План - конспект урока по окружающему миру «природные богатства и труд людей - основа экономики», фгос. Изучение нового материала

Конспект урока по предмету «Человек и мир»

на тему «Поведение в природе»

Класс : 2

Цель : Формирование способов действий по уходу за комнатными растениями.

Задачи:

Образовательные:

· совершенствовать представления о комнатных растениях посредством дидактической игры «Найди такой же»

· Формировать способы действий по уходу за комнатными растениями посредством практической работы

Коррекционно-развивающие:

· Совершенствовать активный словарь: «рыхлить», «опрыскивать», «протирать» посредством беседы

· Развивать мелкую моторику рук посредством ухода за комнатными растениями

Воспитывающие:

· Воспитывать интерес к растениям, любовь к природе

· Воспитывать желание ухаживать за растениями и бережно относиться к ним.

Оборудование: иллюстрации по теме, слова-подсказки, учебник «Человек и мир» 2 класса вспомогательной школы (Т. Л. Лещинская), фартуки для детей, лейки, деревянные палочки, клеенка, горшки с комнатными растениями, влажные салфетки, пульверизаторы.

Ход урока

I. Вводная часть

1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

2. Проверка домашнего задания

Давайте сделаем маленькую зарядку для наших рук изображая цветок.

«Цветок»

Руки держим перед собой,

прижимаем ладошки обеих рук друг к другу,

затем слегка раздвигаем их, округлив пальчики.

3. Уточнение временных представлений

Скажите мне ребята, какое сегодня число? Месяц? День недели?

II. Основная часть

1. Подготовка к усвоению нового материала

Послушайте внимательно загадку и сами отгадайте, о чём будет наше занятие.

Воздух очищают, создают уют.

На окнах зеленеют, и зимой цветут.

(Комнатные растения)

Правильно сегодня мы с вами будем продолжать говорить о комнатных растениях, и научимся правильно за ними ухаживать (Стук в дверь)

Ребята, к нам кто-то пришёл (На столе появляется кукла Юля) .

Это Юля. Наша гостья. Она хочет, чтобы я вам рассказала, какая история с ней приключилась. Слушайте внимательно. (Рассказ сопровождается картинками ).

Оля и Юля - сестрички. Они родились в один день, и им исполнилось по 6 лет. На день рождения они получили много подарков. Мама подарила – мяч, дедушка - книгу, папа - «сказочный» дом. А что подарила бабушка?(Учитель показывает картинку с цветочными горшками ) (Горшочки ).

Правильно, бабушка подарила горшочки, но не простые. Она велела поставить их на окно и поливать каждый день и смотреть, что же произойдёт. Оля всё сделала, как велела бабушка: поставила на окно и поливала каждый день свой горшочек (Учитель показывает картинку с лейкой ).

Через неделю появился росток.(Картинка с маленьким ростком).

А скоро на высоком стебле распустился красивый цветок(Картинка с цветком амариллиса ).

Бабушка сказала Оле, что это и есть чудо-подарок. А у Юли цветок погиб(Картинка с засохшим растением). Как вы думаете почему? (Юля не поливала цветок ).

Правильно, у Юли цветок погиб, потому что она не ухаживала за ним. Давайте расскажем Юле, что же такое комнатные растения, для чего они нам нужны. И научим ее правильно за ними ухаживать.

2. Сообщение нового материала

2.1. Беседа

Почему эти растения называют комнатными? (Потому что они растут в классе, в комнате).

Давайте вспомним их. Откройте в учебнике страницу 83. Такие же цветы есть у нас в классе. Давайте их назовём (Фикус, кактус, гортензия )

(Учитель показывает цветы детям и соотносит с названиями цветов, прикрепленными магнитами на доске ).

Для чего нужны комнатные растения? (Для красоты, для уюта, ещё они очищают воздух).

2.2. Дидактическая игра «Найди такой же»

Юля мне шепнула, что забыла, как выглядят наши комнатные растения. Давайте поможем ей. Разделимся на 3 группы. Я буду описывать растение, а вы мне ответите, про какое растение я рассказываю. (Учитель вызывает ответить трех учащихся от каждой группы)

Для 1 группы: Вкусно пахнет, у него есть много белых цветочков (Гортензия )

Для 2 группы: Имеет зеленые толстые колючие листья. Не пахнет. Круглой формы. (Кактус )

Для 3 группы: Имеет гладкие, зеленые листья. Не пахнет. Листочки овальной, продолговатой формы (Фикус )

Молодцы, вы хорошо угадали комнатные растения. Теперь Юля хорошо запомнила наши комнатные растения.

2.3. Ознакомление со схемой «Потребности растений»

А теперь скажите, что нужно растению, чтобы оно росло? (Вода, солнце, земля, воздух, доброта)

(Учитель одновременно показывает детям схему «Потребности растений», на доске слова: поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать).

- Откройте в учебнике страницу 84. Снизу на картинке представлены потребности растений. Давайте их назовём по очереди: поливать, протирать, опрыскивать, рыхлить

(Учитель показывая слово на доске проговаривает его с учащимися несколько раз соотносит с соответствующей иллюстрацией в учебнике).

А теперь немного отдохнем.

