Пророк закария. Житие пророка захарии. Пророк Захария в храмах

Захария (Захарьяху, ивр. «Господь вспомнил») - один из двенадцати малых пророков. Родившись во время вавилонского плена, он пережил его и по возвращении из плена много содействовал нравственному возрождению народа.

Пророку принадлежит особая ветхозаветная книга, носящая его имя (Книга пророка Захарии) и занимающая предпоследнее место среди пророческих книг. Время написания её точно обозначено в самом начале книги: «в 8-й месяц 2-го года Дария было слово Господне к Захарии».

Христианство. С учётом того, что пророк родился во время Вавилонского плена (то есть до 539 года до н. э.), а книга была написана при царе Дарии, то очевидно, что речь идёт о Дарии I, а книга датируется примерно 520 г. до н. э.

Иудаизм. Согласно традиционному еврейскому летоисчислению, декрет Дария о восстановлении Второго храма и сопутствующее ему пророчество Захарии датируются 3408 годом от сотворения мира (352 год до н. э.), а восстановление храма завершено в 3412 году от сотворения мира (348 год до н. э.). Исходя из этих дат, наиболее верным будет идентифицировать Дария как Дария III.

Сведения о личности пророка

Имени пророка Захарии присваивались различные значения; по мнению большинства новейших исследователей, имя Zechariah обозначает: «(тот, о ком) помнит Иегова» (Keif, F. В. Meyer, Bredeukamp, Smith Farrar и др.).

О времени и месте рождения Захарии, за неимением точных указаний в книгах Священного Писания, приходится довольствоваться лишь более или менее вероятными предположениями. Наиболее принятое у исследователей мнение таково: если во время первосвященства Иисуса дед пророка Иддо был еще представителем своего священнического рода, то следовательно, Захария, при возвращении пленников в Иерусалим в царствование Кира II Великого, был сравнительно молодым человеком; а из того обстоятельства, что он, восемнадцать лет спустя, во втором году Дария Гистаспа (519 до н. э.), называет себя naar - юноша (2, 4, ст. 8 масор. т.), это предположение становится еще более вероятным. Отсюда делается такое заключение: пророк родился в Вавилоне незадолго до издания указа Кира и в детском возрасте прибыл в Иерусалим.

Подобно Иеремии (Иер. 1:1) и Иезекиилю (Иез. 1:3), пророк Захария тоже принадлежал к священническому роду. Св. Кирилл Александрийский прямо называет Захарию «происходившим от священнической крови, то есть из колена Левиина» (с. 2). большинство новейших толкователей полагают, что в Неем. 12:4-16 под Иддо и Захарией разумеются те же самые лица, что и Езд. 5:1 и Езд. 6:14 Отсюда вывод: пророк Захария принадлежал к священническому роду, - следовательно, и сам был священником. Кроме того, Захария был главой своего священнического рода, каковое звание он унаследовал от своего деда Иддо при первосвященнике Иоакиме, сыне Иисуса (Неем 12, 10, 12, 16).

Своё пророческое служение Захария начал отправлять немногим позже Аггея (во второй же год царствования Дария Гистаспа, только два месяца спустя), когда первосвященником был Иисус; при Иисусе Иддо, дед пророка, был еще главою своего рода (Неем. 12, 4, 7, 12, 16), следовательно, Захария пророческое служение начал ранее священнического (то есть в качестве главы рода). Есть некоторое основание предполагать, что и пророческое достоинство было в роде Захарии как бы наследственным. Василий Великий, в толковании Ис. 1:1, замечает; «для чего присовокуплено пророком имя отца? Чтобы показать, что пророческое дарование у него есть отеческое наследие». А Кирилл Александрийский, читая в Зах. 1:1,7: вместо - , прямо называет пророком Иддо, который был, по общепринятому мнению, дедом Захарии. По мнению Баумгартесса и следующего за ним Келера, пророческая деятельность Захарии относится преимущественно к первому периоду его жизни, а священническая - к позднейшему (cit. S. 9); хотя этим не отрицается, конечно, возможность совмещения обязанностей того и другого рода, что видим на примере Иеремии.

Первое записанное пророчество Захарии относится, ко второму году Дария Гистаспа. Но на основании Езд. 5, 1-2 можно полагать, что он выступил на пророческое служение ранее этого времени; так как переселенцы из Вавилона, именно вследствие пророческих увещаний Аггея и Захарии, приступили к возобновлению храмовой постройки. Но это свидетельство кн. Ездры подтверждается фактически только по отношению к Аггею - первою главою его книги; пророческие увещания Захарии соответствующего содержания остались, следовательно, не записанными. Последнее из пророчеств Захарии, имеющих определенное указание времени, относится к девятому месяцу четвертого года Дария (7, 1). Пророчества глав 9-14, таким образом, должны быть отнесены к позднейшему времени; для точного определения всего периода пророческого служения Захарии не представляется возможности, за неимением надежных данных. Можно только утверждать, что это служение Захарии совпадает со временем первоначального устроения иудейской общины, по возвращении из Вавилона, и временем воссоздания храма, или, как выражаются западные учёные, - временем реставрации. Сравнительно с пророческою деятельностью Аггея, служение пророка Захарии было продолжительнее, если судить по указаниям книг того и другого пророка.

В книгах Священного Писания не находим точных и подробных сведений об обстоятельствах жизни и деятельности пророка Захарии. Из книги его имени, а также из книг Ездры и Неемии, мы можем с достаточною ясностью определить только личность пророка и время его жизни и деятельности. Мы можем утверждать, что Захария был современником пророка Аггея, Зоровавеля и первосвященника Иисуса; пережив последнего, он был при сыне его Иоакиме главою своего священнического рода. Начало пророческой деятельности Захарии по данным Писания определяется достаточно точно; о конце же её, равно как о времени смерти пророка и месте его погребения, мы не имеем в Писании совершенно никаких указаний.

Книга

Написанная Захарией книга состоит из 14 глав. Эта книга является самой мессианской, самой апокалиптической и эсхатологической из всех книг Ветхого Завета. Именно по причине отчётливых мессианских предсказаний (в частности, в третьей главе есть прямое упоминание имени Иисуса как высшего Судии (Зах. 3) эта книга широко цитируется авторами Нового Завета. Подсчитано, что в Новом Завете существует более 40 ссылок и намёков на этого пророка.

Пророк Захария и его книга

Пророк Захария и его книга

.

Прежде, чем приступать к обсуждению личности пророка Захарии, его книги и смысла пророчеств, небезынтересно будет привести слова святителя Григория Богослова (Твор.44) относительно толкования ветхозаветных пророчеств:

«Трудно для каждой тени изобресть особое умозрение, объясняющее все подробности узаконенного касательно самой скинии, мер, вещества, левитов, носивших ее и служивших при ней, и касательно жертв, очищений и приношений. Сие удобосозерцаемо только для тех, которые подобны Моисею добродетелью и наиболее приближенные к нему ученостью».

А современный библеист, Киттель, добавляет: «Никакой исторической науке не удастся вполне удовлетворительно объяснить пророчество в Израиле. Всегда будет остаток, который мы не в состоянии истолковать исторически и психологически».

Поэтому, если что-либо их пророческих книг не объясняется через науку, нужно опираться на Предание.

Эпоха, современная жизни и деятельности пророка Захарии Серповидца [прот. Димитрий Рождественский. Книга пророка Захарии].

При жизни пророка Захарии происходит смена лидеров на политической арене мира. Около 558 года до Р.Х., когда Египет и Ассиро-Вавилония сохраняли еще могущество и контроль над подчиненными им странами, в Персии, зависимой тогда от мидийского царя, к власти пришел Кир, сын Камбиза 1, из рода Ахеменидов. Уже в 553 году Кир начал военные действия, сначала безуспешно. Только в 550 году, благодаря тому, что в мидийских войсках произошла измена, Киру удалось одержать верх над мидийским правителем Астиагом.

Тогда же Вавилон, Мидия и Египет объединились в коалицию против Кира и его войска, но это их не спасло. В 546 году разбит Крез мидийский, в 539 году завоевана Вавилония. Сирия, Финикия и Палестина сдались без боя.

