника, то есть использует и правило 7.

11. Одиннадцатое правило: необходимо проверить, правильно ли Вы понимаете собеседника. Наиболее употребительные слова имеют множество значений в зависимости от контекста. Это характерно для любого языка (например, в английском языке 500 наиболее употребительных слов имеют в среднем по 28 значений, и русский язык не является здесь исключением).

12. Двенадцатое правило: нужно избегать конфликтогенов. Конфликтогенами называются слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. Дословный перевод этого слова «рождающий конфликты», ибо окончание «ген» в сложном слове означает «рождающийся».

13. Тринадцатое правило: необходимо следить за мимикой, жестами и позами - своими и собеседника. Процессу убеждения мешает наше незнание того, что думает слушатель по поводу наших слов. Далеко не всегда собеседники откровенны. Помогает здесь знание языка жестов и поз. Дело в том, что в отличие от речи и мимики мы не контролируем свою жестикуляцию и принимаемые позы, это происходит неосознанно.

14. Четырнадцатое правило: необходимо показать, что предлагаемое Вами удовлетворяет какую-то из потребностей собеседника .

Потребности делятся на пять уровней:

Физиологические потребности (пища, вода, сон, жилье и т.д.);

Потребность в безопасности, уверенности в будущем;

Потребность принадлежать какой-то общности (семья, друзья, коллектив и т.д.);

Потребность в уважении, признании;

Потребность в самореализации, проявлении своих возможностей; духовные потребности .

Процедура убеждения включает в себя четыре вида убеждающих воздействий:

Информирование

Разъяснение

Доказательство

Опровержение .

1. Информирование.

Прежде чем действовать, человек должен быть проинформирован о том, что нужно сделать. При этом ему необходимо осознать, стоит ли это делать и сможет ли он это сделать. Для этого следует проинформировать слушателя о ценности цели, о ее достижимости, а еще лучше и о средствах ее достижения.

2. Разъяснение.

Основные виды разъяснения: инструктивное, повествующее, рассуждающее.

Инструктивное разъяснение проводится тогда, когда от слушателя требуется запомнить, что и как надо сделать;

Повествующее разъяснение сродни рассказу;

Рассуждающее разъяснение имеет целью активизировать мыслительную деятельность слушателя. Для усиления воздействия приводятся аргументы «за» и «против», ставятся вопросы перед собой и слушателем.

3. Доказательство.

Оно строится на законах логики: законе тождества, законе противоречия, исключенного третьего и законе достаточного основания.

При убеждении-доказательстве следует постоянно учитывать необходимость удовлетворения потребностей человека.

Человек неохотно продвигается к более высокой ступени потребностей, не удовлетворив низшую. Как только потребность удовлетворена, интерес перемещается к более высокой ступени потребности и это становится сильнейшим мотивом в данный момент.

Эти закономерности должны учитываться при построении доказательств, а тем более - опровержения.

4. Опровержение.

Если взгляды расходятся, то, чтобы доказать свою правоту, нужно опровергнуть точку зрения собеседника.

Это наиболее сложный момент убеждения, поскольку люди с большим трудом меняют свои взгляды. Здесь особенно важно соблюсти приведенные выше правила убеждения № 3, 6, 8, 9, 10, 11, дабы не травмировать чувство собственного достоинства собеседника.

Психологи рассматривают классическую схему убеждения последовательного воздействия на сознание человека, которая хорошо проверена (в частности, опытом удачных рекламных кампаний): внимание - интерес - желание - действие .

Внимание можно привлечь необычностью изложения, его формой, визуальными средствами.

Интерес возникает, когда слушатель поймет, что он может удовлетворить какую-то из своих потребностей.

Желание возникнет, когда он увидит, что цель достижима.

Действие является результатом желания и подсказки о том, что надо сделать.

Существуют наглядные средства, которые помогают привлечь внимание: видеосюжеты, слайды, плакаты. Большой убедительностью обладают: графики, схемы, диаграммы .

Конечно, подготовка наглядных материалов требует сил, времени, средств, но проигрыш от того, что не убедил аудиторию или руководство, бывает так значителен, что не стоит о нем забывать.

mob_info