2.4. Физкультминутка «Цветочки» (музыка)

На окне в горшочке (дети сидят на корточках)

Поднялись цветочки. (медленно встают)

К солнцу потянулись, (поднимаются на носочки)

Солнцу улыбнулись. (разводят руки в стороны)

К солнышку листочки, повернут цветочки, (разворачивают ладони вверх )

Развернут бутоны, в солнышке утонут. (Соединяют руки над головой , медленно разводят в стороны)

3. Закрепление нового материала

3.1. Практическая работа

Помните наших сестричек Олю и Юлю? Помните ошибки Юли? (Да, у нее завяло растение ).

Теперь мы научимся ухаживать за нашими комнатными растениями, чтобы не допустить таких ошибок и не дать погибнуть нашим «зеленым друзьям».

Я приготовила вам инструменты по уходу за растениями. Давайте рассмотрим инструменты и определим, для чего они нужны (лейка поливать , деревянная палочка - рыхлить , пульверизатор - опрыскивать , влажные салфетки - протирать ).

Посмотрите, на доске записаны слова, прочитаем их и запомним, как они пишутся (слова-подсказки на доске прикреплены магнитами ).

Пульверизатор – это инструмент, с помощью которого мелко разбрызгивается вода.

Прежде чем начать работу познакомимся с правилами ухода за растениями (демонстрация действий ):

Рыхление. Чтобы земля была мягкой ее нужно рыхлить, глубоко нельзя, чтобы не повредить корешки, которые находятся далеко в земле.

Полив . Носик лейки прислоню к горшку, чтобы вода текла осторожно, налью ее столько, чтобы цветок напился вдоволь. Все цветы живые, не могут жить без воды.

Давайте прорыхлим и польем наши цветы. Наденем фартуки и начнем работу.

(Дети подходят к столу, на котором стоят горшки с комнатными растениями, с помощью учителя начинают рыхлить и поливать цветы) .

А теперь я напомню правила, как надо протирать листья от пыли. Мы с вами дышим носиком, а цветочки дышат листочками. Чтобы они могли дышать, они должны быть чистыми.

Растения с крупными листьями будем протирать влажной салфеткой или тряпочкой . Кладем на правую ладошку влажную салфетку, а на левую - листочек и аккуратно от стебелька до конца листочка будем протирать. Давайте попробуем.

(Дети выполняют задание).

Другие растения будем опрыскивать из пульверизатора.

(Дети выполняют задание, учитель в ходе работы помогает им советом, беседует с детьми о том, как называются растения, отмечает старательных детей. По окончанию работы дежурные убирают рабочее место).

- Вы все большие молодцы, теперь Юля знает, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

4. Повторение пройденного материала

4.1. Работа в парах «Как можно помочь комнатным растениям»

Чтобы Юля еще плотнее запомнила, как нужно ухаживать за комнатными растениями, мы должны ей напомнить и объяснить все правила. Давайте разделимся по парам. Каждой паре я буду называть одно из правил ухода, а вы будете выходить ко мне и показывать это правило.

(Учащиеся выходят к учителю и показывают правила ухода за комнатными растениями)

III. Заключительная часть

1. Объяснение домашнего задания

Вам будет домашнее задание: поухаживать за своими комнатными растениями дома вместе с родителями.

2. Оценивание деятельности учащихся на уроке

- Какие вы молодцы как хорошо у вас все получилось. В нашем классе сразу воздух стал чище и комнатные растения все блестят от чистоты! Хорошо работали сегодня …(учитель называет учащихся ). (Учитель называет учащихся ) у вас неплохо получается, но нужно еще потренироваться в уходе за комнатными растениями.

Юля ты все запомнила, о чем рассказали и что показали тебе ребята? Давайте еще раз напомним Юле, чем мы сегодня занимались на уроке (Дети по очереди отвечают ).

3. Подведение итогов урока

- Давайте попрощаемся с Юлей, она теперь знает, как ухаживать за комнатными растениями, и сможет вырастить много красивых комнатных цветов.

проведённого во 2 «А» классе

ГУО «Уваровичская средняя школа

Буда-Кошелёвского района»

Гомельской области

по теме: «Лягушки и жабы»
Учитель начальных классов:

Кабаева Ирина Сергеевна


Тема: Лягушки и жабы

Цели: формирование у учащихся представления о жабе и лягушке как особой группе животных, их среде обитания и роли, которую они выполняют в природе; раскрытие понятия «земноводные»; воспитание к этим животным положительного отношения в процессе знакомства с особенностями их поведения, питания и размножения: развитие логического мышления, наблюдательности, умения работать самостоятельно с учебником, в парах; содействие изменению отрицательного отношения детей к так называемым нелюбимым животным на основе их поведения, питания и размножения, особенно роли в природе.

Оборудование: учебник «Человек и мир»(2 класс); мультимедийная презентация к уроку; индивидуальные карточки по темам «Рыбы», «Лягушки и жабы».
Ход урока

1. Организационный момент.

Я настрой себе нашел, Повторю сто раз его-

Чтобы быть везучим. Разойдутся тучи.

У меня все хорошо - У меня все хорошо -

А будет еще лучше! А будет еще лучше!
2. Проверка домашнего задания – СЛАЙД №2

На доске эпиграф:

Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир.