В завоеванных государствах Кир вел следующую политику: привлечь к себе население через внимательное отношение к обычаям и уважение к религии. Благодаря завоеваниям Кира Персидская империя выдвинулась в мире на первый план.

А 529 году Кир умер (по Преданию, на поле брани), ему наследовал его сын Камбиз, который в 525 году завоевал Египет. Умер он в 522 году до Р.Х. В то же время в Персидской империи произошли волнения. В результате интриг трон достался Дарию 1 Гистаспу. Начало его правления пришлось на 521 год и длилось примерно до 485 года до Р.Х. При этом правителе и пророчествовал святой Захария. Эта эпоха описана в книге Ездры.
Следующие цари персидские: Ксеркс 1 (485-465), Артаксеркс 1 Лонгиман (465-424), Ксеркс 2 (424 год – два месяца длилось его правление), Согдиан (424-423 – семь месяцев), Дарий Нот (423-405), Артаксеркс 2 Мнемон (405-358), Артаксеркс 3 Ох (358-338), Арзес (338-336), Дарий 3 Кодоман (336-330). При последнем первенство перешло к Греко-Македонской монархии Александра Македонского. Тогда была покорена Иудея.
Возвращаясь к эпохе пророка Захарии, нужно сказать, что столетие после Вавилонского плена стало временем, когда «иудейское общество отлилось в ту форму, в которой оно было во дни земной жизни Господа, тогда возникли партии, позже превратившиеся в секты фарисеев и саддукеев, это столетие дало жизнь самарянскому расколу» (Хонтер).
Захария и другие послепленные пророки говорят об Иудее и Израиле совместно (Зах.8:13), поскольку Израиль после ассирийского плена исчез, а его остаток после возвращения евреев из Вавилонского плена присоединился к иудейскому обществу (Езд.6:21). Мысль о неразделимости всех двенадцати колен особенно ясно проявила себя при освящении Второго храма: тогда в жертву были принесены 12 козлов за грех всего Израиля (Езд.6:17; 8:35).

В Вавилонском плену иудеи (представители колен Иудина, Вениаминова и Левия) не затерялись, потому что им отдали целый квартал, дали возможность заниматься торговлей и земледелием, тем достигая материального благосостояния. По домостроительству Божию Вавилонский плен должен был вразумить неблагодарный народ, но не погубить до конца; должен был способствовать повышению религиозно-нравственного уровня евреев. Так и случилось: у народа Божия исчезла или значительно ослабела тяга к идолопоклонству, они стали более внимательны к голосам пророков, перестали считать себя исключительными, что открыло путь прозелетизма в ветхозаветную Церковь.

Итак, в 538 году вышел указ Кира, разрешавший желающим возвращаться из Вавилонского плена в отечество и приступать к восстановлению храма. Переселенцам вернули храмовые сосуды, а также дали материальные средства. Этот указ дошел до нас в трех вариантах:

- «Так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог небесный, и Он повелел мен построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас – из всего народа Его, да будет Господь, Бог его, с ним, и пусть он туда идет» (2 Пар.36:23);

- «Так говорит Кир…все царства земли дал мен Господь, …и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, …да будет Бог его с ним, — пусть идет в Иерусалим, что в Иудее, и сгорит дом Господа…, Того Бога, Который в Иерусалиме. А все оставшиеся во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром и золотом и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме» (Езд.1:1-4);

- «В первый год царя Кира царь Кир дал повеление о доме Божием в Иерусалиме: пусть строится дом на том месте, где приносят жертвы, и пусть будут положены прочные основания для него; вышина его в шестьдесят локтей; рядов из камней больших три, и ряд из дерева один; издержки же пусть выдаются из царского дома. Да и сосуды дома Божия, золотые и серебряные, которые Навуходоносор вынес в Вавилон, пусть возвратятся и пойдут в храм Иерусалимский, каждый на место свое, и помещены будут в доме Божием» (Езд.6:3-5).

Почему Кир отпустил евреев? Скорее всего, это была просто часть его обычной политики: он ставил себя под власть всех богов, считал себя их уполномоченным посланником свыше, а свои действия – исполнением их воли. Следовательно, мало вероятно, что он проявил к евреям больше милости, чет к другим завоеванным им народам. Возможно, сыграло роль и то, что народ Божий имел пророчества о Кире (Ис.44:28; 45:1), которые польстили императору. В частности, такого мнения придерживался историк Иосиф Флавий. Другие исследователи неоднозначно отнеслись к такому предположению. Грэтц, например, утверждал, что евреи, которые занимали высшие должности при дворе, ходатайствовали перед Киром, побуждая его отпустить пленников, среди них был и Зоровавель.

Так или иначе, указ вышел и «Вот сыны страны из пленников переселения, которых Навуходоносор, царь Вавилонский, отвел в Вавилон, возвратившиеся в Иерусалим и Иудею, каждый в свой город …все общество вместе состояло из 42 360 человек, кроме рабов их и рабынь их, которых было 7337, и при них певцов и певиц 200» (Езд.2:64-65). Но вернулись далеко не все. Многие родились уже в плену, многие нажили материальные блага, с которыми сложно было расстаться, кто-то вообще отступил от веры отцов и не имел уже стимула возвращаться на родину предков. Таким образом, вернулись только те, для кого храм и культ были предметом горячих чаяний, те, в «Ком возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Господень, который в Иерусалиме» (Езд.1:5).

По мнению ряда исследователей, евреи возвращались тогда в несколько приемов.
Над вернувшимися был назначен правитель иудейского происхождения, его резиденция располагалась в Иерусалиме. Он не вмешивался активно в жизнь народа Божия, хотя имел право контроля над управлением в Иудее. Внутреннее управление осуществляли сами евреи, в т.ч. сохраняя право суда по своим законам и свободу религии. Зависимость от персов выражалась, главным образом, в уплате подати, чем ведали казначеи (Езд.7:21).

Во главе внутреннего управления стояли 12 старейшин, среди которых лидером в гражданской власти был Зоровавель, а в религиозной – первосвященник Иисус. Поскольку евреи в то время являлись религиозной общиной, у них была высока роль священства, но первосвященник сначала имел второстепенное значение, уступая областеначальнику. Пророки Аггей и Захария призваны были Богом укреплять (Езд.5:2)и вразумлять народных правителей, «говоря им пророческие речи во имя Бога Израилева» (Езд.5:1).

Святой пророк Захария начал с того, что призвал обратиться к Богу: «…обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам… не будьте, как отцы ваши…»(Зах.1:1-6). Кроме того, он утешает народ: «…изрек Господь слова благие, слова утешительные…возревновал Я о Иерусалиме и о Сионе …Я обращаюсь к Иерусалиму с милосердием…утешит Господь Сион, и снова изберет Иерусалим» (1:12-17; 2:1-12). Иногда пророк обращает свои слова только к Зоровавелю и Иисусу: «…возьми у пришедших из плена…пойди в дом Иосии…возьми у них серебро и золото и сделай венцы, и возложи на голову Иисуса…» (Зах.6:9-11; гл.3-4).
Таким образом, в начале послепленного периода у иудеев было несамостоятельное национальное правительство, решающее дела именем персидского царя и преставителей всех степеней иерархии с первосвященником во главе. А пророкам Аггею и Захарии вверено было чрезвычайное служение.

После возвращения первым делом народ Божий поспешил восстановить культ: был устроен жертвенник и стали приноситься все законные жертвы. Потом приступили к строительству храма. Самаряне помешали (4 Цар.17:24-41), и работы были приостановлены до 2-го года царя Дария. За этот период многие, под грузом житейских забот охладели к делу Божию. В иудейском обществе наступило расслабление, поэтому Господь воздвиг из их среды Своих избранников, призванных воодушевить народ. Слово пророков Аггея и Захарии подействовало и строительство возобновилось. Через 4, 5 года храм был построен, освящен, были возобновлены священнические череды, праздники.

