Почему люди не ходят в рестораны? Почему люди не ходят на концерты? Люди не ходят на выборы

Проблемы со здоровьем люди решают с помощью врачей, а вернее , применяя прописанные лекарства и назначенные процедуры. А когда дело доходит до психологического здоровья, они почему-то предпочитают не обращать на это внимание и не считают нужным отправляться к специалисту в данной сфере – к психотерапевту. Из-за чего так происходит, почему так называемый лимит доверия жителей постсоветского пространства к психологам и психотерапии достаточно низкий или вообще отсутствует?

Не только имеет право быть в нашей жизни, но и способна оказать позитивное влияние не только на личную, но и на профессиональную жизнь каждого человека: на достижение положительных результатов в общении с начальством, коллегами и клиентами, на успехи в сотрудничестве с партнерами , друзьями, родственниками и любимыми. Но, несмотря на это, многие люди вообще ни разу не обращались к психологам, даже когда по-настоящему нуждались в консультации квалифицированного специалиста.

Согласно результатам исследований, можно выделить такие причины непопулярности психотерапии:

1. Неверие в то, что психотерапия поможет.

Нас с детства учили мыть руки перед едой, следить за гигиеной, не есть вредные продукты, обращаться к врачам если что-то болит. Это четкие и простые истины, которые еще в детстве вложили в наши головы мамы и папы, стараясь помочь нам научиться самим заботиться о своем здоровье. Но психотерапия в то время не входила в состав аптечки на различные случаи непредвиденных заболеваний. Нас не учили заботиться о своем психологическом здоровье. Скорее всего, наши родители сами не знали как о нем заботиться. Советские способы справиться со стрессом — это увеселительные мероприятия или алкоголь . Кстати, алкоголь в странах постсоветского пространства – это один из самых широко используемых способов преодоления жизненных трудностей, если его употребление, конечно, можно считать решением проблем. Но зачастую мы имеем противоположный результат: возникновение другой проблемы – алкоголизма. Думаю что, если бы люди научились обращаться в трудную минуту за помощью к психологам, им не хотелось так часть заглядывать в стакан в поисках ответов на жизненные проблемы.

2. Пользоваться услугами психолога дорого.

Действительно, услуги квалифицированных психотерапевтов стоят дорого, но ведь и консультации хорошего хирурга, эндокринолога или гинеколога тоже стоят недешево . А различие между лечением у других специалистов и психолога заключается в продолжительности психотерапии, что в итоге и выливается в такую значительную сумму. Но разве экономнее не обращать внимания на проблемы с психикой, имеющие риск перерасти в фобии, страхи и стрессы, что может стать, в конце концов, угрозой для трудовой деятельности и нормального существования? Возможно, лучше будет прямо сейчас потратить определенную сумму денег, чтобы потом оставаться уравновешенным и спокойным человеком, способным обеспечить себя и своих близких. К сожалению, большинство людей обращается на консультацию к психотерапевту спустя годы тогда, когда проблема уже значительно запущена, а её решение требуется приложить значительное количество времени и усилий. К тому же игнорирование своих психологических проблем ведет к развитию вполне физических заболеваний. Подобные заболевания называются психосоматическими, но о них я напишу в другой статье.

3. Стереотипы.

Именно они диктуют нашу жизнь и формируют наш характер. И если в наше время существует мнение, что психология – это занятие для психически больных людей, то это довольно трудно изменить. Заставить самого себя или близкого человека обратиться за квалифицированной помощью к психологу если существует подобный стереотип будет довольно сложной задачей. Некоторые клиенты считают постыдным рассказать своим коллегам и друзьям, что поль зуются услугами психотерапевта, хотя это на самом деле свидетельствует о довольно ответственном отношении к себе и своему здоровью, а также желании быть счастливым и жить более свободной жизнью.

Радует то, что в последнее время подобные представления изменяются и многие люди понимают разницу между психологической, психотерапевтической и психиатрической помощью. И все больше людей, которые желают изменить свою жизнь обращаются к психологу и психотерапевту. Важный нюанс состоит в том, чтобы найти квалифицированного специалиста, который вам в этом поможет. О том как это сделать я расскажу в ближайшей статье.

4. Нежелание решать свои проблемы.

