Объединение молитв в затруднительных ситуациях. Намаз путника по сунне: как сокращать, совмещать намазы, кто считается путешественником. Объединение намазов в пути

الحمد لله رب العالمين والصلاة و السلام علي رسولنا محمد و علي اله و صحبه اجمعين

А затем...

Недавно стало известно, что некоторые имамы, разместили на одном из исламских сайтов фетву, в которой они разрешили совмещение намазов не только в сафаре (пути), но даже в городе «при наличии сложных обстоятельств» на территории России, а именно второго и третьего намаза в зимнее время (намазы «Зухр» и «Аср») и четвертого и пятого намаза в летнее время (намазы «Магриб» и «Иша»). Они ссылались на то, что существуют хадисы о том что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) бывало совмещал намазы находясь в пути и даже находясь в Лучезарной Медине.

В сборнике имама Бухари, под номером 543 говориться:

حدثنا أبو النعمان قال: حدثنا حماد هو ابن زيد عن عمرو بن دينار عن جابربن زيد عن ابن عباس أن النبي صلي الله عليه و سلم صلي بالمدينة سبعا و ثمانيا الظهر و العصر و المغرب و العشاء , فقال أيوب: لعله في ليلة مطيرة , قال: عسي.

От Ибн ‘Аббаса (радыяллаху анху) передается, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) совершал в Медине семь и восемь; Зухр и Аср, Магриб и Иша, потом сказал Аюб (один из передатчиков): «может быть это было в ночь проливных дождей», Джабир ответил: «Возможно».

БадриддинАль-Айни в своей книге «Умдатуль-Кари, шархуль-Бухари» в разъяснении данного хадиса сказал:

«В хадисе где говориться «семь», имеется ввиду 3 рака’ата «Магриба», и 4 рака’ата «Иша», а где говориться «восемь», имеется ввиду 4 рака’ата «Зухр» и 4 рака’ата «Аср».

Далее он говорит: «Самое красивое объяснение данного хадиса и самое ближайшее к принятию толкование, то что первый намаз он (салляллаху алейхи ва саллям) откладывал до конца его времени и совершал его в это время, а когда он завершил намаз, после этого заходило время второго намаза и он (салляллаху алейхи ва саллям) совершал его в начале времени, и данное толкование поддерживает и делает несостоятельным другое толкование, хадис приводимый имамами Бухари и Муслимом, от Абдуллаха ибн Мас’уда, приводят, что он сказал:

روي البخاري و مسلم من حديث عبد الله بن مسعود قال: ما رأيت رسول الله صلي الله عليه و سلم صلي صلاة لغير وقتها الا بجمع فانه جمع بين المغرب و العشاء بجمع و صلي صلاة الصبح من الغد قبل وقتها .

«Я никогда не видел Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) чтобы он совершал какой-либо намаз не в свое время, кроме намаза в Муздалифе (во время Хаджа), где он совместил «Магриб» и «Иша» в Муздалифе, и совершал утренний намаз завтрашнего дня прежде обычного времени (обычно Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) совершал утренний намаз когда посветлеет)».

Данный хадис, делает не состоятельным все хадисы в которых разрешается совмещение Зухр и Асра, Магриба и Иша, не имеет значения в хадаре или в сафаре (дома или в пути) или в других ситуациях (дождь, снег и т.д.) находится человек.

عن ابن عمر قال : اذا جد به السير جمع بين المغرب و العشاء بعد أن يغيب الشفق.

1. «Если Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) спешил находясь пути, он (салляллаху алейхи ва саллям) объединял «Магриб» и «Иша», когда исчезала вечерняя заря» (Абу Дауд и др.)

Подобно этому хадису, есть хадис передаваемый от Анаса ибн Малика (радыяллаху анх):

عن أنس ابن مالك قال: اذا ارتحل قبل أن تزيغ الشمس أخر الظهر الي وقت العصر ثم نزل فجمع بينهما .

2. «Когда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) отправлялся в путь до того, как солнце отклонилось от зенита, он (салляллаху алейхи ва саллям) отложил намаз «Зухр» до времени «Аср», потом спустившись с лошади, объединил эти два намаза».

Аль-Айни (рахимахуллах) продолжает:

Этот хадис по внешнему смыслу говорит о том, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям)совместил два намаза в пути во время второго намаза.

3. В другом риваяте яснее указывается, когда он (салляллаху алейхи ва саллям) хотел объединить между двумя намазами в сафаре, он (салляллаху алейхи ва саллям)отложил «Зухр» до того времени когда заходит время «Асра» и объединил между ними.

4. В другом риваяте говориться что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) отложил намаз «Магриб» до того времени, что объединил между этим намазом и «Иша» до исчезновения вечерней зари.

Имам Аль-Айни (рахимахуллах) отвечал на первый хадис, то что бывает два вида зари красной и белой, как имели разные мнения по этому поводу уляма из сахабов и др.

Возможно, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) объединил между двумя намаза после того как исчезла красная вечерняя заря, в конечном счете «Магриб» будет совершен в свое время, по мнению тех людей которые считали, что шафак, это белый, также и «Иша» будет совершена в свое время по мнению тех людей, которые считали, что шафак, это красный.

В общем, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) объединил между этими двумя намаза после исчезновения шафака.

Имам Аль-Айни (рахимахуллах) отвечая на второй хадис, сказал, что смысл слов Анаса ибн Малика «отложил намаз «Зухр» до времени «Аср»», заключаются втом, что Пророк(салляллаху алейхи ва саллям) отложил «Зухр» до того, когда его время доходило до времени «Асра» и читал «Зухр» в конце своего времени и потом совершал «Аср» в начале своего времени соединяя их. И в общем, он (салляллаху алейхи ва саллям) соединил эти намазы, смотря со стороны, но не по времени.

Аль-Айни отвечая на третий и четвертый риваят, отметил, что о начале наступления время «Асра» есть разные точки зрения и это когда тень отбрасываемая предметом или равна его длине или длиннее его в два раза, возможно что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) откладывал «Зухр» до того как наступит тень равная длине предметов, потом совершал «Зухр» и после него совершал «Аср» и это будет означать то, что он (салляллаху алейхи ва саллям) совершал «Зухр» в свое время, по мнению тех, которые сказали, что окончание времени «Зухра» когда тень предмета становиться равна ему.

И он (салляллаху алейхи ва саллям) совершил «Аср» тоже в свое время, по мнению тех, которые сказали, начало времени «Асра», когда тень предмета в два раза больше него. Это подтверждает то, что тот человек который поступит подобным образом, объединит, совершив намазы в свое время. Если так поступит не путник, в нашем мазхабе это дозволяется, не говоря уже о мусафире (путнике), который нуждается в облегчении.

Имам Аль-Айни (рахимахуллах) говорил:(Я скажу): Аль-Хаттаби о хадисе который передается имамом Бухари и Муслимом от Ибн ‘Аббаса сказал: «Большинство факиховне поступали в соответствии с ним.»

