Первый день весны

Напишите сжатое изложение,пожалуйста,срочно! Анну Андреевну я знал с 1912 года. Тогда она, тоненькая и стройная, похожая на пятнадцатилетнюю

девочку, ни на шаг не отходила от своего мужа - молодого поэта Н. С. Гумилева, который назвал ее своей ученицей.

То были годы ее первых стихов и необыкновенных триумфов. Прошло несколько лет, и в ее поведении, в ее глазах, в ее осанке появилась очень важная черта ее личности - величавость. Не надменность, не заносчивость, а именно величавость: "царственная", важная поступь, чувство уважения к себе и осознание важности се писательской миссии.

С каждым годом Ахматова становилась все величественнее, и она не старалась, у нее выходило это само собой. Даже когда она была в очереди за керосином или в ташкентском трамвае, люди, не знавшие ее, чувствовали в ней «спокойную важность» и относились к ней с уважением, хотя держалась она со всеми просто и дружественно.

Замечательна и другая черта ее характера: она удивительно просто расставалась с вещами, она была лишена чувства собственности.

Вокруг нее никогда не было комфорта, я не помню такого периода в ее жизни, когда обстановку в ее доме можно было назвать уютной. Конечно, она знала толк в красивых вещах, и старинные подсвечники или восточные ткани то и дело появлялись у нее дома, но через несколько недель вновь исчезали.

Даже книги, за исключением самых любимых, она отдавала другим. Только Пушкин, Данте, Библия и Шекспир были ее постоянными спутниками, остальные же книги, побывав у нее, исчезали.

Друзья знали, что если подарить ей красивую шаль, то через день или два она окажется на других плечах.

Часто она расставалась с тем, что нужно было ей самой. Как-то в двадцатом году, во время жуткого петроградского голода, один друг привез ей из Англии жестяную банку сверхпитательной и сверхвитаминной «муки», произведенной фирмой «Нестле». Чайная ложка этого концентрата, разбавленного кипяченой водой, представлялась нашим голодным желудкам недосягаемо-сытным обедом. Я от души позавидовал обладательнице такого сокровища.

Было поздно, и гости, наговорившись, стали расходиться домой. Я почему-то замешкался и позже других вышел на-темную лестницу. И вдруг - забуду ли я этот жест величественной руки? - Ахматова выбежала за мной на площадку и тоном, которым обычно говорят «до свидания», протянула мне эту жестяную банку: «Это для вашей Мурочки...»

У меня в руках оказалась заветное «Нестле». Напрасно я пытался отказаться, она захлопнула за мной дверь, и сколько я ни звонил, дверь не открылась.

Таких случаев я помню немало.

выпишите вставляя пропущенные буквы а) словосочетания,б) существительного с предлогом, в) фразеологизмы

мухи не обидет, из-за дома, на вес золота, ходячая энц...клопедия, справочник для спец...алистов, стреляный воробей, старая лисица, вокруг школы, найти слов...сочетание, бить б...клуши, мастер на все руки, стать мастером, лицом в грязь не ударит, пишет хорошо, в с...рочке родился, пуговица на с...рочке, ходить ходуном, около парка, ходить с рюкзаком.

распределите слова по группам.а)словосочетания,б)формы существительного с предлогом,в)фразеологизмы.

мухи не обидит,из-за дома,на вес золота,ходячая энциклопедия,справочник для специалистов,стрелянный воробей,старая лисица,вокруг школы,найти словосочетание,бить баклуши,мастер на все руки,стать мастером,лицом в грязь не ударит,пишет хорошо,в сорочке родился,пуговица на сорочке,ходить ходуном,около парка,ходить с рюкзаком.

кусты крыжовника и черной смородины, и выше всех был клен, большое и грустное дерево, давно живущее над местным бурьяном и всеми растениями окрестных дворов и садов. Сад был огорожен плетнем со всех сторон, лишь в одном месте была деревянная калитка, навешенная на толстый кол; эта калитка выводила на пустой двор, а на дворе находился бедный дом из кухни и комнаты, где жил кондуктор товарного поезда с женой и семерыми детьми. А в задней стороне сада, где были заросшие дебри сонной травы, стояла глиняная стена глухого и еще более мелкого жилища, чем то, в котором жил кондуктор. К этой стене с обеих сторон подходили садовые плетни и вместе с густою травой точно хранили этот неизвестный глино-соломенный дом, где была или не была чья-то убогая, слабая жизнь.

