Потребность в познании и понимании. Формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения Потребность в познании является потребностью

Потребность в знаниях - одна из неотъемлемых характеристик человека. Вся история человечества может быть представлена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний - от технологий обработки каменных орудий и добывания огня до способов получения и использования информации в компьютерной сети. Современный этап развития общества обычно рассматривается как переход от индустриального общества (основанного на производстве товаров) к обществу постиндустриальному, или информационному (основанному на производстве и распределении знания). В информационном обществе ценность знаний и способов их получения постоянно увеличивается: ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов, а доля оцифрованной информации исчисляется терабайтами. В таких условиях проблемы познания приобретают все большую значимость. Наиболее общие вопросы познания разрабатываются разделом философии, который называется гносеологией (от греч. gnosis - знание + logos - учение), или теорией познания.

Познание в целом - творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знании о мире.

Часто познание требует от человека убежденности в своей правоте и особого мужества: многие ученые за свои идеи шли в тюрьмы и на костры. Таким образом, познание имеет социальную природу: оно обусловлено внутренними потребностями общества, целями, ценностями, убеждениями людей.

Так как познание является деятельностью, оно имеет общие черты с другими видами деятельности - трудом, обучением, игрой, общением и т.д. Поэтому в познании можно выделить элементы, характерные для любого вида деятельности, - потребность, мотив, цель, средства, результат.

Познавательная потребность является одной из важнейших в структуре потребностей человека и выражена в любопытстве, стремлении к пониманию, духовных исканиях и т.д. Стремление к неизвестному, попытки объяснить непонятное - необходимый элемент жизни человека.

Мотивы познания разнообразны и, как правило, практичны: мы пытаемся узнать что-то о предмете для того, чтобы понять, как его можно использовать или как добиться более эффективного его использования. Но мотивы могут быть и теоретическими: человек часто получает удовольствие просто от решения запутанной интеллектуальной проблемы или открытия чего-то нового.

Цель познания - получение достоверных знаний об исследуемых предметах, явлениях, о мире в целом. В конечном счете познавательная деятельность направлена на достижение истины. Истина в классическом понимании есть соответствие знаний о действительности самой действительности.

Средства познании в науке именуются методами исследования. В их числе можно назвать наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение, анализ и т.д. (ниже они будут рассмотрены подробно).

Действия в процессе познания также многообразны. Например, в научном познании принята такая последовательность действий: выдвижение проблемы, постановка гипотезы, выбор методов, изучение проблемы, выработка теории.

Результат познания - это собственно знания о предмете: его внешних и внутренних характеристиках, свойствах, элементах, связях, историческом развитии и т.п. Отметим, что иногда можно достичь результата, не ставя перед собой осознанных целей поиска истины. Знания могут быть побочным следствием другой деятельности. Н ап ри мер, представления о свойствах разных материалов можно получать в процессе труда или игры. Поэтому можно говорить, что познавательная деятельность вплетена во все другие формы деятельности.

Философия познания

В системе многообразных форм отношения человека к миру важное место занимает познание или приобретение знания об окружающем человека мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе.

Познание - это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.

Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями. Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. “Гносеология” - слово греческого происхождения (гнозис - знание и логос - слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а также на многие другие. В философию термин “теория познания” ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г. Совершенствование средств познания - неотъемлемая часть истории человеческой деятельности. К разработке вопросов познания обращались многие философы прошлого, и совсем не случайно эта проблематика выдвигается на первый план и становится определяющей в развитии философской мысли. Вначале познание выступает в наивных, порой весьма примитивных формах, т.е. существует как обыденное познание. Его функция не утратила своего значения до сих пор. По мере развития человеческой практики, совершенствования навыков и умения людей в постижении реального мира важнейшим средством не только познания, но и материального производства становится наука. Выявляются принципы научного познания, которые легли в основу формирования и организации научного мышления.



