Обзор принципиальных схем эквалайзеров и регуляторов тембра. Светодиодный эквалайзер своими руками Светодиодный эквалайзер своими руками схема

Эквалайзер на заднее стекло

Эквалайзер на заднее стекло входит в число технологических новинок, предлагаемых автомобилисту современным рынком. Такие инновации всегда пригодятся во время езды.
Авто эквалайзер на стекло позволит добавить машине определённой элегантности, а также изысканности. Многие автомобилисты слышали об эквалайзере, но о темброблоке далеко не все.

Примечание. Эквалайзер и темброблок – это одно и тоже, просто последний вариант является, с научной точки зрения, более правильным названием.

Что собой представляет эквалайзер и зачем он необходим

Вот на чем хотелось бы акцентировать внимание читателя:

  • Эквалайзер (темброблок) представляет собой программу для бортового компьютера автомобиля, которая отвечает за регулирование качества, а также громкости звука. Это, в свою очередь, отражается на конечном качестве звучания песни или мелодии в салоне;
  • Эквалайзер(см.) функционирует автоматически и очень прост в управлении. Также он отражает визуально динамическую характеристику воспроизводимого звука;
  • Пульсирующая звуковая панель на заднем стекле автомобиля приводит всех в приятный шок. При этом дополнительно увеличится дальность видения автомобиля ночью другими участниками движения, что отразится положительно на безопасности.

Возможности темброблока

К ним можно отнести следующие:

  • Эквалайзер имеет три цветовых базовых вариации, а именно: неоновую, красную, а также ярко зеленую;
  • Существует также возможность создать определенную комбинацию цветовой гаммы непосредственно под заказ автомобилиста;
  • Если есть желание, можно создать дополнительные визуальные эффекты в виде надписей, рисунков и т.п.

Перечень компонентов, которые должны входить в комплект темброблока для заднего автомобильного стекла

Вот они:

  • Пластина, выполненная в виде электролюминесценции;
  • Провод для соединения всех контактов;
  • Адаптер;
  • Управленческий блок;
  • Полноценная инструкция с детальным описанием.

Установка

Итак, непосредственно сам процесс самостоятельной установки эквалайзера выгладит так:

  • Первостепенно нужно прочитать предлагающуюся к темброблоку инструкцию с детальным описанием, что крайне важно. Однако, большинство автомобилистов к ней относятся невнимательно;
  • Вначале необходимо выполнить приклейку эквалайзера(см.) непосредственно к заднему стеклу автомобиля;
  • Для этого снимается защитная пленка. Она расположена с боков пластин. Затем, с внутренней стороны стекла нужно установить пленки, причем делать это не спеша.

Примечание. Защитная пленка с легкостью приклеивается даже на стекло с тонировкой, поэтому об этом волноваться не стоит. Важно её просто ровно наклеить, без каких-либо перекосов.

Продолжаем:

  • Тонировку снять нетрудно: она легко отклеивается и практически не оставляет следов. В этом случае, необходимо будет создать отметки её границ на стекле;
  • Темброблок должен быть размещён строго по центру, без сдвигов в какую-либо из сторон.

Примечание. Эквалайзер необходимо приклеить таким образом, чтобы были видны все знаки, расположенные в виде наклеек на заднем стекле автомобиля.

  • Пластина содержит разъём для подключения в своём нижнем углу;
  • Сначала кабель нужно подключить к блоку с питанием, а затем, непосредственно к разъёму, расположенному на пластине;
  • Прикуриватель автомобиля содержит гнездо, предназначенное для подсоединения блока питания;
  • Необходимо помнить, что прикуриватель во время работы эквалайзера будет занят и возможности подключить детекторный радар или видеорегистратор больше не будет. Хотя вышеописанную проблему можно решить за счёт подключения дополнительных разъёмов для входа.

Примечание. Существует также возможность выполнить подключение эквалайзера непосредственно к проводке, а не через прикуриватель, как это зачастую принято на практике. Для этого нужно хорошо разбираться в электрике. В автосервисе за такую процедуру запросят не более 500 рублей, так что можно и не заморачиваться.

Еще надо знать следующее:

  • Магнитофон и эквалайзер соединять между собой не стоит;
  • После подключения темброблока можно считать процесс завершенным. Что касается регулирования управленческого блока, то осуществить это нетрудно и после, сразу можно слушать музыку.

Меры предосторожности, которые необходимо учитывать при монтаже

Вот они:

  • Работоспособность эквалайзера, при заказе его через интернет, необходимо тщательно, в присутствии курьера, проверять, так как в случае, если произойдёт поломка пластин, их восстановить с практической точки зрения будет невозможно;
  • Также обязательно нужно проверить наличие специализированного токопроводящего клея, иначе токопроводящие дорожки сломаются;
  • Всегда нужно вынимать штекер блока питания из сети, так как эквалайзер будет частенько автоматически включаться;
  • Визуальные столбики реагируют на любой звук в салоне автомобиля (в том числе, даже на негромкий разговор). Об этом важно помнить!

Эквалайзер для заднего стекла автомобиля сможет существенным образов поднять имидж легкового автомобиля за счёт своего визуального оформления. Цена вопроса самостоятельной установки невысока и поэтому, её сможет позволить осуществить каждый автомобилист.
Работа своими руками и внимательное ознакомление с инструкцией позволит выполнить всё быстро и в должном качестве. Так же важно использовать фото и видео - материалы, чтобы нигде не запутаться, тем более, если данная манипуляция осуществляется впервые.


