Презентация на тему "исаак ильич левитан". Презентация на тему «Левитан Исаак Ильич Скачать презентацию на тему левитан

В творчестве Исаака Ильича Левитана русская пейзажная живопись второй половины ХIХ века, по мнению большинства исследователей его наследия , получила свое высшее развитие и в какой – то степени завершила поиски художников 1870 – 80-х гг.

Русское искусство пейзажа в лице И.И.Левитана нашло не только крупного мастера, но и поэта – философа природы. В картинах И.И.Левитана тонкий лиризм сочетается с умением создать пейзажный образ глубоко идейного содержания. Искусство И.И.Левитана много говорит и дает как специалисту, так и простому зрителю. Оно воспитывает в нас понимание природы, умение видеть ее красоту и выразительность, воспринимать ее в связи с чувствами и переживаниями человека.

“В истории русской живописи, - писал А.Бенуа, - пожалуй, и не найти мастера, более независимого, более самобытного и самодовлеющего, нежели Левитан”, писал Александр Бенуа .

Исаак Ильич Левитан уже при жизни получил признание и заслужил глубокую любовь своих современников. Но надо сказать, что творчество И.И.Левитана воспринималось в эту эпоху, а порой воспринимается и сейчас, несколько односторонне. С легкой руки К.Г.Паустовского и некоторых других авторов И.И.Левитан трактуется больше как художник элегический, художник грустных настроений, что сужает границы его творчества. Тем не менее, более обширный анализ всех тех богатств, которые нам успел оставить этот великолепный художник, очевидно доказывает, что творчество его было разнообразным не только по сюжетам, по тем образам, которые он создавал, но и по эмоциональному ключу, в котором решалось то или иное произведение.

Между тем знакомство с произведениями И.И.Левитана в средней школе ограничивается, как правило, узким кругом самых известных его работ. Целью данного учебного занятия является знакомство с различными аспектами творчества этого выдающегося художника.

Данная работа предлагает урок в форме путешествия учащихся по залам виртуального музея. Это экскурсия по двенадцати залам (12 презентаций), наглядно освещающим основные аспекты творчества мастера.

Предлагаемая авторская работа может использоваться не только на занятиях по “Истории изобразительного искусства” в образовательных учреждениях СПО, но и в общеобразовательной школе на уроках мировой художественной культуры в разделе “Россия XVIII – XX веков”; в художественной школе на занятиях по изучению рисунка, живописи и композиции, на лекциях у студентов в университетах художественной направленности, а также на внеклассных занятиях по изобразительному искусству.

Данный материал будет интересен и поучителен для учащихся, так как представляет биографию художника, с детства испытавшего нужду, силой таланта и ценою жестоких лишений, ценою тяжкого труда пробившегося в жизни, достигшего успеха и признания своего искусства.

Путешествуя по залам виртуального музея И.И.Левитана, учащиеся узнают много нового о жизни и творчестве великого художника.

Цель урока: расширить знания о творчестве выдающегося русского художника И.И.Левитана.

  • Образовательные : изучение различных аспектов творчества И.И.Левитана, знакомство с биографией художника.
  • Развивающие : развитие внимания, памяти, грамотной речи, ассоциативно – образного мышления, умения выделять главное, строить аналогии; развитие стремления к самостоятельному познанию искусства.
  • Воспитательные : воспитание любви к родной природе, чувства любви к Родине, умения сопереживать и сочувствовать человеку; воспитание эстетических чувств.

Оборудование урока: презентации, посвященные творчеству И.И.Левитана; диск с записью фрагментов музыкальных произведений.

Примечание: продолжительность учебного занятия 90 минут.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Сообщение целей, задач, плана урока.

2. Вступительное слово учителя

- Что так трогает душу в пейзаже неброском и невольно туманится взгляд,

Все так просто в картине и неизъяснимо: свет, вода или солнце в листве…

Для художника – это служенье любимой и родной, и единственной русской земле…

Наш сегодняшний урок посвящен творчеству выдающегося русского художника Исаака Ильича Левитана. И.И.Левитан был человеком, который всего себя отдавал искусству, был неутомимым тружеником. Об его поразительной работоспособности свидетельствует огромное количество произведений, выполненных за недолгую жизнь. Приблизительно за двадцать четыре года им было создано около тысячи картин, этюдов, эскизов, рисунков. К этому надо добавить, что И.И.Левитан подолгу работал над своими картинами, много раз, порой, возвращаясь к произведению, изменяя, дополняя и переписывая его. “Дать недоговоренные картины на выставку составляет для меня страдание”, - писал художник.

