Разбор: статусы университетов, и на что они влияют. Опорные ВУЗы похоронят образование. Где и как теперь учиться? Министерство образования и науки рф опорные университеты

Сейчас в стране более 1000 высших учебных заведений. Некоторые из них имеют «особый» статус. Разбираемся, какие виды университетов бывают и что за этим стоит.

Федеральный университет

Их создают для того, чтобы в регионах сформировались крупные вузы, которые могут обеспечить высокий уровень образования, исследований и технических разработок. Для этого они тесно сотрудничают с руководством федеральных округов. Основная их цель – обеспечить регионы России квалифицированными специалистами и научными разработками. Первый такой университет появился в 2006 году в Красноярске (СФУ). На данный момент их всего 10.

Национальный исследовательский университет

В отличие от федерального, им может стать также и столичный университет. Данный статус присваивается вузу на 10 лет после прохождения конкурса. Главное условие – учебное заведение должно объединять научные исследования с образовательным процессом. Как правило, такие университеты имеют хорошую техническую базу, проводят реальные научные разработки и участвуют в международных программах обмена студентами. Если ты хочешь продвигаться в науке – лучше варианта не найти. Сегодня существует 29 таких университетов.

«Особый статус»

Есть два университета в России, которые стоят особняком отдельно от других. Это МГУ им. Ломоносова и СПбГУ, за которыми закреплен особый статус. Специально для них был выпущен федеральный закон, которым регулируется их деятельность. Они могут устанавливать собственные вступительные испытания и имеют большую свободу действий при выборе программ обучения. Не зря они неизменно находятся на первых строчках рейтинга вузов России.

Опорные университеты

Эти университеты будут создаваться для социально-экономического развития регионов. Но сперва им нужно пройти конкурс: подготовить программу развития на пять лет и объединиться с местными вузами. Взамен такое учреждение получит дополнительное финансирование 200 млн первые три года и увеличенное число бюджетных место. Чем это грозит – уже понятно: заметно сократится количество региональных вузов, а конкурс в опорные вузы станет выше. В 2016 году конкурс выиграли 11 университетов, а в этом году их количество увеличится до 30.

Государственный университет

Обычный университет, который не имеет крупных дотаций и не выиграл (или не участвовал) в конкурсе на получение другого статуса. По-видимому их количество будет только сокращаться. Политика Рособрнадзора по отзыву аккредитаций и закрытию местных вузов говорит об этом. Поэтому, когда выбираете вуз, внимательно взвешивайте все «за» и «против». А выбрать конкретный университет можно в нашем .

Среди наших читателей наверняка есть абитуриенты, студенты или их родители. Вам нужно знать - теперь ВУЗы различаются не только уровнем преподавания. Но и шансом получить в них ту или иную ступень образования - а может быть, и вовсе, закончить образование.

Что такое опорный ВУЗ


В 2016 году по приказу Министерства образования и науки РФ в регионах появились «опорные университеты». Новый виток реформы призван выделить «особые вузы» и улучшить уровень образования за пределами Москвы.

Для получения статуса ВУЗам потребовалось представить программу развития на конкурс и соответствовать следующим условиям:

  • бюджет - не менее 2 млрд рублей в год,
  • количество студентов очного отделения - не менее 10 тысяч человек,
  • определенная стратегия развития,
  • повышенные требования к научной деятельности,
  • содействие “социально-экономическому развитию субъекта федерации”
  • объединение под одной вывеской двух и более университетов.

Всего поступило 80 заявок, из которых одобрена только 31. Полный список опорных высших учебных заведений можно найти . Все они уже сейчас работают над новой программой для подготовки кадров для развития собственного региона.

Какие еще есть ВУЗы


Создание опорных ВУЗов стало второй ступенью выделения ключевых учебных заведений высшей ступени. В середине двухтысячных в России появились федеральные университеты.

Такой ВУЗ должен был получаться из объединения всех существующих в городе: огромный кластер, обеспечивающий развитие региона. Такие учебные заведения полностью существуют за счет федерального бюджета.

Следующая ступень - национальные исследовательские университеты, в число которых входили МГУ и СпбГУ. Сейчас последние получили отдельное от всей системы образования финансирование.

Федеральные ВУЗы и национальные университеты не смогли получить необходимый результат: повысить престиж российского образования, его качество, улучшить положение российской науки.

Поэтому появились университеты с федеральным финансированием для попадания в топ-100 ведущих мировых рейтингов (так называемая «Программа 5–100») к 2020 году. Те самые опорные ВУЗы.

Федеральный, опорный, или?