Как ни странно, это звучит, но большинство людей, которых не устраивает своя жизнь, вовсе не имеют ни малейшего желания её менять. Они жалуются своим друзьям и близким, коллегам по роботе, задают вопросы на психологических форумах, но так и ничего не меняют в своей жизненной ситуации. Почему так происходит? Чтобы понять это, давайте познакомимся с понятием вторичная выгода.

Вторичная выгода — это то , что удерживает человека в проблемной ситуации и блокирует её решение. Например, человек может утверждать, что хочет стать свободным и независимым человеком, но на деле так и ничего не делает, чтобы выйти из-под опеки своего тираничного начальника, супруга или родителя. Он может все уши прожужжать своим окружающим о том как он страдает, но, так ничего и не сделать на пути к своей свободе. Потому что внутри этот человек считает себя слабым и неуверенным, он не готов взять ответственность за свою жизнь в свои руки. Более того, его страшит подобная ответственность и поэтому он несмотря на свои слова делает все, чтобы остаться в подавляющих отношениях. Ведь в присутствии «тирана» можно переложить все решения на него и пусть он будет виноват если решит что-то неправильно.

В результате подобные вещи довольно быстро становятся заметными, их уже нельзя спрятать от самого себя. А когда они видны, то приходится с ними что-то делать. Но чтобы решить проблему нужно отказаться от вторичных выгод, а это не так-то просто. И поэтому работа с психотерапевтом так пугает многих. На консультацию они решаются только когда жизнь становится реально невыносимой. И когда я слушаю рассказы некоторых клиентов об их жизни внутри у меня рождается один вопрос: « зачем ждать, когда жизнь превратится в ад?» Большинство из них говорят, что хотели обратиться за помощью еще несколько лет назад, но пришли, только когда так дальше жить стало просто невозможно.

Какие можно сделать выводы?

Если вы желаете двигаться к большей свободе, уверенности и личному счастью вам стоит однозначно задуматься о консультации психолога или психотерапевта. Если вы не готовы решиться на это, то подумайте, что вам мешает? Возможно, за этим стоят ошибочные стереотипы и убеждения? Или всё-таки нежелание решать проблему? Какие вторичные выгоды могут стоять за вашим нежеланием что-то менять?

Если в основе лежат неверные убеждения, то попробуйте получить больше информации о том, что такое психологическая или психотерапевтическая помощь. Найдите того специалиста, которому вы сможете довериться. Во втором случае стоит подумать насколько вам важны ваши выгоды от проблемы и возможно ли их получить не через боль и страдание? И стоит ли делать свою жизнь абсолютно невыносимой, чтобы, наконец, обратится за профессиональной помощью?

Если Вам понравилась статья, то поделитесь ею в социальных сетях Алексей Репецкий

Выборный процесс затронул не всех граждан России. Причины, по которым граждане не принимают участие в голосовании, узнал у прохожих 18 марта корреспондент ИА Красная Весна.


Анна Рыжкова © ИА Красная Весна

Руслан, архитектор, 40 лет

Нет, и не собираюсь

- А почему?

Во-первых, я понимаю, что эти выборы предрешены, и мой голос ничего не значит. А во-вторых, нет кандидата, за которого я хотел бы проголосовать. Никто из них не будет действовать в интересах народа.

Подходящего для вас кандидата нет в избирательном бюллетене. А вообще такой человек есть в российском политическом пространстве?

Не так всё просто. Например, я симпатизирую Навальному. Но в качестве президента его тоже не вижу. Нет, я никого конкретно не могу назвать в качестве возможной кандидатуры на пост президента.

- А по-вашему, как тогда можно изменить текущую политическую систему?

Так просто это не изменишь. Ведь те, кто наверху у кормушки никогда не скажут: «Мы накушались. Нам пора уходить» .

- А что бы вы лично хотели изменить в стране?

Я считаю, надо полностью поменять либеральное направление. Мы все понимаем, что всё производство убито. И не только заводы и фабрики, но и сельское хозяйство. Я бы закрыл страну. Я имею в виду, закрыл от внешнего влияния. Америка сильно влияет на нас, надо от них отгородиться и самостоятельно развивать страну. Надо поднимать производство. Страна у нас огромная, ресурсов хватит.

И всё-таки. Если представить ситуацию, что на выборах присутствует кандидат, который вас устраивает, и он побеждает. Как вы думаете, он сможет что-то кардинально изменить?

Думаю, да. Конечно, есть так называемые элитные группы, которые будут противиться изменению курса и держаться за свои интересы. Но президент должен приходить со своей командой, которая сможет этому противостоять.