И.И.Левитан был высоко культурным и образованным человеком. Он любил и понимал русскую литературу и поэзию, увлекался театральными постановками и был знаком с театральными деятелями, артистами, писателями, певцами. Федор Иванович Шаляпин писал о большом общехудожественном влиянии, которое оказало на него творчество И.И.Левитана. Художник интересовался развитием науки. Был знаком с физиком Лебедевым, Тимирязевым. Очень много дала И.И.Левитану дружба с Антоном Павловичем Чеховым. Многие выдающиеся современники художника говорили о том, что именно картины Левитана открыли для них неброскую красоту русской природы. Репродукции произведений художника сопровождают изучение литературных и музыкальных произведений, так как искусство его полно поэзии и очень музыкально. Наш сегодняшний урок тоже будут сопровождать стихотворения и музыка.

3. Основная часть учебного занятия

Презентации сопровождаются комментариями подготовленных студентов (2 – 3 человека).

1 группа студентов.

Звучит музыка Д.Шостаковича – “Прелюдия №5” - “Душа”.

Будущий живописец родился 18 августа 1860 года в местечке Кибарты близ маленькой железнодорожной станции Вержболово в интеллигентной еврейской семье. Отец Исаака был человек непоседливый и беспокойный: был переводчиком во французской фирме, строившей мост через Неман; кассиром и дежурным на железнодорожной станции; библиотекарем в сельской читальне. Часто Исаак вместе с отцом встречал и провожал поезда и мечтал об удивительных странах. Мать будущего художника была увлечена литературой. Вечерами она читала детям вслух. Читала вдохновенно, с большим чувством. Эти вечера мальчик запомнил на всю жизнь. В конце 1860 – х годов отец перевез семью в Москву, чтобы дать детям возможность выйти в люди. Родители чутко отнеслись к увлечению сыновей искусством и не возражали, когда в 1870 году старший сын Адольф, а затем, в 1873 году, и Исаак решили поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. (Презентация 1. ppt. 2 слайд)

Годы учения И.И.Левитана в Училище живописи были временем высокого подъема и расцвета Училища. Лишь в конце пребывания здесь юного живописца начал намечаться спад. Училище живописи называли “московской академией” и в известной мере противопоставляли его как более свободное и прогрессивное учебное заведение столичной императорской Академии. В 70 – х и начале 80 – х годов руководящую роль в нем играли московские передвижники, в первую очередь В.Г.Перов и А.К.Саврасов. Талантливые педагоги привлекали студентов к участию в передвижных выставках. Эти выставки приучали учеников еще на школьной скамье, ответственно подходить к своему творчеству, предлагать его на суд широкой общественности, воспитывали в них профессиональное отношение к делу и дух самостоятельности.

Годы обучения в училище стали для Исаака временем тяжелых испытаний. Впоследствии он писал: “Не надо очень розово представлять себе перспективу обучения живописи… Сколько усилий, трудов, горя, пока выбился на дорогу”. Жизнь юноши стала особенно тяжелой после смерти его родителей. В 1875 году умерла мать, два года спустя – отец, и детям пришлось вести почти нищенский образ жизни. И все же вечно голодный, не имеющий постоянного жилья, юноша никогда не оставлял своих красок и карандашей, неустанно трудился. (Презентация 1. ppt. 3 слайд)

Наиболее передовой в училище была мастерская А.К.Саврасова, в которой писали с натуры, изучали природу. Саврасов умел воодушевлять своих учеников и, охваченные восторженным поклонением природе, они, сплотившись в дружный кружок, работали, не покладая рук и в мастерской, и дома, и на натуре. И.И.Левитан жадно впитывал в себя все впечатления. Его восприимчивая натура и упорный труд позволили ему взять максимум из того передового и нового, что несли с собой преподавание и энтузиазм его учителя. Метод работы А.К.Саврасова на натуре, тщательную ее штудировку И.И.Левитан применял в своих произведениях так называемого “останкинского периода”. Одновременно с изучением натуры А.К.Саврасов рекомендовал своим ученикам и освоение опыта работы на пленэре французских художников – барбизонцев. Левитан специально выучил французский язык, для того, чтобы ознакомиться с монографией французского художника Камиля Коро, живопись которого очень его увлекала. (Презентация 1. ppt. 4 слайд)

Привитая А.К.Саврасовым любовь к природе и ее наблюдению могла быть только укреплена В.Д.Поленовым, который появился в училище с осени 1882 года. Новые веяния, которые принес с собой В.Д.Поленов, - стремление к новому колористическому решению – обогатили понимание колорита в живописи, что было очень важно для становления молодого И.И.Левитана. Поленов станет впоследствии другом художника. На даче Поленова проходили литературные и музыкальные вечера, ставились домашние спектакли. Здесь Василий Дмитриевич, постоянно живший в окружении творческой молодежи, устраивал конкурсы и присуждал премии за лучшую работу (Презентация 1. ppt. 5 слайд)

Константин Коровин – замечательный русский художник импрессионист – был близким другом Левитана и оставил о нем самые теплые воспоминания (“Константин Коровин вспоминает”). (Презентация 1. ppt. 6 слайд)

Нельзя не упомянуть о дружбе Левитана с А.П.Чеховым. Семья Чеховых была талантливой, шумной и насмешливой. С утра за чайным столом уже начинались невероятные рассказы, выдумки, хохот. Он не затихал до позднего вечера. Это, пожалуй, было самое счастливое время в жизни молодого художника. (Подробнее об этом времени вы можете узнать, прочитав книгу Михаила Чехова “Вокруг Чехова”).