Эти оригинальные световые колонны выполнены из одиночных квадратных воздушных фильтров, черной липкой ленты и светодиодов. Также использовались небольшие подручные материалы. Достоинства конструкции заключаются в ее оригинальности и простоте изготовления, да и вес у нее ничтожно малый. По сути, такая конструкция является быстро сборно-разборной, что позволяет легко ее перевозить и использовать. За основу были взяты воздушные фильтры, используемые в системах вентиляции воздуха размером 20 х 20 дюймов.

Затем они склеиваются обычной черной клейкой лентой и в качестве усилителей конструкции добавлены треугольники из картона сверху и снизу куба. По сути, кубы в колонне можно даже не скреплять между собой, но для надежности их также можно подклеить 3М лентой.
В качестве источника света используются мощные одиночные светодиоды различных цветов, установленные на дне колонны вместе с источником питания.
При наличии определенной фантазии, можно создать различные световые эффекты, реализованные на основе RGB светодиодов с применением различных контроллеров и других аппаратных средств.

Источник: churchstagedesignideas

By

LED-костюм для мальчика на Хэллоуин – отличный подарок! Что дети больше всего любят на праздниках? – это две вещи – чтобы все светилось и блестело, а еще разные игры в переодетых супергероев (или злодеев). Почему бы не совместить эти две вещи? Особенности костюма демона: голосовой фильтр (Волновой Щит), анимированные светодиодные матрицы, из которых состоит лицо, светящийся провод El для крыльев и рог. Первый дебют костюма отметили на видео в Интернете с праздника Хэллоуина в США. Есть две хорошие идеи для создания качественного костюма, которые стоит взять на приметку:
- Во-первых стоит отметить, что тщательно спланированного плана для создания костюма нет. Электроника не должна быть сложной, главное - не бойтесь экспериментировать и «играть» с поделкой, ведь ваша главная цель – устроит детям отличный Хэллоуин. Пытайтесь даже разработать свои собственные идеи. Итак, сам проект: - Программное обеспечение создатели проекта написали с открытым исходным кодом, который вы можете использовать частично или полностью, или же полностью адаптировать код для создания собственных проектов;
- Проект не предусматривает пошаговую работу, чтобы, как по инструкции, завершить костюм. Почти все электронные элементы являются производственными частями других приборов. Соответствующие инструкции:
- Используйте дополнительную анимацию в качестве нескольких светодиодных линий (вроде гирлянды на елке). Это для иллюстрирования проводки светодиодных матриц, которые образуют лицо. Также есть идея объединить работу (мимику) лица с Волной Щита (голосовой фильтр), чтобы предварительно воспроизводить заранее записанные звуки «ужасающим» голосом; - Используйте возможность объединить Волновой Щит с микрофоном, дабы улучшить качество измененного голоса. Есть две программы для этой хитроумной идеи: “adavoice”, когда изменяется только голос, и программа “adavoice_face”, которая к измененному голосу дополнительно активирует свечение светодиодов, создавая интересную анимацию лица. Последнее – это то, что используется в качестве мимики демона; - Поработайте с проводами;
- Поработайте с формой лица демона (лучше всего просто купить пластиковую маску), а затем с крыльями (можно из картона) и с рогами (они, к стати, должны быть полыми, т.к. тоже будут светиться); - Затем, прикрепите светодиоды к кроссовкам. Последнее – сам костюм. Здесь следует лишь закупить немного дешевой одежды (желательно темных цветов). Лучше всего подойдет одежда в обтяжку. Сначала, следует сшить штаны с футболкой или кофтой, затем сделать прорезь, чтобы костюм можно было одеть, а после элементарно пришить уже готовую электронику, в виде рогов, крыльев и мыски.
Меры безопасности
Основное, чего следует избегать – это конечно же попадание влаги. Особенно важно избегать попадания жидкости во время того, как костюм будут носить (ведь вся электроника возле лица). Счатливого Хэллоуина!
Больше информации по данному проекту можно найти по ссылкам ниже:
https://learn.adafruit.com/animating-multiple-led-backpacks https://learn.adafruit.com/wave-shield-voice-changer
Удачи!

By

Вы когда-нибудь расплавляли нужные вещи от того, что на них попадал мощный свет? А может Вы когда-нибудь случайно разбивали дорогой осветительный прибор, небрежно зацепив ногой? Если эта история про Вас, то Вам наверняка понравится работать с светодиодами. Это ударопрочное, не перегревающееся изделие, которое потребляет всего лишь 100Вт электроэнергии, в то время как горит она, как 500Вт галогеновая лампа. Прочитав данную статью, Вы сможете понять, как нехитрым способом можно сделать подобное у себя дома своими же руками. Все проще, чем Вы можете себе представить. Процесс сборки начинается с того, что Вы крепите составные детали к радиатору. Радиатор используется для охлаждения мощного светодиода. С использованием специальных отверстий в светодиоде и болтов нужно прикрепить светодиодный модуль к радиатору, как показано на рисунке. Обязательно необходимо использовать термопасту и максимально плотно прижать к радиатору. Далее крепим вентиляторы, которые будут использованы для активного охлаждения. Можно взять вентиляторы, которые устанавливаются в серверах. Далее соедините все детали вместе, проверьте работу вентиляторов, напряжение на сетевом адапторе и вентиляторах - должно быть одинаковым. 5V DC или 12V DC. Для надежности можно использовать на каждый вентилятор свои мини адаптер. Подключите питание к светодиоду (питающие провода от источника тока должны быть припаяны к светодиоду) и проверьте работу, подав напряжение на источник тока. Обязательно убедитесь, что система охлаждения работает правильно. Для определения точной температуры лучше всего подойдет инфракрасный температурный пистолет.
Сетевой адаптер - для вентиляторов. Источник тока - для светодиодного модуля. Следующим шагом поместите всю собранную конструкцию в специальный заранее заготовленный каркас. Обязательно нужно сделать отверстие внизу для вентиляторов, чтобы система охлаждения работала корректно. Не забудьте также сделать несколько отверстий сверху для того, чтобы воздух входил через них, проветривал все рабочие элементы, забирал у них тепло, а затем через вентиляторы выдувался. Плату для питания вентиляторов можно позаимствовать из зарядного устройства. Не используете б/у или подозрительный адаптер. Если он выйдет из строя - мощный светодиод перегреется и перестанет вовсе светить. Либо будет быстро день, месяц, год терять яркость. Теперь у Вас есть мощная светодиодная лампа-прожектор, которая работает также, как и 500Вт галогеновая лампа. Она такая же по габаритам, такая же прочная и легкая, что гарантирует удобство работы с осветительным прибором. Важным является также тот факт, что лампа работает при температуре 50°С, что позволяет работать светодиоду дольше чем 40 000 часов, заявленных для температуры 65°С.