Что касается внутренней атмосферы, к тому времени в общине сложились две господствующие партии: хананейско-иудейская (где иногда верх брали языческие воззрения) и пророческо-иудейская). Указ Кира о возвращении был предсказан пророками, и с возвращением из Вавилонского плена народ Божий связывал большие надежды: раз евреев освободили из плена, в который они попали по грехам своим, значит, Бог больше не гневается и значит нынешнее поколение достойнее милостей Божиих, нежели их отцы. Кроме того, многие подумали, что исполнение одного пророчества повлечет за собой исполнение и других, то есть мессианское время наступает, оно уже очень близко. Как заключил профессор Тихомиров: «Построение нового храма было для послепленных иудеев залогом национального возрождения». Иудеи надеялись на восстановление рода Давида, а Зоровавель и был как раз представителем этого рода, и все чаяния обратились к нему. Ему была поручена персидским правительством должность областеначальника, а значит фактическое руководство над общиной. В нем хотели видеть мессианского царя, который освободит народ. Пророки видели в храме средоточие надежд на изменение к лучшему, что должно было побуждать к строительству (Агг.1:2-11; Зах.8:3-6). Пророк Захария даже отождествлял Зоровавеля с мессианским царем (4:9). Так сильны были мессианские чаяния среди евреев, что даже хотели они отменить посты в память горестных событий разрушения Иерусалима и храма. Пророк Захария разделяет это мнение (гл.8).

Поначалу такие ожидания скорого и полного восстановления народа и царства, конечно, вызвали всеобщий подъем и в переселенцах, и в тех, кто остался в Вавилоне. Но вскоре многих постигло разочарование. Само возвращение было нелегким, на земле предков их враждебно встретили окрестные народы. В результате засухи наступили трудные голодные времена, не хватало материальных средств. Когда, наконец, было окончено строительство храма, те, кто видел первый храм Соломонов, разочаровались, что второй уступает ему в великолепии (Агг.2:3; Езд.гл.3). И вот, храм уже построен, а мессианские времена не наступили. Особенно тяжело было народу Божию смириться с судьбой Зоровавеля, которого считали избранником Божиим (Агг.2:23; Зах.4:10; 6:13) на роль царя. Зеллин даже выдвинул гипотезу, что Зоровавель одно время носил корону. Но в действительности, его судьба оказалась судьбою обычного человека, по преданию, погибшего насильственной смертью, хотя точно не известна его кончина.

И в такой атмосфере всеобщего разочарования и ослабения веры в Единого Бога выступают на свое служение сначала пророк Аггей, а потом и Захария. Выступают с призывом к народу оценить свое нравственное состояние, снизить самомнение. Он предупреждают, что Бог снова может разгневаться. Но в то же время пророки предрекают и лучшее будущее, когда осуществятся чаяния избранного народа, но при условии их достоинства. Святой пророк Захария уверен в исполнении обетований, но указывает на их отдаленность, на то, что прежде необходимо очистить людей, сделать его способным принять обетования, предупреждает, что впереди – трудный путь.

Цель книги пророка Захарии.

1) Ободрить строителей храма и народ в эпоху восстановления общины;

2) Рассеять ложное мнение о праведности и богоугодности освобожденных из плена и о непосредственной близости мессианских времен; для чего пророк изображает будущее Царство Мессии и славную судьбу евреев, язычников показывая орудием в руках Божиих.

3) Частные поводы:

6:9-15 – поводом послужило прибытие в Иерусалим Хелдая со спутниками из Вавилона с дарами для храма;
- гл.7-8 – написано по случаю спора о постах.

4) Кроме того, конечно, пророк Захария обращает внимание освобожденных на наказание, которому они подверглись за пренебрежение заповедями, призывает угождать Богу через послушание и повиновение, объясняет, за что гнев Божий настиг их отцов и каким образом они избавлены из плена (1:1-6).

«Знающих о том, каким страданиям они подверглись прежде, он исправлял, напоминая им об этом, а молодых и не знающих он предохранял от того, чтобы они не подверглись таким же бедствиям, полюбив нечистую жизнь» (свт. Кирилл Александрийский. Толкование на пророка Хазарию).

Личность пророка Захарии.

«Захария» в переводе – «тот, кого Иегова помнит».
Захария сам себя называет сыном Варахииным, сыном Аддовым. Мнения исследователей разошлись относительно того, кем пророку Захарии приходились упомянутые в 1:1 Варахия и Аддо. О Варахии неизвестно ничего. Аддо был главой поколения, священник по возвращении из плена при первосвященнике Иоакиме (Неем. 12:1,12,16). Слово сын – «бен» в переводе означает и сын, и внук (Быт.29:5; 32:55; 2 Цар.19:24). [Еп. Палладий (Пьянков). Толкование на книгу святого пророка Захарии].

Предположений существует множество. Святитель Кирилл Александрийский называл Аддо отцом Захарии по духу (поскольку он был его воспитателем), а Варахию – отцом по плоти. Преосвященный Палладий сомневается, достоверно ли то, что Аддо воспитывал Захарию. Блаженный Иероним: «Аддо не мог быть дедом Захарии, а являлся его более отдаленным предком (2 Пар. 12:15 и 13:22; 3 Цар.13:1-6). Бертольдт предполагает здесь левират: муж матери пророка Варахия умер, от его брата Аддо она родила Захарию. Блаженный Феодорит: «наиболее вероятное мнение, что имя отца и имя того, кем отец был рожден… чтобы соименность не повредила истине…Пророк явно отличает себя своим родом, для защиты от лжепророков».

Большинство толкователей сходятся на том, что Варахия был отцом Захарии, он рано умер и был ничем не замечателен, а дед Аддо ко времени возвращения из плена являлся главой священнического рода.
О рождении, обстоятельствах жизни и смерти пророка Захарии нет определенных данных, о них остается только догадываться по некоторым намекам в тексте его книги и по свидетельству Предания.

В царствовании Кира при Зоровавеле Захария был еще молодым человеком, поскольку уже спустя 18 лет после возвращения из плена, во втором году Дария Гистаспа, т.е. около 519 года, он все еще называет себя юношей (2:4). Скорее всего, пророк родился в плену незадолго до указа Кира и отроком прибыл в Иерусалим. Профессор Лопухин в подтверждение этого мнения добавляет: «…на образах выражения Захарии сказалось вавилонская жизнь». Хотя другие исследователи не согласны с ним, утверждая, что вавилонское влияние на книгу пророка Захарии незначительно, об обычаях он мог узнать от соотечественников.

Святой пророк Захария происходил из рода священников и сам был священником, если согласиться с мнением большинства толкователей, что в Неем.12:16 и Езд.5:1 и 6:14 говорят об одних и тех же людях. Более того, он был главой священнического рода (всех глав было 12). Он унаследовал это звание от Аддо при первосвященнике Иоакиме, сыне Иисуса (Неем.12:10; 12:16). Пророческое служение Захария начал раньше священнического как главы рода.

Первое пророчество Захария произнес при Дарие Гистаспе, во 2-й его год (1:1). Дату последнего пророчества можно вывести из текста: «В 4-й год царя Дария …» (7:1). Следовательно, главы 9-14 относятся к еще более позднему времени.

К сожалению, нет определенных данных, чтобы точно установить весь период пророческого служения Захарии. Можно сказать, что это служение совпадало со временем первого устроения иудейской общины по возвращении из Вавилона и временем воссоздания храма. Скорее всего, пророческая деятельность святого Захарии длилась около 40 лет [иер. Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета] и была продолжительнее, чем пророка Аггея.

Имена пророков Аггея и Захарии стоят в псалмах 137,145,147,148,138 возможно потому, что они предали этим псалмам форму.

Книгу пророка Захарии можно разделить на два отдела: видения и пророчества. Через видения и сны даются обетования или откровения. За ними следуют три пророческие речи (гл.7-8; гл.9-11;, гл.12-14). Основная тема всех видений – Господь – Хранитель и защитник Израиля, внешние беды не означают, что Он забыл Свой народ.

1-е видение (1:7-16).