Статус опорного вуза подразумевает содействие “социально-экономическому развитию субъекта федерации”, то есть подготовку кадров для региональных предприятий, чтобы талантливые абитуриенты не уезжали в Москву и Санкт-Петербург,

Однако, все не так хорошо. Существующие 29 федеральных ВУЗов получат миллиардное финансирование. Опорным достанется значительно меньше - на все программы они получат около 100–150 миллионов рублей. Это плохо? Это лучше, чем ничего - ровно столько получат остальные.

Скромного финансирования опорных ВУЗов хватило для создания 40 базовых кафедр, и трудоустройста по специальности 2,5 тысяч студентов. Смешные цифры. Несмотря на это, планируется, что к 2022 году в вузах - участниках проекта будут обучаться 25% студентов и 40% магистрантов из соответствующих регионов.


Конечно, никто не будет отказывать оставшимся государственным ВУЗам в финансировании. Но из муниципального бюджета.

“Есть небогатые регионы, где поддержка со стороны властей оказывается скорее моральной, и вузы ропщут, что статус им присвоили, значит, нужно будет добиваться определенных задач и показателей, а будут ли на это деньги у региона, еще неизвестно”, - замминистра образования и науки Людмила Огородова

Зачем это на самом деле?


Получается довольно интересная ситуация. Часть вузов получила финансирование и статус федерального университета. Часть - только одобрение на существование в составе объединения нескольких вузов под одной вывеской опорного.

При этом, не очень понятна роль опорного - на них возлагаются те же цели, что и на федеральные вузы. Если в городе существует оба типа учебных заведений, придется устраивать гонки и делить ниши развития. Кто победит - понятно уже сейчас.

Для опорных вузов уже сейчас ставятся невыполнимые задачи: научно-исследовательская работа на каждого сотрудника должна улучшиться вдвое. Число публикаций в достойных журналах - и вовсе, втрое. Без увеличения бюджета, без финансирования. Не справился - потерял статус.


Я думаю, не стоит напоминать о позорных зарплатах преподавателей, их мизерном количестве и бесполезной системе грантов. Объединение вузов не улучшит ситуацию. В случае схожих специальностей в объединяемых - даже ухудшит, за счет сокращения числа учащихся (которые и приносят основной доход).

«Надо определиться. Или мы идем на это (объединение университетов), или тихо и гордо умираем. Не надо выходить на мороз и назло всем отмораживать уши. Мы рискуем положить на бок всю систему образования», - губернатор Омской области Виктор Назаров.

Куда поступать, чтобы не оказаться в закрытом вузе?


Таким образом, уже сейчас можно говорить о грядущей смерти большинства государственных вузов. На плаву останутся только федеральные. Опорные какое-то время будут барахтаться - и, возможно, какие-то из них смогут выжить.

Опорных университетов в России по оценкам Минобрнауки должно быть около 100–120 штук. Прочие вузы должны превратиться в хорошие колледжи с уровнем подготовки, как правило, не выше бакалавра.

А как еще: на прочие финансирования будет явно недостаточно, а цифры говорят основная научная работа будет проводиться в учебных заведениях с федеральным финансированием.


Читатели могут аппелировать существованием коммерческих учебных заведений. Однако, среди них не так много достойных. И, вспоминая истории с недавними закрытиями вузов и проблемами пилотов, получивших удостоверения в частных школах - стоит задуматься.

Для жителей столицы стоит поторопиться - через несколько лет там будут почти все абитуриенты. А значит, даже платные места высшей школы в магистратуре или аспирантуре станут малодоступны.

Все перечисленные в этом списке вузы получают статус "опорных" с выделением дополнительного финансирования, направленного на обеспечение учебного процесса. Финансирование будет направлено на открытие дополнительных факультетов и направлений науки и образования, строительстве дополнительных учебных корпусов и общежитий.

Опорный вуз - это крупный сильный университет, ведущий образовательный центр в субъекте РФ, созданный за счет объединения нескольких региональных вузов. По требованиям Минобрнауки опорный университет должен соответствовать ряду критериев: общая численность студентов должна составить не менее 10 тысяч, доходы вуза - не менее 2 млрд рублей.

51 опорный вуз России

Министерство образования сообщило, что 51 российский вуз приобрел новый статус инновационного и технологического центра региона. Такое решение было принято по результатам проводимого конкурса, в котором приняли участие 121 университет из 63 регионов. Эти вузы были назначены центрами развития инноваций и точками роста для экономики и социального развития регионов.

Согласно планам ведомства, эти университеты станут центрами притяжения абитуриентов, станут более привлекательными и будут способствовать массовому оттоку абитуриентов из столиц.

