Папесса Иоанна – вымысел или реальность. Тайна папессы иоанны Кто из римских пап оказался женщиной


Изучая древние хроники, ученые бьются над вопросами, происходили ли события в реальности или же были просто вымыслом. Одной из величайших легенд Средневековья, которая до сих пор не разгадана, считается управление католической церковью женщиной. Она известна под именем папесса Иоанна .




Из-за древности происходящих событий (9 век) нельзя точно утверждать или опровергать существование женщины-папы в Ватикане. Столь резонансное событие наверняка скрывалось и могло быть вычеркнуто из официальных документов. Но сохранилось несколько хроник, авторы которых высказывались за реальность данного события.

Сторонники существования женщины-папы опираются на неоднократное упоминание о ней в древних летописях. Самым ранним свидетельством называют работу Анастасиуса (хранителя папской библиотеки) 9 века. Далее следует жизнеописание папессы в хронике Chronica Universalis Mettensis, датированной 13 веком. Каждый автор, который упоминал об Иоанне, добавлял в ее биографию новые «факты». Но если, отбросить совсем уж фантастические события и обобщить все хроники, то жизнь первой папессы могла выглядеть следующим образом.



Иоанна была дочерью английского проповедника. Она следовала за отцом во время его странствий и уже к 12 годам могла читать проповеди язычникам не хуже, чем отец. К 15 годам девочка осталась сиротой и пришла в монастырь Блитруды, где стала хранительницей библиотеки. Туда же прибыл молодой монах, который должен был переписать золотыми буквами послание святого апостола Павла. После того, как работа была окончена, монах покинул монастырь вместе с Иоанной.

После продолжительных странствий их пути разошлись, и девушка направилась в Рим. Пару лет продолжалось ее служение в мужском монастыре Святого Мартина, Иоанна усердно занималась науками. Вскоре ее «заметил» папа Лев IV и назначил своим секретарем. Иоанна стремительно поднималась по карьерной лестнице и после смерти папы она была единогласно названа его преемницей.



Если до восшествия Иоанны на папский престол мнения историков относительно биографии женщины расходились, то период после начала правления все описывают одинаково. Два года, пять месяцев и четыре дня правила папесса, носившая имя Иоанн VIII. Так бы и продолжалось, если бы она не забеременела. Во время крестного хода по улицам Рима у папессы начались роды. Возмущенная и разъяренная подобным обманом толпа протащила Иоанну по мостовой и забросала ее и ребенка камнями. По легенде на месте их смерти была поставлена плита с надписью: «Petre, Pater Patrum, Papissae Prodito Partum» («О, Петр, Отец Отцов, разоблачи рождение сына папессой»).



После смерти Иоанны в 857 году в Ватикане появилась традиция: во время выборов нового папы делать половое освидетельствование. Для этого понтифика усаживали на стул с отверстие и, в присутствии нескольких человек, проверяли, мужчина ли он. Подтверждением становились слова: «Mas nobis dominus est» («Господином нашим имеем мужчину»). Только в 16 веке папа Лев X отменил эту процедуру.



Еще одним доказательством существования папессы можно назвать речи проповедника Яна Гуса. Когда он, осужденный за ересь, защищался перед католическим судом, то он восклицал: «Как церковь может быть незапятнанна и безупречна, если папа Иоанн VIII оказался женщиной, публично родившей ребенка». В тот момент никто из присутствующих духовников ему не возразил.
Папесса Иоанна была не единственной женщиной, тайно выдававшей себя за мужчину. Эти не желали мириться со своим положением и совершали настоящие подвиги, находясь в другом обличье.

02.10.2014 0 5637

Два года, пять месяцев и четыре дня папой римским была... женщина. Одна из самых известных средневековых легенд возникла в середине XIII века, и в последующие два столетия этот факт никто не подвергал сомнению. Однако начиная с XV века возникли альтернативные версии, и к середине XVI века историки уже не сомневались: история вымышленная.

Одни считают, что легенда возникла в период господства женщин при папском дворе, который продолжался от Иоанна X до Иоанна XII включительно (919-963). Другие переносят существование папы-женщины (папессы) на несколько столетий вперед, когда в 1276 году после смерти Адриана V новый глава католической церкви принял имя Иоанна XXI, а не XX, как следовало по официальной хронологии.

