Публичная дипломатия. Основы понятия. Публичная дипломатия сша Подходы к понятию публичная дипломатия

Стремительное развитие телекоммуникационных технологий на рубеже XX-XXI веков способствовало активизации процесса информационной глобализации современного мира. Сопутствующий рост проницаемости национальных границ обусловил диверсификацию форм дипломатической деятельности, проявившуюся в усилении активности негосударственных акторов международных отношений. Как следствие, выделился особый уровень воздействия на зарубежную общественность, который подразумевает продвижение национальных интересов посредством воздействия на транснациональные корпорации и бизнес вообще, неправительственные организации, а также население других стран. Данный инструмент внешней политики получил название «публичная дипломатия ».

Публичная дипломатия обладает массой достоинств по сравнению с классической дипломатической деятельностью. В частности, публичная дипломатия требует меньших затрат ресурсов и денежных средств, обладает более разнообразным арсеналом методов, отличается большей адаптированностью к конкретным социокультурным условиям и традициям. Данный вид дипломатической деятельности позволяет обеспечить лояльность зарубежной аудитории в долгосрочной перспективе и сформировать устойчивый имидж отдельной страны. Применение методов публичной дипломатии возможно даже в случаях осложненности официальных отношений между государствами. Примером тому может послужить открытие «виртуального диппредставительства» США в Иране в 2011 году.

На современном этапе к формам осуществления публичной дипломатии относят информационно-разъяснительную работу посредством сети Интернет, культурную дипломатию, программы помощи нуждающимся странам (aid diplomacy), научные и образовательные обмены, а также прочие мероприятия по повышению престижа государства в мире. Особое внимание уделяется восприятию ответной реакции публики и учету полученной информации при корректировке внешнеполитической стратегии в целом, что отличает публичную дипломатию от слепого навязывания своих идей, или пропаганды.

Одним из наиболее активно применяемых направлений публичной дипломатии является так называемая цифровая дипломатия, или «публичная дипломатия Веб 2.0». Как понятно из названия, данный метод осуществления публичной дипломатии подразумевает влияние на общественное мнение и процессы принятия внешнеполитических решений посредством сети Интернет. Цифровая дипломатия позволяет государственным и негосударственным акторам в максимально короткие сроки доносить свою позицию до многомиллионной зарубежной аудитории с минимальными издержками, мгновенно получать ответную реакцию общественности и гибко реагировать, изменяя содержание своей дипломатической деятельности. Основными формами осуществления цифровой дипломатии являются твитпломатия , ведение блогов и страничек в социальных сетях . Как известно, в настоящее время США располагает наибольшими ресурсами для осуществления подобной деятельности. США располагает 700 правительственными аккаунтами на разных языках мира, число читателей которых составило 89,6 миллионов человек на 2014 год. Большинство данных ресурсов расположено в Facebook, Twitter и YouTube, которые охватывают многомиллионную аудиторию по всему земному шару. Особо стоит выделить также функционирование в США Команды по внешним цифровым контактам (Digital Outreach Team), деятельность которой заключается в противодействии терроризму и продвижении американских ценностей по всему миру. Основными языками деятельности DOT являются арабский, фарси и урду.

Другим инструментов публичной дипломатии является культурная дипломатия. Данное понятие охватывает широкий спектр мер, направленных на достижение внешнеполитических целей государства посредством развития международного сотрудничества в области культуры. Стержневой целью межнационального культурного взаимодействия является расширение культурного присутствия отдельной страны за рубежом, формирование у иностранной аудитории ее благоприятного имиджа. Ярчайшим примером культурной дипломатии в действии могут послужить многочисленные центры изучения культуры и языка государства-создателя: Институт Конфуция (Китай), Институт Гете (Германия), Альянс Франсез (Франция), Россотрудничество и так далее. Особую роль в расширении культурного присутствия России за рубежом играют зарубежные гастроли актеров театра и балета, музыкальных и танцевальных коллективов, выездные выставки и так далее.

Важнейшим инструментом публичной дипломатии являются программы образовательных обменов. Существенный плюс образования в контексте достижения поставленных внешнеполитических задач состоит в его большей эффективности по сравнению с иными рычагами давления. Действенность данного сегмента публичной дипломатии по достоинству оценили в США, где функционируют полностью спонсируемые государством программы обмена, такие как FLEX, YES и A-SMYLE. Каждая из указанных программ фокусируется на отборе школьников старших классов из тех регионов мира, где сложился негативный имидж США: территория бывших союзных республик (FLEX), страны с достаточно большой долей мусульман (YES), а также Сербия и Черногория (A-SMYLE). Практика образовательных обменов не только благоприятным образом сказывается на имидже США, но и способствует распространению американских ценностей и образа жизни по всему миру.

Зачастую наиболее экономически развитые страны мира используют финансовую помощь нуждающимся странам в качестве составной части брендинга своего государства на международной арене. Ключевую роль здесь играют государственные и негосударственные благотворительные фонды, например, фонд Билла и Мелинды Гейтс. Одним из видов «политики добрых дел» является так называемая disaster diplomacy. Данная разновидность дипломатической деятельности подразумевает помощь другим странам по ликвидации последствий техногенных и природных катастроф. Так, классическим примером disaster diplomacy стала динамика изменения отношения к США в Индонезии в 2003-2005 гг. В результате вторжения США в Ирак популярность Америки в крупнейшей мусульманской стране упала почти на 40%. Последующее участие США в устранении последствий цунами в ЮВА благоприятно сказалось на имидже Америки в глазах индонезийцев, хотя уровень положительного отношения повысился лишь на 25%.

Подводя итог всему выше сказанному, необходимо подчеркнуть, что публичная дипломатия, обладая значительным арсеналом разнообразных средств ее осуществления, призвана обеспечить достижение внешнеполитических целей и задач в тех случаях, когда применение методов классической дипломатии затруднено или невозможно. В целом, публичная дипломатия зачастую бывает более действенной, нежели классические инструменты воздействия на зарубежную аудиторию. Наиболее существенными преимуществами методов PD является учет специфики отдельных стран и возможность наиболее быстрого реагирования на ответную реакцию иностранной общественности. Инструментарий публичной дипломатии ориентирован на установление крепких доверительных партнерских отношений между странами в долгосрочной перспективе.