При этом выделяются общефилософские принципы, распространяющиеся как на мир в целом, так и на сферу познания (отношение человеческого познания к миру), принципы специального научного мышления и принципы специальных научных теорий. Одним из самых мощных факторов, преобразующих жизнь общества, в XX в. стала наука (подробнее о науке как форме общественного сознания речь пойдет в теме 5). Это, в свою очередь, превратило ее саму в объект тщательного и скрупулезного изучения. Развернулся широкий фронт исследований, в центре которых оказалась познавательная деятельность человека и общества. Психология научного творчества, логика науки, социология науки, история науки, наконец, науковедение - таков лишь краткий перечень специальных дисциплин, изучающих различные отрасли и формы познания. Не осталась в стороне и философия, образовав широкую сферу, получившую название философия науки (включив в себя ряд подразделов: философия биологии, философия физики, философия математики).

Субъект и объект познания в философии

Если рассматривать процесс научного познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.

Субъект познания - это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.

В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.

Помимо объекта в научном познании часто выделяют предмет - часть объекта, которая специально вычленяется познавательными средствами. Например, объектом всех гуманитарных наук является человек, но познавательные средства психологии направлены на духовный мир человека, археологии - на его происхождение, культурологии - на культуру, этнографии - на нравы и обычаи человечества. Соответственно в качестве предмета этих наук выступают духовный мир, происхождение, культура и т.д.

Понятие предмета по своему объему шире понятия объекта. Со времени возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов. Объяснение причин и характера этого отношения претерпело сложную эволюцию, пройдя путь от крайнего противопоставления субъективной достоверности, самосознания субъекта и мира объективной реальности (Декарт), до выявления сложной диалектической взаимосвязи субъекта и объекта в ходе познавательной деятельности. Сам субъект и его деятельность могут быть правильно поняты лишь с учетом конкретных социально-культурных и исторических условий, с учетом опосредованности отношений субъекта с другими субъектами. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и сознательное отношение субъекта к самому себе (рефлексия).

От понятий «субъект» и «объект» образованы термины «субъективный» и «объективный».

Субъективно все, что связано с субъектом, лицом, т.е. его воля, желания, стремления, предпочтения, чувства и эмоции и т.п. Таким образом, субъективность есть характеристика внутреннего мира человека или то личностное воздействие, которое сознание оказывает на наши взаимоотношения с миром. Субъективное отношение к чему-либо есть, как правило, вопрос вкуса и у разных людей может быть различным. Субъективность больше относят к мнениям, чем знаниям, хотя и личное знание является субъективным уже в силу того, что принадлежит сознанию человека, а не окружающему миру.

Человек от природы любопытен. Ребенок начинает свое знакомство с миром тем, что лазит везде и всюду, и чем дальше что0либо запрятано, тем быстрее он до этого доберется. Это потребность в познании и понимании, Маслоу описывает ее следующим образом Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm:

1. Феномен, подобный человеческому любопытству можно наблюдать и у высших животных. Обезьяна, обнаружив неизвестный ей предмет, старается разобрать его на части, засовывает палец во все дырки и щели - одним словом, демонстрирует образец исследовательского поведения, не связанного ни с физиологическими позывами, ни со страхом, ни с поиском комфорта.

2. История человечества знает немало примеров самоотверженного стремления к истине, наталкивающегося на непонимание окружающих, нападки и даже на реальную угрозу жизни. Бог знает, сколько людей повторили судьбу Галилея.

3. Всех психологически здоровых людей объединяет одна общая особенность: всех их влечет навстречу хаосу, к таинственному, непознанному, необъясненному. Именно эти характеристики составляют для них суть привлекательности; любая область, любое явление, обладающее ими, представляет для этих людей интерес. И наоборот - все известное, разложенное по полочкам, истолкованное вызывает у них скуку.

4. Немало ценной информации могут дать нам экстраполяции из области психопатологии.

В моей практике было несколько случаев, когда я вынужден был признать, что патологическая симптоматика (апатия, утрата смысла жизни, неудовлетворенность собой, общая соматическая депрессия, интеллектуальная деградация, деградация вкусов и т.п.) у людей с достаточно развитым интеллектом была вызвана исключительно одной лишь необходимостью прозябать на скучной, тупой работе.

