Порги и бесс. Д. Гершвин опера «Порги и Бесс. Страшная болезнь Бесс

Произведение, вошедшее в десятку лучших музыкальных творений двадцатого века, было написано по роману "Порги". Либретто, созданное в 1934 году, известность начинает завоевывать лишь в 50-х годах.

Проблема жизни чернокожих в обществе очень хорошо раскрывается авторами первоначального источника. Бедные афроамериканцы, проживающие в ужасных условиях, представлены в виде одного из главных героев - Порги, ко всему еще являющегося калекой. Его образ был взят с настоящего чернокожего, оставшегося без ног, которого автор видел каждый день, пока добирался до рабочего места.

История создания

Джордж Гершвин, создатель оперы, был под глубоким впечатлением после прочтения романа Хэйворда "Порги". Поэтические образы переносили его на страницы книги, оживляя героев и формируя мелодичные звуки в голове.

Тогда без лишних раздумий Джордж шлет автору романа письмо, в котором описывает свое намерение создать оперу по сюжету его книги. Хэйворд одобряет его идею и в скором времени у них происходит встреча. Однако опера выходит в свет только через 11 лет.

Премьера прошла на ура: аплодисменты не умолкали, зрители были в восторге. Все критики Бостона с восхищением хвалили композитора и его умение передать весь драматизм с помощью музыки. Впоследствии оперу назвали народной, настоящей американской сенсацией. Сейчас ее играют и на сцене Бродвея.

Главные действующие лица музыкальной драмы

Герои мелодрамы являются очень хорошими и добрыми людьми, несмотря на все страдания в их жизни. Поэтому чувства сострадания и понимания - именно то, что ощущают зрители во время просмотра оперы "Порги и Бесс" Джорджа Гершвина.

  • баритон и лирический баритон - нищий Порги, грузчик в порту Кроун, адвокат, владелец бюро похоронных услуг, грузчик Роббинс (житель городка Кэтфиш-Роу), рыбак Джейк;
  • сопрано, меццо-сопрано, драматическое сопрано - молодая негритянка Бесс, жена продавца меда Лили, жена грузчика Сирина, соседка молодой негритянки Мария, жена рыбака Клара, торговка спелой клубникой;
  • тенор - наркоторговец Спортинг Лайф, продавец меда Питер.

Второстепенные герои афро-американского квартала - Минго, Джин, Анни, а также полицейский, сыщики, следователь, продавец крабов и местные дети.

Краткое содержание оперы "Порги и Бесс": действие первое

Первая картина показывает уютную и размеренную жизнь неказистого и бедного негритянского квартала. На улице стоит теплая летняя погода.

И вот наступает вечернее время, когда все население квартала собирается на местном пустыре рядом с их домами и расслабляется разговорами после рабочего дня.

Любимое занятие мужчин - это игра в кости. Роббинс, местный грузчик, под неодобрительные речи своей жены Сирины присоединяется к игре. Позже к ним подкатывает на специальной коляске для инвалида колченогий Порги. На фоне всего звучит милая песня негритянки Клары, убаюкивающей своего мальчика, сына рыбака.

В это же время на прогулку выходит сыскавший недобрую славу и работающий грузчиком в местном порту Кроун с его молодой девушкой Бесс.

К игре в кости примыкает Гарлемский наркоторговец со странным прозвищем Спортинг Лайф. Он закупил в Нью-Йорке партию кокаина и приехал в южноамериканский городок для ее сбыта. Ему приглянулась красота Бесс, поэтому после заварушки, произошедшей на пустыре, он приглашает ее сбежать с ним в Нью-Йорк. Но девушка отказывает торговцу и пытается скрыться от полицейских, которые приехали на шум и смертельную драку между Кроуном и грузчиком Роббинсом. Потасовка возникла на фоне спора во время игры в кости.

Возлюбленный Бесс бежит с места преступления, а на помощь неожиданно приходит калека Порги. И все из-за того, что питает давние теплые чувства к молодой негритянке.

Черная ночь

Темная, непроглядная ночь опускается на город во второй картине оперы "Порги и Бесс" Гершвина.

В этот момент из ниоткуда выползает сыщик. Он очень грубо разговаривает с убитой горем женой грузчика и сообщает, что похороны должны состояться как можно скорее, буквально на следующий же день. После чего он начинает поиск очевидцев произошедшего среди районных жителей. Питер, продавец меда, становится главным свидетелем. Сыщик уводит его с собой.

Сирина продолжает свою печальную песню, но теперь она усиливается из-за недостаточного количества собранных денег. Услышав это, владелец похоронного бюро приходит на помощь. Он берет на себя ответственность предать земле ее мужа, даже с учетом того, что погребение принесет убыток его делу.

Действия третьей картины Гершвина "Порги и Бесс", краткое содержание которой повествует о жизни квартала, переносит зрителя на несколько недель вперед после убийства Роббинса.

Жизнь главного героя Порги круто изменилась после прихода в его лачугу Бесс. Голубые глаза, лучезарная улыбка, ласковые руки и задорные песни сотворили из инвалида по-настоящему счастливого человека. Теперь на его лице нет тени угрюмости и мрачного настроения. Новая жизнь стала его личным раем. Он отпускает шутки с рыбаками и говорит им слова напутствия для удачного улова.

На этой жизнерадостной ноте появляется наркоторговец. Флиртуя с Бесс, он наталкивается на однозначный недобрый взгляд Порги. Жители предлагают молодой негритянке поучаствовать в ежегодном пикнике, который организовывает церковная община. Порги, желая сделать приятное любимой, отпускает Бесс на маленький зеленый островок.

Краткое содержание сюжета оперы "Порги и Бесс": действие второе

В четвертой картине действие разыгрывается на пикнике. Остров, куда приехали прихожане из разных кварталов Кэтфиш-Роу, превратился в веселый праздник. Пикник явно удался, народ в красочных нарядах поглощен радостным днем.

Неожиданное появление нетрезвого Сторинг Лайфа вносит раздор в компанию гуляющих. Торговец наркотиками несет полную чушь, высмеивает церковные притчи и обряды, глумится над окружающими, отпуская пошлые шутки.

Наконец день заканчивается, капитан парохода издает сигнал для сбора всех на пристани. И пока Бесс направляется в сторону воды, неожиданно из кустов выпрыгивает ее бывший возлюбленный Кроун. Она уже давно забыла о его существовании и требует, чтобы он оставил ее в покое. Но наглый и дерзкий грузчик насильно ведет ее за собой.