Имам Ат-Тирмизи в своем «Муснаде» сказал: «в моем сборнике, нет такого хадиса, в отношении которого все ученые единогласно считали, что деяния по этому хадису оставляют, кроме хадиса от Ибн ‘Аббаса про «объединение в Медине двух намазов не в опасности и не во время дождя» и хадис о том, что «предают смерти того, кого застали за распитием вина в четвертый раз».

В общем, хадисы об объединении намазов опровергаются хадисом который мы привели выше, он приведенв сборниках имамов Бухари и Муслима, от Абдуллаха ибн Мас’уда:

«Я не видел Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) чтобы он совершал какой-либо намаз не в свое время…».

После всего выше сказанного, мы говорим:

В Коране сказано:

إِنَّ الصَّلَوةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَوْقُوتًا

(Смысл): «Поистине, верующим намаз предписан в установленное время».

Бухари приводит в главе «Об утрате намаза…», от имама Аз-Зухри (рахимахуллах) что он сказал: «я в Дамаске заходил к Анасу ибн Малику (радыяллаху анх) и он плакал, я ему сказал: «что тебя заставило плакать?», он ответил: «я не вижу ничего из того, что видел во время Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) кроме намаза, но и намаз вы утрачиваете (не совершаете в свое время)».

Данный аят и хадис, нам указывает на то, чтобы мы совершали молитвы во время, и предостерегает нас от их пропуска.
То, что человек в современном мире находясь будь то в метро, автобусе и т.д. все это не является узром (уважительной причиной) для оставления намаза и не совершения его в свое время. Он может совершать намаз с «джам’уc-сури» т.е. совершение первого намаза в конце его времени, а второго в начале, как нами было разъяснено выше. Мусульманин может выходя из метро (поезда) или автобуса, совершить намаз на остановке, на станции метро, и это будет даже да’аватом другим людям, но многие из нас стесняются совершать намаз в общественных местах. Если нет никакой возможности остановить автобус или метро (поезд), а время намаза уже выходит, он может на крайний случай совершить молитву там же, обозначая земные и поясные поклоны, наклонами головы (има’).

Если он не найдет воды, а у него нет тахарата, время намаза выходит, то он берет таяммум (очищение чистой землей, пылью) и совершает намаз.

И хотелось сказать про тех, кто дает фетвы по своему пониманию, не являясь муджтахидом, которых называют «хатыбуль-лейль» («собирающий ночью дрова», т.е не знает откуда он берет свой далиль). Мы должны приводить только мнение муджтахидов мазхаба, а не говорить о собственном мнении или мнении других мазхабов которым он не следует.

В разбираемой нами теме (о объединении намаза в городе) не только наш мазхаб (Абу Ханифы), но и большинство ученых мазхабов Ахлю-Сунна не предпочли то, что говорят подобные люди.

В заключении хотелось бы привести слова Мухаммада Амина ибн Абидина, умершего в 1252 году по Хиджре в Дамаске, которого называют последним «мухаккыком» (или последним словом) ханафитского мазхаба в книге «Укуду-Расмиль-Муфтий»:

«Человек который хочет совершать «амаль» в отношении себя, или другому дать фетву, ему ОБЯЗАТЕЛЬНО следовать тому мнению которое предпочли ученые его мазхаба, ему нельзя делать «амаль» или давать фетву по не предпочтительному мнению кроме некоторых мест (т.е некоторые уляма иногда давали фетвы по не предпочтительному мнению, но в отношении нашей темы, никто из ханафитскихуляма не отнес эту тему даже в разряд «не предпочтительных»). Уляма передавали. что в отношении этого есть иджма. Этому последовали Ибн Хаджараль-Хайтами, Ибну Салах, и Аль-Баджи из маликитов в отношении муфтия, и слова аль-Карафи из Маликитов доказывают то, что муджтахид и мукаллид, для них не является дозволенным, давать фетву и хукм по не предпочтительному мнению, потому что, это будет следование страстям, что является харамом по иджме».

Мы считаем, что вышеприведенных слов достаточно для разумного человека.

Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин

Намаз путника

Для того чтобы человеку разрешалось сокращать и объединять намазы, первым делом необходим сафар, за исключением некоторых случаев для объединения намаза (например, объединение из-за дождя.

Также вдобавок к этому для сокращения намаза необходимы и следующие условия:

1. Намерение на сокращение при вступлении в данный намаз и наличие такого намерения на протяжении всего намаза (то есть в намазе намерение не должно меняться). Следовательно, если человек передумает сокращать намаз или будет колебаться в этом, то ему следует совершить этот намаз полностью в четыре ракаата;

2. Нельзя следовать хоть на миг за имамом, который совершает обычный несокращенный намаз. Если тот, кто совершает намаз сокращенно, последует в своем намазе за тем, кто совершает обычный, он тоже обязан совершать намаз, не сокращая его;

3. Путь должен продолжаться до тех пор, пока он не завершит свой намаз. Если корабль того, кто сокращает намаз, причалит к конечной остановке, то намаз ему следует совершить полноценно.

В итоге, если человек выходит в соответствующий путь - сафар, он может сократить четырехракаатный намаз до двух ракаатов. Для этого он делает соответствующее намерение: «Я намереваюсь совершить фарз обеденный намаз сократив его, Аллаху акбар». Вступив с таким намерением в намаз, он совершает два ракаата. И он должен закончить этот намаз до того, как он доедет до окончательного пункта назначения или сделает намерение, остановиться в этом месте на четыре дня.

Путник, как и сокращать, имеет право совмещать парные намазы. Обеденный (зухр) намаз разрешается совместить с послеобеденным (аср) намазом. Также вечерний (магриб) намаз можно совместить с ночным (иша) намазом. Совмещение бывает двух видов – совмещение с переносом следующего намаза на своевременный (например, аср к зухру) и совмещение, при котором предыдущий намаз откладывался на время следующего (например, зухр к асру).

Так же, как и для сокращения, первое условие для обеих категорий – это сафар со . Далее для каждого вида совмещения намаза имеются и свои условия;

Для совмещения намаза с перенесением следующего намаза к своевременному необходимо соблюдение следующих условий:

1. Намерение – переносить данный намаз при вступлении в первый намаз;

2. Совершение сначала своевременного намаза. Следовательно, если аср-намаз переносится к зухр-намазу, то сначала следует совершить зухр-намаз.

3. Оба намаза необходимо совершить подряд, без перерыва, однако короткая пауза между ними не вредит.

Одним словом, человек переносит послеобеденный намаз на время обеденного намаза. Когда наступает время обеденного намаза, он совершает намерение: «Я намереваюсь совершить фарз обеденного намаза, перенося к нему послеобеденный намаз, Аллаху акбар», после того как завершит этот намаз, он встает и совершает намерение послеобеденного намаза: «Я намереваюсь совершить фарз послеобеденного намаза, перенося его к обеденному намазу, Аллаху акбар». Так путник совершает и обеденный, и послеобеденный намаз во время обеденного намаза. Так же можно совершить вечерний и ночной намаз, перенося ночной на время вечернего намаза.

