Подключение датчика включения вентилятора. Датчик включения вентилятора: надежное управление вентилятором радиатора. Где находится датчик включения вентилятора

Состояние двигателя автомобиля напрямую зависит от эффективной работы вентилятора охлаждения. Особенно это актуально для автомобилей марки ВАЗ-2109 в летний период. В больших городах улицы перегружены транспортом, и водитель вынужден резко изменять режимы работы двигателя при движении, а это дает дополнительную нагрузку на внутренние системы машины. При этом остановиться для охлаждения двигателя нет возможности.

У модели ВАЗ-2109 большая часть поломок системы охлаждения приходится на датчик включения вентилятора. Сама деталь не очень надежная и нет гарантии, что новый образец будет работать исправно. Специалисты это связывают с большим количеством контрафактной продукции на рынке запчастей.

Поэтому информация об устройстве, положении и замене датчика включения вентилятора пригодится каждому владельцу «девятки».

Конструкция датчика очень проста. Его работа основана на деформации измерительного элемента (биметаллической пластины) под воздействием высоких температур. При этом замыкаются необходимые контакты, и идет сигнал на вентилятор.

Разные типы датчика имеют не одинаковую температуру срабатывания. Некоторые современные модели могут выбирать даже скорость вращения вентилятора, они оснащены двумя дополнительными контактами.

Узнать, что вентилятор работает не адекватно, можно довольно просто. При высокой температуре охлаждающей жидкости он не запускается, а начинает работать сразу при включении холодного двигателя. Находится датчик на нижней части радиатора. Его легко идентифицировать по двум отходящим проводам.

Обычно сразу проводят замену детали и тем самым решают проблему. Однако чтобы закрепить результат и продлить срок службы датчика, можно выполнить ряд не хитрых манипуляций по поиску истинных причин поломки:

  • Когда вентилятор не работает по штатной схеме, то специалисты рекомендуют перемкнуть провода датчика между собой. Такой датчик с дефектом, если его корпус нагрелся, а вентилятор так и не включился. Если поверхность устройства теплая, но при этом повысилась температура радиатора, то необходима дополнительная проверка уровня охлаждающей жидкости и состояния термостата;
  • При замкнутых проводах и отсутствующем звуке запуска реле вентилятор может не включиться. В таком случае дефект нужно искать на 4-м предохранителя, а также проверять исправность самого реле.
  • Если вентилятор не включается при замкнутых проводах, а реле срабатывает в штатном режиме, то, скорее всего, произошла поломка 8-го предохранителя.
  • На холодном двигателей происходит запуск вентилятора. Такой дефект можно устранить путем отсоединения от датчика одного из проводов. При остановке вентилятора нужно осмотреть контакты датчика, возможно, они залипли. Если остановка вентилятора не произошла, то причину стоит искать в неисправности управляющего реле.

В случае, если датчик включения вентилятора требует замены, то под рукой достаточно иметь только ключ на «30». Работы состоят из четырех этапов:

Монтаж датчика после замены осуществляется в обратном порядке. Мастера рекомендуют перед установкой проверить работу устройства на холодном двигателе. При этом не придется сливать из бачка охлаждающую жидкость. Потери тосола будут не большими, если замену датчика выполнить быстро.

Подключение сигнализации к центральному замку своими руками

Вентилятор охлаждения радиатора является одним из ключевых элементов, спасающих мотор от возможного перегрева. Он должен включаться, когда охлаждающая жидкость имеет слишком высокую температуру и недостаточно охлаждается при прохождении через радиатор. Например, такая ситуация возникает при работе двигателя на холостом ходу или движении автомобиля на низкой скорости, особенно при высокой температуре окружающей среды.

За включение/отключение вентилятора охлаждения отвечает датчик. Он должен срабатывать при высоких температурах, активируя вентилятор. Если этого не происходит, потребуется замена датчика. В рамках данной статьи мы рассмотрим, как определить, что вышел из строя датчик вентилятора охлаждения радиатора.

Как работает датчик вентилятора охлаждения радиатора

Чтобы понять способы проверки датчика, необходимо сперва разобраться в его принципе работы. Устроен датчик вентилятора охлаждения радиатора очень просто, но он несколько отличается на карбюраторных и инжекторных двигателях.

В карбюраторе в нем имеется два контакта и биметаллическая пластинка. При нагреве биметаллической пластины до определенной при производстве датчика температуры, контакты замыкаются, и через них начинает протекать ток к вентилятору, включая его в работу. На инжекторе система активации датчика практически такая же, за исключением того, что команду на включение отсылает блок управления двигателем, анализируя необходимость активации вентилятора на основе информации, поступающей с нескольких других датчиков.