Страшная болезнь Бесс

В его лачуге бьется в лихорадке его любимая негритянка. Порги несчастен, и только вдова грузчика Сирина всячески пытается его утешить. Она молится и надеется на божью волю.

Наконец слова, обращенные к небесам, были услышаны, и Бесс открывает глаза. Она рассказывает свои страхи по поводу грузчика Кроуна и считает, что он вернется за ней. Сирина и инвалид Порги пытаются успокоить больную девушку, но в это время раздается звон колоколов из церкви. Это означает, что приближается ужасный шторм. Дом Порги накрывает тьма.

Жажда убийства

Воспользовавшись временным затишьем, Клара, жена рыбака и соседка калеки, видит в окне лодку своего мужа. В ужасе она выбегает на улицу, а Кроун бежит за ней.

Действие переходит в седьмую картину. В квартале наступила черная ночь, ненастье потихоньку затихло. Не спят лишь возлюбленные Порги и Бесс с ребенком Клары за пазухой. Очень удачно пробегавший рядом с их окном наркоторговец говорит, что Кроун идет за ними. И через мгновение у их дверей оказывается грузчик, в руках его нож, а в глазах жажда мести. Однако, переплюнув все свои возможности, калека Порги использует нож Кроуна против него же. Он бьет его в грудь насмерть.

Печальные известия

Восьмая и девятая картины заканчивают либретто "Порги и Бесс". Краткое содержание восьмой части: хмурое утро, после разбушевавшейся стихии жители негритянского района спешно начинают работу по сокрытию следов кровавой расправы над грузчиком. И несмотря на то, что полицейские уже кое-что выведали о ночном случае, жители не торопятся быть для них свидетелями.

Все дома афроамериканцев оказываются закрыты для работников полиции, а те, кто встречается на улице, как один отказываются говорить о ночном кровавом инциденте. Тогда следователь притворяется другом Порги и хитростью находит его дом. Он ведет убийцу на опознание своей жертвы.

Наркоторговец тут как тут, его симпатия к Бесс не прошла, и он наглым образом сообщает ей, что ее милый уже не возвратится в их дом. Вранье Спортинг Лайфа о заключении под стражу Порги вводит Бесс в глубокую депрессию, совсем обезумев от своего горя, она наконец соглашается уехать с наркоторговцем в Нью-Йорк.

Заключительная картина раскрывает перед вернувшимся после недельного отсутствия Порги страшную тайну. Вместо любимой, которой он привез подарок, калека встречает пустую лачугу и рассказы соседей о том, что Бесс уже не живет здесь.

Но чернокожий инвалид Порги не готов так просто мириться с происходящим. Он садится обратно в свою коляску, собирает некоторое имущество и уезжает в дальнюю дорогу искать свою Бесс. Он полон уверенности, что обязательно отыщет возлюбленную, потому что путь ему прокладывает сама любовь. В конце оперы звучат слова - "Господи, я еду в Небесную страну".

На либретто (по-английски) Дюбоса Хейуарда и Айры Гершвин, основанном на пьесе "Порги" Дюбоса и Дороти Хейуард.

Действующие лица:

Порги, безногий нищий (бас-баритон)
Краун, грузчик (баритон)
Бесс, его подружка (сопрано)
Джек, рыбак (баритон)
Клара, его жена (сопрано)
Роббинс, обитатель Кэтфиш (тенор)
Сирина, его жена (сопрано)
Спортинг-Лайф, торговец наркотиками (тенор)
Питер, продавец меда (тенор)
владелец бюро похоронных принадлежностей (баритон)

Время действия: 1920-е годы.
Место действия: Чарлстон, Южная Каролина, США.
Первое исполнение: Бостон, 30 сентября 1935 года.

Пьеса Дюбоса и Дороти Хейуард "Порги" имела вполне приличный успех. Но когда Дюбос Хейуард и Айра Гершвин сделали из неё оперное либретто, а брат Айры, Джордж, написал музыку, это произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Общее мнение критики было таково: "Вот наконец первая настоящая и вполне американская опера". Это было в 1935 году. С самого начала своего триумфального шествия по оперным сценам Америки - сперва в Бостоне, затем на Бродвее - она неизменно остаётся в современном оперном репертуаре.

Европы она достигла в 1945 году; тогда опера была поставлена в Швейцарии и Дании труппами, в основном состоявшими из европейских актёров. Но по-настоящему популярной в Европе она стала только после того, как её показала американская негритянская труппа, совершавшая европейское турне. Было это в сезоне 1952/53 годов. Ни одна американская опера, созданная как до, так и после "Порги и Бесс", даже огромный успех опер Джан-Карло Менотти, по-видимому, не поколебала столь прочного положения "Порги и Бесс" в музыкальной жизни западного мира. И даже на Востоке, по крайней мере в России, она была встречена с энтузиазмом.

ДЕЙСТВИЕ I

Сцена 1 представляет собой большой двор в рыбацком поселке Кэтфиш-Роу (Чарлстон, штат Каролина). Когда-то здесь жили аристократы, но теперь он населен неграми. Атмосфера жаркой южной летней ночи передается чудесной колыбельной песней, "Summertime" ("Летние дни"), которую поет молодая жена и мать, Клара. Ее муж Джек выражает господствующее в этих краях отношение мужчин к противоположному полу в веселой песенке "A Woman Is a Sometime Thing" ("Женщина - вещь ненадежная"). В одном углу двора идет игра в кости, в другом - танцуют. На тележке, запряженной козой, въезжает безногий нищий Порги. Все его здесь любят. Мужчины встречают его приветственными выкриками и одновременно ироническими репликами по поводу того, что он "неровно дышит" к девушке Крауна Бесс. В проникнутом горечью и берущем за душу речитативе "When God make cripple, He mean him to be lonely" ("Создавая калеку, Бог дал ему в удел одиночество") Порги поет о безысходности своей жизни, утверждая при этом, что женщины его не интересуют. Игроки в кости распаляются, особенно когда в игру вступает Краун, местный хулиган, который уже навеселе. Вскоре под влиянием "порошка счастья" (наркотика), которым его снабдил Спортинг-Лайф, он становится весьма агрессивным. Вспыхивает драка, Краун убивает одного из игроков и тут же убегает, бросив свою подружку Бесс. Один из парней, тот самый Спортинг-Лайф, торговец наркотиками, пытается - безуспешно - забрать Бесс с собой в Нью-Йорк. Бесс мечется в поисках убежища, но все обитатели Кэтфиш-Роу захлопывают перед ней свои двери.