Если человек лишен права на информацию, если официальная доктрина государства лжива и противоречит очевидным фактам, то такой человек, гражданин такой страны почти обязательно станет циником. Он утратит веру во все и вся, станет подозрительным даже по отношению к самым очевидным, самым бесспорным истинам; для такого человека не святы никакие ценности и никакие моральные принципы, ему не на чем строить взаимоотношения с другими людьми; у него нет идеалов и надежды на будущее. Кроме активного цинизма, возможна и пассивная реакция на ложь и безгласность - и тогда человека охватывает апатия, безволие, он безынициативен и готов к безропотному подчинению.

5. Потребность знать и понимать проявляется уже в позднем младенчестве. У ребенка она выражена, пожалуй, даже более отчетливо, чем у взрослого человека. Более того, похоже, что эта потребность развивается не под внешним воздействием, не в результате обучения, а скорее сама по себе, как естественный результат взросления (неважно, какому из определений обучения и взросления мы отдадим предпочтение). Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах.

6. Очень часто, рассуждая о познании, мы не отличаем этот процесс от процесса обучения, и в результате оцениваем его только с точки зрения результата, совершенно забывая о чувствах, связанных с постижением, озарением, инсайтом. А между тем, доподлинное счастье человека связано именно с этими мгновениями причастности к высшей истине.

Эстетические потребности

Некоторые люди действительно испытывают эстетические потребности. Такие люди, лишенные эстетических радостей, в окружении уродливых вещей и людей, в буквальном смысле заболевают, и заболевание это очень специфично. Лучшим лекарством от него служит красота. Данная потребность очень плохо изучена, но по ней можно сказать следующее:

1. Креативные потребности людей с ярко выраженным творческим потенциалом выглядят более важными, более значимыми, чем любые другие. У таких людей потребность в выражении своих возможность может быть приоритетней физиологических.

2. Люди, преданные таким идеалам и ценностям, готовы ради них терпеть лишения, муки и даже пойти на смерть.

Удовлетворение потребностей

Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлетворения базовых потребностей. В ряду этих условий можно назвать: свободу слова, свободу выбора деятельности (то есть человек волен делать все, что захочет, лишь бы его действия не наносили вред другим людям), свободу самовыражения, право на исследовательскую активность и получение информации, право на самозащиту, а также социальный уклад, характеризующийся справедливостью, честностью и порядком. Несоблюдение перечисленных условий, нарушение прав и свобод воспринимается человеком как личная угроза. Люди ожесточенно борются за эти права и свободы именно потому, что, лишившись их, они рискуют лишиться и возможности удовлетворения своих базовых потребностей.

Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу все или ничего. Почти о любом здоровом человеке можно сказать, что он одновременно и удовлетворен, и неудовлетворен во всех своих базовых потребностях. Низшие потребности всегда удовлетворены в большей мере, чем высшие. «Если в целях наглядности воспользоваться конкретными цифрами, пусть и условными, то получится, что у среднестатистического гражданина физиологические потребности удовлетворены, например, на 85%, потребность в безопасности удовлетворена на 70%, потребность в любви - на 50%, потребность в самоуважении - на 40%, а потребность в самоактуализации - на 10%». Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm

Огромная стимулирующая роль потребностей и мотивов деятельности в развитии и формировании личности раскрывается, в сущности, и закономерностях воспитания. Это в полной мере относится и к обучению. Овладение изучаемым материалом и умственное развитие обучающихся происходит только в процессе их собственной активной учебно-познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у обучающихся потребности

в овладении новыми знаниями

(из опыта работы)

Балакина Н. М.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ ООШ № 7 г. Ленинск-Кузнецкий


