Политико правовая сфера определение. Политико-правовая сфера. Политическая сфера общества

Политико-правовая сфера жизни общества основана на осознании социальными общностями своих политических интересов и потребностей, связанных с завоеванием власти, использованием властных функций, законотворческой деятельностью и исполнением законов.

Виды власти в обществе:

· Экономическая;

· Политическая;

· Правовая;

· Военная;

· Духовная;

· Семейная;

· Информационная.

Структура политико-правовой сферы жизни общества:

· Политическая организация общества;

· Политическое и правовое сознание субъектов;

· Политические и правовые отношения;

· Политико-правовая культура;

· Политико-правовая деятельность.

Основные функции государства:

· Представительская;

· Регулятивная;

· Охранительная;

· Внешнеполитическая:

· Интеграционная.

Классификация государств

1.По функциональной характеристике:

· Полицейское (военное);

· Религиозное;

· Правовое;

· Социальное.

2.По форме правления:

· Монархия;

· Теократия;

· Республика.

3.По административно-территориальному построению:

· Унитарное;

· Федеративное;

· Конфедеративное.

4.По политическому режиму:

· Демократическое.

5.По политической стабильности:

· Стабильное;

· Нестабильное.

Признаки права:

· Общеобязательность;

· Формальная определенность;

· Исполнение норм права осуществляется добровольно со стороны субъектов общества и принудительно со стороны государства;

· Нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев и фактов.

Право выполняет функцию:

· Закрепления основ существующего строя;

· Способствует развитию позитивных общественных отношений;

· Создание предпосылок для целенаправленного и целесообразного функционирования деятельности государства;

· Критерия правомерного и неправомерного поведения людей;

· Воспитания у людей правового сознания.

Основные критерии политико-правовой сферы жизни общества:

· Согласованность политики государства с интересами граждан страны и нормами права;

· Наличие и соблюдение политических и правовых свобод;

· Демократизм;

· Верховенство закона и др.

Социальная сфера жизни общества

Социальная сфера жизни общества – необходимая подсистема, характеризующая положение людей в обществе с позиции социального равенства или неравенства, справедливости или несправедливости.

Основные элементы социальной структуры общества:



· Классы;

· Страты;

· Сословия;

· Люди города и деревни;

· Представители умственного и физического труда;

· Социально-демографические группы;

· Этнические и национальные общности.

Подходы к социальной сфере общества:

· классовый;

· стратификационный.

Основные критерии развития социальной сферы жизни общества:

· Статус личности в обществе;

· Положение различных демографических, профессиональных и других социальных общностей в обществе;

· Качество и уровень жизни;

· Уровень материального благосостояния.

Духовная сфера жизни общества

Духовная сфера жизни общества связана с воспроизводством индивидуального и общественного сознания, с удовлетворением духовных потребностей субъектов общества и развитием духовного мира человека.

· Духовное производство;

· Хранение;

· Распределение;

· Потребление духовных ценностей общества.

Основные критерии духовной сферы жизни общества:

· Развитость индивидуального сознания;

· Способность человека осознавать себя, свои отношения с природой и обществом;

· Гуманистическая направленность общественного мировоззрения;

· Состояние духовных ценностей;

· Состояние образования, воспитания, науки и искусства;

· Практическая реализация свободы совести граждан и др.

Основные функции духовной жизни общества:

· Воспроизводство индивидуального и общественного сознания;

· Создание, хранение, распределение и потребление духовных ценностей;

· Мировоззренческая;

· Методологическая;

· Научно-познавательная;

· Коммуникативная,

· Художественно-эстетическая;

· Образовательно-воспитательная и др.

Определение терминов

Власть - политический и экономический феномен, описывающий систему господства-подчинения и предполагающий наличие субъекта власти, центр и источник власти, определенное оформление властных отношений (законы).

Государство - общность людей, объединенных одной территорией, общими правовыми законами и публичной властью, а также налогами.

Гражданское государство - сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти.

Правовое государство - правовая форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

Политика - одна из форм деятельности по управлению общественными отношениями и связями, возникающими между людьми в процессе создания материальных и духовных ценностей. Политика включает в себя следующие элементы: власть, политические отношения, политические организации, политические интересы и идеи.

Человек и политика

Современные представления о взаимоотношениях личности и политики, сформировались под влиянием двух методологических ориентиров политической науки.

Первый - институциональный анализ, истоки которого находятся в классической политической мысли.

Второй - поведенческий подход, разработанный во второй половине XX века.