Не таков Порги. Он всегда любил Бесс, но не осмеливался приблизиться к ней - ведь он калека. Но сейчас она в безвыходном положении. Он зовет ее к себе.

Сцена 2 происходит в комнате Сирины, где оплакивают Роббинса, ее мужа, убитого Крауном. Соседи Сирины теперь собрались, чтобы по негритянскому обычаю спеть над телом ее мужа и собрать нужную сумму денег на похороны. Звучит раздирающая душу погребальная песнь. Входит Порги, с ним Бесс. Он тоже хочет внести свою лепту на похороны Роббинса, и, будучи по природе своей лидером, он принимает главное участие в молитвах и утешениях. Сирина сама поет глубоко трогательную погребальную песню (трагический плач) "My Man"s Gone Now" ("Муж мой умер"). Являются два белых сыщика и предупреждают, что тело должно быть похоронено не позднее завтрашнего дня, в противном случае оно будет передано студентам-медикам. Уходя, они забирают с собой старого Питера, совершенно невиновного, но на которого у них пало подозрение. Входит довольно симпатичного вида владелец бюро похоронных принадлежностей, тоже, как и сыщики, белый. Нужной суммы на похороны собрать так и не удалось, но он согласен поверить обещанию Сирины заплатить позже. Собравшиеся здесь друзья также дают свои уверения, что соберут недостающую сумму, и действие заканчивается, когда Бесс заводит более возбуждающую песню - экстатичную, со стремительно убыстряющимся ритмом "Oh, the train is at the station" ("О, поезд ждет на станции... Он отправляется в землю обетованную").

ДЕЙСТВИЕ II

Сцена 1. Двор Кэтфиш-Роу месяц спустя. Несмотря на разыгравшийся сентябрьский шторм, рыбак Джек собирается выйти в море. Он чинит сети и поет задорную песню "It Takes a Long Pull to Get There" ("Дружней, ребята!"). Что касается Порги, то он живет с Бесс и совершенно счастлив. Никто из соседей не узнает в добродушном весельчаке угрюмого и мрачного прежде инвалида. Он поет о своем счастье в песне под аккомпанемент банджо "I Got Plenty о" Nutting" ("Богат я только нуждою"). Он даже покупает у явившегося сюда юриста Фрейзьера за полтора доллара фальшивые документы о разводе Бесс с Крауном. Вообще-то, развод стоит один доллар, но поскольку Бесс и Краун никогда не были женаты, Фрейзьер требует более высокой платы за свои нелегальные услуги; пришедший сюда же белый юрист м-р Арчдейл выговаривает своему коллеге за то, что тот торгует фиктивными разводами. Он также приносит хорошие новости о Питере, которого освободили из-под ареста. Когда Арчдейл уходит, Порги замечает летящего в небе канюка. Порги поет "Buzzard Song" ("Песню канюка"), первоначально изъятую из партитуры самим Гершвином, чтобы сделать оперу короче, но потом восстановленную. Порги поет о том, что эта птица - предвестник неминуемой беды. Яркий оркестровый аккомпанемент в ней передает нарастающее общее ощущение приближающейся беды, которым охвачены Порги и остальные. Вскоре толпа в страхе расходится. Спортинг-Лайф предпринимает еще одну попытку уговорить Бесс уехать с ним, но Порги, очень сильному, несмотря на то, что он калека, удается прогнать Спортинг-Лайфа. Оставшись одни, Порги и Бесс поют свой любовный дуэт "Bess, You Is My Woman Now" ("Теперь ты моя, Бесс").

Появляется военный оркестр, его сопровождет толпа готовящихся отправиться на пикник на остров Киттиуа-Айленд. Поначалу Бесс хочет остаться с Порги, но ему удается убедить ее поехать повеселиться, и она отправляется на остров без него.

Сцена 2. Пикник на острове Киттиуа-Айленд. Спортинг-Лайф поет свою широко известную песенку "It Ain"t Necessarily So" ("Вовсе не обязательно"). За ней следует короткая драматичная сцена между Крауном и Бесс. Краун - все еще скрывающийся от полиции - выходит из зарослей. Ему удается застать Бесс одну, и, несмотря на ее объяснения, что она теперь принадлежит Порги, он хватает ее и силой тащит в лес.

Сцена 3. Проходит неделя. Жизнь в Кэтфиш-Роу идет своим чередом. Джек и другие рыбаки готовятся выйти в море. Что касается Бесс, то она вот уже неделю после встречи с Крауном на Киттиуа-Айленд лежит в горячке. Ее соседка Сирина, Порги и другие заботятся о ней, и в конце концов "Доктор Иисус" помогает ей. Каким-то образом Порги узнает, что она была с Крауном, и говорит ей об этом. Но он ее прощает, а она признается, что пообещала вернуться к Крауну. Она хочет остаться с Порги, "но боится своей собственной слабости, если Краун вновь придет. Порги обещает защитить ее от Крауна.

Сцена 4 происходит в комнате Сирины. Разыгрался страшный ураган, и все суеверные соседи молятся, ведь многие из них уверены, что настал день страшного суда. Внезапно раздается резкий стук в дверь. Это Краун. Он зло насмехается над калекой Порги и шокирует всех, утверждая, что Бог ему друг. Но когда Клара видит в окно, что к берегу страшной волной прибило перевернутую лодку ее мужа Джека, только Краун оказывается готовым ринуться на помощь. Оставив малыша на руках Бесс, Клара бросается в бушующий шторм.

ДЕЙСТВИЕ III

Сцена 1. Все три короткие сцены этого действия происходят в Кэтфиш-Роу. Буря стихла. В начале сцены женщины на площади оплакивают погибших в море рыбаков. Появляется Спортинг-Лайф. Он намекает на то, что Краун не погиб с рыбаками, а каким-то образом спасся, что он все еще жив и вернется за Бесс и что если у женщины два мужа, то это значит, что у нее нет мужа вообще. За сценой, когда площадь опустела, слышно, как Бесс поет колыбельную маленькой сироте.

Появляется Краун; он пробирается к двери дома Порги, за которой слышит голос Бесс. В тот момент, когда он пролезает под окном, сильная рука Порги хватает его за горло. Порги наносит ему смертельный удар ножом. Краун мертв. Порги радостно восклицает, обращаясь к Бесс: "Теперь у тебя есть муж. У тебя есть Порги!"

