Описательный оборот. Теоретические основы исследования перифраз Описательный оборот к слову школа

Тема урока: «Описательный оборот» 6класс русский язык

Цели урока:

Формирование у учащихся языковых познавательных компетенций посредством расширения знаний о лексических средствах связи, в частности об описательном обороте, его назначении.

Формирование предметных компетенций в обнаружении описательных оборотов в текстах, применении и составлении их, в умении сцеплять предложения при помощи нового лексического средства связи предложений и составлении текстов с использованием описательных оборотов с целью избежания повторов одних и тех же слов.

Формирование коммуникативных компетенций через общение учащихся друг с другом, умение слышать и слушать учителя и одноклассников, делиться впечатлениями, работать в группе;

Формирование интеллектуальных компетенций через соотнесение темы урока с литературным материалом по творчеству А.С. Пушкина, знакомого учащимся с 5-го класса.

Ход урока:

1 Организационный момент.

2 Работа по теме урока.

Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас урок развития речи. Нам предстоит работать с текстами. Поэтому первый мой вопрос к вам следующий:

Что делает текст текстом? (связь предложений по смыслу и грамматически)

Какие средства связи предложений в тексте вы уже знаете ? Вспомним и назовем их ( лексические повторы, синонимы, антонимы, однокоренные слова, родо-видовые слова)

Сегодня мы продолжим работу над общей темой «Лексические средства связи предложений в тексте». А тему нашего урока мы сформулируем позднее, когда познакомимся с новым лексическим средством связи.

3. Актуализация опорных знаний с плавным переходом к новой теме.

Работа с карточкой – заданием. (работа в парах) карточка на каждом столе.

(текст «Зима в лесу» смотри в приложении)

Какими лексическими средствами сцепляются предложения в тексте?

А в двух последних? (слово »снег» заменено сочетаниями слов «серебристое пуховое одеяло» и «белые пушистые шапки»

Работа с учебником «Русская речь»: № 229 и 231 (учебники взяли в библиотеке по одному на парту)

(ребята приходят к выводу, что предложения могут быть связаны при помощи сочетания слов, которые заменяют слово, чтобы оно не повторялось) – выход на тему урока.

Делаем запись в тетрадях и на экране через проектор:

Описательный оборот – это сочетание слов, образуемое для замены какого-либо слова, наименования.

В литературе мы его называем перифразой(от греческого- окольная речь, пересказ

Состав описательного оборота – не менее 2-х слов

Назначение: 1.избежать повторения одного и того же слова.

4. Закрепление нового материала.

1. Усложним задание. До сих пор вы находили описательные обороты, которые связывали два предложения. Попробуем найти описательный оборот в тексте. Я приглашаю вас в «Страну необычных загадок». На доске демонстрируются отрывки из литературных произведений – смотреть в приложении.

Найдите описательные обороты и догадайтесь, какие слова они заменяют, о ком или о чем идет речь.

«Страна» довольна вами и просит помощи.

Ученики начальной школы писали сочинение и допустили речевые ошибки: в предложениях неоднократно повторялись одни и те же слова. Учитель ребят обращается к вам: помогите им придумать описательные обороты к повторяющимся словам, чтобы избежать повторений.

Вот эти слова: -подснежник -роса -небо -лето.

(учащиеся работают в парах)

«Страна необычных загадок прощается с вами. А мы продолжаем трудиться дальше.

Как вы думаете, только ли во избежание повтора слов используется описательный оборот? Попробуем разобраться в этом.

Задание №233 «Русская речь» Выбрать для связи предложений наиболее уместный описательный оборот.

Почему выбрали именно этот? (ученики с помощью учителя приходят к выводу, что описательные обороты делают более выразительным образ, дополняют его характеристику)

На экране и в тетрадях делаем запись: 2 значение оборота:создание выразительного образа, дополнение характеристики.

На доске через проектор –текст:

Однажды на улице мы нашли котенка. …жалобно мяукал и дрожал, и мы взяли его домой. Скоро…подрос. Ах! Что он творил! Бегал, играл с нами, иногда рвал обои и царапал мебель. И все-таки мы так привязались к… Все рады, что в доме появился…

Попробуйте на месте многоточий подобрать описательные обороты, чтобы они характеризовали котенка, исходя из содержания предложений. Запишите в тетради через запятую эти описательные обороты.

(всеобщий любимец, член семьи, любимец семьи и т.д.)