Высказывались предположения, что «исчезнувший папа» сразу после избрания был смещен противниками. Или же он оказался женщиной, поэтому о нем постарались забыть. Но Иоанн XXI по каким-то соображениям посчитал нужным восстановить хронологию и ввести в список «недостающий номер».

Сторонники существования Иоанны в качестве доказательства указывают на множество древних документальных источников, в которых она упоминается. Самое раннее свидетельство встречается в работе хранителя папской библиотеки Анастасиуса (IX век).

В следующих поколениях история об Иоанне приобретает широкое распространение. Стефен из Бурбона (умер в 1261 году) в труде «О семи дарах Святого Духа» тоже подтвердил факт этого события. Наиболее популярной стала версия Мартина Поляка, папского капеллана и историка, жившего в середине XIII века.

Он написал «Хронику пап и императоров», в которой поместил подробный рассказ об Иоанне. Каждый летописец по-своему излагал произошедшие в древности события, и если обобщить все варианты легенды и исключить расхождения, рассказ о женщине на папском престоле звучит приблизительно следующим образом.

ОТ МИССИОНЕРА ДО ПАПЫ

Дело происходило в IX веке. Иоанна была дочерью английского проповедника-миссионера. После смерти матери она вместе с отцом странствовала, проповедуя христианство. Обладая острым умом и выдающимся ораторским талантом, 12-летняя девочка читала проповеди саксам-язычникам не хуже отца.

Иоанне исполнилось 15 лет, когда скончался ее отец и она поселилась в монастыре Блитруды, настоятельница которого назначила ее хранительницей библиотеки, состоявшей из 66 книг и считавшейся одной из богатых библиотек того времени.

Здесь, в монастыре, Иоанна познакомилась с молодым монахом, которого прислали из другой миссии. Ему поручили переписать послание святого апостола Павла на пергаменте золотыми буквами. Когда работа была закончена, Иоанна переоделась в мужское монашеское платье и вместе с юношей покинула монастырь.

Долгое время молодые люди странствовали, читая проповеди, пока не оказались в Греции, где вели праведный образ жизни, посвящая себя учебе и молитве. После окончания учебы пути их разошлись; переодетая мужчиной девушка отправилась в Рим. Два года Иоанна жила в мужском монастыре Святого Мартина под именем Иоанна Ланглуа, продолжая проповедовать и заниматься науками: она усиленно изучала теологию и философию.

Слава о талантах Иоанны росла, и вскоре на «молодого монаха» обратил внимание папа Лев IV и, назначив ее своим секретарем, возвел в сан кардинала, в обязанности которого входило заведование папским кабинетом, финансами, принятие прошений, поддержание связей с иностранными дворами.

Умный и сообразительный, обладающий широким богословским и научным кругозором, кардинал вскоре завоевал всеобщее расположение. Неудивительно, что перед смертью папа назвал Иоанну своим единственным преемником. 17 июня 855 года Лев IV скончался. После его погребения новым главой католической церкви единогласно избрали кардинала Иоанна, получившего имя Иоанна VIII.

Историк папства Лавикомгерий так комментирует этот факт: «Происшествие, весьма долго считавшееся басней, имело в действительности место; множество свидетельств подтверждает его подлинность. В 854 году, по смерти Льва, появилась на папском престоле женщина, совершающая богослужение, назначающая епископов, дающая свои ноги целовать князьям и народам».

Правление Иоанна VIII было недолгим, мягким и гуманным.

«PAPISSAE PRODITO PARTUM»

Описание дальнейших событий у всех историков и летописцев совпадают. Иоанна забеременела. Кто был отцом ребенка, неизвестно. Возможно, это был ее друг, приехавший из Афин. Или же отцом мог оказаться Флорус, племянник папы Льва IV, который в целях безопасности дежурил по ночам у папской спальни. Хотя, скорее всего, женщина вступила в любовную связь под страхом разоблачения.

Долгое время Иоанне удавалось скрывать беремонность под широкими складками сутаны. Однако приближался момент родов. Под видом болезни она уехала из Рима в Остию.

В 857 году благоденствие жителей Апеннинского полуострова было нарушено серией трагических событий. Прибрежные города подвергались нападениям сарацин. В предместьях Рима на караванных путях и главных дорогах свирепствовали шайки разбойников. Панический страх охватил римских граждан. Несметные полчища саранчи обрушились на плодородные земли, опустошая посевы. Риму грозила эпидемия. Казалось, что Создатель отвернулся от жителей Вечного города, обрушив на их головы свою кару.