Для институционального анализа характерен интерес к философским, нравственным, ценностным, культурным и историческим элементам политики в их соотношении с природой человека. Данный анализ позволяет выделить две теоретические модели описания, понимания и объяснения взаимодействия человека и политики: "подчинения" и "интереса". Каждая из них характеризует различные механизмы включения человека во власть. В условиях функционирования модели подчинения, действующей в обществе с достаточно высокой степенью регламентации, происходит взаимодействие механизма отбора, контроля и предписания. Необходимость такой модели мотивируется природой человека: неразумной, эгоистичной и, следовательно, нуждающейся в контроле. Основные элементы этой модели были замечены еще Аристотелем, полагавшим, что властвование и подчинение не только необходимы, но и полезны, так как заложены в самой природе людей, среди которых одни от рождения предназначены к подчинению, другие к властвованию.

Фундаментальные же основы ее были разработаны Т. Гоббсом, полагавшим, что врожденный инстинкт человека - "вечное и бесконечное желание все большей и большей власти. Мало того, там, где нет власти, способной держать в подчинении всех, люди не испытывают никакого удовольствия (а, напротив, значит горечь) от жизни в обществе". Власть - источник всех этических норм. Эта идея Гоббса была поддержана и исследована как элитаристами, согласно которым нормальное функционирование социума возможно там, где имеет место наличие компетентной власти меньшинства над большинством, так и эгалитаристами - сторонниками демократических традиций, по утверждению которых отдельные индивиды во имя общей свободы обязаны отказаться от "жажды" власти и руководствоваться только в соответствии с "общей волей" социума. Новые мотивы, объясняющие необходимость подчиненного положения личности вводят современные политологи: во-первых, оправданием ее управленческих задач, так как современное общество является созревшей меритократией, где власть основана на признании заслуг (Д. Белл, С. Липсет, У. Мур); во-вторых, обеспечением константной и стабильной демократии, в основе которой требование "политики для политиков" (Р. Даль, У. Корнхаузер, Дж. Шумпетер); в-третьих, достижение большего равенства (Дж. Роулз, Г. Гэнс). Таким образом, личность в модели "подчинения" выступает в роли пассивного объекта управления, нуждающегося в механизмах, способных обуздать ее несовершенную природу.

Иная модель "интереса" была разработана первоначально в произведениях А. Смита и Г. Спенсера, в которых взаимоотношения личности и власти рассматриваются опосредованно, сквозь призму личного интереса как источника социальной активности. В этой модели социальный и политический порядок возможен в результате сочетания интересов различных групп социума. Поэтому, важна не сила подавления, а рациональное осознание людьми личных выгод от объединения общих усилий. политика государство гражданский общество

Существует два типа этой модели:

в основе "концепции благоразумных интересов" любая власть - источник угнетения человека;

в основе "концепции конкурирующих интересов" лежит порядок как непреднамеренное следствие взаимодействия между индивидами.

Самое главное в модели "интереса" рассмотрение личности как субъекта политической деятельности.

Сторонники "поведенческой ориентации" в анализе взаимоотношений человека и власти полагают, что стремление к власти - это один из природных признаков человека, его эмоций и инстинктов, воспроизводящих отношения господства и подчинения (З. Фрейд, Адлер, Райх, Э. Эриксон, К. Юнг, М. Блок, Г. Лассуэлл, С. Московичи, Ф. Гринстайн и др.).

Превращение индивида в социальное существо говорит о появление у него потребности в статусе, в том числе в такой ипостаси, как "инстинкт власти" или "потребность власти". Потребность власти имеет давнюю исследовательскую традицию в политической психологии. В настоящее время существует множество концепций потребности во власти: А. Адлер, Э. Фромм, Ю. Козелецкий, П. Кууси, Г. Лассуэлл, Д. Маклелланд, Дж. Аткинсон, Л.Я. Гозман, Е.Б. Шестопал и т.д. Так, Е.Б. Шестопал выводит три причины из-за которых власть может быть желанна: чтобы доминировать над другими и ограничивать действия других, создавать для них определенную депривацию; чтобы другие люди над ним не доминировали и не вмешивались в его дела; чтобы осуществлять политическое достижение.

Но наибольший интерес представляет психологическая концепция С.Б. Каверина, который из построенной им классификации потребностей личности, названные им базовыми выводит потребность власти как квазипотребность, складывающуюся по крайней мере из пяти базовых: потребность в свободе, гедонистическую потребность, потребность в самоутверждении, потребность в самовыражении, потребность быть личностью. В результате анализа вышеперечисленных потребностей он утверждает, что при комбинировании тех или иных потребностей формируются типы личности, каждому из которых характерно свое видение власти, "определяемой доминирующей потребностью".

