Памятные места А.Ахматовой. Дача А.Ахматовой в Комарове. Тюрьма "кресты" Памятник напротив тюрьмы кресты

Тюрьма "Кресты" кирпичный

Арсенальная наб., 7 - ул. Комсомола, 8

1867 - арх. Львов Владислав Павлович

1884-1889 - арх. Томишко (Томишка) Антоний Иосифович (Осипович) - перестройка

В начале XVIII века на Арсенальной набережной располагался пивоваренный завод. Затем, во времена Анны Иоанновны, на его месте были устроены винные погреба, т.н. «Винный городок», на складах которого хранились винные запасы всего города.

В 1867 г. склады были переоборудованы и перестроены по проекту архитектора Владислава Павловича Львова, директора Санкт-Петербургского тюремного комитета: здесь была устроена уголовная тюрьма, просуществовавшая до 1886 г.

В 1884 г. приступили к возведению новых зданий тюрьмы по проекту акад. арх., архитектора Главного тюремного управления, акад. арх. Антония Иосифовича Томишко. Строительство велось хозспособом, силами самих заключенных. По мере строительства нового здания переходили в него, а старое ломали. Комплекс возведен в кирпичном стиле. Украшены здания фигурной кладкой. Для строительства использовался красный кирпич артели братьев Стрелиных.

Возводился комплекс как одиночная тюрьма. Были построены два арестантских корпуса с одиночными камерами , административный корпус с церковью , входное здание с квартирами надзирателя , дома для надзирателей , кухня с пекарней, четыре больничных корпуса, инфекционный корпус, баня, котельная с электрогенератором, ледник, кузница - всего 20 отдельно стоящих зданий, часть которых была связана переходами или чугунными трапами.

В тюрьме было электрическое освещение, система автономного водоснабжения, эффективная принудительная вентиляция и водяное отопление. В то время, по мнению Главного тюремного управления, это была самая образцовая тюрьма в Европе. Самая большая она до сих пор.

До революции в тюрьме наряду с уголовными преступниками содержались политические заключенные.

В ней побывали Л. Троцкий, А. Луначарский, В Антонов-Овсеенко. В октябре 1917 г. большевики заключили сюда все Временное правительство, за исключением сбежавшего Керенского.

После революции тюрьма называлась Выборгская одиночная тюрьма. В 1921 г. здесь расположился концентрационный лагерь «Кресты», а в 1923 г. - Петроградский окружной изолятор с тюремной больницей.

В 1930-х гг. здесь находились жертвы сталинских репрессий, обвиненные по знаменитой 58-й статье. Своей участи ждали историк Л. Гумилев, будущий маршал К. Рокоссовский, артист Г. Жженов. В 1934-1936 гг. поэтесса Анна Ахматова провела 21 месяц в очередях возле "Крестов", ожидая, вместе с другими женщинами, известия о своих близких. В настоящее время на стене установлена мемориальная доска с профилем поэтессы и отрывком из «Реквиема».

C 1937 по 1953 гг. в составе тюрьмы находилась так называемая «шарашка» - тюрьма специального назначения ОКБ-172. В ней содержались репрессированные специалисты военного профиля, талантливые конструкторы, инженеры, математики, физики, которые трудились в оборонной промышленности, разрабатывали морское вооружение.

С 1964 г. тюрьма "Кресты" стала следственным изолятором № 1. Здесь находятся до вынесения приговора суда лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений.

В настоящее время - ГУ «Следственный изолятор № 1 ГУИН Министерства Юстиции России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области» (СИ)

Текст на мемориальной доске:

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем: не ставить его

Ни около моря, где я родилась

(Последняя с морем разорвана связь),

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлопала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и бронзовых век

Как слезы струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

Музей «Кресты» открылся на территории следственного изолятора № 1 ГУФСИН России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области в 1993 г. С 1999 г. музей могут посетить жители и гости Санкт - Петербурга. Экскурсия включает в себя посещение административного и режимного корпусов, храма святого благоверного великого князя Александра Невского, а также осмотр одной из камер.

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (723)

В настоящее время рассматривается вопрос о придании комплексу статуса памятника архитектуры местного значения.

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною,

И в лютый холод, и в июльский зной

Под красною ослепшею стеною.

А. А. Ахматова, Реквием

“Кресты“, наравне с Петропавловской крепостью и крепостью “Орешек” , являются одним из самых известных мест пребывания политзаключённых. Безусловно, про эту тюрьму мы знаем ещё со школьной скамьи – по поэме “Реквием” Анны Андреевной Ахматовой. В произведении поэтесса описывает самые страшные периоды своей жизни, когда её сын, Лев Гумилёв, находился в заключении. Часть срока Гумилёв отбывал в “Крестах“.