Обстановка в городе становилась критической. Под гнетом тяжелых обстоятельств измученная и обессиленная Иоанна вернулась в Рим, пообещав народу провести крестный ход во спасение от нахлынувших бедствий.

20 ноября жители Рима высыпали на улицы, чтобы участвовать в торжестве. Иоанн VIII, со всех сторон поддерживаемый кардиналами, едва передвигал ноги. Когда шествие от собора Святого Павла двинулось к Латеранской площади, в проходе между Колизеем и церковью Святого Климентия папа вдруг упал. У Иоанны начались роды.

По одной версии, разъяренная толпа забила женщину и ребенка камнями, а на месте их смерти водрузили каменную плиту, на которой было начертано: «Petre, Pater Patrum, Papissae Prodito Partum» («О, Петр, Отец Отцов, разоблачи рождение сына папессой»). По другой версии, мать и дитя умерли при родах, а на этом месте была построена часовня, которую позже приказали разрушить.

По третьей - мальчик выжил, был отдан на воспитание в монастырь и со временем стал епископом Остии. Существует и еще одна версия: Иоанна осталась жива и была отправлена в монастырь, где жила в почете и умерла от старости.

«ГОСПОДИНОМ НАШИМ ИМЕЕМ МУЖНИНУ»

На этом история не закончилась. Начиная с 857 года было введено обязательное половое освидетельствование претендентов на пост главы католической церкви. Для этого даже изобрели специальное кресло с отверстием в сиденье. В присутствии народа два достойных свидетеля осматривали будущего папу и словами «Mas nobis dominus est» («Господином нашим имеем мужчину») громко сообщали о его принадлежности к мужскому полу. Лишь в 1520 году папа Лев X отменил эту унизительную процедуру.

Благодаря Мартину Поляку до XV века Иоанна считалась реальным историческим персонажем. На XVI Вселенском соборе в Констанце богемский проповедник Ян Гус, осужденный за ересь, защищая свои реформаторские доктрины, заявил: «Без главы и без руководителя была церковь, когда в течение двух лет и пяти месяцев папствовала женщина... Церковь должна быть безупречна и незапятнана, но можно ли считать безупречным и незапятнанным папу Иоанна, оказавшегося женщиной, которая публично родила ребенка?»

Ни один из 22 кардиналов, 49 епископов и 272 богословов, присутствовавших на заседании, не протестовал против этого заявления, косвенно подтвердив своим молчанием существование Иоанны.

Однако в «Книге понтификов» о ней ничего не сказано. В 1601 году папа Климент VIII особым декретом объявил легенду об Иоанне VIII выдумкой. А в середине XVII века протестантский историк Давид Блондель попытался развеять миф о женщине-папе, угверждая, что эта легенда - всего лишь сатира на правление папы Иоанна XI.

Стоит отметить, что в 1400 году бюст с надписью «Иоанна, женщина из Англии» украсил стены собора в Сиене и простоял 200 лет, пока при Клименте VIII фигура не была переделана в изображение папы Захария.

В качестве еще одного доказательства сторонники существования Иоанны указывают на статую женщины с младенцем, установленную на узкой улочке между Колизеем и церковью Святого Климента, где в 857 году папская процессия была прервана родами. Статуя эта была удалена только Сикстом V в конце XVI века. А римские папы во время шествий долгое время избегали прямого пути от собора Святого Петра до Латеранского дворца через место, где якобы погибла Иоанна.

Интересно также, что на одной из карт таро изображена женщина с папской тиарой на голове и называется эта карта «Папесса».

Интригующий сюжет о жизни и смерти Иоанны широко использовали и религиозные, и светские писатели. Так, эта история привлекла внимание Пушкина. В 1835 году он на французском языке сделал наброски пьесы в трех действиях «Папесса Иоанна». Однако поэт не успел осуществить свой замысел.

В 1866 году был издан роман «Папесса Иоанна» греческого писателя Эммануила Роидиса, который впоследствии переводился на все европейские языки. В 1972 году британский режиссер Майкл Андерсон снял фильм с таким же названием. Более поздний фильм «Иоанна - женщина на папском престоле», снятый по одноименному роману Донны Вулфолк Крое, вышел на экраны в 2010 году.