Сцена 2. Несколько часов спустя приходит детектив, чтобы отыскать убийцу Крауна, и после недолгого расспроса он уводит Порги, чтобы тот опознал тело. У Спортинг-Лайфа новый шанс завладеть Бесс. Задумав избавиться от обоих своих соперников, Порги и Крауна, - он снова начинает убеждать Бесс, обещая вывести ее в большую жизнь. При этом он поет песню "There"s a Boat That"s Leavin" Soon for New York" ("Пароход уходит скоро в Нью-Йорк") - джазовое описание радостей Гарлема. Он также соблазняет девушку наркотиками - "порошком счастья", как он его называет. И Бесс, потерявшая голову от горя, хотя и отвечает ему резко, явно проявляет слабость и начинает уступать.

Сцена 3. Неделю спустя Порги возвращается - полиции не удалось доказать его виновность в убийстве. Он всюду ищет Бесс. Наконец он узнает, что она уехала в Нью-Йорк со Спортинг-Лайфом. Порги ничего не знает о Нью-Йорке - он знает только, что он далеко на севере. Калека не может смириться с мыслью потерять Бесс. Он взбирается в свою инвалидную коляску, запряженную козой, и отправляется в далекий сказочный Нью-Йорк. Он уверен, что найдет свою любимую Бесс - ведь его ведет любовь. Опера завершается хором "Господи, я еду в Небесную страну". Он звучит в духе мужественных, полных веры спиричуэлсов.

Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)

«Порги и Бесс» - самое высокое творческое достижение композитора. С полным правом называл Гершвин свою оперу «народной драмой», ибо народ является главным героем произведения. Именно поэтому столь велика в нем роль хоров. Выразительные хоры даны в узловые, кульминационные моменты действия - в сцене отпевания покойника, в картине бури, в финале. Хоровые реплики вплетаются и в сольные номера - колыбельную Клары, песенку Спортинг Лайфа. Народ активно участвует во всех событиях. Он смеется, тоскует, страдает, радуется.

С замечательным мастерством даны композитором индивидуальные характеристики героев. Покоряет душевная чистота Порги, его цельное и беззаветное чувство к Бесс, неиссякаемый оптимизм. В этом светлом образе сконцентрированы лучшие черты духовного облика негритянского народа. Порги противостоит Спортинг Лайф - лживый, коварный, обуреваемый низменными чувствами бизнесмен. Обаятельны женские персонажи оперы - Бесс, Клара, чьи музыкальные характеристики отличаются мягким лиризмом и поэтичностью.

Музыкальный язык оперы гибок, богат и разнообразен. Главную роль в раскрытии сценических образов играют вокальные партии - выразительные, основанные на яркой песенной мелодике. Песенность - отличительная черта стиля «Порги и Бесс», Щедрый мелодический дар Гершвина раскрылся здесь во всем его обаянии и богатстве: мелодии оперы, своеобразные, льющиеся легко, «из души», пленяют слушателя и западают в память. Вдохновенной лирикой дышат лучше номера произведения - нежная колыбельная Клары глубоко эмоциональный дуэт Порги и Бесс. Веселым задором веет от юмористической песенки Порги «Богатство бедняка».

В «Порги и Бесс» композитор не цитирует негритянских мелодий, но вся музыка оперы выросла из народных истоков. Гершвин сумел претворить в ней мелодико-гармонические и ритмические особенности негритянского фольклора, элементы негритянских национальных жанров - блюзов, спиричуэлс. Использовал Гершвин и выразительные средства джаза - главным образом в партии Сгюртинг Лайфа.

Музыкальная драма Гершвина стала частью истории народа Америки. Вместе с неумирающими героями Марка Твена, Джека Лондона и О"Генри в жизнь все большего и большего числа любителей истинного искусства входят всегда улыбающийся, жизнерадостный Порги со своей нежной подругой Бесс.

М. Сабинина, Г. Цыпин

Одна из лучших американских опер. Ее замечательные мелодии - знаменитая колыбельная Клары «Summertime» (1 д.), песенка Спортинг-Лайфа «It ain"t necessarili so» (2 д.) и др. - пользуются огромной популярностью.

В СССР впервые поставлена в Таллине (1966), на русской сцене в Малом театре оперы и балета (1972, Ленинград). Мировую известность получил фильм реж. О. Преминджера (1958) с участием знаменитого актера С. Пуатье.

Дискография: CD - Decca. Дир. Маазель, Порги (Уайт), Бесс (Митчелл), Спортинг-Лайф (Клеммонз), Кроун (Боутрайт), Клара (Хендрикс), Джейк (Томпсон).

Много прекрасных произведений сочинил замечательный композитор Джордж Гершвин за недолгий свой век. Среди них и эстрадные песни, и рапсодии, и увертюры, и спектакли, и сюиты, и пьесы самых разных жанров. Самой большой популярностью у слушателей пользуется джазовая опера «Порги и Бесс». Краткое содержание ее знают немногие, главным образом известна знаменитая колыбельная Клары, носящая и другое название, - «Лето». Мелодия завораживает уже не одно поколение, но о чем она? И о чем вся опера?

Каким был Гершвин

Путь к славе Якова, потомка эмигрантов из России, был нелегким. Самообучение игре на фортепиано началось в двенадцатилетнем возрасте, а через четыре года, в 1914-м, юноша уже «шпилил» в издательстве Ремика аккомпаниатором. Семья жила в Бруклине, причем небогато, еще трое детей Гершовицев (такова была фамилия Гершвина в юности) хотели кушать, вот и приходилось работать. Любовь к музыке оказалась врожденной. Только выучившись играть, Джордж начал и сочинять, правда, без особого успеха. Упорство, однако, приносит плоды, особенно в сочетании с талантом, и вскоре в ревю Зигмунда Ромберга прозвучали первые произведения молодого автора. Дальше все пошло в полном соответствии с образом «американской мечты» - слава, успех, деньги. Радость жизни продолжалась до 1937 года. У гениального композитора и пианиста обнаружили неоперабельную опухоль головного мозга. Болезнь убила Джорджа Гершвина на 39-м году. Но успел он много, в том числе и сочинить великую оперу «Порги и Бесс». Краткое содержание других его творений заняло бы слишком много места для одной статьи.

Замысел

В 1926 году Джордж прочитал книгу, написанную Д. Хейвордом, и это литературное произведение произвело на него сильное впечатление. В то время композитор активно дирижировал, писал музыку, но нашел время для того, чтобы послать автору письмо, в котором выражал восхищение и намерение поработать над произведением, задуманным как музыкальная иллюстрация романа. Прошло восемь лет, прежде чем ему удалось приступить к реализации этого творческого плана. К тому времени супружеская чета - Дюбоз и Дороти Хейворд - уже и сами нашли подходящие спиричуэлы для спектакля, поставленного по мотивам книги. В сюжете литературного произведения присутствовали два чернокожих персонажа, Порги и Бесс. Краткое содержание романа можно было свести к словосочетанию «криминальная мелодрама».