Анна Мельникова
.
Студентка 1 курса МГИМО (У) МИД РФ, факультета МО, 3я академическая группа

Курс формирует новые экспертные знания и умения в области внешней политики и публичной дипломатии США (public diplomacy ). Публичная дипломатия США - это правительственный внешнеполитический механизм США, состоящий из таких методов, как:

1) информационные проекты (пропаганда);

2) образовательные и культурные обмены;

3) проекты в сети Интернет (цифровая дипломатия США).

О курсе

Публичная дипломатия является эффективным инструментом, который используется во внешней политике правительством США на таких направлениях внешнеполитической деятельности как создание лояльных групп в обществе зарубежных стран, обучение политической и военной элиты, поддержка оппозиции и участие либеральных партий и лидеров в местных выборах, реформирование систем образования, поддержка диссидентов, создание СМИ.

В курсе будут изучены и проведены аналитические исследования по таким вопросам как цифровая-дипломатия (Интернет-дипломатия), современное международное вещание, идеологическое противостояние между США и ИГИЛ* в социальных сетях, русскоговорящее население и Россия в информационных кампаниях США; участие публичной дипломатии США в политических процессах на постсоветском пространстве и др.

Слушатели освоят не только научную литературу, но и будут вовлечены в выполнение заданий экспертного уровня, которые будут связаны с поиском первичной информации, сопоставлением и анализом документов Конгресса и администрации США.

Формат

Курс включает в себя видеолекции, дополнительные материалы, списки обязательной литературы к каждому модулю, а также задания для самоконтроля и для экзаменационной аттестации.

Требования

Слушателю необходимо иметь представления о внешней политике США и международных отношениях.

Программа курса

Неделя 1. Публичная дипломатия США как инструмент внешней политики и научное направление

Неделя 2. Цифровая дипломатия США

Неделя 3. Новые тенденции в публичной дипломатии США: Администрации Б. Обамы и Д. Трампа

Неделя 4. Ближний Восток: провалы и успехи публичной дипломатии США

Неделя 5. Постсоветское пространство и Восточная Европа в публичной дипломатии США

Неделя 6. Россия и Русский мир в публичной дипломатии США

Неделя 7 . Образование и университеты зарубежных стран в публичной дипломатии США

Неделя 8. Документальная основа для создания экспертной оценки проектов публичной дипломатии США

Результаты обучения

По завершении этого курса учащиеся станут экспертами в области публичной дипломатии США и будут:

1. находить документы внешней политики и публичной дипломатии США;

2. анализировать документы о публичной дипломатии США;

3. давать экспертное заключение по вопросам публичной дипломатии США.

1.основные ведомства, вовлеченные в принятие решений, финансирование и реализацию проектов публичной дипломатии в зарубежных странах;

2. источники доверительной информации о проектах публичной дипломатии;

3. современные направления деятельности публичной дипломатии в ключевых странах мира.

1. нарративными данными о проектах публичной дипломатии как в традиционной сфере, так и в цифровом пространстве;

2. статистическими данными о публичной дипломатии;

3. финансовыми показателями в данной области.

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • сущность, содержание, роль и место общественной дипломатии в сфере международных отношений;
  • цели, формы, методы и способы функционирования общественной дипломатии;

уметь

  • налаживать конструктивные социально-политические отношения методами общественной дипломатии;
  • анализировать теоретические построения и практическую деятельность организаций, занимающихся общественной дипломатией;

владеть

  • информацией и навыками, необходимыми для совершенствования мирового сообщества на принципах гуманизма, свободы и демократии;
  • приемами и методами общественной дипломатии, используемыми для продвижения и защиты общественных и государственных интересов в системе международных отношений.

Понятие и характерные черты общественной дипломатии

Во все времена дипломатия была и остается важнейшим средством коммуникации между народами. От качества и эффективности дипломатии во многом зависит состояние безопасности страны, ее авторитет на международной арене, способность продвигать и защищать национальные интересы. Дипломатия также является важнейшим инструментом реализации внутренней политики государства, модернизации политического, экономического и духовного уклада общества.

Дипломатия - искусство ведения переговоров, заключения соглашений, направленных на поиск способов, которые позволили бы в отношениях между народами не прибегать к применению крайнего средства - войны 1 .

Происхождение термина

Понятие «диплома» (от др.-греч. diploma) в Древней Греции означало сдвоенные дощечки с нанесенными па них письменами, которые выдавались посланцам в качестве верительных грамот (документов, подтверждавших их полномочия).

В современной отечественной теории дипломатия чаще всего трактуется как «средство осуществления внешней политики государства, представляющее собой совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач, а также как официальная деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций на международных конференциях но осуществлению целей и задач внешней политики государства, защите прав и интересов государства, его учреждений и граждан за границей» .

Представляется, что приведенные определения не в полной мерс раскрывают сущность современной дипломатии как системного, многопланового и многоуровневого явления. В них рассматривается лишь государственное, официальное участие в дипломатической деятельности и только на международном, внешнеполитическом уровне. В этих определениях не учитывается растущий потенциал негосударственной, неофициальной дипломатии, у которой есть немалые возможности своей реализации как во внешнеполитическом, так и во внутриполитическом процессе. Общество как бы искусственно отгорожено от официальной дипломатии. На этом основании вполне обоснованно можно сделать вывод: у России, да и в мире, нет целостной теории дипломатии, отвечающей духу времени, условиям глобализации, потребностям выживания и созидательного развития народов, государств, цивилизаций, всего человечества.

Официальная дипломатия - особая форма официальной государственной деятельности, осуществляемая главами государств, правительствами, министрами иностранных дел, послами и посланниками, делегациями на международных конференциях, представительствами при международных организациях, а также ответственными сотрудниками центральных аппаратов МИД, посольств, миссий и других дипломатических представительств .

Движение в сторону новой трактовки дипломатии началось во второй половине XX в., когда наряду с государственными (официальными) структурами все чаще в дипломатической деятельности стали принимать участие общественные (неофициальные) организации, представители различных гражданских сообществ, которые все активнее и увереннее занимали позиции во внешнеполитической деятельности, включались в мировой политический процесс и оказывали влияние на его развитие.