На даче Чехова в Бабкине началась действительно большая дружба И.И.Левитана и А.П.Чехова, дружба на всю жизнь. Оба они оказывали друг на друга благотворное влияние. Это было и обогащавшее каждого восприятие писателем живописного, а живописцем – литературного искусства, в частности в отношении к природе и к ее образному освоению и отображению (Презентация 1. ppt. 7, 8, 9 слайды).

После смерти Перова, увольнения Саврасова, отношение к пейзажному классу в училище резко ухудшилось, и Левитан покидает стены училища с дипломом неклассного художника, позволяющего ему быть только учителем рисования. Художник продолжает неустанно трудиться и мастерство его быстро растет. Его работы приобретает Третьяков и другие меценаты, он участвует в выставках, работает над декорациями в театре, путешествует и неустанно работает в Крыму и за границей, на Волге и в Саввинской слободе. Он становиться признанным мастером (Презентация 1. ppt. 10. 11, 12 слайды).

Личная жизнь художника не складывается, тем не менее, есть женщины, сыгравшие большую роль в его жизни (Презентация 1. ppt. 13 слайд).

Но признаваемый почти всеми, ценимый самыми различными художественными кругами, вполне материально обеспеченный, И.И.Левитан отнюдь не успокаивается на достигнутом. Напротив, он весь в поисках и устремлен в будущее. Это страстное творческое горение тем более замечательно, что оно протекало в условиях все обостряющейся болезни сердца и связанного с этим все возрастающего упадка физических сил. Дело было действительно очень плохо. “Художник Левитан (пейзажист), по – видимому, скоро умрет”, - с горечью пишет А.П.Чехов А.С.Суворину. Для лечения своей тяжелой болезни И.И.Левитан снова дважды ездил за границу. Сначала в 1897 году в Италию, Швейцарию и, наконец, в Наугейм в Германии близ Франкфурта на Майне. Он сознает, что болезнь его “доканает”, но все же и за границей, как и дома, упорно работает (Презентация 1. ppt. 14 слайд).

2 группа студентов.

Вторая группа обучающихся комментирует посещение зала “Первые картины И.И.Левитана” (см. Приложение 1). Начало и окончание выступления сопровождают фрагменты Симфонии № 6 В.А.Моцарта.

3 группа студентов.

Третья группа рассказывает о произведениях мастера, посвященных русской деревне (см. Приложение 1). Начало и конец выступления сопровождают фрагменты песни С. Косточко “Деревенские сны”, в исполнении В.Собанцевой - солистки хора им. Пятницкого.

4 группа студентов.

Четвертая группа комментирует работы, выполненные художником в Крыму (см. Приложение 1). Перед показом презентации (или в течение показа) учащиеся слушают легкий шум морского прибоя.

5 группа студентов.

Пятая группа проводит экскурс по произведениям, созданным на Волге (см. Приложение 2). Перед выступлением студентов звучит русская народная песня “Вниз по матушке, по Волге”, в исполнении Ф.И.Шаляпина.

6 группа студентов.

О произведениях, написанных за границей, расскажет следующая группа учащихся (см. Приложение 3). Перед выступлением звучит музыкальный фрагмент о Венеции (“О, Венеция, – сказочный город”).

7 группа студентов.

“Воплощение больших образов” - так называется зал, посвященный картинам “Вечерний звон”, “У омута”, “Над вечным покоем”, “Владимирка”.

Перед рассмотрением картины “Вечерний звон” звучит песня “Вечерний звон” (стихи И.Козлова, муз. А.Алябьева).

Произведение И.И.Левитана “Над вечным покоем” - эту картину художник писал под звуки Траурного марша из "Героической симфонии" Бетховена (прослушивание фрагментов симфонии ).

Стихотворение А.К. Толстого “Колодники” предшествует рассмотрению картины “Владимирка” (чтение стихотворение преподавателем или подготовленным учеником ) (см. Приложение 4).

8 группа студентов.

Эта группа студентов расскажет о различных произведениях мастера, написанных в разные времена года(см. Приложение 5). Путешествие по данному залу сопровождает музыка П.И.Чайковского “Времена года”.

9 группа студентов.

Следующий зал посвящен натюрмортам И.И.Левитана (см. Приложение 5 ) . Перед выступлением студентов звучит композиция П.И.Чайковского “Сладкая греза”.

10 группа студентов.

“Рисунки и акварели И.И.Левитана” (см. Приложение 5 ) . Перед демонстрацией этого зала звучит “Утро” Э.Грига.