Так была ли на самом деле женщина папой римским? Возможно. Истории известно немало курьезных случаев. Однако современные ученые, ссылаясь на бездоказательность рассказа, отрицают возможность ее реального существования. Столь же однозначна и позиция Ватикана.

Ольга ПЕРУНОВСКАЯ, журналист (Санкт-Петербург)

Несмотря на то, что феминизм шагает семимильными шагами по планете, еще остаются места, куда женщинам, в силу принадлежности к женскому полу, путь заказан. Среди всего прочего - невозможность стать Папой Римским. Однако история Ватикана уже много веков хранит легенду о женщине, посмевшей занять Главный престол, - «Папессе Иоанне».

Действительное ее существование представляется сомнительным, да и официальные папские хроники решительно его отрицают. Но как же может быть иначе? Ведь это неслыханная дерзость!

Считается, что данная легенда возникла в Константинополе на почве вражды между православной и католической церковью. Многие историки назвали ее выдумкой. Однако не кажется ли вам, что если такая легенда появилась и жила в веках, то это неспроста, и, значит, история «разрешила» женщине присвоить высший ранг - быть духовным пастырем народов.

Предание гласит, что после смерти Льва IV в 855 году папский трон два года, пять месяцев и четыре дня занимала женщина, вошедшая в хроники как "папесса Иоанна" (Джованна, Жанна, Анна). Утверждают, что под этим именем скрывалась прекрасная англичанка благородных кровей и высокого ума. Впервые о папессе широко заговорили в 1276 году по очень странному случаю: после смерти Адриана V новый папа принял имя Иоанна XXI, а не XX, как ожидалось по хронологии. Высказывались предположения, что «исчезнувший папа» тотчас же по избрании был смещен противниками. По другим предположениям, - он оказался женщиной и о нем постарались забыть. Как бы там ни было, но Иоанн XXI по каким-то соображениям посчитал нужным восстановить истинную хронологию и ввести в список «недостающий номер».

До наших дней дошли многие факты биографии этой необычной женщины. В миру ее звали Агнесса. Предположительно, она родилась в 822 году в семье английских миссионеров в немецком городке Ингельхайм, что близ Майнца. Мать Агнессы вскоре умерла, и ребенок был вынужден путешествовать с отцом.

Профессия миссионера была не лишена опасностей. В один из дней проповеднику пробили камнем голову и сломали руку. Отцу на помощь пришла Агнесса. Чудо-ребенок уже тогда проявлял недюжинные способности к ораторскому искусству и к искусству удерживать внимание толпы. В свои неполные восемь лет она произносила дивные проповеди, стоя на столах в тавернах и постоялых дворах. Ее красноречие и детская непосредственность производили незабываемое впечатление на аудиторию. По всей вероятности, уже тогда Агнесса начала одеваться в мужской костюм.

Когда отец Агнессы отошел в мир иной, идея переодевания стала единственно спасительной для молодой девушки, которая одна странствовала по свету. Возможно, Агнесса выдала себя за мужчину, чтобы получить хорошее образование, недоступное в то время женщинам. Бродя по Европе, она попала в мужской монастырь под именем Иоанна Ланглуа. Там получила хорошее образование в области теологии и философии.

Новый послушник оказался работоспособным и образованным. Агнесса сразу стала выделяться среди братии своими познаниями и умом. Однако девушке уже исполнилось шестнадцать, и женская природа стала брать верх над благоразумием. Агнесса обратила свой взор на красивого монаха. Да и могло ли быть иначе, если ее постоянно окружало такое количество молодых мужчин? Девушка начала с того, что откровенно призналась, кто она есть на самом деле, познакомила юношу со своими прелестями и постаралась стать ему верной подругой. С тех пор молодые люди стали неразлучны. Вскоре их нежная дружба стала казаться подозрительной (никому и в голову не могло придти, что Иоанн не мужчина). Через некоторое время их тайную связь разоблачили.