Огромная стимулирующая роль потребностей и мотивов деятельности в развитии и формировании личности раскрывается, в сущности, и закономерностях воспитания. Это в полной мере относится и к обучению. Овладение изучаемым материалом и умственное развитие обучающихся происходит только в процессе их собственной активной учебно-познавательной деятельности. Еще А. Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Поэтому самодеятельность – средство и одновременно результат образования».
Несколько в иной форме эту же мысль выражал известный психолог и педагог Л.В. Занков: «Всестороннее развитие, духовное богатство не может быть достигнуто по принуждению. Подлинное духовное богатство складывается тогда, когда человек сам тянется к знаниям, к науке, к искусству».
Но когда же обучающийся сам тянется к знаниям, к науке, к искусству? Тогда, когда он переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес к овладению изучаемым, материалом. В этом отношении весьма глубокий смысл имеют слова выдающегося французского физика Паскаля: ученик – это не сосуд, которым нужно наполнить, а факел, который надо зажечь.
Как же нужно формировать у обучающихся потребность в учении и интерес к овладению знаниями?
На формирование у обучающихся потребности в учении и интереса к овладению знаниями оказывает влияние целая совокупность педагогических факторов и методических приемов. Психологический механизм воздействия этих факторов и приемов состоит в том, что они возбуждают у обучающихся переживание внутренних противоречий между тем, как они учатся и как должны учиться, и стимулируют их стремление (активность) к овладению знаниями. Известный дидакт М.А. Данилов утверждал, что переживание внутренних противоречий между знанием и незнанием является движущей силой, учения, познавательной активности обучающихся.
Но как же приводить в действие эту движущую силу? Как формировать у обучающихся потребность в учении?
Весьма действенным фактором в этом отношении является личность учителя, его эрудиция (от лат. eruditio – ученость, образованность) и мастерство преподавания. Когда учитель в совершенстве и глубоко владеет наукой, в процессе обучения он оперирует интересными деталями и фактами, поражает обучающихся своим огромным кругозором, восхищает их своей образованностью. В этом случае срабатывает психологический механизм подражания, и обучающиеся переживают внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем своих знаний, что и стимулирует их к более активному учению.
Формированию потребности в учении способствует доброжелательное отношение учителя к обучающимся, основанное на уважении и требовательности к ним. Уважение учителя способствует укреплению у обучающихся чувства собственного достоинства, проявлению благожелательности к учителю, что, естественно, побуждает их старательно овладевать его предметом. Требовательность же учителя позволяет им переживать недостатки в своем учении и поведении (внутреннее противоречие) и вызывает стремление к их преодолению. Если же между учителем и обучающимися складываются негативные отношения, это весьма отрицательно сказывается на познавательной деятельности последних.
Для развития потребности и интереса к овладению знаниями большое значение имеют специально используемые для этого методические приемы обучения: на своих уроках я использую наглядные пособий, ИКТ, в процессе изложения нового материала привожу яркие примеры и факты, создаю проблемные ситуации, возбуждающие у обучающихся внутренние противоречия между вновь возникающими познавательными задачами и недостаточным уровнем имеющихся знаний для их решения. Очень важно умение учителя вызвать удивление по отношению к изобретательности и могуществу человеческого разума, поэтому во время урока использую афоризмы известных ученых и писателей. Домашнее задание задаю часто по группам с самостоятельным поиском учебного материала.
Существенное влияние на формирование потребности в овладении знаниями оказывает та общая закономерность воспитания, согласно которой активная деятельность обучающихся стимулируется радостью достигаемых успехов в учении. Каждый обучающийся живет надеждой и стремится к успешному овладению знаниями. Если эти надежды и стремления сбываются, то у обучающихся крепнет уверенность в своих силах, и они учатся с еще большей охотой. В тех же случаях, когда ученик начинает отставать, когда трудности в учении не только не преодолеваются, но и нарастают, он теряет веру в успех и ослабляет свои усилия, а в иных случаях и совсем прекращает учебную работу. В этом смысле не теряет своей педагогической актуальности мысль Я.А. Коменского о том, что учиться должно быть легко и приятно. Трудное же учение, как правило, бывает малопродуктивным и зачастую совсем убивает желание не только учиться, но и посещать школу.