By

Очень скоро всеми любимый праздник - Хеллоуин. Как сделать оригинальную маску? Маскарадная светодиодная маска будет заметна как днем, так и ночью! Существует три способа украсить вашу маску светодиодами. Данное руководство позволит Вам сделать маску любой сложности: все, что Вам понадобится это несколько светодиодов и аккумулятор, никакого программирования или микроконтроллер не требуется! Вам необходимы навыки пайки и склеивания частиц, время работы не более часа. Можно сделать маску более усложненной, добавить анимацию, однако для этого потребуются навыки программирования. Но сделать лучшую маску для маскарада с анимацией и ауди, добавив небольшой аудиоконтроллер. Она будет сиять днем и ночью, а анимация будет воспроизводиться под музыку.

Хотя каждая маска сделана из различных электронных компонентов, есть несколько инструментов и расходных материалов, которые вы должны будете использовать, независимо от выбранного дизайна:
- маска маскарадная
- светодиоды с драйверами / светодиодная лента цифровая
- клей
- ножницы для зачистки проводков
- паяльник
- контроллер RGB мини / arduino / миниатюрный батареечный отсек

Для первого варианта - простая маскарадная маска с светодиодами - Вам дополнительно понадобятся миниатюрные батарейки. Необходимо присоединить батареечный блок к светодиодам.

Припаять провода к светодиодам проще на заводской пластине, если таковой нет, можно любым удобным способом зафиксировать их на любой другой поверхности с помощью 3М клея

Следующим шагом будет приклеивание светодиодов к маскарадной маске. Возьмите пистолет для горячего клея и аккуратно приклейте их в нужном месте - с лицевой стороны маски или за первым рядом перьев, также закрепите клеем батарею за перьями, так чтобы спрятать ее, если у Вас нет термопистолета, воспользуйтесь суперклеем.

Оставьте высыхать маску на подставке в течении часа.

Для добавления анимации - приобретите специальный контроллер для управления каждым светодиодом в отельности, как на рисунке ниже

сделать такое приспособление довольно сложно без определенных навыков программирования, маска с анимационной подсветкой

При помощи миниатюрного микрафона можно сделать маску, которая будет реагировать на звук и менять цвет светодиодов.

Также может быть установлен миниатюрный динамик, который будет воспроизводить различные аудиоэффекты.

Визуально маска не изменится, однако звуковое сопровождения и цветовая анимация сделает маскарадную маску лучшим дополнением Вашего карнавального костюма.

Если хотите удивить всех, может быть установлен датчик, реагирующий на спиртное, получится что-то вроде алкотестера!
Как пример работы данного датчика Вы можете посмотреть другой проект Интерактивный светодиодный халат

Источник: https://learn.adafruit.com/led-masquerade-masks/overview

By

Подготовим материалы, которые нам понадобятся:
1. Стаканы;
2. Клей;
3. Карандаш;
4. LED светильники;
5. Доска меловая или обычная(лучше черная, так выглядит еще эффектнее);
6. Сверло;
7. Розетка;

1. Первое, что нам надо сделать, это купить 100 пластиковых стаканов, лучше брать не обычные, а цветные и плотные, чем оригинальнее будут стаканы, тем креативнее будет светильник. Светильники можно купить либо в гипермаркетах, типа Ашан, либо заказать в интернет-магазинах (aliexpress, ebay). Рисунок 1

2. Также нам понадобится доска, можно взять обычную, а можно взять специальную меловую (на ней можно будет рисовать рамку светильника разноцветными мелками, постоянно меняя ее, в зависимости от Вашего настроения), вторая кстати значительно дороже. Если возьмете меловую, то размер ее должен быть 110*110 см, 1 м2 займут стаканчики, остальное место займет рамка. Если выбираете обычную доску, то нужный ее размер - 100*100 см. Цвет доски выбирайте самостоятельно, учитывая свет стаканов. Рисунок 2

3. Следующим шагом - будет выбор елочной гирлянды или светодиодных модулей. Мощность у светильников должна быть хорошая, иначе свет не будет проникать через плотные стены стаканчиков. Сами огоньки должны быть не маленькие, а около 1 см, иначе, вставив их в специальные отверстия, они будут также плохо отдавать свет. Пример гирлянды на Рисунке 3.