Датчики на карбюраторных двигателях срабатывают при достижении определенной температуры, и водитель может посмотреть маркировку на корпусе устройства, чтобы определить, в каком температурном диапазоне сработает датчик. Обычно, подобные датчики активируются при температуре от 92 до 97 градусов по Цельсию. Если водитель беспокоится о возможном перегреве двигателя, он может найти в продаже датчик, срабатывающий при более низкой температуре, и установить его. На инжекторных двигателях температура срабатывания датчика прошивается в «мозги» блока управления автомобилем.

Где расположен датчик вентилятора охлаждения радиатора

Производители определяют место для установки датчика срабатывания вентилятора, в зависимости от конструктивных особенностей двигателя. Чаще всего его размещают в нижней части радиатора, но порой целесообразнее поместить датчик недалеко от термостата и блока цилиндров.

Как проверить датчик вентилятора охлаждения радиатора

Рекомендуем прочитать:

Способы диагностики рассматриваемых датчиков будут отличаться, в зависимости от того, на каком моторе они установлены и как происходит их включение:


Выше рассмотрены варианты с полным выходом датчика из строя. При этом возможны ситуации, когда он отказывает частично, например, срабатывает на неправильной температуре. Это также можно проверить следующим способом:


В зависимости от полученных результатов, можно принять решение об исправности или неисправности датчика. Если он сработал при температуре ниже заявленной, то такой датчик имеет некоторые проблемы, но он сможет предотвратить перегрев двигателя, включив вентилятор заранее. Гораздо опаснее, если датчик срабатывает при температуре выше заявленной, в таком случае его потребуется заменить.

Ни один двигатель внутреннего сгорания не может функционировать без полноценного охлаждения, и двигатель ВАЗ 2107 в этом смысле не исключение. Если в системе охлаждения возникают неполадки, то перегрев мотора - вопрос нескольких минут. Часто источником проблем является датчик включения вентилятора. К счастью, автовладелец вполне может заменить его своими руками. Попробуем разобраться, как это делается.

Назначение датчика включения вентилятора ВАЗ 2107

О назначении датчика нетрудно догадаться из его названия. Это устройство отвечает за своевременное включение вентилятора, обдувающего главный охлаждающий радиатор.

Дополнительный обдув требуется тогда, когда антифриз в радиаторе нагревается до температуры выше 90°C и мотор перестаёт нормально охлаждаться. Как правило, это происходит в тёплое время года при езде по городу или по просёлочным дорогам.

Конструкции и принципы работы датчиков

В разные годы на автомобили ВАЗ 2107 устанавливались различные модели датчиков включения вентилятора. Вначале это были электромеханические датчики, затем им на смену пришла электроника. Рассмотрим каждое устройство подробнее.

Электромеханический датчик ВАЗ 2107

Внутри электромеханического датчика находится небольшая ёмкость с церезитом, смешанным с медной пудрой. Над этим веществом расположена гибкая мембрана с прикреплённым к ней толкателем. А толкатель, в свою очередь, подключён к подвижному контакту. Вся эта конструкция помещена в стальной корпус с толстыми стенками (которые необходимы для обеспечения более равномерного нагрева датчика). На внешней части корпуса имеется резьба и пара электрических контактов.

В основе работы датчика лежит простой принцип: объём церезита меняется с повышением температуры. Церезит, разогреваясь под действием почти закипевшего антифриза, расширяется и поднимает мембрану, которая приводит в движение толкатель. Он достигает подвижного контакта и замыкает его, что приводит к включению вентилятора. Когда температура антифриза из-за дополнительного обдува понизится, церезит остывает, мембрана уходит вниз, контакт размыкается и вентилятор отключается.

Электронный датчик ВАЗ 2107

Основа электронного датчика - термический резистор, вставленный в массивный стальной корпус. Как и в предыдущем случае, на корпусе имеется резьба, позволяющая вкрутить датчик в радиатор, и пара контактов.

Работа электронного датчика основана на изменении сопротивления резистора под воздействием высокой температуры. Изменения электрического сопротивления отслеживаются специальной схемой. И когда сопротивление достигает определённых значений, схема посылает сигнал на систему контактов, они замыкаются и включают вентилятор.

Расположение датчика

Практически на всех классических моделях ВАЗ датчики включения вентиляторов вкручиваются прямо в радиаторы охлаждения. Это необходимо для того, чтобы большая часть рабочей поверхности датчика контактировала с горячим антифризом. Между датчиком и радиатором в обязательном порядке устанавливается специальная уплотнительная прокладка из материала, устойчивого к высоким температурам.

Поскольку датчик вентилятора ВАЗ 2107 вкручен в нижнюю часть главного радиатора, то менять его удобнее всего из смотровой ямы, на которую надо установить автомобиль.