В 2018 году эти университеты для развития получили 13 миллиардов рублей.

Отбор университетов осуществлялся на основании двух экспертиз. Одну из них проводили российские компании-работодатели, а вторую – эксперты профессионального сообщества и представители вузов.

Отметим, что согласно планам Министерства образования, таких вузов в регионах должно быть не менее 100. К концу 2018 года на их базе появятся различные инновационные инжиниринговые центры, будут развиваться социально-экономические, инженерные, педагогические направления подготовки.

Большое внимание будет уделено запуску магистерских программ, направленных на освоение навыков технологического предпринимательства.

Вузы, получившие новый статус инновационного и технологического центра региона

  1. Алтайский государственный университет
  2. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
  3. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
  4. Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
  5. Волгоградский государственный технический университет
  6. Волгоградский государственный университет
  7. Воронежский государственный технический университет
  8. Воронежский государственный университет
  9. Вятский государственный университет
  10. Дальневосточный федеральный университет
  11. Донской государственный технический университет
  12. Иркутский национальный исследовательский технический университет
  13. Казанский (Приволжский) федеральный университет
  14. Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ (КНИТУ-КАИ)
  15. Кемеровский государственный университет
  16. Костромской государственный университет
  17. Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
  18. Кубанский государственный университет
  19. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
  20. Национальный исследовательский Томский государственный университет
  21. Национальный исследовательский Томский политехнический университет
  22. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
  23. Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
  24. Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
  25. Новосибирский государственный технический университет
  26. Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
  27. Петрозаводский государственный университет
  28. Поволжский государственный технологический университет
  29. Самарский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
  30. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  31. Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.
  32. Севастопольский государственный университет
  33. Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
  34. Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
  35. Северо-Кавказский федеральный университет
  36. Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова
  37. Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
  38. Сибирский федеральный университет
  39. Ставропольский государственный аграрный университет
  40. Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина
  41. Тихоокеанский государственный университет
  42. Тольяттинский государственный университет
  43. Тюменский государственный университет
  44. Тюменский индустриальный университет
  45. Ульяновский государственный университет
  46. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
  47. Уфимский государственный нефтяной технический университет
  48. Череповецкий государственный университет
  49. Южно-Российский государственный политехнический университет имени М.И. Платова
  50. Южный федеральный университет
  51. Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Ранее Правительство также утвердило список из восьми вузов, в которых будут созданы военные кафедры:

  • Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова
  • Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления
  • Государственный университет морского и речного флота адмирала С. О. Макарова
  • Забайкальский государственный университет
  • Камчатский государственный технический университет
  • Петрозаводской государственный университет
  • Российский университет транспорта
  • Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина.

Военная кафедра - представляет собой специальное учебное подразделение при вузе, которое осуществляет подготовку офицеров, сержантов и представителей других военных званий. Прохождение обучения на военной кафедре дает возможность после окончания вуза быть зачисленным в запас Вооруженных сил и не служить в армии - иными словами, получить военный билет.

Что это такое и кто туда будет поступать?

Многие родители и их дети, оканчивающие школу, при выборе вуза рассматривают не только заведения, расположенные в своем населенном пункте, но и в других городах. Как правило, это крупные университеты в Москве, Петербурге и региональных центрах. Какие из этих вузов самые перспективные? Многие считают, что выбирать следует опорные вузы России.

Что это за программа?

Уже несколько лет система образования в нашей стране находится в процессе серьезного реформирования. Существенное место в этом направлении занимает ряд комплексных мер по реорганизации деятельности высших учебных учреждений. При этом Минобрнауки всячески содействует созданию региональных опорных вузов, которые представляют собой объединение образовательных организаций для того, чтобы сформировать общие программы обучения. По словам представителей Министерства, данный процесс происходит добровольно и уже приносит свои плоды.

Причиной слияния вузов (иногда даже совсем разного профиля) чиновники называют уменьшение числа одиннадцатиклассников, а также необходимость повышать авторитет российского высшего образования за рубежом. Планируется сформировать около 100-150 крупнейших вузов, где сконцентрируются лучшие из современных инноваций в области обучения студентов и развития науки.

Что же такое опорный вуз? По замыслу руководства Минобрнауки, это региональный государственный университет, организованный на базе самой успешной организации с помощью слияния с ней других образовательных учреждений, находящихся в данном регионе страны. Предполагается, что такие крупные учреждения станут образовательными центрами, в которых получат свое развитие обучающие, инновационные, научно-исследовательские и социальные направления деятельности. У студентов появится возможность качественно учиться, у научных сотрудников - успешно работать, у партнеров и государственных учреждений - заниматься решением производственных и прочих задач.