Все данные им были сведены в таблицу. Из нее можно выделить пять условных типов личности, стремящихся по тем или иным критериям к власти: нонконформист, конформист, диктатор, авантюрист и демократ. Стремление к власти различно у людей. Иногда оно бывает снижено у представителей слабого типа нервной системы, с характерной им робостью и неуверенностью в себе. Данная потребность бывает неярко выражена у людей, которые полностью увлечены другой деятельностью, а также у индивидов недееспособных, невротиков, имеющих трудности в коммуникативном общении. Кратическая потребность - это комплекс устремлений человека к получению влияния на индивидов и сообществ, используя такие средства власти как принуждение и привилегии и т.д. Ю. Козелецкий полагает, что "в случае возникновения расхождения между притязаниями на руководство и реально наличными властными возможностями рождается мотивационное напряжение и человек старается повысить имевшийся у него до сих пор уровень контроля над другими людьми, стремится умножить свое экономическое и политическое влияние". Отсюда кратическая потребность чаще всего формируется на основе эгоистических интересов.

Так, Мак-Клелланд пришел к выводу, эта потребность проявляется в двух формах:

  • 1) эгоцентрическая - человек стремится к власти по причине того, что обладание ею дает ему удовлетворение;
  • 2) социоцентрическая - власть позволяет достичь определенных общественных целей. В жизни эти две формы взаимосвязаны, правда, часто к власти приходят личности с различными аномалиями.

Отношение к власти

Преобладающая потребность

Условное обозначение типа личности

Власть как стремление к независимости и самостоятельности

Потребность в свободе

Нонкомформист

Власть как источник материального благополучия или других личных выгод

Гедонистические потребности

Конформист

Власть как преобладание, господство над другими, источник престижа, высокого статуса, славы

Потребность в самоутверждении

Диктатор

Власть как игра

Потребность в самовыражении

Авантюрист

Власть как служение людям, обществу

Потребность быть личностью

Демократ

Жизненная форма человека проявляется во всех ценностных сферах и поэтому ее можно описать, как способность внушить другим индивидам собственную ценностную установку, либо константный, либо как приходящий мотив деятельности.

Таким образом, все проявления властных отношений, на взгляд Э. Шпрангера можно, в общем, определить как политические.

Отсюда, властный человек - политический человек. Все жизненные помыслы властного человека направлены на службу своим устремлениям. Познание для него - средство осуществления власти. Для властителя обычно на первом месте стоят науки об обществе и человеке; из них он пытается извлечь пользу, которая поможет ему достичь власти и поэтому кратический человек ориентируется на те области теоретического знания, которые помогают управлять людьми в соответствии с его жизненными планами.

Экономика для политика, в смысле богатство (как материальное, так и чисто финансовое) всегда является мощным политическим средством. Эстетическое - для кратического человека всего лишь звено в цепи средств осуществления его целей. Но часто властное и эстетическое соприкасаются. Это имеет место лишь тогда, когда кратическим человеком начинает двигать не столько рациональный расчет и знание обстоятельств, сколько безграничная фантазия, выливающаяся в гигантские проекты оформления и переоформления мирового целого. Именно этими фантазиями обладали многие из великих завоевателей в истории мировой цивилизации. Шпрангер выделяет в социальном плане два типа личностей: чистый политик, занятый только реализацией своих целей, даже если это не соответствует воле всех остальных; тип социально фундированной власти, где властитель осчастливливает народ самим фактом своего правления. В основе кратического человека лежит стремление преобладать над другими. Но в тоже время это весьма абстрактное определение, так как властитель определяется вне зависимости от права и общности. В системе же политических взаимосвязей, по утверждению Шпрангера, верно следующее утверждение: "Только тот, кто послушно следует, требованием высших ценностей, живущих в собственной душе, обладает способностями вести других и подчинять их влиянию собственного ценностного направления".