Если совершив таким образом намаз, человек завершит свой сафар, он не обязан переделать этот намаз, даже если он доедет до наступления времени второго намаза.

А для совмещения намаза с перенесением предыдущего на время последующего необходимы следующие условия:

1. Необходимо вознамериться перенести первый намаз на время следующего. Намерение должно быть во времени первого намаза. Например, когда наступает время вечернего намаза, путник намеревается перенести вечерний намаз на время ночного намаза. Такое намерение он должен сделать до тех пор, пока не наступит время ночного намаза.

2. Путь должен продолжаться до тех пор, пока не завершится второй намаз.

В итоге, когда наступает время вечернего намаза человек, намеревается перенести вечерний намаз на время ночного намаза. При наступлении времени ночного намаза, человек начинает вечерний намаз с намерением: «Я намереваюсь совершить фарз вечернего намаза, перенося его к ночному намазу, Аллаху акбар». После окончания вечернего он совершает ночной намаз с намерением: «Я намереваюсь совершить фарз ночного намаза [перенося к нему вечерний намаз], Аллагьу Акбар». Так он совершает и ночной, и вечерний намаз внутри времени ночного намаза. Впрочем, следует знать, что, перенося предыдущий намаз на следующий, можно сначала совершать любой из намазов, но желательно соблюдать порядок и совершить сначала вечерний или обеденный. Мы привели пример того, как сначала совершается вечерний намаз, а потом – ночной. А можно совершать сначала ночной, а потом вечерний.

Выше мы привели условия сокращения и совмещения намазов по отдельности. Важно знать, что разрешается отдельно сокращать намаз, и не обязательно при этом совмещать его, а также можно совмещать намазы, не сокращая их или один из них. Также разрешается совмещать и сокращать намазы одновременно. То есть совершать обеденный и послеобеденный намаз по два ракаата, совмещая их. Еще разрешается совершать вечерний намаз в три ракаата, совмещая с ним ночной намаз в два ракаата.

Находящийся пути (в сафаре) с перечисленными выше условиями человек также имеет право не соблюдать и обязательный пост. Но несмотря на то, что он имеет такое право, все же ему настоятельно рекомендуется соблюдать пост и в пути, чтобы пост был соблюден своевременно. Особенно это касается обязательного поста в месяце Рамазан.

Краткий ответ

Совмещение молитв

Каждый мусульманин ежедневно должен совершать пять обязательных молитв, о времени которых говорится в Священном Коране и Сунне: от полудня до захода солнца – время молитв зухр и ‘аср; от захода солнца до полуночи – время молитв магриб и ‘иша; от рассвета (фаджр) до восхода солнца – время утренней молитвы - субх.

Шииты убеждены, что время от полудня до захода солнца - общее время двух молитв зухр и ‘аср, кроме того времени, что специально отведено для молитвы зухр и того времени, что предназначено только для молитвы ‘аср.[i] Поэтому, за исключением двух специальных отрезков времени, человек может, когда пожелает, совершить обе молитвы вместе, в любом промежутке их общего времени, несмотря на то, что предпочтительнее совершать их по отдельности, в желательное для каждого из них время.

Имам Садик (да будет мир с ним!) сказал:

إِذَا زَالَتِ الشَّمْسُ فَقَدْ دَخَلَ وَقْتُ الظُّهْرِ وَالْعَصْرِ جَمِیعًا، إِلاَّ أَنَّ هَذِهِ قَبْلَ هَذِهِ، ثُمَّ إِنَّهُ فِی وَقْتٍ مِنْهُمَا جَمِیعًا حَتَّى تَغِیبُ الشَّمْسُ

«Когда солнце встало в зените, настало время обеих молитв зухр и ‘аср, но с условием, что молитва зухр совершается до молитвы ‘аср. С этого момента до заката солнца ты можешь совершить обе молитвы в любое время, когда захочешь ».

Имам Бакир (мир ему!), рассказывая о благородном Посланнике , говорил, что Посланник Аллаха без какой-либо веской причины совмещал молитвы зухр и ‘аср.

В принципе, все исламские законоведы единогласны в том, что в некоторых случаях можно совмещать две молитвы. Все законоведы признают разрешенным объединение намазов зухр и ‘аср или намазов магриб и ‘иша на ‘Арафе и в Муздалифе. Также, большая часть суннитских законоведов считает разрешенным совмещение двух молитв в пути. Отличительной чертой шиитов в этом положении является то, что они сделали более широкий шаг в данном направлении и, опираясь на изложенные выше доказательства, считают совмещение двух молитв полностью разрешенным (принимая при этом предпочтительность совершения молитв в их лучшее время). И как видно из хадисов, сам Посланник Аллаха неоднократно, без каких-либо причин (таких как: пребывание в пути, болезнь и др.) совершал две молитвы вместе, чтобы таким образом облегчить дело для общины, и каждый, кто пожелает, мог объединить молитвы, а кто пожелает, совершить отдельно друг от друга.

Муслим, в своем сборнике хадисов привел следующее предание:

صَلَّى رَسُولُ اللهِ الظُّهْرَ وَالْعَصْرَ جَمِیعًا، وَالْمَغْرِبَ وَالْعِشَاءَ جَمِیعًا فِی غَیْرِ خَوْفٍ وَلاَ سَفَرٍ

«Посланник Аллаха совершал молитвы зухр и ‘аср вместе, и также совершал вместе [молитвы] магриб и ‘иша, не находясь в опасности или в пути ».

В некоторых хадисах говорится о том, почему Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) объединял вместе молитвы. Так, в одном хадисе читаем:

جَمَعَ النَّبِیُّ (ص) بَیْنَ الظُّهْرِ وَالْعَصْرِ وَبَیْنَ الْمَغْرِبِ وَالْعِشَاءِ فَقَالَ: صَنَعْتُ هَذَا لِئَلاَّ تُحْرَجَ أُمَّتِی

«Пророк объединил молитвы зухр и ‘аср и молитвы магриб и ‘иша, [а когда у него спросили о причине этого] он ответил: «Я сделал это для того, чтобы моя община не испытывала трудностей».

В книгах «Сахих» и «Муснад» существуют свыше 21 хадиса, в которых говорится о том, что Посланник Аллаха объединял молитвы. Часть этих хадисов относится к поездкам, другая часть, касается молитв на родине, в случаях болезни и дождливого периода. Некоторая часть хадисов указывает на причину объединения двух молитв, а именно, упрощение и облегчение для мусульман. Шиитские законоведы, используя это самое «упрощение», объединение двух молитв признали полностью разрешенным. Особенности объединения ежедневных молитв такие же, как и у молитв, совершаемых мусульманами на ‘Арафе и в Муздалифе или во время поездки.

Некоторые полагают, что под совмещением молитв подразумевается то, что первая молитва читается в конце его (лучшего) времени (например, когда тень предмета достигнет его длины), а вторая молитва в начале послеполуденного времени. Таким образом, молящийся, на самом деле, каждую молитву совершает вовремя, хотя одна выполняется в конце, а другая в начале ее времени.