Неофициальная дипломатия - неформальное общение членов и представителей противостоящих акторов, способствующее разрешению спорных вопросов.

Неофициальная дипломатия, используя свои возможности, осуществляет, в частности, подготовительную работу к переговорам на официальном уровне, усиливает их значимость. Официальная и неофициальная дипломатии не исключают, а взаимодопол- няют друг друга.

Субъекты неофициальной дипломатии принимают участие в поиске согласия в конфликтных ситуациях, предоставлении посреднических услуг, осуществлении мониторинга, контроля, экспертизы, проведении консультаций и исследований в области международных отношений и т.н. Их деятельность на Западе получила название второе направление дипломатии (track two diplomacy ). Представителями данного направления стали в основном исследователи, журналисты, дипломаты в отставке, военные. Первое направление закрепилось за официальной дипломатией.

Взаимодополняющая деятельность официальной и неофициальной дипломатии в дипломатическом общении определяется как многоканальная дипломатия (multi-track diplomacy ).

С учетом наблюдаемого переходного состояния от традиционной, классической дипломатии, к современной возникла необходимость введения в терминологический оборот понятия «национальная дипломатия».

Национальная дипломатия - деятельность дипломатии, в которой каждый субъект (личность, общество и государство) на своем уровне осуществляет дипломатическую деятельность, не противоречащую законодательству страны и международному праву.

Национальная дипломатия включает:

  • комплексную систему различных направлений и видов дипломатической деятельности в стране и за рубежом;
  • реализацию целей, задач внешней и внутренней политики, а также потребностей и интересов отдельных граждан, сообществ людей, предпринимателей и служителей религиозных культов;
  • искусство ведения переговоров, налаживания и поддержания межгосударственных, международных, межнациональных, межрелигиозных, межгрупповых, межличностных отношений, контактов и связей как внутри страны, так и за рубежом.

Государственная дипломатия - деятельность, направленная на разрешение вопросов в отношениях между государствами на официальном уровне.

Государственная дипломатия защищает и продвигает интересы государства за границей, используя официальные дипломатические методы. К ней относятся дипломатия на высшем и высоком государственном уровнях, правительственная и ведомственная дипломатия. Субъектами государственной дипломатии выступают: глава государства, глава правительства, руководители госструктур, ведомств, которые выстраивают свою деятельность на своем уровне в соответствии с законодательством.

Основным внешнеполитическим органом России в государственной дипломатии является Министерство иностранных дел (МИД России), которое осуществляет «государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями». Основными задачами МИД России являются:

  • разработка обшей стратегии внешней политики и представление соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;
  • реализация внешнеполитического курса Российской Федерации;
  • координация международных связей субъектов Российской Федерации;
  • обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов Российской Федерации на международной арене;
  • защита прав и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;
  • обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, общения с международными организациями;
  • координация деятельности и контроль над работой других федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения проведения единой политической линии в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.

Особую роль в усилении МИД России играет Указ Президента РФ от 12 марта 1996 г. № 375 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации». В нем акцентируется внимание на том, что официальными заявлениями и инициативами по вопросам внешней политики государства могут выступать только Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации и Министр иностранных дел Российской Федерации, а другие лица - по соответствующему поручению этих лиц. Например, представители федеральных органов исполнительной власти могут выступать с заявлениями, затрагивающими отдельные внешнеполитические вопросы, но только по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Пример из практики

Для решения стратегических задач в области внутренней и внешней политики в последние годы в России было принято несколько официальных документов, в которых поставлена задача развития общественной дипломатии. В том числе Федеральный закон «Об общественной начато Российской Федерации» (2005 г.), Концепция внешней политики Российской Федерации (2008 г.), Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (2008 г.), Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (2009 г.), Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества (2012 г.), Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (2012 г.), Концепция внешней политики Российской Федерации (2013 г.).

Одним из главных видов неофициальной дипломатии является общественная дипломатия.

Общественная дипломатия - деятельность, направленная на выстраивание отношений как между государствами, так и между группами общественности, структурами гражданского общества на неофициальном уровне.

Виды и инструменты общественной дипломатии. Для обозначения различных проявлений общественной дипломатии в международных отношениях нередко используются такие понятия, как «народная дипломатия», «гражданская дипломатия» п «публичная дипломатия».

Во времена холодной войны на Западе было принято считать, что народная дипломатия - неофициальная внешнеполитическая деятельность общественных организаций в авторитарных, недемократических государственных системах, где отсутствуют независимые от власти гражданские институты, наделенные реально действующими гражданскими правами и свободами, а международная деятельность общественных организаций, общественных движений и частных лиц поставлена полностью под контроль государства.

В СССР народную дипломатию трактовали иначе. Исследователь Ахундов Намик Агалла-оглы отмечал, что народная дипломатия - деятельность людей, масс, их организаций и движений в международных отношениях. Это реализация стремлений масс к такой перестройке этих отношений, которая привела бы к новому мировому порядку, основанному на общепризнанных человеческих нравственных принципах, на принципах мира, ненасилия, уважения национальных и социальных прав народов, на признании и соблюдении их равенства, самостоятельности, взаимного уважения друг друга, развития взаимовыгодных и равноправных связей и сотрудничества во всех сферах международных отношений. Народная дипломатия - это дипломатия мира и свободы.

Исторический экскурс

Так, народная дипломатия осуществляла поддержку крупномасштабным советским мирным инициативам, в том числе, программе продвижения к безопасному и безъядерному миру (1986 г.). Тогда развернулась деятельность всемирного и советского движения сторонников мира. Идея безъядерного и безопасного мира отстаивалась ими в массовых манифестациях, на конгрессах и конференциях сторонников мира. Знаковыми конференциями стали Всемирный конгресс сторонников мира в Копенгагене (1986 г.), Международный форум «За безъядерный мир, за выживание человечества» (Москва, 1987 г.) и др.

Гражданская дипломатия определяется российским ученым Т. И. Медведевой как неофициальная внешнеполитическая и внутриполитическая деятельность независимых непосредственно от правительств физических и юридических лиц, неправительственных организаций (НПО), движений и институтов, направленная на сохранение мира, развитие и улучшение межгосударственных отношений, на развитие дружбы, взаимопонимания и сотрудничества между разными народами.