Иван Саввич Никитин

Эти слова нас будут сопровождать на протяжении всего урока.

Наша планета – Земля –

Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята.

Солнышко рано встает,

Лучиком день зажигает,

Весело птицы поют,

Песнею день начинают.

Как хорошо, приглядись, -

Клены, березы и елки!..

Пенью у птицы учись,

А трудолюбию у пчелки.

(Л. Савчук)

Кто такие рыбы? Чем они похожи?

Найдите в тексте и прочитайте, как рыбы приспособлены к жизни в воде.

СЛАЙД №3

А чем питается щука и плотва? (Учащиеся работают с индивидуальными карточками по вариантам)







К чему может привести загрязнение водоёмов? (Ответы детей.)

Рубрика «Для любознательных».

О степени загрязненности водоёмов может рассказать кашель рыб. Самыми способными оказались ушастый окунь, пескарь и форель. Такое поведение рыб натолкнуло учёных создать прибор, показывающий степень загрязнения водоёмов.

3. Изучение нового материала. – СЛАЙД №4

Отгадав загадку, вы узнаете тему нашего урока.

Что за странная зверушка

По дорожке скачет?

И не мягкая игрушка,

И не круглый мячик.

У неё одни слова:

Знает только «Ква, ква, ква…» (Лягушка)


-Бугорками на спине

Отпугнет любого.

Но животное полезно,

Не найдёшь такого! (Жаба)


Знакомство с темой и целями урока.


- Вы, конечно, встречали в природе лягушек, возможно и жаб тоже. Сегодня вы убедитесь в том, какие это удивительные животные, какую роль в природе они выполняют.

Где в природе можно встретить лягушек? Жаб? Что вы о них знаете? (Ответы детей:

в прудах, реках, озёрах ил рядом с ними. )

СЛАЙД №5

Лягушку и жабу называют земноводными, так как они могут жить и в воде, и на суше. Кожа у них голая, влажная.

В природе существует большое разнообразие лягушек.


СЛАЙД № 6

Например, Кубинская лягушка величиной с ноготок мизинца.


СЛАЙД № 7

А камерунская лягушка достигает веса 6 кг.


СЛАЙД № 8

Древесная африканская лягушка способна совершать прыжок длиной в 5 м, как хороший легкоатлет.


СЛАЙД № 9

В природе нашей страны живут травяная, озерная, прудовая, остромордая лягушки.

Они отличаются величиной, окраской и формой тела.

Всю зиму лягушки лежат в глубокой тине без пищи и без дыхания, словно мёртвые. Может быть, им сниться солнышко, вкусные мушки, водяные кувшинки, жирные червячки. А придёт весна, и лягушки оживают. Все весенние тёплые ночи, с вечера до утра, кричат они без устали: два толстых мешка, находящихся по обеим сторонам шеи у самцов, помогают им издавать сильные звуки.

СЛАЙД № 10

Это очень интересное и полезное животное. Они уничтожают до 2 % вредных насекомых (а это огромное количество). Во Франции и Японии им даже поставлены памятники – дань уважения и признательности врачей и биологов всего мира.

Кожа у лягушек влажная, гладкая, очень красива своей окраской. У каждой особи своеобразная.
СЛАЙД № 11

По величине самая крупная – озёрная лягушка.

Зрительная гимнастика

Работа с учебным пособием.

Чтение «Учитель- ученик» статьи «Озёрная лягушка» (с.83-85)

Ответы на вопросы с. 85


4. Физкультминутка – СЛАЙД № 12

Лягушки

Дети изображают лягушек с растопыренными лапами.

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.



СЛАЙД № 13

А что вы знаете о жабах? (ответы детей)

Жабы отличаются от лягушек по многим параметрам.

У жабы бугристая кожа, более сухая и грубая, чем у лягушек. Ноги короткие и слабые, поэтому она в основном ползает и бегает. У многих лягушек есть зубы.

Поедает мух, комаров, мошек, слепней, оводов – возможных переносчиков различных болезней.

СЛАЙД № 14

Послушайте, какая жалоба поступила от жабы: «Невежественные люди говорят, что я вредная. Я совсем не вредная. У меня действительно выделяется через кожу беловатая, сильно пахнущая жидкость, но ни каких бородавок от этой жидкости не бывает. Просто так я спасаюсь от врагов. Это моя единственная защита, ведь у меня нет ни острых зубов, ни быстрых ног. Зато от меня большая польза! Недаром опытные огородники приносят на свои огороды жаб. Мы целый день сидим в укромном уголке, а когда стемнеет, выползаем на охоту. Ловить насекомых мне помогает клейкий язык. Я неустанно охочусь всю ночь!»

Жаб считают некрасивыми. Ведь часто, когда хотят кого-нибудь оскорбить, его сравнивают с жабой. А когда-то у многих народов это животное почиталось. Люди смотрели на него по-доброму, как и должен смотреть человек на животных вообще.

Существовали и легенды о чудодейственных свойствах жаб. Одни варили из жаб различные снадобья, которыми как будто можно было вылечить все болезни. Другие закапывали жаб в землю, чтобы был хороший урожай. Третьи запихивали в рот больному сушеную жабу, чтобы прогнать лихорадку.