Такое предположение противоречит внешнему смыслу преданий. Ибо, как было уже сказано, особенности выполнения двух молитв такие же, как у молитв, совершаемых мусульманами в ‘Арафе и Муздалифе; в ‘Арафе две молитвы совершают во время молитвы зухр, в Муздалифе обе молитвы совершают во время молитвы ‘иша. Исходя из этого, объединение молитв, о котором говорил Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) , должно быть подобно этому объединению, а не тому, в котором одну из молитв совершают в конце ее (лучшего) времени, а другую в начале ее времени.

Более того, существуют предания, знакомящие нас с основной причиной такого объединения молитв. В некоторых преданиях - это расширение и упрощение для мусульманской общины, и в некоторых других - устранение трудностей. Но, объединение молитв осуществится лишь в том случае, если у молящегося будут полностью развязаны руки; то есть, молитвы зухр с ‘асром или магриб с ‘иша мог совершить в любое время (их общего отрезка времени) когда пожелает, чтобы таким образом избежать затруднений. Даже на основании такого разъяснения объединения молитв, следует сказать, что подобное объединение было допустимым еще до того, как это начал делать сам Посланник Аллаха и каждый мусульманин мог совершить молитву зухр в конце, или же ‘аср в начале его общего времени.

Когда путник может совмещать и сокращать намазы Вопрос: Объясните, пожалуйста, как и в каких случаях путник может совмещать и сокращать намазы? Ответ: Если путь человека составляет не менее 80 км 640 м. и цель его путешествия дозволена шариатом, то можно совмещать обеденный намаз с послеобеденным и вечерний с ночным. Если время первого из двух совмещаемых намазов подходит к концу, то лучше его перенести на время второго, если нет, то предпочтительнее перенести второй намаз на время первого. Нельзя совмещать друг с другом вечерний и послеобеденный намазы. Также не совмещаются ночной и утренний и наоборот, утренний с обеденным и наоборот. Если намаз, время которого еще не наступило, переносится к предыдущему, то есть послеобеденный – к обеденному, или ночной – к вечернему, то, помимо того, что путь должен быть дозволенным и составлять не менее 80 км 640 м., необходимо соблюсти ещё три условия: 1. очерёдность выполнения намазов; Сначала совершают текущий намаз, затем последующий. Если выяснится, что текущий своевременный намаз нарушился, то нарушается и последующий, который был перенесен к первому. 2. вначале текущего намаза или во время него нужно иметь намерение сразу совершить следующий намаз, совмещённо. 3. непрерывное совершение обоих намазов – таким образом, чтобы пауза между ними не была длительной. Время, необходимое для чтения икамата, не противоречит этому условию. Если из этих трёх условий отсутствует хотя бы одно, то перенос намазов на время предыдущего не допускается. При совершении обоих намазов (обеденного и послеобеденного) во время обеденного намаза нужно делать намерение следующим образом: «Я намереваюсь совершить обязательный обеденный намаз, перенося к нему послеобеденный». Затем после завершения обеденного намаза человек встаёт, по желанию читает икамат и произносит намерение для послеобеденного намаза: «Я намереваюсь совершить обязательный послеобеденный намаз, перенеся его к обеденному намазу». Таков же порядок и при переносе ночного намаза на вечерний. При переносе текущих намазов на время последующих, то есть обеденного на послеобеденный либо вечернего на ночной, необходимо соблюсти только одно условие: до истечения времени первого намаза необходимо намереваться перенести этот намаз на время следующего. Если путник не сделает такого намерения до наступления времени следующего намаза, то ему за это запишется грех и его намаз будет считаться пропущенным. При совершении обоих намазов в послеобеденное время намерение делается следующим образом: «Я намереваюсь совершить обязательный обеденный намаз, перенеся его к послеобеденному». Затем после завершения обеденного намаза человек встаёт, по желанию читает икамат и делает намерение на послеобеденный намаз: «Я намереваюсь совершить обязательный послеобеденный намаз». Таков же порядок при переносе вечернего намаза на ночной. Отдел фетв при Муфтияте РД

011. Глава о намазе путника и больного (с доводами)

Внимание: для поиска нужного вам вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, нажав одновременно клавиши: CTRL F

Прослушать аудио разъяснение интересующего вас вопроса из этой главы вы можете, пройдя по ссылке:

Для этого вам нужно лишь запомнить номер этого вопроса.

11. Глава о намазе путника и больного

1104. Каково постановление сокращения намаза в пути – сильная желательность (сунна муаккада).

«أول ما فُرضت الصلاة ركعتين فأُقِرَّت صلاة السفر و أُتِمَّت صلاة الحضر»

Довод – 1. Хадис ‘Айши: «Сначала намаз был вменен в обязанность по два рака’ата, а затем намаз в пути остался на этом, а намаз дома (не в пути) был дополнен». (Согласованный).

«ثم هاجر ففُرضت أربعا و أُقِرت صلاة السفر على الأول»

А в другом риуаяте пришло: «А затем он совершил Хиджру, и намаз был вменен в обязанность в четыре рака’ата, а намаз в пути остался на первоначальном положении». (аль-Бухари).
2. Хадис Ибн ‘Умара марфу’ан: «Поистине, Всевышний Аллах любит, когда пользуются Его разрешениями (послаблениями) так же, как ненавидит, когда ослушаются Его». (Ахмад, Ибн Хузейма, Ибн Хиббан). Достоверный из-за поддерживающих цепочек. А в риуаяте: «…так же, как любит, когда совершают Его приказы». (Ибн Хиббана). Достоверный.

Почему сказали, что сокращение в пути желательно, а не обязательно? Ответ: 1) Из-за Слов Аллаха:

﴿ وَإِذَا ضَرَبْتُمْ فِي الْأَرْضِ فَلَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَن تَقْصُرُوا مِنَ الصَّلَاةِ إِنْ خِفْتُمْ أَن يَفْتِنَكُمُ الَّذِينَ كَفَرُوا ﴾

« А когда вы (о, верующие) двигаетесь по земле, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву, если боитесь, что (во время молитвы) вас подвергнут испытанию те, которые стали неверующими». — .

Слова: «…то на вас не будет греха» указывают на то, что постановление сокращения намазов пришло не в приказной форме.

«يعلى بن أمية سأل عمر عن هذه الآية فقال: كيف و قد أمِن الناس؟ فقال عمر: عجِبتُ كما عجِبتَ منه فسألت رسول اللهﷺ عن ذلك فقال: صدقة تصدق الله بها عليكم قاقبلوا صدقته »

2) Относительно этого аята Я’ля ибн Умейя спросил ‘Умара: «Как понимать этот аят, ведь люди уже находятся в безопасности?!» , и тот ответил: «Я удивился так же, как ты удивился относительно него. Поэтому я спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, об этом и он ответил: «Это – милостыня, которую Аллах оказал вам, поэтому примите Его милостыню» ». (Муслим). А принимать милостыню не является обязательным в шариате. И приказ в этом хадисе пришел в смысле совета и указания на лучшее.