В гражданской дипломатии главным действующим субъектом является гражданин, поэтому она должна обеспечивать международную коммуникацию на уровне индивидов и, в меньшей степени, на уровне неправительственных организаций.

Пример из практики

Примером гражданской дипломатии может служить ежегодный Форум научной и творческой интеллигенции СНГ, проводимый в Москве по инициативе общественности. На его дискуссионных площадках представителями гражданских сообществ бывших советских республик формулируется своего рода техническое задание к своим национальным правительствам и межгосударственным органам. Участниками форума обсуждаются проблемы в гражданской жизни, в гражданском обществе, которые в равной степени волнуют Россию и другие страны СНГ. Ими предлагаются направления совершенствования нормативно-правовой базы, развития социальной среды, экономического роста, выработки новых принципов сотрудничества в гуманитарной сфере в современных условиях. В частности, на форуме ставились вопросы доступа молодежи из СНГ к российским учебным заведениям, унификации статуса творческого работника на всем пространстве СНГ.

Публичная дипломатия - государственная политика по взаимодействию с обществами других стран, в том числе, посредством взаимодействия неправительственных организаций с зарубежной общественностью, иностранными политиками, журналистами, общественными п политическими лидерами.

Пример из практики

Примером структуры публичной дипломатии может служить Фонд поддержки публичной дипломатии имени выдающегося российского дипломата и государственного деятеля XIX в. Александра Михайловича Горчакова. Эта общественная организация является механизмом государственно-общественного партнерства в сфере внешней политики и призвана интенсифицировать международную деятельность российских НПО и иных отечественных институтов гражданского общества. Отечественные НПО, финансируемые Фондом Горчакова, проявляют внешнеполитическую активность для успешного формирования достойного общественно-политического и делового образа России в мире, оказывают влияние на международное пространство с помощью своих культурных, исторических и политических ценностей.

По мнению исследователя Ольги Александровны Манжули- ной, сам термин «публичная дипломатия» был введен деканом факультета юриспруденции и дипломатии Университета Тафтса Эдмундом Галлионом (Edmund Gullion ) в 1965 г. при основании Центра им. Эдварда Марроу.

Использование публичной дипломатии позволяет государствам:

  • опосредованно обращаться к зарубежной аудитории с разъяснением собственных политических взглядов;
  • заниматься информированием зарубежной аудитории;
  • формировать позитивный образ субъектов международных отношений;
  • получать у населения поддержку в проводимой политике.

Общественная дипломатия является относительно самостоятельным, независимым, негосударственным видом дипломатической деятельности сообществ людей во всех сферах жизни общества в процессе их коммуникативных взаимосвязей и взаимодействий в интересах разрешения социально значимых проблем и реализации национальных интересов (рис. 6.1).

М. Кастельс в своей работе о глобальном гражданском обществе, рассматривая зарождение общественного дипломатического направления в рамках публичной дипломатии, описал проявляющуюся общественную дипломатию как дипломатию транснациональных общественных групп, которые создают эффективное коммуникационное пространство для достижения интересов общества .

Важнейшее методологическое и смысловое значение имеет включение в понятие «общественная дипломатия» таких составляющих, как: общественность, доверие, партнерство, культура мира, общественные интересы, общественный договор, переговоры. На этом выстраивается теория и практика общественной дипломатии, что отличает ее от деятельности государственных органов в области внешней политики, опирающихся на формальные нормативные правовые акты.

Общественность - главный субъект общественной дипломатии, носитель и выразитель общественного мнения по поводу конкретных фактов, событий, явлений и текущих процессов реальной жизни.

Рис. 6.1.

Отражая настроения определенных групп людей, она овладевает способностью влиять на позицию своих оппонентов.

Доверие - характеристика, которая несет в себе надежды граждан на улучшение жизни, веру в осуществление интересов, удовлетворение потребностей и желаний.

Утрата идеалов, жизненных ориентиров, безразличие к происходящему порождает так называемый кризис доверия (утрату уверенности в способность правительства или какой-либо другой политической силы решить назревшие социально-экономические проблемы, обеспечить нормальные условия жизни граждан).

Партнерство - широкий корпус взаимодействий между гражданами, их объединениями, организациями, институтами, государствами, региональными сообществами, союзами государств и международными организациями.

По мнению Вячеслава Филипповича Халипова, партнерство ориентировано:

  • на сотрудничество и солидарность в содействии достижения общих целей, ценностей, идеалов, интересов;
  • равноправие, диалог и компромиссы при решении спорных проблем;
  • закрепление в договорах и соглашениях исходных принципов каждого участника взаимодействия, обязательств перед другими субъектами взаимодействия и ответственности за все риски партнерства.

Культура мира включает в себя ценности, взгляды и типы поведения, которые :

  • отражают и вдохновляют социальное взаимодействие и сотрудничество на основе принципов свободы, справедливости и демократии, всех прав человека, терпимости и солидарности;
  • отвергают насилие и направлены на предотвращение конфликтов путем устранения их коренных причин, решения проблемы с помощью диалога и переговоров;
  • гарантируют возможность в полной мере пользоваться всеми нравами и средствами, чтобы участвовать в процессе развития своего общества.

Общественные интересы - осознанные субъектом общественности (личностью, социальной группой, гражданским обществом) потребности, имеющие важное социально-политическое значение (рис. 6.2).


Рис. 6.2.

Согласование и реализация общественных интересов как составной части национальных является основной целью общественной дипломатии.

Общественные интересы ориентированы:

  • на сохранение и развитие государства, демократии и гражданского общества;
  • обеспечение общественной и национальной безопасности.

Общественный договор - соглашение двух или более сторон,

устанавливающее их ответственность, права и обязанности. Общественный договор включает подготовку, обсуждение, заключение, реализацию и контроль за исполнением этого соглашения, является процессом постоянного поиска и согласования общественных интересов между гражданами, определения в конкретных исторических условиях границ и норм конфликта интересов, условий и механизмов их гармонизации. Его результатом становится гражданское согласие, которое воплощается в создании и функционировании политических институтов в качестве представительных органов власти, выражающих интересы гражданского общества.

