Одна из основных тем поэзии есенина. Художественные особенности поэзии С. Есенина. Ведущие темы поэзии

"Певец и глашатай деревянной Руси" — так сам Есенин дал определение себе как поэту. Его произведения по-настоящему искренни и откровенны. Он без лишнего стеснения оголяет свою русскую душу, которая страдает, тоскует, звенит и радуется.

Темы лирики Есенина

Есенин писал о том, что волновало его самого и современников. Он был дитем своей эпохи, познавшей много катаклизмов. Именно поэтому основные темы поэзии Есенина - судьба русской деревни, настоящее и будущее России, умиление природой, любовь к женщине и религия.

Красной ниткой через все творческое наследие поэта проходит животрепещущая любовь к Родине. Это чувство — отправная точка всех его дальнейших литературных изысканий. Причем в понятие Родины Есенин вкладывает в первую очередь отнюдь не политический смысл, хотя не обошел он стороной горести и радости крестьянской Руси. Родина для поэта — это окружающие его поля, леса, равнины, которые начинаются от родительского дома лирического героя и простираются в необъятные дали. Невероятной красоты образы поэт черпал из воспоминаний детства и природы своей вотчины — деревни Константиново, откуда и начиналась для Есенина его "малиновая Русь". Такие чувства трепетной любви к родной земле выразились в нежнейших стихотворных акварелях.

Все темы в частности тема любви к Родине и настолько тесно переплетаются, что их нельзя отличить одну от другой. Он восхищался окружающим миром, как дитя, "родившееся с песнями в травном одеяле", считая себя неотъемлимой его частью.

Любовная лирика — отдельный пласт творчества поэта-самородка. Образ женщины из его стихотворений списан с русских красавиц "с алым соком ягоды на коже", "со снопом волос овсяных". Но любовные отношения всегда происходят как бы на заднем плане, в центре действия всегда все та же природа. Девушку поэт часто сравнивает с тонкой березкой, а ее избранника — с кленом. Для раннего творчества характерна юношеская пылкость, сосредоточенность на физическом аспекте отношений ("зацелую допьяна, изомну, как цвет"). С годами, познав горькие разочарования на личном фронте, поэт выражает свои чувства презрения к продажным женщинам, саму любовь цинично считая не более чем иллюзией ("наша жизнь — простыня да кровать"). Сам же Есенин вершиной своей любовной лирики считал "Персидские мотивы", где оставила отпечаток поездка поэта в Батуми.

Следует отметить множество философских мотивов в стихах Есенина. Ранние работы искрят ощущением полноты жизни, точным осознанием своего места в ней и смысла бытия. Лирический герой находит его в единении с природой, называя себя пастухом, чьи "палаты — межы зыбистых полей". Он осознает быстрое увяданье жизни ("все пройдет, как с белых яблонь дым"), и от этого его лирика просякнута светлой грустью.

Особый интерес вызывает тема "Бог, природа, человек в поэзии Есенина".

Бог

Истоки христианских мотивов у Есенина надо искать в его детстве. Его бабушка и дед были глубоко религиозными людьми и привили внуку такое же благоговейное отношение к Творцу.

Поэт ищет и находит аналогии искупительной жертвы в явлениях природы ("схимник-ветер... целует на рябиновом кусту язвы красные незримому Христу", "дня закатного жертва искупила весь грех").

Бог у Есенина живет в той самой, старой уходящей Руси, там, «где капустные грядки красной водой поливает восход». Творца поэт видит прежде всего в творении — окружающем мире. Бог, природа, человек в поэзии Есенина всегда взаимодействуют.

Но не постоянно поэт был смиренным богомольцем. В один период у него появляется целая череда бунтарских, богоборческих стихотворений. Это связано с его верой в и принятием новой коммунистической идеологии. Лирический герой даже бросает вызов Творцу, обещая создать новое общество без необходимости в Боге, "град Инонию, где живет божество живых". Но такой период был недолгим, вскоре лирический герой вновь нарекает себя "смиренным иноком", молящимся на копны и стада.

Человек

Довольно часто поэт изображает своего героя как странника, идущего по дороге, или как гостя в этой жизни ("каждый в мире странник - пройдет, зайдет и вновь покинет дом"). Во многих произведениях Есенин затрагивает антитезу "молодость — зрелость" ("Отговорила роща золотая..."). Он нередко размышляет о смерти и видит ее как естественный финал каждого ("я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть"). Смысл своего существования каждый может познать, найдя свое место в триаде "Бог — природа — человек". В поэзии Есенина главным звеном этого тандема является природа, и ключ к счастью — это гармония с ней.