Б.А. Леви пишет, что любое учение о человеческом бытие наталкивается на феномен власти. Власть - это символическое воплощение бытия, создаваемое индивидом и социумом, для западного человека, а для восточного человека власть осознается как ценность, как выражение самой тайны бытия. В этом случае власть появляется независимо от человека, как отражение духа вселенной. Поэтому, человек обязан сознательно подчинится этой власти, даже не задумываясь, а ее смысле. Таким образом, власть - это неотъемлемая часть обыденного мировосприятия. Формирование и функционирование современного обыденного миропонимания - сложный и противоречивый процесс, испытывающий влияние, как современной науки, так и различного рода форм сознания и деятельности. Осмысление природы обыденного мировосприятия должно опираться не только на психологические, но и социокультурные основания

Политико-правовая сфера жизни общества - это подсистема, содержанием которой является осуществление специально созданным институтом (государством) власти в обществе с использованием юридических норм и гарантий, реализацией интересов граждан по отношению к власти. Политическая жизнь общества и деятельность его институтов сегодня неотделимы от права и правовых норм, установленных государством. Отношение граждан к правовым нормам и законам, совершенство законодательства выступают необходимой основой упорядочения политической жизни общества, исключения политического властного волюнтаризма и вседозволенности, злоупотреблений служебно-должностным положением, а также анархии и беспорядка со стороны граждан. Жизнедеятельность субъектов общества может быть связана с завоеванием власти, использованием властных функций или их утратой, с законотворчеством и исполнением законов. Основными субъектами данной сферы жизни общества выступают граждане страны и государство как особый аппарат управления страной (обществом), которому граждане делегируют определенные функции, наделяют его полномочиями и поручают решать конкретные задачи. Субъектами политики и права выступают также различные общественные организации, союзы и движения, целью которых является участие в политико-правовой жизни, в завоевании или удержании власти.

Политико-правовая жизнь осуществляется в определенных организационных рамках - в политической организации общества как совокупности политических институтов - государства, политических партий, движений, союзов, а также в праве как институте общества. Важной характеристикой политической жизни является ее системность. В политическую систему жизни общества входят: политическая и правовая организация общества, политические и правовые отношения субъектов, функционирование политического и правового сознания, режим осуществления власти в стране.

Главными критериями политико-правовой жизни являются: согласованность политики государственного аппарата с интересами граждан страны и нормами права; наличие политических и правовых свобод и их осуществление; демократизм; верховенство закона в политической деятельности субъектов общества и др.

Структуру политико-правовой сферы общества составляют:

Общение, поведение и деятельность субъектов как система политико-правовых отношений общества;

Совокупность функционирующих политических и правовых институтов, прежде всего институтов государства;

Функционирование политико-правового сознания субъектов;

Осуществление режима власти.

Функции политической системы общества раз­нообразны:

    властная функция;

    регулятивно-правовая;

    коммуникативная (консессуальная);

    идеологическая;

    организаторско-управленческая;

    имущественно-распределительная;

    согласования интересов основных субъектов политико-правового процесса;

    правотворческая;

    стабилизационная;

    обеспечения безопасности общества, личности и государства;

    контролирующе-принуждающая и др.

Основанием классификации политических сис­тем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Можно выделить четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами: 1) институциональную, 2) коммуни­кативную, 3) нормативную, 4) культурно-идеологи­ческую.

К институциональной подсистеме относятся по­литические организации (институты), среди кото­рых особое место занимает государство. Из негосу­дарственных организаций большую роль в политиче­ской жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения. Все политиче­ские институты можно условно разделить на три группы. К собственно политическим относятся орга­низации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздей­ствие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения). Ко второй группе относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, духовной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и коопе­ративные организации и т. п.). Они не ставят перед собой специальных политических задач, не уча­ствуют в борьбе за государственную власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы. Поэтому по­добные организации участвуют в полити­ческой жизни общества, отстаивают свои корпоратив­ные интересы, добиваясь их учета и реализации в по­литике. К третьей группе относятся организации, ситуативно включающиеся в политическую жизнь общества. Они возника­ют и функционируют для реализации личных инте­ресов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно полити­ческих институтов. Сами же они не являются актив­ными субъектами политико-правовой жизни.

Коммуникативная подсистема политической системы общества представляет совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между этническими общностями, классами, социальными группами и слоями, инди­видами по поводу их участия в осуществлении государственной вла­сти, выработке и проведении политики. Политиче­ские отношения являются результатом многочислен­ных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политического поведения, общения и деятельности. Вступать в отношения побуждают субъектов их соб­ственные политические интересы и потребности. Вы­деляют первичные и вторичные (производные) поли­тические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группа­ми (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым - отношения между государ­ствами, политическими партиями, другими политическими институ­тами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Политические отношения строятся на основе оп­ределенных правил (норм). Политические и правовые нормы и правила, определяющие и регулирующие полити­ческую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. На­иболее важную роль играют в ней правовые нормы (нормы конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность политических партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и про­граммными нормами. В ряде стран, наряду с документально зафиксированными политическими и правовыми нормами большое значение имеют обычаи и традиции, нравственные нормы. Поэтому, еще одну группу политических норм представляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, прав­де, справедливости, демократии, свободе. Передовые современные общества прибли­зились к осознанию необходимости возврата в поли­тику таких нравственных ориентиров, как честь, со­весть, благородство, достоинство.