Задания: выпишите из текста причастия. 1 действительно, 1 страдательное, разберите из по составу, напишите постоянные и непостоянные признаки.
определите тип, стиль, способ связи в тексте.

помогите написать изложение к этому тексту пожалуйста

(1)3наменитая артистка выступала в школе, в которой она раньше училась. (2)Её попросили станцевать. (3)Она закружилась, заколдовала, лицо ее стало прекрасным. (4)Ребята смотрели на нее, раскрыв рты...(5)В первом ряду сидела девочка с запрокинутым лицом. (6)Она сидела так потому, что если не запрокинуть лицо, то можно заплакать, а ей было стыдно плакать при всех.(7)Артистка кончила танцевать и заметила девочку в первом ряду, которая с трудом сдерживала слезы.(8)Что-то настолько знакомое почудилось артистке в лице девочки, что она задержала на ней взгляд, хоть и понимала, что неприлично рассматривать человека, собравшегося плакать. (9)Потом стали приходить записки с разными вопросами. (10)На одну записку («Я хочу танцевать, но меня не приняли в кружок. И еще я некрасивая. Что делать?») артистка не ответила.(11)Балерине не хотелось отвечать на этот вопрос при всех, к тому же ей показалось, что она знает, кто написал записку: лицо девочки с первого ряда, показавшееся ей знакомым, было таким ожидающим!(12)Артистка сказала:(13)- Тут есть еще одна записка от девочки. (14)Пусть она подойдет ко мне потом.(15)Сказав это, артистка поняла, что не ошиб¬лась и совершенно верно угадала, кто написал записку, - так засветилось лицо зрительницы с первого ряда.(16)Девочка догнала ее на улице.(17)- Это я написала записку, - сказала она.(18)- Я знаю. Я видела твое лицо.(19)- И вы заметили, что я некрасивая?(20)- Это тебе кажется.(21)- Я хочу танцевать, а меня не берут. (22)Говорят, что я не гожусь, а я не могу не танце¬вать.(23)- Так и танцуй себе на здоровье.(24)- Но меня не принимают!(25)- Меня тоже не принимали, - сказала артистка.(26)- Так как же вы теперь так здорово тан¬цуете?(27)- Я всегда хотела танцевать. (28)Потому что это главное. (29)Пойдем ко мне в гости?(30)Артистка готовила обед и думала о девочке, которая тоже хочет танцевать. (31)Где она видела это лицо? (32)Потом она вспомнила про то, как сама была девочкой и как ее тоже не принима¬ли в хореографический кружок. (33)Зойка (так её звали в детстве) танцевала дома в одиночестве. (34)Ей нравилось танцевать, поэтому она пришла в школьный кружок, где протанцевала какую-то польку. (З5)Балетмейстер похвалила, а потом стала проверять ноги на гибкость. (36)Это было очень больно, Зойка закусила губу, но все-таки заплакала. (37)Её не приняли.(38)В кружке при Доме культуры балетмейстер тоже сказал, что с такими слабыми ногами танцевать нельзя, но нашлась женщина, которая позволила Зойке присутствовать на занятиях.(39)Приходя домой, Зойка становилась у зеркала и командовала сама себе:(40)- Первая позиция! Руки!(41)Коленки не подчинялись. (42)Руки с нелепо растопыренными пальцами гребли воздух.(43)Тогда она заводила музыку и танцевала как умела. (44)Потом Зойка поступила, в драматический кружок, где танцевала, как ей хотелось. (45)Наконец ее приняли в театральный институт, потому что она твёрдо знала: на этом свете она может быть только артисткой. (46)Люди, которые её экзаменовали, наверное, почувствовали это...(47)Артистка приготовила обед и вошла в гос¬тиную.(48)Девочка-гостья под музыку летала по комнате, лицо ее было до боли счастливым. (49)И артистка вдруг поняла, откуда она знает это лицо.(50)Она вынула старый альбом и нашла то, что искала. (51)Артистка смотрела то на фотогра¬фию, то на смущенно застывшую девочку.(52)- Взгляни! - сказала она.(53) Девочка заглянула в альбом и попятилась.(54)- Кто это? - прошептала она.(55)- Это я в твоем возрасте.(56)- Но как же вы стали такой красивой?(57)- Я всегда хотела танцевать, вот и все.(58)- Я тоже хочу танцевать!(59)Артистка смотрела на девочку и думала о том, что та непременно будет танцевать. (60)Девочка была очень похожа на нее, маленькую Зойку, и кто-то должен был ей помочь...(61)Девочка, которая хотела танцевать, при¬прыгивая, бежала домой. (62)Она танцевала, кру¬жилась. (63)И золотые листья вились вокруг нее, танцевали с ней вместе. (64)И счастье девочки было таким огромным, какого не бывает даже во сне. (65)Это было невозможное счастье.