Переговоры - организованный процесс межличностного взаимодействия субъектов широкой общественности, гражданского общества, ориентированный на налаживание отношений, разрешение конфликтных ситуаций или развитие сотрудничества, и предполагающий совместное принятие общественно значимых решений для их реализации во внешней и внутренней политике государства, на международной арене (рис. 6.3).


Рис. 63.

Некоторые исследователи видят в переговорах, прежде всего, стремление к консенсусу и определяют их как совокупность нрактик, которые позволяют мирно сочетать антагонистические интересы или разногласия групп, автономных социальных сообществ или индивидуумов.

Результаты общественных дипломатических переговоров воплощаются в общественных договорах, которые могут обладать различным социальным статусом и обязательной силой.

Общественный договор - постоянный переговорный процесс между субъектами гражданского общества и субъектами политического общества как внутри страны, так и за рубежом, устанавливающий конструктивные нормы и правила социального взаимодействия между гражданами, обществом, бизнесом и государством. В основе общественного договора лежат принципы прав и обязанностей человека, взаимного доверия и взаимной ответственности, прозрачности и подотчетности. В нем определяется согласованное видение будущего страны, развития конкретных сфер жизни общества.

Выделяют две основные модели переговоров - интегративная и полемическая.

Интегративная модель - партнерское коммуникативное взаимодействие, рассчитанное на интеграцию участников переговоров, нахождение ими общих точек соприкосновения, достижение взаимовыгодных результатов для всех участников. Главный принцип интегративного подхода - видеть в переговорах процесс совместного анализа проблемы с целью ее решения.

Пример из практики

Примером интегративной модели переговоров в общественной дипломатии может служить круглый стол, организованный Фондом общественной дипломатии и Московским гуманитарным университетом в 2013 году па тему «Шанхайская организация сотрудничества: новые инициативы России в 2013-2015 годах». Участниками форума стали представители посольств и неправительственных организаций стран ШОС. Ими была выдвинута инициатива проведения Школы общественной дипломатии ШОС. По итогам переговоров была принята резолюция для ее последующего направления главам государств и структурным подразделениям ШОС, а также в ООН и другие международные организации. В резолюции содержится призыв разработать Стратегию развития ШОС на 2015-2035 годы, создать в структуре ШОС Институт стратегических исследований и перспективных разработок.

Для подготовки Молодежной российско-польской зимней школы «Развитие городов России и Польши: видение молодых», которую иланировалось провести в г. Краков Республики Польши в феврале 2012 г., неправительственной организацией «Социоглобус» были проведены предварительные переговоры с российскими и польскими молодежными и исследовательскими организациями. Там определился потенциальный круг участников, экспертов и модераторов зимней школы, был подготовлен проект программы школы, разработан медиаплан мероприятия. В школе были спланированы интегративные площадки для коммуникации молодых ученых России и Польши по вопросам совместной деятельности:

  • развития молодежного самоуправления и парламентаризма;
  • пространственного развития городов и регионов;
  • развития академической мобильности и научной интеграции;
  • актуализации и интенсификации партнерских отношений между городами России и Польши.

Полемическая модель переговоров характеризуется субъективными противоречиями партнеров, мешающими должным образом согласовать их позиции. В этой модели переговоров применяются методики, направленные на снижение уровня конфликтности. Переговоры полемического типа часто оказываются неконструктивными, однако при помощи полемики зачастую открывается путь к преодолению «конфликтного тупика».

Пример из практики

Так, в декабре 2014 г. в Дамаске но инициативе сирийской общественности проходила Международная конференция по борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом. В ней приняли участие более 100 человек из 25 стран мира, включая и Россию, в том числе представители российского Фонда общественной дипломатии. Главной задачей конференции являлась выработка согласованной резолюции, включающей положения о невмешательстве во внутренние дела Сирии иностранных государств под предлогом борьбы с терроризмом, снятии США и ЕС экономической блокады Сирии. Итоговая резолюция и сам ход обсуждения на конференции были опубликованы в центральных сирийских газетах и освещены на центральных телевизионных каналах.

Переговоры нередко применяются в качестве средства мирного урегулирования споров, принятия взаимоприемлемого соглашения. Общение в таком случае может происходить через посредника (медиатора).

Посредник (медиатор) помогает наладить диалог между сторонами, выступает третьей стороной в переговорном процессе на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

В контексте посредничества следует снова обратить внимание на Международную конференцию по борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом, где российской делегацией было предложено внести в резолюцию конференции пункт о создании условий для поиска миротворческих решений между сирийскими оппозицией и властью, обсуждение возможности создания альтернативной Женеве переговорной площадки в Москве (пункт подразумевает привлечение институтов международного посредничества). Следствием выдвинутого предложения стал незамедлительный визит в Россию членов патриотической оппозиции Сирии в формате делегации Комитета национального сирийского диалога, в состав которого входили представители различных политических партий, члены парламента и неправительственных организаций.

Общественная дипломатия реализуется через посредническую, коммуникативную и представительскую функции.

Посредническая функция общественной дипломатии - посредничество при общении на специальных диалоговых площадках граждан, общественных структур, государственных ведомств и организаций, целью которого является содействие мирному урегулированию общественно-политического конфликта.

Посреднические функции общественной дипломатии реализуются:

  • общественными советами. Они представляют собой один из важнейших механизмов обеспечения взаимодействия правительства и общества, гражданского контроля органов власти;
  • общественными организациями;
  • социальными группами, частными лицами, которые выступают в качестве третьей нейтральной стороны в процессе переговоров между государствами для поиска взаимоприемлемого решения.

Последовательность осуществления посреднической функции:

  • инициация поиска согласия;
  • налаживание переговорного процесса;
  • участие в переговорном процессе;
  • наблюдение за выполнением соглашений.

Коммуникативная функция общественной дипломатии - обмен

информацией между людьми во время их общения, а также осмысление этой информации и выработка точек взаимодействия.

Реализация коммуникативной функции улучшает понимание взглядов и установок участников коммуникации, оценку результатов общения.

Представительская функция - деятельность субъектов общественной дипломатии, представляющих интересы различных групп общественности. Представители информируют противоположную сторону о намерениях группы, от имени которой выступают.