Четыре всадника – это бесплотные силы ангельские: «Но не многочисленны, а бесплотны сии умные ествества; сообразно с потребностью Владыка дает нам их видимые образы» (блж. Феодорит Кирский, т.30);
Неодинаковые цвета коней означали разные их действия: рыжие, т.е. кровавые цвета – эти всадники должны были взять мир с земли и возбудить войну (Ап.6:4); всадники на пестрых конях (в Апокалипсисе – на бледных) – «имя смерть» (Ап.6:8) – им дана власть умерщвлять мечем, голодом и мором» (Ап.6:8); на белых — цв ет победы и торжества (6:2).

Всадники посланы, чтобы обойти землю (1:10), в результате чего они выяснили, что «вся земля спокойна и населена» (1:11). Исторически так и было во времена Дария Персидского – везде царил мир в Персидской империи, только Иудея была опустошена, Иерусалим, стоя без стен.

Ангел Иеговы после донесения (1:11-12) сразу помолился (1:12), чтобы Господь сжалился и получил от Бога «слова благие, слова утешительные» (1:13). Господь обещает даровать милость к евреям, к исполнению благодатных обетований: Иерусалим будет восстановлен в прежнем виде (1:16); добро вернется в их города; Иегова помилует и снова изберет Иерусалим для Своего обитания среди Своего народа.

Мирты – красивые растения, символизирующие теократию, землю иудейскую, любезную Богу. Росли в низменности (1:8), что символизировало глубокое унижение, в котором тогда находилась Иудея и избранный народ.

2-е видение (1:18-21).

Четыре рога и четыре рабочих, сбивающие их – это образ, призванный для того, чтобы уверить народ Божий в безопасности; что всякая вражда и языческая сила против Израиля будет уничтожена;

3-е видение (2:1-13).

Видение мужа с землемерной вервью, который поселится в Иерусалиме. И вот многие народы придут к Нему и станут Его народом.

Т.е. видение изображает славное состояние народа Божия и Его Царства в его постепенном раскрытии до прихода в полноту совершенства славы (2:1-13); это обетование в полноте исполнится при Его втором пришествии во славе (Ин. 1:14; Ап.21:3), когда Царствие Божие распространится через принятие язычников, ищущих Бога (Мих.4:2) [архмеп. Иоанн (Смирнов). Пророк Захария].
4-е видение (3:6-7) следует понимать таким образом, что должное исполнение первосвященнических обязанностей гарантирует Иисусу безопасность и Божий покров;

Кроме того, в Ветхом Завете в первосвященнике как центре сосредотачивался характер всего священного сословия израильского народа, а в этом сословии и характер народа ка кнарода святого (Исх.19:6), царства священников. Но через падение народа осквернился характер святости. Чтобы восстановить Израиль в прежнем достоинстве, в через это сделать способным к усвоению Божественных обетований, надо очистить народ. Плен не совсем искоренил грех, идолопоклонство стало более утонченным: самооправдание, самолюбие… Это видение показывает, что Господь восстанавливает первосвященника в его достоинстве (3:2…) как лицо святое. Бог дарует обетование первосвященства в народе Божием (3:7) и в прообразовательном значении – обетование будущего Царства. В этом обетовании то, чего не даровано в Ветхом Завете (3:8-10): «Вот, Я привожу раба Моего, Отрасль…» — Бог ведет Отрасль, Которую обетовал Давиду (Иер.23:5; 33:10); Пс. 11:1) – из рода Давида, ниспадшего в самое низкое малоизвестное состояние [архиеп. Иоанн (Смирнов). Пророк Захария].

В 5-м видении (3:8-9)пророк созерцает Самого Иисуса Христа (Мих 4:14). Явление камня обозначал Распятие;

6-е видение(4:1-14).

Две маслины – это Зоровавель и первосвященник Иисус, исполнявшие главное служение по возрождению Израиля (4:9), объединявшее первосвященническое и царское служение, что прообразовало земное служение Иисуса Христа.
По поводу 4:9 («Руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам») святые отцы говорили:
«Если Бог говорит это о Зоровавеле, то, рассматривая исторически, ты можешь отнести эти слова к нему, а в духовном смысле ты можешь разуметь их и Христе, ибо Он сделался нашим основанием, и все мы духовно построены для Него в храм святый» (свт. Кирилл Александрийский).
«Если Зоровавель прообразует здесь Сына Божия, то храм – человека, сотворенного Богом и восстановленного после грехопадения» (прп. Максим Исповедник).
Об очах в камне (3:9) блж. Феодорит предполагает следующее: «Не должно под очами разуметь очи и число семь принимать за определенное, потому что очами наре действенность Божией благодати, семь – число, обозначающее обилие и величие.. Камнем же нарек пророк Зоровавеля по его твердости и непреодолимости.. А сверх того, Зоровавель был образом Владыки Христа, Который во многих местах Священного Писания наречен камнем… Сей-то камень, нося в себе, Зоровавель (поскольку от него произошел Спаситель) по справедливости и сам, сияя многоразличными дарованиями, именуется камнем».

7-е видение (5:1-4).

Видение свитка или серпа с проклятиями на татей. Слова «свиток» и «серп» по-еврейски пишутся одинаково. В переводе Семидесяти стоит слово «серп». От этих значений не зависит главный смысл. Возможно, просто свиток был изогнут в виде серпа.

8-е видение (5:5-10).

Смысл пророчества в том, что все свойственные пороки других народов возвращающиеся должны оставить и не вносить в свою землю.

«Свинец дает разуметь тяжесть греха, ибо нет ничего тяжелее и обременительнее греха…, и который плененных им низвергает во дно адово. А мера означает конец долготерпения к согрешившим и начало наказания. Потому что не без меры и не всегда будет попускаемо грешить, но только до времени, пока согрешающие не понесут самых тяжких наказаний» (прп. Исидор Пелусиот).

9-е видение (6:1-7).

Четыре колесницы обозначают связь с первым видением. Эти же колесницы предназначены, чтобы оградить Иудею от врагов и опасностей.

10-е видение.

Продолжение четвертого видения. «Мы с самого начала утверждали, что в Зоровавеле и Иисусе изображается Христос, как в каждом отдельно, так и в обоих вместе, как единая Личность; ибо в Нем совмещается и Царь Израилев, и Первосвященник» (свт. Кирилл Александрийский).

Т.о. все видения составляют единое мессианское откровение, итогом которого становятся слова: «И издали придут, и примут участие в построении храма Господня, и вы узнаете, что Господь Саваоф послал меня к вам, и это будет, если вы усердно будете слушаться гласа Господа Бога вашего» (6:15). Это и о тогдашнем храме и о Церкви Божией из людей [иер. Геннадий Егоров].

Пророческие речи.

Общая мысль: переселение в Иерусалим на делает народ праведным и не гарантирует все милости Божии вне зависимости от нравственного состояния.

1- речь.

У евреев тех времен было четыре поста, установленные в память начала осады Иерусалима, начала разрушения стен, сожжение города и храма и убийство Годолии. Когда люди избавились от плена Вавилонского, они так ликовали и были полны светлых надежд на будущее. Поэтому они задались вопросом, стоит ли соблюдать эти посты.
На что пророк отвечает, что если будете в Иерусалиме жить и город будет святым, то эти посты праздником (8:21,23).

2-я речь.

Пророк возвещает о бедах язычникам и безопасности Иерусалима. Иерусалим будет спасен, потому что в него войдет Царь: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, … се Царь твой грядет к тебе…» (9:9-10).

Сокрушение оружие у израильтян не означало победы над ними, а приравнивалось к отсутствие необходимости в нем, потому что Господь обеспечит им мир.
Захария себя называет прообразом Христа: отверженный пастырь, просящий, раз его отвергли, отдать плату за труды (11:12-13). Этот отрывок Писания читается в качестве паримии в храме в Великий Пяток.
«И возьму жезл Мой — благоволения и переломлю его, чтобы уничтожить завет, который заключил Я со всеми народами… И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою: если же нет, — не давайте…И переломил Я другой жезл Мой – «узы», чтобы расторгнуть братство между Иудою и Израилем…»,(11:10-14).
Преломление первого жезла, которым Господь пас овец, предизображение бросания 30 серебренников, что означало конец Ветхого Завета. Преломление второго жезла знаменовало окончательное разделение между праведными и грешными, уверовавшими и нет [иер. Геннадий Егоров].