11 группа студентов.

Эта группа комментирует презентацию, посвященную пастелям И.И.Левитана (см. Приложение 5 ) . Фрагменты ноктюрна Ф.Листа “Грезы любви” звучат перед выступлением студентов.

12 группа студентов.

Последний зал расскажет о поисках художника в последние годы его жизни, произведениях, созданных художником в этот период (см. Приложение 6). Серенада Ф.Шуберта завершает экскурсию по залам виртуального музея И.И.Левитана.

4. Итог урока

Учитель. Закончить нашу экскурсию мне бы хотелось высказываниями замечательного искусствоведа и художника Александра Бенуа, посвящены они И.И.Левитану:

“Это поистине человек, который водит тебя гулять, иногда в калошах, иногда под палящим солнцем, но всегда по таким местам, где чудно пахнет свежим воздухом, снегом, сухими листьями и распустившейся березой. Обыкновенно же пейзажисты пишут пейзажи, и они пахнут маслом”.

“Картины Левитана не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием, тихая, скромная, милая русская природа. Однако где те художники, которые… сразу, одним общим видом своих картин заставляли бы перечувствовать подобные, охватившие их среди природы настроения? Во всей истории искусства их было очень немного, и Левитан стоит в ряду этих немногих одним из самых первых – настоящий поэт Божьей милостью”.

5. Домашнее задание

Творческая работа. Выполнить живописный этюд пейзажа. Продумать идею, настроение пейзажа, композиционное и колористическое решение.

Список литературы.

1. Асафьев, Б.В. Русская живопись. Мысли и думы // Искусствоведение. Литературоведение. – М.: Республика, 2004.

2. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке // Искусствоведение. - М.: Республика, 1995.

3. Коровин К.А. Константин Коровин вспоминает... М.: Изобразительное искусство, 1990.

4. Любимова И.А. Проблемы живописных характеристик русской пейзажной живописи второй половины XIX века // Искусствоведение. - М.: РГБ ОД, 61:04 – 17/ 149- 2004.

5. Сергеев А.А. Исаак Ильич Левитан // Живопись. – М.: Белый город, 2005.

6. Федоров – Давыдов А.А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество // Искусствоведение. – М.: Искусство, 1976.

7. Чехов М.П.. “Вокруг Чехова”, М., 1974.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Первое признание таланта С ученической выставки 1880 года П. М. Третьяков приобретает картину девятнадцатилетнего художника "Осенний день. Сокольники". Это было первым признанием таланта Левитана.

Слайд 3

Описание слайда:

Первые работы В летние месяцы 1880-1884 гг. он пишет с натуры в Останкине. К этому времени относятся работы: "Дубовая роща. Осень" (1880), "Дуб" (1880), "Сосны" (1880).

Слайд 4

Описание слайда:

«Волжский период» В 1887 году художник, наконец, осуществляет свою мечту, он попадает на Волгу. Волжский период творчества Левитана продолжается до 1890 года. Левитан - один из самых больших поэтов Волги Пейзажи Волги, созданные Левитаном, многообразны... Торжественной тишиной, величавым покоем веет от полотен: "Вечер на Волге" (1888) и "Вечер. Золотой Плес" (1889).

Слайд 5

Описание слайда:

Расцвет творчества В марте 1891 года Левитан становится членом Товарищества передвижных выставок. С. Т. Морозов (меценат и любитель живописи) предоставляет художнику мастерскую. Стремлением к созданию эпического образа природы, картины-сочинения, отмечен период творчества художника с 1890 по 1895 год. Среди них такие значительные полотна, как "У омута" (1892), "Владимирка" (1892) и "Над вечным покоем" (1894). 1895 год был сложным и трудным в жизни художника. Болезнь сердца подтачивала силы, сопровождалась приступами боли, удушьем... Меланхолия и личные неурядицы порой доводили Левитана до отчаяния, до попыток покончить с жизнью. Однако любовь к природе и искусству явилась той живительной силой, которая не только помогла преодолеть болезнь, но и повела его к новым творческим открытиям. Приезд Левитана в марте 1894 года в Тверскую губернию, в Островно, а затем в Горки открывает последний период творчества художника.

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Пробуждение в творчестве В солнечные мартовские дни пробуждается природа ("Март"), по-весеннему поет и звенит ручей ("Весна. Последний снег", 1895), нежно благоухают цветущие яблони ("Цветущие яблони", 1896); в хрустальной осенней ясности сверкает золото листьев, синеют реки, пустеют рощи ("Золотая осень", 1895) и наступает "пышное природы увяданье" ("Осень", 1895). Поэтическая красота природы дана как прославление родной страны, звучит как песня, гимн Родине.