4. С помощью клея, приклейте стаканчики один к одному, занимая все пространство (если Вы выбрали обычную доску) или отступите от края по 10 см (если у Вас меловая доска). Клей выбирайте универсальный, который взаимодействует и с деревом,и с пластиком. Обычный супер клей может разъесть пластик. Рисунок 4

5. После того, как клей полностью высох и стаканчики хорошо крепятся к доске, переверните доску. С помощью карандаша, пометьте центры окружности стаканчиков. Затем просверлите дырке в отмеченных местах. Тут будут располагаться наша LED подсветка. Рисунок 5.

6. Вставьте в отверстия лампочки гирлянды, начинайте сверху и располагайте их змейкой. Конец должен быть рядом с розеткой, чтобы не пришлось использовать удлинитель. Рисунок 6.

7. Вуаля! Рисунок 7. Разместите готовый светильник в необходимом месте или даже где-то на улице. Оригинальный и необычный, он не только хорошо смотрится вечером, когда освещает помещение, но и днем. Рисунок 8.

Стоимость LED проекта минимальная, время на выполнения около 3-4 часов.

Затем подключается блок питания мощностью 12 V, 0.5 A, включается в сеть и звезда загорается одним определенным цветом.
При наличии фантазии и определенных навыков работы со светодиодами и контроллерами управления, можно добавить разнообразные световые эффекты.

Скачать файлы с 3D-моделями всех деталей, а также посмотреть поэтапное изготовление новогодней звезды, можно в оригинальной инструкции по ссылке:
http://www.instructables.com/id/Vega-The-LED-lit-Christmas-Star/?ALLSTEPS

Удачи вам в реализации ваших проектов. Не забывайте использовать вашу фантазию, и тогда ваши проекты действительно станут уникальными!

By

Светодиодное освещение своими руками с помощью светодиодной ленты осуществляется без особых трудностей, достаточно всего лишь прибегнуть к советам мастеров. Необходимо определиться с необходимым метражом светодиодной ленты и необходимой яркостью. Укладывая ленту, кратность ее резки должна ровняться 3 или 6 светодиодам, отрезки которой, при необходимости, соединяют с помощью коннекторов. Чтобы прикрепить готовую ленту, снимите с нее защитный слой ЗМ клея и приклейте к поверхности основания, предварительно обезжирив. Выбирайте мощность источника питания подходящий под мощность ленты/отрезка ленты.

Полный текст статьи

Приятного чтения!

Здравствуйте.

Эквалайзер (регулятор тембра), описание его предоставлено в данной статье, он используется, чтобы повышать качество звука звуковоспроизводящей аппаратуры, в особенности, в обыкновенных жилых помещениях. Данная конструкция мо жет пригодиться как обычным аудиолюбителям, так и тем, кто за нимается использованием аудиоаппаратуры на профессиональном уровне.

Современные качественные усилки и акустические системы дают высокую вер ность звучания в обширных помещениях с хоро шей акустикой. Но акустические свойства жи лых комнат, в частности небольших размеров, зачастую бывают далеко не оптимальны, они не выдают высокую верность звуковоспроизведения даже если имеется трёхполосная импортная акустическая система высокого класса и качестве нный усилок. В любой точке таких помеще ний происходит такое явление, как интерференция звуковых волн (другими словами сложение их с разными фазами), которые выходят непосредственно из акустических систем и отражаются от стен, потолка, пола, мебели. При этом на некоторых частотах появляются стоячие волны (другими словами это пучности и провалы интенсивности звука) с неравномерностью до 20 дБ, поэтому нужно регулировать АЧХ аудиосистемы в опреде лённых полосах частот. Регулировка АЧХ необхо дима, чтобы компенсировать недостатки в наиболее известных двухполосных акустических системах. В этих акустических системах обычно есть про вал АЧХ на средних частотах из - за не совсем качественных электрических разделительных фильтров, их характеристики повысить в качестве очень трудно. Чтобы регулировать АЧХ применяют регуляторы тембра и эквалайзеры. Более простенькие двухпо лосные регуляторы тембра не дают возможности в полной мере справляться с подобными задачами. При подъёме уровня НЧ (20 - 40 Гц) одновре менно усиливаются сигналы в полосе 80 - 200 Гц. Это положение может исправить только эквалайзер (перевод с англ. - «выравниватель»), то есть многополосный регулятор, который устана вливает нужный коэффициент передачи в узкой полосе частот.

Имеются активные и пассивные эквалайзе ры. У каждого типа есть свои преимущества и недо статки. Главный недостаток активных регуляторов тембра, это то что в них используется глубокая частотнозависимая отрицательная обратная связь (ООС), это даёт большие дополнительные ис кажения (интермодуляционные, перекрёстные и т. п.), которые они вносят в регулируемый сигнал. Более часто применяемые для усиления сигналов операционные усилки (ОУ) имеют несколько недостатков:

  • Низкая частота среза не даёт возможность с высокой верностью передавать фронты импульсного сигнала.
  • Так называемые, динамические искажения, которые связаны с переходными процессами в охвачен ных общей ООС цепями.
  • Склонны к самовозбуждению.
  • Повышенные нелинейные искажения.