Чтобы участвовать в проекте формирования опорных учебных заведений, университетам федерального подчинения требуется составить заявление, в котором следует указать следующие моменты:

  • отметить свое решение заняться реорганизацией образовательного учреждения;
  • обозначить направления работы до 2020 года и способы достижения поставленных целей;
  • сформулировать концептуальный план, по которому будет развиваться взаимодействие с коллективом научных работников и преподавателей.

Однако не все университеты получили право участвовать в проекте. К примеру, МГУ имени Ломоносова и Петербургский госуниверситет не могут стать опорными вузами, также остались за рамками другие крупные образовательные учреждения, которые уже были укрупнены до того, как новый процесс слияния вузов стартовал.

Сейчас в рамках программы работают 11 участников.

Это государственные технические университеты: Уфимский, Самарский, Омский, Костромской, Донской, Воронежский, Волгоградский.

А также Госуниверситеты: Тюменский, Сибирский, Орловский, Вятский.

По мнению специалистов, данные крупнейшие вузы станут базой для мощного развития системы высшего образования в регионах. А также воспрепятствуют оттоку успешных абитуриентов в престижные университеты Петербурга, Москвы, Новосибирска.

Также развитию регионов будет способствовать тот факт, что вузам предоставят дополнительный бюджет - 200 миллионов ежегодно в течение действия проекта, то есть от одного до трех лет. Пока решение о таких размерах финансирования принято относительно Вятского госуниверситета, Костромского технологического университета и Орловского университета имени Тургенева.

По окончанию срока дополнительного финансирования, опорные вузы отчитаются о достижении целей и перейдут на собственный бюджет.

Какие цели должны быть реализованы?

  • На каждую сотню студентов требуется не меньше восьми преподавателей, имеющих ученую степень.
  • В опорном вузе должны проходить обучение как минимум 100 тысяч студентов.
  • Размер ежегодного дохода должен быть примерно два миллиарда рублей.
  • Должна осуществляться подготовка учащихся не менее, чем по 20 специальностям.
  • Все научные проекты должны получать финансирование около 150 000 руб.

Множество экспертов активно поддерживают идею формирования опорных вузов, однако у нее есть и оппоненты. Например, Левченко, глава администрации Иркутской области. По его мнению, такая реорганизация должна быть доступна любому успешному университету.

Одиннадцатиклассникам и родителям сегодняшних выпускников следует самим решать, какой вуз выбрать, учитывая все перспективы, которые дают действующие и планирующиеся реформы и реорганизации.

Российская система образования сегодня переживает серьезное реформирование. И вторым этапом реформ, проводимых Министерством образования и науки, стала реорганизация существующей системы обучения в высших учебных заведениях в региональные опорные ВУЗы, представляющие собой добровольное многопрофильное объединение учебных заведений с целью создания общей программы обучения.

Российская система образования сегодня переживает серьезное реформирование. И вторым этапом реформ, проводимых Министерством образования и науки, стала реорганизация существующей системы обучения в высших учебных заведениях в региональные опорные ВУЗы , представляющие собой добровольное многопрофильное объединение учебных заведений с целью создания общей программы обучения.

Предполагается, что данное нововведение позволит сократить количество ВУЗов на 25% (отметим что, по словам представителей Минобрнауки, это вынужденная мера, возникшая из-за сокращения количества выпускников 11 классов), а также существенно повысит конкурентоспособность российских ВУЗов на мировом уровне. В рамках данной реформы профильное министерство планирует создать 100-150 основных высших учебных заведений РФ, на базе которых будут сконцентрированы все последние инновации в сфере образования.

Мероприятия по созданию опорных ВУЗов охватят:

  • Учебные заведения, подчиненные Министерствам культуры, здравоохранения и прочих ведомств.
  • ВУЗы, подведомственные Минобрнауки.
  • Все учебные заведения высшего образования.

Итак, что же такое опорный ВУЗ? Это образовательная организация регионального значения, созданная на базе наиболее перспективного университета путем присоединения к нему одного или нескольких учебных заведений, расположенных в том же регионе. Ожидается, что опорные ВУЗы станут своеобразным центром притяжения, который будет выполнять функции образовательного, воспитательного, научно-исследовательского, социального и инновационного центра. Здесь студенты будут получать качественное образование, сотрудники – работать, а организации-партнеры и государственные органы – решать производственные и другие задачи.

Как все начиналось


Идея реформы назревала уже давно. В свое время о ней писали в своих статьях Ливанов и Волков (указанные новшества были рекомендованы мелким узкопрофильным университетам, которые явно проигрывали в конкурентной борьбе с более крупными ВУЗами).