3) Передается от ‘Айши, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в пути и сокращал и совершал полноценно, а также держал Пост и разговлялся (ад-Даракутни) – слабый марфу’ан (поднятый до пророка, да благословит его Аллах и приветствует), но достоверный от нее (аль-Бейхакы).

Сказал шейх уль-Ислам: «Это – ложь на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ». Сказал Ибн уль-Кайим: «Он не установлен достоверно». Сказал Ибн Хаджар: «Его достоверность далека». А аль-Бейхакы сказал, что он – маукуф. Эти высказывания имамов в «Зад уль-Ма’ад» и «ат-Талхыс». И если бы сокращать намаз в пути было обязательным, то ‘Айша не оставляла бы это.

4) И этот хадис разъясняет ее хадис выше: «…а затем намаз в пути остался на этом » , что под этими словами имеется в виду: остался на форме двух рака’атов, а не на то, что сокращение намаза в пути является обязательным, как это могут понять некоторые из слов: «Сначала намаз был вменен в обязанность по два рака’ата, а затем намаз в пути остался на этом ».

1105. Какие намазы сокращаются в пути – зухр, ‘аср и ‘иша.

Ибн Кудама в «аль-Мугни» (2т./121стр.) упомянул о том, что Ибн уль-Мунзир передал единогласное мнение на то, что сокращение узаконено только в 4-х рака’атных намазах, и запрещено в Фаджр и Магриб намазах. К тому же, в риуаяте хадиса ‘Айши (см. прошлый вопрос) у Ахмада пришло: «…кроме Магриба, ведь он является нечетным дневным намазом, а также кроме Фаджра, ведь в нем удлиняется чтение Корана». Достоверный.

Примечание: те, которые считают сокращение намаза для путника обязательным, должны выносить постановление о недействительности намаза того, который совершает его, не сокращая, ведь запрет направлен непосрественно к сущности намаза (см. уроки по «Усуль аль-фикх»). То есть, по их мнению, шариат приказал сокращать намаз в пути, а оставление приказа шариата является запретным.

1106. Если человек выехал в грешный путь, имеет ли он право сокращать намаз – если путь разрешен, но в нем делается грешное, тогда может сокращать, если же сам путь грешный (как выезд к могилам в иной населенный пункт или для справления Маулида или для прелюбодения и т.д.), то сокращать нельзя. Потому что разрешение на сокращение намаза в пути – помощь и облегчение от Аллаха для мусульман. А тот, который вышел в грешный путь, тому Аллах не помогает и не облегчает ему в этом грешном пути.

Примечание: сказал шейх Ибн Хизам на уроке: «Передается достоверно от Ибн Мас’уда, что он считал сокращение в пути узаконенным только в пути для Хаджа и т.п. и джихада».

1107. Является ли обязательным условием намерение о сокращении намаза – нет.

Довод – отсутствие довода на условность этого. Не передается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал замечание сподвижникам, когда совершал сокращенные намазы о том, что он хочет сократить намаз, чтобы они взяли намерение на сокращение. И в одном из риуаятов хадиса о Зуль ядейне пришло: «Если бы что-то изменилось, то я бы сообщил вам» , и не пришло: «Если бы намаз был сокращен, то я бы приказал вам взять намерение на сокращение».

1108. Какое намерение делает мусафир, если не знает имам является мусафиром или нет – делает свободное намерение – сколько прочитает имам, столько прочитаю и я.

Довод — хадис Абу Хурейры (см. вопрос 1024).

1109. Если путник совершал намаз за домашним, но вышел из намаза по причине, перечитывает ли он сокращая – да сокращает, т.к. дополнял он лишь для следования за имамом, а затем вернулся к основе, а это – сокращение.

1110. Если забыл совершить намаз дома, и вспомнил о нем в пути, совершает ли его сокращая – нет, совершает полностью из-за переданного единогласного мнения.

«من نام عن صلاة أو نسيها فلْيصِلها إذا ذكرها»

Довод – хадис Анаса марфу’ан: «Тот, кто проспал намаз или забыл о нем, тот пусть совершит его тогда, когда вспомнит о нем». (Согласованный). А забытый намаз должен был совершаться без сокращения. И единогласное мнение на то, что он обязан совершать намаз полноценно (без сокращения) передали имам Ахмад и Ибн уль-Мунзир («Мугни» и «аль-Аусат»), и противоречие Ибн Хазма не вредит ему, ведь он жил позже них. И это мнение выбрал шейх Ибн ‘Усеймин («аш-Шарх уль-Мумти’»).

1111. Если забыл совершить намаз в пути и вспомнил о нем дома, может ли совершить его сокращенно дома – может совершить сокращенно, но лучше дополнить. Хотя данный вопрос прямо противоположен прошлому вопросу, и ответ тут должен быть согласно той аргументации, в этой ситуации он обязан добавить и совершить намаз, не сокращая. Это потому что разрешение сокращать намаз в пути – облегчение только в пути, а этот человек уже не называется путником (ни в языке, ни в шариате). Это мнение выбрали шейхи Ибн ‘Усеймин, Яхья аль-Хаджури и др. («аш-Шарх уль-Мумти’» и «Дыяу ас-Саликин»).

1112. Если вначале времени намаза был дома, но выехал в путь до выхода времени, как он его совершает – сокращенно.

1113. Если путник совершает намаз за домашним имамом, сокращает ли он его или дочитывает до конца – совершает полностью, вместе с тем, что если совершит сокращенно, то намаз действителен, но он противоречит Сунне и оставил лучшее. (см. вопрос 1088).

На уроке шейх Мухаммад ибн Хизам был спрошен: «А если путник начал намаз за домашним имамом с намерением четырех рака’атов, а затем после второго рака’ата поменял намерение и решил завершить намаз в два рака’ата, то каково постановление его намаза?» Он ответил: «Мы не нашли слов имамов относительно этого вопроса. Но этот человек не обезопашен от недействительности его намаза вместе с тем, что заявить подобное мы не можем».

1114. Если домашний совершает намаз за путником – совершает полностью. Потому что для него сокращение намаза запрещено.

«أنه صلى بالناس و هو مسافر ثم قال: أتِمُّوا صلاتكم فإنا قومٌ سُفْرٌ»

Примечание: передается от ‘Умара о том, что однажды он совершил намаз с людьми тогда, когда был путником, а затем сказал: «Дополните свой намаз, ведь мы — путники». И такого же мнения придерживался его сын – ‘Абдуллах. Оба асара пришли у ‘Абдурраззака достоверными иснадами. А Ибн уль-Мунзир, Ибн ‘Абдильбарр и Ибн Кудама передали на это единогласное мнение.

1115. Каков смысл хадиса 417 – хадис указывает на узаконенность сокращения в пути, и не говорит о том, с какого расстояния можно сокращать.