3-я речь.

Смысл – победа Израиля над врагами и воцарение отверженного Мессии.

«А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (12:10) – путь воцарения Мессии – через Крест.
«В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты» (13:1) – через прободение ребра и истекание крови и воды открылся источник омытия греха и нечистоты.

«О, меч! Поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь…порази пастыря, и рассеются овцы…» (13:7) – пророчество о рассеянии Апостолов.
«Поелику сказал: воззрят на Меня, Егоже прободоша, то, чтобы не подать мысли как будто без воли терпел Он, научает через пророка, что добровольно пришел…» (блж. Феодорит Кирский). Посему-то пророческое слово изображает Божественное соизволение и показывает, что меч слышит сперва дозволение Отца, потом устремляется на Патсыря, а после — на граждан … после Владыки устремлялся на священников и апостолов и преемствующих им проповедников» (блж. Феодорит Кирский).
«И введу эту третью часть в огонь, и пасплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь – Бог мой!»(13:9). «Сие предрек Бог и устами богомудрого Захарии, что две части будут истреблены за неверие, третья же пережжется в искушениях и станет доброю, наименуется Его народом, Его именуя Господом…» (блж. Феодорит).
«И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицом Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою дольною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее – к югу» (14:4) – этот отрывок является паремией на праздник Вознесения Господня.
А стихи 3-9 главы четырнадцатой – это пророчество о Великой Пятнице. Разделение горы(14:4) – прообраз землетрясения в день Распятия Господа Иисуса Христа (блж. Феодорит).
«Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу…» (14:16) – это случится после победы Христа, т.е. явится новое служение Господу в Иерусалиме, будут наказаны те, кто не приходит на праздник. Тогда откроется обильный источник благодати и повлечет за собой пришествие всех народов для празднования в Иерусалиме [иер. Геннадий Егоров].
Книга пророка Захарии сложна для толкования, поскольку говорит о тайнах Церкви Христовой, о будущем через исторические события еврейского народа после плена Вавилонского, об Иерусалиме земном и небесном. Такое обилие мистических образов использует в своей книге только еще пророк Иезекииль.

Толкования на книгу пророка Захарии.

Святоотеческие толкования: св. Ефрем Сирин (на главы 3-14); св. Кирилла Александрийского, блж. Феодорита Кирского и блж. Иеронима. Все они имеются в русском переводе;

В более поздний период появились комментарии Иринея (Клементьвеского), архиеп. Псковского; Еп. Палладия Сарапульского (Толкование на книги св. пророков Захария и Малахия); прот. Димитрия Рождественского (Книга пророка Захарии. Исагогическое исследование. Магистерская диссертация); иер. Геннадий Егоров (Священное Писание Ветхого Завета); архиеп. Иоанн (Смирнов) (Пророк Захария).

Вопросу о подлинности второй части (гл.9-14) посвящено небольшое исследование Д. Богородского).


Автор

Из книги самого Захарии, а также из книг Эзры и книг Эзры и Нехемии , мы можем утверждать, что Захария был современником пророка Хагая , Зерубавеля и первосвященника Иеhошуа; пережив последнего, он был при его сыне Иоакиме главою своего священнического рода. Начало пророческой деятельности Захарии по данным этих книг определяется достаточно точно; о конце же ее, равно как о времени смерти пророка и месте его погребения, мы не имеем в Танахе никаких указаний.

О его времени и месте рождения нет точныхданных. Наиболее принятое у исследователей мнение таково: если во время первосвященства Иеhошуа, дед пророка Иддо был еще представителем своего священнического рода, то следовательно, Захария, при возвращении пленников в Иерусалим в царствование Кира, был сравнительно молодым человеком; а из того обстоятельства, что он, восемнадцать лет спустя, во втором году Дария Гистаспа (520–518 до н. э.), называет себя "юноша" (2:8), это предположение становится еще более вероятным. Отсюда делается такое заключение: пророк родился в Вавилоне незадолго до издания указа Кира и в детском возрасте прибыл в Иерусалим .

Первое записанное пророчество Захарии относится ко второму году Дария Гистаспа. Последнее из пророчеств Захарии, имеющих определенное указание времени, относится к девятому месяцу четвертого года Дария (7:1). Пророчества глав 9-14 не имеют хронологических данных. Таким образом,период пророчества Захарии совпадает со временем первоначального устроения еврейской общины по возвращении из Вавилона, и временем воссоздания Храма (или, как выражаются некоторые ученые, - временем реставрации). Оно было параллельно с пророческою деятельностью Хагая, но при этом было более продолжительным (если судить по указаниям книг этих пророков).

Общий характор книги

Захария стремится приободрить строителей Храма и весь народ в трудную пору восстановления общины после Вавилонского плена; вместе с тем, он старается рассеять ложное мнение о праведности и богоугодности освобожденных из плена и о непосредственной близости мессианских времен. Пророк подчеркивает, что будущее Царство Мессии осуществиться лишь после долгой борьбы с язычеством, после неоднократных падений самого еврейского народа; действия Провидения, ведущие народ к предназначенной ему цели, будут выражаться в чудесной помощи сынам Израиля в борьбе с язычеством, с одной стороны, и в тяжких наказаниях за грехи их самих, с другой; причем язычники служат орудием в руках Бога для наказания сынов Израиля.

Книга Зхарии распадается на две части (главы 1-8 и главы 9-14), различающиеся как содержанием, так и стилем.

Первая часть книги пророка Захарии

Первая часть , в которой содержатся откровения пророку, бывшие во второй и четвертый годы царствования Дария Гистаспа (1:7; 7:1). Она сосредоточена на построении Храма и на главных деятелях того времени, Зерубавеле и первосвященнике Иеhошуа. Эта часть может быть разделена на три раздела.

  1. Первый раздел (1:1-6) заключает вступительное увещание к обращению от злых путей к Богу, с указанием на бедствия, которым подверглись предки современников пророка за их нераскаянность, и на непреложность божественных определений.
  2. Второй раздел (1:7-6:15) состоит из описания восьми пророческих видений и заключающего их символического действия.
  3. В третьем разделе (7 и 8 гл.) пророк предлагает от имени Бога разрешение вопроса о соблюдении постов , установленных в память разрушения Иерусалима и Храма , а также Божественных увещеваний и обещаний.

Конкретным поводом написания для написания отрывка 6:9-15 послужило прибытие в Иерусалим Хелдая со спутниками из Вавилона, с дарами для храма. Главы 7 и 8 написаны ввиду обсуждения в еврейском народе вопроса об уместности соблюдения установленных в память разрушения Иерусалима и Храма постов, при изменившихся обстоятельствах.

Кроме того пророк обращается к вопросу об основном смысле служения Богу, который он видит в соблюдении этических норм - справедливости, милосердии, сострадании и приверженности истине . Первая часть книги завершается видением «многих племен и сильных народов», которые придут «взыскать Господа... в Иерусалиме» (8:22; ср. Ис. 2:3). Таким образом, Зхария, подобно предшествующим ему пророкам, верит в универсальную миссию еврейской религии и - как и Второисайя - ожидает ее скорого исполнения.

Вторая часть книги пророка Захарии и проблема ее авторства

Вторая часть книги пророка Захарии (главы 9 – 14) содержит в себе изображение будущих судеб мира вообще и мессианских времен в частности. В этой части книги нет обозначений времени получения откровений и имени пророка. Ангелы и злой дух, о которых говорится в видениях первой части, также не встречаются во второй части книги.

Вторую половину книги Захарии можно разделить на два пророчества (главы 9-11 и главы 12-14), начинающаяся одинаково словами: «מַשָּׂא דְבַר-יי» - «Пророческое слово Господа»:

  1. Первое пророчество, состоящее из двух частей - гл. 9-10 и гл. 11
  2. Второе пророчество, состоящее из двух частей - 12:1-13:6 и 13:7-14:21.

Первое пророчество , изреченное на землю Хадрах, изображает борьбу между языческим миром и Израилем и уничтожение власти язычников; а второе пророчество (об Израиле) рисует картины будущего состояния избранного народа, когда он очищенный бедствиями, достигнет высокой степени святости и славы.