Ольга, лаборантка, 47 лет

- Вы уже ходили на выборы?

Нет. Это выборы без выборов. Ведь всем и так понятно, кого выберут. К тому же, нет кандидата, который бы меня устраивал. Я бы проголосовала за достойного кандидата, даже не веря в то, что он победит. Но я таких не вижу.

- Вы не видите их в избирательном бюллетене или вообще не видите достойных политиков?

Есть люди, чьи политические взгляды мне в чем-то близки. Но ни про кого из них я не могу сказать, что он мог бы быть президентом. Я считаю, нам подойдет парламентаризм как некая переходная форма. А вообще надо пытаться вовлечь людей, чтоб они путем референдумов решали все значимые для страны вопросы.

- Что бы Вы хотели изменить в стране?

Я считаю, прежде всего, надо отказаться от централизации власти. Надо, чтоб ни на что не было монополии: ни в политической, ни в экономической сферах.

Олег, студент, 23 года

Нет, у меня не получилось, я живу в другом регионе.

Да, я знаю. Но для этого надо было зарегистрироваться на сайте госуслуг. Я не смог это сделать. Почему-то сайт не опознал мои документы: ни паспорт, ни СНИЛС.

- Но вообще Вы считаете, что участие в голосовании - это важно?

Да, это важно. Я не считаю, что от моего голоса ничего не зависит.

- А вы знакомились с предвыборными программами кандидатов?

Да, я следил за предвыборной кампанией. Мне это интересно. Я бы обязательно пошел на выборы, но не получилось.

Анна, пенсионерка, 60 лет

Нет, я не хожу на выборы. Я никогда на них не хожу. Разве от этого что-то изменится? Вот в этот раз очень активно убеждали идти. Им нужна хорошая явка для легитимности. Но я в этом участвовать не хочу.

- А что Вы можете сказать о кандидатах и их предвыборных программах?

Я смотрела теледебаты. Это просто шоу какое-то. Такое впечатление, что все они нужны для того, чтоб на их фоне главный кандидат выигрышно смотрелся. Это просто цирк.

- Но многие люди ходят на выборы. Значит, для них это важно. Как Вы думаете, почему?

У меня есть знакомые, которые сравнивают текущую ситуацию с 90-ми и говорят, что положение значительно улучшилось. Да, это так. Но ведь после 90-х прошло уже много времени. Должно быть движение вперед. Я его не вижу. Я вижу, что всё только ухудшается.

- Какие, по-вашему, главные проблемы России?

Очень тяжелое материальное положение. У меня, например, очень низкая пенсия. Да и зарплаты маленькие. У моей дочери зарплата 10 тыс. и она, придя вечером с основной работы, вынуждена заниматься подработкой по интернету. Есть, конечно, те, кто хорошо устроился. Как им удалось приобрести все эти предприятия и ресурсы? Я не знаю. Но я знаю, что когда распался СССР, хорошо устроиться смогли самые пройдохи.

Какие, по-вашему, главные проблемы России? А что вас еще не устраивает, кроме низкого уровня жизни значительной части населения?

Не устраивает, что нет уверенности в завтрашнем дне. Еще не устраивает, что не решаются социальные проблемы. Я слышу только пустые обещания. Вот поэтому я и не хожу на выборы. Чтоб я всегда могла сказать: «Я их не выбирала» .

"Церковь — не клуб! Если из клуба все уйдут, его просто не будет. Но Церковь есть, даже когда мы не все в ней понимаем. Она останется, даже если в ней не будет ни кардиналов, ни папы, ибо они принадлежат ей, а не она — им. Если все христиане внезапно умрут, она останется у Бога. Неужели вам не ясно, что я больше верю Церкви, чем себе? Нет, что я больше верю в Церковь, чем в себя самого? Да что мне до чувств, если их перевернет приступ печени или бутылка бренди?"

Гилберт Честертон. "Шар и крест"

Игумен ПЕТР (Мещеринов), Свято-Данилов монастырь

Одна из причин того, что люди не понимают христианство и отталкиваются от Церкви — это подмена Евангелия — в буквальном переводе "благой вести", "благовествования" — неким зловествоеанием . Основание нашей веры — Воскресший Христос, пасхальная радость, которую может почувствовать любой человек, — подменяется проповедью о мировом масонском заговоре, о скором пришествии антихриста, о бесах, аде и вечных муках. Христос же является только средством, чтобы всего этого избежать. Причем даже не Христос, а внешняя церковность, исполнение обрядов, механическое выстаивание воскресных богослужений.