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

"Левитан - это художник, который так ясно, таким чистым, таким пленительным голосом спел свою песню о русской природе, что противоречивых толкований его творчества мы почти не встречаем в литературе. И трудно даже встретить зрителей, которые, подходя к его произведениям с открытой душой и сердцем, останутся равнодушными, не попадут под обаятельную, удивительную искренность и влюбленность Левитана в русскую природу, не подпадут под обаяние его редчайшей способности передавать все оттенки, все особенности характерных признаков и черт природы средней полосы России.« Иогансон Б.В


Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Его отец окончил раввинское училище, но священнослужителем не стал - в разное время он был преподавателем иностранных языков, железнодорожным служащим. Юношеские годы Левитана прошли в тяжелой нужде и лишениях. Рано оставшись без матери и отца, он испытал всю горечь бедности, унижений и даже гонений. Необыкновенное дарование художника было замечено уже во время обучения его в Училище живописи, ваяния и зодчества, куда он поступил в 1873 году.






В этой ранней работе проявились те неповторимые черты творчества, которые отличают его от других пейзажистов. Умение выразить через пейзаж состояние человеческой души, не отстраненное, но глубоко личностное проникновенное переживание того или иного состояния или мотива природы были драгоценными качествами его дарования. В картине «Осенний день. Сокольники» художник достигает тонкого соответствия внутреннего строя человека с образом природы. Чувствам смятения, какого-то разлада в душе торопливо идущей женщины оказываются созвучными вид пустынной аллеи с трепещущими на ветру молоденькими кленами и неяркие краски последних дней осени.


Левитан любил природу до восторженного поклонения ей, он как никто другой глубоко чувствовал, понимал ее, умел настроиться на ее состояния. Свое восхищение перед солнечным светом и любование многообразной игрой красок в природе лучше всего художнику удалось запечатлеть в своих небольших, простых по мотиву, но прелестнейших произведениях:


Не столько рассказ о жизни природы, сколько естественное впечатление от увиденного и поразившего чуткую к красоте душу художника передано в картине «Березовая роща» (). Используя приемы пленэрной и отчасти импрессионистской живописи, художник предлагает зрителю вместе с ним наблюдать за прихотливым движением и вибрацией света, постоянно меняющего цвет предметов, игрой солнечных зайчиков на белых стволах берез и зелени травы и листвы.


Излюбленными местами Левитана для летней работы на этюдах и отдыха в это время были Саввинская слобода под Звенигородом или усадьба Киселевых «Бабкино», на реке Истре, недалеко от Нового Иерусалима, где он провел не одно лето вместе с семьей Чеховых. С А.П.Чеховым он был связан глубокими узами дружбы и взаимной привязанности многие годы.


"Левитан любил природу как-то особенно. Это была даже и не любовь, а какая-то влюбленность... Любил ли Левитан свое искусство? В этом, разумеется, не может быть сомнений. Если он любил что-нибудь в жизни всеми фибрами своего существа, то именно искусство. Он любил его как-то трепетно и трогательно. Искусство было для него чем-то даже святым. Верил ли он в себя? Конечно, да, хотя это и не мешало ему вечно сомневаться, вечно мучиться, вечно быть недовольным собой. Левитан знал, что идет верным путем, верил в этот путь, верил, что видит в родной природе новые красоты, но в то же время ему вечно казалось, что он не передает и доли всего найденного, всего, что жило в его душе.»,- писал младший брат Чехова - Михаил


Но поистине раскрыться дарованию Левитана помогли поездки художника на Волгу. Могучая русская река подарила художнику новые мотивы и образы. По этюдам, написанным в небольшом волжском городке Плесе, была создана первая крупная картина Левитана «После дождя. Плес» (1889).


Особой мягкостью интонации, поэтичностью отличается одно из самых задушевных произведений художника, «Вечер. Золотой Плес» (1889). Изображая как бы с высоты птичьего полета мерно несущую свои воды реку и ее пологие и обрывистые берега, художнику удалось передать то особое состояние тишины и покоя, которые воцаряются в природе в предвечерний час перед заходом солнца. Тончайшими цветовыми переходами мастер добился золотисто-розового свечения воздуха и иллюзии легкой влажности, когда предметы словно тают, теряя четкость очертаний. Чудный дар Левитана запечатлевать трудные для передачи едва уловимые красоты природы и создавать настроение в пейзаже обнаружился здесь в полной мере.


К концу 1880-х годов имя Левитана становится знаменитым. Наступает время расцвета таланта, когда его кисть достигает пределов совершенства и он создает один шедевр за другим. Пейзажные образы 1890-х годов обогащаются более глубокими мыслями и чувствами, в них приоткрывается внутренний мир художника.




Это не только прекрасные пейзажи, но и картины души человеческой. Художник погружает зрителя в созерцание затерявшегося среди лесов монастыря, церкви и колокольня которого купаются в лучах заходящего солнца и отражаются в тихой водной глади. В этих удивительных по красоте и ощущению благости образах художник словно воплощает свою мечту, идеальное представление о жизни, лишенной тревог и волнений, праздной суеты, жизни, подчиненной законам высшей гармонии, когда человеческое сливается с божественным.