Контракт подписан

В Америке любое крупное дело начинается с контракта. В 1933 году был подписан между «Театральной гильдией», автором литературного источника Дюбозом Хейвордом и композитором Джорджем Гершвином по поводу еще не написанной оперы «Порги и Бесс». Краткое содержание этого документа, ставшего теперь частью истории американского искусства, представляет собой перечисление финансовых условий и процентов отчислений с авторских гонораров. Общая идея и литературная часть, включавшая большую часть либретто, предоставлялась писателем. Музыку обязывался сочинить Дж. Гершвин. Гильдия брала на себя продвижение оперы на подмостки ведущих театров. Тексты некоторых партий вышли из-под пера брата Джорджа, Айры, это в контракт не входило, просто так получилось.

Первая картина, действия 1-3

Знаменитая колыбельная Клары - вот с чего начинается опера «Порги и Бесс». Краткое содержание текста этой композиции, ставшей частью джазовой классики, состоит в описании мечты о богатом папе, красивой маме, рыбах, выпрыгивающих из воды и других прекрасных явлениях, составляющих надежду бедняков. В сочетании с завораживающей мрачноватой мелодией, колыбельная приводит слушателя в нужное эмоциональное состояние уже с первых аккордов. Далее следует сцена конфликта, возникшего во время азартной игры в кости. Компания собралась веселая: здесь и гангстер из Нью-Йорка Спортинг Лайф (это кличка), и Роббинс (грузчик из гавани) со своей супругой, и Краун (тоже грузчик) с подружкой Бесс. Еще присутствует инвалид, чернокожий (как и все остальные) Порги.

Грузчики повздорили, Краун убил Роббинса и убежал. Вот-вот прибегут полицейские, красавица-подружка убийцы в замешательстве, она не знает, что делать, и помочь ей некому. Только инвалид предлагает ей укрыться в своем жилище, и она соглашается. Тем временем вдова Роббинса плачет, а соседи помогают ей, кто чем может. Остаются вдвоем Порги и Бесс. Краткое содержание первых двух действий на этом можно считать исчерпанным.

Далее следует намек на то, что некоторое время (месяц или более) после драматичных событий уже прошло. Порги счастлив, он долго любил Бесс, но признаться в этом боялся, а теперь открылся. Жизнь маленького рыбацкого селения приходит в обычный ритм: мужья уходят в море, жены их ждут. Но тут на сцене снова возникает Спортинг Лайф, и под предлогом приглашения на пикник уводит Бесс развлекаться. Порги остается в одиночестве.

Картина вторая и последняя

Драматична, но оптимистична джазовая балладная опера «Порги и Бесс». Краткое содержание второй картины можно описать динамично: картины сменяют одна другую, в них много темповых переходов и контрастных тонов, мажор часто сменяется минором и наоборот.

Сцена народного гуляния, веселье, яркие краски, характерные для нарядов чернокожих американцев. Спортинг Лайф весел и самодоволен, но тут неожиданно появляется беглец-убийца Краун. Он уводит свою подружку, невзирая на ее возражения.

Клубника!

Бесс все-таки вырвалась из рук Крауна и теперь в изнеможении лежит в каморке Порги. Рыбачка, пришедшая помочь, молится. За окном начинается буря, в которой гибнет ее муж.

Глубокой ночью Краун пытается ворваться в жилище Порги. Он не рассчитывает на отпор, но инвалид защищает свою любовь как может и в завязавшейся драке случайно убивает обидчика. Полиция исключает Порги из числа подозреваемых, но его все равно забирают в участок как свидетеля.

Когда его отпустят, он не застанет любимой. Спортинг Лайф обманул Бесс, сказав ей, что Порги «упекли» надолго, и увез красавицу в Нью-Йорк.

Порги едет ее искать. Он весел и решителен, хотя, кроме нехитрых пожитков и коляски, у него ничего нет.

Вот и вся история.

Послевкусие

Содержание оперы «Порги и Бесс» даже в самом полном и подробном изложении не может передать атмосферы, которую смог создать гениальный Гершвин. Произведение лишь по форме напоминает драму с криминальным сюжетом, на самом деле это история о бесконечной любви. Она о самопожертвовании, готовности сделать все для дорогого человека, и о том, что именно в этом заключается настоящее счастье. Инвалида Порги не пугают трудности, он знает, что находится «на своем пути». Именно об этом великом чувстве музыка Джорджа Гершвина. Ее можно слушать и не зная английского языка, она понятна без слов.

Д. Гершвин опера «Порги и Бесс»

Культовая композиция «Summertime», пожалуй, известна каждому поклоннику джаза благодаря прекрасному исполнению Луи Армстронга и Эллы Фицджеральд. Это колыбельная Клары из первого действия оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс». Спектакль целиком построен на джазовых композициях, здесь присутствуют блюзовые интонации, негритянские гимны и псалмы, спиричуэлы. Кроме того, в нем представлено море импровизации, как же без этого, ведь речь идет не просто о классической опере, а о джазовой. Именно поэтому она отличается от привычных нам образцов.

Действующие лица

Описание

Порги баритон нищий инвалид
Бесс сопрано молодая девушка Крауна
Краун баритон грузчик в порту
Джек баритон рыболов
Клара сопрано жена Джека
Спортинг-Лайф тенор торговец наркотиками
Роббинс тенор житель Кэтфиш Роу
Сирина сопрано супруга Роббинса
Питер тенор продавец меда
Лили сопрано жена Питера

Краткое содержание


Сюжет взят из романа Дюбоза Хейуорда «Порги» и его действие происходит в Кэтфиш-Роу, беднейшем негритянском квартале, где в открытую показана жизнь афро-американского народа. Сюжет поражает своей прямотой, знакомит с добрыми людьми, которые обречены на страдания и в то же время вызывает глубокое сочувствие к бедному, обманутому Порги.

Любовь женщины непостоянна, особенно если это красотка Бесс, которую нищий калека Порги спас от неприятностей и приютил у себя, когда от нее сбежал молодой человек. Воспылав пламенными чувствами, Порги борется за Бесс со своим главным соперником и убивает его в схватке. Одолев врага, он теряет ту, которая еще неделю назад пела ему о любви, а теперь сбежала в другой город с очередным поклонником, посулившем ей хорошую жизнь. Все что остается влюбленному Порги, это последовать вслед за своей мечтой в Нью-Йорк.