Из собственной практики заметила, что даже совместные праздники, экскурсии, организованные в классе, стимулируют познавательную активность обучающихся, способствуют улучшению микроклимата в классном коллективе. Ребята всегда помогают друг другу выполнить домашнее задание, составить карточки по трудным темам, подготовить сообщение к уроку.
Следовательно, нужно правильно подходить к оценке тех случаев, когда школьник плохо учится, нарушает порядок и дисциплину на уроках, не проявляет должной внимательности и активности при изложении нового материала учителем, а иногда и демонстративно мешает учиться другим. В таких ситуациях иные учителя обычно говорят, что ученик не хочет учиться, хотя правильнее было бы сказать: у него нет потребности в учении. Если исходить из последней оценки, тогда такой ученик нуждается не в проработках, упреках и нотациях, а в оказании ему помощи в преодолении трудностей, в применении более искусных приемов формирования у него потребности в учении, развитии интереса к овладению знаниями.


Живое существо, стремящееся сохранить свое существование, постоянно находится в состоянии тревоги – тревоги перед небытием. Эта тревога толкает существо на поиск путей и возможностей для выживания. Исследовательская потребность является, по сути, одним из определяющих факторов выживания. Ведь чтобы выжить в данной обстановке, надо понять, что способствует выживанию, что следует использовать, а что опасно и чего следует избегать.

Такова одна из основных побудительных сил, запускающих познавательно-поисковую активность. Но у человека не все ограничивается одним лишь стремлением избежать тревоги. Познание само по себе становится одной из важнейших человеческих потребностей.

Ролло Мэй обращает наше внимание на то, что особенно у детей и молодых людей тревога перед будущим, которая базируется на несоответствии их требований к себе имеющимся в их распоряжении возможностям, „может смягчиться только при расширении сферы их возможностей“. Человек, вместо того, чтобы бороться с тревогой, познает и открывает эти новые возможности, получает в свои руки штурвал управления собственной СУДЬБОЙ . В результате „тревога начнет переживаться как приключение, потому что перед молодым человеком разворачиваются новые перспективы“.

Жажда открытий, новизны является базальным желанием человека, а познание – одним из базовых стремлений его. Потребность знать и понимать проявляется уже в позднем младенчестве, причем „эта потребность развивается не под внешним воздействием, не в результате обучения, а скорее сама по себе“, отмечает Маслоу.

Это естественное состояние человека, которое может быть развито, если его поощряют. Но оно может быть и подавлено. Детей не нужно учить стремлению исследовать и познавать, утверждает Абрахам Маслоу, в детях можно лишь подавить это стремление. Сначала подавление происходит извне, если ребенка теми или иными способами отваживают от кажущейся взрослым “чрезмерной” и неудобной для них тяги ребенка к открытиям. Позже запрет приходит уже и изнутри, когда человек, чувствуя, что стремление к познанию может быть для него опасным, предпочтет покой и безопасность.

Абрахам Маслоу заявляет, что познавательная потребность, тяга к новому является не только базовой потребностью человека но и признаком психического здоровья:

"Всех психологически здоровых людей объединяет одна общая особенность: всех их влечет навстречу хаосу, к таинственному, непознанному, необъясненному. Именно эти характеристики составляют для них суть привлекательности; любая область, любое явление, обладающее ими, представляет для этих людей интерес. И наоборот – все известное, разложенное по полочкам, истолкованное вызывает у них скуку... История человечества знает немало примеров самоотверженного стремления к истине, наталкивающегося на непонимание окружающих, нападки и даже на реальную угрозу жизни. Бог знает, сколько людей повторили судьбу Галилея".

Исследование неизбежно расширяет границы конфронтации человека с миром, открывая всё новые и новые неизвестные стороны бытия, заставляя исследовать вновь, дальше и глубже. Познавая новое, человек удивляется и испытывает РАДОСТЬ .

Но наряду с удивлением-радостью есть удивление-страх. Открытие человеку нового, невиданного, необычайного, появляющегося по мере того, как горизонт непознанного им всё дальше отодвигается, всегда сопровождается беспокойством или тревогой. Так проявляется ТРЕВОГА ПЕРЕД НОВЫМ И НЕИЗВЕДАННЫМ .

Как отмечает И. И. Лапшин, на низшей ступени развития эта тревога представляет собой „страх перед чудом, а на высшей – страх перед логической нелепостью или фактической несообразностью“ в системе представлений человека. Подобный страх, пишет он далее, „может быть или могучим стимулом для напряжения всех умственных сил перед загадочным явлением – удивлением как великой философской страстью, или трусостью в мышлении, страхом за истинность своей теории“.