Представительская функция реализуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги как внутри страны, так и на международной арене в целях создания благоприятных условий для защиты и продвижения общественных и национальных интересов.

Осуществляется общественностью в рамках культурных и научных обменов. Большое значение для исполнения этой функции имеет деятельность лидеров общественного мнения (общественные деятели, артисты, художники, ученые и т.д.), общественных палат, общественных советов, специализированных общественных организаций.

«Мягкая сила» и общественная дипломатия. Основным средством реализации общественной дипломатии служит общественная власть, которую относят к неполитическому виду социальной власти. Она включает в себя власть личную, семейную, неформальных лидеров, общественных организаций, объединений, групп, формальных и неформальных сообществ.

Общественная власть - способность негосударственного и некоммерческого властвующего субъекта оказывать волевое воздействие на поведение людей и деятельность их сообществ в интересах себя и своего сообщества неполитическими средствами.

Если политическая власть в лице государственной имеет предметно-материальные источники «жесткой силы» в виде органов насилия, принуждения, вооруженных организаций, то неполитическая (общественная) власть в лице общественной реализуется посредством «мягкой силы».

Сегодня перед Российской Федерацией стоят задачи, решение которых возможно только «мягкой силой». Они вытекают из потребностей внутреннего развития страны, модернизации самой России - обеспечение благоприятного окружения, создание модернизационных альянсов, усиление евразийской интеграции.

«Мягкая сила» позволяет достигать целей внешней и внутренней политики без применения физического насилия, за счет информационных, психологических, моральных и иных рычагов воздействия на сознание и чувства людей.

Теория «мягкой силы», разработанная американским политологом, профессором Гарвардского университета Дж. Наем мл., стала сегодня главным инструментарием в системе международных отношений, нацеленным на получение и удержание ведущих позиций на международной арене (подробнее см. в гл. 8).

Дж. Най мл. впервые сформулировал понятие «мягкая сила» (soft power ) в 1990 г. в работе «Призвание к лидерству: меняющаяся природа американской силы» 1 . Он определяет «мягкую силу» как «способность получать желаемый политический результат путем привлекательного побуждения другой стороны принять ваши цели». Дж. Най мл. считал, что этого следует добиваться путем облачения своего политического товара (идей, идеологий, инициатив, повесток дня, институтов) в привлекательную для других упаковку, подкрепляя это солидными «призовыми» за сотрудничество, например, расширяя рыночные возможности партнера .

Следует отметить, что технология применения «мягкой силы» была известна еще в Древнем Китае. В «Книге правителя области Шан» говорится: «Совершенно мудрый, управляя людьми, должен непременно овладеть их умом и сердцами, и тогда он может использовать их силу» .

У России есть своя парадигма использования «мягкой силы», которая основывается на нравственно-этических принципах. Министр иностранных дел С. В. Лавров выдвинул такое определение «мягкой силы»:

«Мягкая сила» - способность воздействовать на поведение других государств с помощью культурно-цивилизационной, гуманитарно-научной, внешнеполитической и иной привлекательности своей страны, готовность и умение продвигать позитивную, объединительную повестку дня в международных отношениях .

Российская «мягкая сила» применяется как за рубежом, так и внутри государства. Она прежде всего направлена на продвижение благоприятного имиджа страны и борьбу с навязанными извне стереотипами в отношении РФ и ее граждан.

Одним из инструментов «мягкой силы» стал фонд «Русский мир», общественно-государственная организация, созданная указом Президента РФ В. Путина 21 июня 2007 года. Целями Фонда являются популяризация русского языка, являющегося национальным достоянием России и важным элементом российской и мировой культуры, поддержка программ изучения русского языка в Российской Федерации и за рубежом.

Глава фонда В. Л. Никонов пишет: «Русский мир - это мир России. Призвание каждого человека - помогать своему отечеству, заботиться о ближнем. Очень часто можно услышать, что страна могла бы сделать для людей. Но ничуть не менее важно, что каждый из нас может сделать для Родины». Русский мир - это еще и русское примирение, согласие, русский лад, единство, преодоленные расколы XX в.

Примером проекта «мягкой силы» фонда может служить продвижение русского языка в мире. В Тбилиси, на базе «Российско-Грузинского общественного центра» с 2015 года организуются бесплатные курсы русского языка. Их будут вести профессиональные педагоги, которые объяснят специфику языка, особенности произношения, помогут лучше понять его эмоциональные особенности. Уже поступило более 400 заявок от желающих выучить русский язык и углубить знания. Среди кандидатов: практикующие врачи, действующие юристы, работники банковского сектора, журналисты ведущих СМИ, сотрудники госучреждений и представители частного бизнеса 1 .

Сегодня Россия располагает существенным потенциалом общественной дипломатии. «Русский мир» составляют миллионы людей в ближнем и дальнем зарубежье. Для них Россия, русский язык и культура были и будут привлекательными и притягательными, поскольку они испытывают человеческую потребность в поддержании связей с Россией и россиянами.

В 2012 г. по рейтингу «мягкой силы», выполненного совместно компанией «Ernest and Young» и Московской школой управления «Сколково», Россия занимала 10-е место, уступая США, Франции, Германии, Великобритании, Канаде, Италии, Японии, Китаю и Индии.

  • туризм;
  • олимпийские медали;
  • миграционные потоки;
  • привлекательная индивидуальность;
  • культура;
  • политические ценности, институты и стратегии, которые расцениваются как легитимные или обладающие моральным авторитетом.

Махатма Ганди считал ненасилие ключом ко всем социальным проблемам, его правило - управление обществом, ориентированным на жизнь в согласии с человеческим достоинством, а его главный постулат выражен в концепции «ненасильственного несотруд- иичества», «гражданского неповиновения» в условиях проявляемой властью несправедливости.

Castells М. The New Public Sphere: Global Civil Society, CommunicationNetworks, Global Governance // The ANNALS of the American Academy of Politicaland Social Science. 2008. 616 (1). P. 79.