Спасаясь от костра, пара сбежала из монастыря сначала в Англию, затем в Афины. Новый этап путешествий приносит Агнессе новые знания и популярность. Несмотря на близость любовника, девушка уже никогда не откажется от мужского костюма, справедливо полагая, что лишь так она сможет достичь успехов и реализоваться как личность. Агнесса участвует в публичных теологических спорах и вызывает восторг «сильных мира сего» - герцогинь, аббатов, ученых. В Афинах молодые люди посещали самые известные богословские и философские школы. Честолюбивый монах мечтал, набравшись знаний, поехать в Рим и стать кардиналом, а может, и самим папой. Но во время скитаний по Европе юноша заболел и умер от лихорадки. Романтическое предание гласит, что его спутница, оставаясь в мужском обличье, поклялась на могиле друга осуществить его дерзкую мечту. И отправилась покорять Рим.

В «вечном городе» Агнессе ничего не стоило завязать знакомства с представителями папского двора, тем более что в своем большинстве священные особы были не очень хорошо образованы. Ее приметили благодаря не только эрудиции и набожности, но и красивой внешности. Благодаря недюжинным способностям, ораторскому искусству и богатым знаниям чужеземке удалось получить кафедру в греческой школе. Вскоре слава о высокопросвещенном монахе распространилась по всему Риму. "Джованни Англико" - так назвалась авантюристка - стала своим человеком при папском дворе, завоевав доверие папы Льва IV. Она успешно занималась не только церковными, но и государственными делами. В частности, руководила работами по строительству высоких каменных стен, которые до сих пор окружают Ватикан. Агнесса стала нотариусом при папе. Красноречие, лесть, показная добродетель позволили Иоанне стать кардиналом.

В свете будущих выборов не лишним будет упомянуть о так называемой пиар-кампании Агнессы во время избрания папы. Папа Лев IV, благоволивший нотарию Иоанну, однажды возомнил себя подобным святому Петру и решил самостоятельно пройти по морю как по суше. Естественно, ничего хорошего из этой затеи не вышло, а папа, искупавшись в холодной воде, вскоре умер. В то время наследника его престола избирали прилюдно, на площади. Народ угощали вином, симпатичные женщины в обмен на голоса предлагали поцелуи. В этой атмосфере каждая группировка превозносила достоинства своего кандидата. Агнесса же предпочла действовать другими методами, отличными от остальных. Иоанна оказалась вне конкурса: ее ученики — братья по ордену — во всеуслышание пообещали: кардинал Иоанн не собирается заводить гарем, как это делали другие папы, и намерен разделить доходы между бедняками... В итоге Иоанна победила и водрузила на свое чело тройную тиару — символ Рима, Вселенной и Неба.

Средневековые хроники со страхом доносят до нас, что избранию папы Иоанна VIII предшествовали всевозможные знамения. В Италии города и селения разрушали землетрясения; во Франции саранча уничтожила нивы; в Испании тело св. Винченцо, украденное кощунственным монахом, желавшим распродать его по частям, явилось ночью на паперти церкви, громко умоляя о погребении на прежнем месте.

Царствование папессы Иоанны оказалось недолгим, хотя отмечено было всяческими достижениями и благоденствиями. Правление Агнессы было мягким и гуманным, без жестокости и пыток инквизиции. Она издала буллы, направленные против развращенного духовенства. В конце 855 года Агнессе даже удалось уговорить немецкого императора Лотара постричься в монахи, чтобы искупить свои грехи.

Таким образом, Иоанна достигла высшего своего предназначения и оказалась на своем месте. Обман, наверное, никогда бы не раскрылся, если бы не воспетый в веках зов природы. Иоанна не замедлила стать любовницей одного из высокопоставленных служителей Ватикана и через год после своего избрания обнаружила, что беременна. В это трудно поверить. Зачем женщине, достигшей такого положения и с таким трудом ведущей двойную жизнь, рисковать? Впрочем, есть версия, что папесса вступила в любовную связь под страхом разоблачения, так как молодой человек каким-то образом установил подлинный пол Иоанна VIII.

Широкие складки сутаны долгое время позволяли скрывать от людских глаз раздавшуюся фигуру папессы. Однако приближался момент родов, нужно было спрятаться. Помог любовник. Он объявил о болезни папы и пообещал Агнессе позаботиться о малютке. Однако судьба распорядилась иначе. Уже на девятом месяце, когда показаться на люди было невозможно, в Риме началась эпидемия. Народ требовал, чтобы папа совершил крестный ход. Бедная Агнесса металась в ужасе, не зная, что предпринять. Насколько было возможно, она пыталась оттянуть день молебна, надеясь со дня на день разрешиться от бремени. Однако папесса вынуждена была подчиниться обстоятельствам.