Баранова М.Т Домашняя работа по русскому языку за 6 класс: Учебно-практическое пособие - М.: «Просвещение», 2000. - 126 c.
Скачать (прямая ссылка): domrabotpors2006.pdf Предыдущая 1 .. 32 > .. >> Следующая
Личные Я, они, унего
Возвратное Себя, с собой
Вопросительные Кто? Что? Который?
Относительные Кто, что, который
Неопределенные Кому-то, сколько-либо
Отрицательные Никто, ни с кем, не счего
Притяжательные Мой, твой, свой
Указательные Тот, этот, такой
Определительные Весь, всякий, сам
454. Мой (грустный товарищ), со мною (задумал), (криком) своим, мы (птицы), (ветер да) я (гуляем).
I. Мой - мест. Товарищ (чей?) мой. Н. ф. - мой.
II. Пост. - притяж.; непост. - вИ. п., м. р., ед. ч.
III. Товарищ (чей?) мой.
I. (Со) мною - мест. Задумал (скем?) со мною. Н. ф. - я.
II. Пост. - личн., 1-го л. ед. ч.; непост. - вТ. п.
III. Задумал (скем?) со_мно_Ю.
100
I. Своим - мест. Криком (чьим?) своим. Н. ф. - свой.
II. Пост.- притяж.; непост. - вТ. п., ед. ч., м. р.
III. Криком (чьим?) своим.
I. Мы - мест. Птицы (кто?) мы. Н. ф. - мы.
II. Пост. - личн., 1-го л. мн. ч.; непост. - вИ. п.
III. Птицы (кто?) мы.
I. Я - мест. Гуляем (кто?) ветер да я. Н. ф. - я.
II. Пост. - личн., 1-го л. ед. ч.; непост. - вИ. п.
III. Гуляем (кто?) ветер да у.
455. Слитное, раздельное и дефисное написание слов
Раздельное
Дефисное
Предлог Перед лесом, перед зеленым, передо мной
Существительное Неприятель, неряха При огороде, по земле; не приятель, а вр г; вовсе не приятель АМаша-то не идет!
Прилагательное Невежливый, неприступный Не вежливый, грубый; вовсе не вежливый Зеленый-то не пишет!
Местоимение Никого, нечего Ни скем, не с чего Кое-кто, кто-нибудь
456. (устно)
457. Растаял (с., I) в поле снег, леса повеселели (с, I), Д ль з ливных лугов л зурн иясн;
Стыдливо белая береза зеленеет (н., I), Проходят (н., II) облака все выше и нежней, Аветер сушит (н., II) сад имягко вокна веет (н., I) Теплом прельских дней.
(И. Бунин.)
458. 1) (Стем) не ужиться, (любит) браниться, (будете) держаться, (можете) не бояться, (легко) хв литься, (легко) св литься.
2) (Совет) требуется, (беда) переносится, (кто) хвалится, (тот) св лится, (кто) не боится, (он) спорится, (дело) боится.
101
I. Кто - мест. Хвалится (кто?) кто. Н. ф. - кто.
II. Пост. - относит.; непост. - вИ. п.
III. Хвалится (кто?) кто.
459. Увидеть (II спр., искл.) - яувижу, ты увидишь, он увидит, мы увидим, вы увидите, они увидят; просить (II спр.) - я прошу, ты просишь, он просит, мы просим, вы просит, они просят; вырастить (II спр.) - явыращу, ты вырастишь, он вырастит, мы вырастим, вы вырастите, они вырастят; вырастать (I спр.) - я вырастаю, ты вырастаешь, он вырастает, мы вырастаем, вы вырастаете, они вырастают; услышать (Пспр.. искл.) - яуслышу, ты услышишь, он услышит, мы услышим, вы услышит, они услышат.