Природа

Она является храмом для поэта, а человек в ней должен быть богомольцем ("я молюсь на алы зори, причащаюсь у ручья"). Вообще, тема Всевышнего и тема природы в поэзии Есенина настолько взаимосвязаны, что нет четкой линии перехода.

Природа является и главным героем всех произведений. Она живет яркой, динамичной жизнью. Очень часто автор применяет прием олицетворения (клененочек сосет зеленое вымя, рыжая кобыла-осень чешет свою золотую гриву, метель плачет, как цыганская скрипка, черемуха спит в белой накидке, сосна подвязалась белою косынкой).

Самые излюбленные образы — береза, клен, месяц, зори. Есенин — автор так называемого деревянного романа между березой-девушкой и кленом-парнем.

Стихотворение Есенина "Береза"

Как пример утонченного и в то же время простого осознания бытия можно рассмотреть стих "Береза". Это дерево издревле считается и символом русской девушки, и самой России, поэтому в это произведение Есенин вложил глубокий смысл. Умиление малой частичкой природы перерастает в восхищение красотой необъятной русской земли. В обычных будничных вещах (снег, береза, ветки) автор учит видеть большее. Такой эффект достигается с помощью сравнений (снег — серебро), метафор (снежинки горят, заря обсыпает ветки). Простая и понятная образность делает стихотворение Есенина "Береза" очень похожим на народное, а это наивысшая похвала для любого поэта.

Общее настроение лирики

Нужно отметить, что в поэзии Есенина так отчетливо чувствуется легкая грусть "по гречневым просторам", а иногда щемящая тоска даже в любовании родным краем. Скорее всего, поэт предугадывал трагическую судьбу своей Родины-Руси, которая и в дальнейшем "все так же будет жить, плясать и плакать у забора". Читателю невольно передается жалость ко всему живому, потому что, несмотря на свою красоту, абсолютно все вокруг быстротечно, и автор наперед скорбит об этом: "Грустная песня, ты - русская боль".

Также можно отметить некоторые отличительные черты стиля поэта.

Есенин — король метафор. Он настолько умело упаковывал емкие в несколько слов, что каждое стихотворение пестрит яркими поэтическими фигурами ("вечер черные брови насопил", "по пруду лебедем красным плавает тихо закат", "галочья стая на крыше служит вечерню звезде").

Близость поэзии Есенина к фольклору дает ощущение, что некоторые его стихи — народные. Они невероятно легко ложатся на музыку.

Благодаря таким особенностям художественного мира поэта "деревянной Руси" его стихи не спутаешь с другими. Не может не покорить его беззаветная любовь к Родине, которая берет начало с рязанских полей и заканчивается космосом. Суть тематики "Бог — природа — человек" в поэзии Есенина можно подытожить его же словами: "Я думаю: как прекрасна земля и на ней человек..."

В истории развития национального литературного языка в XX веке роль Есенина как новатора была неоспоримой. Русский классик, выходец из крестьянства, продолжая великое дело Пушкина, Гоголя, Толстого, еще далее в поэзии «раздвинул границы» народного языка. Образно-речевое начало в Есенине, его орнаментальный стиль, «чувство Родины» определили суть его творчества. Открытия, которые произошли в литературном языке в XX веке, непосредственно связаны с новаторскими достижениями Есенина. Это особенно ярко проявилось в его стиле.

Впитав в себя традиции народной культуры, он передал этот опыт, развив и обогатив его, новым поколениям. Лирика Есенина, по его собственным словам, «жива одной большой любовью — любовью к родине» и воспитывает самые чистые, высокие нравственные и патриотические чувства. Сокровенное и всепоглощающее «чувство Родины» с первых шагов творческого пути Сергея Есенина определило для него отношение к миру, человеку и литературе. формах. Система ценностей в поэзии С. Есенина едина и неделима, все ее компоненты связаны между собой и, взаимодействуя, образуют единую, целостную картину лирического произведения.

Для передачи состояния души лирического героя, его характера, описания картин природы «Родины любимой», а также для передачи своих чувств и мыслей поэт использует изобразительные, выразительные, эстетические возможности художественного стиля. Первый сборник стихов есенина вышел, когда поэту... было всего 20 лет. В ранних стихах С. Есенина мы встречаем много таких зарисовок, которые можно назвать маленькими лирическими этюдами или картинами деревенской жизни. Сила Есенинской лирики заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно и риторично, а конкретно, в зримых образах, в картинах родной природы. Часто пейзаж не вдохновляет. Поэт с болью восклицает:

Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь. Но Есенин видел не только печальный пейзаж, безрадостные картины; он видел Родину и другой: в радостном весеннем убранстве, с пахучими цветами и травами, с бездонной синевой небес. Уже в ранних стихах Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений — «Гой ты, Русь моя родная…».Одним из наиболее ранних стилистических приемов Есенина было написание стихов языком, тяготевшим к древнерусской речи (например, «Песнь о Евпатии Коловрате»). Поэт использует для построения образов древнерусские названия, он использует как изобразительное средство такие древние слова Еще одна группа стилистических приемов Есенина связана с установкой на романинтизацию деревенского бытия и со стремлением выразить красоту сильного лирического чувствования (например, чувства восхищения природой, влюбленности в женщину, любви к человеку, к жизни), красоты бытия вообще.