А какое значение имеют эти описательные обороты?

(ребята приходят к выводу, что в этих описат.оборотах выражено отношение к животному)

Вот вам еще одно назначение описательных оборотов. Запись на экране и в тетради:

А теперь я приглашаю вас на встречу с другим котом:

У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,…(дети продолжают до…-«сказку говорит»)

Откуда этот отрывок?

А теперь я приглашаю вас в» Страну пушкинских сказок»

Работа в группах. Создается 5 групп, в каждой –руководитель(помощник учителя), определяющий тех, кто будет отвечать. В карточках –заданиях отрывки из сказок Пушкина. (каждой группе – своя сказка)

Задания (через проектор на доску)

1.определить сказку.

2.подготовиться к выразительному чтению

3.найти на стенде иллюстрации к своим сказкам

4. найти в отрывке описательные обороты и определить их назначение(какие предметы или названия заменяют? Что характеризуют? Выражают ли отношение кого-то к чему-либо?)

А теперь самое главное:

Придумайте 5-6 предложений по вашей сказке (может быть по содержанию или какому-либо эпизоду), чтобы был включен в текст один из описательных оборотов (из отрывков) как лексическое средство связи предложений.

(ребята совместно продумывают текст с записью на черновике)

Чтение сочинений-миниатюр, составленных общими усилиями в группах.

Домашнее задание: написать сочинение «Моя любимая сказка А.С. Пушкина».

Условие: ввести не менее двух описательных оборотов.

Урок развития речи

«ОПИСАТЕЛЬНЫЙ

Учитель Сергеева Г.А.

Наталья Петровна, - попросил Сидоров, - поставьте мне, пожалуйста, пятерку в долг. У мамы сегодня день рождения, и ей будет очень приятно. А я потом отвечу вам на пятерку, а отметку вы мне не поставите.
Но ведь ты выше тройки никогда ничего у меня не получал!
Наталья Петровна, вот вы сделаете сейчас доброе дело, и всем станет хорошо: мама обрадуется, я засяду за учебники, и у вас появится отличный ученик.
Учительница рискнула,и Вова преподнес маме на день рождения пятерку. Ты была просто счастлива.
Несколько раз Наталья Петровна интересовалась, когда же Сидоров вернет ей свой долг?
Через месяц Вова спросил:
Наталья Петровна, я не забыл про свой долг и постепенно его верну. Меня только удивляет, почему вы перестали о нем спрашивать?
А потому, что я постепенно его у тебя высчитала. И учительница показала Сидорову журнал,в котором напротив его фамилии стояли две двойки и и еденица.
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА!

Напишите пожалуйста 3 примера причастного оборота и 3 деепричастного оборота и все подчеркнуть, предложение должно быть из художественной литературы СРОЧНО НУЖНО! 1. Укажите неверное утверждение и исправьте его:

1) могут быть лексические и контекстуальные антонимы;

2) различаются омонимы полные и частичные;

3) историзмы – это слова, устаревшие для определённой эпохи и заменённые современными синонимами.

2. Найдите словосочетания, в которых подчёркнутые слова являются омонимами.

1) коренной житель – коренной вопрос;

2) спутник Марса – спутник в дороге;

3) пачка папирос – пачка балерины;

4) холодное молоко – холодный взгляд;

5) крутой кипяток – крутой характер.

3. Укажите, какие из омонимичных форм использованы в данных примерах:

1) луг – лук;

2) уже (от «узкий») – уже (наречие);

3) три (числительное) – три (глагол).

4. Определите средства художественной выразительности в примерах:

1) Люблю я пышное природы увяданье…

2) Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

3) Мы вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты.

5. Определите, в каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления:

1) гутарить, компьютер;

2) поэт, лицедей;

3) курень, предки (родители);

4) притаранить (принести), вредный.

6. Определите, какие из названных слов являются архаизмами:

Чело, дружина, лицедей, нэпман, волость, продналог, перст.

7. Приведите примеры паронимов (по 2 пары слов).

8. Замените заимствованные слова русскими синонимами:

Банкротство, имитация, адекватный, имидж.

9. Замените слова описательными оборотами (перифразами):

Море, утро.

скоро избавиться от непрошенного гостя; но если не случится лошадей? 2.Будучи молод и вспыльчив, я негодовал на низость и малодушие смотрителя, когда сей последний отдавал приготовленную мне тройку под коляску чиновного барина. 3.Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдает ему две последние тройки, в том числе курьерскую. 4.Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые. 5.Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Заранее спасибо. Выпишите пожалуйста из каждого предложения причастные обороты в задание под цифрами. Заранее спасибо.