То в полотне «Вечерний звон» как будто отсутствует возможность такого соединения. Здесь река в своем плавном, словно круговом движении уходит мимо монастыря вдаль. Никогда еще в образах природы Левитан не достигал такой пронзительности в выражении сугубо личных переживаний и размышлений о жизни.


Грустно-возвышенное настроение этих картин сменяется драматическим в полотне «У омута» (1892). Картина была написана в Тверской губернии в имении Панафидиных «Покровское». Основой сюжета послужило местное предание об утопившейся в омуте девушке, которое в свое время и А.С.Пушкина вдохновило на написание его «Русалки». Для Левитана легенда стала отправной точкой создания исключительного по силе трагического образа. Монументальный характер картины (по своим размерам она самая большая в творчестве художника) с ее темными сгущенными цветовыми аккордами поднимает обычный пейзажный мотив до звучания его как темы человеческой судьбы. Левитан был натурой необыкновенно впечатлительной. Тяжелые страдания в юные годы, по-видимому, оставили свой след в сердце художника, он часто переходил от высокого подъема к депрессии, к приступам тоски. Болезненное душевное состояние дважды приводило художника к попытке самоубийства. В картине «У омута» выразилось что-то сокровенное, глубоко пережитое самим художником.


Способность мыслить средствами пейзажной живописи помогла создать Левитану его знаменитую картину «Владимирка» (1892), которую порой называют «историческим» пейзажем. Однажды, возвращаясь с охоты, художник вышел на старое Владимирское шоссе и вдруг понял, что это та самая дорога, по которой прошли в Сибирь тысячи и тысячи несчастных каторжан. В результате была написана одна из самых популярных у современников Левитана картин, рождающая скорбные думы о многострадальной России и ее народе.


Своего апогея достигает философская мысль Левитана в картине «Над вечным покоем» (1894). Грандиозность водной и небесной стихий, безграничность пространства - и здесь же открытый всем ветрам маленький островок земли с заброшенным кладбищем и часовней, в окне которой едва теплится огонек... Все рождает мысли о жизни и смерти, о ничтожности человека и его бренной судьбе перед лицом извечной величественной природы. Но в картине нет тяжелого безысходного чувства.


Об этом полотне Левитан писал П.М.Третьякову: «В ней я весь, со всей моей психологией, со всем содержанием». Хотя при создании полотна мастер использовал натурные наблюдения, проводя лето под Вышним Волочком, близ озера Удомли, пейзаж не производит впечатления абсолютно реального, как в других его произведениях. Для выражения столь отвлеченных идей Левитан прибегнул к более условному языку живописи, упрощая формы и цвет, придавая им почти символическую многозначность.







Природа здесь предстает в полноте своих сил. Яркий солнечный свет становится основным средством, создающим приподнятое настроение. Так же, как в ранних этюдных работах, художник стремится передать свежесть, непосредственность своего зрительного восприятия увиденного в природе, но выражает это иными средствами. Детальное, подробное, порой описательное воспроизведение натуры уступает место более простому, лаконичному, но в то же время более емкому, выразительному. Художник смело использует яркие, звонкие краски, плотную открытую фактуру живописи.


Незаконченным осталось монументальное полотно «Озеро» (), над которым он начал работать в конце своей жизни и которое намеревался назвать «Русь». Многочисленные подготовительные этюды и эскизы говорят о том, сколь важное значение придавал художник этому произведению, пытаясь обобщить свои многолетние разнообразные наблюдения в синтетическом образе русской природы. Изображая высокое голубое небо с выплывающими откуда-то с края земли белоснежными облаками, голубое широкое озеро, засеянные поля, деревни, белые храмы и колокольни на дальнем плане, художник разворачивает праздничную всеохватную панораму родной земли. Привольем, радостью жизни полнится созданный художником ясный просветленный образ. Быть может, именно здесь он сумел выразить то, о чем мечтал всю жизнь.


В 1887 году он написал: «Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник. Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором - пускай! Они благоразумие... Но это мое прозрение для меня источник глубоких страданий. Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть Бога во всем и не уметь, сознавая свое бессилие, выразить эти большие ощущения».


















1 из 17

Презентация на тему: Левитан Исаак Ильич (1860 - 1900)

№ слайда 1

Описание слайда:

Левитан Исаак Ильич (1860 - 1900) Художник-живописец, пейзажист, мастер лирического пейзажа. Преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Представитель реалистической школы. Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в Литве, в местечке Кибарты Ковенской губернии. В сентябре 1876 года Левитан попадает в пейзажную мастерскую А. К. Саврасова, а позже становится учеником В. Д. Поленова.