Жаба- ночное животное. Сколько она за ночь уничтожает вредных насекомых, трудно сосчитать, даже если этим заняться специально. Жабы уничтожают гусениц, слизней. Недаром крестьяне приносили жаб из леса и выпускали их в огороды.

Из Франции жаб привозили в Англию и продавали за большие деньги. А в Париже раньше существовал даже специальный жабий рынок.

СЛАЙДЫ №№ 15,16

В мире существует 450 видов жаб. В нашей стране распространены 2 вида: серая, или обыкновенная, и зелёная, а камышовая жаба занесена в Красную книгу Республики Беларусь.



Чтение «Учитель- ученик» статьи «Жаба» (с.85-86)

Так чем же жабы отличаются от лягушек?

5. Закрепление материала. – СЛАЙД № 17




Работа учащихся с индивидуальными карточками:




Проводится проверка и самооценка работ учащихся.
СЛАЙД № 18

О лягушках существует много примет, послушайте:

Приметы о лягушках.

Вместе с лягушкой в дом входит удача.

Если убить лягушку, то дождь пойдет.

Лягушки квакают к сильному ненастью.

Если лягушки в болоте и речке сильно квакают - к дождю.

Лягушка, выскочившая на дорогу перед путником, сулит неудачу.

Если лягушки начинают осенью прятаться глубоко в воду, то это может предвещать скорое наступление холодной осени.

Много интересного материала вы сможете найти на страницах энциклопедий, журналов о природе и животном мире.

6. Домашнее задание: - СЛАЙД № 19

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Какие знания, опыт вы сегодня получили на уроке?

Чтение вывода на с.87 учебного пособия:

Жабы и лягушки – земноводные животные. Они могут жить в воде и на суше. Их тело покрыто голой, влажной кожей. Жабы и лягушки приносят большую пользу. Они нуждаются в охране и защите человека.

У вас на партах лежат кувшинки разного цвета. С помощью них покажите, какое сейчас у вас настроение?

(Каждый ученик «дарит» свою кувшинку героям урока по своему настроению).


СЛАЙД № 20

Спасибо всем за работу на уроке!

ГУО «Средняя школа № 42 г.Витебска»

Тема: «Главные правила хороших отношений» Тип урока : комбинированный.

Цель : формировать у ребенка умение выбирать нужный стилевой уровень и употреблять выражения соответствующие речевому этикету и поведению.

Задачи:

  • научить уважительному отношению к себе и к окружающим;
  • развивать связанную речь учащихся, учить их точно и образно выражать свои мысли и чувства;
  • воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, воспитание вежливости.

Оборудование урока: мультимедиа, учебник, конверты с заданиями, наглядный материал.

Ход урока
I. Организационный момент.

Учитель-дефектолог: Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке присутствуют гости. Что вы должны сказать?

Дети: Здравствуйте!

Учитель-дефектолог:

Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?

А что вы пожелаете друг другу, чтобы урок прошёл хорошо?

II. Основной этап урока.

1. Проверка пройденного материала

Сейчас присядет тот, кто верно назовёт слова- приветствия. (Дети называют)

а) здравствуйте
б) доброе утро
в) добрый день
г) добрый вечер

Учитель-дефектолог : Ребята, сегодня мы с вами будем путешествовать по стране «Главных правил хороших отношений». А вместе с нами будут путешествовать эльф Разумейка и мудрый гном Василий. Гоном Василий заблудился в нашей стране, поэтому мы должны ему помочь. А чтобы помочь Василию вы должны правильно выполнить все задания, которые вам приготовил Разумейка.

Учитель-дефектолог : Итак, вы готовы?

Первое задание Разумейки «Назовите правила поведения, с которыми вы уже знакомы» (слайд 2)

Дети называют правила:

1.Здороваться по утрам с родными, с учителями, с одноклассниками, с друзьями и со знакомыми взрослыми.

2. Благодарить, говорить всегда спасибо. Не грубить взрослым и одноклассникам.

3. Извиняться, если нечаянно кого-то толкнул, что-то не правильно сделал.

4. Культурно вести себя за столом в гостях и дома. В общественном транспорте, кино, театре.

5. Вежливо, приветливо относиться к окружающим людям.

Проверка (слайд 3-6)

Ну что же, вы справились с этим заданием и наш гном Василий на один шаг становится ближе к своему дому.

А прежде чем мы продолжим наше путешествие, давайте немного подвигаемся. (слайд 7)

2. Физкультминутка.

Раз подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,

Шесть, на место тихо сесть.

Учитель-дефектолог : Ребята, вы уже знакомы с многими правилами поведения.
А сегодня вы узнаете о главных правилах хороших отношений. Прежде чем вы о них узнаете, вы должны выполнить следующее задание от Разумейки. (слайд 8)

Задание зачитывает ученик: прослушайте внимательно текст и ответьте на вопросы учителя.
Учитель-дефектолог : В этом тексте, рассказывается ситуация, которая произошла с мальчиком Игорем. (слайд 9)

Работа с учебником стр.94-96

Вопросы к тексту:

1. Почему никто не хотел играть с Игорем?

2. Разумейка принёс вам задание в конверте и каждый из вас должен правильно подобрать подходящие слова,

которые характеризуют поведение мальчика.
Звучит музыка: (слова: Пляцковский М., музыка: Савельев Б.) … "Если добрый ты, то всегда легко".