Однако действительность внесла свои коррективы. Многие эксперты пришли к единому выводу, что современная система российского высшего образования не нуждается в огромном количестве университетов, выпускающих посредственных специалистов. Сегодня существует потребность в создании нескольких десятков сильных ВУЗов, действующих в тесной связке с крупнейшими предприятиями страны, что позволит не только повысить качество подготовки молодых специалистов, но и вывести российскую систему высшего образования в конкурентоспособную среду.

Для участия в программе создания опорных ВУЗов объединениям федерального подчинения, желающим присоединиться к программе, было предложено прислать заявки, в которых нужно было:

  • озвучить решение о реорганизации созданного объединения,
  • сформулировать пути развития и деятельности на ближайшие 5 лет (2016-2020 гг.),
  • предоставить концепцию развития кадрового обеспечения.

Примечательно, что принять участие в конкурсе разрешили не всем ВУЗам. В частности, не могут принимать участие в конкурсе на предоставление субсидии те объединения ВУЗов, которые были созданы задолго до начала проекта. Московские и Санкт-Петербургские университеты также оказались не удел.

На сегодняшний день право участия в программе создания опорных ВУЗов получили 11 претендентов. В их число вошли:

  • Гостехуниверситеты - Волгоградский, Воронежский, Донской, Костромской, Омский, Самарский, Уфимский.
  • Госуниверситеты - Вятский, Орловский, Сибирский, Тюменский.

Специалисты уверены, что эти сильнейшие университеты станут идеальной основой для создания мощной образовательной базы регионального уровня, которая не только обеспечит подготовку высококлассных специалистов и предотвратит отток перспективных студентов в ведущие ВУЗы таких крупных городов как Москва, Санкт-Петербург и Новосибрск, но и будет способствовать развитию всего региона в целом.


Каждая из этих структур претендует на получение основной ежегодной выплаты, в размере 200 миллионов рублей (на протяжении всей программы от 1 до 3 лет). При этом 20% суммы предоставленной государственной субсидии, ВУЗы должны направить на развитие собственного проекта.

Уже известно, что финансирование распределено в неравных долях. Лидерами в этой "гонке" являются:

  • Костромской государственный технологический университет;
  • Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева;
  • Вятский государственный университет.

Именно эти ВУЗы получат основное субсидирование - 200 млн рублей в год. Об этом свидетельствует протокол № ДЛ-5/05пр от 01.02.2016 года. Остальные претенденты проекта получат субсидии в сумме 100 и 150 миллионов рублей. Такое решение было принято комиссией на основании предоставленных программ развития университета и условий их реализации.

Достижение целей

По истечению положенного программой финансирования времени, каждый опорный ВУЗ обязан перейти на самостоятельное обеспечение. При этом квоты для зарубежных студентов и бюджетные места будут существенно увеличены. Такие увеличения произойдут за счет тех институтов, которые не определены в опорные ВУЗы.

Каждый новоиспеченный ВУЗ должен выполнить следующие положения программы:

  • В штат преподавательского состава должны войти как минимум 8 педагогов с учеными степенями на каждые 100 студентов.
  • Общее количество учащихся должно быть больше 100 тысяч человек.
  • Доход объединения должен составлять около 2 миллиардов рублей в год.
  • ВУЗ должен осуществлять качественную подготовку специалистов не меньше, чем по 20 различным профессиям.
  • Финансирование каждой научной работы должно составлять порядка 150 тысяч рублей.

Противники программы


Несмотря на явную поддержку проводимой Минобранауки реформы со стороны подавляющей массы экспертов, у программы создания опорных ВУЗов имеются и ярые противники. К ним относится губернатор Иркутской области (Левченко). Он считает, что такие перемены повлекут за собой необратимые последствия и вред как для студентов, так и для преподавательского состава. По его мнению, самостоятельность высших учебных заведений ценна сама по себе, а потому должна оставаться неизменной. А вот принятие участия в программе субсидирования должно быть разрешено каждому ВУЗу, несмотря на отсутствие у него желания объединятся с другими учебными заведениями.

Осторожничает в вопросе объединения и Садовничий (ректор Московского госуниверситета). Он считает, что даже маленькие узконаправленные ВУЗы имеют право на существование и приводит в пример Гарвардский университет.

В свою очередь ректор Высшей школы экономии (Кузьминов) считает, что даже если в каждом регионе создать свой опорный ВУЗ, то их количество не превысит 100 единиц по всей стране. А для такой огромной страны как Россия, это ничтожно мало.

mob_info