История “Крестов”

Тюрьма на этом месте существовала с 1867 года. В 1884 году началось строительство современных, известных нам зданий. Стройка продолжалась 6 лет и велась силами самих заключённых – по мере возведения новых корпусов старые уничтожались. Тюрьма была рассчитана на 1150 человек.

Название “Кресты” появилось благодаря форме тюремных корпусов: если смотреть с высоты, здания представляют собой два креста, соединённых административным корпусом. По задумке архитекторов кресты символизировали духовное покаяние заключённых. На верхнем этаже административного корпуса на частные средства была надстроена церковь Александра Невского.



В разное время в “Крестах” содержались маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский, поэт Н. А. Заболоцкий, известный актёр Г. С. Жжёнов, большевики П. Е. Дыбенко, А. В. Луначарский, Л. Д. Троцкий.

Кстати, в интернете можно найти байку о том, что последний, Лейба Давидович Бронштейн, взял свой псевдоним, Троцкий, по фамилии охранника из “Крестов”. История правдива только отчасти, дело действительно обстояло так, только охранник Троцкий работал в Одесской тюрьме, в которой революционер отбывал наказание в конце XIX века.

Тюрьма считалась образцово-показательной и являлась самой большой в Европе.


В советское время большая часть заключённых в “Крестах“ отбывала наказание по “политическим” статьям. В соответствии с антирелигиозной политикой государства, купола на церкви были снесены, а само здание заняли административные помещения. С 1964 года тюрьма стала следственным изолятором. Купола на храме были восстановлены только в 2004 году.

В начале двухтысячных годов было принято решение о строительстве нового здания изолятора в Колпино. 22 декабря 2017 года из “Крестов” в новое место дислокации был вывезен последний заключённый. СИЗО в Колпино неофициально именуется как “Кресты-2”, современный изолятор построен по подобию своего предшественника в форме двух крестов.

Монумент жертвам политических репрессий и памятник Анне Ахматовой

На другой стороне Невы находится установленный в 1995 году памятник жертвам политических репрессий. Он посвящён всем осуждённым по “политическим” делам.





Мемориал поделён на две группы: на набережной установлены гранитные блоки с импровизированным тюремным окном. Если заглянуть в окно, вид открывается на “Кресты”. Также на памятнике установлен терновый венок с колючей проволокой и книга, сделанная также из гранита. На момент написания статьи книга отсутствовала (может быть, была украдена или находилась на реставрации).


В нескольких метрах от этой инсталляции установлены два бронзовых сфинкса, издалека напоминающие сфинксов на Университетской набережной. К домам на набережной фигуры обращены юными женскими лицами. Если смотреть на них со стороны “Крестов”, лица представляют из себя обезображенные скелеты.



Скульптор монумента: Михаил Шемякин

На постаментах фигур находятся таблички с цитатами известных российских и советских авторов.

Недалеко от этого места, на другой стороне Воскресенской набережной, в 2006 году был установлен памятник Анне Андреевне Ахматовой. Сама поэтесса писала в “Реквиеме”:

“А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем - не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.”




Этот монумент - не самое туристическое место Санкт-Петербурга , да и не все местные жители знают о нём, но такие памятники помогают помнить историю своей страны, в том числе и такие печальные её периоды.

Памятник Анне Ахматовой на набережной Робеспьера был установлен в 2006 году. Место и время его открытия были выбраны неслучайно: так, место для него (напротив печально известного здания питерской тюрьмы «Кресты», где в годы сталинских репрессий находился Лев Гумилев, сын Ахматовой) указала сама поэтесса в поэме «Реквием» - «здесь, где стояла я триста часов, и где для меня не открыли засов», а 18 декабря 2006 года исполнилось ровно 40 лет со дня смерти Анны Андреевны.

Застывшая в бронзе трехметровая фигура поэтессы расположена между домами 14 и 12 на набережной Робеспьера. Одухотворенная, хрупкая, тонкая - в изваянии героини Серебряного века скрыто от посторонних лиц страдание, едва уловимое в повороте ее головы в сторону «Крестов».

Вокруг скульптуры бушевали споры, так как ее установили на крыше подземной парковки, хотя участок под памятник Ахматовой был выделен еще за 9 лет до его открытия, когда ни о какой стоянке на площади Робеспьера и речи не было. Из-за такого расположения для установки изваяния пришлось вбивать сваи.

Первый конкурс проектов памятника великой поэтессе провели еще в октябре 1997-го - тогда участие в нем могли принять все желающие. Тогда же предлагали несколько мест для его установки: на углу Литейного и Шпалерной улицы, неподалеку от здания ФСБ, на Шпалерной улице возле 40 дома. Вопреки воле Анны Андреевны рассматривалось и место около Фонтанного дома.