В итоге религиозные запросы души не удовлетворяются. И поэтому многие искренне ищущие Бога люди стараются держаться подальше от такой Церкви. Она кажется им каким-то странным заведением, где люди помешаны на тайном масонстве и бесах. Безусловно, существуют и бесы, и "тайна беззакония", и антихрист, который в итоге явится. Но страшно не это, а то, что все сие служит основанием проповеди и почему-то называется Православием.

Священник Михаил ВАСИЛЬЕВ, настоятель Патриарших подворий при штабе ВДВ и РВСН

Во-первых, потому, что это трудно. Во-вторых, потому что для современного, весьма прагматичного по своему мировосприятию человека это невыгодно. Приходится тратить свое время — у современного человека иллюзия, что времени ему не хватает, хотя это не мешает впустую тратить его, например, у телевизора. И человек все время живет тем временем, которое он на самом деле часто бездарно тратит. Он стоит в храме — и ему кажется, что у него много неотложных дел, что надо куда-то бежать. И действительно — это известно еще древним подвижникам благочестия — побыть наедине с собой уже бывает непривычно и трудно, а тем более прийти к Богу и быть с тем Богом, в Которого хотя ты и веруешь, но еще не видишь достаточно. Наверное, все это в комплексе приводит к тому, что современный человек, бесцельно проводя значительную часть своей жизни, не может найти времени, чтобы побывать, или постоять, или даже, не побоюсь этого слова, помолиться за богослужением.

Священник Александр ЛАВРИН, клирик храма Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" в Царицыно

Думаю, причина здесь не в атеизме. Атеистов сейчас мало, убежденных же и раньше было немного. Людям, как правило, более свойственно религиозное равнодушие. И когда после падения атеистической идеологии оказалось, что многие не чужды признания духовного мира, — всплыла серьезная причина, почему люди не ходят в храм: само по себе признание "потустороннего" ничего не меняет в жизни человека. Настоящая религиозная жизнь начинается тогда, когда человек захочет, чтобы Бог стал в его жизни главным. А это всегда непросто, требует от человека напряжения: поиска, труда.

Нельзя обойти стороной и горькую для нас, церковных людей, правду. Многие люди не ходят в храм, потому что мы, христиане, сами подаем к этому повод. В религиозной жизни был очень большой перерыв, многие традиции утеряны, прежде всего — традиции терпения и смирения. И, к сожалению, люди часто не находят в христианах примера евангельской жизни.

Не последняя причина и в нас, священниках, пастырях. Мы вышли из той же среды "религиозного забвения" и так же учимся христианской жизни. Но цена наших ошибок гораздо выше, чем у прихожан, когда мы не являем сердечной теплоты и понимания. Я это хорошо знаю, замечая порой в себе небратское и нелицеприятное отношение — при исповеди, в беседе с людьми...

Поэтому сегодня Церковь видится не столько местом духовного подвижничества, сколько больницей, принимающей и целящей больных и инвалидов. Значит, и входят в нее те, кто признал свою болезнь и захотел лечиться.

Протоиерей Игорь ПЧЕЛИНЦЕВ, пресс-секретарь Нижегородской епархии

Беда, наверное, в том, что в народе существует определенная религиозная самодостаточность — почти 80% россиян считают себя православными христианами. "Мы крещеные...", "мы же ничего не отрицаем...", а также "ну, наверное, что-то там есть..." Если к этим утверждениям добавить то, что многие люди действительно приходят в храм хотя бы один-два раза в год (на Пасху, поставить свечку...), то получается, что в какой-то мере церковная жизнь в народе существует. Некоторые даже причащаются (от одного раза в год до одного раза в несколько лет), не отдавая себе отчета, в каком великом Таинстве они принимают участие. Реальной церковной жизнью стараются жить всего лишь 1 — 3°/о россиян.

Соответственно, наш православный народ и является главным потребителем массовой "духовной" культуры — активно возрождаемого язычества с его обычными атрибутами — гороскопами, гаданиями, целителями и религиозным безразличием и всеядностью. Церковная жизнь не развлекает так, как современный "мистицизм на диване" — и поэтому она не востребована. Церковности надо учиться, но это не находит отклика в душе современного человека, привыкшего потреблять "духовный фаст-фуд".