460. Жить (I) - живет; ценит (II) - ценить; будить (II) - будит; не станет (I) - стать; говорить (II) - говорит; вставать (I) - встает; делать (I) - делает; мыть (I) - моет; застилать (I) - застилает; успеет (I) - успеть; одеться (I) - оденется; умыться (I)- умоется; поесть - поест; встать (I) - встанет; сесть (I) - сядет.
I. Каждый - мест. Час (какой?) каждый. Н. ф. - каждый.
II. Пост. - определит.; непост. - вВ. п., ед. ч., м. р.
III. Час (какой?) каждый. Кровать - кро-вать.
[к] - согл., глух., тв. [р] - согл., зв., тв. [а] - гласн., безуд. [в] - согл., зв., тв. [а] - гласн., уд. [т"] - согл., глух., мягк. 7 б., 6 зв.
461. Цветет ива. Вокруг нее летают (на - ать, I) шмели, порхают (на - ать, I) бабочки, суетятся (на -ить, II) бестолковые мухи. Над лужами вьются (I) комары.
Перелетные птицы торопятся (на - ить, II) на родину, ксвоим гнездам. Позже других возвращаются (на -ать, I) самые яркие ипе-стрые птицы. Зимородок прилетает (на -ать, I) из Египта, аиволга -из Южной Африки.
102
462. Нина спрашивает:
- Быть может, вы хотите покушать?
- Спасибо. Я только что ужинал.
- «Кушать» - это лакейское слово, да?
- Почему?
- Помните в литературе прошлого века? Только лакеи говорили: «Кушать подано». Господа всегда говорили: «Милости прошу перекусить...»
(Ю. Семенов.)
463. Сутра я начинаю убирать комнату. Вначале скатываю ковер и снимаю с подоконника цветы. Я тщательно протираю каждый листочек и обильно поливаю растения.
Потом отжимаю тряпку ивытираю до блеска оконные стекла и зеркало.
Теперь надо положить на место игрушки моей младшей сестры. К письменному столу отца яне прикасаюсь: папа сам всегда приводит его в порядок.
464. Вгостяхудруга.
Элементы разговорного стиля: разговорная форма имени (Во-лодька), много вопросительных и восклицательных предложений.
Сов. в.: открыл, не упал, увидел, посмотрел, приходил, рассказать, спросил, узнаешь, послушай, воскликнул, пошел, подожди, пригорит.
Несов. в.: был, горел, проходи, есть, хочешь, был.
I. Мамину - прилаг. Новость (чью?) мамину. Н. ф. - мамин.
II. Пост. - притяж.; непост. - вВ. п., ед. ч., ж. р.
III. Новость (чью?) мамину.
465. Степа дрова колет.
Вы не знаете нашего Степу? Хвастун он страшный.
- Явчера за полчаса все дрова переколол, - сказал Степа однажды.
- Когда ты научился? - спрашиваем мы.
- Ая давно умею, - отвечает он.
- Тогда покажи, амыпосмотрим, как утебяэто получается. Пошли мы во двор. Степа гордо взял топор и... тут начался настоящий цирк. Степа, конечно, взял самый большой чурбан, раз-