Проверка (слайд 10)

Разбираем слово «невежа» (слайд 11)

Учитель-дефектолог: До 16 века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям.

А если добавить приставку не- к части «вежа». Что получится? Получится невежа.

Что означает слово «невежа»? (грубый, невоспитанный человек)

3. Чему учил мальчика старик?

  • Нельзя делать и желать другим то, что тебе самому неприятно.
  • Добро всегда добром возвращается.
  • Зло возвращается наказанием.

4. После того, как мальчик усвоил эти правила каким он стал? (Дети отвечают)

Учитель-дефектолог: что означает быть доброжелательным?
(Дети дают свои варианты ответов)

4. Физкультминутка для глаз «Звездочёт»

5. Закрепление полученных знаний

Учитель-дефектолог: (слайд 12)
Ну что ж ребята, подошло время проверить, как вы усвоили новые правила хороших отношений, поэтому вы должны выполнить следующее задание Разумейки: «РАЗОРВАННЫЕ ЗАПИСКИ. На записках пишутся правила поведения так, чтобы они были сформулированы из двух частей. Детям необходимо восстановить разорванные записки, правильно подобрав соответствующие друг другу части.
И с этим заданием вы верно справились, а наш гном Василий добрался к себе домой (слайд 13)

III. Заключительный этап

1. Подведение итогов

а) С какими правилами познакомились на уроке?
б) О каком новом слове узнали
?
Дети отвечают

2. Рефлексия

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цвета. Лучики нужно прикрепить к солнышку:

  • желтого цвета - мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;
  • голубого цвета - занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Учитель-дефектолог : Я рада, что вам понравилось занятие, вы очень хорошо потрудились и за то, что вы помогли найти путь домой гному Василию, он передал вам сюрприз, как вы думаете какой? Что больше всего на свете любят гномы? Правильно, золото. Дети получаю шоколадные монетки в золотистой обвёртке.

На этом наш урок подошёл к концу, но всё, о чем мы сегодня говорили, должно быть всегда с нами.

Для разработки конспекта мной было использовано учебное пособие по предмету "Человек и мир", автор О.Х. Серединская.

Министерство образования Республики Беларусь

Могилевский Государственный университет имени А.А. Кулешова

Разработка плана-конспекта урока в 1 классе по курсу "Человек и мир"

Выполнила: студентка 3 курса "В" группы

Домашова Татьяна Олеговна

Могилев, 2014 г.

Предмет: Человек и мир.

Класс: 1 класс

Тема: " Домашние животные зимой. Труд людей зимой".

Цель: Конкретизировать представления первоклассников о жизни домашних животных зимой; способствовать формированию понимания, почему в различные сезоны изменяется специфика труда человека (в сельской местности), показать, какие работы по охране природы проводятся зимой; содействовать формированию умения объяснять причины изучаемых явлений.

Задачи:

  • предполагается, что к концу учебного занятия учащиеся расширят представление о домашних животных, об изменениях в жизни домашних животных осенью;
  • в ходе учебного занятия планируется создать условия для формирования умения работать в группе;
  • содействовать формированию бережного отношения к животным.

Оборудование: картинки с изображением животных; дидактический материал: домик, ёлка; кластер; маршрутный лист; схема задачи-описания.

Учебное занятие: изучения нового материала.

Используемая технология: технология развития критического мышления.

Ход учебного занятия

І. Мотивационный этап

Учитель. Улыбнитесь друг другу, выскажите свои пожелания! С каким настроением вы начинаете учебное занятие? (Показать цветом)

Радость - карточка зелёного цвета.

Неуверенность - карточка красного цвета.

Тревога - карточка синего цвета.

Учитель. Итогом нашего прошлого урока было объединение нескольких элементов в одну общую гроздь. Кто из вас может сказать как эта гроздь называется иначе? (Кластер). Давайте сейчас все вместе посмотрим на доску и вспомним, что мы уже узнали о диких животных? (Ответы детей)

конспект урок охрана природа

1Игра "Рассели животных.

На доске размещены картинки с изображением домашних и диких животных.

Учитель. Ребята, вам необходимо из всех животных выбрать диких и заселить их в свою среду обитания. (Вывешиваются возле ёлки).

Учитель. Молодцы! Какие животные остались?

Учитель. Как их можно назвать одним словом? (Домашние животные)

Учитель. Как вы считаете, о ком пойдёт речь на учебном занятии?

Учитель. Какая тема нашего учебного занятия?

2. Открывается тема "Домашние животные"

Учитель. Среди остальных животных найдите то, о котором сейчас пойдёт речь. (Задаются загадки)

С удивительным носом-пятачком, коротким закрученным хвостиком, снабжает человека мясом, салом. Свинья

Даёт человеку молоко, из которого делают творожок, сметану, кефир и другие ценные молочные продукты. Корова

Грациозна и красива.

Ножки, спинка, шейка, грива.

Резво скачет по утру,

Хвост как шарфик на ветру.

Прокатись на спинке шаткой.

Кто красавица? … (Лошадка)

Не боится лютой стужи. Никто не дивится. (Козёл)

Хвост лохматый, чёрный нос.

Кто же это?