Фото :





Интересные факты

  • Это образец первой национальной оперы США, так ее окрестили критики после премьеры. 14 июля 1993 года п очтовая служба США признала культурную значимость оперы, издав юбилейную 29 центов почтовую марку. В 2001 году " была провозглашена официальной оперой штата Южная Каролина.
  • Интересно, что сам автор в своем завещании пожелал, чтобы народная опера исполнялась обязательно темнокожими артистами, именно поэтому он в свое время отказался от заманчивого контракта с Метрополитен-опера, где присутствуют только белые певцы. Это не удивительно, ведь не каждому под силу передать афро-американскую культуру и богатый колорит произведения.
  • В нашей стране оригинальная полноценная постановка спектакля была поставлена более 50 лет назад, ее исполнила негритянская труппа «Эвримен Опера». А в 1983 году был поставлен одноименный балет на музыку Джорджа Гершвина.
  • Кстати, первая постановка народной оперы была осуществлена в Бостоне под руководством Рубена Мамуляна, уроженца Тбилиси, получившего образование в Москве. Дирижером был Александр Смоленский, а художником – Сергей Судейкин, да и сам Джордж Гершвин - сын эмигранта из России.
  • "Порги и бесс" стала первой оперой американских композиторов поставленная в знаменитом итальянском оперном театре "Ла Скала".
  • Специалисты называли это произведение народной оперой, которая занимала промежуточное место между бродвейским мюзиклом и оперой.
  • Во время создания опера называлась "Порги", и лишь потом добавили "и Бесс", чтобы избежать путаницы с романом Дюбоза Хейуорда.
  • Работая над этой оперой, Гершвин специально провел несколько месяцев в Чарльстоне, чтобы как можно ближе познакомиться с культурой, бытом и особенностями пения народа.
  • Особую роль в выражении национальной самобытности играет ладо-интонационный строй. Широко применяется мажоро-минор с низкой септимой.
  • Большая часть словесного текста была написала Дюбозо Хейвардом, лишь некоторые номера принадлежат перу брата композитора.
  • В 1957 году вышел альбом легендарных Эллы Фицджеральд и Луи Армстронга «Порги и Бесс», в который вошла ария Summertime. Именно он был занесен в 2001 году в Зал славы Гремми, а также признан самой лучшей обработкой оперы.
  • Произведение было написано Гершвиным за двадцать месяцев. Однако различные правки и доработки композитор продолжал вносить в партитуру даже во время репетиций. Полностью завершена работа над музыкальным текстом была ровно за день до премьеры.
  • Многие американские журналы и газеты после премьеры признали Гершвина «серьезным композитором».
  • Любопытно, но на сегодняшний день насчитывается около 20 тысяч вариантов легендарного хита Summertime. Именно эта композиция вошла в мировой топ-10 самых лучших джазовых мелодий.
  • По одной из версий, Гершвин создал свой шедевр, впечатлившись одной колыбельной. Существует мнение, что украинская песня «Ой ходить сон коло вiкон» легла в основу хита Summertime.
  • Любопытно, что несколько раз возникали джазовые варианты этой оперы. Впервые – в 1957 году благодаря Элле Фицджеральд и Луи Армстронгу . Причем именно эта версия больше всего полюбилась почитателям музыки. Второй раз в 1958 году уже Майлз Дэвис сделал свой джазовый вариант.
  • Во время первого тура по городам Америки в 1936 году, труппа потребовала разрешить присутствовать в театре всем зрителям, в том числе и темнокожим. Они выдвинули это предложение незадолго до выступления в Вашингтоне, и руководство театра пошло на встречу, согласившись с этим, чтобы не срывать долгожданную премьеру.
  • Несмотря на большой успех во время премьеры, материальные затраты на постановку оперы не смогли окупиться и братья Гершвины потеряли около 10 тысяч долларов.

Популярные арии

Колыбельная Клары " Summertime" (слушать)

Песня Порги "I Got Plenty o’ Nuttin’" (слушать)

Песня Бесс "What you want wid Bess" (слушать)

Дуэт Порги и Бесс "Bess, You Is My Woman Now" (слушать)

История создания


Либретто спектакля было написано Дюбозом Хейвардом и Айрой Гершвиным по пьесе Дороти и Дюбоза Хейвард «Порги». Авторы смогли сохранить в тексте оперы народный язык первоисточника, а также смесь наивности, суеверия и необычайного темперамента. Когда композитор впервые познакомился с произведением Дюбоза Хейварда в 1926 году, то был настолько впечатлен, что сразу же написал ему письмо с предложением о сотрудничестве. У него сразу же родилась мысль о написании оперы. Спустя время они смогли приступить к работе. В 1933 году был подписан контракт с нью-йоркской «Театральной гильдией».

Сохранились сведения, что поначалу между авторами пьесы и композитором шли долгие споры, так как Хейварды настаивали на включении разговорных эпизодов (без музыкального сопровождения). Естественно, Гершвин, как композитор, был иного мнения и отдавал предпочтение именно музыкальной части. Это не удивительно, ведь он создавал первую национальную американскую оперу с богатым колоритом.

Сам Гершвин называл свою оперу «народной драмой», подчеркивая тем самым, что главным персонажем является именно народ. По этой же причине, большая роль отводится хоровым номерам, которые искусно вплетаются в сольные.

Постановки


Премьера спектакля с огромным успехом прошла 30 сентября 1935 года в Бостоне, в «Колониэл-театре». Музыкальные и театральные критики были восхищены произведением. Дирижером выступил Александр Смолленс.

Премьера в Нью-Йорке прошла менее успешно (постановщик Рубен Мамулян), несмотря на это всего за 1,5 года спектакль выдержал 124 представления.

На европейских сценах опера оказалась в 1945 году – В Дании и Швейцарии, силами местных артистов. Однако подлинный успех спектакль обрел лишь тогда, когда его исполнила американская негритянская труппа.

Российская публика смогла оценить произведение Гершвина лишь в 1956 году, благодаря труппе из США.

Опера была экранизирована в 1958 году режиссером Отто Преминджером. Впоследствии, именно этот фильм получил Оскар в номинации за «Лучший саундтрек».

В 1983 году балетмейстер Михаил Лавровский осуществил постановку своей версии джаз-балета «Блюз» по произведению Гершвина. Премьера прошла в Тбилисском театре оперы и балета. В 1987 году вышел фильм-балет «Фантазер», в основе которого была опера «Порги и Бесс», в главной роли выступили М. Лавровский и Н. Трубникова.