§ 88. Повторение изученного в 5 классе

507. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Буквами н. (несовершенный) и с. (совершенный) обозначьте вид глаголов. Какого они спряжения?

        <...> Растаял в поле снег леса повеселели
        Даль заливных лугов лазурна и ясна;
        Стыдливо белая берёза зелене..т
        Проход..т облака всё выше и нежней
        А ветер сушит сад и мягко в окна ве..т
        Теплом апрел(?)ских дней.

508. Выпишите глаголы и распределите их на две группы: а) стоящие в неопределённой форме; б) употреблённые в форме 3-го лица. Обозначьте окончание -ть (-ти) в неопределённой форме и окончания глаголов 3-го лица. Где стоит суффикс -ся в этих формах-до или после окончания?

    1. С тем (не)ужит(?)ся, кто любит бранит(?)ся. 2. И мудрому человеку совет требует(?)ся. 3. Будете друг за дружку держат(?)ся - можете ничего (не)боят(?)ся. 4. Вместе и беда легче переносит(?)ся. 5. Кто 3 хвали́ться, тот с горы свалит(?)ся. 6. Кто работы не боит(?)ся, у того она и спорит(?)ся. 7. Дело мастера боит(?)ся.

(Пословицы)

509. Прочитайте стихотворение. Как бы вы его озаглавили? Выпишите две формы глаголов будущего времени - простую и сложную. Укажите вид этих глаголов.

Образец. Станцуем (буд. прост., сов. в.); буду танцевать (буд. сложн., несов. в.).

        Дерево посадим под окном,
        Выр..стет оно большое, с дом.
        Прямо к стёклам ветки прислоняя,
        Зашуршит листвой в разливе мая,
        А сентябр(?)ской пасмурной порой
        Заг..рится розовой з..рёй.
        Будут гнёзда вить на ветках птицы,
        Будут звёзды сквозь листву светит(?)ся...
        Будут вёсны шелестеть над нами
        Медленными мягкими ветвями...
        А потом другие, после нас,
        Вдруг проснут(?)ся в этот
        Час, когда Москва объята сном -
        От листвы, поющей под окном.

(И. Снегова)

510. Расскажите по данной таблице о правописании букв е и и в безударных окончаниях глаголов.

511. Проспрягайте глаголы увидеть, просить, вырастить, вырастать, вырасти, услышать .

507. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Буквами н. (несовершенный) и с. (совершенный) обозначьте вид глаголов. Какого они спряжения?

Растаял (с., 1) в поле снег, леса повеселели (с., 1),
Даль заливных лугов лазурна и ясна;
Стыдливо белая береза зеленеет (н., 1),
Проходят (н., 2) облака все выше и нежней,
А ветер сушит (н., 2) сад и мягко в окна веет (н., 1)
Теплом апрельских дней.

508. Выпишите глаголы и распределите их на две группы: а) стоящие в неопределённой форме; б) употреблённые в форме 3-го лица. Обозначьте окончание -ть (-ти) в неопределённой форме и окончания глаголов 3-го лица. Где стоит суффикс -ся в этих формах-до или после окончания?

509. Прочитайте стихотворение. Как бы вы его озаглавили? Выпишите две формы глаголов будущего времени - простую и сложную. Укажите вид этих глаголов.

Название "Посадим дерево".

Простая форма (сов.в.): посадим, вырастет, зашуршит, загорится, проснутся;
Сложная форма (несов.в.): будут вить, будут светиться, будут шелестеть.

510. Расскажите по данной таблице о правописании букв е и и в безударных окончаниях глаголов.

511. Проспрягайте глаголы увидеть, просить, вырастить, вырастать, вырасти, услышать.

512. Все глаголы из стихотворения запишите в неопределённой форме и в 3-м лице в единственном числе. Укажите спряжение глаголов.

513. Вставьте подходящие по смыслу глаголы в нужной форме. Объясните условия выбора букв е и и в безударных окончаниях глаголов.

Цветет ива. Вокруг нее летают (на - ать, 1) шмели, порахют (на - ать, 1) бабочки, суетятся (на -ить, 2) бестолковые мухи. Над лужами вьются (1) комары.

Перелетные птицы торопятся (на - ить, 2) на родину, к своим гнездам. Позже других вовращаются (на -ать, 1) самые яркие и пестрые птицы. Зимородок прилетает (на -ать, 1) из Египта, а иволга - из Южной Африки.

514. Спишите. Как изменится текст, если в предложениях использовать форму глаголов прошедшего времени? Графически объясните правописание гласных в корнях с чередованием. Относятся ли глаголы примерять и примирять к словам с чередующимися гласными в корне? Расскажите, как вы наводите порядок в своей комнате.

С утра я начинают убирать комнату. Вначале скатываю ковер и снимаю с подоконника цветы. Я тщательно протираю каждый листочек и обильно поливаю растения.

Потом отжимаю тряпку и вытираю до блеска оконные стекла и зеркало.

Теперь надо положить на место игрушки моей младшей сестры. К письменному столу отца я не прикасаюсь: папа сам всегда приводит его в порядок.

515. К данным словам подберите и запишите однокоренные глаголы, имеющие в своём составе указанные части слова. Какими способами образованы записанные слова?

516. Прочитайте и озаглавьте текст. Укажите элементы разговорного стиля. Выпишите глаголы, распределяя их по видам - совершенный или несовершенный.