  • Паршин П. Проблематика «мягкой силы» во внешней политике России //Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. 2014. 3 марта. URL: http://www.perspektivy.info/book/problematika_magkoj_sily_vo_vneshncj_politike_rossii_2014-03-03.htm (дата обращения: 27.02.2015).
  • По мнению директор Александра Владимировича Лукина, – директора центра международных исследований МГИМО, существует проблема в понимании терминов. Поэтому перед рассмотрением проблемы по существу необходимо договориться об их точном значении. Термины «публичная» и «общественная» дипломатия часто применяют как взаимозаменяемые. Причина здесь в том, что по сути это два разных перевода английского «public diplomacy » .

    Классическую современную концепцию «публичной дипломатии» представил декан Школы права и дипломатии им. А.Б. Флэтчера Университета Тафтса Эдвард Гуллион при формировании Центра публичной дипломатии им. Э.Р. Мэрроу в 1965 году.
    В брошюре, посвященной Центру, она излагалась следующим образом:

    «Публичная дипломатия… имеет дело с влиянием общественных установок на осуществление внешней политики. Она включает в себя измерения международных отношений, выходящие за рамки традиционной дипломатии: культивирование правительствами общественного мнения в других странах, взаимодействие частных групп и интересов одной страны с другой, освещение международных отношений и их влияния на политику государства, взаимодействие между теми, чья работа заключается в коммуникации (дипломаты и зарубежные корреспонденты) и процесс межкультурных коммуникаций… Центральным моментом для публичной дипломатии является транснациональный поток информации и идей».


    Сам Эдвард Гуллион писал:

    «Под публичной дипломатией мы понимаем средства, при помощи которых правительства, частные группы и отдельные лица меняют установки и мнения других народов и правительств таким образом, чтобы оказать влияние на их внешнеполитические решения».

    В этих определениях можно выделить целый ряд аспектов.


    Во-первых,
    субъектами публичной дипломатии могут быть:

      правительства и органы государственной власти;

      частные группы интересов и отдельные лица;

      те, кто освещает международные отношения, то есть СМИ и работающие в них журналисты;

      участники межкультурных коммуникаций (как организации, так и отдельные граждане).

    Во-вторых , публичная дипломатия осуществляется по нескольким линиям:

      правительство (одной страны) - общество (другой страны);

      общество (одной страны) - общество (другой страны);

      общество (одной страны) - правительство (другой страны).

    В-третьих, ее целью является изменение установок, как общества, так и правительства другой страны с целью влияния на внешнеполитические решения в благоприятную сторону.

    Отличие публичной дипломатии от пропаганды стало видеться не только в том, что последней занимается только государство. Сам термин «пропаганда» после Второй мировой войны в результате борьбы с геббельсовской и сталинской пропагандой получил на Западе уничижительное значение. Пропаганда понималась как введение в заблуждение путем дезинформации и искажения фактов, публичная же дипломатия - как распространение позитивной, но правдивой информации, основанной на реальных фактах и достижениях, что считалось более действенным, чем дезинформация.

    Это положение еще в 1963 году хорошо сформулировал выдающийся журналист, директор ЮСИА Э.Р. Мэрроу : «Американские традиции и американская этика требуют от нас быть правдивыми, но наиболее важная причина в том, что правда - это лучшая пропаганда, а ложь - худшая. Чтобы быть убедительными, нам надо быть правдоподобными, чтобы быть правдоподобными, нам надо быть достоверными, чтобы быть достоверными, нам надо быть правдивыми. Все очень просто».

    Впоследствии именно такое понимание публичной дипломатии утвердилось как в политических, так и в экспертных кругах.

    В это понятие включали несколько элементов:

      бóльшая открытость внешнеполитической деятельности, полное информирование о ней общественности своей страны (это направление получило в США название «работа с общественностью» (Public Affairs);

      прямое обращение государства к общественности других стран для разъяснения целей своей внешней политики, создания благоприятного образа страны за рубежом;

      разъяснительная работа правительства с общественностью других стран через НПО своей страны;

      непосредственное общение между гражданскими обществами и представляющими его НПО разных стран с целью изучения других государств, организации мероприятий по темам работы НПО, лоббирования определенных вопросов в другой стране (например, стимулирования защиты природы, прав человека и т. д.).

    По мнению Татьяны Зоновой , в условиях электронной революции и стирания граней между внутренней и внешней политикой на первый план в дипломатической деятельности выходит публичная дипломатия как неотъемлемая часть «soft power» .

    Публичная дипломатия в рамках дипломатической службы разных странах

    Правительства многих стран мира ввели государственные должности или целые ведомства, ответственные за публичную дипломатию. В США с 1999 года за эту сферу отвечает заместитель государственного секретаря по публичной дипломатии и работе с общественностью. Согласно официальному интернет-сайту Госдепартамента, «миссия американской публичной дипломатии состоит в поддержке достижения целей и решении задач внешней политики США, продвижении национальных интересов и укреплении национальной безопасности путем информирования иностранной общественности и влияния на нее, а также путем расширения и укрепления отношений между народом и правительством США и гражданами остального мира».

    Заместитель госсекретаря руководит программами публичной дипломатии, которые включают в себя связи с международными аудиториями, культурные программы, исследовательские гранты, обмены в области образования, программы посещения США и усилия правительства США противостоять идеологической поддержке терроризма.

    В Индийском МИД, например, в 2006 году создан Отдел публичной дипломатии, усилия которого направлены на «стимулирование большего понимания Индии и проблем ее внешней политики». Отдел организует и поддерживает широкий спектр программ как внутри страны, так и за рубежом.

    В посольствах многих стран созданы должности координаторов программ публичной дипломатии, часто на уровне заместителя главы миссии. Кроме того, в ряде государств были образованы специальные государственные органы и организации, деятельность которых направлена на распространение культуры, языка и знаний о стране среди иностранцев (Британский совет, Институт Гёте, Альянс Франсез, Институт Сервантеса, Государственная канцелярия по распространению китайского языка за рубежом, Японский фонд, Корейский фонд и т. п.).