Как правило, качество звука зависит как от амплитуд гармоник различного порядка, так и от соотношения между ними. Лучше, чтобы с ростом номера гармоники её амплитуда довольно быстро убывала, иначе звук ста новится резким, с «металлическим» оттенком. Во некоторых случаях применение ОУ не всегда приемлемо, а специальные качествен ные ОУ стоят гораздо больше (в десятки раз и больше) и не всегда доступны. По этой причине сейчас в звуковоспроизводя щей аппаратуре зачастую стали применять пассивные регуляторы тембра. Однако у них тоже есть свои недостатки. Первый недостаток - это значи тельное ослабление сигнала. По этой причине усиливать ослабленный сигнал по любому придётся, скорее все го, при помощи тех же ОУ, но уже в широкой поло се частот. Тогда уже будут сказываться шумо вые свойства этих ОУ. Исходя из этого появляется смысл попробовать как нибудь сделать лучше свойства самих актив ных регуляторов тембра. Чтобы уменьшить интермодуляционные и перекрестные искажения, которые вызваны из - за взаимного влияния частотных каналов эквалайзера друг на друга можете попробовать применить уже давно известный способ - это дополни тельное разделение каналов. Предлагается применить два эквалайзера - один для НЧ, а другой для ВЧ. К примеру, можете применить низкочастотный эквалайзер с четырь мя полосами регулирования с граничными часто тами: 70, 200, 500 и 1000 Гц и высокочастотный с четырьмя полосами с граничными частотами: 2, 5, 10 и 16 кГц. Разумеется разделение полос и их ко личество субъективно (это как говорится дело вкуса и слуха). Потом сигналы эквалайзеров надо объединить и подать на вход высококачественного усилка мощности. Здесь попутно можете попытаться «убить» ещё одного «зайца»: то есть не объединять сигналы, а применить два отдельных полосовых усилка, низко частотный со своей акустической системой (без полосовых фильтров) и высокочастотной со своей акустической системой.

В эквалайзерах как правило применяются полосо вые фильтры с различными резонансными частотами, и у них могут быть разные добротности в зави симости от качества радиоэлектронных элементов и разброса их характеристик. По этой причине параллельное включение фильтров с последующим суммированием, используемое в графических эквалайзерах, не даст получить линейную АЧХ в средних положениях регуляторов тембра по причине несогласованности частот среза и добротностей АЧХ фильтров (это же можно отнести и к пассивным ре гуляторам тембра). На практике из - за этого может случится нарушение стереобаланса. Пригод ной для практического применения считается схема включения фильтров в цепь дополнительной ветви ООС операционного звена инвертирующе го усилителя (рисунок 1), которая образована при помощи резисторов R4 и R5. В полосе задерживания полосового фильтра Z1 коэффициент передачи устройства K=–R2/R1 не зависит от соотношения сопротивле ний резисторов R4 и R5. На резонансной частоте F регулятор R4, R5 вместе с фильтром Z1 и ре зистором R1 создают контур ОС, действие которой эквивалентно подключению параллельно ре зистору R1 резистора с сопротивлением R3K(F) при условии R4=0 и подключению параллельно ре зистору R2 резистора с сопротивлением R3K(F)при условии R5=0. Поэтому глубина регулировки тембра в децибелах находится в пределах:

Если R1/R2=R4/R5, то это имеет место на средних положениях регуляторов тембра, фильтр Z1 и резистор R3 оказываются включенными в ди агональ сбалансированного моста, по этой причине АЧХ устройства принципиально линейна. Это же свойство сохраняется и для произвольного числа дополнительных ветвей ОС с фильтрами, которые имеют любые добротности и резонансные частоты.Чтобы на практике реализовать предлагаемый эквалайзера можете применить специальные микросхемы, которые разработаны популярными зарубежными фирмами. Плюс этих изделий заключается в том, что у них низкая стоимость. На иболее доступные микросхемы LA3600 (компании Sony) и BA3822LS (компании Rohm). Микросхемы представляют из себя пятиполосные эквалайзеры, только первый из них одноканальный, а второй - двухканальный. В этих микросхемах применяются полосовые филь тры, которые показаны на рисунке 1. Фильтры сделаны из пары конденсаторов C1 и C2 и переменного рези стора, коорый позволяет менять усиление на часто те настройки приблизительно на ±10 дБ. Центральную частоту настройки можете ме нять при помощи выбора ёмкости конденсаторов C1 и C2. Чтобы расчитать фильтры указанных микросхем можете воспользоваться простой формулой, чтобы определить эту частоту:

где R6 = 1.2 кОм, R7 = 68 кОм - сопротивления внутренних резисторов микросхемы.
Напряжение для питания микросхемы BA3822LS от 5 до 14 Вольт. Чтобы минимизировать нелинейные искажения, которые по паспортным данным не должны быть больше 0,1% (при максимальном напряжении питания), желательно подать среднее значение напряжения, к примеру 9.5 Вольт. При мень шем напряжении питания заметно понижается коэффициент усиления. Потребляемый ток довольно незначительный (7 - 8 мА). Входное сопротив ление - 10 кОм.

Электрическая принципиальная схема эквалай зера представлена на рисунке 2, вид его в корпусе показан на фото 1, с открытым корпусом - на фото 2. В этом эквалайзере применяется пара микросхем BA3822LS: одна для НЧ, другая для ВЧ. Схема достаточно простая и дополнительные пояснения не нужны. Чтобы повысить качество работы эква лайзера было решено не применять полярные электролитические конденсаторы. Все конденса торы плёночные, кроме выходных С21, С22, С121 и C122. В этих позициях применялись неполярные электролитические компании Jamicon, на их корпусе особая маркировка - «NP», а белая минусовая полоса отсутствует. Разумеется, если по зволяют габариты устройства, то желательно их поменять на плёночные. Чтобы уменьшить влияния перекрёстных искажений печатная плата не изготавливалась, всё делали навесным монтажом при помощи тонкого провода. Для того чтобы устранить возможные са мовозбуждения конденсаторы C25 и C125 лучше подпаять непосредственно между вывода ми 23 и 24 микросхем. После того как эквалайзер был собран он заработал почти нормально. Пришлось только по добрать ёмкости конденсаторов фильтра на 16 кГц. Качество звучания оказалось довольно хорошим.Это всё. До свидания.