«كان رسول اللهﷺ إذا خرج مسيرة ثلاثةِ أميال أو فراسخَ صلى ركعتين»

Передается со слова Анаса: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выходил на расстояние трех милей или фарсахов, то совершал два рака’ата намаза». (Муслим). То есть, сокращал намаз. Слова: «трех милей или фарсахов» — сомнение от некоторых передатчиков. И в ответе на вопрос разъяснен смысл хадиса. Ведь не передается от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то, что он не начинал сокращать, кроме как после достижения трех милей или трех фарсахов. К тому же, передано единогласное мнение, указывающее на это (см. вопрос 1116).

1116. На каком расстоянии человек может начинать сокращать намаз – когда полностью выедет из своего населенного пункта. Ибн Хаджар упомянул, что Ибн уль-Мунзир передал на это единогласное мнение («Фатх уль-Бари» и «аль-Аусат»).

Намаз в полной форме – это основа, и нельзя уходить с нее, кроме как с явным доводом. А то, что передается в Сунне и в асарах сподвижников – это то, что они начинали сокращать только после выезда из населенного пункта полностью. Передается достоверно, что ‘Али начал сокращать намаз с людьми в то время, когда они выехали и видели дома населенного пункта, а также сокращал с ними во время возвращения из путешествия до населенного пункта и люди видели дома (аль-Бухари в подвешанном состоянии – му’алляк). А также от Ибн ‘Умара то, что он начинал сокращать намаз, когда выезжал из Медины (‘Абдурраззак, Ибн уль-Мунзир). Установленный по двум путям, каждый из которых поддерживает второй.

1117. Если путник остановился в какой-либо местности, сокращает ли он намазы – если намеревается оставаться в этой местности более 4 дней, то совершает намазы полностью с первого дня.

«أن النبيﷺ رخص للمهاجر ثلاثة أيام»

Довод – хадис аль — ‘Аля ибн уль-Хадрами о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил мухаджиру оставаться в Мекке после Хаджа только три дня (Согласованный). И этот хадис указывает на то, что на 4-ый день он становится окончательно остановившимся в этом населенном пункте. Однако нужно добавить 4-ый день из-за хадиса Ибн ‘Аббаса о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Мекку во время прощального Хаджа 4-го числа месяца Зуль-Хиджи и находился в ней до 8-го числа, а затем выехал в Мину (Согласованный).

А что касается хадиса Ибн ‘Аббаса: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сокращал намазы в Мекке в течение 19 дней». (аль-Бухари), то это, потому что он не имел намерения оставаться там на такой срок, однако был в постановлении сомневающегося (мутараддид), то есть который сам не знает, когда он уедет. И пробыл он там столько из-за того, что после завоевания Мекки у него остались некоторые незаконченные дела.

Примечание: 1) В данном вопросе нет явного бесспорного довода, поэтому среди обладателей знания возникло большое разногласие, и возникло много мнений.

2) То мнение, которое выбрал шейх Ибн Хизам также мнение шейхов Ибн База, Яхьи аль-Хаджури и др., а шейх ‘Усеймин выбрал мнение о том, что этот человек является путником до тех пор, пока не возьмет этот населенный пункт своим постоянным местом жительства из-за некоторых асаров сподвижников.

3) Все эти асары нужно понимать, что в них подразумевается тот, кто сомневается (мутараддид).

Пример: 1) Передается достоверно от Ибн ‘Аббаса, что он давал фетву о сокращении намаза в течение 19-ти дней (аль-Бухари), а в другой раз дал фетву тем, которые вели джихад в Хорасане, что они могут сокращать даже в течение 10-ти лет (Ибн уль-Мунзир, Ибн Аби Шейба). 2) Передается от Анаса, что он сокращал намаз в Нейсабуре в течение года или двух лет (Ибн уль-Мунзир, Ибн Аби Шейба). Достоверный. 3) Установлено от Са’да ибн Аби Уаккаса, что он сокращал намаз в течение двух месяцев, когда находился в Омане (Ибн уль-Мунзир, Ибн Аби Шейба).

1118. Если путник остановился где-то и считает, что будет находиться там менее четырех дней – сокращает намазы.

Довод – хадис аль – ‘Аля ибн уль-Хадрами и Ибн ‘Аббаса (см. прошлый вопрос).

1119. Как совершает намаз тот, кто постоянно работает на корабле – сокращает, потому что он считается путником, даже если с ним его семья и дети. Но если будет дополнять, то это лучше и безопаснее, ведь он очень похож на домашнего.

1120. Если путник проезжает через свой город, в котором его дом и семья, сокращает ли он там намаз – сокращает, потому что он считается путником, даже если с ним его семья и дети. Но если будет дополнять, то это лучше и безопаснее, ведь он очень похож на домашнего. А если у него есть родственник в городе, как брат со своей семьей, или дядя и т.п., то сокращает, потому что дом брата не считается его домом, и семья брата не считается его семьей и т.д.

«إذا قدمت على أهل لك أو ماشية فأتم الصلاة»

Примечание: пришел асар Ибн ‘Аббаса: «Если ты прибыл к твоей семье или твоим животным, то совершай намаз полностью». (‘Абдурраззак). Достоверный.

1121. Если начал намаз в пути, а затем во время намаза оказался дома и наоборот – дополняет в обоих случаях, потому что в 1-ом случае он не успел завершить намаз, будучи путником, на которого распространяется облегчение шариата, поэтому это облегчение уходит от него. А во 2-ом случае он не является полноценным путником, на которого распространяется облегчение шариата, ведь часть намаза он совершил дома.

1122. Каково постановление объединения двух намазов в пути – разрешено зухр с ‘асром, а также магриб с ‘иша. Имам ан-Науауи и др. передали на это единогласное мнение среди тех, которые считают собирание между намазами в пути узаконенным («аль-Маджму’») И собирание узаконено как во время первого намаза, так и во время второго.

«خرجنا مع النبيﷺ في غزوة تبوك فكان يصلي الظهر و العصر جميعا و المغرب و العشاء جميعا حتى إذا كان يوما أخَّر الصلاة ثم خرج فصلى الظهر و العصر جميعا ثم دخل ثم خرج فصلى المغرب و العشاء جميعا»

Довод – хадис Му’аза: «Однажды мы выехали с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в военный поход на Табук, и он совершал намаз Зухр и ‘Аср вместе, и Магриб и ‘Иша вместе. И в один из дней он отложил намаз, а затем вышел и совершил Зухр и ‘Аср вместе, затем зашел, а затем вышел и совершил намаз Магриб и ‘Иша вместе». (Муслим) и др. хадисы.

«أن النبيﷺ جمع قبل ذهابه إلى عرفة بين الظهر و العصر»

На 1-ое время – хадис Джабира о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, собрал между намазами Зухр и ‘Аср в День Арафата во время Зухра (Муслим). А также хадис Му’аза, из которого понимается, что собирание намазов было во время первого из них из-за слов: «И в один из дней он отложил намаз».