Поэзия Есенина действительно необычайно образна. Для нас: светит луна, и свет ее падает на крышу деревенской избы. Для Есенина: «Чистит месяц в соломенной крыше обоймленные синью рога». Какие только воплощения и перевоплощения ни происходят в его стихах! Луна превращается в кудрявого ягненка, в желтого ворона, медведя, жеребенка, пастушеский рожок, лошадиную морду и т. д. и т. п.

Один из исследователей подсчитал: «Есенин дал русской поэзии свыше полусотни незабываемых образов месяца-луны, ни разу не обмолвившись эпитетом». Он же назвал есенинский образ «сказочным оборотнем». Однако оригинальность Есенина не просто в густой метафоричности и даже не в неожиданности фигуральных определений мысли, тем более что многие из этих необыкновенных «имажей» на самом деле были заимствованы или могли быть заимствованы поэтом из книги А. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» или из сборника Д. Садовникова «Загадки русского народа». Однако как бы хорошо мы ни знали, что образ, к примеру, краюхи-луны изобретен не Есениным, он все равно будет казаться рожденным на наших глазах и притом - невольно, именно так, как сказано поэтом: «И невольно в море хлеба рвется образ с языка: отелившееся небо лижет красного телка».

Сам Есенин разделил свои образы на три группы и так разъяснил этот разделительный принцип (в «Ключах Марии»):

* заставочный, или «уподобление одного предмета другому».
* Например - солнце это и колесо, и телец, и белка.

Корабельный, т. е. струящийся, развернутый, плывущий троп. По-есенинскому, как всегда, необычному, крайне индивидуальному определению, это есть «уловление в каком-нибудь предмете, явлении или существе струения, где заставочный образ плывет, как ладья по воде».

Третий вид образа, самый сложный и самый, как выражался Есенин, «значный» - «ангелический», т. е. «пробитие из данной заставки или корабельного образа какого-нибудь окна». Момент очень важный, и, разъясняя его, Есенин бывал особенно настойчив. И Блоку говорил, что поэт должен «не присасываться как налим к отражению луны на льду, иначе луна убежит на небо», а «выплеснуться до луны». Та же мысль в’письме к Р. В. Иванову-Разумнику: «Слово… не золотится, а проклевывается из сердца самого себя птенцом».

От того, какой тип образа - заставочный или корабельный положен краеугольным камнем в стихотворении, зависит его композиционное устройство. Если фигуральность - локальна, «заставочная, если ее длины и «ухватистой силы» хватает лишь на одну строку или четверостишие, то стихотворение принимает вид стансов. Когда образ движется да еще и объединяет своим движением несколько стихотворений, его конечный «лик» (результат множества превращений и преображений) может стать невнятным, а стихотворение, вырванное из цикла, слишком уж загадочным.

Есенин писал в «Ключах Марии»:

* «В нашем языке есть много слов, которые как «семь коров тощих пожрали семь коров тучных, они запирают в себе целый ряд других слов, выражая собой иногда весьма длинное и сложное определение мысли. Например, слово умение (умеет) запрягло в себе ум, имеет и еще несколько слов, опущенных в воздух, выражающих свое отношение к понятию в очаге этого слова. Этим особенно блещут в нашей грамматике глагольные положения, которым посвящено целое правило спряжения, вытекающее из понятия «запрягать, то есть надевать сбрую слов какой-нибудь мысли на одно слово, которое может служить так же, как лошадь в упряжи, духу, отправляющемуся в путешествие по стране представления. На этом же пожирании тощими словами тучных построена вся наша образность, слагая два противоположных явления через сходственность в движении, она родила метафору:

* Луна - заяц,
* Звезды - заячьи следы».
Способ есенинского живописного соображения, когда он говорит не стихами, а прозой, столь резко индивидуален, что его нестихотворная речь вполне может показаться «косноязычной». По всей вероятности, по этой причине «Ключи Марии» и не пользуются особым доверием ни у читателей, ни у исследователей. И родилось это предубеждение не сегодня. Друг Есенина журналист Г. Устинов вспоминает, что однажды в редакции центральной «Правды» между Есениным и Устиновым, с одной стороны, и Пик. Ив. Бухариным, с другой, завязался спор - спорили о «Ключах Марии». Бухарин, расхохотавшись, как школьник, объявил, что у автора «вывихнуты мозги»: «Ваша метафизика не нова, это мальчишеская теория, путаница, чепуха. Надо посерьезнее заняться Марксом».