- (греч.). 1) околичность; риторическая фигура, заменяющая прямое выражение другим окольным, делающим слог тяжелым, непонятным; описательная форма выражения чего либо. 2) выражение той же мысли иными словами. Словарь иностранных слов, вошедших в… …

ПЕРИФРАЗ(А) [гр. periphrasis окольная речь] филол. описательное, непрямое выражение смысла (напр., «Северная Пальмира» вм. «Санкт Петербург», «ваш покорный слуга» вм. «я»). Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. ПЕРИФРАЗА см. ПАРАФРАЗА.… … Словарь иностранных слов русского языка

ЗАГАДЫВАТЬ, загадать что, задумывать, замышлять; предлагать неизвестное на решенье себе самому, иному, или гаданью, ворожбе. Не загадывай в год, а загадывай в рот. Далеко вперед не загадывай. Отгадай, что я загадал? Загадай загадку. Я загадывал… … Толковый словарь Даля

Жен., лат. наружный очерк предмета, внешнее очертанье, вид, образ, стать. Фигура стали осьмиугольная. Фигура мониторов походит на огромную черепаху. Это что за фигура? что за человек. | Изображенье, очерк вещи, подобие. Облака принимают иногда… … Толковый словарь Даля

Задача, шарада, ребус. См … Словарь синонимов

См. намек без обиняков... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. обиняк сущ., кол во синонимов: 4 загадка … Словарь синонимов

пери-

перифраза - ы, ж. и перифра/з, а, м., лит. Описательное выражение, заменяющее прямое название и содержащее в себе признаки не названного прямо предмета. Примеры перифраз: царь зверей (вместо лев), небесная лампада (вместо луна), погрузился в сон (вместо… … Популярный словарь русского языка

пери- - (гп) περί образует слова со значением около, рядом, возле, кругом, вокруг. перигей точка орбиты Луны или искусственного спутника, ближайшая к Земле (противоп. апогей) периметр размер «окружности» фигуры период время обращения по кругу периферия… … Анатомия терминов. 400 словообразовательных элементов из латыни и греческого

ОКОЛЕСИТЬ, (обколесить) свет, обколозить зап. объехать, объездить, побывать всюду. Я обколесил Русь. ?? Мы обколесоли версты три, объехали, окружили, сделали лишку. Околеситься чем, окружиться, обгородиться, обставиться. ?? Новое колесо или ось… … Толковый словарь Даля

Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот – перифраз В каменных россыпях мы нашли жилое гнездо полярной совы. Огромная белая птица бесшумно взлетела у самых ног. Синонимы, текстовые синонимы В лесу встретили лося. Сохатый шел вдоль опушки и никого не боялся. В клетку к лебедям подселили длинноногого фламинго. Сначала новосел вел себя беспокойно, но потом освоился.

Слайд 6 из презентации «Изложение для ГИА» . Размер архива с презентацией 122 КБ.

Русский язык 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Изложение по русскому языку» - Подготовка учащихся по русскому языку к экзамену. Настоящий прогресс. Иллюстративные примеры. Определить основную и избыточную информацию в тексте. Способы построения текста. Основные умения при написании изложения. Приёмы сжатия текста. Исходный текст. Основные навыки при написании изложения. Типичные ошибки пишущего изложение. Языковые приёмы сжатия текста.

«Игра-конкурс по русскому языку» - Оценка. Ударения. Крылатые слова. Полученные знания. Фамилии. Названия. Конверты. Анабиоз. Кто быстрее. Верх. Конкурс. Антонимы. Слова. Грона. Угнетение. Словарь. Шутка. Синонимы. Делирий. Помощники. Обратимся к истокам. Русский язык. Значение. Советский языковед. Пастораль. Слова-образы. Материал. Заведующая библиотекой. Награды. Искры чувства.

«Изложение для ГИА» - Антонимы. Умение слушать. Сократите текст. Сжатое изложение. Замена предложения. Информационная обработка текста. Описательный оборот. Сжатый текст. Отрывок текста. Бойцы. Приемы сжатия текста. Языковые приемы компрессии исходного текста. Дети ослабли от голода. Употребление личных местоимений. Морфологические средства связи предложений в тексте. Основные приемы компрессии текста. Время войны. Лексические средства связи предложений в тексте.