Рыжий. (Пёс)

Заплелись густые травы, Мягкие лапки,

Закудрявились луга, А в лапках царапки. (Кот)

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран)

Учитель. Ответьте на мой вопрос: мы вспомнили обо всех домашних животных? Каких ещё домашних животных мы можем назвать? Что бы вы хотели узнать о домашних животных?

ІІІ. Сообщение нового материала

Учитель. Сегодня мы с вами отправимся погостить в деревню Простоквашино. Вспомните, какие домашние животные были у дяди Фёдора? (Собака, кот, корова, телёнок). А знаете ли вы, откуда вообще появились домашние животные?

Методы активного чтения:

"+" - это я знал

"-" - не знал

Учитель читает текст, ученик слушает и, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки в маршрутном листе.

  1. Очень давно, много тысяч лет назад, люди не имели домашних животных " … "
  2. Пищу они добывали охотой, рыбной ловлей и собирательством съедобных растений и плодов." … "
  3. Убивая на охоте взрослых животных, они иногда находили их детёнышей и приносили их домой." … "
  4. С ними играли дети, звери вырастали и привыкали к человеку." … "
  5. Человек стал специально разводить прирученных животных. "… "
  6. Они постепенно стали источником пищи, материалов для одежды, обуви. "…"

Учитель. Что новое узнали о домашних животных?

Учитель. Какую же пользу приносят домашние животные?

Учитель. Хотела ли мама дяди Фёдора иметь домашних животных? Какая польза была от кота? От собаки? От коровы? (Ответы учащихся)

Учитель. А что вы знаете о корове?

Корова

Часто коровы общаются друг с другом "мычанием". Это помогает им поддерживать контакт, особенно в темноте. Они также используют множество движений и гримас.

Коровы известны тем, что дружат всю жизнь.

Коровы всегда ждут старших и слабых членов стада. Когда коровы возвращаются на дойку, выбирают вожака, чтобы показывал дорогу.

У коров прекрасное чувство обоняния и слуха. Они слышат высокие и низкие частоты лучше, чем люди, и могут различать запахи с расстояния 8 километров.

Шерсть коров подобна снежинкам - каждое пятнышко уникально, и нет двух полностью одинаковых.

Коровы, живущие в стаде, будут сообща защищать детенышей.

Словарная работа: обоняние - ощущение запаха, способность определять запах веществ, рассеянных в воздухе (или растворенных в воде - для животных, живущих в ней).

Учитель. Что новое узнали о корове?

Учитель. Сейчас я предлагаю поработать в группах. Вам необходимо будет составить задачу-описание по схеме:? →размер→где живёт→чем питается→польза для человека. (Демонстрация алгоритма учителем)

Учитель. Вы прослушали загадки ваших одноклассников. Так чем же питаются домашние животные? (Учащиеся перечисляют: мясо, молоко, трава и т.д.). Дикие животные питаются так же, как и домашние. Так есть ли между ними какое-нибудь отличие? (Да, в добыче питания)

Учитель. Вокруг нас находятся дикие и домашние животные, как человек должен относиться к тем и другим? Как вы думаете, всем ли животным нужна помощь и забота человека? (Учащиеся делают вывод: без заботы человека, животные погибнут)

Учитель. Как люди заботятся о домашних животных?

Учитель. А как люди заботятся о диких животных?

ІV. Закрепление

Учитель. А теперь давайте сравним полученные знания о диких и о домашних животных. (Затрагивается тема подготовки к зиме)

Учитель. Как человек должен относиться к домашним и диким животным?

Учитель. А теперь давайте поиграем.

Игра "Верно - неверно"

  1. Кролик живёт в лесу. "-"
  2. У коровы ребёнок - жеребёнок. "-"
  3. Коза даёт молоко. "+"
  4. Кролик любит косточку. "-"
  5. Собака ловит мышей. "-"
  6. Свинья любит купаться в грязи. "+"

Вывод: домашние животные дают больше пользы, когда о них заботятся.

Закончить фразу:

  • Я могу похвалить себя…
  • Я доволен собой, потому что…

Дополнительный материал для сообщения

Люди вывели более 300 видов собак. И все они происходят от одного предка - волка. Крупные и сильные овчарки - отличные служебные собаки. Собаки-проводники помогают слепым. Ньюфаудленды, или водолазы, чёрные лохматые гиганты на толстых лапах, хорошо плавают и ныряют, их учат спасать утопающих. Собаки - очень умные животные: они легко поддаются дрессировке. Могут преодолеть сотни километров, чтобы вернуться к своему хозяину. У собак отличная пам"ять. Рассказывают, что одна пограничная собака через 20 лет опознала и загрызла шпиона, который убил её первого хозяина.

Устройство тела и повадки говорят о том, что коты - хищные животные. Острые когти втягиваются в подушечки лап, поэтому у них бесшумная походка. У котов отличный слух и хорошее зрение. Своих детёнышей кошка вскармливает молоком. Она заботливая мать. Может вскармливать и чужих детёнышей - щенков и даже мышей. Когда люди вселяются в новый дом, первой туда впускают кошку.