Особенности второй части книги

В отличие от первой части, здесь речь идёт о низвержении враждебной еврейскому народу мировой державы, добром и негодном пастыре, о великом преступлении народа и его раскаянии и всеобщем освящении.

Язык и стиль второй части также существенно отличаются от первой. Первая часть, как правило, написана прозой, вторая - поэтическим языком; в первой части каждый самостоятельный отрывок начинается с краткой вводной формулы, во второй они отсутствуют. Во второй части встречается сравнительно большее количество арамеизмов, могущих указывать на ее более позднее происхождение.

Проблемы второй части книги

Ввиду существенного отличия стиля этих глав от первой половины книги Захарии, направление «библейской критики» начиная с 17 в. стало выражать все большее сомнение в их подлинности . Для христианских ученых дополнительным поводом для отделения последних шести глав было то обстоятельство, что в евангелии от Матфея (27:9) цитата из Захарии 11:12 приведена со ссылкой не на Захарию, а на Иеремию.

Время создания второй части

Мнения исследователей о времени составления этих пророчеств расходятся. Некоторые ученые относят их к периоду правления иудейского царя Уззии (8 в. до н. э.), другие считают форму, в которую облечены теологические мотивы пророчеств, характерной для эллинистического периода и на этом основании относят и пророчества к 3 в. до н. э..

Вопрос авторства

Противники отнесения второй части книги Захарии иному автору считают, что различие между двумя частями не настолько велико, чтобы можно было на этом основании исключить возможность единого авторства. Вторая часть не содержит видений; но и в первой части довольно значительные отрывки (гл. 7-8) представляют собой повествование, а не видение; символическому действию, описанному в первой части, во второй части соответствуют символические действия в 9:4-17.

Добрые и злые духи не являются действующими лицами и не упоминаются во второй части, но о них нет речи и в гл. 7-8; с другой стороны, в Зах. 12:8 упомянуто об «Ангеле Господа», а в Зах. 14:5,о «святых» которых также многие комментаторы относят к ангелам. Несоответствие содержания второй части Захарии историческим обстоятельствам также не может быть достоверно показано.

В итоге, скрупулезный анализ второй части книги Захарии приводит к выводу о том, что трудно, если вообще возможно, вынести окончательное суждение о ее авторстве. У каждой из полемизирующей сторон есть сильные аргументы в пользу своей позиции, но в такой же мере обнаруживаются и слабые места в предлагаемой ими модели.

Сноски

Ссылки

  • Текст книги (иврит)
  • Текст книги (перевод)
Уведомление : Предварительной основой данной статьи была статья Зхария в ЭЕЭ

“И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников”. Нет, это не цитата из доселе неизвестного евангельского текста, описывающая предательство Иуды. Все это было предсказано пророком Захарией еще за 500 лет до Рождества Христова. И слова о тридцати сребрениках, и другие столь же точные предсказания Захарии без труда можно найти в любом издании Ветхого Завета.

Но откуда мог знать пророк Захария о готовящемся предательстве, если жил задолго до описываемых в Евангелии событий?

Возвращение домой

В VI веке до Р.Х. еврейский народ постигло одно из самых тяжких испытаний за всю его историю. Вавилонский царь Навуходоносор II завоевал Иудейское царство, разрушил его столицу - Иерусалим и переселил тысячи евреев в Вавилон. Там они вынуждены были жить несколько десятилетий, ожидая царского указа, позволившего бы им вернуться домой, на землю Обетованную.

Когда такой указ наконец появился, радости народа не было границ - “мы были как бы видящие во сне”, говорит об этом, ликуя, псалмопевец. Евреи начали возвращаться в Иерусалим целыми семьями. Но вся Иудея лежала в руинах и за годы, прошедшие со времен нашествия вавилонян, почти обезлюдела. Иерусалимский Храм был разрушен, а хранившийся в нем ковчег Завета, величайшая святыня еврейского народа - утрачен навсегда. И несмотря на то, что теперь можно было приниматься за восстановление не только города и страны, но и Храма, народ не мог достойно отблагодарить Бога за чудесное спасение из плена. Уныние, охватившее иудеев при виде разоренной страны, было столь велико, что остановило работы по строительству второго Храма. И тогда Бог послал к Своему народу сразу двух пророков, призванных утешить и вдохновить - Аггея и Захарию.

По преданию, Захария был родственником Аггея и происходил из весьма знатного рода. Книга его пророчеств полна сложных образов. Она состоит из двух частей. Первая начинается с того, что Захария видит ангелов, которых Бог посылает обойти землю; ангелы возвращаются и говорят о том, что “вся земля населена и спокойна” (Зах. 1 , 11), и лишь один Иерусалим в запустении. Тогда Бог дает обещание утешить Свой народ и явить ему милосердие. Города Иудеи будут восстановлены, и вскоре “Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем” (Зах. 2 , 4). Затем Захария видит, как современный ему священник Иисус, сын Иоседека, предстает пред Богом в запятнанных одеждах, которые означают грех всего народа. Но по воле Бога ангелы переоблачают Иисуса, тем самым очищая весь народ от грехов и открывая новую, чистую страницу его истории. Далее пророк описывает свое видение о светильнике и двух маслинах, соединяющее слово Божие к князю Зоровавелю, современнику Захарии, и пророчество о восстановлении обеих ветвей власти, бывших у иудеев до плена - царской и священнической. Казалось бы, речь идет исключительно о современных Захарии событиях, где же тут пророчества о Мессии? Однако, не все так просто.

Первая часть книги пророка Захарии завершается видением ангелов, снова посланных в мир, и на этот раз нашедших повсюду мир и покой. Но на голову священника Иисуса, которому предстояло восстановить Иерусалимский Храм, почему-то возлагаются сразу два венца, после чего Захария видит уже будто бы совершенно иное по своему значению видение. Пророк начинает возвещать то, что трудно ожидать от исторического пророчества - он называет Иисуса Отраслью (евр. Цем), и говорит, что “Он примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим” (Зах. 6 , 13). Но разве может один человек соединить в себе и царскую и священническую власть? Такое было лишь во времена Авраама и царя Мелхиседека, но в устах Захарии звучало, мягко говоря, странно, если относить эти слова именно к сыну Иоседека Иисусу, да еще при живом Зоровавеле. Складывается впечатление, что пророк увидел нечто, настолько его поразившее, что увиденное требовало долгого переосмысления.

Наступает день Господень

Вторая часть книги пророка Захарии написана спустя целых два года, и на этот раз в стихах, а не в прозе. Она настолько отличается от первой как по форме, так и по содержанию (Захария больше не пишет о современных ему событиях), что некоторые исследователи даже считают ее автором так называемого Второзахарию - неизвестного и более позднего пророка.

Серьезных доводов в пользу версии о существовании Второзахарии нет. В обеих частях книги пророка Захарии сохраняется лексическое единство; к тому же и там, и там встречаются характерные для Захарии выражения и образы. Поэтому логичнее всего предположить, что разница в форме изложения пророчеств может быть связана с тем, что пророчества во второй части - иные.

Вначале Захария описывает, как Бог укоряет иудеев - они не вняли Его заповедям, “и сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков” (Зах. 7 , 12). И тогда Иудея была разорена и опустела. Но Бог смилостивился: “Я спасу народ Мой от страны востока и из страны захождения солнца; и приведу их, и будут они жить в Иерусалиме, и будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде”, - говорит Он через пророка (Зах. 8 , 8). Мало того, Захария предрекает, что и язычники узнают истинного Бога: “Будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог“ (Зах. 8 , 23). Разве всё это не напоминает евангельские события, когда в буквальном смысле одно прикосновение к одежде Христа исцеляло, а язычники приходили, чтобы послушать Его учеников или хотя бы дотронуться до них?