Следующий регулятор тембра имеет уже шесть полос регулирования, причем для каждой полосы используется отдельный операционный усилитель. Оригинальный вариант этого эквалайзера был пятиполосным, однако расширив количество полос и используя счетьверенные операционные усилители можно обойтись всего навсего 4-мя корпусами DIP14 для стереофонического варианта, вместо 16-ти DIP8, которые потребовались бы при использовании одинарных ОУ. Принципиальная схема этого эквалайзера приведена на рисунке 22. Этот вариант уже можно смело называть графическим эквалайзером, поскольку при использовании ползунковых переменных резисторов устанвленных в одну линию будет уже визуально видно общую АЧХ эквалайзера, т.е. графическое отображение произведенных регулировок.

Рисунок 22 Принципиальная схема шестиполосного графического эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

На рисунках 23- приведены кривые показывающие измение АЧХ в зависимости от изменения сопротивления регулирующих резисторов.


Рисунок 23 Регулировка 20 Гц.


Рисунок 24 Регулировка 100 Гц.


Рисунок 25 Регулировка 500 Гц.


Рисунок 26 Регулировка 2000 Гц.


Рисунок 27 Регулировка 1000 Гц.


Рисунок 28 Регулировка 20000 Гц.

Как видно из рисунков кривые изменения АЧХ имеют достаточно симметричную форму как в частотном диапазоне, так и в предела увеличения-уменьшения той или иной полосы, что позволяет использовать данный эквалайзер в аппаратуре среднего и высокого класса.

Использование полосовых фильтров может быть организовано не только так, как в предыдущем варианте, но и несколько иначе. Примером может служить эквалайзер показанный на рисунке 29. Каждый полосовой фильтр по сути это электронный аналог соединенных последовательно конденсатора и катушки индуктивности.


Рисунок 29 Принципиальная схема шестиполосного графического эквалайзера. УВЕЛИЧИТЬ

На рисунках 30-35 показанны АЧХ при крайних положениях переменных резисторов. Кстати сказать, диапазон регулировок можно немного расширить умешив номиналы резисторов по "краям" перемеников, но не менее чем 1,5 кОм. Добротность фильтров конечно оставляет желать лучшего, тем не менее схемотехника данного эквалайзера довольно популярна.


Рисунок 30 Регулировка 30 Гц


Рисунок 31 Регулировка 90 Гц


Рисунок 32 Регулировка 200 Гц


Рисунок 33 Регулировка 700 Гц


Рисунок 34 Регулировка 2000 Гц


Рисунок 35 Регулировка ВЧ

Частотный диапазон немного сдвинут в НЧ сторону, поэтому лучше персчитать, если планируется использовать данную конструкцию не в бытовых условиях.

Еще один вариант восьмиполосного эквалайзера показан на рисунке 36. По схемотехнике данный регулятор тембра представляет собой шесть полосовых фильтров, сигналы после которых просто суммируются и усиливаются буферным усилителем. Свой собственный коф усиления у этого варианта достаточно большой, поэтому входной усилитель Х1 служит делителем входного сигнала, т.е. изначально ослабевает его.


Рисунок 36. Принципиальная схема графического эквалайзера на ОУ
УВЕЛИЧИТЬ

При построении АЧХ эквалайзера выяснилась довольно интересная вещь - данный регулятор только усиливает выбранную полосу, а ослабление настолько маленькое, что им можно принеберечь (рисунок 37).


Рисунок 37 Измение АЧХ в зависимости от положения движка переменного резистора Х2.

Разумеется, что такое поведение вызвало подозрения в правильности переноса принципиальной схемы в симмулятор. Тщательная проверка ошибок не выявила, поэтому было решено проверить что собственно происходит в самих фильтрах в зависимости от измения положений переменных резисторов. Для начала ВСЕ движки переменных резисторов были перемещены в положение увеличивающее подъем каждой полосы и на выхода ОУ Х10-Х17 былы сняты АЧХ. То, что получилось глаз порадовало - измение формы довольно симметричныи и добротность не плохая (рисунок 38).


Рисунок 38 АЧХ каждого фильра при увеличении коф усиления фильтров

Далее движки переменных резисторов передвинули на уменьшение каждого фильтра и снова сняли АЧХ на выходе каждого фильтра. Картина получилась тоже весьма краисвая - ни частота, ни добротность не изменились (рисунок 39).