Присутствовавший при этом инциденте В. В. Осинский отнесся к великому «путанику» более снисходительно, согласившись, что нескладная и косноязычная «чепуха», при всей своей ненаучности, допустима все-таки как поэтическая теория - не для «серьезных людей», конечно, а для поэтов.

Действительно, в научном отношении «Ключи Марии» несостоятельны. Однако не почувствовав, что у вроде бы запутанной теории тот же родовой очаг, что и у поэзии Есенина, не поняв, что без этой подорожной те, кто вздумает отправиться в путешествие по стране есенинских представлений, никогда не доедут до цели - заплутаются сразу же, по пересечении пограничной полосы. А может быть, вообще не разглядят в уникальной стране ничего уникального, ничего не увидят, кроме растиражированных беллетристами от поэзии резеды да березок! Ведь каждый есенинский образ, любая его фигуральность заключают в себе сложное определение далеко не простой мысли. Это во-первых. Во-вторых, над каждым движением этой согласованности парит целый рой опущенных в воздух подробностей и оттенков ее корабельного струения…

Они-то и восполняют объем: вне «тучного» контекста и слово, и образ, и стихотворение в целом «тощеет» - становится беднее и смыслом, и выразительностью… Для того чтобы, допустим, расслышать сказанное, точнее, недосказанное в одном из самых популярных стихотворений Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…», необходимо помнить, что на яблоню, и цветущую, и плодоносящую, поэт глядит как бы «двойным зрением»; это и реальное дерево, может быть, то самое - «под родимым окном», и образ души:

* Хорошо под осеннюю свежесть
* Душу-яблоню ветром стряхать…

В этих написанных в начале 1919 года стихах осенняя яблоня видится поэту не увядающей, безлиственной, а увенчанной плодами. Обилием творящего дара герой и любуется. Совсем иным чувством освещен тот же образ в стихотворении 1922 года:

* Не жалею, не зову, не плачу…
* Все пройдет, как с белых яблонь дым.
* Увяданья золотом охваченный

Система ценностей в поэзии С. Есенина едина и неделима, все её компоненты связаны между собой и, взаимодействуя, образуют единую, целостную картину лирического произведения. Для передачи состояния души лирического героя, его характера, описания картин природы Родины любимой, а также для передачи своих чувств и мыслей поэт использует изобразительные, выразительные, эстетические возможности художественного стиля.
Первый сборник стихов Есенина вышел, когда поэту было всего 20 лет. В ранних стихах С. Есенина мы встречаем много таких зарисовок, которые можно назвать маленькими лирическими этюдами или картинами деревенской жизни. Сила Есенинской лирики заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлечнно и риторично, а конкретно, в зримых образах, в картинах родной природы. Часто пейзаж не вдохновляет. Поэт с болью восклицает:

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь.

Но Есенин видел не только печальный пейзаж, безрадостные картины; он видел Родину и другой: в радостном весеннем убранстве, с пахучими цветами и травами, с бездонной синевой небес. Уже в ранних стихах Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений Гой ты, Русь моя родная. Одним из наиболее ранних стилистических примов Есенина было написание стихов языком, тяготевшим к древнерусской речи (например, Песнь о Евпатии Коловрате). Поэт использует для построения образов древнерусские названия, он использует как изобразительное средство такие древние слова Ещ одна группа стилистических примов Есенина связана с установкой на романинтизацию деревенского бытия и со стремлением выразить красоту сильного лирического чувствования (например, чувства восхищения природой, влюблнности в женщину, любви к человеку, к жизни), красоты бытия вообще.

Своеобразие поэтики С. Есенина.

Красота и богатство лирики Есенина.

Особенности художественного стиля.

Лирика Есенина очень красива и богата. Поэт использует различные художественные средства и приёмы. Большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, повторы, метафоры. Они используются как средство живописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев («черемуха душистая», «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани», «во мгле сырой месяц, словно желтый ворон. вьется над землей»). Немаловажную роль в поэзии Есенина, как и в народных песнях, играют повторы. Они используются для передачи душевного состояния человека, для создания ритмического рисунка. Есенин употребляет повторы с перестановкой слов:

С моей душой стряслась беда,

С душой моей стряслась беда.

Поэзия Есенина насыщена обращениями, часто это обращения к природе:

Милые березовые чащи!

Используя стилистические особенности народной лирики, Есенин как бы пропускает их через литературные традиции и через свое поэтическое мироощущение.