С другой стороны, видимо, наша дорогая и многострадальная Церковь еще не находит в себе сил идти навстречу народу. Некоторые священнослужители и некоторые миряне из числа новообращенных считают, что Церковь должна не нисходить до современного человека, а поднимать его над погибающим миром. Это верно по смыслу, но неверно по тактике. Эти люди считают, что не надо ни к кому идти — кому надо, придут в церковь сами, и мы их всему научим (кстати, под "всем" нередко подразумеваются внешние вещи — как креститься, как стоять на службе и т.п., а богословие — оно для богословов).

Также надо сказать и о православном "фаст-фуде". Существуют общины, спекулирующие на мистических чувствах современного человека, зачастую отравленного неоязычеством, и взамен настоящей духовной пищи они дают своим новым членам пищу сомнительную. Обобщенное название таких общин — "Как избежать конца света и остаться при своих". Путь таких общин явно сектантский и идет врозь со Священноначалием Церкви и здравым смыслом, но некоторых он очень привлекает, отвращая от настоящей православной церковности.

Большую роль в расцерковлении невоцерковленных играют, конечно, и СМИ. Одной рукой насаждая новые (на самом деле — старые) языческие ценности, СМИ другой рукой поливают грязью возрождающееся Православие, создавая в обществе крайне отрицательный образ Церкви и Ее служителей.

И в результате — народ робко топчется в церковном дворе и проходит мимо, а священнослужители с верными прихожанами выглядывают из церковных дверей в надежде на то, что кто-то еще заглянет к ним на огонек. В надежде всему их научить.

Священник Николай ЕМЕЛЬЯНОВ, заместитель декана Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Самое удивительное, что люди в Церковь ходят. Это удивительно, потому что в России после целой эпохи гонений, религиозного бескультурья и безграмотности современному человеку, казалось, бы невозможно обрести традиционную духовную культуру и веру. Современная мода, массовая культура, жесткая пропаганда, иногда даже сегодняшняя государственная политика препятствуют этому. Однако вопреки всему многие эту духовную культуру обретают или хотя бы очень к ней стремятся.

Это всегда процесс очень личный и очень трудный. Он требует работы над собой, много смирения и покаяния, что никому и никогда не было просто. В Евангелии Господь, обращаясь к ученикам, называет их "солью земли". Соль — это замечательный и очень древний религиозный символ. Кроме прочих, в нем есть и очень простой, можно сказать, бытовой смысл. Соли кладут в пищу всегда очень мало — одну ложку на большую кастрюлю, но без нее пища бывает безвкусной. Этой "соли" — тех, кто не просто "глядит издалека" или даже "заходит в Церковь", но живет по вере церковной жизнью, — всегда было и будет немного.

С другой стороны, от самого общества и даже во многом от государства зависит, будет ли оно хотя бы обращено лицом к высокой духовной культуре — или его жизнь потеряет свою "соль", станет "безвкусной" и бессмысленной.

Иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш), Свято-Введенский монастырь, г. Иваново

Мне пришлось пятнадцать лет жить и работать вдали от России, в американском штате Массачусетс. В Соединенных Штатах вряд ли можно представить себе, чтобы человек, называя себя православным, не был регулярно в церкви. Это относится в равной мере и к тем, кто унаследовал Православие, и к тем, кто уже в сознательном возрасте вернулся к своим национальным и культурным корням. И, конечно же, к тем, кто подобно евангельскому купцу, нашедшему жемчужину несравненной ценности, пришел в Православие "извне". Заметьте, что и для тех, и для других, и для третьих характерен интерес к религии вообще и Православию в особенности. Пускай невежество и доминирует на культурно-общественной сцене, но, преодолевая его, люди приходят в Церковь.

А если отвечать более обще... Применительно к человеческой жизни, вопрос "почему" дает колоссальный простор для ответа, и что ни ответить — все будет в той или иной мере верно: потому что не хотят, потому что не привыкли, потому что нет времени, потому что не видят нужды, потому что им там тесно, холодно, жарко, душно, скучно и проч. Коренная причина — наша слабость, несобранность, расхлябанность, безответственность, равнодушие. Наш грех. Если позволите уточнить вопрос таким образом: "Укажите причину, устранение которой на сегодняшний день наиболее реально и действенно", то я отвечу одним словом — невежество. Устранить ее, соответственно, позволит школьное просвещение и миссионерская проповедь на местах и в СМИ, в чем да поможет нам Господь.