Да, пророк Захария и вправду уже говорит о далеком будущем. Увиденное потрясает его, и он восклицает: “Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной” (Зах. 9, 9). Странно, но не на боевом коне, а на скромном осле въезжает долгожданный Царь в Свой город. Любой, кто читал Евангелие от Матфея, помнит, что ученики Христа перед Его торжественным входом в Иерусалим пошли в указанное Учителем место, и действительно “привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их” (Мф. 21 , 7). Остается только удивляться тому, с какой точностью Захария предсказал это событие.

У нас нет оснований подозревать, что въезд Иисуса в Иерусалим на осле был подстроен специально, чтобы вызвать ассоциацию с пророчеством Захарии. Опровергая подобные обвинения, апостол Иоанн пишет: “Ученики Его сперва не поняли этого [совпадения - Е.П.]; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему” (Ин. 12 , 16).

Время, в которое все это должно произойти, сам пророк называет “днем Господним”. Он говорит о евреях: “И спасет их Господь Бог их в тот день, как овец, народ Свой” (Зах. 9 , 16). Как изумительно перекликается эта фраза с притчей Христа о Добром Пастыре и заблудшей овце! Но далее события развиваются очень странно - вместо радостной встречи Мессии наступает день гнева, а “истинные овцы” обречены на заклание… И, наконец, звучат страшные слова о тридцати сребрениках, сказанные будто от лица Иуды. Причем пророк продолжает: “И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника”. Сравните с евангельским текстом, повествующим об Иуде: “Бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника” (Мф. 27 , 5-7). Захария символически пишет от своего лица, но не может быть сомнений, что пророчество его сбылось именно во времена Христа.

Затем Захария пишет о том, что в будущем народ раскается в своих грехах, но непоправимое уже совершится: “и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце” (Зах. 12 , 10). Это пророчество все исследователи единогласно относят ко Христу, грудь Которого пронзили на Кресте копьем, чтобы удостовериться в Его смерти.

Конечно, для тех, кто покается, еще возможно спасение. Но последние главы книги пророка Захарии говорят уже о совсем страшных вещах. Раньше он возвещал, что Иерусалим будет отстроен и станет великим городом, но лишь только это пророчество начинает сбываться, пишет: “Вот наступает день Господень, и разделят награбленное у тебя среди тебя. И соберу все народы на войну против Иерусалима, и взят будет город, и разграблены будут домы, и обесчещены будут жены, и половина города пойдет в плен” (Зах. 14 , 1, 2).

Как и пророчество о разрушении Иерусалима, изреченное Самим Христом, предсказание Захарии явно имеет два уровня толкования: один из них относится к теперь уже свершившимся историческим событиям, другой - к ожидающим нас судьбам мира. Фактически, здесь мы чуть ли не впервые встречаемся с апокалиптическими пророчествами.

Однако, “день Господень” - это не только день гнева, но и день долгожданного освобождения и радости, потому что когда сбудется все, чему предстоит сбыться, Сам “Господь будет Царем над всею землею” (Зах. 14 , 9).

Да сбудется Писание

Книга, будто оставленная пророком Захарией на полных надежды словах “в тот день”, была сразу же включена в канон Ветхого Завета, окончательно оформленный священником Ездрой буквально через несколько десятилетий. Доверие к пророческому дару и служению Захарии уже при его жизни было непоколебимым. Сбылось все, о чем говорилось в первой части его книги: Иерусалим был отстроен заново, Храм был восстановлен. Милосердие Божие по отношению к еврейскому народу проявлялось во всем: и в том, как быстро возрождались разрушенные города, и в том, как росли население и богатство страны, поднимаемой почти из руин. И книга Захарии стала для иудейского народа пророчеством о дне Господнем, дне прихода Мессии.

Спустя пять веков после смерти пророка иудеи все еще ждали Спасителя. Но слова Захарии о том, что Он соединит в Себе и царское, и священническое служение, трансформировались в сознании угнетенных римлянами иудеев в образ великого Вождя, Царя, который освободит Свой народ не столько от грехов, сколько от оккупантов. Поэтому, когда однажды весной на пыльной дороге, ведущей в Иерусалим, появился Человек верхом на молодом осле, Ему кричали “Осанна!” в надежде, что римскому владычеству пришел конец. Но Он почему-то советовал по-прежнему платить подати кесарю, да и никакого войска с ним не было - только горстка учеников… И иудеи не смогли простить Ему своих несбывшихся надежд. Мало кого люди могут ненавидеть, если ранее не любили, и вот настал момент, когда Иуда, думая, что ошибся в Учителе, пришел в Храм, построенный в том числе и руками Захарии, и сказал первосвященникам: “Если угодно вам, то дайте мне плату мою”… Впрочем, мы не знаем, что действительно говорил Иуда, может быть, и это. Если он и мог цитировать Захарию наизусть в момент предательства, то чуть позже, описывая данные события, евангелист Матфей - вполне возможно, от волнения - ошибается, и приписывает эти слова Иеремии. Однако, то, что все мессианские пророчества Захарии исполнились на Иисусе из Назарета, апостол Матфей в своем повествовании неоднократно подчеркивает.

Тот, кто не принимает Христа, потому что не совсем согласен с новозаветным учением, может принять Его, склонившись под тяжестью авторитета многих пророков, на протяжении столетий предсказывавших в подробностях жизненный путь и страдания Помазанника Божия. На Иисусе из Назарета исполнились вообще все пророчества - и Захарии, и Исайи, и Моисея, и множества других пророков. Поэтому Матфею, писавшему Евангелие для иудеев (то есть для людей, знакомых с текстами Ветхого Завета), казалось совершенно естественным апеллировать к авторитету пророков, чтобы помочь людям принять долгожданного Спасителя - не военного вождя, а Доброго Пастыря, за жизнь которого заплатили всего тридцать сребреников, которые Сам Бог еще устами Захарии назвал “высокой ценой”.

Во времена Моисея столько платили за погибшего случайно раба.

Октябрь Ноябрь Декабрь

Житие святого пророка Захарии,
Память 5 сентября

Святой пророк Захария, священник из потомства Ифамара, сына Ааронова, имел жену Елисавету, которая также была из рода Ааронова и доводилась сестрой Анне, матери Пресвятой Богородицы. Святое Евангелие свидетельствует о Захарии и Елисавете, что они были украшены всеми добродетелями, непорочно проходя свое жизненное поприще.


Икона . Пророк Захария. Галерея икон .

Святой Апостол и Евангелист Лука говорит о них: "оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно " (Лк.1:6). Что житие их было действительно благочестиво, о сем свидетельствует также и святая их отрасль, честный и славный пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. В Писании сказано: "по плодам их узнаете их " (Мф.7:16): плод от доброго дерева действительно не может быть дурным, ибо, как говорит то же Писание: "если корень свят, то и ветви " (Рим.11:16). Посему и святая ветвь – Иоанн могла произойти только от святого корня.

Св. Захария, отец Предтечи, священствовал в Иерусалиме в царствование Ирода 1 . Он был из дневной чреды Авиевой, то есть из рода Авии, очередь которого приходилась в восьмую седмицу.

О сих чредах повествуется следующее.

Царь Давид, видя, что род Аарона стал очень многочислен, так что не было никакой возможности всем вместе совершать служение в храме, разделил потомков Аарона на двадцать четыре чреды или лика, чтобы они, один за другим, справляя каждый свою седмицу, совершали службы в храме. Во всякой отдельной чреде царь избрал одного честнейшего мужа и сделал его начальником лика, так что каждая чреда имела своего главного священника, в чреде же было более пяти тысяч священников. Для того чтобы не было между главными священниками спора о том, кому из них с своим ликом служить первую седмицу, кому вторую, кому третью и т.д. до двадцать четвертой, они бросили жребий и по жребию сделали распределение, и такой раз установленной очереди они держались до наступления новой благодати, так что потомки каждого священника соблюдали свою очередь по жребию, который выпал их предку. Восьмой жребий выпал священнику Авии (1Пар.24:10), в числе потомков коего был также и святой Захария; поэтому-то он и отправлял в течение восьмой седмицы службу в храме вместе со всей своей чредой, ибо он был главным над остальными священниками своего ряда.