№ слайда 2

Описание слайда:

Первое признание таланта К первым из дошедших до нас произведениям живописца относятся два небольших пейзажа, показанных на ученических выставках, - "Вечер" (1877) и "Солнечный день. Весна" (1877). С ученической выставки 1880 года П. М. Третьяков приобретает картину девятнадцатилетнего художника "Осенний день. Сокольники". Это было первым признанием таланта Левитана.

№ слайда 3

Описание слайда:

Первые работы В летние месяцы 1880-1884 гг. он пишет с натуры в Останкине. К этому времени относятся работы: "Дубовая роща. Осень" (1880), "Дуб" (1880), "Сосны" (1880).

№ слайда 4

Описание слайда:

«Волжский период» В 1887 году художник, наконец, осуществляет свою мечту, он попадает на Волгу. Волжский период творчества Левитана продолжается до 1890 года. Левитан - один из самых больших поэтов ВолгиПейзажи Волги, созданные Левитаном, многообразны... Торжественной тишиной, величавым покоем веет от полотен: "Вечер на Волге" (1888) и "Вечер. Золотой Плес" (1889).

№ слайда 5

Описание слайда:

Расцвет творчества В марте 1891 года Левитан становится членом Товарищества передвижных выставок. С. Т. Морозов (меценат и любитель живописи) предоставляет художнику мастерскую. Стремлением к созданию эпического образа природы, картины-сочинения, отмечен период творчества художника с 1890 по 1895 год. Среди них такие значительные полотна, как "У омута" (1892), "Владимирка" (1892) и "Над вечным покоем" (1894). 1895 год был сложным и трудным в жизни художника. Болезнь сердца подтачивала силы, сопровождалась приступами боли, удушьем... Меланхолия и личные неурядицы порой доводили Левитана до отчаяния, до попыток покончить с жизнью. Однако любовь к природе и искусству явилась той живительной силой, которая не только помогла преодолеть болезнь, но и повела его к новым творческим открытиям. Приезд Левитана в марте 1894 года в Тверскую губернию, в Островно, а затем в Горки открывает последний период творчества художника.

№ слайда 6

Описание слайда:

«Владимирка» (1892) Бесконечно серая, уходит вдаль, казалось бы, ничем не примечательная дорога. Вокруг пусто, голо, лишь редкие перелески да кусты скрашивают бедность пейзажа. И тучи, беспросветно нависшие над горизонтом, и однотонный колорит картины, и одинокая фигурка странницы подчеркивают мрачный мотив пустынной дороги. Малые тропинки, словно ручейки в реку, вливаются в ее широкое течение, а она господствует над раскинувшейся вокруг степью, и кажется, будто вся Россия пересечена ею.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

«Над вечным покоем» (1894) Композиция ее не имеет себе подобных. На переднем плане, слева, высится край косогора с церквушкой и кладбищем на нем. Дальше, сколько хватает глаза, – тусклая неподвижная вода, окаймленная вдали плавной линией низкого берега, тоскливо пустынного вплоть до самого горизонта. Дальний берег тянется узкой, томительно длинной полосой, однообразной по цвету. Над ним – грозные, тяжелые тучи, бросающие мрачные тени на все окружающее Эти бедные селенья, Эта скудная природа – Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной. Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исходил, благословляя. Тютчев Ф.И.

№ слайда 9

Описание слайда:

Пробуждение в творчестве В солнечные мартовские дни пробуждается природа ("Март"), по-весеннему поет и звенит ручей ("Весна. Последний снег", 1895), нежно благоухают цветущие яблони ("Цветущие яблони", 1896); в хрустальной осенней ясности сверкает золото листьев, синеют реки, пустеют рощи ("Золотая осень", 1895) и наступает "пышное природы увяданье" ("Осень", 1895). Поэтическая красота природы дана как прославление родной страны, звучит как песня, гимн Родине.И только всего, Что, как прежде красна,Пришла, Прилетела, Вернулась весна!

№ слайда 10

Описание слайда:

«Март» (1895) Словно на глазах у зрителя отступает зима, не в силах сопротивляться молодым и здоровым силам весны. На дороге, что ведет к дому, снег уже побурел, смешался с землей. Около дома, где особенно тепло, снег слоится, становясь похожим на тонкие пластинки слюды. Только на лесной поляне, снег лежит еще почти нетронутый. Ощущение, создаваемое картиной, можно определить одним словом – праздник. Светлая сторона дома, отражающая солнечный свет, оранжевые столбики крыльца, густо-коричневые тени на двери, голубые – на снегу, светло-фиолетовые рефлексы на кронах молодых деревьев, ярко-синяя глубина неба – таков ликующий, полный жизни колорит картины.

№ слайда 11

Описание слайда:

«Золотая осень» (1895) Он находит чистые, звонкие тона для медных крон берез, тусклые, приглушенные для зелени трав, холодные, иссиня-фиолетовые для неподвижной поверхности воды с ясными отражениями берегов в ней. Он уводит взгляд зрителя далеко в глубину картины, вслед за исчезающим среди полей ручьем. Рисуя тонкие и стройные стволы берез, он создает тот едва уловимый лирический мотив, который заставляет ощутить поэзию русской природы.