20 ноября 857 года стояла чудесная погода, жители Рима высыпали на улицы, чтобы принять участие в торжестве. Иоанн VIII, со всех сторон поддерживаемый кардиналами, едва передвигал ноги. У Агнессы начались предродовые боли. В проходе между Колизеем и церковью Святого Климентия она упала, начались родовые схватки. Разорвав одежды, женщина в страшных конвульсиях разрешилась от бремени. Рядом с распростертым на земле папой лежал окровавленный трупик ребенка. По другой из версий, ее и ребенка разъяренная толпа забила камнями. Убиенных похоронили в церкви святого Клемента. А по третьей версии, ребенок выжил, был отдан в монастырь, принял постриг и сделал церковную карьеру: стал епископом в городе Остия.

Какая ужасная кончина, страшное наказание женщине, посягнувшей на святая святых - папский престол. Долгое время на месте смерти папессы стояла часовня, простроенная благодарными римлянами за мудрое и спокойное правление Агнессы. Однако духовенство стремилось уничтожить саму память о самозванке, поэтому со временем часовня была разрушена, а могильная плита с места упокоения папессы исчезла.

Как бы там ни было, что бы ни говорил официальный Ватикан, опровергая существование папессы Иоанны, но тема узурпации папского престола женщиной вот уже многие века будоражит умы и сердца не только историков, поэтов, философов, но и находит свое отражение в народных мифах и поверьях. Легендарная Иоанна стала героиней лубка, куплетов и даже одним из важнейших персонажей гадальных карт "таро", популярных в средневековой Европе, на Ближнем Востоке, а сейчас добравшихся и до нас. В "таро" изображение папессы помещается среди 22 главных фигур рядом с папой, императором и императрицей.

Эта тема неоднократно находила свое отражение в творчестве А.С.Пушкина, в частности в черновике «Сказки о рыбаке и рыбке» была сцена, в которой старуха пожелала стать "Римскою Папой". В окончательном варианте Пушкин этот фрагмент опустил, а в черновиках сохранилось:

Отвечает золотая рыбка:

«Добро, будет она Римскою Папой».

Одним из косвенных доказательств существования папессы Иоанны стал странный обычай, продержавшийся с X до начала XVI века. Это был так называемый ритуал проверки половой принадлежности вновь избранного папы. Использовалось специальное кресло с отверстием в центре (сейчас хранится в одном из римских музеев). В него сажали новоиспеченного папу, под сиденье забирался дьякон, чтобы проверить у того наличие мужского естества. При слове "ovum", означавшем "яйцо", раздавались одобрительные возгласы высших сановников (отсюда, кстати, и происходит слово "овация"). Казалось, что Римская церковь не хотела допустить обмана еще раз. Значит, у нее были основания опасаться, как бы женщина не надела папскую тиару? Эпизод краткого присутствия дамы на троне Святого Петра остается одним из самых тщательно охраняемых секретов Ватикана.

Легенда это или правдивая история о папесе Иоанне подлинно неизвестно, но она до сих пор интригует многих людей. Учитывая запрет женщине быть священником, некоторые все-же утверждают, что женщина была главой Римско-католической церкви. Что же говорит по этому поводу история?

Считается что папесса Иоанна была главой Римско-католической церкви между 855-858 годами. Некоторые из легенд рассказывают что после Льва IV (10.04.847-17.07.855) под именем Иоанн VIII на папском престоле сидела женщина. В некоторых хрониках указаны другие даты ее правления - около 1099 года.

Согласно легенде она родилась в Майнце или Ингелгейме и была дочерью английского миссионера. В 12 лет она одетая в мужскую одежду она сбежала с монахом в Афины. Там они стали членами литературной школы, но вскоре после смерти своего любовника она отправляется в Рим, где преподает в университете, а затем становится кардиналом.



В восторге от знаний новоиспеченного кардинала, руководство католической церкви выбирает его в качестве папы. Она управляла церковью в течение двух лет, но неожиданно родила. После этого существуют 2 версии - ее забили камнями, по другой версии отправили в монастырь до конца ее дней.