517. Сочинение-рассказ на тему «Стёпа дрова колет».

В своём рассказе используйте:
один из текстов в качестве вступления (см. с. 105);
содержание рисунков;
в заключении одну из пословиц (см. упр. 508).

I. Вы не знаете нашего Стёпу?4 Хвастун он страшный.
— Я вчера за полчаса все дрова переколол, — сказал Стёпа однажды.
— Когда ты2 научился? — спрашиваем мы.
— А я давно умею, — отвечает он.
— Тогда покажи, а мы посмотрим, как это у тебя получается...

II. Смотрел я, как отец дрова колет, и подумал: «Ия смогу. Что тут уметь? Взмахнёшь посильней топором — раз! — и готово!»
И вот однажды...

518. Сгруппируйте глаголы, образованные: а) приставочным способом; б) суффиксальным способом.

2) Мечтать - мечта, светлеть - светлый, краснеть - красный, мчаться - мчать, завтракать - завтрак, ужинать - ужин, бледнеть - бледный, формировать - форма, премирвать - премия.

519. Обозначьте способ образования глаголов и их состав. От какой части речи образован последний глагол? Подберите однокоренные слова к выделенному слову и запишите их по образцу (см. упр. 158).

520. Запишите глаголы с суффиксом -нича-, однокоренные с данными существительными. Укажите спряжение записанных глаголов.

521. Прочитайте отрывок из стихотворения Ю. Яковлева. Спишите, раскрывая скобки. Над какой орфограммой вы работали? Какую пословицу использует автор? К чему призывает?

Помните, ребята
Правило одно:
Сам барабан
Не з абарабанит,
Медная труба
Сама трубить не с танет!
И если огонька
Нет, как говорится,
Сам по себе
Костер не з агорится...
Не т ечет вода
Под лежажий камень,
Чтоб она текла
Камень сдвинь руками.

457 . Спишите, расставляя пропущенные запятые. Буквами н . (несовершенный) и с . (совершенный) обозначьте вид глаголов. Какого они спряжения? Какой из глаголов обозначает цвет?

      Растаял в поле снег леса повеселели
      Даль заливных лугов лазурна и ясна;
      Стыдливо белая береза зелене..т
      Проход..т облака всё выше и нежней
      А ветер сушит сад и мягко в окна ве..т
      Теплом апрел(?)ских дней.

(И. Бунин.)

458 . В левый столбик выпишите глаголы в неопределённой форме, а в правый - в форме 3-го лица. Обозначьте окончание -ть (-ти) в неопределённой форме и окончания глаголов 3-го лица. Где стоит суффикс -ся в этих формах - до или после окончания?

1. С тем (не)ужи..ся, кто любит брани..ся. 2. И мудрому человеку совет требуе..ся. 3. Будете друг за дружку держа..ся - можете (ни)чего (не)боя..ся. 4. Вместе и беда легче переноси..ся. 5. Кто 3 хвали..ся, тот с горы свали..ся. 6. Легко хвали..ся, легко и свали..ся. 7. Кто работы не бои..ся, у того она и спори..ся. 8. Дело мастера бои..ся.

(Пословицы.)

459 . Проспрягайте глаголы увидеть, просить, вырастить, вырастать, вырасти, услышать . Объясните выбор букв е и и в безударных окончаниях глаголов, пользуясь материалом таблицы «Два спряжения глаголов».

460 . Все глаголы из стихотворения запишите в неопределённой форме и в 3-м лице ед. ч. Укажите их спряжение.

Образец: работать (I спр.) - работает .

(С. Баруздин.)

461 . Вставьте подходящие по смыслу глаголы в нужной форме. Объясните в этих глаголах условия выбора букв е и и в окончаниях по образцу: ве[ет] (на -ять , I стр.).

Цветёт ива. Вокруг неё - - шмели, - - бабочки, - - бестолковые 2 мухи. Над лужами - - комары.

Перелётные птицы - - на родину, к своим гнёздам. Позже других - - самые яркие и пёстрые птицы. Зимородок - - из Египта, а иволга - - из Южной Африки.

Слова для вставки: летать, прилетать, торопиться, направляться, порхать, суетиться, виться, возвращаться .

462 . Прочитайте диалог. Сделайте вывод об употреблении глагола кушать . Спишите.

Нина спрашивает:

Быть может, вы хотите покушать?