Однажды Захарии, – когда он, соблюдая очередь свою, служил пред Богом, – по обычаю священников, нужно было войти в храм Господень для каждения; было же в то время на молитве множество народа. Войдя во святилище, Захария заметил ангела Господня, стоящего по правую сторону кадильного алтаря. При виде ангела Захарию объял страх; но посланник Божий успокоил его, сказав: "Не бойся, Захария". И утешил он праведного священника, возвестив, что молитва его благоприятна богу; внимая ей, Господь дарует ему милость: Он благословил жену его Елисавету, разрешая несмотря на ее престарелый возраст узы ее неплодства, и она родит сына, тезоименитого благодати Иоанна 2 , который своим рождением принесет радость не только родителям, но и множеству людей: "Многие, – прибавил ангел, – возрадуются рождению его". Возвестил ангел Захария также и о том, что сын его будет велик пред Господом не телом, но духом; он будет постником и будет вести такую воздержную жизнь, как никто другой; и действительно, таково же о нем было и свидетельство Самого Сына Божия: "ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет " (Лк.7:33). Ангел предсказал, что еще во чреве матери Иоанн исполнится Духа Святого и многих из сыновей израильских обратит к истинному Господу Богу, что он будет Христовым Предтечей в духе и силе пророка Илии 3 и приготовит народ к принятию Господа Спасителя.

Услыша всё сие, Захария был удивлен и поражен, так что не решался верить сказанному; странным казалось ему сие потому, что Елисавета была неплодна, и оба они были уже преклонного возраста. И сказал он ангелу:

– Как мне поверить сему: ведь я уже стар, состарилась также и жена моя, которая никогда не имела детей?

Тогда ангел ответил ему:

– Я – Гавриил, предстоящий пред Богом; я послан сказать и благовестить тебе сие. И за то, что не поверил ты моим словам, ты будешь нем и не скажешь ни одного слова до тех пор, пока всё сие исполнится.

Так как Захария в беседе с ангелом замедлил в алтаре, то народ, бывший в церкви, дивился сему. Выйдя к народу, Захария принужден был знаками показывать, что он стал нем; тогда присутствовавшие поняли, что ему в алтаре было видение.

Окончив свою очередь, Захария возвратился в дом свой, находившийся в горной стране, в Хевроне, городе Иудове. Этот город был одним из тех, которые даны были по жребию потомкам Иуды и предназначены для жительства священникам 4 .

Когда исполнилось возвещенное ангелом, и бывшая дотоле неплодной Елисавета родила Иоанна, – имя сие Захария написал на поданной ему дощечке, – отверзлись уста Захарии, язык его разрешился, и он стал говорить, благословляя Бога. Исполнившись Святого Духа, он начал пророчествовать, говоря: "благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира " (Лк.1:68-79).

Но вот наступило время, когда родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме, и волхвы, пришедшие с востока по видению чудесной звезды, возвестили Ироду о новорожденном Царе. Тогда Ирод, послав в Вифлеем воинов, чтобы они избили всех детей, приказал умертвить и сына Захарии, о коем много слышал. Ироду известно было всё случившееся во время рождения Иоанна; так как все события, коими сопровождалось рождение Иоанново, вызывали страх и изумление среди окрестных жителей. Все иудеи говорили о сих чудесных событиях; молва дошла и до Ирода. Все слушавшие слагали в сердце своем происшедшее и говорили: "что будет младенец сей? " (Лк.1:66). Ирод, вспомнив теперь об Иоанне, подумал: "Не сей ли будет царем иудейским?" Задумав умертвить его, царь отдельно послал в дом Захарии убийц, но посланные не нашли святого Иоанна. Ибо, когда началось безбожное избиение детей в Вифлееме, стоны и вопль были услышаны в Хевроне, городе Иудове, где жили священники, так как он находился на недалеком расстоянии от Вифлеема; скоро узнали в Хевроне конечно и о причине такого вопля. Тогда святая Елисавета, взяв сына своего, отрока Иоанна, коему тогда было уже полтора года – бежала с ним в горы. А святой Захария в то время находился в Иерусалиме, отправляя обычную службу по порядку чреды своей. Скрываясь в горах, Елисавета со слезами молилась Богу, чтобы Он защитил ее и ее сына. Увидав с горы воинов, кои тщательно разыскивали беглецов и уже были недалеко, она в ужасе возопила к ближайшей каменной горе: "Гора Божия, приими мать с сыном!" Гора тотчас расступилась, заключила их в себе, и таким образом они укрылись от настигавших их убийц. Не найдя тех, кого искали, посланные ни с чем возвратились к царю. Тогда Ирод послал к Захарии в храм приказание, чтобы он отдал ему сына своего Иоанна.

– Я служу ныне Господу Богу Израилеву, – отвечал на сие святой Захария, – и не знаю, где теперь находится сын мой.

Разгневанный Ирод вторично послал к нему и приказал убить самого Захарию, если он не отдаст своего сына. Свирепые убийцы устремились как звери, стараясь немедленно исполнить повеление царя, и с яростью закричали священнику Божию:

– Где скрыл ты своего сына? отдай нам его, ибо так повелел царь; если же не дашь сына своего, то сам погибнешь лютою смертью.

На сие святой Захария отвечал:

– Тело мое вы убьете, а душу мою восприимет Господь.

Тогда убийцы бросились на Захарию и между церковью и алтарем убили его, как повелел им царь; пролившаяся же кровь святого сгустилась на мраморе и отвердела как камень во свидетельство и вечное осуждение Ироду; а Елисавета, хранимая Богом, с своим сыном пребывала в расступившейся горе. Божиим повелением устроилась для них там пещера, открылся источник воды, а над пещерою выросла финиковая пальма, на коей явились плоды в изобилии. Когда мать с сыном хотели есть, дерево склонялось, подавая в пищу плоды свои, а затем снова выпрямлялось.

Спустя сорок дней после убиения Захарии, святая Елисавета, мать Предтечи, преставилась в той пещере, а святой Иоанн был питаем ангелом до совершенного возраста и храним в пустынях до дня явления своего к израильтянам.

Тропарь святому Захарии, глас 4:

Священства одеждею обложен премудре, по закону Божию всесожжения приятна священнолепно приносил еси Захарие, и был еси светильник и зритель тайных, знамения в тебе благодати нося явственно всемудре: и мечем убиен быв в храме Божии, Христов пророче с Предтечею моли, спастися душам нашым.

Кондак, глас 3:

Пророк днесь и священник Вышняго, Захария предложи, Предтечев родитель, трапезу своея памяти, верныя питая, питие бо правды всем растворив: сего ради скончавается, яко божественный таинник Божия благодати.

Кондак святей Елисавете, глас 4:

Яко лука полна, свет правды от мысленнаго солнца Мессии прияла еси, и во всех заповедех Господних с Захарием ходила еси боговозлюбленная Елисавето: достойными убо тя песньми ублажающе, всещедраго света просвещающаго всех Господа величаем. ___________________________________________________________________

1 Ирод, называемый в истории Великим, сын Антипатра, царя иудеев, сначала был правителем Галилеи, но при первом римском императоре Октавие Августе, еще до воцарения его, в 40 г. до Р.Х., получил титул иудейского царя и управлял всей Иудеей, которая тогда была подчинена Римскому государству.

2 Слово "Иоанн" с греч. означает "благодать Божия"; (греч. ф-ма [Иоаннес] евр. имени Иоханан, "Яхве милостив").

3 Т.е. с тою же несокрушимою ревностью и нравственным могуществом, с какими некогда действовал великий ревнитель по Боге пророк Илия.

4 Иис.Нав.21:13; 1Пар.6:65. Хеврон был одним из древнейших городов земли ханаанской. Он существует и доселе и имеет до десяти тысяч жителей, которые занимаются торговлею, хлебопашеством, разведением фруктовых садов и виноделием. город лежит на тысячу футов выше Иерусалима в глубокой и узкой долине, с обеих сторон окруженной горами, в богато возделанной и плодоносной местности. Все окрестности города покрыты масличными, гранатовыми, фиговыми, фисташковыми деревьями; особенно же славится Хеврон большими и превосходными виноградниками.

По месяцам: Январь Февраль Март Апрель

mob_info