Рисунок 39 АЧХ каждого фильра при уменьшении коф усиления фильтров

Чтож в таком случае происходит, если и диапазон регулировок фильтров и добротность хорошие а в финале подъем всего на 9 дБ, а завал и тоо меньше?
Ответ на этот вопрос довльно прост. Виновата во всем схемотехника эквалайзера, а именно суммирование сигналов после полосовых фильтров. Дело в том, что при увеличении амплитуды одного участка частотного диапазона проходя сумматор сигнал довоьно сильно ослабляется и в результате увеличение амплитуды происходит не на 20 ожидаемых дБ, а всего на 9 дБ. При ослаблении амплитуды одного участка частотного диапазона само слабление происходит, но только в фильтре, а на выходе сумматора это ослабление компенсируется ровными АЧХ на ослабляемом участке другими фильтрами. Таким образом чем больше будет полос в эквалайзере по этой схемотехнике, тем меньше будет диапазон регулировки.
Исходя из всего выше сказанного можно сдеелать вывод, что автор этой публикации ВСЕ расчеты делал собрав всего один-два фильтра и все расчеты и замеры проводились не в полноценном устройстве, а лишь используя его фрагменты, посколькув готовм устройстве не возможно получить пятиполосный эквалайзер с диапазоном регулировки ±12 дБ, особенно -12 дБ.
Однако совсем говорить ФУУУУ!!! на эту схемотехнику не стоит, поскольку на ее базе можно построить довольно не плохой регулятор тембра НЧ-ВЧ, причем подъем-завал будет происходить именно там, где нелинейность АЧХ акустической ситемы максимальна и где чаще всего требуется немного приподнять амплитуду. Для этого необходимо оставить лишь верхний и нижний полосовые фильтры, а номиналы резисторов R37, R44 и R46 уменьшить до 10 кОм. В результате получиться вполне достойная регулировка АЧХ на краях звукового диапазона (рисунок 40).


Рисунок 40 Форма изменения АЧХ при крайних положениях движков перменных резисторов "укороченного" эквалайзера.

Эти же фильтры можно использовать в устройствах, где требуется только подъем АЧХ на определенной частоте или выделения какой то частоты, напрмер спектранализатор или светодинамическая установка (цветомузыка).

В качестве следующего устройства для корректировки АЧХ рассмотрим принципиальную схему эквалайзера с регулируемыми полосовыми фильтрами и не совсем обычной схемотехникой. Принципиальная схема этого устройства покзана на рисунке 41.


Рисунок 41 Принципиальная схема профессионального пятиполосного эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

От предыдущих вариантов данный эквалайзер отличается прежде всего использованием двух операционных усилителей для одного полосового фильтра. Это увеличение деталей прежде всего окупается получением дополнительных возможностей, а именно возможностью регулировки частоты псевдорезонанса фильтра и регулировки добротности. Это в совю очередь полностью исключает подбор частотозадающих элементов (в эквалайзера рекомендуется использовать детали с разбросом не более 1%, в противном случае необходим подбор для получения необходимых частот и аналогичности регулировок в стереофонических вариантах) . Кроме этого, если подстроечные резисторы на 22 кОм в полосовых фильтрах заменить на 10 кОм и соеденить последовательно с переменными на 22 кОм можно получить параметрический эквалайзер имеющий гораздо большие возможности по сравнению с графическими эквалайзерами. Главным достоинством параметрических эквалайзеров является возможность регулировки не только уровня той или иной частоты, но и выбирать саму частоту, а так же изменять крутизну завалов или подъемов изменяемой частоты. Имеено по этому трехполосный параметрический эвкалайзер предпочтительней пятиполосного графического, ну а про пятиполосный параметрический эквалайзер и говорить нечего - это устройство для студий звукозаписи и требует подготвленного оператора.
Но вернемся к схеме и пока расмотрим работу одного полосового фильтра. На рисунке 42 показано изменение АЧХ всегоустройства при максимальной и минимально добротности среденчастотного полосового фильтра (точно так же происходит изменение добротности в остальных фильтрах).


Рисунок 42 Измение добротности, регулируется резисторами Х14-Х18.


Рисунок 43 Измение частоты, регулируется резисторами Х8-Х12.

На рисунке 43 показаны изменения частоты полосового фильтра. На рисунках довольно четко просматривается волнообразность частотной характиристики на краях регулируемой частоты. Появление этого эффекта связано с необоснованным увеличением диапазона регулировки - до уровня ±16 дБ, что само по себе уже слишком большой диапазон. При снижении диапазона регулировки (увеличением номинала резисторов R1-R5) можно добиться довольно существенного уменьшения этой волнообразности и при диапазоне ергулировки ±12 дБ максимальные пики "волн" будут на уровне 1-1,5 дБ, что на слух уже довольно затруднительно различить.
На рисунке 44 приведена принципиальная схема десятиполосного графического эквалайзера с использованием той же схемотехники. По сути от предыдущей эта схема отличается лишь увеличенным количеством полос, все остальное полностью одинаковое.


Рисунок 44 Принципиальная схема десятиполосного графического эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

Примерная чатотная полоса в данном варианте настраивается соответсвующими резисторами и имеет вид, показанный на рисунке 45, хотя может быть изменена в зависимости от потребностей конкретного звукорежисера.


Рисунок 45 Примерная частотная сетка десятиполосного эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

Кроме постройки эквалайзеров полосовые фильтры могут использоваться и по одному, для коррекции какой то определенной частоты или диапазона. Например если использовать только самый низкочастотный полосовой фильтр, то можно получить довольно интересный фильтр для сабвуфера.

Ну вот собственно и все основные варианты регуляторов тембра со всеми плюсами и минусами.

Частоты, которые полезно помнить

Сеть (питание) шумит на частоте 50 Гц (и умножается). Для устранения этого надо убрать частоты 50 и 100 Гц при помощи параметрического эквалайзера, ширина полосы которого достаточно узка. Тогда это не повлияет заметно на общий звук, но устранит шумы сети. Графический эквалайзер (треть октавы) тоже применим в этой ситуации, но остальными типами эквалайзеров лучше для этого не пользоваться, так как они имеют слишком широкую (зону влияния) и регулировка может серьезно изменить звук 6ac-гитары.