Чаще всего он писал о деревенской природе, которая всегда выглядела у него простой и незамысловатой. Это происходило потому, что эпитеты, сравнения, метафоры Есенин находил в народной речи:

Как детки сиротливые.

Так же как и для народа, для Есенина характерно одушевление природы, приписывание ей человеческих чувств, т. е. приём олицетворения:

Клен ты мой опавший,

Что стоишь, нагнувшись,

под метелью белой?

Или что услышал?

Настроения и чувства Есенина, как и народа, созвучны природе, поэт ищет у нее спасения и успокоения. Природа сопоставляется с переживаниями человека:

Не нашлось мое колечко.

Я пошел с тоски на луг.

Мне вдогон смеялась речка:

«У милашки новый друг».

Особенности метафоры в поэзии Есенина.

Метафора (от греч. metaphora — перенос) — это переносное значение слова, когда одно явление или предмет уподобляется другому, причём можно использовать и сходство, и контраст.

Метафора — наиболее распространенное средство образования новых значений.

Поэтику Есенина отличает тяготение не к отвлеченностям, намекам, туманным символам многозначности, а к вещности и конкретности. Поэт создает свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Но он создает их по фольклорному принципу: он берет для образа материал из того же деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно явление или предмет другим. Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить своё мировосприятие.

Отсюда стремление к всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Поэтому один из основных законов мира Есенина — это всеобщий метафоризм. Люди, животные, растения, стихии и предметы — все это, по мнению Сергея Александровича, дети одной матери — природы.

Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из крестьянской жизни, родной и понятной.

Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба

И с хрустом мысленно кусая огурцы,

За ровной гладью вздрогнувшее небо

Выводит облако из стойла под уздцы.

Здесь даже мельница — бревенчатая птица

С крылом единственным — стоит, глаза смежив.

Е. С. Роговер в одной из своих статей утверждал каждый поэт имеет свою как бы “визитную карточку” : или это особенность поэтической техники, или это богатство и красота лирики, или своеобразие лексики. Всё перечисленное, конечно, относится и к Есенину, но хотелось бы отметись особенности лексики поэта.[ Там же, стр. 198.]

Конкретность и отчётливость поэтического видения выражается самой обиходной бытовой лексикой, словарь прост, в нём отсутствует книжные и тем более абстрактные слова и выражения. Этим языком пользовались односельчане и земляки, и в нём вне всякой религиозной окраски встречаются религиозные слова, которые поэт использует для выражения своих сугубо светских идей.

В стихотворении “Дымом половодье…” стога сравниваются с церквями, а заунывное пение глухарки с зовом ко всенощной.

И тем не менее не следует видеть в этом религиозность поэта. Он далёк от неё и рисует картину родного края, забытого и заброшенного, залитого половодьем, отрезанного от большого мира, оставленного наедине с унылым жёлтым месяцем, тусклый свет которого освещает стога, и они, как церкви, у прясел окружают село. Но, в отличие от церквей, стога безмолвны, и за них глухарка заунывным и невесёлым пением зовёт ко всенощной в тишину болот.

Видна ещё роща, которая “синим мраком кроет голытьбу”. Вот и вся неброская, нерадостная картина, созданная поэтом, всё, что он увидел в родном затопленном и покрытом синим мраком крае, лишённом радости людей, за которых, право, не грех и помолиться.

И этот мотив сожаления о бедности и обездоленности родного края пройдёт через раннее творчество поэта, а способы выражения этого глубокого социального мотива в картинах природы, казалось бы, нейтральных к социальным сторонам жизни, будут всё больше совершенствоваться параллельно с развитием словарного запаса поэта.

В стихотворениях “Подражание песне”, “Под венком лесной ромашки”, “Хороша была Танюша…”, “Заиграй, сыграй, тальяночка…”, особенно заметно тяготение поэта к форме и мотивам устного народного творчества. Поэтому в них немало традиционно — фольклорных выражений типа: “лиходейская разлука”, как “коварная свекровь”, “залюбуюсь, загляжусь ли”, “в терем тёмный”, коса — “душегубка-змея”, “парень синеглазый”.

Поэтическая техника С. Есенина.

Лирический талант Сергея Есенина заметен и в оформлении строк, строф и отдельных стихотворений, в так называемой поэтической технике. Отметим прежде всего словесное своеобразие поэта: радость и горе, буйство и печаль, наполняющие его стихи, он выражает многословно, добиваясь выразительности в каждом слове, в каждой строке. Поэтому обычный размер лучших его лирических стихотворений редко превышает двадцать строк, которых ему достаточно для воплощения подчас сложных и глубоких переживаний или создания законченной и яркой картины.

Не дали матери сына,

Первая радость не впрок.

И на колу под осиной

Шкуру трепал ветерок.