Священник Иоанн ОХЛОБЫСТИН, клирик храма святителя Николая в Заяицкой слободе

Когда только начиналось возрождение Православия, то сами верующие люди и священники невольно делали многое, чтобы отвратить людей от Церкви. Все эти старушки, шипящие на молодых девчонок, которые впервые зашли в храм в брюках. Все эти младостарцы и младостарицы, их "пророчества" и дикие полуязыческие "наставления". И странная кликушеская литература, называвшаяся "православной". Все эти запугивания в проповедях священников, что вы, мол, жуткие грешники, мерзавцы. Срочно раздайте все свое имущество, а сами — на колени, на горох. И все равно нет вам прощения... Как вспомню, просто дрожь берет. Дошло дело до того, что пришлось вмешаться самому Святейшему Патриарху.

Многие, впервые зайдя в храм и столкнувшись с таким к себе отношением, подумали: а пойду-ка я лучше куда-нибудь в буддизм, там все не так мрачно. Ну и, конечно, с годами добавились темы для критики, среди них — сотовые телефоны и машины у священников (интересно, а как без этого быть на связи, если понадобится, и посещать больных прихожан?) и так далее.

К счастью, постепенно все эти перекосы в отношениях светских людей и Церкви сглаживаются. Народ перестали запугивать, в храм приходит все больше людей. Теперь мы можем лучше донести до прихожан, что главное в Православии не строгость, а любовь. Ведь Бог есть Любовь.

Священник Дионисий ПОЗДНЯЕВ, Гонконг, Китайская народная республика, Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Думаю, причины разные. Есть просто люди, не верующие в Бога — тут и спроса нет. Помню, одна пожилая дама, говоря о церковной службе, приводила сравнение с театром: "Можно раза два-три сходить на спектакль, но не более... а одинаковые службы изо дня в день — это же ужасно, должно быть, однообразно и скучно!". Тут очевидно неумение молиться храмовой молитвой, незнание службы, непонимание смысла происходящего. Для многих этот язык, богатейший и красивейший, совершенно недоступен. Больше нужно говорить о смысле богослужения, давать людям понять, что в храме можно приобщиться небесному, уже на земле можно стать причастным к Небу.

На самом деле, люди не умеют в Церкви находить и обретать главное — опыт Неба. Отчего? Оттого, что порой ищут чего-то другого. Не находят — и разочаровываются. Может, им и не нужен этот опыт Неба... Но ведь остальное все так второстепенно.

Многие не могут заставить себя, понудить в практике духовной жизни — как Господь сказал, "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11:12) — а лень ведь молиться, трудно поститься, ум не привык сосредотачиваться, стыдно исповедоваться! Это — основные причины.

А если говорить о причинах более внешнего порядка, то это — занятость священников, их торопливая невнимательность, порой холодная... Иногда — грубость прихожан, вообще распространенное ныне хамство... Это большая проблема для тех, кто стоит у порога Церкви и надеется видеть в ее чадах Образ.

Иеромонах СЕРГИЙ (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святого Духа на апостолов на Лазаревском кладбище г. Москвы

Подлинная причина в том, что у человека просто нет особого желания ходить в церковь. Когда он молод, преисполнен оптимизма — ему не до того. Он смотрит на жизнь сквозь розовые очки, кует свое светлое будущее...

И только повзрослев, столкнувшись с реалиями жизни, он начинает задумываться, начинает знакомиться с христианскими ценностями — и в итоге нередко приходит в храм. Это обычно люди зрелого возраста, за сорок лет. Тем не менее, встречаются и молодые люди, которые с юности посвятили себя Богу. Либо они рано пережили какие-то трагедии, разочаровались в земных ценностях, либо это чистые души, призванные Богом. Я их достаточно часто встречал, хотя по нашим временам такой человек — просто чудо. Бывает, что и в тридцать лет воцерковляются, и в двадцать, хотя какой-то видимой причины — несчастной любви, жизненных трагедий и т.п. — нет. Кто имеет открытое сердце — к тому Бог приходит раньше.