Нижние частоты бас-гитары и бас-барабана лежат в области 40 Гц и менее. Чтобы придать этим звукам мощь (атаку), регулируйте частоту 80 Гц. Многие современные микрофоны, разработанные для баобарабана, имеют небольшой пик на этой частоте, что позволяет добится хорошего, густого звука.

Нижняя частота электрогитары - 80 Гц. Для устранения бочковатости надо вырезать частоту 200 Гц; для устранения неприятного резкого призвука - ослабить в районе 1 кГц. В любом случае, sweep эквалайзер надо настраивать на слух. Чтобы добиться высокого резкого звука, используйте фильтр плавного нарастания и спада (hi shelving control). Можно также поэкспериментировать с bell equaliser (6 кГц - 10 кГц). Чтобы "добавить яду", сделать "жалящим" звучание рок-гитары, просмотрите область от 1.5 кГц до 4 кГц, найдите нужную частоту и убирайте ее до тех пор, пока атака не станет такой, как нужно.

Основная проблема с акустическими гитарами, как правило состоит в том, что они звучат бочковато (из-за неподходящих микрофонов, положения микрофона, акустических характеристик помещения - или просто из-за того, что инструмент плохой). Для исправления этого недостатка можно использовать sweep equaliser: область "вредной" частоты обычно находится между 200 Гц и 500 Гц; ее надо вырезать. Усиление в области нижней середины скорее всего сделает звук резким, поэтому всегда лучше применять верхний фильтр плавного нарастания и спада, если требуется придать звуку гитары особую яркость.

Вокал также занимает большую часть частотного диапазона, при этом область 2-4 кГц регулируется для улучшения артикуляции. Стремитесь по возможности избегать большого усиления, так как естественное звучание голоса может быть потеряно. Пользуйтесь верхним фильтром плавного спада и нарастания для придания голосу яркости, если нужно; bell equaliser здесь вряд ли применим.

Описание методики построения моделей эквалайзеров в симуляторе МИКРОКАП:

На одном из чешских сайтов (язык статьи определил GOOGLE переводчик) был найден проект 10-ти полосного эквалайзера, реализованного на счетверенных операционных усилителях TL074. На пяти микросхемах собраны ячейки фильтров, и одна на входе в качестве предварительного усилителя входного сигнала. Ячейки фильтров все одинаковые, разница только в номиналах емкостей, задающих диапазон регулировки частоты. Полосы частот следующие: 32 Гц, 64 Гц, 125 Гц, 250 Гц, 500 Гц, 1 кГц, 2 кГц, 4 кГц, 8 кГц и 16 кГц. В схеме организован BYPASS, дающий возможность пропустить на выход не фильтрованный сигнал. В качестве переключателя можно применить реле, кнопку или тумблер на 2 группы переключающихся контактов. Если применить переключатель на три группы, то на третью можно прицепить светодиод, загорающийся при включении эквалайзера. Не забудьте расчитать резистор, который будет стоять последовательно со светодиодом. Принципиальная схема эквалайзера на 10 полос показана на изображении ниже:

По этим картинкам была возсоздана печатка в программе Sprint Layout 6. Далее представлен вид LAY6 формата и фото-вид печатной платы:

Обращаем внимание, на принципиальной схеме отсутствуют номиналы элементов, но все они показаны на печатной плате, поэтому перерисовывать схему мы не стали, проблем возникнуть не должно. В плате были найдены недочеты, они исправлены, архив и изображения в статье обновлены. На слое K1 (синий) показаны места установки перемычек, которые можно сделать тонким проводом в изоляции.

Блок питания схемы эквалайзера двухполярный (±15 Вольт). Собрать можно самый простой на двух интегральных стабилизаторах 7815 и 7915, например, по такой схеме:

Собрав блок питания убедитесь, что между плечами нет перекоса по напряжению.

Печатка на этот БП выглядит так:

LAY6 формат платы блока питания так же вложен в архив с материалами по эквалайзеру. Скачать архив можно по прямой ссылке с нашего сайта. Размер архива – 1 Mb.

16.03.1918г.

По просьбе читателей привожу список элементов схемы эквалайзера (без блока питания):

Микросхемы:

TL074 – 6 шт.

Резисторы:

10k / 0,25W – 44 шт.
1M / 0,25W – 40 шт.
1k / 0,25W – 2 шт.
47k / 0,25W – 26 шт.
2k2 / 0,25W – 20 шт.
POT B100k двойной – 10 шт.
POT B10k двойной – 1 шт.

Конденсаторы:

360p – 2 шт.
36p – 2 шт.
680p – 2 шт.
68p – 2 шт.
1n5 – 2 шт.
150p – 2 шт.
2n7 – 2 шт.
270p – 2 шт.
5n6 – 2 шт.
560p – 2 шт.
12n – 2 шт.
1n2 – 2 шт.
22n – 2 шт.
2n2 – 2 шт.
47n – 2 шт.
4n7 – 2 шт.
100n – 2 шт.
10n – 2 шт.
180n – 2 шт.
18n – 2 шт.
33p – 5 шт.
47n – 12 шт.
4m7 неполярный – 2 шт.

Остальное:

S1 – переключатель байпас/эквалайзер на 2 группы переключающихся контактов – 2 шт.
Разъем 3 Pin 5 mm (вход, выход, питание) – 3 шт.
Панельки для микросхем 14 Pin – 6 шт.

Плата 10 полосного эквалайзера в сборе:

mob_info