    Новые термины

    Потребность привлечения общественности на свою сторону в условиях мгновенного распространения информации, равно как и дезинформации, стала особенно значимой. Публичная дипломатия пополнилась общением в социальных сетях. Родился новый термин - «твипломаси» . Твиттер и другие социальные сети стали использоваться внешнеполитическими ведомствами. Президенты, премьеры, министры, главы внешнеполитических ведомств, послы выходят в социальные сети и становятся «твипломатами». Форин-офис создал специальную «интернет-гавань» (hub), оказывающую техническое содействие своим «твипломатам» и разрабатывающую цифровые стратегии внешней политики. Французское агентство «Франс-Пресс» (AFP) занялось мониторингом в реальном времени влияния в сети государственных акторов, занимающихся публичной дипломатией. Данные учитывают количество фолловеров официальных лиц и экспертов. Для США таких фолловеров насчитывается около 43 млн человек, для России - 2,5 млн. Стоит всерьез задуматься о причинах такого разрыва.


    Текст: Павел Степанов public diplomacy ) - комплекс мер, нацеленных на изучение и информирование зарубежной аудитории, а также на установление контактов.

    Термин «публичная дипломатия» не является синонимом термина «открытая дипломатия», которая касается характера дипломатического поведения государства на международной арене (от "открытости" (Сингапур) до "замкнутости"(КНДР)).

    Публичная дипломатия - действия, направленные на строительство долгосрочных отношений, защиту целей национальной внешней политики и лучшего понимания ценностей и институтов собственного государства за рубежом. Публичная дипломатия продвигает национальные интересы и обеспечивает национальную безопасность путем изучения настроений иностранного общественного мнения, информирования его и воздействия на тех, кто это мнение формирует. Публичная дипломатия в основном нацелена на массовую аудиторию. Она исходит из того предположения, что общественное мнение может оказать значительное влияние на свои правительства и на политические системы. Любой вид публичной дипломатии направлен на определенную аудиторию, использует соответствующий этой аудитории язык и образы. Именно это позволяет ей достичь намеченных политических целей.

    Публичная дипломатия преследует цель расширения диалога между гражданами своей страны и зарубежными партнерами. Это предполагает активный международный обмен, создание информационных программ, пропаганду своей культуры.

    Термин "публичная дипломатия" - это один из способов влияния на мнение и поведение населения зарубежных стран. Публичная дипломатия США может быть традиционный и так называемой цифровой (digital diplomacy). До появления сети Интернет, публичная дипломатия США включала в себя такие программы воздействия на другие государства как: информационную пропаганду, осуществляемую через радио и телевидение; обучение отдельных социально-профессиональных групп населения с целью формирования лояльной элиты и распространение американской политической культуры посредством выставочной деятельности, кино и т.д. Распространение сети Интернет сделало возможным оказывать влияние на зарубежную аудиторию посредством следующих методов: размещение радио и телепередач в сети Интернет, распространение литературы о США в цифровом формате, мониторинг дискуссий в блог-пространстве зарубежных стран, создание персонифицированных страничек членов правительства США в социальных сетях, а также рассылка информации через мобильные телефоны.

    Публичная дипломатия США

    В Америке с конца 70-х годов очень активно вели работу по непосредственным связям с общественностью, созданы многие органов и постов. Пропаганда, благодаря новым технологиям (телевидение, радио), превратилась в ключевое средство ВП. Восприятие политики одного государства общественным мнением других стран играет все большую роль. Сфера деятельности публичной дипломатии предполагает все более активное подключение общественного мнения, неправительственных институтов и отдельных граждан к дискуссии по проблемам международной политики. Во многом успех на мировой арене политики и внешнеэкономических проектов государства обеспечивается уровнем информационных систем.

    Информационно-разъяснительная работа

    Информационно-разъяснительная работа - деятельность, целью которой является распространение информации о собственной стране, о жизни ее людей, а также разъяснение внешнеполитического курса ее правительства и предпринимаемых им внешнеполитических акций, разоблачение инсинуаций, распространяемых враждебной пропагандой.

    См. также

    • Дипломатические информационные материалы

    Ссылки

    • Журнал "Дипломатика" . Интернет-журнал об общественной дипломатии.
    • "Общественная дипломатия" НАТО . Статья А.Рогозина, http://molpalata.ru - 05.12.2008

    Примечания


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Публичная дипломатия" в других словарях:

      Средство осуществления внешней политики государств, представляющее собой совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач; официальная деятельность глав государств и… … Википедия

      Коммуникативные технологии в публичной дипломатии - используются в целях нахождения оптимального варианта воздействия на обществ. мнение, к рое сегодня оказывает значительное влияние на выработку и реализацию внеш. политики. Сфера публичной дипломатии охватывает внутр. и внеш. аудиторию, она… … Психология общения. Энциклопедический словарь

      - – совокупность различных видов корреспонденции и документации дипломатического характера, посредством которой осуществляются отношения между государствами. Содержание 1 Вербальная нота 2 Личная нота 3 … Википедия

      Содержание 1 Обзор печати 2 Информация 3 Справка 4 Информационное письмо … Википедия

      - (англ. smart power) форма политической власти, согласно Джозефу Наю способность сочетать жёсткую и мягкую силу для формирования выигрышной стратегии . Согласно Chester A. Crocker, Fen Osler Hampson и Pamela R. Aall умная сила включает… … Википедия

      Пропаганда (лат. propaganda подлежащее распространению) распространение информации: фактов, аргументов, слухов и других сведений, в том числе заведомо ложных, для оказания воздействия на общественное мнение или иную целевую аудиторию.… … Википедия

      Джозеф С. Най младший(амер. Joseph S.Nye,Jr.;1937) американский политолог, разрабатывающий ряд направлений в рамках неолиберализма, в том числе теорию комплексной взаимозависимости; ведущий эксперт по международным вопросам. В… … Википедия

      В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Най. Джозеф С. Най младший англ. Joseph S. Nye, Jr … Википедия

      Национальный брендинг область знаний и практической деятельности, цель которой измерять, выстраивать и управлять репутацией стран. Национальный брендинг тесно связан с понятием маркетинга мест (территориального маркетинга).… … Википедия

      Содержание 1 1900 е 1.1 1903 1.2 1904 1.3 1905 1.4 … Википедия

    Книги

    • Публичная дипломатия зарубежных стран. Учебное пособие. Гриф УМО МО РФ , Панов А.Н.. Основной целью учебного пособия выступает создание у студентов достаточного объема знаний в области публичной дипломатии, ее основных аспектов и механизмов практической реализации. Также в…
    mob_info