Если ход событий нарушает все привычные ожидания, то тревога перед столкновением с непонятным переходит в ужас, или человека обуревает ярость от ощущения своей беспомощности и покинутости. И он возвращается в лоно своего уютного бездействия, словно улитка в раковину. Человека раскачивает между стремлением познавать и страхом перед новым. Об этом смотрите подробнее материал "ВЕКТОРЫ БЫТИЯ ".

Пауль Тиллих утверждает, что именно тревога показывает человеку, что альтернативой отчаянию может быть лишь МУЖЕСТВО. Тревога толкает нас к мужеству, которое Тиллих называет самоутверждением вопреки небытию . И человек утверждает себя, познавая, а затем и преобразуя - и мир, и самого себя. Поэтому можно утверждать, что познание и исследование выполняют вполне утилитарные функции, которые стоят на службе СТАНОВЛЕНИЯ .

***

Исследовательская и познавательная деятельность имеет в качестве одного из своих источников стремление к самосохранению: оно полезно в процессе приспособляемости к условиям среды. Побуждая человека исследовать окружающий его мир, познавательная потребность ориентировочную функцию. Человек, познавая и открывая новое, как бы обеспечивает себя картой мира для „привязки к местности“. Для выживания человек (как и многие другие высоко организованные живые существа) нуждается в новой информации не только для общей ориентации, но и для расширения возможностей выбора, для увеличения числа альтернатив своего поведения, для расширения РАМОК СВОБОДЫ .

Познавая мир и самого себя, человек, тем самым, уменьшает степень неопределенности, обретает больше уверенности в себе и укрепляет свою способность интегрироваться в мир, быть его частью.

Познавая мир, человек познает и себя, и свои реакции на ту или иную ситуацию, и свои чувства, которые он испытывает в связи со своими целенаправленными действиями. Положительные переживания в этой связи постепенно ложатся в основу того, что называется ИНТЕРЕСОМ , являющимся, по сути, энергетической подпиткой на всех этапах ВОЛЕВОГО АКТА .

Познание - это один из основных способов избавления от ТРЕВОГИ НЕБЫТИЯ во всех её проявлениях. Одним из этих проявлений является НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ , с которой человек постоянно сталкивается на своих жизненных путях, ощущая чуждость и безразличие мира, страдая от НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ своего будущего и воспринимая себя маленьким и слабым. Переживание своей отчужденности от мира, как пишет Эрих Фромм, рождает тревогу, чувство беспомощности, неспособности владеть обстоятельствами (мир может наступить на меня, а я при этом не в силах противостоять ему). Это ощущение способно вогнать человека в состояние ОТЧАЯНИЯ .

***

Модус проживания имеет принципиальное значение для того, какую роль играют познавательные мотивы в жизни человека, чему они, в конечном итоге, служат: приобретению и накоплению некой информации, которая укрепляет „СУБСТАНЦИЮ “ человека, или же направлена на развитие его задатков, на выполнение его ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ , на СТАНОВЛЕНИЕ самим собой.

Я предлагаю обозначить интерес к новому в МОДУСЕ БЫТИЯ любознательностью , а в МОДУСЕ ОБЛАДАНИЯ – любопытством . Мы будем использовать эти термины, чтобы подчеркнуть, какой модус преобладает в рассматриваемом случае.

И в том, и в другом случае человеку свойственно ощущение напряженного ожидания и предвкушения чего-то нового. Это весьма интенсивное чувство толкает человека к исследованиям и открытиям.

Абрахам Маслоу подчеркивает важность для человека удовлетворения его базовой потребности в познании. Он даже говорит о праве человека на информацию . Именно это обстоятельство является причиной того, что в тоталитарных государствах массированная и лживая пропаганда вкупе с замалчиванием правды и гонениями за попытки добраться до истины означают фрустрацию у миллионов людей их потребности в познании. Вот что пишет Абрахам Маслоу по этому поводу:

"Если человек лишен права на информацию, если официальная доктрина государства лжива и противоречит очевидным фактам, то такой человек, гражданин такой страны почти обязательно станет циником. Он утратит веру во все и вся, станет подозрительным даже по отношению к самым очевидным, самым бесспорным истинам; для такого человека не святы никакие ценности и никакие моральные принципы, ему не на чем строить взаимоотношения с другими людьми; у него нет идеалов и надежды на будущее. Кроме активного цинизма, возможна и пассивная реакция на ложь и безгласность – и тогда человека охватывает апатия, безволие, он безынициативен и готов к безропотному подчинению".