Предлагаем и вам познакомиться с первой национальной американской оперой, окунуться в завораживающие джазовые ритмы и проникнуться историей любви вместе с «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина .

Видео: смотреть оперу «Порги и Бесс»

Содержание оперы Гершвина перекликается с лучшими произведениями американской реалистической литературы - творчеством Гарриет Бичер-Стоу, Марка-Твена, Уильяма Фолкнера, О. Генри и других американских писателей, рассказывающих о жизни негритянской бедноты. Чутьем истинного художника композитор понял, что именно на таком материале должна строиться национальная американская опера. В основе сюжета «Порги и Бесс» - картины быта маленького афроамериканского рыбацкого поселка, затерянного в глуши Юга США. Здесь живут со своими семьями рыбаки, портовые грузчики, уличные торговцы, нищие.

Либретто оперы создано Дюбозом Хейвардом и Айрой Гершвиным на основе пьесы Дороти и Дюбоза Хейварда «Порги». Пьеса, в свою очередь, является переработкой одноименного романа Дюбоза Хейварда.

Действие разворачивается в конце 1920-х годов. Главный герой, добрый и доверчивый нищий калека Порги, любит красотку Бесс, любовницу грузчика Кроуна. Когда в ходе уличной драки Кроун убивает своего партнера по игре в кости Роббинса и скрывается от полиции, все отворачиваются от Бесс. Порги сердечно предлагает ей свое убогое жилище, и она уходит к нему. Через некоторое время дешевый адвокат совершает нехитрый свадебный обряд, закрепляя союз Порги и Бесс.

Жители поселка отправляются на пикник на соседний остров. После пикника неожиданно появляется Кроун, он застает Бесс одну и насильно уводит в лес.

Спустя неделю, защищая Бесс от домогательств прежнего сожителя, Порги убивает Кроуна. Пока он находится под арестом, наркоторговец Спортин-Лайф при помощи «порошка счастья» убеждает Бесс уехать с ним в Нью-Йорк.

Освобожденный за недостатком улик Порги возвращается в свою трущобу. Он узнает от соседей о том, что произошло в его отсутствие, и отправляется на поиски возлюбленной в неведомый, сказочный Нью-Йорк.

В либретто бережно сохранены колоритный народный язык пьесы, смесь доверчивой наивности, набожности, суеверия и неудержимого темперамента, характерная для ее героев.

Сочиняя музыку оперы, Гершвин несколько месяцев прожил в одном из захолустных негритянских местечек, стремясь к возможно большей аутентичности в изображении быта его жителей. Он принимал участие в их хоровом пении, прислушивался к особенностям афроамериканской речи, постигал характерные детали быта, психологии.

Жанр и драматургия оперы

Гершвин назвал свою оперу народной , хотя ее конфликт носит сугубо частный характер. Это душевные «метания» Бесс между подлинной любовью к ней Порги и развращенной моралью Спортин-Лайфа, представителя нью-йоркских кабаков. В трактовке Гершвина Порги олицетворяет беспредельность человеческой любви и веры. Его наивность - не простота глупца, а проявление по-детски чистой, цельной, неискушенной души. Музыка оперы заставляет слушателя поверить в то, что отправившись за тысячу километров искать «иголку в стоге сена», Порги сумеет найти свою любимую.

Определение «народная» отражает самую суть оперы Гершвина. Сложные человеческие взаимоотношения разворачиваются в ней на широкой канве массовых и диалогических сцен, рождаются как бы в гуще народной жизни и потому так жиз-ненно убедительны. Существенно то, что хоровые сцены, рисующие образ народа, являются мощной опорой всего спектакля, ее идейно-смысловыми центрами.

Композиция оперы складывается из де-вяти картин, действие которых замкнуто в одном про-странстве, именуемом «двор в Кетфиш Роу» . При этом имеет место сквозное развитие сцен как цепи событий.

Драматургия спектакля коренным образом связана с националь-ными традициями. Она опирается на характерное для американского театра, в том числе для «комедии менестрелей» , соче-тание разговорных сцен и песенных номеров. Истоки подобной драматургии восходят к приемам «балладной оперы» , сложившейся еще в XVII веке. Балладная опера широко распространилась в США, породив, в частности, музыкальную комедию Бродвея. Таким образом, в «Порги и Бесс» Гершвин мастерски трансформировал тот многообразный опыт, который приобрел, сочиняя музыку для бродвейской эстрады.

С массовыми жанрами американского театра связаны и другие особенности произведения:

1. преобладание «речевых» сцен, их огромная роль в раскрытии образов;

2. динамика и целеустремленность в развитии сюжета, сценичность ситуаций;

3. комедийный облик многих эпизодов. В духе американского фольклора трагедия и шутка здесь неразрывно переплетаются;

4. родство образов главных героев, Порги и Спортин-Лайфа, с характерными типажами театра менестрелей. В трактовке Гершвина эти менестрельные прототипы преображаются в жизненно правдивые образы.

Все персонажи оперы характеризуются широким спектром эмоций от горя, страдания до радости, веселья, правдиво отражающих осо-бенности негритянского характера. В работе над музыкой композитор основывался на обширном круге национально-бытовых жанров: песенок из ревю, комедий, джаза. Но главным источником вдохновения для Гершвина стали оригиналь-ные образцы афроамериканского фольклора, хотя музыка оперы не содержит прямых цитат. Стилизованные образцы ряда фольклорных жанров интегрированы в структуру полноценной оперы с ариями (по большей части в простой песенной форме), ансамблями, речитативами и лейтмотивами.

Композитор обращается к широкой палитре афроамериканского фольклора: лирическим блюзам и «языческим» пляскам, негритянским гимнам, псалмам и замечательным хоровым песням - спиричуэлс.

Спиричуэл (от англ. spiritual - духовный) - основной жанр афроамериканского фольклора, возникший в южных штатах США в период рабства. Это духовные песнопения негров, исполняемые хором a cappella как коллективная импровизация.

Поэтические тексты спиричуэлов в большинстве случаев основаны на библейском материале, однако библейские мотивы в них снижены, фольклоризированы, сочетаются с повествованием о собственной повседневной жизни.

Мелодика спиричуэлов глубоко своеобразна. Пентатонические попевки сочетаются в ней с типичными для блюзового лада колебаниями между мажорной и минорной терциями. Часто используются нетемперированные звуки, глиссандирование. Ритмическое своеобразие определяется характерным синкопированием.

Именно с опорой на спиричуэлс связана потрясающая выразительность трагедийных сцен, которые являются художественными вершинами всей оперы. Такова, в первую очередь, сцена похоронного причитания над телом убитого Роббинса, обобщающая образ всенародного горя и молитва во время грозы.