№ слайда 12

Описание слайда:

«Осень» (1895) Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса, Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. А.С.Пушкин

№ слайда 13

Описание слайда:

"Весна - большая вода" Картина "Весна - большая вода" (1896-1897) завершает цикл лирических пейзажей 1895-1896 годов.Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…

№ слайда 14

Описание слайда:

Последние работы В последние годы жизни пейзажи Левитана поражают тонкостью и глубиной. Они отражают стремление художника "изощрить" свое искусство так, чтобы "слышать трав прозябанье". Он все чаще обращается к воплощению неуловимых моментов в природе, стремится к предельному лаконизму изображения "Последние лучи солнца" (1899), "Луна. Сумерки" (1899), "Сумерки" (1900), "Сумерки. Стога"(1899). Два последних пейзажа признаны подлинными шедеврами Левитана.

№ слайда 15

Описание слайда:

Последние работы Картина "Озеро" стала лебединой песней художника. Левитан полагал назвать свое произведение "Русью"; ему хотелось дать в нем как бы некоторый синтез своих многочисленных исканий. "Озеро" - обобщенный образ прекрасной и светлой русской природы. Русь, Родина - последние мысли и чувства художника. Он не сумел закончить картину, как хотел…

№ слайда 16

Описание слайда:

Последние годы жизни В 1898 году Левитану присваивают звание академика пейзажной живописи. Он преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его пейзажи появляются на Всероссийских выставках, на выставках в Мюнхене и с успехом экспонируются на Всемирной выставке в Париже. Приходит всеобщее признание, известность. Однако здоровье художника резко ухудшается, болезнь сердца неумолимо прогрессирует. Лечение за границей помогает на короткий срок.22 июля 1900 года Левитана не стало.

№ слайда 17

1 слайд

2 слайд

Левитана называли певцом русской природы. Его полотна примечательны тем, что художник делал не слепок или фотографию с природы, а передавал её живое дыхание. Поэтому Стасов и назвал его картины эмоциональными поэмами. Осенний день. Сокольники.1879 Государственная Третьяковская галерея

3 слайд

О детстве Левитана почти ничего не известно. Он родился в небольшом литовском городке Кибартай в еврейской семье среднего достатка. На выбор будущей профессии повлиял его старший брат. Берёзовая роща. 1889 Государственная Третьяковская галерея

4 слайд

В возрасте 13 лет Левитан был принят в число учеников Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он попал в класс пейзажа, которым руководили известные художники Алексей Саврасов и Василий Поленов. Весна – большая вода. 1897 Государственная Третьяковская галерея

5 слайд

Левитан не мог надеяться на поддержку семьи и с самого начала пребывания в училище должен был зарабатывать на жизнь уроками или заказными портретами. Хотя он блестяще закончил училище, ему был вручён диплом учителя чистописания, поскольку, по мнению царских чиновников, еврей не мог быть художником. Сумерки. Луна. 1899 Государственный Русский музей

6 слайд

Летом 1890 года Левитан совершил поездку по Русскому Северу, из которой привёз много этюдов и пейзажей, Полученные впечатления помогли ему написать первую большую картину « Тихая обитель». Её элегические тона произвели сильное впечатление на Третьякова, и он купил картину для своей галереи. Март. 1895 Государственная Третьяковская галерея

7 слайд

В 1892 году Левитан был вынужден покинуть Москву, поскольку в то время евреям запрещалось проживать в столицах. Он поселился в деревне на пути во Владимир и запечатлел эти места в своей картине « Владимирка» Владимирка. 1892 Государственная Третьяковская галерея

8 слайд

К природе среднерусской полосы художник питал искреннюю любовь. Неброская красота, задушевная простота и поэтическая напевность русской природы завладели душой Левитана и позволили развернуться его незаурядному таланту. Озеро. 1899-1900 Государственный Русский музей

9 слайд

В небольшом этюде «Мостик. Саввинская слобода» (1884) он запечатлел с непосредственностью и свежестью впечатления яркость солнечного летнего дня, уделяя в этом этюде большое внимание эффектам света и воздуха.

10 слайд

Дальнейшее совершенствование мастерства Левитана происходит на берегах Волги. Могучая русская река вдохновила на создание наиболее известных его произведений. Левитан стал непревзойденным певцом волжских просторов. Свежий ветер. Волга. 1895 Вечерний звон. 1892 Государственная Третьяковская галерея

11 слайд

Левитана привлекала лирическая красота маленьких селений на берегу Волги. Не случайно излюбленным местом на Волге стал для Левитана посёлок Плёс, органично сочетающий в своём ландшафте природу и архитектуру. После дождя. Плёс. 1889 Государственная Третьяковская галерея

mob_info