«Как писать сочинение-рассуждение на ГИА» - Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации в 9 классе. Тезис. Композиция рассуждения. Аргументация. Специфические ошибки. Соответствие теме. Обьём работы. Чтение художественной литературы. Структура сочинения-рассуждения. Типичные ошибки.

«Толковый словарь русского языка» - Словарь. Владимир Иванович Даль. Семантическое пространство. Мудрые слова. Картина мира неразрывно связана с человеком. Языковая картина. Рукобитье. Толковый словарь. Словарь, содержащий в себе слова и понятия. Толковый словарь живого великорусского языка. Словари бывают разные. Народ. Языковая картина мира. Мачта. Избран почётным членом Академии наук. Язык.

«Правила правописания» - Определите тип предложений. Суффикс. Свободный диктант. Вопросы домашнего задания. Тема текста. Ответьте на вопросы. Роль сложных предложений в тексте. Правописание приставки. Проверьте себя. Основные виды сложных предложений. Книжное слово. Синтаксическая пятиминутка. Сложноподчинённые предложения. Люди любят природу. Еловые лапы. Приставки. Люди забыли эту истину. Найдите слово. Приемы сжатия текста.

Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому

Ирония всегда предполагает идеал, в большей или меньшей степени отличающийся от того, что есть в действительности.

Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души» совершенно с серьёзным видом повествует о полицмейстере-взяточнике:
Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую.

Тонкая, замаскированная за внешней учтивостью насмешка проглядывает в ироничном описании А.С. Пушкиным высшего света Петербурга в романе "Евгений Онегин":
Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы.

Ещё один яркий пример пушкинской иронии из романа "Евгений Онегин":
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.
А далее выясняется, какие же это «дела»:
...деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел да мух давил.

И.А.Крылов в басне "Лисица и Орёл" иронично утверждает противоположное тому, что думают об его персонаже:
- Отколе, умная, бредешь ты, голова?
- Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.
В басне И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" звучит тонкая затаенная насмешка автора:
- Ты всё пела? Это - дело, - иронически говорит Муравей Стрекозе, считая в действительности пение безделием.

Слуга влиятельных господ,
С какой отвагой благородной
Громите речью вы свободной
Всех тех, кому зажали рот! (Ф.И.Тютчев. Вы не родились поляком...)

Целиком на иронии построено полное горькой усмешки стихотворение Н.А. Некрасова «Калиcтрат», написанное в 1863 году:
Надо мной певала матушка,
Колыбель мою качаючи:
«Будешь счастлив, Калистратушка!
Будешь жить ты припеваючи!»
И сбылось, по воле Божией,
Предсказанье моей матушки:
Нет богаче, нет пригожее,
Нет нарядней Калистратушки!
В ключевой воде купаюся,
Пятерней чешу волосыньки,
Урожаю дожидаюся
С непосеянной полосыньки!
А хозяйка занимается
На нагих детишек стиркою,
Пуще мужа наряжается -
Носит лапти с подковыркою!..

Где уж нам, дуракам, чай пить! – выражение, принадлежащее одному из ближайших друзей А. С. Пушкина Петру Павловичу Каверину (1794-1855). Чай здесь фигурирует потому, что в старину стоил дорого и пили его только богатые, «избранные» люди.
М. Ю. Лермонтов увековечил каверинские слова, использовав их в своем романе «Герой нашего времени» (1840). Там эти слова цитирует Печорин в своем разговоре с Грушницким:
«– Ты, говорят, в эти дни ужасно волочился за моей княжной? – сказал он довольно небрежно и не глядя на меня. – Где нам, дуракам, чай пить! – отвечал я ему, повторяя любимую поговорку одного из самых ловких повес прошлого времени, воспетого некогда Пушкиным» («Княжна Мэри»).
После выхода лермонтовского романа в свет эти слова стали крылатыми.

Разнообразна ирония в русской литературе: «насмешливая критика» В.Г.Белинского, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.Г.Чернышевского (образ «проницательного читателя» в романе «Что делать?»), сливающаяся со стихией юмора у Н.В.Гоголя, пародийная у Козьмы Пруткова, романтическая у А.А.Блока. Различные виды и оттенки иронии присущи произведениям В.В.Маяковского, М.М.Зощенко, М.А.Булгакова, Ю.К.Олеши, В.П.Катаева.

mob_info