Две последние строки не только поясняют первые, имеющееся в них метонимическое уподобление содержит целую картину, характерную для сельской жизни. Шкура на колу — знак совершённого убийства, остающегося за пределами стихотворения.

Чуток поэт и к краскам, имеющимся в самом слове или в ряде слов. Коровы говорят у него “на кивливом языке”, капуста “волноватая”. В словах слышится перекличка кив — лив, вол — нов, во — ва.

Звуки как бы подхватывают и поддерживают друг друга, сохраняя заданное звуковое оформление строки, её мелодию. Особенно это заметно в гармонии гласных: твою озёрную тоску; в терем тёмный, в лес зелёный.

Строфа у поэта обычно четырёхстрочная, в которой каждая строка синтаксически закончена, перенос, мешающий напевности, — исключение. Четырёх — и двухстрочные строфы не требуют и сложной системы рифмовки и не дают её многообразия. По своему грамматическому составу рифмы Есенина не одинаковы, однако заметно тяготение поэта к точной рифме, придающей особую гладкость и звонкость стиху.[ . П.Ф. Юшин. Поэзия Сергея Есенина 1910-1923 годов. М., 1966.- 317с..]

Месяц рогом облако бодает,

В голубой купается пыли.

И кивал её месяц за курганом,

В голубой купается пыли.

Луна в поэзии Есенина.

Есенин — едва ли не самый лунный поэт в русской литературе. Самый распространённый образ стихотворной атрибутики луна, месяц упоминаются в 351 его произведении более чем 140 раз.

Лунный спектр у Есенина очень разнообразен и может быть подразделён на две группы.

Первая: белый, серебряный, жемчужный, бледный. Здесь собраны традиционные цвета луны, хотя поэзия как раз там и получается, где традиционное преобразуется в необычное.

Во вторую группу, кроме жёлтого, входят: алый, червонный, рыжий, золотой, лимонный, янтарный, синий.

Чаще всего луна или месяц у Есенина — жёлтый. Затем идут: золотой, белый, рыжий, серебряный, лимонный, янтарный, алый, червонный, бледный, синий. Жемчужный цвет употребляется лишь однажды:

Не сестра месяца из тёмного болота

В жемчуге кокошник в небо запрокинула,-

Ой, как выходила Марфа за ворота…

Очень характерный для Есенина приём — в смысле его нехарактерности: поэт употребляет чистые, естественные краски, традиционные для древнерусской живописи.

Красной луны у Есенина вообще нет. Может быть, только в “Поэме о 36”:

Месяц широк и ал…

Есенинская луна всегда в движении. Это не известковый шар, вознесённый в небо и навешивающий сонную одурь на мир, а обязательно живое, одухотворённоё:

Дорога довольно хорошая,

Приятная хладная звень.

Луна золотою порошею

Осыпала даль деревень.

Сложная метафоричность, которой не избегает Есенин, не может быть отнесена к некому поэтическому экзотизму. “Речь наша есть тот песок, в котором затерялась маленькая жемчужина, — писал Есенин в статье “Отчее слово”.

Многообразная луна Есенина оказывается жёстко подчинённой традиционно — фольклорной образности, от которой столь же зависит, как её небесный двойник — от Земли. Но вместе с тем: как реальная луна управляет приливами земных морей и океанов, так изучение есенинской лунной метафорики позволяет увидеть в кажущейся от повторяемости простоте народных образов концентрат ”весьма длинных и сложных определений мысли” (Есенин).

Но лишь только от месяца

Брызнет серебряный свет,

Мне другое синеет,

Другое в тумане чудится.

Есенин часто употребляет слова с уменьшительными суффиксами. Употребляет он и старые русские слова, сказочные названия: выть, свей и др.

Интересна и цветовая гамма Есенина. Он чаще всего употребляет три цвета: синий, золотой и красный. И эти цвета тоже символичны.

Синий — стремление к небу, к невозможному, к прекрасному:

Вечером синим, вечером лунным

Был я когда-то красивым и юным.

Золотой — изначальный цвет, из которого всё появилось и в котором всё исчезает: «Звени, звени, златая Русь».

Красный — цвет любви, страсти:

О, верю, верю, счастье есть!

Еще и солнце не погасло.

Заря молитвенником красным

Пророчит благостную весть.

Часто Есенин, используя богатый опыт народной поэзии, прибегает к приему олицетворения:

Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы — плачут, тополя — шепчут, «пригорюнились девушки-ели», «словно белой косынкой повязалась сосна», «плачет метель, как цыганская скрипка» и т. д.

Образы животных в поэзии С. Есенина.