«كان النبيﷺ إذا ارتحل قبل أن تزيغ الشمس أخَّر الظهر إلى وقت العصر ثم نزل فجمع بينهما فإن زاغت الشمس قبل أن يرتحل صلى الظهر ثم ركب»

На время 2-го намаза – большинство действий пророка, да благословит его Аллах и приветствует: 1. Хадис Анаса: «Если пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выезжал до того, как солнце отходило от зенита, то откладывал Зухр до времени ‘Асра, а затем спускался с верхового животного и объединял между ними. А если солнце уже отходило от зенита до поездки, то совершал Зухр, а затем садился на верховое животное». (Согласованный). 2. Хадис Му’аза и др. хадисы.

1123. Может ли мусафир объединять намазы, если даже он где-то остановился – может.

Довод – хадис Му’аза (см. прошлый вопрос), в котором пришло: «…а затем вышел и совершил Зухр и ‘Аср вместе, затем зашел». И из него понимается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не находился в движении во время путешествия, но все равно сокращал намазы.

1124. Является ли обязательным условием действительности намаза иметь намерение объединения намазов – нет. Ответ тут такой же, как и на вопрос 1107.

1125. Является ли обязательным объединять намазы по их порядку – да.

Довод – хадис Малика ибн уль-Хуэйриса у аль-Бухари (см. вопрос 788).

Примечание: если человек объединит два намаза, а затем узнает, что в первом намазе сделал то, что аннулирует намаз, то второй заново совершать не надо, ведь у него в этом случае есть уважительная причина.

1126. Является ли обязательным условием объединения намазов отсутствие перерыва между намазами – нет.

Довод – отсутствие довода на условность этого. К тому же, нет в шариате на это каких-то точных границ. И мнение об обязательности этого может принести затруднение для путника, что противоречит цели облегчения шариата в лице разрешения на объединение между намазами. И пришел хадис о том, что во время прощального Хаджа в Муздалифе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил намаз Магриб, затем люди встали и подошли к своим животным, чтобы распречь их и снять свои вещи, а затем вернулись и совершили намаз ‘Иша.

Примечание: и это мнение выбрал шейх Яхья аль-Хаджури в «Дыяу ас-Саликин».

1127. Что такое путь (сафар) в котором можно сокращать намазы – любой путь, который называется путем в арабском языке. А также если он считается путешествием в обычаях людей этой местности. Это при том, что из контекстов понимается, что расстояние примерно равное 30-ти км уже является путешествием.

Передается от Ибн ‘Аббаса марфу’ан: «Не сокращайте намаз в пути, который короче чем четыре барида: от Мекки до ‘Усфана» (ад-Даракутни) – очень слабый марфу’ан (поднятый до пророка, да благословит его Аллах и приветствует). В нем: ‘Абдульуаххаб ибн Муджахид ибн Джабар – оставленный (матрук), а некоторые назвали его лжецом. Но Ибн уль-Мунзир передает маукуфан (слова Ибн ‘Аббаса). Достоверный. 1 барид равен половине дня пути пешего или путника на верховом животном. А это примерно 30 км пути.

1128. Что лучше для путника совершать намазы сокращенно или полностью – сокращенно. Потому что это – Сунна (см. вопрос 1104).

Примечание: хадис Джабира марфу’ан: «Лучшие в моей общине — это те, которые просят прощение у Аллаха, если совершат грех, а когда отправляются в путь, то сокращают намаз и разговляются». (ат-Табарани) – слабый. В нем: Ибн Ляхи’а – слабый, и Яхья ибн Ма’бад аль-Муради — неизвестный (маджхуль), а также Абу аз-Зубейр Мухаммад ибн Муслим не слышал хадисы от Джабира.

1129. Каково постановление того, чтобы путник совершал намаз в коллективе обязательно, но если поиск мечети затруднителен, то совершают намаз в своем коллективе.

Довод – хадис Малика ибн уль-Хуэйриса (см. вопрос 505 и дополнительно см. вопрос 523) и др.

Примечание: это мнение выбрали шейхи Ибн Баз и ‘Усеймин («Маджму’ Фатауа Ибн Баз» и «Маджму’ Фатауа Ибн ‘Усеймин»).

1130. Разрешено ли объединять намазы по причине дождя – да в мечети, а дома нет.

«جمع النبيﷺ بين الظهر و العصر و المغرب و العشاء بالمدينة في غير خوف و لا مطر»

Довод – хадис Ибн ‘Аббаса: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, объединил намазы Зухр и ‘Аср и Магрим и ‘Иша в Медине без страха и дождя». (Муслим).

«من غير خوف و لا سفر»

А в другом риуаяте пришло: «…без страха и пути» (Муслим). Этот хадис указывает на то, что среди сподвижников в то время было известно, что страх, путь и дождь были уважительными причинами для объединения намазов. Однако это не основа и не является желательным, но это лишь разрешено изредка. А основа – это совершение его в свое время, даже при дожде, как это делал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда в Медине лил дождь целую неделю, и не передается, что он собирал между намазами (см. вопрос 1316).

1131. Разрешено ли объединять намазы по причине грязи и слякоти на улице – да в мечети.

Довод – аналогия (кияс) на дождь. Ведь часто грязь и слякоть доставляют людям, которые идут в мечеть тяжесть больше чем дождь (см. прошлый вопрос). И это мнение выбрал шейх Ибн ‘Усеймин («аш-Шарх уль-Мумти’»).

1132. Разрешено ли объединять намазы из-за ветреной погоды в темное, холодное время суток – да.

Довод – аналогия (кияс) на дождь. Потому что это также приносит тяжесть людям. И поддерживает это мнение хадис Ибн ‘Умара (см. 2 пункт в вопросе 555). И это мнение выбрал шейх Ибн ‘Усеймин («аш-Шарх уль-Мумти’»).

1133. Можно ли объединять два намаза во время второго намаза по причине дождя или ветра или грязи – нет, объединять необходимо во время первого намаза.

Потому что так делали саляфы, и потому что откладывание до времени второго намаза не снимает тяжесть, но наоборот добавляет тяжесть, как например, откладывание Магриба до ‘Иша. К тому же, если люди готовы совершать Зухр с ‘Асром во время ‘Асра и Магриб вместе с ‘Иша во время ‘Иша, то нет пользы от объединения намазов в таких ситуациях и нет облегчения в этом. А также может быть такое, что уважительная причина уйдет до наступления времени второго намаза.

1134. Разрешено ли больному объединять два намаза – да.

Довод – аналогия (кияс) на дождь, ведь сильная болезнь заслуживает быть уважительной причиной больше, чем дождь.

Примечание: 1) Не передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объединял намазы из-за болезни. 2) Если наступило время Зухра, а больному будут делать операцию до ‘Асра, то он может объединить между Зухром и ‘Асром. Тем более, однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, объединил намазы без какой-либо причины (см. вопрос 1135). А если время Зухра еще не зашло, то совершает намазы после того, как очнется от операции.

1135. Можно ли объединять два намаза безо всякой причины – да если не делать это постоянным деянием.