Культурно-идеологическая подсистема полити­ческой системы представляет совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, принципов, чувств и убеждений участников политической жизни. Политическое сознание субъ­ектов политического процесса функционирует на двух уровнях - теоретическом и обыденном. Главным элементом теоретического уровня выступает политическая идеология. В обыденно-практическом сознании важное место занимает политическая психология. К формам проявления политической идеологии отно­сятся идеи, концепции, учения, политические программы, лозунги; а к политической психологии - чувства, эмоции, на­строения, предрассудки, традиции, верования. Особое состояние политического сознания, политической идеологии и политической психологии, специфика их проявления в действительной политической жизни субъектов образуют политическую культуру общества. Она охватывает духовную, организационно-управленческую и практически-деятельностную стороны политической жизни, а также содержание и стиль (правила) поведения и общения политических субъектов.

Функционирование политической системы общества тесно связано с правовыми основами деятельности государства. Так, основные направления реформы политической системы в нашей стране определены Конституцией, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. Она провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1). Носите­лем суверенитета и единственным источником вла­сти в России является народ, осуществляющий свою волю непосредственно (через выборы и референдумы), а также через органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления (ст. 2). В России свободными выборами, в которых участвуют все граждане с 18 лет (кроме признанных судом недееспособными и содержащихся в местах лишения свободы по приго­вору суда), избирается Президент, депутаты Государ­ственной Думы, члены высших законодательных ор­ганов и главы высших органов исполнительной вла­сти субъектов Федерации, органы местного само­управления, главы городских и районных адми­нистраций. В Конституции нашего государства за­креплены и гарантированы фундаментальные права и свободы человека. Основами конституционного строя объявляются политический и идеологический плюрализм, многообразие и равноправие различных форм собственности, разделение властей. Но реаль­ное формирование демократического режима в Рос­сии только началось.

Среди различных регуляторов общественных от­ношений (экономика, мораль, наука, искусство и др.) особое место занимает право. Наиболее распространенным является определение права как системы общеобязательных норм (правил), установленных и санкционированных госу­дарством, обеспеченных к исполнению добровольно или принудительной силой. Но наряду с подобным нормативным подходом, ко­торый характеризует право как явление духовной жизни и подчеркивает зависимость права от государст­венной воли, в науке существуют и дру­гие точки зрения. Право понимается также явлением общества, социальным институтом общества и имеет типовую структуру, которая характерна для других явлений общества. В этом смысле право включает в себя: правовое сознание субъектов, совокупность правовых учреждений и систему правовых отношений.

В отличие от других общественных явлений право характеризуется следующими признака­ми:

1) общеобязательность - нормы права регулиру­ют поведение всех членов общества или определен­ных категорий неперсонифицированных субъектов, требования права обязательны для исполнения все­ми, кому они адресованы, независимо от отношения к ним тех или иных лиц;

2) формальная определенность - нормы права ус­танавливаются государством в специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению, общению и деятельности физических и юридических субъектов;

3) исполнение норм права осуществляется добровольно со стороны субъектов и принуди­тельно – со стороны государства (в необходимых случаях);

4) нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев и фактов.

Функции права в обществе многообразны. Во-пер­вых, право, являясь регулятором об­щественных отношений, закрепляет основы сущест­вующего строя. Во-вторых, обязывая совершать ак­тивные положительные действия, право способству­ет развитию общественных отношений. В-третьих, устанавливая права и обязанности конкретных лиц и организаций, право вносит определенный порядок в общество и деятельность государства, создает предпосылки для их целенаправленного и целесообразного функционирования. В-четвертых, в прак­тической деятельности государственных органов (и, прежде всего, судов) право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и социальных общностей, является основанием при­менения мер государственного принуждения к нару­шителям правопорядка. В-пятых, право играет важную воспитательную роль, развивая в людях чув­ства справедливости, законности, добра, гуманности.