Поэзия Есенина образна. Но образы его тоже просты: «Осень — рыжая кобыла». Образы эти опять-таки заимствованы из фольклора, например, ягненок — образ невинной жертвы.

В литературе разных времен всегда присутствовали образы животных. Они послужили материалом для возникновения эзопова языка в сказках о животных, позднее в баснях. В литературе » нового времени » , в эпосе и в лирике животные приобретают равноправие с человеком, становясь объектом или субъектом повествования. Часто человек «проверяется на человечность» отношением к животному.

В поэзии Сергея Есенина также присутствует мотив » кровного родства » с животным миром, он называет их «братьями меньшими».

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших

Никогда не бил по голове.(«Мы теперь уходим понемногу». , 1924 г.)

У него наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы.

Из 339 рассмотренных стихотворений в 123 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы. Конь (13) , корова (8), ворон, пес, соловей (6), телята, кошка, голубь, журавль (5), овца, кобыла, собака (4), жеребенок, лебедь, петух, сова (3), воробей, волк, глухарь, кукушка, лошадь, лягушка, лиса, мышь, синица (2), аист, баран, бабочка, верблюд, грач, гусь, гориллы, жаба, змея, иволга, кулик, куры, коростель, осел, попугай, сороки, сом, свинья, тараканы, чибис, шмель, щука, ягненок (1).

С. Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним и радости, и беды.

Конь был помощником при работе в поле, в перевозке грузов, в ратном бою. Собака приносила добычу, охраняла дом. Корова была кормилицей в крестьянской семье, а кошка ловила мышей и просто олицетворяла домашний уют. Образ коня, как неотъемлемая часть быта, встречается в стихотворениях «Табун» (1915 г.), «Прощай, родная пуща…» (1916 г.), «Этой грусти теперь не рассыпать…» (1924 г.). Картины деревенской жизни меняются в связи с происходящими в стране событиями. И если в первом стихотворении мы видим «в холмах зеленых табуны коней», то в последующих уже:

Плач овцы, и вдали на ветру

Машет тощим хвостом лошаденка,

Заглядевшись в неласковый пруд.

(«Этой грусти теперь не рассыпать…», 1924 г.)

Деревня пришла в упадок и гордый и величественный конь «превратился» в «лошаденку», которая олицетворяет собой бедственное положение крестьянства в те годы.

Новаторство и своеобразие С. Есенина – поэта проявилось в том, что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно – философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.

Ведущие темы поэзии.

О чём бы ни писал Есенин, он мыслит образами, взятыми из мира природы. Каждое его стихотворение, написанное на любую тему, всегда необыкновенно красочно, близко и понятно каждому.

В основе ранней есенинской поэзии лежит любовь к родной земле. Именно к родной земле крестьянской земле, а не к России с её городами, заводами, фабриками, с университетами театрами, с политической и общественной жизнью. России в том смысле, как мы её понимаем, он в сущности не знал. Для него родина — своя деревня да те поля и леса, в которых она затерялась. Россия — Русь, Русь — деревня.

Очень часто Есенин в своих произведениях обращается к Руси. Первое время он прославляет патриархальные начала в жизни родной деревни: рисует “хаты — в ризах образа”, уподобляет Родину “черной монашке”, которая “читает псалмы по сынам”, идеализирует радостных и счастливых “добрых молодцев”. Таковы стихотворения “Гой ты, Русь моя родная…”, “Край ты мой заброшенный…”, “Голубень”, “Русь”. Правда, порой у поэта слышится “тёплая грусть” и “холодная скорбь”, когда он встречает крестьянскую нищету, видит заброшенность родного края. Но это лишь углубляет и усиливает его беспредельную любовь к тоскующей сиротливой земле.

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку,-

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

Есенин умеет почувствовать в самой тоске родимой стороны веселость, в дремлющей Руси — накопление богатырских сил. Его сердце отзывается на девичий смех, на пляску у костров, тальянку ребят. Можно, конечно, уставиться в “ухабины”, “кочки и впадины” родной деревни, а можно увидеть “как синеют кругом небеса”. Есенин усваивает светлый, оптимистический взгляд на судьбу своего Отечества. Поэтому так часто в его стихах звучат лирические признания, обращенные к Руси:

Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что разгадать не могу.

Ой ты, Русь моя, милая родина,

Сладкий отдых в щёлку купырей.

Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!

Для обитателя этой Руси весь жизненный подвиг — крестьянский труд. Крестьянин забит, нищ, гол. Так же убога его земля:

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной.

Можно по стихам Есенина восстановить его ранние мужицко — религиозные тенденции. Выйдет, что миссия крестьянина божественна, ибо крестьянин как бы сопричастен творчеству Божию. Бог — отец. Земля — мать. Сын — урожай.