Проверка работоспособности вентиляторного датчика ВАЗ 2107

Чтобы проверить исправность датчика включения вентилятора на ВАЗ 2107, потребуются следующие вещи:

  • ёмкость для кипячения воды;
  • термометр;
  • бытовой кипятильник;
  • снятый с машины датчик включения вентилятора;
  • бытовой мультиметр.

Последовательность проверки датчика

Последовательность проверки датчика заключается в следующем:

Видео: проверка исправности вентиляторного датчика ВАЗ 2107

Неисправности, связанные с датчиком вентилятора ВАЗ 2107

Существует ряд наиболее распространённых проблем, из-за которых вентилятор на ВАЗ 2107 может не включиться в нужный момент, что приведёт к перегреву двигателя. Вот они:


Замена датчика включения вентилятора ВАЗ 2107

Вентиляторные датчики на ВАЗ 2107 не подлежат ремонту. Там просто нет частей, которые автовладелец мог бы купить и заменить самостоятельно. Кроме того, корпус датчика является монолитным и неразборным, так что добраться до внутренностей датчика невозможно, не сломав его. Поэтому единственное, что может сделать автовладелец при поломке вентиляторного датчика - это заменить его. Для замены датчика необходимы следующие инструменты и расходники:

  • пустая ёмкость на 8 литров для слива охлаждающей жидкости;
  • рожковый ключ на 30;
  • 8 литров новой охлаждающей жидкости;
  • новый датчик включения вентилятора.

Порядок работы

При замене датчика включения вентилятора на ВАЗ 2107 действуют следующим образом:

  1. Автомобиль устанавливается над смотровой ямой. В радиаторе откручивается пробка, антифриз сливается в подготовленную ёмкость.
  2. Рожковым ключом на 11 с аккумулятора снимаются обе клеммы.
  3. С датчика включения вентилятора снимаются контакты с проводами. Это делается вручную, достаточно потянуть провода на себя.
  4. Датчик выкручивается рожковым ключом на 30 (при этом следует помнить, что под ним находится тонкое уплотнительное кольцо, которое легко теряется).
  5. Выкрученный датчик заменяется новым (вкручивая новый датчик, не следует прилагать слишком больших усилий, так как резьбу в гнезде датчика очень легко сорвать).

Видео: замена датчика включения вентилятора

Итак, процедура замены вентиляторного датчика на ВАЗ 2107 не представляет особой сложности даже для начинающего автолюбителя. Если следовать вышеизложенной инструкции, можно сэкономить около 600 рублей. Именно столько стоит замена датчика в автосервисе.

Перегрев двигателя грозит серьёзными последствиями: заклинит поршня, пробьёт , что перейдёт в капитальный ремонт силового агрегата. Поэтому, вентилятор охлаждения является важным элементом, предохраняющем силовой агрегат от предельного нагревания.

Меняем предохранитель

  • Реле включения вентилятора не работает . Нерабочее заменяется новой, рабочей;

    Меняем реле включения вентилятора

  • Обрыв в цепи электропитания . При обнаружении обрыва в линии, нужно восстановить провод или заменить его;

    Проверяем на обрыв в цепи

  • Плохой контакт . Соединения зачищаются, следы окисления необходимо удалить;
  • Поломка температурного датчика . .

    Меняем датчик температуры охлаждающей жидкости

  • Видео о замене датчика включения вентилятора

    Проверка работоспособности электродвигателя вентилятора охлаждения

    Самый простой способ, проверить работоспособность вентилятора — накинуть на него два прямых провода: минус и плюс.

    Плюс берётся с аккумулятора, минус с кузова автомобиля. Если при замыкании цепи он не сработал, значит проблема заключается именно в нём. При запуске лопастей, ищем проблему в другом месте.

    Схема работы вентилятора охлаждения

    В основном, при обнаружении нерабочего вентилятора выявляются несколько причин:

    • Перегорел электродвигатель, обрыв в обмотке;
    • Износ угольных щёток;
    • Заклинил или рассыпался подшипник.

    Если в двух последних случаях проблема решается так сказать, малой кровью, первый предполагает замену электромотора.

    Важно! При накидывании проводов, основное питание электродвигателя нужно отсоединить.

    Порядок действий при проверке

    Работа вентилятора на ВАЗ-2114 завязана через 2 предохранителя. Один из них отвечает ещё за звуковой сигнал. Проверить его можно нажав на клаксон. Если звука нет, заменить на целый. Расположен он в монтажном блоке, это 20-ти амперный, обозначенный маркировкой F5.

    Проверяем и при необходимости меняем предохранители

    Второй, находится под торпедой, со стороны пассажира. Под обшивкой расположены 3 реле с предохранителем для каждой. За работу вентилятора охлаждения отвечает средняя пара. Перегоревший элемент заменить на новый (предохранитель можно «прозвонить» мультиметром или ограничиться визуальным осмотром. Для проверки работоспособности реле потребуется омметр). Проверяя их состояние, заодно убедиться в нормальном состоянии контактов, при обнаружении окиси зачистить.