Согласно Хронике пап и императоров (Chronicon Pontificum др. Imperatum) , составленной в 13-веке доминиканским монахом Мартином Опавски - Англикус Иоанн родился в Майнце, был папой в течение 2 лет, 7 месяцев и 4 дня и умер в Риме. Утверждается что Иоанн был женщиной, которая как девушка приехала в Афины, одетая в мужскую одежду своего любовника. Там она стала специалистом в различных науках и ей не было равных. Затем в Риме она изучала гуманитарные науки. Ее слава распространилась по всему Риму и она была избрана Папой.

Забеременна от своего любовника и родила во время шествия Святого Петра на узкой улице между Колизеем и церковью Святого Клемента. Версии этой истории появляются в источниках Мартина Опавски, который цитирует Анастасия Библиотекаря, составителя Liber Pontificalis, современника этих событий. Одна из рукописей Liber Pontificalis Anastasievata содержит примечание о женщинах, бывшими Папой, в качестве сноски в конце страницы в строках и другим почерком, изданным после Мартина Опавски. Вполне возможно что автор, который пишет в записке, которая была основана на истории Опавски учитывает, что она не является надежным источником.

В Хронике Жана Мейли (Chronica Universalis Mettensis) , написанной в 13 веке упоминаются другие даты ее возможного правления, а именно 1099 год. Он пишет: "Об одном Папе или, скорее, женщине Папе, которая не указана в списке пап и епископов Рима, потому что это женщина, которая переоделась и благодаря характеру и талантам, стала секретарем курии, а затем кардиналом и, наконец папой. Днем, сидя на лошади, она родила ребенка.

Сразу же, по римскому закону, она была привязана за ноги к хвосту коня и тащили ее и бросали люди камни в нее. И когда умерл, была похоронена и на месте написано: „Petre, Pater Patrum, Papisse Prodito Partum“ . В то же время был объявлен четырехдневный пост "пост-женщины папа." (Jean de Mailly, Chronica Universalis Mettensis) . Пост, который отметил Жан-де-Мали соблюдается католиками и по сей день. Но что именно было написано на камне, где он сейчас... Есть и другие версии.

Легенда о папессе Иоанне подтверждается тем, что Ватикан использовал SEDIA stercoraria (престол с отверстием) . Один из этих престолов находится в музее Ватикана, а другой в Лувре. Этот престол использовался при коронации на пост Папы Паскаля II в 1099 году. Причина отверстия спорная есть мнение что они римского происхождения и что на самом деле он называется "SEDIA curules" - престолы, на которых сидели консулы.Объяснением их использования является то что высокопоставленные дворяне часто использовали его как туалет. Другие говорят, что они используются для проверки пола кандидатов на Святой Престол.

В поддержку утверждения что эта женщина существовала, говорит то, что в соборе Сиены была статуя с надписью "Johannes VIII, femina ex AngliaJohannes VIII (Иоан. VIII, англичанка) . Бюст стоял в соборе Сиены, вместе с другими святыми отцами до 1634 года. Кроме того, в течение средневековья несколько итальянских скульпторов сделали статуи папессы, особенно популярной становится " Папесата с ребенком ". Существуют различные образы на которых она держит на руках ребенка - некоторые исследователи ассоциируют их с изображениями Девы Марии.

Интересным является тот факт, что одна из карт Таро обозначает: "Papesata" . Образ Papesata появляется впервые среди карт в средние века.
Некоторые подробности на карте отображают непосредственно связь женщины с папством; она изображается с папской тиарой на голове, в других - кроме тиары показана и ссылка на ключ, которые являются традиционным символом Ватикана.


При коронации будущего Папы Римского процессия движется строго по определенному маршруту, неизменному с давних времен. По что удивительно, если посмотреть на него, то можно заметить, что он мог быть намного короче: процессия сознательно огибает одну небольшую римскую улицу, делая при этом крюк. Впрочем, так и было вплоть до Х века. А вот события, развернувшиеся на этой маленькой улочке, около 857 года заставили католическое духовенство вычеркнуть ее навсегда из проложенного пути.

Что же произошло в те далекие времена?



Папа Агнесса родила во время деловой поездки


Обратимся к «Хронике пап и императоров», автором которой был папский капеллан Мартин Поляк. События переносят нас в городок Майнце, что в Германии, в 830 год. В семье торговца из Англии произошло радостное событие: родилась дочь, которую нарекли Агнессой.