Таким образом, право выступает своеобразной ме­рой свободы человека в обществе, устанавливая гра­ницы социальной активности субъектов по отношению друг к дру­гу. Каждый участник общественных отношений мо­жет достигать своих целей, используя различные ва­рианты. В этом проявляется его отно­сительная независимость, свобода выбора и реше­ния. Право же, отражая согласованные интересы все­го общества, ограничивает и упорядочивает этот выбор известными пределами, ставит преграды для нежелательного по­ведения, но вовсе не навязывает субъекту какой-либо определенный вариант действий. Право регулирует также отношения общества с природой.

Политическая сфера. Эта подсистема общества связана с властными отношениями, государством и государственным устройством, с реализацией организационно-управленческой функции социальной системы.

Политическая сфера представляет собой сложную, развивающуюся, исторически конкретную систему государственных и негосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения.

Власть – это форма социальных отношений, связанная со способностью одних социальных субъектов подчинять своей воле деятельность других с помощью государственно-правовых средств и в соответствии со своими потребностями и интересами.

Основными элементами политической системы являются государство, политические партии, общественные организации и движения.

Государство – это основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью – правом устанавливать и регламентировать нормы общественной жизни в пределах определенной территориальной целостности и использующий легитимные формы принуждения для их соблюдения по отношению ко всем членам общества. Легитимность насилия как специфического свойства государства обеспечивается различными внутренними основаниями: традициями, популярностью лидера (харизмой), рационально-добровольным признанием гражданами юридических норм.

Государство возникает объективно, в процессе усложнения общественной жизни как потребность в регуляции отношений между социальными группами и отдельными подсистемами общества. В социальной философии существует несколько концепций происхождения государства:

– христианско-теологическая, обоснованная в трудах Августина Блаженного, Фомы Аквинского. Трактует необходимость государства как результат слабости человека, его потребности в соборности, стремления к высшим образцам;

– договорная, разработана в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо. Теория общественного договора основана на понимании государственности через индивидуально-рациональное начало в человеке. Согласно этой теории любой народ проходит в своем развитии две стадии: естественную, догосударственную, и гражданскую, государственную. На первом этапе жизнь регулируется нормами естественного права, на втором – юридической законностью и моральными нормами. Гарантом прав, чести и достоинства, собственности и свободы граждан выступает государство, которому люди передают часть своих прав сознательно, на основе коллективного соглашения – общественного договора;

– классовая, представлена в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Объясняет возникновение государства в результате разделения труда, появления частной собственности и имущественного неравенства, возникновения классов. Государство, как и вся политическая организация общества, представляет собой надстройку над экономическим базисом. В этой связи формулируются законы об определяющей роли базиса по отношению к надстройке и об относительной самостоятельности самой надстройки.

Политическая система предполагает особый вид деятельности, поэтому в каждом обществе складывается своя политическая элита, т.е. правящая группа, которая имеет доступ к инструментам власти. Элита консолидируется в особые организации – клубы, кабинеты, партии.

Политическая партия – это общность людей, организационно и идеологически связанных, выражающих интересы определенных социальных групп и преследующих цель реализации этих интересов путем участия в государственной власти.

Актуальной в современной философии является проблема взаимодействия государства и гражданского общества. Степень развитости гражданского общества и характер его отношений с государством существенно определяют вектор развития социальной системы, формы политического участия отдельных людей, перспективы демократии, свободы, творчества. Исследование этого комплекса проблем инициировано представителями неомарксизма.

Гражданское общество – это целостная совокупность добровольных объединений граждан, самостоятельно регулирующих некоторые виды деятельности и социальные связи. Институты гражданского общества регламентируют свою деятельность независимо от государственных институтов, но государство, со своей стороны, призвано обеспечить эту свободу необходимыми правовыми гарантиями.

Таким образом, политическая сфера представляет собой особый вид деятельности и поэтому формирует определенный тип общественного сознания.

Конкретные проблемы и аспекты политической сферы жизнедеятельности общества рассматриваются в содержании учебной дисциплины «Политология».

Задания

1. Определите с объяснением критериев выбора, к какой социальной группе Вы относите себя, своих родственников и знакомых?

2. Какие причины производственных конфликтов Вы считаете наиболее существенными в настоящее время?

3. Проведите сравнительный анализ понятий «социальная система», «культура», «цивилизация».

В качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

  • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
  • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
  • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в , научном творчестве, самообразовании, и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные сознания — нравственное, научное, эстетическое, .

Социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является . Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты , . Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных . Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает . Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации , в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, характером.

mob_info