    Важно! Обнаружив перегоревший предохранитель, не стоит ограничиваться его заменой на новый. Нужно обязательно найти причину обрыва, так как в ближайшее время новый снова перегорит.

    Проверка датчика включения вентилятора

    Если причина не обнаружена, следующим шагом должна быть проверка работоспособности датчика включения вентилятора . Сделать это не сложно. Обесточить его и включить зажигание, при этом обратить внимание на вентилятор. Вращение лопастей говорит о том, что причина неполадки именно в датчике.

    Проверяем датчик включения вентилятора системы охлаждения

    Ввиду того, что очень часто датчик начинает глючить, подавая ошибочные сигналы, рекомендуется проверить его ещё одним способом . Для этого понадобится ёмкость с , термометр и мультимерт. К клеммам датчика подсоединяются провода от измерительного прибора, резьбовая часть датчика погружается в жидкость. Содержимое ёмкости нагреть до температуры срабатывания вентилятора (на ВАЗ 2114 — 92 градуса). При замыкании контактов мультимерт подаст звуковой сигнал. Значит датчик рабочий, если этого не произошло можно смело его выбрасывать и покупать новый.

    Полезно! Перед установкой желательно проверить работоспособность купленного датчика таким-же способом.

    Видео о проверке датчика включения вентилятора системы охлаждения

    Итоговая проверка

    Устранив проблему, завести мотор машины. Электродвигатель вентилятора должен запуститься примерно через 5 минут работы на холостом ходу . Если этого не произошло, а температура достигла нужной нормы, проведите диагностику неисправностей ещё раз.

    Видео о причинах почему не включается вентилятор охлаждения на ВАЗ-2114

    Со сменой механического привода вентилятора пришел электрический, а вместе с ним и датчик включения вентилятора ВАЗ. Он выполняет предельно простую функцию – когда поднимается температура двигателя выше предельной, он включает электровентилятор. Однако если он выйдет из строя, последствия могут быть не очень приятными.

    Установка этого датчика имеет ряд преимуществ:

    • более быстрый прогрев двигателя при низких температурах;
    • уменьшение времени работы при неэффективном температурном режиме;
    • более оптимальный расход топлива.

    Работа вентилятора совершенно не нужна при движении на большой скорости, потому что охлаждение происходит естественным путем. В то же время в жаркий день в условиях ограниченной скорости, например, при образовании пробки, двигатель быстро перегревается, и датчик включения вентилятора охлаждения просто необходим. Обычно этот элемент монтируется на нижнем патрубке, выходящем из радиатора. Устройство должно срабатывать при повышении температуры охлаждающей жидкости.

    Из всей системы охлаждения именно биметаллический термовыключатель чаще всего выходит из строя, создавая опасность перегрева двигателя. Это влечет за собой серьезные последствия вплоть до заклинивания. Для того чтобы этого не допустить, нужно постоянно следить за температурой на приборной панели. На то, чтобы отреагировать и заглушить двигатель есть не более 5-10 минут.

    Проверка работоспособности датчика

    Если показатель температуры упорно ползет вверх, вероятнее всего, датчик вышел из строя. Для проверки необязательно сразу ехать на станцию технического обслуживания. На вопрос, как проверить датчик включения вентилятора, можно ответить, выполнив очень простой тест:

    • Во-первых, стоит проверить предохранитель, отвечающий за работу вентилятора. Если он сгорел, то нужно просто поставить новый и не тратить деньги на биметаллический термовыключатель.
    • Во-вторых, можно замкнуть 2 контакта устройства, если электровентилятор начнет работать, вероятнее всего, проблема найдена и нужен новый датчик.
    • В-третьих, не помешает проверить проводку. Нередки случаи, когда элементарно отсутствовало питание или наблюдалось пробивание на массу.

    Другой способ заключается в использовании мультиметра. Для его проведения потребуется емкость с водой сравнительно небольших размеров, а также источник тепла, который будет разогревать жидкость. Принцип этого метода практически полностью повторяет проверку термостата.

    Клеммы мультиметра необходимо присоединить к контактам биметаллического термовыключателя и включить прибор в так называемый режим «прозвона» или измерения значения сопротивления. Далее датчик включения вентилятора радиатора следует поместить в воду той частью, на которой расположена резьба.

    Можно включать источник тепла и ждать, пока нагреется вода. Как только термометр покажет температуру 92-95°C, мультиметр издаст характерный звук. Если этого не произошло, необходимо заменить нерабочий элемент.

    Замена биметаллического термовыключателя

    mob_info