Девочка с самого раннего детства поражала всех окружающих невероятными способностями и грамотностью. Со временем Агнесса превратилась в образованную девушку, говорящую на нескольких языках. Но рассчитывать занять какое-то значимое место в обществе она не могла, место женщины в то время было «кюхен, кирхе и киндер».


Папа Иоанн VIII

Поэтому, став взрослой, она решается на отважный шаг: покидает Германию и перебирается в Рим, переодевшись в юношу! Теологически грамотный юноша, блестяще владеющий словом, быстро привлек к себе внимание. И Агнесса, но уже в мужском облике, достигает в вечном городе невероятных высот, приблизившись к папскому престолу. В 855 году ее избирают Папой Римским, причем все кардиналы за ее кандидатуру проголосовали единогласно. С тех пор ее имя стало Иоанн VIII.


Время правления папессы было мирным, разумным и справедливым, как отмечают исторические хроники. Возглавляла она католическую церковь около двух лет. Может быть, при более долгом сроке правления, церковь изменилась бы до неузнаваемости. Но вмешался случай!

Агнесса была беременна. И обман при трагических обстоятельствах был раскрыт. Выдвигается несколько версий, почему так случилось: что заставило ее пойти на рождение ребенка. Некоторые говорят, что она вынуждена была вступить в близкую связь с капелланом, который грозился во всеуслышании рассказать об истинной половой принадлежности Папы Римского, другие - что это был долгожданный ребенок, плод любви. А Боккаччо, итальянский писатель, утверждал, что отец ребенка - сам дьявол.


Папа Агнесса изображена Вавилонской блудницей

Но как бы то ни было, в один из очень жарких дней во время крестного хода, совершаемом Агнессой, ей стало плохо. Начались преждевременные роды, и папесса в страшных мучениях умерла. Что произошло с ребенком точно неизвестно, только предположения. Одни версии сходятся на том, что он родился мертвым, а есть и те, кто пишут, что он был сразу доставлен в приют, а потом достиг видного положения среди духовных чинов.

На месте смерти Агнессы была воздвигнута статуя или часовня, никто толком сказать не может. Но Папы Римские с тех пор на эту улицу ни ногой. Ведь в то время (да и сейчас) женщина не может занять ни одну церковную должность, да что говорить об этом, если священникам запрещен даже брак! А тут такое: женщины избрали на должность Папы Римский. Все устои церкви были подорваны.

История о папессе обросла легендами и полна неразрешенных вопросов. Самый главный: а была ли она, существовала ли такая женщина в реальности?


В списках пап ее нет. Хотя в главном соборе итальянской Сиены (дата строительство 1400 год), по записям очевидцев, были выставлены бюсты всех пап, и среди них и Иоанны. Но на основании приказа Климента VIII его разрушили через двести лет. В Средние века в существование этой женщины верило даже католическое духовенство. А вот сейчас мнение церкви безапелляционное. Никакого папессы не было, это фальсификация фактов и легенда служит для того, чтобы испортить репутацию служителей церкви.


Одно точно, если эта женщина существовала, то она была бесстрашна и храбра. Бросить вызов всему церковному двору и устоям, на такое решится не каждый мужчина. С блестящим актерским талантом, ведь ввести в заблуждение огромное количество людей под силу только истинному актеру.


Вокруг имени Иоанны столько вопросов, что до сих пор не под силу разобраться даже просветленным умам человечества.

Кто она? О биографических данных и говорить не приходиться. Историки предполагают, что она могла быть родом из Греции, другие называют ее отцом миссионера из Англии. Когда она правила? Есть исторические свидетельствования ее руководства церковью в IX веке, хотя находятся и утверждающие что это произошло в XI. Длительность правления не установлена.

Что с ней произошло? По одной из версий она выжила, но потом кардиналы убили ее или заперли в тюрьме, где она находилась до конца своих дней. Ответов однозначных нет.


И еще один любопытнейший факт, имеющий отношение к этой истории. Говорят, что после того как женщина побывала на папском престоле, кандидат на эту должность проходит необычный экзамен. Будущий папа должен раздеться и сесть на стул (с отверстием посередине), а специальный служитель залезает под стул и объявляет всем, что Папа действительно папа. Считается, этот стул можно найти в запасниках Лувра, куда его привез Наполеон.
mob_info