Высшая драматическая точка похоронной сцены - ее заключение, где восходящее хоровое глиссандо звучит на фоне нисходящих хроматических аккордов оркестра. А далее наступает естественная разрядка, выраженная, на первый взгляд, наивно, но психологически очень правдиво для данной среды. На неожиданный призыв Бесс занять места в поезде, уносящем в «обетованный рай», отвечает радостный «желез-нодорожный» псалом хора. Подобные внезапные эмоциональные модуляции, как уже отмечалось, весьма типичны для американского фольклора.

Оперные формы

Главный план музы-кально-сценического действия «Порги и Бесс» составляют диалогические сцены. Изучив до тончайших деталей особенности негритянской речи с ее своеобразным «детонированием», Гершвин тщательно отобрал для характеристики своих героев ярко индивидуализированные попевки . Эти попевки отражают характерный прием «скольжения» натуральной и хроматической ступеней лада, глиссандирование (например, в окончании плача Сирины).

На свободном взаимодействии коротких музыкальных реплик нескольких персонажей выстраиваются многие колоритные бытовые сценки (игра в кости в 1-й картине, комическая стычка женщин с полицейским в 8-й или сборы на пикник в 3-й картине).

Песенные номера явились жанровой основой как сольных партий действующих лиц (Порги, Кроуна, Джека, Спортин-Лайфа), так и больших хоровых сцен. Подчас небольшая песня в эпизоди-ческой партии обретает серьезный образный смысл для всей оперы. Такова колыбельная Клары «Summertime» , являющаяся своеобразной лирической экспозицией спек-такля. Характерные «качающиеся» интонации афроамериканских блюзов придают ее музыке настроение одновременно и меланхолическое, и чувственное.

Музыка этой прекрасной колыбельной песни появляется в опере несколько раз (в том числе в партии Бесс).

Именно на песнях, основанных на оборотах негритянского фольклора, строится характеристика главного героя, Порги. Так, глубокая искренность и чистота его души раскрывается в веселой песенке из 3-й картины («Богат я только нуждою»), мелодически ясной и свежей, с наивно- радостным напевом в стиле спиричуэлс-славлений.

Партия Порги выделена в сольную в ряде хоровых сцен. Например, в сцене похорон он возносит молитву (в кла-вире ремарка - «поет как псалом»). Венчающий оперу торжественный спиричуэл («Господь, я на пути в твой небесный рай...») в устах Порги звучит подлинным гим-ном душевной стойкости народа.

На выразительной певучей фразе, будто заимствованной из подлинных спиричуэлс, основан лейтмотив Порги.

Лирические черты образа Порги господствуют в его дуэте с Бесс (3-я картина).

В ха-рактеристике Спортин-Лайфа преобладают элементы эстрадного джаза. Яркий пример - его знаменитая песенка на пикнике (4-я картина). Острошаржированный текст, полный издевки над библейскими притчами, прокомментирован «кривляю-щейся» мелодической линией.

Национальная самобытность вокального стиля «Порги и Бесс» подчеркнута ее специфическим ладоинтонационным строем. Выразительность множества тем оперы связана с блюзовыми нотами , характерными для афроамериканской музыки.

Особенно широко применен Гершвином мажоро-минор с низкой септимой (например, в дуэте Порги и Бесс из 3-й кар-тины или в заключительном спиричуэле в том же E-dur).

Специфика ладового строя афроамериканской музыки проступа-ет и в гармоническом языке оперы. Почти во всей партитуре преобладает аккордика особого строения, отмеченная терпкостью колорита благодаря применению кварто-квинтовой или квинто-секстовой структуры в сочетании с интервалами септимы, секунды. Часто звучат в партитуре «жесткие» параллельные гармонии, характерные для спиричуэлс.

Национальную самобытность стиля Гершвина во многом определяет изумительно разработанная ритмика, со всей достоверностью передающая этот едва ли не самый характерный элемент афроамериканской му-зыки. Подлинным апогеем виртуозного владения Гершви-ном стихией ритма является сцена пикника (4-я карти-на), вступление к которой исполняют три африканских барабана. Их дополняют губная гармошка и гребенки.

Закономерно, что создавая музыку своей оперы, композитор с самого начала рассчитывал на темнокожих исполнителей. Именно поэтому он отказался от контракта с театром Метрополитен-опера: на его сцене выступали только белые певцы. Премьера «Порги и Бесс» состоялась в 1935 году в малоизвестном небольшом театре в Бостоне.

Исключение - 4-я картина, пикник на острове.

«Театр менестрелей» («минстрел-шоу») - разновидность комедийного балаганного театра, распространившаяся в США с середины XIX века. Изначально участниками этих представлений были исключительно белые артисты, гримировавшиеся под негров и пародировавшие негритянскую манеру музицирования. Со временем в минстрел-шоу всё чаще стали выступать чернокожие исполнители, утрированно гримировавшиеся «под негров». Значение минстрел-шоу определялось тем, что они привлекли внимание широкой публики к негритянской музыке, которая неизмеримо возвышалась над балаганным сюжетным фоном (c сюжетной стороны многие номера носили оскорбительный для негров характер).

Балладная опера - это английская разновидность комедийного театра. Ее характерной особенностью является включение в разговорные сцены музыкальных вставок в виде замкнутых песенных и танцевальных номеров, заимствованных из фольклора или же сочиненных композиторами в народном духе. Первый классический образец - «Опера нищих» на текст Дж. Гея с музыкой Дж. Пепуша.

Среди самых популярных персонажей менестрельного театра были «Джим Кроу» - «негр-простак», воплощавший «здравый смысл», и негр-дэнди, изведавший пороки городской жизни.

2-я картина: прощаясь с по-койным, соседи бросают в чашку последние гроши, чтобы можно было его похоронить. Вдова Роббинса Сирина заводит плач по умершему, все присутствующие присоединяются к погребальному пению.

6-я картина: в комнатке Сирины спасаются от бури испу-ганные жители Кетфиш Роу; они молятся об избавлении и укрощении стихии.

1-я картина: Летний вечер. Молодая негритянка Клара, жена рыбака Джека, баюкает своего ребенка.

Песня «Summertime» известна в разных вокально-инструментальных интерпретациях. Самые знаменитые исполнительские версии созданы такими джазовыми исполнителями как Чарли Паркер, Луи Армстронг и Элла Фицджеральд, Майлс Девис, Оскар Питерсон.

mob_info