Тема «Культурные растения. Значение их в жизни человека.»
Тип урока: Открытие нового знания
Цель: Узнать, что такое культурное растение и для чего их
выращивают.
Задачи:
 Сформировать понятие «культурные» растения;
 Назвать признаки, отличающие «культурные» растения от
«дикорастущих» растений
 Познакомить с «культурными» растениями разных групп
 Расширить кругозор учащихся о «культурных» растениях.
Результат:
1 Знают «культурные» растения
2 Умеют выделять характерные признаки культурных растений,
3 Умеют различать группы культурных растений;
4 Умеют рассказывать о культурных растениях родного края;
отличающих их от дикорастущих;
Оборудование: учебник, тетради на печатной основе, презентация,
компьютер, экран, картинки с дикорастущими и культурными
растениями, схемы, синий и красный карандаш
Используемые приемы, методы, технологии обучения: технология
критического мышления (Кубик Блума, прием составление кластера,
прием «Мозговой штурм»)
Используемые формы организации познавательной
деятельности учащихся: фронтальная работа, индивидуальная,
работа в парах.
План урока:
1 Организационный момент
Доброе утро, ребята, я рада вас видеть!
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
Отдохнуть вы все успели? (Да)
А теперь вперед – за дело.
2 Мотивация к учебной деятельности
Ребята, сегодня на уроке нам предстоит открыть новые знания.
Будем работать как?
Дети: активно, старательно и дружно.
- У каждого из вас есть светофорчики красного и зеленого цветов.
Покажите мне, пожалуйста, с каким настроением вы будете
работать на уроке.
Здорово!!!
У каждого из вас в руках светофорчики зеленого цвета – значит
дорога к знаниям для нас открыта. Вперед!!!
3. Проверка домашнего задания
- Вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. Учащиеся (О
растениях, которые занесены в Красную книгу РБ)
Давайте проверим, как вы усвоили пройденный материал.

Поиграем в игру «Вопросы из конверта»
Начинаем
1 Какое значение имеют растения для людей?
2 Почему книгу об охране растений назвали Красной? Эта книга так
называется потому, что красный цвет – сигнал опасности
3 Какие растения занесены в Красную книгу РБ? (Венерин башмачок,
прострел луговой, кувшинка белая, первоцвет высокий,
4 По каким причинам многие растения становятся редкими?(Из за
хозяйственной деятельности человека, вытаптывания, сбора
букетов)
(В заповедниках, заказниках, национальных парках)
башмачка.
5 Что было бы, если на Земле исчезли все растения?
6 Где еще охраняют исчезающие виды растений кроме Красной книги?
7 Рассказать занимательную информацию о цветке венериного
Молодцы! Как правильно и быстро вы справились с моими
вопросами. Я довольна вами.
А вы довольны своей работой???. Покажите свои светофорчики.
А теперь я вам предлагаю расслабиться и посмотреть отрывок
из мультфильма «Смешарики»
4. Актуализация знаний
Просмотр отрывка из мультфильма «Смешарики. Некультурный»
5. Определение темы, задач урока.
- Что выращивает Копатыч на огороде? (овощи)
- Какие растения он удаляет с грядки? (некультурные)
- Значит, какие остаются на грядке растения? (культурные)
- Какое интересное слово.
- А вы в своей жизни встречали это слово? Где? (культурный человек)
- Какой из этих людей культурный? Почему? (ухоженный, опрятный,
вежливый, воспитанный)
- Так и у растений. Бывают растения: некультурные (дикорастущие),
они растут сами по себе, и культурные, которые выращивают
специально, за которыми ухаживают.
Как вы думаете, о каких растениях будем говорить на уроке
КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ
-Какие цели мы перед собой на уроке поставим?
- Какие вопросы о культурных растениях можем обсудить?
Можете воспользоваться словами-подсказками.

КАКИЕ? (Какие растения мы относим к культурным? Какое
значение они имеют в жизни людей?)
ЗАЧЕМ? (Зачем люди выращивают культурные растения?)
ГДЕ? (Где выращивают культурные растения?)
5.1. Педагогический метод «Мозговой штурм»
 Как возникли культурные растения??? История их
возникновения.
В древние времена все растения на земле были дикорастущими. Древ-
ний человек собирал плоды, семена и корни различных растений и те,
которые ему нравились, он высаживал рядом со своим домом. Чтобы
плоды вырастали вкуснее и крупнее, человек ухаживал за растениями.
Растения привыкали к заботе о себе и изменялись. Так на земле и по-
явились культурные растения.
Какое главное, ключевое слово нашего урока? (Культурные растения)
Где обычно размещают главный предмет? (В центре)
Отметим это слово в центре доски. И будем составлять схему по ходу
нашего урока.
А теперь немного отдохнем!!!
5.2. Физкультминутка
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок. (поднимаем руки вверх-вниз)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой, (шагаем на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай. (вращаем головой)
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка (наклоняемся в разные стороны)
А теперь росой умойся, (имитация движений)
Отряхнись и успокойся…» (встряхиваем руками)
6. Изучение нового материала
- Все культурные растения можно разделить на группы.
Давайте узнаем на какие?
6.1. Карточки со словами на доске:
Назови и объясни!!!
Пшеница, капуста, лен, слива, рожь, хлопок, картофель, пион,
груша, роза
Какое слово составит пару другому слову?
Выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно её.