Через год после завершения первого этапа конкурса провели второй тур, в котором приняли участие лишь профессиональные скульпторы. Именно на этом конкурсе был выбран монумент скульптора Галины Дадоновой и архитектора Владимира Реппо. После объявления победителей понадобилось еще 7 лет, чтобы вышло постановление городского правительства о возведении изваяния, и лишь в 2005 году проект скульптуры окончательно утвердили и нашли спонсора.

Не смотря на то, что это не первый памятник великой поэтессе в Питере, пожалуй, лишь его авторам впервые удалось раскрыть в полной мере весь масштаб личности Ахматовой.

Зарисовка белой ночи

Про белых ночей лёгкий штрих неспроста
лопочут аллеями Летнего сада
наяды и фавны... Струною моста
подчёркнута суть Петербургского града!

И выключен говор ночных фонарей,
и полнится небо нежнейшею краской,
и абрисом статным встают на заре
дворцы и соборы столицы прекрасной!

Уже обесточен, уже розовел
в той белой ночи Петербург над мостами,
и сфинкс полусонный на воду глядел,
и мраморной лапой ложился на камень...

Мосты сведены. Удаляясь в залив,
плывут по пастели последние баржи.
А Анна, библейские очи открыв,
глядит на Кресты... и не двинется даже*...

*Памятник Анне Ахматовой между улицей Шпалерной и набережной Робеспьера был установлен относительно недавно, в 2006 году. Создали его скульптор Галина Додонова и архитектор Владимир Реппо. Напротив - самая знаменитая в Петербурге тюрьма "Кресты", у ворот которой поэтесса провела много тяжелых дней. Можно сказать, что в поэме "Реквием" Ахматова сама указала на место для будущей скульптуры: "А если когда-нибудь в этой стране // Воздвигнуть задумают памятник мне, // … здесь, где стояла я триста часов // И где для меня не открыли засов".
Засов для Ахматовой в «Крестах» действительно не открыли - она ни разу не была арестована, по чистой, вероятно, случайности. Но ее близких страшный режим не щадил.
В 1921 году был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу - на тот момент уже бывший муж Ахматовой, известный поэт Николай Гумилёв. Своего обвинения Гумилёв ждал тут же неподалеку, в доме предварительного заключения на Шпалерной, 25, в первой российской "образцовой" тюрьме (ныне СИЗО № 3). Сохранилась записка Гумилёва жене из его 7-й камеры: "Не беспокойся обо мне, я здоров, пишу стихи, играю в шахматы". Несколько дней спустя он был расстрелян как враг народа.
Сын Николая Гумилёва и Анны Ахматовой, будущий знаменитый историк Лев Гумилёв попадает в "Кресты" в 1935 году. Ему тогда всего 23 года, он учится на историческом факультете Ленинградского университета. "Муж в могиле, сын в тюрьме // помолитесь обо мне", - напишет Ахматова в одной из песен своего "Реквиема". На момент ареста сына Ахматова вновь замужем, за искусствоведом Николаем Пуниным. Пунина "забирают" в одно время с Львом Гумилёвым. Им обоим носит Ахматова передачки, обивает тюремные пороги, стоит в очередях из сотен таких же несчастных родственников заключенных.

Красный кирпич Крестов...

Красный кирпич Крестов,
красная пыль репрессий.
Анны триста часов
в давке с другими вместе...

Женский двуликий сфинкс,
полуживой на камне*, -
реку заслужишь Стикс
или Крестов страданье?

Анны библейской стать.
Именем сына, мужа
просит Кресты принять
хлеб в узелке ненужном...

Просит Кресты простить
молодость и беспечность.
Сфинксам на волнах стыть –
имя их стуже - вечность.

В лицах их - смерть и жизнь.
Речка одета в камень.
За парапет держись,
чтобы в Кресты не кануть!

*Двуликие сфинксы с набережной Робеспьера появились на берегах Невы в 1995 году. Творение скульптора М. Шемякина служит зловещим напоминанием о позорных страницах не столь далекой истории великой страны – политических репрессиях, символом которых в тот непростой период была тюрьма "Кресты". Раздвоенные лица возлежащих на постаменте розового гранита сфинксов символизируют сосуществование двух миров – свободы и каземата. На мир людей умиротворенно взирает одухотворенное женское лицо, но к окнам "Крестов" обращены зияющие глазницы оголенного черепа. На табличках, опоясывающих исхудавшие с болезненно выпяченными ребрами изваяния, выгравированы цитаты знаменитых мира сего, воочию узревших звериный оскал политических репрессий.

mob_info