Спасибо. Я только что ужинал.

- Кушать - это лакейское слово, да?

Помните в литературе прошлого века? Только лакеи говорили: «Кушать подано». Господа всегда говорили: «Милости прошу перекусить...»

(Ю. Семенов.)

463 . Спишите. Письменно объясните правописание гласных в корнях с чередованием.

Образец: соби ра ю редкие ра стения.

Как изменится текст, если в первом предложении использовать форму прошедшего времени - начинал ? Относятся ли глаголы примерять и примирять к словам с чередующимися гласными корня?

С утра я нач..наю уб..рать комнату. Вначале скатываю ковёр и сн..маю с подоконника 2 цветы. Я тщательно прот..раю каждый листоч..к и обильно пол..ваю р..стения.

Потом отж..маю тряпку и выт..раю до блеска оконные стёкла и зеркало.

Теперь надо пол..жить на место игрушки моей младшей сестрёнки. К письме..ому столу отца я (не)прик..саюсь: папа сам всегда приводит его в порядок.

снять - сни мать
сжечь - сжи гать
начать - начи нать

464 . Озаглавьте текст. Укажите элементы разговорного стиля. Выпишите глаголы, распределяя их по видам.

Дверь мне открыл Володька.

Он (не)упал в обморок от радост.., что увид..л меня. Он посмотрел так, будто я пр..ходил (к)нему каждый день в это самое время. (У)меня же вид был, наверно, такой торжестве(н, нн)ый, я так г..рел (не)терпением поскорей ра(с, сс)казать всем мамину 3 новость, что Володька сир..сил:

Что с тобой?

- (Ни)чего... Сейчас узна..шь!

Проходи,-ск..зал он.-Есть хоч..шь? - и пош..л на кухню.

Куда ты?! - во..кликнул я.- Сн..чала послушай...

Подожди немного. У меня пр..горит...

Володька был хозяйстве(н, нн)ым парнем.

(А. Алексин.)

465 . Сочинение-рассказ на тему «Стёпа дрова колет». Используйте 1) один из текстов в качестве вступления, 2) содержание рисунков, 3) в заключении одну из пословиц (см. упр. 458), которая больше соответствует рассказу.

  1. Вы не знаете нашего Стёпу? 4 Хвастун он страшный.

    Я вчера за полчаса все дрова переколол,- сказал Стёпа однажды.

    Когда ты 2 научился? - спрашиваем мы.

    А я давно умею,- отвечает он.

    Тогда покажи, а мы посмотрим, как это у тебя получается...

  2. Смотрел я, как отец дрова колет, и подумал: «И я смогу. Что тут уметь? Взмахнёшь посильней топором - раз! - и готово!»

    И вот однажды...

размахнуться

466 . К данным словам подберите и запишите однокоренные глаголы, имеющие в своём составе указанные части слова. Какими способами образованы записанные слова?

Колесо (ис-, -и-) , крен (-и-) , красный (-е-) , стопорить (за-) , секрет (-нича-) , итог (под-, -и-) , белый (по-, -и-) , помнить (при-, -ся) .

467 . Выпишите отдельно глаголы, образованные: 1) приставочным, 2) суффиксальным способом.

Образец: 1) переписать ← писать; 2) горевать ← горе.

формировать
премировать

468 . Запишите глаголы, которые образованы от данных слов с помощью указанных в скобках приставок и суффиксов. При описании какого вида спорта можно использовать эти глаголы? Составьте с ними предложения.

Бежать (раз-, -ся) , толкать (от-, -ива-) , прыгать (пере-, -ива-) , скакать (со-, -ива-) .

469 . Обозначьте способ образования глаголов и их состав.

Образец:

От какой части речи образован последний глагол? К выделенному слову подберите однокоренные слова и запишите их в виде таблицы (образец см. в упр. 112).

Позавтракать, присесть, загрустить, рассмеяться, посинеть, твердеть, приглушать, загореться , окаменеть, поскользнуться, утроить.

поскользнуться

470 . Запишите слева глаголы с суффиксом -нича- , а справа - с суффиксом -а- , однокоренные с данными существительными. Укажите спряжение записанных глаголов.

Слесарь, рукодельница, сапожник, лентяй, сотрудник, полдник, плотник, попрошайка, огородник, кустарь.

mob_info