Протоиерей Александр СОРОКИН, настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери и часовни свв. Новомучеников и Исповедников Российских, председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии

Вообще-то ходят. Хотя мало. Если ответить коротко, причина, конечно, в самих людях. Причем, как в тех, кто туда не ходит, так и в тех, кто там уже находится. Не нужно доказывать, что каждый человек религиозен по своей природе, и эту свою религиозность каждый выражает по-разному и в разной мере. Но процент тех, кто свою веру показывает явно и осознанно как веру в Бога, о Котором учит Библия, — совсем не так уж велик. А тех из них, кто ходит в церковь — еще меньше.

Наверное, это потому, что для многих до сих пор не совсем ясно, что такое Церковь и почему без нее человеку трудно и плохо. Общепринятое мнение о Церкви так укоренилось в сознании большинства людей, что им в голову не приходит, что Церковь — это нечто совсем иное, нежели загруженные заботами священники и унылые миряне. Многие вообще отождествляют Церковь только с иерархией священников, то есть воспринимают ее как некую организацию, выполняющую определенные функции. А новозаветное учение о Церкви как о христианской общине, собравшейся вокруг воскресшего Христа, мало понятно массовому человеку. И беда в том, что в самой Церкви многие люди не сразу до этого доходят — а потому не способствуют приходу других людей, которые поэтому и не ходят в церковь.

Протоиерей Аркадий ШАТОВ, председатель епархиальной комиссии по церковной социальной деятельности г. Москвы

Люди не ходят в Церковь по разным причинам. Некоторые — потому, что думают, что Бог христиан такой же, как сами недостойные христиане. Некоторые не ходят потому, что их привлекает этот мир, и внешняя мишура для них важнее, как для дикарей стеклянные бусы важнее, чем слиток золота. Некоторые не ходят по лени, а некоторые — потому что Бог их еще не призвал. Некоторые из тех, что не ходят в Церковь, бывают одержимы, некоторые — глупы...

Некоторые не ходят в Церковь потому, что они предали Бога.

Люди не ходят в Церковь, потому что, как говорится в Евангелии, один купил поле, за которым нужно смотреть, другой приобрел волов, которых надо испытать, третий недавно женился. Поэтому они не идут на брачный пир (Лк. 14:1).

Иеромонах КАЛЛИСТРАТ (Романенко), настоятель храма во имя Святой Живоначальной Троицы в Антарктиде

Во-первых, люди в храм все-таки ходят. Даже в мой. Пусть не все и не часто. Но за тот год, что я здесь, нет ни одного человека из экипажа станции, который хотя бы один раз не пришел в храм. И не на экскурсию, а именно на службу, на Божественную Литургию.

Есть люди, которые ходят в храм, но нечасто. Они все равно верующие и православные. Я не могу сказать, что их вера хуже моей, хотя я священник и регулярно совершаю Божественную Литургию. Другие не ходят в храм, потому что не знают, что здесь дом Божий. Это просто непросвещенные люди, не понимающие, зачем надо стоять по два часа на службе и слушать непонятные песнопения и молитвы. Но обычно это до тех пор, пока жареный петух не клюнет. Тогда начинают спрашивать: "Что я могу сделать, чтобы Бог услышал меня?"

А некоторые не приходят, потому что видят, как живет священник — злее, корыстнее и похотливее иных неверующих. Я знал одного человека, который во многом исполнял заповеди Евангелия (ни разу при этом не читав самого Евангелия), но не стал ходить в храм, потому что там не самым лучшим образом вел себя священник.

От священников сегодня требуется спокойно, шаг за шагом воспитывать и тех, кто приходит пусть и нечасто, показывая им жизнь в Боге. Надо проповедовать, и, прежде всего, не на словах, а в себе, в своей жизни, исполняя слова Писания: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5:16).

ПОВОД: прошедший 8 сентября в России единый день голосования отметился рекордно низкой явкой избирателей. Так, например, в Ангарске по шестому округу явка избирателей составила 15, 69 процента. Для сравнения: на предыдущих выборах в ЗС, проходивших в 2008 году, явка составляла 22, 8 процента.

Наталья ЖУКОВА,
преподаватель русского языка колледжа управления и предпринимательства:

- Слышала, как член избирательной комиссии, которая выдавала нам бюллетени, говорила, что с ее участка пришли только 40 человек. Было это около трех часов дня. А что такое 40 человек, когда только в нашем доме 120 квартир? Капля в море. Мы разговаривали о выборах со студентами. Только 25 процентов из них сказали, что ходили на избирательные участки. Остальным некогда, потому что в огороде осенью работы много. Или же они не видят в своем участии в выборах никакого смысла.