 Пшеница-рожь. Дети: Рожь и пшеница. Растут на полях.
(Смотрим ролик)
Послушаем об этих культурах
Что из них делают?.(муку, а из муки делают хлеб).
Как называются такие растения? Они называются зерновые растения.
 Капуста- картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде
(Смотрим ролик)
Какие из увиденных растений запомнили?
Как называются такие растения?
Что в них содержится?
 Лен-хлопок. Что это за необычные растения, кто знает?(Из них
делают ткань)
(Смотрим слайды).
Для чего используются эти растения?
Учитель: Такие растения называют прядильные. Это очень ценные
растения дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают
ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные
полотенца - это все лен и хлопок.
 Пион-роза. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.
Для чего их выращивают?
Как их называют?
Приведи свои примеры: (Флокс, тюльпан, гладиолус)
 Груша-слива. Это фрукты. Они растут в садах. (Смотрим
слайды)
Учитель: Правильно, такие растения называются плодовые. К ним
относят только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы дающие
нам плоды. - Назовите их. (Смородина, малина, земляника)
Для чего использует человек культурные растения???
(Слайд)
2
-Для своего питания
-Для домашних животных
-Для изготовления тканей
-Для красоты
А теперь посмотрим, что говорит автор нашего учебника о
культурных растениях.
6.3. Самостоятельное чтение текста в учебнике с.35-37
Выборочное чтение
-Найти и прочитать о картофеле.
-Что выращивают в садах нашей республики?
-Какие растения называются культурными?
-Почему нужно употреблять в пищу много овощей и фруктов?

6.4.
Физкультминутка для глаз
6.5.

Самостоятельная творческая работа с самопроверкой по
эталону
Педагогический метод "Перепутанные логические цепи".
Дети выстраивают логические цепочки из терминов: (на доске
карточки, один ученик работает у доски)
растение, плодовое, дикорастущее, культурное, дерево,
травянистое растение, черешня, одуванчик, кустарник.
Работа в парах
7. Обобщение и систематизация знаний. Включение в систему
знаний и повторение
7.1. Работа с презентацией. «Попробуй свои силы»
Любое сообщение состоит из вступления, основной части и заключения.
На экране Вы видите план доклада. Опираясь на него, подготовьте свое
сообщение о культурном растении.
1)Как называется растение?
2)Где растет?
3) Для чего растение нужно людям?
4) К какой группе культурных растений относится?
-Оцените свою работу.
Поднимите нужную сигнальную карточку. Обсудим наши успехи и
трудности.
А теперь я хочу посмотреть, кто на уроке был самым внимательным. Если
вы согласны с моим утверждением, то поднимаете зелёный квадрат, а если
нет, то красный.
Верите ли вы, что:

7.2.
Игра "Верю – не верю"
Учитель читает предложения.
Если учащиеся согласны с
утверждением, они поднимают зеленого цвета светофорик, если не
верю- красного.
- Яблоки растут на кустах.
- Лук и картофель – это овощи.
- В саду растут овощи.
- Сад – это участок земли, где растут фруктовые деревья.
- Чеснок растет в огороде.
- Кабачок – растение сада.
- Вишни растут в огороде.
- Огород – это участок земли, где растут дикорастущие растения.
7.3.
Решение природной задачи
Ученики нашей школы решили высадить на наш пришкольный участок
следующие растения:
 Ананас
 Яблоня

 Малина
 Томат
 Пион
- Все ли растения смогут расти около нашей школы?
Решение:
Ананас - расти у нас не может, т.к. это тропическое растение.
Какие жалобы мы могли бы от него услышать? (Не хватает солнца,
мало тепла, света, влаги, не подходит почва)
8. Итог урока.
8.1. Кубик Клума. Бросает учитель кубик и задает вопрос
Почему? (Почему культурные растения так называются?)
Объясни? (Объясни, чем отличаются культурные растения от
дикорастущих)
Назови? (Назови на какие группы делятся культурные растения)
Предложи? (Предложи какие культурные растения можно
высадить на пришкольном участке)
Придумай? Придумай вопрос по теме урока)
Поделись? (Поделись своими впечатлениями от урока)
8.2. Метод «Солнце»
Цель: подведение итогов.
Я предлагаю вам на лучиках солнца написать свои
впечатления от урока
- Ребят, а где в жизни мы можем применить знания, полученные на
сегодняшнем уроке?
(Садоводство, при помощи родителям на огороде.)
- А скажите: что лучше вырастить или купить овощи?
- О каких группах культурных растений мы сегодня говорили?
- Приведите по два-три примера растений каждой группы.
9. Рефлексия
9.1. Давайте вернемся к началу урока. Какие задачи мы ставили
перед собой?
КАКИЕ?
ЗАЧЕМ?
ГДЕ?
- На все задачи мы нашли ответы?
- А вы дома выращиваете культурные растения?
9.2. Приём

«Что, если…?»

Что, если бы культурные растений не было бы?
- А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас
на начало урока; теперь левую ладошку, с теми знаниями, что вы
получили на нашем уроке. Соедините их вместе и поблагодарите себя
за работу на уроке аплодисментами. Вы замечательно потрудились.
Спасибо вам!
10. Домашнее задание. Найти информацию о любом культурном
растении

mob_info