Довод – хадис Ибн ‘Аббаса (см. вопрос 1130). Правильное разъснение хадиса – это то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, объединил между намазами без какой-либо причины, ведь Ибн ‘Аббас сказал: «Он не хотел вводить свою общину в затруднение».

Примечание: объединять между намазами в мечети в этих ситуациях можно в случае следования за имамом. А так, чтобы имам не объединил, а группа людей в мечети отделилась и объединила, то так делать не нужно.

1136. Что делать если больной не способен совершать намаз стоя – совершает сидя.

«كانت بي بواسير فسألت النبيﷺ عن الصلاة فقال: صل قائما فإن لم تستطع فقاعدا فإن لم تستطع فعلى جنب»

Довод – хадис ‘Имрана ибн Хусейна: «Однажды у меня был геморой, и я спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о намазе, на что он сказал: «Совершай намаз стоя, если же не можешь, то сидя, если не можешь, то на боку» ». (аль-Бухари).

1137. Если больной способен совершать намаз стоя, но ему это очень тяжело – совершает сидя.

Довод – хадис ‘Имрана ибн Хусейна (см. выше). Единогласное мнение на это передал ан-Науауи («аль-Маджму’») и Ибн Кудама («аль-Мугни»). Дополнительно см. хадисы Анаса и ‘Абдуллаха ибн ‘Амра в вопросе 754.

1138. Если человек начал намаз стоя, затем при намазе потерял способность стоять – садится и продолжает совершать намаз, не начиная его заново. Имам ан-Науауи упомянул, что Абу Хамид аль-Газали передал единогласное мнение на это («аль-Маджму’»).

1139. Если человек может стоять, но из-за этого не может делать поясной или земной поклон – совершает намаз стоя, и наклоняет головой вместо поклонов.

Довод – хадис ‘Имрана ибн Хусейна (см. вопрос 1136). Во время поясного поклона наклоняет голову стоя, а во время земного поклона наклоняет голову уже сидя.

Примечание: 1) Совершение земного поклона на что-то возвышенное или подстилку, если не может совершать его нормальным образом, передается достоверно от Анаса, Ибн ‘Аббаса и Умм Салямы. А кивание головой в этой ситуации пришло достоверно от Ибн Мас’уда, Анаса, Джабира и Ибн ‘Умара. Поэтому если человек сделает земной поклон на возвышенность или подушку и т.п., то его намаз действителен, но кивание головой лучше из-за отсутствия довода на такое действие от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. А что касается того, чтобы поднимать подушку к своему лицу, то не нужно делать этого.

«أن النبيﷺ قال لمريض صلى على وسادة فرمى بها و قال: صل على الأرض إن استطعت و إلا فأومِ إيماءً و اجعل سجودك أخفض من ركوعك»

2) Передается от Джабира, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел одного больного человека, который делал земной поклон на подушку. Тогда он отбросил эту подушку и сказал: «Если можешь, то совершай земной поклон на землю, а в противном случае кивай головой, и делай свой земной поклон ниже, чем поясной поклон». (аль-Бейхакы) – слабый в виде марфу’, но установленный в виде маукуф (слова Джабира). Сказал Абу Хатим: «Это – ошибка, но правильно – то, что он остановленный (маукуф) на Джабире». («аль – ‘Иляль» Ибн Аби Хатим).

1140. Если начал намаз сидя по уважительной причине, но потом в намазе почувствовал способность стоять – встает и продолжает намаз, не совершая его заново. Потому что он начал намаз так, как приказал ему шариат, и нет довода на аннулирование его намаза.

1141. Если человек способен стоять, опираясь на что-либо (как палка и т.п.) – лучше сесть, будь-то в обязательном или желательном намазе.

Довод – хадис ‘Имрана ибн Хусейна (см. вопрос 1136). Ведь в нем не сказано: «…если не можешь стоя, тогда опираясь на палку». А если человек оперся на палку в обязательном намазе хотя бы на мгновение без нужды так, что если бы ее убрали, то он бы упал, то его намаз недействительный, потому что у него нет одного из столпов намаза, а это — стояние.

«أن النبيﷺ لما أسنَّ اتخذ عِصيّا و كان يتَّكؤ عليه في الصلاة و هذا في النافلة»

В добровольных намазах — пришел хадис Умм Кайс дочери Михсана (محصن) о том, что когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал пожилым, он взял себе палку и опирался на нее, и это было в добровольном намазе (аль-Хаким). Достоверный. А также хадис ас-Саиба ибн Язида (см. впорос 987).

1142. Если больной не может совершать намаз даже сидя – совершает его на боку (см. вопрос 1136).

1143. Действителен ли намаз лежа на спине, если человек был способен совершить его на боку – нет.

Довод – хадис ‘Имрана ибн Хусейна (см. вопрос 1136).

1144. На каком боку совершается намаз — на правом или на левом – на правом.

Довод – см. вопрос 184. Это потому что в шариатских контекстах не пришло указание на какой именно бок ложится.

1145. Если человек неспособен обозначить поясные и земные поклоны даже киванием головы – произносит слова языком, и намеревает дела сердцем.

Довод – см. вопрос 401. И обозначать поясной и земной поклоны путем движения век не нужно из-за отсутствия довода на это. А также потому движение век не имеет к поясному и земному поклонам никакого отношения, в противоречие киванию головой, ведь как в поклонах, так и в кивании есть что-то общее, а это — наклонение. А если человек не способен произносить даже слова, тогда обязательность намаза спадает с него ин шаа Аллах, ведь намаз это – дела и слова, а он в постановлении потерявшего сознание, и ему записывается награда за намерение.

1146. Как совершать намаз сидя – как угодно, главное чтобы это называлось сидением. Потому что нет относительно формы сидения никакого достоверного довода.

Примечание: хадис ‘Айши: «Я видела, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершает намаз, скрестив ноги (по-турецки)» . (ан-Насаи, Ибн Хузейма и аль-Хаким) – слабый, больной (му’аль). В нем: иснад хадиса внешне достоверный, но в нем уединение Хафса ибн Гияса, который противоречит другим, не упоминувшим эту форму сидения (см. книгу шейха Мукбиля «аль-Ахадис аль-Му’алля захируха сыхха»).

Сказал шейх Ибн Хизам на уроке: «Эта форма сидения достоверно установлена от Ибн Мас’уда, Анаса, Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара». А что касается сидения на стуле, то лучше это оставить, потому что это не пришло ни в хадисах, ни в асарах.

1147. Если человек может совершать намаз стоя, но при условии оставлении коллектива – лучше отправиться в мечеть и совершать там сидя, но разрешено дома стоя. Потому что забота о коллективном намазе предпочтительнее. Это берется из того постановления, что лучше человеку совершать намаз за сидячим имамом сидя, вместе с тем, что он способен на стояние (см. вопрос 1046). И то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сильно заботился о коллективе так, что в тяжелейшей предсмертной болезни не оставил коллектив в мечети (там же).

mob_info