Подробное представление информации о формировании в потребности в знаниях у учащихся и др. в данной статье.

В качестве действенной стимулирующей силы обучения выступают потребности, интересы и другие мотивы учебной деятельности.

Потребности и интересы как качественные характеристики личности генетически связаны между собой.

Первопричиной возникновения любого интереса являются потребности. Однако любая потребность становится источником интереса опосредственно, через определенный круг потребностей и, прежде всего, через потребность в определенном виде труда.

Потребность есть нужда в чем-нибудь недостающем, отсутствующем, необходимом для поддержания и развития материальной и духовной жизни человека, то есть то, без чего существование затруднено или невозможно.

Интересы есть направленность личности на тот или иной предмет или деятельность с целью их познания и практического овладения ими, сопровождаемая определенными эмоциями, психомоторной и интеллектуальной активностью, волевыми усилиями.

Поэтому интересы, являясь качественной характеристикой личности, регулируют всеми интеллектуальными и идеомоторными ее процессами.

Потребность исчерпывается после ее удовлетворения, интерес же по мере его удовлетворения расширяется, усиливается.

Формирование познавательных потребностей и интересов осуществляется по двум основным направлениям:

  • новизны материала;
  • ориентации учебного материала на перевод житейских представлений на уровень научных, знаний.
  • показ новейших достижений науки,
  • применение знаний на практике,
  • факты из истории науки.

2. Организация познавательной деятельности школьников является стимулом к развитию их познавательных потребностей и интересов при условии:

  • разнообразной самостоятельной работы рассчитанной на успех;
  • использование проблемного обучения;
  • использование системы усложняющихся познавательных задач;
  • выполнение творческих и исследовательских самостоятельных работ.
  • использование средств вызывающих у учеников осознание собственного роста, развитие рефлексии.

Таким образом, мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные потребности и интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными и практически убедительными.

Мотив — это обоснование определенного отношения человека к деятельности и понимание той цели, ради которой данная деятельность совершается.

Все мотивы можно разделить на непосредственные, реально действующие т.е. побуждающие к деятельности в данный момент. И мотивы опосредованные, перспективные, имеющие в виду отдаленную цель.

Непосредственными мотивами могут быть:

  • стремление не отставать от товарищей по классу;
  • желание порадовать родителей хорошей оценкой;
  • вызывает интерес материал предмета, отдельной темы, урока;
  • вызывает интерес сам процесс деятельности (выработка познавательной потребности);
  • авторитет учителя.

Опосредованные мотивы могут быть:

  • социальные мотивы (быть полезным родине, обществу);
  • профессиональные мотивы — подготовиться к поступлению в техникум, институт, училище;
  • этические мотивы (хочу быть образованным и культурным, всесторонне развитым);
  • эстетические мотивы.

При этом не всегда успех в учебе может быть движим положительными мотивами, но они могут быть и отрицательными (эгоистические устремления — желание встать над коллективом, показать свое превосходство).

Успех в учебе может быть сопряжен не с одним мотивом, а с совокупностью многих мотивов. Это говорит о том, что мотивы сосуществуют, взаимодействуют друг с другом, оказывают то или иное влияние друг на друга.

В связи с этим задача воспитания положительных мотивов учения является весьма сложной и ответственной.

Успех в учебе зависит не только от владения навыками, умениями, но и от изменения мотивов его деятельности.

Интерес к обучению, например, способствует изменению отношения к уроку, к учебному предмету у самых ленивых, инертных учащихся.

Вот почему формирование и развитие положительных потребностей, интересов и других мотивов учащихся одна из профессиональных задач учителя.

mob_info