Россия для Есенина — Русь, та плодородящая земля, родина, на которой работали его прадеды и сейчас работают его дед и отец. Отсюда простейшее отождествление: если земля — корова, то признаки этого понятия могут быть перенесены на понятие родина.[ В.Ф. Ходасевич. Некрополь: Воспоминания.- М.: Советский писатель, 1991.- 192с..]

Образ страны Есенина невозможно представить без таких всем нам знакомых примет, как “синий плат небес”, “солончаковая тоска”, “извёстка колоколен” и “берёза — свечка”, а в зрелые годы — “костёр рябины красной” и “низкий дом”, “в залихватском степном разгоне колокольчик хохочет до слёз”. Трудно представить себе Россию Есенина и без такой картины:

Синее небо, цветная дуга.

Тихо степные бегут берега,

Тянется дым, у малиновых сёл

Свадьба ворон облегла частокол.

Тема родины в лирике Есенина.

Есенин был вдохновенным певцом России. Все самые возвышенные представления и сокровенные чувства его были связаны с нею. “ Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине, — признавался поэт. — чувство Родины — основное в моём творчестве”.

Поэтизация родной природы средней полосы России, такая постоянная в поэзии Есенина, была выражением чувства любви к родной земле. Когда читаешь такие ранние стихотворения, как “Cыплет черёмуха снегом …”, “Край любимый! Сердцу снятся…”, когда будто наяву видишь поля с их “малиновой ширью”, синь озёр и рек, баюкающий “мохнатый лес” с его “стозвоном сосняка”, “тропу деревень” с “придорожными травами”, нежные русские берёзы с их радостным приветом, поневоле сердце, как и у автора, “васильками светится”, и “горит в нем бирюза”. Начинаешь по-особому трепетно любить этот “край родимый”, “страну березового ситца”.

В бурные революционные времена поэт говорит уже о “воспрянувшей Руси”, грозной стране. Она видится теперь Есенину огромной птицей, приготовившейся к дальнейшему полёту (“О Русь, взмахни крыльями”), обретающей “иную крепь”, счищающей с себя старый чёрный дёготь. Появляющийся у поэта образ Христа символизирует и образ прозрения, и одновременно новые муки и страдания. Есенин с отчаянием записывает: “Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал”. И поэт мучительно переживает крах своих иллюзий. Тем не менее, в “Исповеди хулигана” он вновь повторяет:

Я очень люблю Родину!

В стихотворении “Русь уходящая” Есенин уже определённо говорит о том старом, что умирает и с неизбежностью остаётся в прошлом. Поэт видит людей, уверовавших в будущее. Пусть робко и с опаской, но “они о новой жизни говорят”. Автор всматривается в кипение изменившейся жизни, в “новый свет”, который горит ”другого поколения у хижин”. Поэт не только удивляется, но и хочет вобрать в сердце эту новь. Правда, и теперь в стихотворения он вносит оговорку:

Как есть всё принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

И всё же Есенин протягивает руку новому поколению, молодому, незнакомому племени. Идея неотделимости своей судьбы от судьбы России выражена поэтом в стихотворении “Спит ковыль. Равнина дорогая…” и “Несказанное, синее, нежное…”

Писать о любви Есенин начал в позднем периоде своего творчества (до этого времени он редко писал на эту тему). Есенинская любовная лирика очень эмоциональна, экспрессивна, мелодична, в центре её — сложные перипетии любовных отношений и незабываемый образ женщины. Поэт сумел преодолеть тот налёт натурализма и богемности, который был свойственен ему в имажинистский период, освободился от вульгаризмов и бранной лексики, которая иногда звучала диссонансом в его стихах о любви, резко сократил разрыв между грубой реальностью и идеалом, который чувствовался в отдельных лирических произведениях.

Выдающимся творением Есенина в области любовной лирики стал цикл “Персидские мотивы”, который сам поэт считал лучшим из всего, что им было создано.

Стихотворения, вошедшие в этот цикл, во многом противоречат тем строкам о любви, которые звучали в сборнике “Москва кабацкая”. Об этом свидетельствует уже первое стихотворение этого цикла — “Улеглась моя былая рана”. В “Персидских мотивах” нарисован идеальный мир красоты и гармонии, который, при всей своей очевидной патриархальности, лишён грубой прозы и катастрофичности. Поэтому для отражения этого прекрасного царства мечты, покоя и любви лирический герой этого цикла трогателен и мягок.

Слова А. Н. Толстого о Есенине можно поставить эпиграфом к творчеству выдающегося русского поэта ХХ века. И сам Есенин признавался, что хотел бы “всю душу выплеснуть в слова”. “Половодье чувств”, затопившее его поэзию не может не вызывать ответного душевного волнения и сопереживания.

mob_info