Альбина ИЗМАЙЛОВА,
пенсионерка:

- Я почти 30 лет была членом участковой избирательной комиссии и точно знаю, что такой низкой явки на выборах никогда не было. Сейчас перестали на выборы ходить по нескольким причинам. Во-первых, плохая информированность. Мои соседи, молодая семейная пара, к примеру, вообще не знали про выборы. Газеты они не читают. Телевизора у них нет. Только компьютер. А на улице ни плакатов, ни баннеров, призывающих 8 сентября прийти на выборы. Во-вторых, отсутствует административный ресурс. Раньше на предприятиях проводили собрания и агитировали прийти и отдать свой голос за достойного кандидата. Избирательные комиссии опять же работали до 22 часов. И люди, у которых рабочая смена заканчивалась в восемь часов, успевали проголосовать.

Андрей ИВАНОВ,
инспектор пресс-службы ГУ МВД Иркутской области:

- Главные причины - это безответственность и неверие в то, что твой голос может хоть как-то повлиять на ситуацию в стране. А я вот так не думаю. С 18 лет на выборы ходил, хожу и буду ходить. И не потому, что есть какой-то служебный приказ об обязательном участии. Просто мне и моим детям в этой стране еще жить и жить.

Александр ЕРШОВ,
спасатель Ангарского спасотряда:

- Так получилось, что эти выборы я пропустил. Меня командировали на запад для краткосрочного обучения в нашем институте МЧС. Вернулся только 9 сентября. Опоздал, в общем. Почему многие игнорируют избирательные участки? Есть такой фильм «Убить дракона». Мол, одного убиваешь, а другой появляется. Видимо, поэтому люди не хотят бороться за свое будущее. А я хочу. Потому что неравнодушный по характеру. Да у нас все такие. Где вы видели равнодушного спасателя?

Светлана ШИПНИГОВА,
режиссер ДК «Энергетик»:

- Я перестала ходить на выборы. Разочаровалась. Это бессмысленно. А когда-то искренне верила, что мой голос может на что-то повлиять. Но что мы каждый раз видим? Перед выборами начнут шевелиться, дороги делать, детей развлекать, а как выборы пройдут, тут же все и заканчивается. Сидят и ничего не делают. Я им не верю!

Лариса ЛОБОДА,
председатель общества милосердия и здоровья нефтехимиков города Ангарска:

- Не пошли на выборы, потому что заняты были садоводческими делами. В этот день была непогода, вот люди, испугавшись, и устремились на дачи быстро урожай собирать. А кто-то рассудил, что вопрос выборов решен. Молодежь не пошла, потому что у них в отличие от людей старшего возраста нет чувства патриотизма. На это нужно обратить особое внимание!

Марина НОСОЧЕНКО,
заведующая детским учреждением компенсирующего вида №9:

- На этих выборах я работала председателем избирательной комиссии №59. Голосовать приходили горожане среднего и старшего возраста. Молодые приходили за компанию, брат с сестрой, друзья или подружки. Из сорока впервые голосующих, тех, кому исполнилось 18 лет, пришел только один. О чем люди, которые приходили к нам на участок, говорили до и во время выборов? О том, что не верят, что их выбор что-то изменит. Люди живут тяжело, а просвета не видят. Многие называли эти выборы грязными. В пропаганде и агитации было много нечистоплотного, лживого. Ангарчане это поняли, сделали выводы и на выборы не пошли.

Елена ПЕРЕЛЯЕВА,
фотограф ЗАО «Обручальное кольцо»:

- Я думаю, что эти выборы были назначены на очень неудачное время. Люди торопились в прошедшие выходные собрать урожай, в наших условиях это жизненная необходимость. Кроме этого, по-моему, эта предвыборная кампания отличалась вялой агитацией. Если в прошлом году на муниципальных выборах я на каждом углу слышала про то, что нам предстоит выбрать главу города и депутатов городской Думы, то в этом году все, что бросалось в глаза, – это баннеры кандидатов. И то их было немного. И дата выборов на них не стояла.

Виктор ОБОЗОВ,
руководитель общественной организации «ЭкоАнгарск»:

- Я сам молодой человек и знаю, почему молодежь в большинстве своем не пошла на выборы. Потому что они разочаровались. Никому не верят. Считают, что за них уже все решено.

Материал к публикации подготовил

mob_info